Морфологический разбор глагола упражнения 6 класс с ответами
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой(2) горе у самого моря. За деревя(н, нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…
Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.(4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.
Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды.
(По Р. Погодину)
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Приведём верное написание.
Дачный поселок расположился на песчаной (2) горе у самого моря. За деревянными домиками раскинулся сосновый бор. Внизу, под горой, серая лента шоссе. По одну её сторону заросли малины, черёмухи. По другую − песок, зелено-голубая осока, источенные водой камни и море.
Море неспокойное, но прекрасное. Оно волнуется, вздыхает. Это ветер треплет его пенистые волны, и они выплёскиваются на берег. А бывает, заспорит (3) (возможно: заспорят (3) ) о чем-то море с ветром. Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут. (4) Словно желая их приободрить, загудят на горе́ сосны: они ведь тоже с неистовым ветром не ладят.
Но чаще всего море спокойно и блестит, будто его начистили. В такие дни виден Кронштадт. Он за горизонтом, и поэтому кажется, что трубы судоремонтных верфей выходят прямо из воды.
(По Р. Погодину)
Ученики 6 класса не изучали тем «Причастие» и «Деепричастие» и не знают правил о правописании не с причастиями и деепричастиями. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах тоже не изучали.
Ученики 6 класса не изучают причастия и деепричастия по программе Ладыженской. На сайте есть варианты, которые полностью соответствуют этой программе. Ученикам, которые учатся по программе Разумовской, полезны будут варианты, в которых есть требуются знания о причастии и деепричастии.
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром.
В выделенном предложении количество букв и звуков не совпадает в слове БЫВАЕТ. В этом слове гласная Е даёт после гласного А два звука: [й’] [э]. [бывай’эт].
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке
ВПР русс.язык Н.А.Сенина (ФГОС) соответствует учебнику Ладыженская учебнику 6-ой класс,но почему-то на ВПР нужно дать уровень 7-8 класс,хотя ученики обучаются по шестому классу.С чем это все связано? Занизить всем ученикам отметки?
В предыдущем задании я Вам уже ответила. Вас никто не обязывает заниматься по нашим вариантам, можете пользоваться другими источниками, но наши варианты приведены в соответствие с демоверсией ВПР нынешнего года, причастия и деепричастия из заданий убраны.
Нас обязывает школа,или у нас каждый школьник имеет право писать ВПР,который он захочет?
Школа выбирает, какие ВПР будут писать учащиеся.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
песч ан ой ← песок (суффиксальный способ)
Морфологический разбор слова
заспорит (3)
1. Заспорит (что сделает?) − глагол, н. ф. − заспорить.
2. Пост. — сов. вид, невозвр., непереход., II спр.; непост. − в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., ед. ч.
Возможно: заспорят (3) .
В последнем случае в разборе изменяется только число глагола − мн. ч.
Синтаксический разбор предложения
прил. Тяжёлые сущ. валы глаг. нальются прил. безысходной сущ. яростью , глаг. заревут , глаг. загрохочут . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).
В данном задании есть форма » деепр.» и прич.оборот,который не изучается в 6-х классах.А также,при морфологическом разборе глаголов,не проходят в шестом классе наклонения,переходные/непереходные глаголы.В общем,кто занимается по учебникам Ладыженская,этот ВПР НЕ соответствует.Но такие задания присутствуют на ВПР в 6-х классах.Поэтому все получают плохие оценки,а объясняют на «собаках» и «котах»- а ВПР дают для 7-х классов 6-ым. Результат-у всех плохие оценки.
В данном и последующих заданиях не проверяются знания по причастиям и деепричастиям. В текстах иногда встречаются эти части речи, как и любые другие, не изученные до 6 класса (предлоги, наречия, частицы и т.д.), но орфограмм и пунктограмм, связанных с ними, для самостоятельного исправления или дополнения учащимися нет. Если причастия и деепричастия встречаются в текстах, то максимально, что от ученика требуется, это грамотно их переписать, как и другие слова. Грамотному списыванию текста специально обучают в начальной школе, а к программе 6-го, 7-го классов это приоритетного отношения не имеет. Что касается морфологического разбора глагола, то это программный материал 6 класса и по программе Ладыженской тоже. Глагол полностью изучается в 6 классе, поэтому категории, встречающиеся в морфологическом разборе: наклонение, переходность и др. — это всё учащиеся должны знать в 6 классе, независимо от того, по какой программе они обучаются. Удачи на ВПР!
В задании номер 1 ученики САМИ должны поставить запятые,тем самым выделить причастие и деепричастие,а не «просто списать». Тема:»глагол» в учебнике Ладыженская 2 часть изучается последней,в мае. ВПР пишется в начале апреля.Поэтому ответа на вопрос мы также не услышали.Может давать ВПР в мае,а не в апреле? Тогда мы будем удачно их писать,и методически правильнее давать ВПР не в начале апреля,а в конце мая,тем самым не «подлавливать» учеников в их знаниях.
По поводу сроков ВПР вопрос не к нам)) В текстах первого задания нет ни одной запятой при причастных и деепричастных оборотах, которую надо поставить ученикам — запятые расставлены. Будьте внимательнее.
Источник
Тренинг "Морфологический разбор"
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)
Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.
Ответ:
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) приятно (когда?) зимой
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;
3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)
1) Глагол, н.ф. – позволить;
2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) приятно (что сделать?) позволить
1) Местоимение, н.ф. – себя;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;
3) позволить (кому?) себе
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного
1) Предлог,
2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание ( о) лете, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – лето;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) помечтать (о чём?) (о) лете
Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Вот бы оно поскорее пришло!
Ответ:
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)
3) членом предложения не является
1) Частица,
2) постоянные признаки: формообразующая;
3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является
1) Местоимение, н.ф. – оно;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) оно
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) пришло бы (когда?) поскорее
1) Глагол, н.ф. – прийти;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.
3) оно (что сделало бы?) пришло бы
Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.
Ответ:
1) Глагол, н.ф. – любить;
2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать ( люблю — часть составного глагольного сказуемого)
1) Глагол, н.ф. – полежать;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать – часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – солнышко;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю полежать (где?) (на) солнышке
1) Глагол, н.ф. – поплескаться;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю поплескаться (поплескаться – часть составного глагольногосказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – вода;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю поплескаться (где?) (в) воде
1) Глагол, н.ф. – побродить;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить – часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – лес;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу
Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):
1) Деепричастие,
2) постоянные признаки: НВС;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. – вдыхать;
2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
1) Прилагательное, н.ф. – смолистый,
2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый– часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
1) Существительное, н.ф. – воздух;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (воздух – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.
Ответ:
1) Местоимение, н.ф. – он;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) он
1) Прилагательное, н.ф. – чистый;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) чист
1) Союз,
2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
1) Прилагательное, н.ф. – свежий;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) свеж
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) чист и свеж (когда?) утром
1) Союз,
2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
7. Не
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);
3) членом предложения не является
1) Глагол, н.ф. – высохнуть;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;
3) роса (что сделает?) высохнет
1) Существительное, н.ф. – роса,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;
3) (что?) роса
Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. – сиять;
2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи):
1) Причастие, н.ф. – сияющий;
2) постоянные признаки: НСВ, действительное, настоящего времени; непостоянные признаки: ед. ч., ж.р., И.п.;
3) роса (какая?) сияющая на траве (сияющая – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: пространственный, непроизводный, простой:
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) траве, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – трава,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.
3) роса (какая?) сияющая на траве (сочетание (на) траве – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)
Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении.
По-моему, лето лучше зимы.
Ответ:
1) Наречие,
2) постоянные признаки: знаменательное;
3) членом предложения не является: вводное слово
1) Существительное, н.ф. – лето,
2)постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл. , ед.ч.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (что?) лето
1) Прилагательное, н.ф. – хороший;
2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения, простая;
3) лето (каково?) лучше ( нулевая связка)
1) Существительное, н.ф. – зима;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.
3) лучше (чего?) зимы
Источник
Упражнения по теме «Глагол»
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал 3 , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел 3 .
Книги говорили 3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться 3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит 3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор указанных слов.
Тест по теме «Глагол»
1. В каком ряду все слова являются глаголами?
А ) выписал, замерз, куплю, забыт
Б) построен, нарисовала, берег, сшит
В) одет, смел, съел, сходите
Г) выдержишь, дам, отбил, сотри
2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
А ) люблю, придумывал, работать, спел
Б) заснул, открылся, бегите, ищу
В) вспомню, покорми, прошелся, увижу
Г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем
3. В каком ряду все глаголы являются переходными?
А ) лягу, помогу, уберу, сделаю
Б) учу, узнаем, принесите, сочиняю
В) встать, ползти, сплетничать, синеть
Г) танцуешь, смущаться, выбрать, несу
4. В каком предложении нет разноспрягаемого глагола?
А ) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
Б) Многие книги дарят нам радостные минуты.
В) Он хочет научиться всему хорошему.
Г) Конь бежит — земля дрожит, из ноздрей дым валит.
5. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно?
А ) промолвила — глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице
Б) искать — глагол несовершенного вида, переходный, возвратный
В) надеется — глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе
Г) шуметь — глагол I спряжения, в неопределенной форме
6. У какого из выделенных глаголов неправильно определены грамматические признаки в предложении «И пусть он кажется неблагодарным, пусть даже не чувствует ее любви, как воздуха, которым дышит, — ей ведь и не нужно награды иной, кроме сознания, что без нее не мог бы прожить ни дня» ?
А ) чувствует — глагол несовершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе, в предложении является сказуемым
Б) дышит — глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, II спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице в единственном числе, в предложении является сказуемым
В) (не)мог бы — глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, I спряжения, условного наклонения, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде, входит в состав сказуемого
Г) прожить — глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, неизменяемая форма (инфинитив), входит в состав сказуемого
7. Глагол обозначает действия, протекающие различно. Какому наклонению соответствует каждое из указанных действий по характеру протекания?
1. Действие реально происходит во времени.
2. Действие возможно лишь при определённом условии.
3. Действие, к которому говорящий побуждает или запрещает его совершать.
А) Повелительное наклонение.
Б) Условное наклонение.
В) Изъявительное наклонение.
8. В каком предложении глагол повелительного наклонения?
А) Знаете ли вы украинскую ночь?
Б) О муза, расскажи торжественный поход
В) Петя проболел всю зиму.
Г) Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
9. Определите форму наклонения у глаголов.
1. Вьюги да метели под февраль полетели.
2. Береги платье снову, а честь смолоду.
3. Кабы, знал, где упасть, так соломки бы подостлал.
А) повелительное наклонение.
Б) условное наклонение.
В) Изъявительное наклонение.
10. Определите время глаголов в предложениях.
2. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно.
3. Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят.
А) Настоящее время.
Б) Будущее время.
В) Прошедшее время.
11. Как связаны грамматические признаки глагола «время» и «вид»?
А) Глаголы совершенного и несовершенного вида имеют одинаковое количество форм времени: настоящее, прошедшее, будущее.
Б) Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее.
В) Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее и прошедшее, а настоящее время у них отсутствует.
12. Определите время и вид глагола.
Источник
3.7.4. Морфологический разбор глаголов
Упражнение 97. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте полный морфологический разбор глаголов, над которыми стоит цифра 3 .
1. К..мпании захотел 3 – ступай 3 в лавоч..ку. Невежл..вого слова никогда не услыш..ш.. 3 : всякий говорит тебе «вы». Наскуч..ло 3 и..ти – берёшь изво..ика (Гоголь). 2. Да здра..ствует со..нце, да скро..т..ся 3 мгла! (Пушкин). 3. Я не буду особенно гнат..ся 3 за об..ёмом книги (Чехов). 4. С нею совет..вались 3 о разных делах (М. Горький). 5. Пришлось ему в поле ноч..вать (Гаршин). 6. Не рас..каж..ш. не опиш..ш. что за жиз..нь, когда в бою за чужим огнём услыш..ш.. артил..ерию свою (Твардовский). 7. Всегда непр..ятно вид..ть, что человек, которого ты счита..ш.. хуже и ниже себя, люб..т или ненавид..т 3 то же, что и ты (М. Горький). 8. Да что же вы все от меня хорон..тесь 3 ? (Тургенев) 9. Куча мальчишек полощ..т..ся в реке (Гоголь). 10. Кто говорит, тот се..т, кто слуша..т, тот пож..на..т (пословица). 11. Полёт его [орла] такой спокойный: каж..т..ся, это мальчики змей запустили и где-то держ..т 3 невидимую нить (Пришвин). 12. Слишком многих друзей не доклич..т..ся повидавшее смерть поколение, и обратно не всё увелич..т..ся в нашем, горем испытанном зрени.. (Симонов). 13. Ве..т 3 белые султаны, как степной ковыль, мчат..ся пёстрые уланы, подымая пыль (Лермонтов). 14. – Гон..т Ивана Сидорова на воен..ую службу, – гор..чо продолжал Сердюков (Куприн). 15. Тяж..лые, свинц..вые тучи низко стел..т..ся над тёмным лесом (Сартаков). 16. Из уз..ньких щ..лок ж..лто масл..т..ся круглые с наглинкой глаза (Шолохов). 17. Мелька..т и жуж..ат колос..я надо мной и кол..т 3 мне глаза (Майков). 18. Я человек (вос..м..) десятых годов. Не хвал..т это время (Чехов). 19. Так как вы об нём не услыш..те ни от кого, кроме меня, то поневоле должны д..вольств..ват..ся этим воображением (Лермонтов). 20. К..м..дия и в..д..виль верт..т..ся на эф..ектах, конеч..но, весьма незатейливых и невин..ых, но тем не менее пустых и н..чтожных (Белинский). 21. Рабочие являлись в его глазах скопищ..м воров и разбойников, которые тащ..т на сторону его золото (Мамин-Сибиряк). 22. Небось, отдыш..т..ся 3 , ещё нас с тобой пер..живёт. Иной сряду три..цать лет кашля..т и всё равно что с гуся вода! (Салтыков-Щедрин). 23. Вот кладут ковёр в телегу, став..т в ноги ящик с (сам..) варом (Тургенев). 24. Море лю..ское чуть слышно шумит, колыш..т..ся (Н. Островский). 25. А обид..ш.. – в ногах у неё буд..ш.. валят..ся 3 (Гладков). 26. Пусть повер..т 3 сын и мать в то, что нет меня (Симонов). 27. Вы не буд..те рас..ка..ват..ся 3 , что ко мне зашли (Крылов). 28. Листовки должны накле..ват..ся не (кое) как – лишь (бы) только держались 3 , а так, чтобы их трудно было содрать (Катаев). 29. От оз..ряемой кострами колон..ады отскак..вали всадники на худых лошадёнках (А.Н. Толстой). 30. Чтоб достич.. этого, он не брезг..вал ничем (М. Горький). 31. «Подумайте 3 хорошенько: не говорит ли вам чего (нибудь) совес..ть?» – «Господин Печорин! – закричал драгун..ский капитан, – вы здесь не для того, чтоб исповед..вать» (Лермонтов). 32. Некоторые догад..вались об истин.. и утв..рждали, что виновником этого ужас..ного бе..твия был сам Дубровский (Пушкин). 33. Он очень обрад..вал их своим пр..ездом (Гоголь). 34. Мой сосед, земский начальник Хотинцев, запр..тил своей пр..слуге бесед..вать по вечерам с моей кухаркой (М. Горький). 35. Зная эту его слабость, к нему навед..вались самые разные пос..тители (Федин). 36. Майя пр..выкла всех попр..влять и всех воспит..вать (Федин). 37. Скажите 3 , вашею душ..й какое чу..ство овладе..т, когда недвижим, на земле, пред вами, с смерт..ю на челе, он постепенно кост..не..т? (Пушкин). 38. Савел..ич был так пораж..н моими словами, что всплес..нул руками и остолб..нел 3 (Пушкин). 39. Посмей кто тронуть Трофимова, искров..ним до смерти (Станюкович). 40. Ни разу не загляд..вала она в своё лич..ное буду..щее, точ..но жиз..нь её окост..н..ла и не должна была и не могла никогда изменит..ся (Телешов). 41. Мачеха, воз..мев намерение влепить Лёшке затрещину, промахнулась, попала по гвоз..дю и окров..н..ла 3 всю руку (Лавренёв). 42. Эта ап..ат..ия не дерев..н..т его [Обломова] чу..ства, не отнимает от него способности думать и мечтать (Писарев). 43. Груня целый день провела в седле, у неё одерев..н..ли ноги, болела спина (Закруткин). 44. В гостин..ых рядах много лавок позакрывалось, иные купцы обезденеж..ли 3 от поборов, иные до лучших времён припрят..вали товары и деньги (А.Н. Толстой). 45. Далёкая, тяж..лая дорога на Урал обезденеж..ла переселенц..в (Закруткин). 46. Лаврецкий не дал горю обе..сил..ть себя (Писарев). 47. Улиц.. обезлюд..ли (Шолохов). 48. Чистое небо усе..лось мил..ионами звёзд (Пушкин). 49. Мать леле..ла и бал..вала его (Гончаров). 50. Груп..а Пархоменко ра..се..ла банды Махно (Иванов). 51. Рота быстро иста..ла (Певенцев).
Источник
Урок-зачет по теме "Морфологический разбор глагола"
1) Какая часть речи называется глаголом? (Часть речи, обозначающая действие предмета).
Общее грамматическое значение глагола | Примеры |
действия, связанные с трудовой, умственной и речевой деятельностью. | Сказать, связать, рыть, соображать, решить, учиться, точить. |
2) Какие характеристики имеет глагол? (Вид, переходность, спряжение , наклонение, время, число, лицо, род(если есть)).
3)Чем отличаются друг от друга глаголы несовершенного и совершенного вида?
(Для глаголов совершенного вида- это значение законченности, результата действия, однократности.
Для глаголов несовершенного вида — это значение повторяемости или длительности действия).
4) Как различаются переходные и непереходные глаголы? (Переходные глаголы- это глаголы со значением действия, которые направлены на предмет. Они сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога. Остальные глаголы- непереходные).
5) Какие наклонения имеет глагол? (Изъявительное, повелительное, сослагательное (условное)).
6) Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями? (спряжение надо определять по неопределенной форме глагола).
7) Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым).
3. Изучение нового материала.
Морфологический разбор глагола (Порядок морфологического разбора глагола имеется в учебнике). Для отработки данного навыка предлагается совместный разбор двух различных глаголов с комментариями учителя.
- запишите предложения, разберите их по членам.
1 вариант — На холмах маяки блистают.
2 вариант — Осенью солнце редко блистало.
- разберите глаголы 1 вариант- блистают , 2 вариант- блистало.
4. Формирование умений и навыков.
Зачетная работа: комплексный анализ текста.
Часть 1.
Прочтите текст и выполните задания А1-А6, В1-В4. |
(1)Прекрасен зимний лес и загадочен. (2) Кажется, что он спит под белой пушистой шапкой непробудным сном, а время для него прекратило свой бег навсегда. (3) Но это не так: по пути встречаешь на снегу следы зверей и птиц. (4) Они говорят о том, что жизнь в лесу продолжается и течет по своим особым законам.
(5) Вот зайка сделал круг по полянке и скрылся обратно в чаще. (6) А это прошел сохатый — о нем поведали обглоданные ветви осины. (7) Тянется от ели к снежному пригорку и обратно цепочка беличьих следов. (8) Пригорок оказывается пнем, занесенным по самый верх снегом, вокруг которого лежит шелуха от шишек. (9) Здесь белочка завтракала.
(10) Прилетела сорока и , усевшись на соседнюю березу начала стрекотать. (11) Потом спустилась, воровато оглядываясь, осторожно подошла к пню. (12) Может, и ей на завтрак что-нибудь перепадет?
А1. Определи тему текста.
1) Звери в зимнем лесу.
2) Жизнь продолжается.
3) Прекрасен зимний лес.
4) Зимний сон природы.
А2. К какому типу речи относится текст?
1) повествование
2) описание
3) повествование с элементами рассуждения
4) рассуждение
А3. Определи стиль речи
1) разговорный
2) официально-деловой
3) художественный
4) научный
А4. Укажите верную морфологическую характеристику слова тянется (предложение 7).
1) глагол будущего времени;
2) глагол изъявительного наклонения;
3) переходный глагол;
4) глагол совершенного вида.
А5. Укажите ошибку в определении спряжения глагола.
1) спит (предложение 1) 2-спряжение
2) встречаешь (предложение 3) 1-спяжение
3) продолжается (предложение 4) 2 спряжение
4) лежит (предложение 8) 2спряжение
А6. Укажите ошибку в определении времени глагола.
1) Говорят (предложение 4)-настоящее время
2) скрылся(предложение 5)-прошедшее время
3) тянется (предложение 7)-настоящее время
4) перепадёт (предложение 12)- прошедшее время
В1. Укажите способ образования слова прилетела.
В2. Из предложений 2-4 выпишите глаголы 1 спряжения, настоящего времени, 3- лица, единственного числа.
(Ответ: продолжается, течёт).
В3. Из предложений 1-5 выпишите глаголы несовершенного вида.
(Ответ: спит, встречаешь, говорят, продолжается, течёт).
В4. В 11 предложении укажите непереходный(ые) глагол(ы).
(Ответ: спустилась, подошла).
Часть 2.
Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Глаголы настоящего времени».
Источник