Научные исследования цели методы виды

Научные исследования: цели, методы, виды

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи

Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.

Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания -^/наблюдением и экспериментом.

Наблюдение — это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент — это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. -В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования. Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.

Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.

Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывав ют новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.

Цель разработки — преобразовать прикладные (или теоретические) исследования в технические приложения. Они не требуют проведения новых научных исследований.

Конечная цель разработок, которые проводятся в опытно-конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах, — подготовить материал для внедрения.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:

1) формулирование темы;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований.

Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы — это важный этап в разработке научного исследования.

Научные исследования классифицируют по различным признакам:

а) по видам связи с общественным производством — научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства;

научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;

теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;

б) по степени важности для народного хозяйства

— работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;

— исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;

в) в зависимости от источников финансирования

— госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

— хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

г) по длительности разработки: долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;

Читайте также:  Отопластика разговор не для чужих ушей

Источник

Назовите основную цель научной деятельности, основные показатели научной новизны, три основные критерия научной значимости работы.

Основная цель научной деятельности – производство нового знания и обеспечение возможности его дальнейшего использования.

Критерии новизны:

ü Новизна вводимого в научный оборот материала

ü Новизна метода исследования, подхода, угла зрения

ü Новизна выводов и заключений

Критерии научной значимости работы:

· Научная актуальность темы исследования (срочная необходимость ее разработки)

· Очевидные элементы научной новизны (с точки зрения материала, метода, заключений)

· Адекватное применение научного аппарата (система ссылок, примечаний, при необходимости – указателей и т.д.)

Укажите основные отличия научного произведения от научно-популярного, основные отличия учебной работы от научной.

Отличия научного произведения от научно-популярного:

ü Н.-п. направлено на предельно широкий круг читателей

ü В н.-п. информацию, добытую непосредственно автором, или авторскую мысль, концепцию не обязательно четко отделять от сведений, взятых из чьих-то трудов.

Отличия учебной работы от научной:

ü У. работа предполагает коммуникацию между учащимся и обучающим, а в н. работе – между автором и определенной частью научного сообщества.

Назовите самые общие условия успешной коммуникации, применимые в том числе к курсовым и квалификационным работам.

1) Сообщение должно начинаться с представления некой сигнальной информации, призванной привлечь внимание адресата и убедить его в необходимости получить ваше сообщение.

2) Оно должно быть изложено таким языком, построено таким образом и нести такую информацию, чтобы вызвать предполагаемую реакцию адресата.

4. В чем по преимуществу состоит назначение курсовой работы? Какими соображениями определяется выбор темы курсовой работы?

Назначение курсовой работы –овладение умениями и навыками, необходимыми для научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов.

o Темы курсовых должны формулироваться таким образом, чтобы студент в ходе работы над ними мог научиться ориентироваться в проблематике, в которой он будет искать направление дальнейшей специализации.

o Выбор темы курсовой должен определяться задачами последовательной специализации в определенной тематике от первого курса до выпускного.

Что такое объект и предмет изучения? Зачем надо их определять?

Объект изучения –процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет изучения –те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы поиска в каждом объекте.

Определение объекта и предмета необходимо для того, чтобы четко обозначить границы специализации исследования и не заходить на «поле» чужой специальности.

6. В чем заключаются функции научного руководителя при подготовке курсовой работы?

Научный руководитель помогает студенту или соискателю ученой степени сформулировать тему, составить план работы. Он оказывает содействие в подборе источников и литературы, предоставляет консультации по вопросам, возникающим в процессе работы, оценивает качество и степень готовности отдельных ее частей и текста в целом.

Чем различаются «область описания» и «элемент описания»? Какие области и элементы описания наиболее существенны для библиографического списка к курсовой и квалификационной работы? Какими знаками препинания разделяются области описания в библиографической записи?

Области описания –крупные блоки информации в библиографическом описании, а элементы описания –блоки, включенные в них.

Область заглавия и сведений об ответственности, элемент описания: основное заглавие

· Фамилия автора и инициалы

Область издания, элемент описания: сведения об издании

Область выходных данных, элементы описания: первое место издания, имя издателя, дата издания.

Области описания отделяются точкойи тире.

Что такое «реферат»? Каково его практическое назначение? Назовите виды рефератов, укажите их признаки. Что такое конспект, чем он отличается от реферата?

Реферат – обобщенное изложение содержания какого-либо текста.

Виды рефератов:

· Простые (излагает содержание одной статьи или книги)

· Сводные (несколько работ по одной проблематике)

· Реферативный (аналитический) обзор (сопоставление нескольких работ, их анализ, высказывание референтом своей точки зрения на проблему. Одна из форм научной работы).

Конспект –результат извлечения из реферата конкретизирующей информации, посредством чего получаются тезисы и записи тезисов в логической последовательности.

Чем обусловлена научная актуальность темы курсовой и квалификационной работы? В каких целях автор обосновывает актуальность темы? Каким образом это обоснование помогает в работе над курсовой?

Актуальность темы обусловлена возможностью получить в результате разработки соответствующей темы новое, актуальное знание по конкретному кругу проблем.

Автор обосновывает актуальность темы с целью выявления научного потенциала темы, т.е. выявления возможности ценного вклада в науку в ходе соответствующих исследований.

13. Назовите главную особенность формулировок цели и задач исследования. Какие ошибки чаще всего совершают авторы курсовых и квалификационных работ, формулируя цель и задачи? Как задачи работы соотносятся с целью исследования? Как сформулированные во введении задачи связаны с содержанием заключения к научной работе?

Формулировка целей и задач говорит о результатах, которых автор намерен достичь в ходе поисковой и аналитической деятельности, т.е. о получении некоего знания. Распространенные ошибки:

· Речь не идет о целях и задачах, которые ставятся перед текстом работы

· Не следует путать результат, которого автор намерен достичь, с методами достижения результата

· Название работы, как и заглавие не берутся в кавычки, точки после названий заголовков не ставятся

Читайте также:  На волне пандемии что происходило в экономике России в 2020 году

Цель формулируется одна, а задачи – своего рода ступени к достижению цели.

Отчетливо поставленные автором задачи дают возможность написать осмысленное и информативное заключение.

14. Какие основные требования предъявляются к заглавиям глав и параграфов? Нужно ли брать в кавычки название работы на титульном листе, заголовки глав и параграфов в оглавлении и тексте работы? В каких случаях кавычки необходимы? Нужно ли ставить точку после названия работы на титульном листе, после заглавий глав и параграфов в оглавлении и тексте работы?

Заголовки глав и параграфов должны носить проблемный характер.

Название работы, заголовки глав и параграфов не надо брать в кавычки.

ДОПИСАТЬ.

Не нужно ставить точку после названия, заглавий и глав параграфов…

15. Назовите основные требования к рубрикации текста, основные таксономически равные рубрики курсовой и квалификационной работы. Каким образом обозначается иерархическое соподчинение структурных элементов текста работы? Какому принципу в идеале должна подчиняться разбивка текста на главы, а глав − на параграфы? Какие правила предусматривает данный принцип?

Основные требования к рубрикации текста:

· Должна отражать логику изложения

· Графическое отделение одной части от другой (посредством заголовков и нумерации)

· Должна содержать как единицы таксономически равные (введение, главы, заключение, библиография), так и иерархически соподчиненные (главы-параграфы)

Соподчиненность может выражаться отступом или подбором иерархически подчиненных заголовков относительно левого края страницы, изменением шрифта, нумерацией.

Принципы деления понятия:

· Перечисление всех видом делимого понятия

· Неизменность признака деления

· Члены деления исключают друг друга, а не соотносятся как часть и целое

· Непрерывность деления, исключающая логическую ошибку «скачка в делении»

Назовите основную цель научной деятельности, основные показатели научной новизны, три основные критерия научной значимости работы.

Основная цель научной деятельности – производство нового знания и обеспечение возможности его дальнейшего использования.

Критерии новизны:

ü Новизна вводимого в научный оборот материала

ü Новизна метода исследования, подхода, угла зрения

ü Новизна выводов и заключений

Критерии научной значимости работы:

· Научная актуальность темы исследования (срочная необходимость ее разработки)

· Очевидные элементы научной новизны (с точки зрения материала, метода, заключений)

· Адекватное применение научного аппарата (система ссылок, примечаний, при необходимости – указателей и т.д.)

Источник

4.1. Понятие научного исследования. Его цели, задачи, субъекты, объекты, средства, результаты.

Формой существования и развития научного познания и науки в целом является научное исследование. Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, направленной на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научное исследование представляет собой целенаправленное познание действительности, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие специфические признаки:

— это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

— это процесс, направленный на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

— научное исследование отличается систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

К внутренним компонентам научного исследования относят цели, задачи, субъекты, объекты, средства, результаты.

Цели и непосредственные задачи научного исследования состоят в том, чтобы в процессе всестороннего изучения объекта было получено новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. При этом необходимо найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть проникнуть в их глубинную сущность.

Субъектами научного исследования могут выступать: отдельный индивид – ученый-исследователь; коллектив – научная группа, научное сообщество; общество в целом (здесь на первый план выдвигается проблема социальной организации науки).

Объектом научного исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

В качестве основных средств научного исследования применяют следующие: научные методы, всесторонне обоснованные и сведенные в систему; знаковые средства – строго определенные понятия и термины, связанные между собою и образующие характерный язык науки. Важное место занимают и материально-технические средства научного исследования, которые включают специальные приборы, установки, любые другие технические средства получения и проверки информации, оперирования и обмена ею в различных целях (персональные компьютеры, Интернет, программное обеспечение, электронные информационные базы данных и т. д.).

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Современные научные исследования во всех развитых странах мира поглощают весомую часть совокупного национального продукта (в США и России около 3%). Научные исследования оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни, экономический и технический прогресс, управление общественными институтами и т. д. Поэтому проблема их финансирования, планирования, организации, эффективности образует одну из центральных проблем государственной политики. В связи с этим широко начали развиваться исследования по организации, экономике и методологии научных исследований. Методы и навыки научных исследований находят широкое применение за границами науки при решении многих экономических и социальных задач.

Читайте также:  Конкурс Алло мы ищем таланты 2020

Источник



Цели научной деятельности и его результаты

Результат научной деятельности определяется как степень достижения научного, научно-технического, экономического и социального эффектов, которые характеризуются следующим образом:
– научный эффект, как прирост информации, предназначенной для «внутринаучного» потребления.
– научно-технический эффект, как возможность использования результатов научных исследований в других НИОКР и получения информации, необходимой для создания новой продукции;
– экономический эффект, как величина прибыли за счёт использования результатов научной деятельности;
– социальный эффект, как степень влияния результатов научной деятельности на различные сферы деятельности современного общества.

Одной из основных задач ВУЗа является организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение научных или прикладных проблем и совершенствование профессионального образования студентов.

Цели научной деятельности ВУЗа предлагается распределить по трем основным группам:
а) Теоретические (научные):
проведение исследований по перспективным направлениям развития науки и техники в сфере деятельности надсистемы и ВУЗа;
б) Прикладные:
– разработка научных (научно-технических) проблем в сфере деятельности надсистемы и образовательном процессе ВУЗа;
– совершенствование и развитие исследовательской и опытноэкспериментальной базы научной и образовательной деятельности;
в) Образовательные:
– подготовка научных и научно-педагогических кадров;
– повышение научной квалификации научно-педагогического состава (профессорско-преподавательский состав и научные работники);
– обучение студентов основам научной и научно-технической деятельности.
Научная деятельность ВУЗа организуется и осуществляется на плановой основе и является должностной обязанностью научно-педагогического состава, докторантов и аспирантов.

Основной формой организации научной деятельности ВУЗа являются научные проекты, которые могут быть классифицированы по таким основаниям,как
-уровень и структура разрабатываемых проблем,
-предметная направленность,
-состав участников,
— тип заказчика,
-характер финансирования
— время выполнения

Основными задачами ВУЗа в области научной деятельности являются :
– организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
– развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.

Высшие учебные заведения (научные организации) самостоятельно осуществляют текущее и перспективное планирование научной и инновационной деятельности, определяют виды работ, условия финансирования, состав исполнителей .

Планирование научных исследований в высших учебных заведениях (научных организациях) осуществляется, как правило, в соответствии с основными научными направлениями ВУЗа (научной организации) .

В тематический план на конкурсной основе включаются инициативные фундаментальные исследования, поисковые и рисковые работы, направленные на создание опережающего научного задела, а также отдельные прикладные разработки, способствующие развитию инновационной деятельности ВУЗа .

В целях организации эффективной научной и инновационной деятельности высшие учебные заведения (научные организации) осуществляют :
– тематическое планирование и определение приоритетов, поддержку научных школ и коллективов, занимающих передовые позиции в отечественной и мировой науке;
– привлечение финансовых ассигнований из различных источников;
– организацию экспертизы научных тем и инновационных проектов, представляемых для финансирования по единому заказ-наряду и включения в число участников межвузовских и региональных научно-технических программ;
– создание систем коллективного пользования и централизованного обслуживания научных коллективов ВУЗов оборудованием, материалами, комплектующими изделиями;
– разработку организационной структуры научного учреждения, правовых и экономических основ его деятельности;
– контроль за организацией научных исследований, реализацией инновационных проектов, эффективным использованием и развитием научной и экспериментально-производственной базы ВУЗа;
– изучение отечественного и зарубежного опыта, проведение научных конференций и семинаров, активной рекламной и пропагандистской деятельности.

Основными задачами высших учебных заведений в области научноисследовательской деятельности являются:
– приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;
– обеспечение подготовки в ВУЗах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
– исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
– эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;
– развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования ВУЗовских разработок в производстве;
– развитие инновационной деятельности ВУЗов с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий;
– создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития ВУЗовской науки и выхода научных коллективов ВУЗов на мировой рынок высокотехнологичной продукции;
– расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научнотехнической продукции;
– создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;
– развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности.

Источник