Новые образовательные технологии Планируемые результаты три основные группы результатов Планируемые результа

Планируемые результаты: три основные группы результатов

1 Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ: ориентация ценностно-смысловая; в в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: Регулятивные: личностное, профес- организация деятельности сиональное, жизненное Смыслообразование: Коммуникативные: связь между целью (ре- речевые навыки и зультатом) деятельности навыки сотрудничества и ее мотивом Познавательные: общеучебные, Морально-этическая в т.ч знаково-символические, логичес- ориентация кие, постановка и решение проблемы ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

3 Личностные результаты Оценивать Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки Объяснять Самоопределяться Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо) В предложенных ситуациях делать выбор поступка У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 15

4 Цель: 1. «Беседа о школе» выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе; действия, устанавливающие смысл учения. Метод оценивания: индивидуальная беседа

5 2. Задание на норму справедливого распределения. Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения. Оцениваемые УУД: действия нравственноэтического оценивания выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы. Метод оценивания: беседа

6 3. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006) Цель: выявление ориентации на мотивы героев решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). Оцениваемые УУД: действия нравственноэтического оценивания, учет мотивов и намерений героев. Метод оценивания: беседа

7 Оценочный лист стартовой диагностики развития универсальных учебных действий (личностные УУД) учени 1 класса п/п Оцениваемые УУД Методика Уровень 1. Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения 2. Действия нравственно-этического оценивания выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы. 3. Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания. Задание на норму справедливого распределения. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

8 Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

9 Регулятивные УУД Цель и план Совместно с учителем- «режиссером» определять проблему Действия по плану Работать по плану с использование учебника Оценка результата Самооценка успешности в диалоге с учителем Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 16

10 Регулятивные УУД Цель: Выявление развития регулятивных действий: умение принимать и сохранять задачу; умение планировать свои действия и работать по плану; осуществлять контроль по результату и процессу; оценивать правильность выполнения, вносить коррективы; умение осуществлять пространственный анализ и синтез. Методики: «Выкладывание узора из кубиков» Проба на внимание

11 Оценочный лист стартовой диагностики по сформированности универсальных учебных действий (регулятивные действия) учени 1 Б класса п/п Оцениваемые УУД Методика Уровень 1. Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия умение осуществлять пространственный анализ и синтез 2. Регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий Выкладывание узора из кубиков Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

12 Донести свое Свои мысли -устно и письменно, с аргументами Коммуникативные УУД Понять других Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Договориться Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель ) Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 18

13 Коммуникативные УУД Цель: Выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника. Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Методики: 1) «Рукавички». 2) «Левая и правая стороны» 3) «Узор под диктовку»

14 Оценочный лист стартовой диагностики по сформированности универсальных учебных действий (коммуникативные действия) учени 1 Б класса п/п Оцениваемые УУД Методика Уровень 1. Действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997) 2. Коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) 3. Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман.) «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

15 Познавательные УУД Добывать i Перерабатывать i Представлять i Извлекать i из текста, таблиц, схем, иллюстраций Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности схемы, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 17

16 Познавательные УУД Цель: Выявление сформированности логических универсальных действий и сохранение дискретного множества. Выявление умения различать предметную и речевую действительность. Методики: 1) «Построение числового эквивалента». 2) «Проба на определение слов в предложении»

17 Оценочный лист стартовой диагностики по сформированности универсальных учебных действий (познавательные действия) учени 1 Б класса п/п Оцениваемые УУД Методика Уровень 1. Логические универсальные действия. Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952). 2. Знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)

18 Формирование самооценки Технология оценки учебных успехов позволяет сформировать у каждого ученика самооценку. В результате достижения каждого ученика отслеживает не только учитель, но и сам ученик. Контрольные и проверочные соответствуют требованиям ФГОС

Читайте также:  Результаты будут известны уже на следующий день после прохождения проверки

19 сегодня я узнал было интересно было трудно я выполнял задания я понял, что теперь я могу я почувствовал, что я приобрел я научился у меня получилось я смог я попробую меня удивило урок дал мне для жизни мне захотелось

20 Участвовал в открытии нового Справился с затруднением Выполнял правила поведения Выполнял правила работы в паре, группе. Все получилось (с/р) Надо тренироваться

21 Обучаясь в первом классе учащиеся приобретают следующие умения: оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «светофорчика». «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»; «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»; «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

22 Диагностическая карта успешности ученика 1 «Б» класса Самооценка. Поставь оценку каждому из перечисленных своих качеств по шкале от "1" до "10", где высший балл "10", низший — "1". Выбранную оценку обведи кружочком (простым карандашом). Оценка родителями Твои родители тебя оценят и обведут оценку ручкой. Оценка учителем. Вывод! Над чем тебе надо работать, что для тебя наиболее важное на данный момент.

23 Диагностическая карта успешности ученика 1 «Б» класса Личностные качества 1. Управление саморазвитием целеустремленность инициативность организованность ответственность самостоятельность Умения Умею ставить цель и добиваться ее могу организовать интересное дело планирую свои дела и выполняю их добросовестно выполняю задания умею решать проблемы сам 2. Управление взаимоотношениями Умею дружить внимателен к людям обладаю хорошими манерами проявляю толерантность умею слушать и сопереживать умею конструктивно сотрудничать имею чувство юмора помогаю людям в трудных ситуациях Шкала оценки уровня развития Отношение к себе, способность к само утверждению Уверен в себе умею принять справедливую кри тику не боюсь проигрывать могу отстоять свою точку зрения принципиален

24 соотносить свою оценку с оценкой учителя; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

25 Дневник первоклассника Работа с «Дневником первоклассника»

26 Тетради «Что я знаю и умею» Такая тетрадь есть у каждого ученика. Цель видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.

27 Писать под диктовку буквы, слоги. Списывать с печатного текста. Ставит ударение. Делить слова на слоги. Читать текст по слогам. Записывать равенства. Сравнивать числа (неравенства) Звуко-буквенный анализ слов: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, Начало и конец предложения. Состав чисел до 10.

28 Портфолио учащегося Девиз работы с портфолио ученика начальной школы: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

29 Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах. создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

30 Как выглядит портфолио ученика начальной школы? Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты)

31 Примерная структура портфолио ученика начальной школы: 1. Моё имя. 2. Моя семья. 3. Мой город (схема маршрута от дома до школы). 4. Мои друзья. 5. Моя школа. 6. Мои первые дни в школе (анкеты для детей и родителей, «Я хочу научиться», «Мне нравится», «Мои первые школьные друзья» и др.) 7. Мои учебные достижения (карты успехов по чтению, русскому языку, математике, общий листок достижений учащегося) 8. Мои награды. 9. Мои учебные и творческие работы. 10. Другое по усмотрению родителей, детей, педагога, психолога школы.

32 Личный журнал учителя ФИО 1.Действия с величинам и 2.Действи я с числами 3.Текстовы е задачи 4.Геометриче ские фигуры и действия с ними 5.Множе ство предмет ов 6.Учебная компетент ность

33 Направле ния деятельн ости Лист отслеживания внеурочной деятельности учени 1 класса Внеурочная деятельность в школе Спортивнооздоровительное Военнопатриотичес кое Общественн о-полезное Научнопознавательное Художественноэстетическое Общекуль турное Название объедине ния ОФП Русски е шашки Плаван ие Мы — Туляки Наследники Левши Школа любозна тельных Весёлы й английс кий Истоки Декора тивноприкла дное Этическая грамматик а 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Внеурочная деятельность вне школы

34 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА НАКОПЛЕННА Я ОЦЕНКА УЧАЩЕГОСЯ ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОЧНЫ Х РАБОТ

Источник

Планируемые результаты: три основные группы результатов

Планируемые результаты: три основные группы результатов. Личностные. Метапредметные. Предметные. Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка. Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания». Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества. Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению Моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков. Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Слайд 12 из презентации «Мы в ответе за тех, кого научили»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Мы в ответе за тех, кого научили.ppt» можно в zip-архиве размером 2744 КБ.

Читайте также:  Баскетбол Женщины Чемпионат Мира 2018

Похожие презентации

«Хозяйка медной горы» — Краткое содержание. Доказать , что «Хозяйка медной горы»-сказ. «Хозяйка Медной горы». То все зеленые, то желтые, с золотыми крапинками. А после Гумешек самое дорогое место у Хозяйки Медной Горы. Цель исследования: Особенности сказа. Описание в сказе: История сказа . Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный».

«Переходные и непереходные глаголы» — Определите переходность глаголов. Смолой пахнут набухшие почки. Подчеркните переходные глаголы. Глаголы переходные и непереходные 6 класс. Диктант с последующей самопроверкой ( читает учитель). Теперь небо не закрывают (пер.) тучи, все ярче светит солнце. Объяснительный диктант «Для любознательных».

«Интересная математика для 6 класса» — Человеку для здоровья витамины все нужны. Сколько тонн пшеницы собрали. Человеку нужно есть. Грипп. Витамин С. Улыбнись, удача всем, чтобы не было проблем. Здоровый образ жизни. Правило сложения смешанных чисел. Витамин В6. Значение витаминов. Овощи. Витамины и здоровье. Липа. Сколько нужно съесть фасоли.

«Молоко» — Что такое молоко? Классификация и ассортимент питьевого молока. Наименее жирное молоко дают ослицы и кобылицы. В коровьем вымени содержится от 11 до 23 литров молока. Молоко — питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами самок млекопитающих. Молочные продукты. К органолептическим показателям относят внешний вид и консистенцию, цвет, вкус и запах.

«Международное наследственное право» — Способность лица к составлению и отмене завещания. Завещание или его отмена. Принципы наследственного права. Предмет и метод международного наследственного права. Предмет международного наследственного права. Права российских граждан как наследников за границей. Форма завещания. Наследование. Коллизионное регулирование.

«Слово Родина» — РОДИНА- сущ. 1. Пост. приз.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл. Синонимы, антонимы, фразеологизм. Фонетический разбор. Чужбина – калина, родина – малина. Монумент-скульптура «Родина-мать», стоящая в Киеве на высоком правом берегу. Родина-мать со спутником в одной руке и лентой Оки, символом Калуги. Словообразовательный разбор, строение слова.

Источник

Новые образовательные технологии. Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация. — презентация

Презентация на тему: » Новые образовательные технологии. Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация.» — Транскрипт:

1 Новые образовательные технологии

2 Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц

3 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

4 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

5 Уровневая дифференциация обучения Реальные учебные достижения учеников могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании. … учебные достижения каждого отдельного ученика определяются, прежде всего, его собственным выбором, основанным на самооценке своих познавательных возможностей, способностей, интересов и потребностей, а также кадровыми, материально-техническими и другими возможностями образовательного учреждения.

6 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация

7 Проблемно-диалогическое обучение создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для ее решения, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения собственным способом Один из самых эффективных способов введения нового знания

8 . Л.Н. Толстой КОСТОЧКА Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: Нет, я не ел. Тогда отец сказал: Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

9 Бараны По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти- Ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами, Уперся другой ногами… Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана. С. Михалков

10 Работа с живописью Технология «Образ и мысль»

11 Основные принципы Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие… Основные идеи, положенные в основу технологии: стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа: стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично); «конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования); «классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению); «интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя); «рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).

Читайте также:  Источники Znak com и эксперты выборы главы Петербурга выигранные Бегловым сфальсифицированы

12 вопросы системного подхода: Кто, что? (объект); Когда? (время); Где? (пространство); Как? (образ действия); Зачем? (установление причинно- следственных связей).

13 Принципы: Педагог является фасилитатором (тьютором), «облегчающим понимание»: не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной; не навязывает своего мнения; не высказывает оценок; обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз; обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию, Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны. Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).

14 Стратегия вопросов – Что (кого) вы видите? – А что еще? Кто видит что-то другое? – Что происходит на этой картине? – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать? – Кто этот человек? – Где это происходит? (Кто, что и где?) – Когда это происходит? (Где и когда?) Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? Каков смысл происходящего? Как бы вы назвали эту картину? Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.

17 Технология «Войти в картину»

19 Технология дискуссии Этапы 1.Постановка проблемы 2.Деление на группы 3.Обсуждение проблемы в группах 4.Представление результатов перед классом 5.Продолжение обсуждения. 6.Подведение итогов. Рефлексия.

20 Дискуссия Формы дискуссии Заседание экспертной группы (ток- шоу и работа в микрогруппах) Мозговой штурм Симпозиум Судебное заседание Дебаты

Источник



Система оценивания планируемых результатов как одно из направлений реализации ФГОС

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы

Секция 2. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочное время

Система оценивания планируемых результатов как одно из направлений реализации ФГОС

Карева Н.С., учитель биологии, МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска

Алтайского края

Система оценки – это инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она поддерживает и стимулирует учащихся; обеспечивает точную обратную связь; позволяет учащимся включиться в самостоятельную оценочную деятельность.

Отличие системы оценки по ФГОС от традиционной системы
1. В традиционной системе оценивали только предметные знания обучающихся, новый стандарт предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2. Если традиционная система предполагает освоение обучающимися только базового уровня, то новый стандарт предполагает освоение базового (опорного) и повышенного (функционального) уровня.

3. Использование накопительной системы оценивания (портфолио), позволяет проследить динамику индивидуальных образовательных достижений.

Планируемые результаты: три основные группы результатов

Предметные — способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Метапредметные — освоение надпредметных умений и УУД, способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

Личностные — формирование социально-нравственно обусловленных внешних (поведенческих) и внутренних качеств личности.

Три группы результатов не существуют друг без друга. Можно утверждать, что учитель может подниматься от предметных результатов с помощью метапредметных и личностным и точто учитель спускается от личностных (мотивация) через метапредметные к предметным. Три группы результатов – три стороны целостного педагогического результата, а именно, позитивное изменение личности ученика и учителя под воздействием образования.

Как в предметных, метапредметных, личностных результатах оценить то, что невозможно измерить? Квалиметрически, то есть качественно, используя, например, уровневый подход к оценке метапредметных и личностных результатов. [ 2 ]

Критерии оценивания (по признакам трёх уровней успешности):

необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания . Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».[ 1 ]

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной, в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т. д.

В процессе внедрения ФГОС предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки  несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке.

Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Совместно с официальным классным журналом главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). [4]

Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий – М.: Просвещение, 2010

М. М. Поташник, М. В. Левит Как помочь учителю в освоении ФГОС. — Москва: Педагогическое общество России, 2014

Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

И.С. Фишман, Г.Б. Голуб, Формирующая оценка образовательных результатов

учащихся: Методическое пособие. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2007

Источник