Повышение квалификации персонала — залог успешного развития
Регулярные разработки, освоение и внедрение новых технологий на современных предприятиях привели к тому, что основная работа с кадрами стала заключаться в постоянном повышении квалификации сотрудников. Именно поэтому практически все усилия отделов кадров сегодня направлены, в первую очередь, на обеспечение предприятия квалифицированными работниками, что включает в себя и повышение квалификации всех сотрудников.
Еще каких-то двадцать-тридцать лет тому назад основная работа с кадрами на любом предприятии (независимо от того, производственное это предприятия, или предприятие, оказывающее услуги населению) заключалась в подборе работников соответствующей квалификации. Руководители же современных предприятий, ориентированные на постоянное развитие и совершенствование компании, считают, что подбор подходящих работников — это только начало создания профессиональной и квалифицированной команды, от которой зависит не только качество выполненных работ, но и прибыльность самого предприятия.
Регулярные разработки, освоение и внедрение новых технологий на современных предприятиях привели к тому, что основная работа с кадрами стала заключаться в постоянном повышении квалификации сотрудников. Ведь иногда намного проще и выгоднее повысить квалификацию уже имеющихся опытных сотрудников, чем нанимать новых работников, но без опыта работы. Руководители «серьезных» компаний понимают, что без решительных изменений в сфере подготовки и переподготовки персонала добиться каких-либо качественных изменений в работе компании невозможно. Именно поэтому практически все усилия отделов кадров сегодня направлены, в первую очередь, на обеспечение предприятия квалифицированными работниками, что включает в себя и повышение квалификации всех сотрудников.
Непрерывное образование персонала — основа развития предприятия
Наиболее оптимальным вариантом организации работы в сфере развития персонала является создание системы непрерывного образования сотрудников на основе грамотного сочетания разных форм подготовки новых сотрудников и переподготовки уже работающего персонала. При этом переподготовка должна включать в себя как получение второй профессии, так и повышение квалификации работников с учетом изменений в технологии и организации производства.
Суть непрерывного образования заключается в постоянной адаптации к современным условиям труда и периодическом повышении квалификации работников на протяжении всей трудовой деятельности. Принцип непрерывности должен обеспечиваться поэтапностью прохождения отдельных ступеней образования на основе постепенного усвоения знаний, навыков и умений. Иначе говоря, работник на протяжении всей своей трудовой деятельности находится в процессе обучения, повышая свою квалификацию и двигаясь по карьерной лестнице.
Основные цели повышения квалификации
Как правило, повышение квалификации направлено на достижение таких целей как:
- Переход на более высокую карьерную ступеньку (например, в качестве руководящего персонала среднего звена или ведущего специалиста);
- Приспособление работника к новейшим тенденциям в техническом и профессиональном развитии.
В первом случае повышение квалификации осуществляется путем посещения сотрудниками специальных курсов на самом предприятии или в профессиональной школе (учебном центре). При этом за работниками сохраняется рабочее место и выплачивается зарплата.
Во втором случае повышение квалификации предполагает проведение учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, непосредственно на самом предприятии (так сказать, без отрыва от производства).
Однако и в первом и во втором случае, профессиональная подготовка персонала подразумевает обучение трудовым навыкам при выполнении определенной работы без повышения общего образовательного уровня. Другими словами, курсы повышения квалификации не включают в себя общеобразовательные предметы (например, историю, географию, литературу и т.д.), и целиком направлены только на развитие профессиональных качеств работника.
Повышение квалификации — возможность для работника стать конкурентоспособным на рынке труда
Необходимо отметить, что в повышении квалификации персонала заинтересовано не только руководство предприятия, но и сами работники. В процессе обучения работник приобретает новые знания и навыки, соответствующие современным технологиям, что делает его более конкурентоспособным на рынке труда и открывает возможности для карьерного роста не только на «своем» предприятии, но и за его пределами. Кроме того, профессиональное обучение благоприятно сказывается и на общем интеллектуальном развитии человека, укрепляя его уверенность и веру в себя.
Источник
Повышение квалификации
Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.
Цель и задачи
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Повышение квалификации и законодательные нормы
Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.
В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.
Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
Краткосрочное повышение квалификации;
Проведение тематических семинаров;
Длительное повышение квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации
Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации — это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.
Форма обучения сотрудников организации
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).
У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.
Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Периодичность прохождения повышения квалификации
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Источник
Повышение квалификации: пять причин пройти обучение
Рынок труда сегодня развивается достаточно динамично, поэтому требования не только к товарам и услугам, но и работающим гражданам постоянно меняются. Поспевать за этими изменениями достаточно сложно, особенно если делать это самостоятельно. Другое же дело курсы повышения квалификации.
В процессе обучения слушатели изучают изменения в законодательстве, новые инструменты и методики управления различными процессами. Регулярное обновление знаний дает возможность специалистам помогает быть в курсе последних событий в отрасли и скорректировать свою деятельность в соответствии с изменениями.
- Конкурентное преимущество
Многие работодатели сегодня не уделяют большого внимания уровню образования специалиста и его академическим успехам. Однако знания и навыки все еще остаются серьезным конкурентным преимуществом не только при трудоустройстве, но и во время работы. Иными словами, они могут служить качественным подспорьем для продвижения по карьерной лестнице.
Кроме того, тренинги, семинары и курсы позволяют получить конкретные практические инструменты, которые возможно применять в своей работе. Нельзя и отрицать тот факт, что знания и навыки, получаемые в процессе дополнительного профессионального образования, учат анализировать сложные ситуации и находить выход из них.
Достаточно часть краткосрочные курсы ДПО посвящены какой-либо узкой теме, а слушатели заинтересованы в обучении исключительно по той причине, что не могут решить конкретную проблему. Поэтому обучение нацелено на решение и его итог соответствующий.
- Продвижение по карьерной лестнице
Во многих организациях наличие дополнительного профессионального образования является условием для карьерного роста. Так, специалисты проходят повышение квалификации, чтобы использовать полученные знания как стимул для профессионального развития.
С другой стороны, нельзя отрицать и того факта, что новые знания позволяют специалисту шире видеть стоящие перед ним задачи и эффективнее работать. А подобные достижения требуют поощрения, в том числе и в виде продвижения по карьерной лестнице.
Найти новых партнеров и установить полезные знакомства возможно в процессе обучения. При этом такие связи возможны как с другими слушателями, так и с преподавателями. И как знать, каким образом такое знакомство может отразиться на карьере специалиста.
Источник
Курсы повышения квалификации или о том, зачем это нужно…
Сегодня я хочу поделиться немножко о том, что произошло в моей профессиональной деятельности за последние месяцы. Давно не писала статьи на блог и объяснение тому моя загруженность по работе завуча. Но совсем недавно предстояла возможность съездить на курсы повышения квалификации, необходимы мне, как учителю английского языка. Об этом я и расскажу вам, друзья.
Выбор курсов
Осенью этого года мне предстоит очередная аттестация на категорию, которую положено проходить раз в 5 лет. Для аттестации учителю необходимо иметь определенное количество часов курсов повышения квалификации( не менее 72 ч).Т.к. у меня на данный момент было всего 36 часов, то следовательно нужно добрать часы и пройти какие-нибудь курсы. Сначала рассматривала вариант обучения дистанционно. В этом есть несравненные плюсы .
- менее затратно
- есть возможность выбора среди огромного рынка услуг
- обучение в удобное для самой себя время
Но есть также и минусы:
- я так и не смогла подобрать курсы интересные по английскому языку
- выбор курсов по английскому был не слишком большой
- времени обучаться дистанционно нет, сели у вас есть семья и работа, на которой вы с утра до вечера.
- обучаться летом уже не очень хочется
- обучаться ночью, когда все свои спят- не вариант
- задания бывают замудренные и ты всё разрабатываешь сама, порою организаторы курса могут несколько раз возвращать материал на доработку
Поразмыслив, взвешав все «за» и «против», решила ехать на очные курсы. Смирившись с тем, что потеряю значительно в зарплате, настроилась на поездку. Лучше съездить сейчас, чем осенью в спешке, тем более когда после выхода из отпуска денег нет, а ипотеку платить нужно.
Мои курсы, на которые я подавала заявку еще зимой, назывались следующим образом «Стратегии, тактики, особенности обучения английскому языку с учетом требований итоговой аттестации». Подумав, что это более актуально сейчас и будет полезно как в работе учителя, так и в работе репетитора — ЕГЭ «на носу»- выбор пал на этот курс.
Красноярский Институт Повышения Квалификации (КИПК)
Итак, мой путь лежал в краевой центр — г.Красноярск.
Длительность курсов была рассчитана на 10 дней. Честно скажу, что я больше устала от суеты большого города, чем от учебы. Соскучилась по своим домочадцам.
Курсы проходили все десять дней по одному адресу, в самом центре ПК. Это было удобно, не нужно было ездить из одного конца города в другой, в какую-либо школу.
Первый день был ознакомительный. Заметила одну закономерность, что если знакомишься с кем-то близким по духу, то общаешься уже потом до конца курсов и везде видишь коллег с курсов, ходивших пообедать парами-тройками. Так и в моей ситуации. Я себе нашла коллегу, близкую по «духу, с которой мы проводили больше времени и после учебы.
Наша великолепная тройка:)
Кстати, на курсы от школы я поехала одна. В этом и минус и одновременно плюс. Плюс — это новые знакомства. Минус — возможно скучно.
Содержание курсов
В первый же день все слушатели курса получили на руки расписание со всем содержанием. График был плотный.
Большой плюс курсов в целом — оснащение всех слушателей как печатными материалами (handouts), так и информационными(интернет) и безграничный доступ к ноутбукам и компьютерам. Если бы я взяла с собой ноутбук в дорогу, то он бы так и пролежал «мертвым» грузом у меня в сумке. Необходимости в нем я не испытывала, так как все было в самом иноязычном центре.
Каждый день занятий был отведен для определенного раздела ЕГЭ: аудирование, грамматика и лексика, чтение, письмо и говорение. Больше всего запомнился второй день обучения и он был посвящен аудированию. Преподаватель этого раздела была просто настоящим позитивчиком и моторчиком в прямом смысле этого слова. Работает она завучем в одной из школ города Красноярска и по совместительству читает лекции на курсах. Но как она это делает. Просто мастерство. Каждая минута занятия была просчитана от и до. В этот день с нас сняли весь межличностный барьер и дали возможность получше узнать друг друга в группе. Нас тасовали разными способами, использовав всевозможные фгосовские фишки. Было интересно оценивать такую методику преподавания со стороны, когда ты сама завуч.
Последующие занятия по другим аспектам ЕГЭ запомнились не так ярко. но были тоже свои интересные моменты.
Мои ожидания от курса
А теперь о самом главном. Чего я ожидала от курса и оправдались ли мои ожидания?!
Скажу честно, нет не оправдались. Ожидала я от курса примерно того, что нам будут объяснены и показаны стратегии и тактики подготовки учащихся к экзамену , а по факту нам просто в голове освежили методику преподавания английского, но никак не отражающую суть заявленной темы курса. До сих пор остается открытым вопрос: «А как готовить учащихся в классе, где сидят 28 человек?».
Хотелось увидеть все стратегии подготовки к определенному типу упражнений на ЕГЭ. Но этого не было. Частично было. Раздали распечатки со стратегиями из пособия «Я сдам ЕГЭ» или подобной серии. В таком случае можно и самостоятельно прочитать и не ездить на курсы. Проще послушать вебинары опытных в этом деле учителей-практиков.
Но плюсы все же были. Запомнилось занятие по разделу «Говорение», где эксперт включила нам аудиозаписи учащихся, сдававших устную часть в прошлом году. Было и смешно и весело слушать ляпы учеников, а также разбирали вместе их ошибки. Это была практика и это было полезно.
Еще одним огромным плюсом курсов в целом была работа в группах и зачетную работу получал каждый. Не было необходимости отдельно выслушивать каждого. Была организована работа в группах по 4-5 чел и потом выступал один из группы при защите разработанного плана урока. В основном мы только и делали, что на каждый аспект разрабатывали планы уроков.
Все наши разработки каждый мог скачать себе на флешку в конце курса, а также получить дополнительно папку полезных материалов по всем аспектам изученного.
ПЛЮС: ты работаешь в группе, делишься мнением и опытом, и получаешь зачет.
Были среди нас и такие, которым эти курсы, как впрочем и большинству, нужны были для галочки. Кто-то просто и не заморачивался, а также получил удостоверение на общих правах.
В целом, преподаватели курса — замечательные люди, и они старались каждое занятие для нас разнообразить. Конечно минусы в работе как и везде были, но будем надеяться, что в будущем недочеты будут учтены.
Итог
Удостоверение мною получено.Ура!
Теперь часов для аттестации мне хватает. Вопрос: «Поеду ли я в будущем еще?». Ответ — «Да». На такого рода поездки выбираться нужно. Положительные эмоции нужны каждому и смена обстановки тоже. Ну и разумеется знания:)))
Источник