Одним словом Детский недетский вопрос

10 каверзных детских вопросов, которые озадачат любого взрослого

Узнайте, какие каверзные вопросы задают малыши в детском саду и как нам, взрослым, на них лучше всего отвечать!

А рассказала нам об этом наш постоянный эксперт — Наталья Фесенко, основатель петербургской сети билингвальных садов CDF.

Как только ребенок начинает говорить, на родителей и воспитателей незамедлительно обрушивается шквал вопросов: «почему?», «зачем?», «откуда?». На большинство из них мы отвечаем, не задумываясь, однако некоторые могут застать нас врасплох. Да, конечно, все мы изучали биологию в школе и знаем, что такое фотосинтез. И все же, услышав вопрос «Почему трава зеленая?», мы не пускаемся в долгие объяснения о химических реакциях. Согласитесь, тут нужен совершенно другой подход.

Ребенок только начинает познавать мир, и невозможно даже представить, сколько мыслей и вопросов обрабатывает юный пытливый ум ежеминутно. Спрашивая, ребенок надеется получить четкий и понятный ему ответ.

Так уж вышло, что на самые интересные и важные вопросы ответы далеко не всегда могут быть простыми!

Давайте попробуем подготовиться заранее и ответить на каверзные вопросы так, чтобы это удовлетворило детское любопытство. Представляем вам подборку самых интересных вопросов и ответов, которые прозвучали в нашем саду.

Спрашивает Маша, 3,5 года: «Почему глаз два, а рот один?»

Как отвечать.Некоторые органы человека симметричны, а некоторые только в единственном экземпляре. Два глаза и два уха даны живым существам для того, чтобы видеть и слышать со всех сторон.

К тому, кто всегда наготове, очень сложно подкрасться незаметно.

Рот у нас один для того, чтобы еда не заблудилась по дороге в наш желудок, который, в свою очередь, тоже в единственном экземпляре и прекрасно справляется со своей функцией самостоятельно.

Источник

10 самых неудобных детских вопросов и как на них отвечать

О природе детской любознательности и о том, как родителям не выглядеть глупо, отвечая на вопрос «Почему я не пони?».

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Почему дети задают вопросы

Каждый день во время пути в детский сад мы с дочкой встречаем нескольких малышей, которые успевают пройти весь цикл познания мира: бурный интерес к какому-то явлению → расспрос родителей → ответное молчание → потеря интереса.

Детская любознательность достигает пика в четыре года. К этому моменту родители часто чувствуют себя безнадёжно, отчаявшись найти ответы на все почему. Согласно исследованиям Kids ask a staggering 73 questions every day , любопытные дети задают в среднем 73 вопроса в день. Причём «допрос» родителей иногда начинается с 6 утра и не прекращается до вечернего сна. На половину из этих вопросов родители не отвечают. А треть из 1 500 опрошенных в Великобритании матерей и отцов заявили, что такие расспросы для них утомительны. Зато четверо из десяти заметили, что гордятся любознательностью своих детей.

Автор исследования, психолог Сэм Васс говорит о том, что по мере взросления ребёнок проявляет интерес к окружающему миру и это естественно. Взрослые забывают, какими были в детстве и часто не осознают, насколько важны их ответы.

По словам Trusting What You’re Told How Children Learn from Others психолога Гарвардского университета Пола Харриса, в период от двух до пяти лет дети задают около 40 000 вопросов. А исследование Preschoolers’ Search for Explanatory Information Within Adult-Child Conversation Мичиганского университета США выяснило, что дети задают столько вопросов вовсе не для того, чтобы позлить родителей (хотя порой в это трудно поверить). Они хотят объяснений, почему вещи такие. Для малыша, который только знакомится с миром, всё вокруг — это ошеломительное открытие. И маленькому исследователю нужно как-то это понять.

Ответы дают ребёнку ощущение принятия и безопасности, надёжного тыла. Если родитель отмахивается от детских вопросов, ребёнок чувствует себя неважным, ненужным, неинтересным. А иногда вопрос ребёнка — это способ поговорить о том, что его волнует. Отвечая на вопрос, родитель получает возможность помочь малышу, лучше его понять, узнать о его детских трудностях. Это создаёт доверительные отношения, способствует развитию эмоционального интеллекта как ребёнка, так и родителя.

Что же хотят знать дети? Вот самые частые вопросы, которые я слышу от дочери или по «дороге вопросов» к детскому саду.

Самые популярные вопросы малышей

1. Откуда берутся дети?

Как отвечать

Главное тут — сколько лет задающему вопрос ребёнку. Потому что для каждого возраста допустимо определённое количество подробностей. Важно также понять, что современные дети — осведомлённые личности, и легендами об аистах и капусте их не удовлетворишь Откуда на самом деле берутся дети . Примерный правильный ответ звучит так: «Мы с мамой понравились друг другу, поженились, и вскоре в животике появился ты. Ты рос, становился всё больше и больше, а затем родился». Это ответ для трёхлетнего ребёнка. Соответственно возрасту добавляйте или убирайте нужное количество деталей.

Чего делать не стоит

Описывать всё в красках. «Помню тот холодный зимний вечер, когда мы с мамой и её подругой…» — вот так говорить не стоит. Ограничьтесь рассказом о том, о чём спросил ребёнок. Психологи утверждают Family relationships during infancy and later mother and father vocabulary use with young children , что вопрос отношений отца и матери для малыша важен настолько, что влияет даже на словарный запас. Поэтому рассказывать всё в мельчайших деталях не нужно.

Личный опыт

В случае с дочерью это было даже более конкретно: «Как меня сделали?» Стараясь не думать, что я отец, который написал книгу о воспитании, и судорожно вспоминая все прочитанные на эту тему статьи, мы с супругой сподобились на ответ в стиле «папа и мама любили друг друга и появилась ты». Бинго!

2. Я умру?

Как отвечать

Главное здесь не паниковать и понять, что страх смерти у детей — нормальное явление. Скорее всего, малыш и задаёт вопрос из-за этого страха. Поэтому не стоит делать из темы табу Людмила Петрановская о том, как говорить с детьми про трагическое . Примерный ответ звучит так: «Ты самый любимый человек на свете для меня, я желаю тебе только самого лучшего. Но все мы, животные и люди, становимся старыми и умираем. Только это случится ещё не скоро».

Чего делать не стоит

Скрывать и замалчивать факт смерти. Но и ходить специально на кладбище тоже не нужно. Не говорите с ребёнком о смерти первым, следуйте за ним и дождитесь вопроса.

Личный опыт

Дочь боится темы старости и смерти. Ей грустно думать о том, что она или родители станут старыми. Поэтому и вопрос про собственную смерть мы обходим стороной. Она не спрашивает, а я не решаюсь заговорить об этом.

3. Что будет после смерти?

Как отвечать

До трёх-четырёх лет дети мыслят образами, поэтому и ответа на этот вопрос будет достаточно образного NIH Clinical Center Patient Education Materials Talking to children about death . Например: «Люди после смерти сидят на облачке и смотрят за нами». Как бы банально это ни звучало. С детьми постарше можно обсудить и альтернативные версии.

Чего делать не стоит

Описывать технические подробности смерти. Процесс погребения и похорон не стоит описывать в ярких красках, так как психика малыша может не справиться с такими картинами.

Личный опыт

На такой вопрос дочери я ответил: «Ничего». Положение спасла бабушка с рассказом об ангелах, которые уносят людей на небо. Правда, теперь дочь интересуется, сидят ли там Пушкин и Ленин.

4. Кого ты больше любишь, меня или брата (сестру, маму, папу)?

Как отвечать

Скорее всего, таким вопросом ребёнок привлекает к себе внимание. Психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш, которые получили всемирную известность как эксперты по общению с детьми (их произведения переведены на 24 языка) в книге «Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно» советуют Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно убедить малыша, что любите вы каждого по-своему. Сказать ему: «Я очень сильно люблю тебя и брата (сестру, маму, папу). Просто это разная любовь — к маме, дочери, сыну, ведь всех любить одинаково невозможно, все мы индивидуальны». Уравнивание зачастую обижает ребёнка. А ещё используйте принцип ответного вопроса. Спросите в конце: «А что думаешь ты?» Так вы узнаете мотивы ребёнка. Возможно, он обиделся на конкретную ситуацию, где вы неправы. Иногда дети дают забавные ответы Джимми Киммел спрашивает у детей, кого они больше любят .

Читайте также:  Функции и организационная структура государственного управления

Чего делать не стоит

Кого-то выделять. Не говорите, что кто-то в семье заслужил больше вашей любви, чем ребёнок. Никакой проступок не отменяет безусловной любви родителя. С другой стороны, не нужно превозносить малыша до небес и подчёркивать его исключительность. По мнению Parenting: Don’t Praise Your Children! экспертов, это может только навредить.

Личный опыт

Я стараюсь уделять внимание всем (и даже коту), поэтому такой вопрос возникает у нас в семье редко. В основном, когда мы выясняем: королева у нас мама или дочь. Обычно дочка соглашается на роль любимой принцессы.

5. Дед Мороз (Бог) существует?

Как отвечать

Это как раз тот случай, когда можно честно признаться Почему не стоит отрицать Деда Мороза малышу, что вы не знаете ответ. Примерно так: «Никто точно не знает, существует ли Дед Мороз (Бог). Одни люди в это верят, а другие нет». Можно также привести пример родственников или знакомых с другими точками зрения.

Чего делать не стоит

Искать «правильный» ответ. На этот вопрос его не существует. Не забывайте о толерантности, разности взглядов и праве на мнение.

Личный опыт

Один из наших популярных маршрутов лежит мимо церкви. Пока я пытался уклониться от ответов на вопросы о Боге, дочь продолжала их задавать. В конце концов я ответил так: «Это замок тех, кто верит в Бога. Но есть и те, кто не верит. Это право и личное дело каждого». С тех пор вопросов больше не было. (Минутка гордости.)

6. Почему вы с папой (мамой) ругаетесь?

Как отвечать

Если ребёнок задаёт этот вопрос, скорее всего, он уже стал свидетелем ссоры родителей и чувствует Parental conflict: outcomes and interventions for children and families свою вину. Поэтому отвечать следует примерно так: «Мы с тобой тоже иногда ссоримся, когда не можем о чём-то договориться, но всегда миримся. Так же и с папой (мамой). Извини нас за эту ссору».

Чего делать не стоит

Выяснять отношения и оскорблять друг друга в присутствии детей. Если обвинять или обзывать другого родителя в чём-либо при ребёнке, малыш будет искать причины конфликта в себе. Так как он ещё не научился отделять себя от отца и матери.

Личный опыт

В ответ я всегда вспоминаю сцену из фильма «Отрочество» и говорю словами героя: «Ты с подругой тоже ссоришься, но вы ведь любите друг друга? Просто вы не всегда во всём соглашаетесь, как и мы с мамой».

7. Почему небо голубое (почему трава зелёная, откуда берётся радуга)?

Как отвечать

Нужно понять, что если для взрослых важен сам ответ, то для малыша в таких вопросах — его поиск, интерактив с родителями. Поэтому ответить следует так: «Кажется, я помню, что трава всех цветов, но мы видим её зелёной. Давай проверим и поищем в энциклопедии или интернете?» Это повод самому стать лучше, выяснить что-то вместе, расширить свои знания и потренировать навыки. Поиск ответов способен укрепить отношения с ребёнком и увлечь настолько, что сам вопрос станет неважным.

Чего делать не стоит

Сыпать научными терминами и пытаться доказать своё превосходство. Ребёнка это только утомит.

Личный опыт

Хотя иногда приятно побыть ходячей энциклопедией, всё-таки на большинство таких вопросов мы ищем ответы вместе.

8. Почему у меня нет чего-то, что есть у других?

Как отвечать

Постарайтесь объяснить ребёнку, что вы стараетесь для него, но иметь все вещи мира невозможно: «Мы с мамой (папой) стараемся, чтобы у тебя было всё самое лучшее. Но люди разные и у них есть разные вещи. У тебя одни, а у друзей другие».

Чего делать не стоит

Обвинять ребёнка в том, чего он ещё не в состоянии понять. Малыш не хочет вас оскорбить, а пытается осознать различия окружающего мира. И требовать от него понимания ваших усилий или особенной благодарности бессмысленно.

Личный опыт

Совсем недавно я как раз услышал такой вопрос. И ответил в стиле: «Папа тебе покупает всё, что захочешь, а ты вот так, да, с родным отцом…» Да, отвечать всегда правильно довольно непросто.

9. Чем отличаются мальчики и девочки?

Как отвечать

Если ребёнок задаёт такой вопрос, скорее всего, малыш уже впитал некоторые стереотипы по поводу поведения мальчиков и девочек. Профессор нейробиологии Лиз Элиот в своей книге Pink Brain, Blue Brain советует Pink Brain, Blue Brain: How Small Differences Grow Into Troublesome Gaps — And What We Can Do About It делать акцент не на различиях, а на общности. Ответить можно примерно так: «И мальчикам, и девочкам бывает больно, обидно или, наоборот, радостно. Они реагируют на это по-разному и отличаются внешне, чтобы все не были одинаковыми».

Чего делать не стоит

Повторять социальные стереотипы. Велик соблазн сказать: «Мальчики никогда не плачут, а девочки всегда ухожены и аккуратны». Но это неправда, и когда малыш увидит примеры, он завалит вас ещё большим количеством вопросов.

Личный опыт

Каким-то образом моя дочь уже узнала о том, что «у мальчиков всё по-другому». Вдаваться в вопросы физиологии я пока не решаюсь, поэтому сосредоточился на защите права мальчиков проявлять эмоции.

10. Что такое секс? (Либо другой «недетский» термин)

Как отвечать

Родителям сложно это принять, но отвечать нужно прямо, если только ребёнок не совсем малыш. Психологи говорят Психолог объясняет, почему нужно называть вещи своими именами , что даже в три года ответить «у мальчиков пенис, а у девочек вагина, и они соединяются, когда люди любят друг друга» лучше, чем надеяться, что ребёнок вырастет и узнает всё сам.

Чего делать не стоит

Говорить «это плохое слово» или «вырастешь — узнаешь». Ребенок всё равно найдёт ответ. Вполне вероятно, что тот введёт его в заблуждение и скажется на психологическом развитии.

Личный опыт

До вопросов интимных у нас пока не дошло, зато дочь читает и интересуется словами, написанными в подъезде. И здесь папа снова не на высоте. «Это плохое слово», — пока я вот на такой стадии.

Бонус: почему я не летаю (не пони, не единорог)?

Как отвечать

Взрослым такие вопросы кажутся абсурдными, но для детей они совершенно нормальны. Философы уверяют Experimental Philosophy of Explanation Rising: The Case for a Plurality of Concepts of Explanation : абсурдные вопросы делают детей похожими на учёных. И отвечать нужно так, чтобы не убить в них интерес исследователя: «Люди не летают, потому что не могут преодолеть силу притяжения. Как ты думаешь, в будущем это станет возможным?»

Чего делать не стоит

Смеяться над такими вопросами. Ребёнок верит всему, что скажут родители. Из-за насмешек малыш подумает, что его воображение — это что-то постыдное и ненужное.

Личный опыт

С возрастом соблазн сказать, что единороги бывают только в «Гарри Поттере», всё больше. Но пока я держусь и продолжаю строить с дочерью теории о том, кто живёт на обратной стороне Луны.

Зачем вообще отвечать на детские вопросы

Потому что это очень важно для дальнейшего развития ребёнка. Учёные говорят, что механизм вопросов у детей отражает Children’s questions: a mechanism for cognitive development уровень их когнитивного развития, а ответы остаются в долговременной памяти. Частота и содержание вопросов показывают, насколько малыш понимает устройство окружающего мира. Поэтому беспокоиться стоит, если вопросов слишком мало или нет вовсе.

А ещё, чтобы спасти психику родителей. Потому что если вы будете уходить от ответов, настойчивость ребёнка возрастёт в разы. Исследования говорят When preschoolers ask questions, they want explanations : дети, получающие правдивые ответы, часто соглашаются с ними. А малыши, которые их не слышат, задают один и тот же вопрос снова и снова, пока не добьются объяснений.

Ответы на вопросы запоминаются гораздо лучше, чем информация, о которой человек не просил. Поэтому для родителей это чудесная возможность расширить кругозор ребёнка. Внимание родителей к вопросам детей стимулирует их любознательность и интерес к обучению, утверждает в них уверенность в собственной ценности, а значит, способствует углублению привязанности, уверенности в себе и интеллектуальному развитию.

Источник

Одним словом. «Детский недетский вопрос»

Передача «Детский недетский вопрос» появилась на свет в 2006 году, во время Второй ливанской войны. Взрослые нервничали и гадали — долетят или не долетят ракеты до Тель-Авива. И мой младший, тогда восьмилетний, сын Миша, глядя на это, спросил: «А зачем люди воюют?» Я начал было ему объяснять суть арабо-израильского конфликта, но по ходу разговора понял, что вопрос глубже и серьезней, чем любой мой ответ.

Читайте также:  Миллионер друг Соловьева что известно о популярном на ТВ quot кремлевском докторе quot

Я собрал несколько детских вопросов и с идей интервьюировать взрослых, задавая им эти самые вопросы, пришел к журналистке Лиоре Ган, работавшей на израильской государственной радиостанции РЭКА, ведущей вещание на русском языке. Лиора идею поддержала, и в течение нескольких лет мы делали программы «Детский недетский вопрос», которые выходили в ночном эфире. Потом мы запустили передачу в видеоформате и теперь она выходит на YouTube-канале «Детский недетский вопрос».

За пятнадцать лет много интересного произошло — незабываемые встречи с удивительными людьми, резкие повороты в судьбе передачи, изданы книги (Михаил Эпштейн «Детские вопросы», Дмитрий Брикман «Детский недетский вопрос»), появились и другие совершенно неожиданные новые истории, которые выросли из неё и теперь живут своей самостоятельной жизнью.

Одну из них мы представляем вам сегодня.

История эта началась пару лет тому назад, когда мы сидели с Александром Гутницким у него дома на кухне в Питере и обсуждали очередную передачу. Вдруг, посреди разговора Саша говорит: «Слушай, у меня появилась идея! Давай… Нет, я еще должен подумать» На том и расстались. Утром я улетел в Израиль и о разговоре со временем подзабыл. А Саша… Саша просмотрел ВСЕ выпуски передачи (а их на данный момент около двухсот и каждая из них идет около часа!), проанализировал их, выбрал разные ответы и написал сценарии, в которых разные люди отвечают на один вопрос. А потом по этим сценариям они, вместе с видеорежиссером Константином Гаёхо, сделали несколько удивительных по своей точности и выверенности коротких фильмов. Мы решили назвать их «виртуальными разговорами»».

В сегодняшнем виртуальном разговоре — «Одним словом» — участвуют: Юлий Ким, Борис Гребенщиков, Юлия Латынина, Андрей Макаревич, Юлия Меньшова, Владимир Познер, Борис Акунин, Константин Райкин, Виктор Шендерович, Михаил Лабковский, Александр Генис, Артемий Троицкий, Николай Сванидзе, Псой Короленко, Вадим Жук, Борис Гельфанд, Ефим Шифрин, Юрий Стоянов, Кшиштоф Занусси, Людмила Улицкая, Дина Рубина и другие собеседники. А стержнем стала запись разговора с 99-летним кинодокументалистом Юзом Герштейном, смотревшим в будущее с неподдельным интересом и любопытством.

Источник

Недетские вопросы для детей

Синие киты — рекордсмены и по длине тела (34 метра), и по его массе (180 тонн), и по длине отростков нервных клеток (рекорд точно не известен, но, по разным оценкам, составляет 25–30 метров).

Отростки нервных клеток нейронов китов, сами по себе не очень толстые ( в 60 раз тоньше, нежели у крупных моллюсков), могут объединяться в нервы впечатляющей толщины — до 1 см. И еще толстые нейронные кабели синих китов способны растягиваться, ведь при широком открывании рта этого не избежать.

Растяжение нервов в пасти кита при зачерпывании воды

Интересно, что сигнал по самым длинным нервам идет от 1,5 до 6 секунд. При размерах кита это не важно — он может себе позволить раз в 6 секунд махнуть хвостом, а вот для мелких животных это была бы верная смерть, т.к. реакция — главное в природе.

Кстати, когда кит растет отростки его нейронных клеток вырастают со скорость 3 сантиметра в день.

Как паук плетет паутину?

1 — паук сидит на ветке дерева или травинке и выделяет паутинную нить, которая подхватывается ветром и прилипает к какому-нибудь субстрату, например ветви другого дерева.
2 — далее паук натягивает паутину и закрепляет ее конец; создается своеобразный воздушный мост.
3 — затем паук бежит по получившемуся «мосту», попутно выделяя новую нить, которая свободно провисает. Добежав до противоположного конца, паук закрепляет эту нить и бежит по ней обратно до середины. Там он спускается вниз по новой нити и закрепляет ее на третьем субстрате.
4 — сходным образом паук плетет еще несколько каркасных (несущих) нитей и радиальные нити.
5 — затем из центра кнаружи плетется нелипкая вспомогательная спираль. Впоследствии паук ее съедает за ненадобностью.
6 — далее, используя вспомогательную нить как опору, паук плетет липкую ловчую сеть с частыми витками, начиная от края к центру паутины.

Почему паук сам не прилипает к своей паутине?

Во время плетения паутины он касается клейких ловчих нитей только самыми кончиками ног, покрытыми многочисленными волосками, что уменьшает площадь контакта с клейкими каплями. Кроме того, ноги паука смазаны особым маслянистым веществом, препятствующим приклеиванию. Ну а когда паук ходит по своей паутине, он передвигается по менее клейким радиальным нитям.

Смеются ли животные?

Да, животные смеются и улыбаются. По мнению многих ученых улыбка это "укус без укуса". Животное, обнажая зубы, чаще всего угрожает, но улыбка это способ загладить вину, погасить конфликт. Люди улыбаются с рождения. Даже глухонемой ребенок, видя силуэт родителей начнет улыбаться им уже в месячном возрасте. Животные же улыбке учатся, а вот смех у них врожденный. Смеются при играх и щекотке многие звери, например, обезьяны, крысы и т.д.

Яак Панксепп (Jaak Panksepp), открывший смех у крыс, так описывает его возможные функции: «Смех — признак хорошего характера и умения ладить с окружающими; поэтому часто смеющиеся крысы воспринимаются как хорошие партнеры для игр, а такие игры иногда могу кончаться и размножением. Смех — признак психического здоровья, как пышный хвост павлина — признак его физического здоровья».

Кстати, установлено, что дофамин, выделяемый нейронами и понуждающий к улыбке, выделяется не только при положительных эмоциях, но и при новизне событий. Так, крысы начинают улыбаться, когда их подсаживают в к летку к незнакомцам — это скорее защитная реакция, сравнить которую можно с "нервным смехом" человека. Давно известно, что дофамин выделяется, даже если ваша улыбка была нарочной, специально выдавленной, а дофамин это гормон счастья. Так что улыбайтесь чаще — по поводу и без и будьте счастливы.

Почему мы седеем?

Цвет волос связан с выработкой меланина. Когда его выработка преостанавливается, волосы становятся белыми. Вместе с потерей маланина меняется структура волоса — он растет быстрее и за счет этого в нем появляются пустоты, которые на свету выглядят более светлыми, почти белыми.

Почему перестает вырабатываться меланин?

В меланоцитах с возрастом начинают хуже работать ферменты, разлагающие перекись водорода Н2О2 (почему — точно не известно). Накапливаясь в больших количествах, перекись водорода повреждает фермент тирозиназу, отвечающий за синтез меланина. Кроме того, повреждаются и другие белки. Например, перестают работать белки, отвечающие за передачу меланина из меланоцитов в кератиноциты. Перестает работать и очень важный белок Bcl2, защищающий меланоциты от апоптоза — запрограммированной гибели. Постепенно меланоциты гибнут, а стволовые клетки, из которых они образуются, делятся с возрастом всё медленнее и не восполняют их убыли.

Можно ли поседеть моментально?

Говорят, что человек может поседеть от сильного стресса или страха моментально. Нет, такого не бывает, по меньшей мере нет ни единого описанного случая подобного одномоментного седения. Чаще всего в стрессовой ситуации человек седеет от 5 суток до нескольких недель.

Правда ли, что мозг человека задействован на 10%?

Старый и уже покрытый мхом миф! На самом деле мозг человека тренируется всю жизнь. Интересно, что базовые мозговые функции — слух, зрение, мелкая моторика рук, речь, обоняние, осязание и т.д. формируются в детстве. И если по каким-то причинам они не были сформированы, то уже не сформируются никогда. Например дети-маугли, найденные в лесу никогда уже не смогут говорить, а ребенок, рожденные с катарактой, при проведенной впоследствии операции по ее удалению зрение не обретет никогда. Проводили даже довольно жесткие эксперименты на котятах, которым зашивали глаза при рождении, а затем, уже подросшим, швы снимали — котята со здоровыми глазами оставались слепыми.

Но при этом мозг способен тренироваться всю жизнь. Это такая своеобразная "мышца" — чем больше вы в нее вливаете, тем больше она впитывает.

Иными словами — чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. Больше читайте, больше узнавайте нового и ваш мозг всегда будет в форме.

Читайте также:  Сценарий игры в летнем лагере Пираты Карибского моря

Когда акулы спят?

Как известно акулам для дыхание нужно постоянное движение — только тогда вода, протекая через их жабры обогащает организм акулы кислородом. И когда же им спать, если они все время двигаются. Оказывается акулы находят подводные течения, которые "протекают" сквозь их жабры, пока акула может позволить себе отдых. Чаще всего отдыхающих акул находят в сквозных пещерах, с протекающим течением. Есть некоторые виды акул, которые никогда не останавливаются, иначе задохнуться, поэтому они спят в движении, иногда плавая по кругу.

Почему Луна не падает на Землю?

Попробуем попроще — если вы кинете камень на Землю вертикально, то он сразу упадет. Если вы его кинете горизонтально над поверхностью, то он сначала пролетит какое-то расстояние, а затем упадет. Если вы кинете его очень сильно, то он пролетит большее расстояние и затем упадет. А теперь запустим камень со скоростью 8 км/с и будем считать что поверхность Земли гладкая (без рельефа), то на полет камня будет влиять шарообразность Земли — она будет просто уходить из под летящего камня ровно с той же «скоростью», с которой он будет на неё падать. То есть камень будет по-прежнему падать на Землю, только падение это никогда не закончится. То же самое происходит и с Луной: она не только падает на Землю, но и вращается вокруг неё, поэтому падение оказывается бесконечным.

Из какой точки начала расширяться Вселенная? Где ее центр?

Теория Большого взрыва, образовавшего Вселенную предполагает наличие точки, кв которой этот взрыв произошел, но на самом деле такой точки нет. Расширение Вселенной можно представить себе в виде надуваемого воздушного шара — он постоянно увеличивается, но центра его расширения нет.

Почему у человека меньше волос на теле, чем у многих животных?

На самом деле волос на теле человека много, как у среднего млекопитающего и их количество зависит от расы и места проживания. Просто наши предки жили в саваннах и очень много бегали в поисках пищи. Как известно гепард может быстро бегать, но весьма непродолжительное время, он останавливается довольно быстро, чтобы не случилось перегрева. А т.к. наши предки начали использовать орудия труда и шкуры убитых животных, то они "избавились" от шерсти именно для того, чтобы не перегреваться — ведь человек двуногое существо и тело в вертикальном положении лучше обдувается ветром и при наличии потовых желез быстрее охлаждается. Кстати потеря шерсти привела к увеличению потовых желез и потемнению кожи.

Есть еще одна версия утраты шерсти. Безволосые представители человечества более всего похожи на детей (дети обезьян рождаются безволосыми), требуют больше внимания к себе, «детские» признаки у многих животных вызывают инстинктивное стремление заботиться об их обладателях. Женщины такого склада, о которых нужно заботиться, больше привлекают самцов и в результате естественного отбора "голых" самок произошло уменьшение волосяного покрова и у мужчин.

Сохранившиеся волосы на теле человека несут определенную функцию — волосы на голове прикрывают голову от перегрева, брови не дают скатываться поту в глаза, борода добавляет мужественности (в то время как безбородые женщины более привлекательны), а волосы на лобке и под мышками — показатель полового созревания.

Почему металлы при прикосновении кажутся холодными?

Все дело в высокой теплопроводности металлов. Высокая теплопроводность металлов объясняется наличием в них свободных электронов — тех самых, что обеспечивают электропроводность металлов. Человек, дотрагиваясь до металла быстро "отдает" свое тепло, которое разносится по поверхности металла и место соприкосновения кажется холоднее. на самом деле это ваши пальцы, отдав тепло "остывают" до температуры металла. Конечно с горячим металлом вы никакой прохлады не почувствуете, скорее наоборот — обожжетесь.

Видят ли микробы?

Глаза — сложный орган, требующий места, а поверхности микроба недостаточно для подобных размещение. К тому же у микроба, простейшего существа, нет совсем никакой нервной системы, поэтому глаза, даже если бы их и удалось разместить на поверхности микроба, просто было бы не к чему подключить.

Источник



Зачем вообще всё? Детские вопросы, недетские ответы

Только что вышла моя книга, точнее, книжечка, где я пытаюсь ответить на сотни вопросов, заданных детьми и подростками (от 3 до 15 лет), — на понятном для них языке :»Детские вопросы» (ArsisBooks, 2020, 176 сс.). В ближайшие дни книга поступит в магазины «Лабиринт», «Москва», «Читай-город», «Библио-Глобус», «Фаланстер», а также оптовикам: «Лабиринт», «36.6», «Берроунз» («Медленные книги»).

Этот замысел родился из передачи израильского журналиста и фотохудожника Дмитрия Брикмана «Детские/недетские вопросы», куда он меня пригласил. Вообще таких передач у него состоялось уже 150, последняя — с Борисом Гребенщиковым. Я так воодушевился, что часовой беседы мне показалось мало. Дети — прирожденные философы, поскольку видят мир впервые и ставят под сомнение самое очевидное. Их гениальные вопросы побуждали думать еще и еще. По моей просьбе и по своей необычайной щедрости, Дмитрий прислал мне все 700 вопросов, которые он накопил для своей передачи. Отобрав из них примерно половину и расположив по темам, я решился поделиться своими ответами с читателями, среди которых, надеюсь, будут и дети. Собственно, цель книги — вовлечь детей и взрослых в общий разговор о самых важных явлениях мироздания.

Издание иллюстрировано замечательными рисунками Ira Litmanovich, один из них— на обложке.

Вот некоторые вопросы (из более 300):

Почему я — это я?

Зачем они делают детей, а потом их ругают?

Можно мне не умирать?

Зачем вообще всё?

Почему ему можно, а мне нельзя?

Душа иногда побаливает, почему?

Страсть — это страшно?

Ответы краткие, укладываются в несколько строчек. Несколько примеров.

Про Бога.

Что такое Бог? (мальчик, 9 лет)

Правильнее спросить: не «что такое?», а «кто такой?» Многие не верят в Бога, потому что не видят его вокруг. Но Бог — не что, а кто, мы воспринимаем его внутри себя. Каждый человек — «я» для себя, а Бог — это Я для всех.

Зачем Бог создал этот мир? Он что, не понял, что будет такая заморочка? (девочка, 10 лет)

А ты зачем пишешь и рисуешь? Иногда выходят каракули и кляксы. Надо стараться. Вот и Бог старается. Ему труднее всех, потому что у него на руках целый мир.

Смогу ли я ходить по воде, если сильно уверую в Бога? (мальчик, 7 лет)

Вряд ли. A зачем ходить по воде, если можно двигаться на лодке, на корабле, на водных лыжах? У веры в Бога есть более достойные применения. Например, относиться к людям с любовью, переносить болезнь, испытывать радость даже в трудные моменты жизни. Вот тогда вера в Бога поможет.

Про любовь.

Есть ли настоящая любовь? (д. 15)

Есть, но у каждого возраста она своя. Любовь — как костер: сначала жжет (в юности), потом греет (в зрелости), потом светит (в старости). А когда человек умирает, ее искорки все равно остаются — как память о любимых.

Можно как-нибудь знать, что эта любовь навсегда? (д. 15)

Пока не наступит это навсегда, вряд ли узнаешь.

Вот какой я хороший! Все меня любят! А за что тебя-то любить? (м. 3)

Чем взрослее человек, тем труднее его полюбить, потому что взрослых любят за что-то, а детей — просто так.

Что любит любовь? (д. 6)

Любовь — прекрасное чувство, но предмет ее не всегда прекрасен. Бывает, что любят плохих или глупых людей, некрасивые вещи, пустые развлечения. Тогда чем больше любишь, тем больше страдаешь.

Мальчик выслушал сказку о старике и золотой рыбке и изрёк: «Вот глупый дед, просил то новый дом, то новое корыто. Почему не попросил сразу новую старуху»? (м. 5)

А может быть, он эту старуху любил и не хотел другой?

Что больше, Любовь или Жизнь? (м. 6)

Они обе очень большие, но одна бывает больше другой. Например, любовь умирает, а жизнь продолжается — уже с другой любовью или, как ни грустно, совсем без любви. А иногда жизнь заканчивается, а любовь продолжается — тот, кто пережил любимого, по-прежнему любит только его. Хорошо, когда любовь по длине совпадает с жизнью и, как в сказке, оба умирают в один день.

Источник