Обработка и интерпретация результатов анкетирования

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии общее понятие, цели и задачи

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование, респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное проводится с одним участником,
  • групповое анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»,
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это»,
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю,
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке,
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной. Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов
  3. Дихотомические вопросы этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет. Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов
  4. Матричные вопросы такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников. Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов
  5. Масштабные вопросы они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10). Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме. Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов
Читайте также:  Манчестер Юнайтед дожал Бернли в концовке матча

Как составить анкету для социологического опроса

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»,
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»,
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»,
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»,
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»,
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Анкетирование как метод исследования виды, правила составления, анализ результатов

Преимущества:

Источник



Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке результатов анкетирования используется следующая таблица баллов, соответствующих различным вариантам ответов родителей на вопросы:

Варианты

ответов

Номер вопроса

Суммарный балл от 10 до 16 характеризует позицию родителей как партнерские отношения (высокий уровень взаимодействия);

от 5 до 9 баллов – позиция — ситуативное взаимодействие (средний уровень); менее 5 – нейтралитет (низкий уровень).

Используя метод процентного соотношения, можно также выявить для каждого отдельного детского коллектива процент родителей с различной позицией.

Полученные данные могут стать основой для корректировки плана работы педагога с родителями, помочь в планировании такой работы учреждения в целом, а также стать предметом обсуждения, как на педагогических советах, так и на родительских собраниях и конференциях.

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(комплексная методика А. А. Андреева)

Часть I

Цель:получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход анкетирования

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:

Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 — в полной мере;

4 — в значительной степени;

3 — на достаточном уровне;

2 — в незначительной степени;

1 — практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

5 4 3 2 1 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).

5 4 3 2 1 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).

5 4 3 2 1 3. Ответственность (умение держать слово).

5 4 3 2 1 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).

5 4 3 2 1 5. Хорошие манеры поведения.

5 4 3 2 1 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).

5 4 3 2 1 7. Образованность.

5 4 3 2 1 8. Ум (способность здраво и логично мыслить).

5 4 3 2 1 9. Высокие жизненные запросы.

5 4 3 2 1 10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).

5 4 3 2 1 11. Честность в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 12. Доброта в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 13. Чуткость в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 14. Справедливость в отношениях с людьми.

5 4 3 2 1 15. Терпимость к взглядам и мнениям других.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

Читайте также:  Спортсмены из 22 стран приняли участие в турнире по вольной борьбе в Каспийске

а) блок поведенческих качеств (1-5);

б) блок жизненной компетентности (6-10);

в) блок морально-психологических качеств личности (11-15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Часть II

Цель:получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Ход анкетирования

Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:

Совершенно неверно

Едва ли это верно

Скорее всего, верно

Совершенно верно

Образовательное учреждение помогает ребенку:

1) поверить в свои силы;

2) учиться решать жизненные проблемы;

3) учиться преодолевать жизненные трудности;

4) учиться правильно общаться со сверстниками;

5) учиться правильно общаться со взрослыми

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Часть III

Цель:получить содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов):

1. Что больше всего радует Вас в жизни?

2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?

3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?

4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?

5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?

6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?

7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?

8. Каким должно быть хорошее учебное заведение?

9. В какой степени учебное заведение, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?

10. Чем и как Вы помогаете учебному заведению в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Проводится качественный анализ ответов конкретного родите­ля, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.

АНКЕТА «ГОЛОС РОДИТЕЛЯ»

Цель:через родителей собрать и уточнить более подробные сведения об учащихся: их отношение к школе, приоритетность тем или иным учебным дисциплинам, взаимоотношения со сверстни­ками и педагогами; выявить влияние родителей на своих детей.

Анкета предназначена для родителей подростков.

Ход анкетирования

При анкетировании родителей (на родительских собраниях) важно вначале указать цель анкетирования и показать возможность использования результатов анкеты в работе с подростками.

1. С каким настроением Ваш сын (дочь) идет в учебное заведение?

2. С какими трудностями сталкивается в учебном заведении Ваш сын (дочь)?

3. Бывают ли у него трудности в общении с одноклассниками, учителями?

4. Есть ли у него друзья в классе? Знаете ли Вы о них?

5. Оказываете ли Вы своему ребенку помощь в подготовке к занятиям, в разрешении конфликтов и т. п.?

6. Назовите лучшие качества сына (дочери).

7. Какие черты характера сына (дочери) Вас огорчают?

8. Всегда ли совпадают мнения в семье по вопросам воспитания сына (дочери)?

Источник

Методические указания по интерпретации итогов анкетирования

1. Настоящая технологическая инструкция подготовлена для целей проведения эксперимента «Общественное содействие обучающихся процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности» (далее — Эксперимент), реализуемого Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (далее – Росаккредагентство) при участии Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» (далее – РСМ) и Общероссийского общественного молодежного движения «Ассоциация студентов и студенческих объединений России».

2. Настоящая технологическая инструкция регламентирует процедуру анкетирования обучающихся в ходе Эксперимента (далее – анкетирование).

3. Анкетирование проводится в целях выявления удовлетворенности обучающихся условиями и содержанием обучения.

4. Для обеспечения достоверности анкетирования в анкетировании должно принять участие не менее 50 % обучающихся по аккредитуемой основной образовательной программе.

5. При проведении анкетирования в помещении для анкетирования могут находиться представители органов студенческого самоуправления, представители профессорско-преподавательского состава и органов управления образовательной организации высшего образования, однако они не могут оказывать влияние на ход анкетирования.

6. Перед проведением анкетирования студенческий эксперт представляется участникам анкетирования, озвучивает цели анкетирования, разъясняет порядок работы с анкетой.

7. Общая продолжительность времени, отводимая на анкетирование, включая время на разъяснение порядка работы с анкетой, должна составлять не менее 15 минут.

8. Анкетирование производится на основании анкеты (приложение № 1).

9. После завершения анкетирования студенческий эксперт осуществляет сбор анкет для обработки.

10. Экземпляры анкет могут быть переданы представителям органов управления образовательной организации, участвующей в Эксперименте, по просьбе представителя данной организации, но только после завершения их обработки.

11. Допускается организация анкетирования с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе через личные кабинеты обучающихся в единых информационных системах образовательных организаций, при этом студенческий эксперт несет ответственность за достоверность используемого механизма анкетирования с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

12. Интерпретация результатов анкетирования производится на основании методической инструкции (приложение № 2).

13. По итогам обработки анкет студенческий эксперт составляет экспертное заключение (приложение № 3) и в срок не позднее трех дней с момента проведения анкетирования направляет на адрес электронной почты Оператора Эксперимента с указание темы письма «АККРЕДИТАЦИЯ. Наименование образовательной организации».

14. Экспертное заключение студенческого эксперта предоставляется одновременно в форматах *docи *pdf.

15. Оператор Эксперимента предоставляет копию экспертного заключения экспертам Росаккредагенства, а также направляет копию экспертного заключения в адрес образовательной организации на адрес электронной почты контактного лица.

Источник

Обработка и интерпретация результатов анкетирования

Инструкция. Для заполнения анкеты вам необходимо ответить на все вопросы. Помните, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Участие в исследовании является добровольным, и лишь от вашего желания зависит, будете вы подписывать анкету или нет. Самое главное — ваши ответы, которые окажут нам большую помощь

Читайте также:  Guardian роковая ошибка крупнейшая гонка спортивных голубей в мире омрачена гибелью более десятка птиц

Текст опросника

1. Предположим, к вам обратились ваши родные, друзья или одноклассники с просьбой в трудной для них ситуации (ссоры, конфликты, споры, разногласия) помочь найти выход из нее.

Как бы вы поступили?

2. В вашей жизни были случаи, когда возникало несколько неприятных для вас событий в одно и то же время, а вы были их участниками или очевидцами. Отметьте галочкой, какие это были события. Начинайте свой ответ словами «У меня были. », «Я переживал. ». Постарайтесь выбрать:

— ссоры, конфликты с друзьями;

— конфликты, споры, разногласия с одноклассниками;

— ссоры, конфликты между родителями; между родителями и родственниками;

— неприятности во взаимоотношениях с учителями;

— разногласия между родителями и учителями;

— неприятные переживания (сожаление) из-за того, что совершил, сделал или собираюсь сделать;

— неприятности в учебе — неуспеваемость;

— конфликты с братом или сестрой;

— конфликты с милицией;

— конфликты с родителями;

— неприятные внутренние переживания — одиночество, «что-то тревожит»;

если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите:

3. Знаком «х» с левой стороны шкалы укажите, как давно произошли неприятные для вас события, а с правой — вероятность их повторения в будущем.

4. Вспомните случаи, когда вы были участником неприятных для вас событий.

Отметьте, что вы чувствовали после этого. Начинайте свой ответ словами: «После неприятных событий, которые я видел, в которых участвовал или о которых слышал и думал, я чувствовал. »:

удовлетворение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неудовлетворение
веселье 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 тоску
возбуждение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 подавленность
отсутствие страха, опасений 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 страх, опасение
спокойствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспокойство
уверенность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неуверенность
самостоятельность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспомощность
успокоение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 легкую тревожность
расслабление 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 напряжение
бодрость 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 усталость
беззаботность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 озабоченность
свободу 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 занятость

5. Отметьте знаком «v», какие мысли, желания вы испытывали после неприятных для вас событий, случившихся почти в одно и то же время. (Вы были их очевидцем или участником.) Начинайте свой ответ со слов «После неприятных для меня событий, я чаще всего. »:

— испытывал чувство гнева, злости на себя или на окружающих;

— возникало желание что-нибудь пнуть, сломать, разрушить, ударить кого-нибудь;

— возникало желание выплеснуть эмоции, зло;

— оценивал людей и их работу только с худшей стороны, придирался к ним;

— оценивал, оглядывался на прожитые годы, на свое прошлое;

— оценивал перспективы будущего — строил планы на будущее;

— подводил итог тому, что я сделал в прошлом, подводил итог своей жизни, прожитых лет;

— появлялись мысли типа «заснуть и не проснуться», «если бы со мной произошло что-нибудь, и я умер. » и т.д.

6. После того как вы пережили несколько неприятных для вас событий, случившихся одновременно, отметьте (v), как вы чувствовали себя после этого. Начинайте свой ответ словами «После неприятных событий, которые я пережил, я испытывал. » (см. таблицу).

комфорт 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 дискомфорт
удовольствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неудовольствие
спокойствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 тревожность
радость 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 уныние
всё изменится в лучшую сторону 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 безвыходность
уверенность в себе 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неуверенность в себе
окружающий мир вокруг меня не изменился 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 мир стал мрачным
бывает и хуже 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 хуже уже некуда
чувство, что не один 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 одиночество
самостоятельность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспомощность
надежда на изменения 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 безнадежность
удовлетворение от того, что делаю 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неудовлетворение
расслабление 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 напряжение
спокойствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 возбуждение
моё самочувствие не изменилось 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 ухудшение самочувствия
хороший сон 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 плохой сон

7. Нарисуйте ту неприятную ситуацию, которую вы вспоминали (представляли), когда отвечали на вопросы. Какая это неприятная ситуация?

Диагностическая анкета критических ситуаций подростков используется для изучения критических ситуаций подростков (бланк протокола исследования и текст опросника см. в приложении).

Обработка и интерпретация результатов анкетирования

Вопрос 2 — показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.

Вопрос 3 — лексическая шкала удаленности критической ситуации в психологическое прошлое подростка и ее ожидание в будущем.

Вопрос 4 — диагностирует состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации:

— к субдепрессивным состояниям относятся: неудовлетворение, тоска, подавленность;

— к состояниям фобического круга относятся: страх, опасение, беспокойство, неуверенность, беспомощность, легкая тревожность;

— к состояниям нервно-психического (эмоционального) напряжения относятся: усталость, озабоченность, напряжение.

Вопрос 5 — диагностирует ситуационные реакции: оппозиции и отрицательного баланса, а также внутреннее суицидальное поведение.

Вопрос 6 — диагностирует ситуационные реакции:

— эмоционального дисбаланса: дискомфорт, неудовольствие, тревожность, уныние;

пессимизма: безысходность, безвыходность, незначительность своих возможностей, «мрачное» мировосприятие, чувство, что «хуже уже некуда»;

демобилизации: одиночество, беспомощность, безнадежность, неудовлетворение от деятельности;

дезорганизации: напряжение, возбуждение; ухудшение самочувствия, плохой сон.

Вопрос 7 — рисунок способствует выявлению и осознанию трудно вербализуемых проблем и переживаний подростков. Уточняющие вопросы по рисунку: «Что происходит?»; «Кто изображен?»; «Чем занимаются люди?»; «О чем они думают?»; «Что они чувствуют?».

Источник

Adblock
detector