Научные представления о результатах образования путях их достижения и способах оценки

Научный результат

Научный скептицизм — Научный скептицизм (англ. scientific skepticism, rational skepticism, иногда skeptical inquiry)  философская позиция, согласно которой все утверждения, не имеющие эмпирических доказательств, должны быть подвергнуты сомнению, а… … Википедия

Научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Источник: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127 ФЗ (ред. от 03.12.2012) О науке и государственной… … Официальная терминология

Научный и (или) научно-технический результат — – продукт научной и (или) научно технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. [Федеральный закон Российской Федерации № 127 ФЗ от 23.08.96 “О науке и государственной … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

НАУЧНЫЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ — продукт научной и (или) научно технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе … Юридическая энциклопедия

НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ — одна из трёх составных частей марксизма ленинизма; раскрывает общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистич. революции, построения социализма и коммунизма. Термин «Н. к.» (науч. социализм) употребляют также … Философская энциклопедия

Научный социализм — Эту страницу предлагается объединить с Научный коммунизм. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/18 августа 2012 … Википедия

Научный метод — В Викицитатнике есть страница по теме Научный метод … Википедия

Научный креационизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Креационизм (значения). «Научный креационизм» (англ. creation science  «наука о сотворении», или scientific creationism  «научный креационизм»)  течение в креационизме, в… … Википедия

Научный подход — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия

Источник



Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

«Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно добиться без качественного образования и Россия должна быть на шаг впереди в этой сфере.

Современные изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы дошкольные учреждения, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство гарантирует не только доступность, но и качество образования.

И большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:

качество образовательного процесса

качство результатов образовательной деятельности

Для каждого участника (дети, родители, педагоги, руководители) образовательных отношений качество дошкольного образования имеет индивидцальную характеристику.

Для детей: «хорший детский сад» — это где «много играют» и обучение проводится интересной для них игровой форме;

Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психтческого, физического, поддержание желания детей учиться.

Для педагога: сохранение здоровья психтческого, физического здоровья детей, успешное освоение основных образовательных знаний всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу, обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями и оборудованием.

Для нас, педагогов, представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований современного мира, предъявляемых к системе образования. Мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

К числу современных образовательныхтехнологий можно отнести:

1. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

2. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

• постановка и решение вопросов проблемного характера

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

• подражание голосам и звукам природы

• использование художественного слова

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

• Состояние и превращение вещества.

• Движение воздуха, воды.

• Свойства почвы и минералов.

• Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

• Виды строительных сооружений.

3. Путешествие по карте

• Природные ландшафты и их обитатели.

• Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

4. Путешествие по «реке времени»

• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

• История жилища и благоустройства.

3. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Требования к компьютерным программам ДОУ:

• Легкость для самостоятельных занятий детей

• Развитие широкого спектра навыков и представлений

• Развитие воображения, мышления, памяти

• Говорящие словари иностранных языков

• Простейшие графические редакторы

• Обучение чтению, математике

• Использование мультимедийных презентаций

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5. Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

6. Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

7. Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Читайте также:  V Всероссийский научно исследовательский конкурс для школьников Арктика 2021

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

9. Технология разноуровневого обучения

• это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

-это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.

10. Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».

11. Инклюзивное образование.

Включенное (инклюзивное) образование – процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ОВЗ. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.

Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Основной целью при использовании новейших технологий в образовательном процессе является – результат обучения дошкольников.

Результат обучения – важный компонент процесса обучения.Он соотносим с целью и задачами обучения и зависит от:

— адекватного выбора содержания, форм, методов и средств;

— имеющихся условий в ДОУ (организационных, педагогических, психологических, кадровых, научно-методических, материально-технических и др.);

— компетентности педагогического коллектива;

— мотивации, активности и личного опыта детей;

— от характера взаимодействия педагога, детей, родителей;

— от готовности педагогов отслеживать не только итоговый результат, но и ход процесса обучения и своевременно осуществлять коррекцию деятельности в этом процессе;

— от возможностей индивидуализации обучения (для достижения дидактических целей всеми детьми).

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

«Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» и ФГОС ДО Приступая к исследованию РППС группы перед нами встает вопрос о выборе инструмента измерений. Он должен быть надежным и проверенным. В качестве.

Средства достижения результатов, отвечающих современным требованиям дополнительного образования Средства достижения результата – это инновационные технологии, методы и приемы, применяемые педагогом в своей деятельности при работе по.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы ООПДО «Развитие речи» МАДОУ.

Анализ работы по внутренней системе оценки качества образования за 2017–2018 учебный год Оценка образовательной деятельности ДОООписание основной образовательной деятельности СП, включая коррекционную работу. Организационно-правовые.

Качество дошкольного образования: достижения, проблемы Качество дошкольного образования: достижения, проблемы. Аннотация: статья посвящена проблеме обеспечения современного качества дошкольного.

Методические рекомендации по разработке положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете Заведующий ДОУ Протокол № от ___ 20__ г. ___ Положение о системе внутренней.

Организация системы оценки качества образования в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №98» города Магнитогорска Подготовила учитель.

Реализация системы оценки качества образования в ДОУ Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте.

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.

Источник

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 08.07.2021).

Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,

2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),

3. Требования к условиям реализации образовательных программ.

В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с. 24]

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предметные результаты обучения

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». [2] В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Метапредметные результаты обучения

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7]

В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [3, с. 9–10]

В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [2, с. 53–57]. Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:

1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

— познавательной направленности и

Читайте также:  Аграрная сфера александра 2 мероприятия и результаты

Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

Личностные результаты обучения

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [2].

Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

Источник

Результаты обучения

Результаты обучения (learning outcomes) — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.

Термин «результат обучения» официально впервые был использован в документах Болонского процесса в 2003 году в коммюнике Берлинской конференции министров образования 1 . Болонский процесс — запущенный в 1999 года процесс создания единой общеевропейской системы высшего образования, в нем участвует 48 стран, включая Россию.

Одна из его целей — «создание системы зачетных единиц как надлежащего инструмента стимулирования наиширочайшей студенческой мобильности». Была запущена ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) — Европейская система перевода и накопления зачетных единиц. Это ориентированная на обучающегося система накопления и перевода зачетных единиц, основанная на прозрачности результатов обучения и процессов обучения, используется, например, при переходе из одного учебного заведения в другое.

Цель системы — способствовать процессам планирования, реализации, оценки, признания и легализации:

В системе, ориентированной на обучающегося, образовательные организации:

► способствуют и поддерживают обучающихся в формировании их индивидуальных образовательных траекторий и помогают им выстраивать собственный стиль обучения;

►дают обучающимся больший выбор в содержании, способах, скорости и месте обучения;

►используют «результаты обучения» и «трудоемкость для обучающегося» для оценки результатов обучения.

Результаты обучения, включая компетенции, в Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц рассматриваются как общие итоги обучения.

Результаты обучения должны:

►отражать связь преподавания, обучения и оценки;

► включать базу для оценки трудоемкости и распределения зачетных единиц;

►содержать четкие критерии оценки, включая как минимальные требования, так и ожидаемый уровень;

►оценивать как теоретические концептуальные знания, так и полученные профессиональные и общие навыки их использования;

►отражать желаемые результаты по окончании обучения, а не средства или процесс.

Основные показатели достижения результата обучения

Знания (knowledge) — это результат процесса познания реальности, обобщающий и систематизирующий полученную информацию, понятия, суждения, теории, представления о предметах и явлениях.

Характеристики знаний

Глубина — уровень усвоения сущности и взаимосвязей изучаемых предметов и явлений;

Гибкость — возможности применения знаний в различных условиях;

Прочность — длительность сохранения знаний;

Действенность — возможность применять знания в практических целях.

Умения (skills) — усвоенные способы выполнения действий, способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности в меняющихся условиях.

Навыки (habits, skills) — принимаемые, применяемые, а в ряде случаев и доведенные до автоматизма модели действий сотрудника как совокупность знаний, умений и мотивации применять их в своей деятельности.

Группы навыков

перцептивные (чувственные) — навыки, направленные на сенсорное восприятие окружающего мира и анализ полученной информации. Например, распознавание лиц и голосов;

умственные (мыслительные) — способности и методы осуществления мыслительной деятельности, включая концентрацию и распределение внимания, наблюдение, запоминание, целеполагание, образное представление, воображение,саморефлексию. Например, счет в уме;

двигательные (моторные) — крупная и мелкая моторика и в целом автоматизированное механическое воздействие на среду или предмет с целью его преобразования. Например, игра на музыкальном инструменте;

поведенческие (социальные) — модели поведения в определенных ситуациях, включая коммуникабельность, обучаемость, взаимодействие. Например, пользование столовыми приборами в заведениях общественного питания.

Сформированные компетенции

►способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;

►совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественной продуктивной деятельности.

«Таксономия образовательных целей» Бенджамина Блума (Benjamin Bloom) (1956) 2

Позволяет выразить результаты обучения через когнитивные навыки. Согласно этой классификации, существует шесть уровней (от простейших до сложных когнитивных навыков):

Уровень
результатов обучения

Описание уровня
результатов обучения

Примеры глаголов, описывающих
уровень результатов обучения

1. Фактические
знания (знать)

Помнить и уметь
воспроизводить фактическую
информацию

Знать: определять, перечислять,
указывать, помечать, называть

Демонстрировать понимание
идей и понятий

Понимать: описать, объяснить,
суммировать, интерпретировать,
иллюстрировать

Применять знания
в незнакомых ситуациях

Применять: демонстрировать,
использовать, вычислять, решать,
предсказывать, конструировать,
модифицировать

Структурировать и разделять
на части идеи и понятия

Анализировать: сравнивать,
классифицировать, различать,
идентифицировать, сопоставлять

5. Синтез, создание

Изменять и комбинировать
идеи для создания нового>

Создавать: развивать,
предлагать, формулировать,
проектировать, изобретать

Демонстрировать критическое
мышление и отстаивать свою
точку зрения

Оценивать: судить,
рекомендовать, оправдывать,
защищать, критиковать, определять

Наряду с когнитивными навыками Блума психолог Роберт Ганье (Robert Gagne) выделяет пять типов приобретаемых способностей как результатов обучения: интеллектуальные способности, вербальная информация, отношение, моторные навыки и когнитивные стратегии.

Результаты обучения по Ганье как педагогические цели и соответствующие им педагогические рекомендации 3

Результаты обучения

Педагогическая цель

Соответствующие
условия обучения

1. Интеллектуальные
способности:

►Правила высокого
порядка

Учащийся может вычислить
площадь трапеции

Объяснение правил:
вербальные инструкции
в отношении запоминания
правил и их применения

Учащийся выявляет
характеристики, общие для всех
млекопитающих

Учащийся должен представлять
желаемый результат;
рассматриваются основные
понятия по теме;
рассматриваются конкретные
примеры

Учащийся способен
классифицировать объекты
по цвету и размеру

Даются примеры:
учащийся сам приводит
примеры; подкрепление

Учащийся способен
различить печатные
буквы

Стимулы для различения
даются одновременно;
подкрепление; повторение

►Простейшие типы
обучения (сигнальное,
стимул-реактивное)

Позитивное отношение
к обучению

Подкрепление; модели;
позитивный опыт в
различных контекстах

2. Вербальная
информация

Учащийся перечисляет
пять областей
обучения Ганье

Информация организована
по содержанию; смысловой
контекст; мотивирование

3. Когнитивные
стратегии

Учащийся вырабатывает
собственную стратегию
запоминания

Частое решение задач;
обсуждение и непосредственное
обучение стратегическому
мышлению

Учащийся предпочитает
учебник по психологии,
а не художественную литературу

Модели; подкрепление;
вербальное руководство

5. Моторные навыки

Учащийся собственноручно
печатает резюме текста

Модели; вербальные
инструкции; подкрепление
(знание результатов); практика

Навыки, развивающиеся за счет приобретения релевантных знаний и умений, при наличии мотивации применять эти знания и умения в практической деятельности формируют новую, более эффективную модель поведения руководителя.

В результате навыкового обучения формируются первичные навыки, закрепляемые далее в практической деятельности руководителя. При навыковом обучении знания и умения, включаемые в программу, должны быть релевантны и достаточны формируемым навыкам.

При этом мотивация или желание применять их на практике формируются за счет создания соответствующего опыта и установок: до начала программы, во время программы и по окончании программы обучения.

Формирование навыков связано с компетентностным подходом в обучении. Для каждого уровня менеджмента определяется целевой уровень развития компетенций, которому соответствуют определенные навыки.

Два основных подхода к пониманию компетенций в менеджменте:

►Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.

►Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.

Необходимо разделять понятия «компетенции» и «результаты обучения» с точки зрения различных ролей участников образовательного процесса. Компетенции — это динамическая комбинация знания, понимания, умений, навыков и способностей. Компетенции сфокусированы на результат, в качестве которого выступает как получение знаний, навыков и умений, так и способность применять их на практике в изменчивой среде. Результаты обучения отражают достигнутый обучающимся уровень компетенций и направлены на процесс.

Читайте также:  Проверить билет 1377 тиража Русского лото на 23 февраля

Виды контроля результатов обучения

►Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, обычно проводится на первых этапах обучения.

►Периодический и/или тематический контроль — проверка усвоения программного материала по каждому этапу / каждой теме курса.

►Итоговый контроль — оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени, либо по итогам прохождения всего курса.

Методы контроля 4

Выделяют следующие методы контроля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Г.И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К. Бабанский).

Схема навыкового образования

Схема навыкового образования

►Во взаимодействии со своими коллегами, партнером, детьми я постоянно говорю им о своей точке зрения и никогда не выслушиваю их мнение.

►Я неэффективен во взаимодействии. Как поменять модель поведения?

Источники

Российское образование для иностранных граждан — Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования», 2003

Bloom B. S. — ‘’Taxonomy of educational objectives: The classiication of educational goals: Handbook I, cognitive domain’’, 1956

Лефрансуа Г. — «Психология для учителя: учебное пособие» — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России,1998

Источник

Что такое научные результаты обучения

Привет, Вы узнаете про научный результат, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое научный результат,результаты научного исследования , настоятельно рекомендую прочитать все из категории ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ и организация научно-исследовательской деятельности

Смысл научного исследования, его общественная ценность определяется полученным научным результатом. научный результат – это и
цель, и награда исследователя. Все, что связано с научным исследованием, можно определить через понятие научного результата:
— Что такое научно-исследовательская деятельность?
— Это деятельность, направленная на получение нового научного результата.
— Как следует организовывать научное исследование ?
— Так, чтобы полученный результат удовлетворял требованиям достоверности, новизны и полезности.
Обратите внимание: не всякий продукт исследовательской работы, можно считать «научным результатом».
Научный результат – это продукт научной деятельности, полученный на основе применения некоторого научно-методического аппарата и удовлетворяющий требованиям новизны, достоверности
и полезности.
Формами научного результата являются: концепция, теория, закон,
закономерность, классификация , метод и т.п. (рис. 3.9).
Примеры научных результатов:

  • — концепция управления развитием предприятия на основе согласования интересов экономических субъектов, а также производственноэкономических систем различного уровня;
  • — методика формирования товарной стратегии предприятия в условиях трансформирующейся экономики;
  • — система методов управления карьерой на предприятии;
  • — система показателей гибкости произвводсвенного потенциалапредприятия;
  • — постановка задачи оптимизации действий дилерской сети в терминах теории линейного программирования.

3.4. Результаты научного исследования: виды и требования

Как уже не раз упоминалось, основные требования, предъявляемые к научному результату, – это достоверность, новизна и полезность
(рис. 3.10). Настало время разобраться, что эти требования означают.

Достоверность научного результата – это его закономерно выражающаяся обусловленность объективно существующими всоответствующей предметной области причинно-следственными связями.
Подтверждением достоверности научного результата является его обоснованность.

3.4. Результаты научного исследования: виды и требования

Новизна научного результата – это понятие, характеризующее тот факт, что научный результат получен впервые в мире
(рис.3.11).
Новизна научного результата предполагает также его нетривиальность, то есть невозможность получения такого результата с помощью ранее известного научно-методического аппарата.
Вообще говоря, новизна бывает абсолютная (мировая) и относительная (если научный результат является новым лишь для некоторого отдельно взятого коллектива) . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Однако, как осетрины второй свежести не бывает, так и новизна научного результата должна быть только абсолютной. Для подтверждения новизны результата необходимы два условия:
1) опубликование данного результата автором;

2) отсутствие подобного научного результата в более ранних публикациях других авторов (рис. 3.12)

3.4. Результаты научного исследования: виды и требования

3.4. Результаты научного исследования: виды и требования

Полезность научного результата – это востребованность данного результата наукой и/или практикой. Выделяют научную и практическую полезность.
Если полученный научный результат соответствует требованию научной полезности, то он является вкладом автора в науку (при условии, что он новый и достоверный).
Обратите внимание: не всякий полезный научный результат является вкладом в науку (то есть в теорию, в методологию). Некоторые
результаты представляют собой вклад в практику предметной области. В связи с этим научные результаты классифицируют на теоретические и
практические (рис. 3.13).

3.4. Результаты научного исследования: виды и требования

Теоретические результаты формулируются в виде научных положений. Пример научного положения: «Для однородной электрической
цепи сила тока равна напряжению, деленному на сопротивление» – закон Ома. Практические результаты проявляются в виде научных эффектов.
Для научных результатов, являющихся вкладом в науку, характерна высокая степень обобщения и абстрактности. Чем конкретнее постановка научной задачи, тем больше вклад полученного результата не в науку, а в практику. Пусть, например, исследователем А разработана организационная структура для конкретного предприятия ОАО «ХХХ», а
исследователем В разработана концепция формирования организационной структуры предприятия в зависимости от выбранной им стратегии деятельности. Почувствуйте разницу. Где имеет место вклад в науку, а где вклад в практику?

Пример 3.5
О результатах, не соответствующих требованию полезности
Ежегодно в университете Кэмбридж проходит вручение так называемых Иг-Нобелевских премий, которые выдаются за бесполезные и
глупые, или забавные результаты исследований. Вот только некоторые
из достижений, отмеченных Иг-Нобелевской премией:
— расчет оптимального способа макать бисквит;
— проведение статистического анализа, подтверждающего правило о том, что бутерброд всегда падает маслом вниз;
— определение площади поверхности слона;
— доказательство того, что пивная пена оседает, подчиняясь математическому закону экспоненциального затухания;
— создание чилийского перца, совершенно лишенного остроты;
— изобретение стиральной машины для собак и котов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цели выполнения задания:

  • — получить навыки формулировки темы, цели и задач научного исследования в их логической взаимосвязи;
  • — научиться описывать предполагаемые научные результаты исследовательской работы.

Вспомогательный материал
В качестве образца формулировки темы, цели, задач и результатов научного исследования приведем фрагмент автореферата на соискание степени кандидата экономических наук [59].

Тема: «Стратегическое управление развитием предприятия»
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в обобщении и уточнении теоретических положений относительно перехода промышленных предприятий к стратегическому управлению, в разработке методического обеспечения формирования стратегического потенциала.
Для достижения поставленной цели были решены такие задачи:
— обобщение существующих теоретических положений стратегического управления предприятием;
— уточнение сущности и роли стратегического потенциала предприятия в условиях становления рыночных отношений;
— выявление основных противоречий осуществления процесса стратегического управления в современных условиях;
— обоснование целесообразности целенаправленного формирования стратегического потенциала предприятия;
— определение состояния действующих на предприятиях управляющих систем;
— предложение средств оценки существующего потенциала системы управления предприятием;
— разработка методического подхода к формированию стратегического потенциала предприятия.
Объект и предмет исследования. Объектом исследование выбран процесс управленческой деятельности по разработке и реализации
стратегии промышленных предприятий. Предметом исследования является научно-методическое обеспечение управления стратегическим
развитием предприятия и формирования его потенциала в условиях
реформирования экономики Украины.
Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:
— уточнены понятия «стратегическое управление», «стратегический потенциал предприятия», заложенные в основу разработки концепции перспективного развития предприятия;
— обоснована последовательность формирования системы стратегического управления, которая базируется на обеспечении своевременного достижения достаточного уровня управленческого потенциала;
— усовершенствован методический подход к формированию стратегического потенциала предприятия за счет сбалансированного наращивания производственных и управленческих ресурсов;
— впервые предложена концепция стратегического управления, направленная на взаимосогласованность составляющих этого процесса
и разрешение основных противоречий, возникающих при его осуществлении;
— получил дальнейшее развитие процессный подход к определению потенциала действующей системы управления, что дает возможность обосновать приоритетные направления более полного его использования и пропорционального наращивания.

Задание

Выполните следующие задания по теме своей научноисследовательской работы:
1. На основе изучения литературных источников выявите прикладные и научные проблемы, имеющие место в рамках исследуемой тематики. Обоснуйте актуальность темы.
2. Определите объект и предмет исследования.
3. Сформулируйте цель исследования.
4. Конкретизируйте название темы исследования.
5. Проведите структуризацию и анализ предметной области.
6. Перечислите предполагаемые научные результаты.
7. Обоснуйте практическую значимость работы, укажите возможные заинтересованные организации и лица.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое научное исследование?
2. Какие исследования относят к фундаментальным, а какие – к прикладным?
3. Перечислите этапы научного исследования .

4. В чем состоит различие между прикладной и научной проблемой?
5. Как соотносятся между собой объект и предмет исследования?
6. Какая информация фиксируется в рабочем плане научного исследования?
7. Назовите основные требования, предъявляемые к результатам научного исследования.
8. Приведите примеры научных результатов из сферы экономики.

ВЫВОДЫ Изучив главу №3, вы узнали следующее:

  • Что преобразует исследовательскую деятельность в научное исследование? Получение нового, достоверного знания об исследуемой предметной области.
  • Как правильно организовать исследовательскую деятельность? Нужно соблюдать логическую последовательность этапов научного исследования.
  • Что такое научный результат? Это продукт научного исследования, удовлетворяющий требованиям достоверности, новизны и полезности.
  • Как можно подтвердить достоверность, новизну и полезность результата? Нужно его обосновать, опубликовать и внедрить.

На этом все! Теперь вы знаете все про научный результат, Помните, что это теперь будет проще использовать на практике. Надеюсь, что теперь ты понял что такое научный результат,результаты научного исследования и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ и организация научно-исследовательской деятельности

Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.

Источник