Общие основы педагогики: конспект лекций.
4. Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.
Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.
Понятие «процесс» произошло от латинского слова рrосеssus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.
Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.
Структура педагогического процесса включает в себя:
1. Цель – выявление итогового результата.
2. Принципы – это основные направления в достижении цели.
3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.
4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.
5. Средства – способы «работы» с содержанием.
6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.
Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.
Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.
1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).
2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.
Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.
Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).
Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.
Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.
Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.
Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.
Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.
Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.
Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.
Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.
Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.
1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.
2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:
1) генетический фактор – наследственность;
2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.
3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:
1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;
2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.
4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:
1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;
2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.
5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) качества личностного восприятия учащегося;
2) логики усвоения воспринятого учащимся;
3) степени практического использования учебного материала.
6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.
7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:
1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;
2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;
3) уровня условий выражения педагогического процесса.
Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.
Определим главные принципы педагогического процесса.
1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.
3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.
Источник
Образование как целостный педагогический процесс
В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно не отражает настоящего содержания этого педагогического феномена.
Образование – сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в профессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.
Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни.
В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.
Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.«Развитие» — традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.
Опираясь на исследования отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн), в обобщенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека, совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.
Возрастная периодизация развития
(по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину)
Возрастной период | Ведущая деятельность | Новообразования возрастного развития | |
Эпоха раннего детства | Младенчество (до 1 года) | Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1-3 года) | Предметно-орудийная деятельность | Речь и наглядно-действенное мышление | |
Эпоха детства | Дошкольный возраст (3-7 лет) | Ролевая игра | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Учение | Произвольность. Внутренний план действий. Рефлексия | |
Эпоха подросткового возраста | Подростковый возраст (11-15 лет) | Общение | Стремление к «взрослости» |
Старший школьный возраст (15-17 лет) | Учебно-профессиональная деятельность | Мировоззрение. Профессиональные интересы |
Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозначить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конкретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста.
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, что понятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «питать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением закрепляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответственного. Славянское православное толкование воспитания исключает слепое преклонение перед личностной самостью, отраженной в латинском educo.
В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:
· широкий социальный смысл – своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;
· широкий педагогический смысл – управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;
· узкий педагогический смысл – процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.
Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторону процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становление собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.
Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспитанником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут определять поведение.
Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение —процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специально организованной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственным знаковыми системами.
Для чего человека надо обучать? На этот вопрос еще в XVII веке ответил Я.А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В.А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»
Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способами: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организуется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и общественно оцениваемая.
Не может не обращать на себя внимание многозначность основных категорий, характеризующих предмет педагогики, их порой трудно «разводимые» взаимосвязи. Чем это определяется?
Во-первых, педагогика – наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека.
Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, «выросла» из весьма разнообразного духовного и практического материала. У ее истоков – тысячелетняя практика воспитания, этические и сословные традиции, достижения всех наук, изучающих человека, природу и общество.
В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменением бытия самого человека. Социокультурная ситуация начала XXI века ставит педагогику перед необходимостью проникать в такие области своего предмета, которые требуют новых научных категорий и переосмысления уже существующих. Поэтому в научной периодике и на конференциях ученых-педагогов не умолкают споры о самой главной научной проблеме педагогики — о сущности ее предмета. Он фантастически сложен и в экспериментальном фиксировании, и в теоретическом обосновании.
Любопытен пример того, как предмет педагогики воспринимается учеными из других областей науки. В одной из своих работ Ж. Пиаже рассказал о незабываемом случае, который произошел с ним: о встрече с А.Эйнштейном. Великий физик очень заинтересовался сообщением Ж. Пиаже о психолого-педагогических экспериментах с детьми, расспрашивал о деталях того, что делали его коллеги, педагоги-экспериментаторы. Прощаясь, А. Эйнштейн убежденно заявил, что исследования в педагогике неизмеримо сложнее того, чем занимается физика.
Источник
Обучение, как часть целостного педагогического процесса
Обучение в целостном педагогическом процессе представляет собой самый надежный и важный способ получения систематического образования. Обучение отражает такие свойства педагогического процесса, как направленность на всестороннее развитие личности, единство процессуальной и содержательной сторон, двусторонность. Однако в процессе обучения можно наблюдать и специфические качественные отличия.
Обучение – специально организуемый, многогранный и сложный процесс отражения в сознании ребенка окружающей его действительности. При этом обучение представляет собой процесс познания под управлением педагога. Всестороннее усвоение детьми умений, навыков и знаний, развитие их творческих способностей и умственных сил может быть обеспечено только направляющей ролью педагога.
Познавательная деятельность – единство практической деятельности, чувственного восприятия и теоретического мышления.
Данный вид деятельности осуществляется ребенком постоянно, во всех видах социальных взаимоотношений учащихся и во всех видах его деятельности. Например, художественно-эстетическая и ценностно-ориентационная деятельность, общественно полезный и производительный труд, общение.
Познавательной деятельности также способствует выполнение предметных и практических действий во время учебного процесса, таких, как конструирование, экспериментирование, разбор исследовательских вопросов.
Познание приобретает четкое оформление в особой, свойственной только человеку форме, в процессе учебно-познавательной деятельности или учения.
Обучение возможно только в общении. В его основе лежит вербально-деятельностный подход. Одномоментно, слово представляет собой способ познания сущности исследуемого явления и средством выражения, методом организации познавательной деятельности детей и орудием коммуникации.
Слово непосредственно с ценностно-ориентационной деятельностью, задачи которой осознание социальной значимости процессов, явлений окружающего мира, предметов, а также формирование их личных смыслов.
Успех обучения зависит от многих факторов. В первую очередь – это личное отношение обучающихся, их самостоятельное и осознанное стремление к познанию, активность и присущие им умения и навыки. Ученик одновременно является объектом обучающих воздействий и субъектом педагогического процесса и специально организуемого познания.
Функции обучения
Функции обучения обуславливаются непременной реализацией в комплексе всех составляющих образования и стремлением педагогического процесса к творческому, всестороннему развитию личности школьника. При этом обучение должно выполнять следующие задачи: развивать, давать образование и воспитывать. В свою очередь, развивающий характер обучения связан со структурным усложнением, образовательная – с увеличением объема, воспитательная – с формированием отношений.
Развивающая функция
Социальный процесс разностороннего развития обусловливает содержание этой функции. Грамотно организованное обучение неизменно будет развивать, но развивающая функция будет осуществляться более эффективно, если взаимодействие учащихся и учеников направлено на всестороннее личностное развитие. Такая нацеленность процесса обучения на развитие личности каждого ученика получила название «развивающее обучение».
Традиционные подходы к организации обучающего процесса, под развитием подразумевают развитие мышления и речи, так как общее развитие ребенка, наиболее наглядно выражает именно развитие вербальных процессов.
Однако следует учесть, что при таком подходе к направлению обучения, не рассматривается тот факт, что мышление и речь, наиболее эффективно развиваются при развитии двигательной, эмоционально-волевой, сенсорной, мотивационной и потребностной личностных сфер. Развивающий характер обучения должен быть направлен на развитие личности, представляющей собой целостную психическую систему ребенка.
В 60-х гг. прошлого века, начали разрабатывать различные формы и методы обучения и организацию развивающего обучения. В частности, Л. В. Занков, описал комплекс методов развития мышления в обучающем процессе: обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе; рост удельного веса теоретического материала; обеспечение осознания обучающего процесса.
М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин занимались разработкой основ проблемного обучения.
М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер создали комплекс систематических развивающих методик обучения.
Тема работ Д. Б. Элькониа и В. В. Давыдова включала в себя теорию содержательного обобщения в процессе обучения.
Все эти работы объединяла одна идея, которая заключалась в необходимости срочного и существенного расширения сферы развивающего обучения. Результатом, совместно реализуемых образовательной и воспитательной функций, является полноценное нравственное, интеллектуальное и социальное личностное развитие.
Образовательная функция
Основная цель образовательной функции заключается в снабжении учащихся системой научных знаний, умений и навыков ее использования в решении практических задач.
Понятие «научные знания» включают в себя обобщенную картину мира, закономерности, понятия, теории и законы. Они должны войти в структуру опыта личности и стать ее достоянием. Полноценная реализация образовательной функции обеспечивает осознанность, полноту и систематичность знаний, а также их действенность и прочность. Для этого необходимо организовать подготовку и процесс обучения таким образом, чтобы учебный предмет отражал соответствующую ему сферу научного знания, включая все важнейшие для понимания причинно-следственных связей и основных идей элементы. Знания не должны образовывать незаполненные пустоты в общей системе. Их необходимо упорядочивать таким образом, чтобы новые знания как бы вытекали из усвоенных ранее и формировали путь к освоению последующих знаний.
Образовательная функция непосредственно связана с формированием у школьников навыков работы со справочной литературой, книгами, библиографическим аппаратом, конспектированием и организацией самостоятельно работы.
Воспитательная функция
Воспитательная функция обучения присутствует во все времена и в любых условиях. Она органически вытекает из содержания, методов и форм обучения, а также специфической организации общения со школьниками учителя. Преподавание не может не давать уроки касательно определенных отношений, взглядов, качеств личности и убеждений. Усвоение нравственных понятий, требований и норм непосредственно влияет на формирование личности.
Обучение воспитывает всегда. Однако не всегда этот процесс проходит автоматически и в нужном направлении. Из-за этого реализацию функции воспитания необходимо организовывать, исходя из правильно понятых воспитательных задач на определенном этапе развития общества.
Источник
Образование как педагогический процесс
Образование – это педагогический процесс, суть которого обусловлена заданной образовательной целью, осуществляемого посредством субъективно-объективных действий обучаемых и обучающих.
Становление каждого ребенка как личности, процесс его формирования в соответствии с установленным общественным идеалом, невозможно вне рамок организованного и целенаправленного педагогического процесса.
В настоящее время понятие «образовательный процесс» употребляется в качестве синонима понятия «педагогический процесс».
Педагогический процесс – это целенаправленно организованное взаимодействие учащихся и педагога, которое решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Помощь со студенческой работой на тему
Образование как педагогический процесс
Под педагогическим процессом в широком смысле понимается целостный процесс воспитания, реализуемый посредством обеспечения единства воспитания и обучения.
По своей природе педагогический процесс является процессом социальным, так как его содержание направлено на обеспечение выполнения социального заказа, подразумевающего всестороннюю подготовку подрастающего поколения к успешной жизнедеятельности в рамках современного социума.
Педагогический процесс подразумевает активную передачу и усвоение социального опыта, путем целенаправленно организованной деятельности и общения педагога с воспитанниками.
Основные виды деятельности, используемые в образовательном процессе: учебно-познавательная, игровая, производственная, художественно-творческая, трудовая и т.д.
Под общением педагога и воспитанников понимают оказание систематического педагогического влияние на волю, сознание и эмоции детей.
Таким образом, ведущими компонентами педагогического процесса являются воспитание и обучение, которые обуславливают внутренние процессы изменения воспитанности, образованности и развития личности. В свою очередь каждый из процессов состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: процесс воспитания – это взаимосвязь воспитательного взаимодействия и возникающего процесса самовоспитания; процесс обучения – это совокупность учения и преподавания.
Функции, структура и компоненты педагогического процесса
Основные функции педагогического процесса:
- Воспитательная – направлена на личностное изменение воспитанников, усвоение ими общечеловеческой культуры и норм.
- Информационная – предполагает осуществление процесса просвещения подрастающего поколения.
- Развивающая – направлена на всестороннее и своевременное развитие детей.
- Социально-адаптационная – предполагает осуществление процесса приспособления воспитанников к условиям реальной жизни.
- Аксиологическая – предусматривает развитие у воспитанников ценностной ориентации, формирование у них адекватного отношения к окружающим предметам и явлениям.
Структуру педагогического процесса принято рассматривать с двух основных позиций:
- Субъектный состав – представлен участниками педагогического процесса, то есть педагогами и воспитанниками. Субъектный состав может быть весьма разнообразным. Воспитанниками могут быть люди любого возраста – от дошкольников до пожилых людей. В качестве педагога может выступать не только конкретный человек (педагог-профессионал), но СМИ, национальные традиции, обычаи, религия и т.д.
- Процессуальный состав – представляет собой взаимодействие субъектов педагогического процесса, конечной целью которого является освоение воспитанниками общечеловеческой культуры, накопленного опыта и усвоение норм культуры и поведения.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
- Целевой компонент – определяет цели воспитания и обучения. Под целью понимается многоуровневое явления, выступающее как системообразующий фактор педагогического процесса.
- Содержательный компонент – направлен на разработку содержания образовательного процесса. В содержании отражается смысл, который вложен в общую образовательную цель и в каждую из образовательных задач.
- Операционно-деятельностный компонент – предусматривает установление процедур воспитания, обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также организацию продуктивной деятельности педагогов и воспитанников, на основании конкретных принципов и с использования методов, средств, способов и форм работы по достижению поставленной цели.
- Эмоционально-мотивационный компонент – направлен на формирование и развитие положительной мотивации на образовательный процесс, как у педагогов, так и у воспитанников. Достигается это посредством установления эмоционально-позитивного взаимодействия между ними.
- Контрольно-оценочный компонент – предполагает осуществление качественного контроля за течение образовательного процесса и полученными результатами, на каждом из его этапов. Под результатами понимается формирование личностных качеств воспитанников, именно они подвергаются оценке и самооценке.
- Результативный компонент – направлен на выявление эффективности протекания педагогического процесса и прогресса в достижении поставленной образовательно-воспитательной цели.
Целостный педагогический процесс представлен рядом компонентов, которые находятся в тесном и гармоничном взаимодействии друг с другом.
Таким образом, педагогический процесс представляет собой совокупность процессуального и субъектного состава, их сложное динамичное взаимодействие, выраженное в постоянно развивающейся системе целостного образования.
Закономерности педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые и существенные связи между определенными явлениями и сторонами педагогического процесса.
Общими закономерностями педагогического процесса являются (автор И.П. Подласый):
- Динамика педагогического процесса – подразумевает постоянное и последовательное изменение всех величин процесса. При этом изменение каждой величины зависит от успешности ее изменения на предыдущем этапе. То есть, выше предыдущие достижения, тем значительнее будет конечный результат образования. Данная закономерность представляет педагогический процесс в виде развивающегося, постепенного («ступенчатого») взаимодействия педагога и воспитанников. Наглядно это закономерность проявляется в следующем: тот ученик имеет высокие общие результаты, у которого были высокие промежуточные достижения.
- Поступательное развитие личности – вся сущность педагогического процесса направлена на всестороннее и целостное развитие личности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника. Темп и уровень развития зависят от ряда следующих факторов: наследственность, насыщенность воспитательной и образовательной среды, включенность в учебно-воспитательную деятельность, окружение воспитанника и используемые педагогом способы и средства педагогического воздействия.
- Управление воспитательно-образовательным процессом – предполагает, что успешность педагогического воздействия во многом зависит от интенсивности обратных связей между педагогом и воспитанниками, а также величины и обоснованности применяемого корректирующего воздействия на них.
- Стимулирование – эффективность и результативность педагогического процесса во многом зависят от ряда внутренних и внешних стимулов. Внутренними стимулами являются – собственная мотивация воспитанника на учебно-воспитательную деятельность; внешние стимулы представленным общественными, педагогическими, моральными и материальные и рядом других стимулов.
- Единство логического, практического и чувственного в педагогическом процессе – предполагает, что успешность педагогического процесса во многом зависит от чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения полученных знаний и умений.
- Единство внутренней (познавательная) и внешней (педагогическая) деятельности – предполагает, что эффективность образовательного процесса во многом зависит от качества педагогической деятельности и собственной воспитательно-образовательной деятельности воспитанников.
- Обусловленность педагогического процесса – представлена течением и результатами воспитательного и образовательного процессов, которые находятся в зависимости от потребностей современного общества и личностных возможностей воспитанников.
На основании представленных закономерностей, установлены ведущие принципы педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса – это исходные фундаментальные требования к воспитанию и обучению, которые конкретизированы в правила и рекомендации.
В любом педагогическом процессе, на основании его закономерностей и принципов, выделяют этапы развития.
Основные этапы развития педагогического процесса:
• подготовка педагогического процесса (подготовительный); • осуществление педагогического процесса (основной); • анализ результатов педагогического процесса (заключительный).
Источник