ОГЭ Обществознание ТЕОРИЯ по кодификатору Право 6 7 Совет Федерации

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.7. Совет Федерации.

яяяяя7

Совет Федерации – верхняя палата Федерального собрания (статья 94).

Это постоянно действующий орган (статья 99).

Все субъекты Российской Федерации имеют в нем двоих представителей: представлен как исполнительный, так и представительный орган (статья 95).

Состав Совета Федерации:

170 членов: по два от каждого из 85 субъектов Федерации: по одному представителю из законодательного органа и по одному – из исполнительного органа (статья 95).

Статус членов Совета Федерации : обладают неприкосновенностью, то есть не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой ФС (статья 98).

Полномочия Совета Федерации.
Общие с Государтвенной Думой:
  • обсуждение и принятие законов;
  • обсуждение и принятие федерального бюджета;
  • установление налогов и сборов;
  • финансовое регулирование;
  • ратификация международных договоров;
  • вопросы войны и мира;
  • вопросы статуса и защиты государственных границ.
Полномочия Совета Федерации (статья 102 Конституции РФ):
  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение президентских приказов о введении военного и чрезвычайного положений;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами российской территории;
  • назначение выборов Президента;
  • отрешение от должности Президента;
  • назначение на должность судей в Конституционного и Верховного Суда РФ;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение и освобождение от должности Председателей Счетной палаты и полвины состава её аудиторов.

Законодательные полномочия:

Совет Федерации вправе рассматривать и одобрять или отклонять законы, принятые Госдумой.

Структура Совета Федерации:

заместители Председателя (три),

комитеты и комиссии,

аппарат Совета Федерации,

возможно создание временных комиссий.

Принцип работы Совета Федерации:

принцип коллективности. Рассматриваемые вопросы свободно и открыто обсуждаются, также принимаются решения.

Прядок работы Совета Федерации (статья 100).

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы проводятся раздельно.

  • Открытые заседания. На заседание могут приглашать представителей госорганов, общественные объединения, научные учреждения, независимых экспертов, ученых и прочих экспертов, представители СМИ, депутаты Госдумы.
  • Закрытые заседания.
  • Совместные заедания с Государственной Думой: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Имеют право присутствия, как на открытых заседаниях, так и на закрытых заседаниях Совета представители Судов, Президент, представители Правительства.

Заседания являются правомочными, если на них было не менее двух третей от всего количества членов Совета.

Руководство заседанием осуществляется Председателем Совета, стоит отметить, что у него нет полномочий по высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, по комментированию выступлений, по даче характеристики выступающим.

Рабочим языком Совета Федерации был и остается русский язык. Выступления имеют следующий вид: они могу проходить как в виде докладов, содокладов, заключительных слов по обсуждаемым вопросам, выступлениях в прениях, так и в виде справок, информации, заявлений, обращений.

Совет Федерации принимает решения с помощью либо открытого, либо тайного голосования, для которого используют электронную систему подсчета голосов, либо используя бюллетени.

Принятие решения происходит, если в его пользу больше половины голосов всех членов Совета.

Источник

Функции Совета Федерации

Совет Федерации – это один из органов законодательной власти в Российской Федерации, верхняя палата российского парламента, представляющая интересы субъектов федерации (регионов). Вместе с Государственной Думой (нижней палатой) они формируют парламент – Федеральное Собрание. Давайте разберемся что представляет из себя Совет Федерации и в чем заключаются его функции.

Общие сведения

Для начала посмотрим СФ как структурную единицу.

· На настоящий момент Совет Федерации состоит из 178 представителей.

· В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), то есть численность Совета Федерации зависит от количества регионов в стране. А также СФ включает в себя представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, числом не более 10% общего числа представителей СФ.

· Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

· В Конституции определен количественный состав палат Совета Федерации, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности.

Функции Совета Федерации

В 102 статье Конституции Российской Федерации устанавливаются вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации, а именно:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положений;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Законодательная деятельность Совета Федерации

В функции Совета Федерации также входит принятие или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это Совету Федерации отводится 14 дней, по истечении этого срока Федеральный Закон будет считаться одобренным.

В ст. 106 Конституции РФ приведен список вопросов, Федеральные Законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Совет Федерации – одна из двух палат парламента РФ. Не смотря на то что, Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно, имеют в ведении разные вопросы и общих решений не принимают, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Читайте также:  Событийный маркетинг для интернет магазина виды инструменты чек лист по организации

Источник

160. Какие вопросы решает Совет Федерации Федерального Собрания РФ?

Согласно Конституции РФ Совет Федерации, во-первых, утверждает изменение границ между субъектами. Это полномочие предопределено тем, что вопросы сохранения государственного единства и федеральной целостности отнесены к исключительной компетенции Федерации.

Во-вторых, верхняя палата парламента утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. И та и другая ситуация может возникнуть при чрезвычайных обстоятельствах. Военное положение объявляется в стране в случае агрессии (военного нападения на Россию) или угрозы агрессии, равно как при необходимости выполнения взятых на себя союзнических обязательств по взаимной обороне от агрессора, а чрезвычайное положение — в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, равно как и для борьбы с террористическими угрозами.

В-третьих, Совет Федерации решает вопрос об использовании контингента Вооруженных Сил РФ за пределами страны в миротворческих операциях. Такая необходимость может возникнуть с учетом военно-стратегических интересов России, при выполнении союзнических обязательств по взаимной обороне от агрессии, защите интересов граждан России за рубежом или в связи с решениями Организации Объединенных Наций, других международных организаций.

В-четвертых, верхняя палата Федерального Собрания РФ назначает выборы Президента в случае прекращения президентских полномочий. Именно с этого момента начинается избирательная кампания по выборам Президента РФ.

В-пятых, Совет Федерации принимает окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности по процедуре импичмента, хотя возбуждает этот вопрос Государственная Дума.

В-шестых, Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает на должность Председателя и судей высших судебных инстанций: Конституционного Суда РФ (высшего надзорного органа конституционной юстиции), Верховного Суда РФ (высшего судебного органа общей юрисдикции) и Высшего Арбитражного Суда РФ (рассматривающего в последней инстанции споры между хозяйствующими субъектами).

В-седьмых, Совет Федерации по предложению Президента РФ назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ.

В-восьмых, верхняя палата парламента России назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов (контролеров).

В-девятых, в соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Совет Федерации назначает 1/3 состава ЦИК РФ.

В-десятых, Совет Федерации назначает на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств в соответствии со ст. 7 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г. Судьи Экономического суда назначаются в порядке, установленном для судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В-одиннадцатых, Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключения о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Совет Федерации утверждает собственный Регламент, избирает председателя и Совет палаты, формирует комитеты и комиссии, определяет их статус.

Как палата парламента Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы. Он участвует в законодательном процессе путем одобрения законов, принятых Государственной Думой. По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.

Источник

Функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается «Палатой регионов». Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Конституционные полномочия Совета Федерации

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.
Читайте также:  8 типов жалоб клиентов как правильно реагировать

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода «компенсации» был сформирован так называемый «консультативный орган». Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

Источник



Чем занимается Совет федерации России

В полномочия Совета федерации России входит принятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законах. Они касаются определения границ между регионами государства, принятия решений о действиях российских войск вне территории государства и др. Председателем Совета федерации является Валентина Матвиенко.

Федеральное собрание России — представительный орган. Согласно Конституции, в качестве верхней палаты выступает Совет Федерации (иначе неофициально — Сенат). В России двухпалатный парламент, и нижней палатой является Государственная Дума. Каждая из палат наделена рядом собственных полномочий и имеет особенный статус. Совет Федерации РФ занимается решением наиболее важных государственных вопросов, отнесенных к его компетенции основным законом страны — Конституцией и федеральными законодательными актами.

Таблица 1. Основные сведения о Совете федерации

Наименование Основная задача Глава службы Кому подчиняется Сайт
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Принятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законах Председатель Совета Федерации Независим. Вправе решать вопросы о прекращении полномочий Президента http://council.gov.ru

Ключевые задачи

Поскольку сам парламент по определению является законодательным органом представительного характера, основная функция верхней его палаты также законодательная. Конституция наделяет этот орган полномочиями законодательного регулирования важнейших государственных вопросов в области суверенитета, в частности:

  • определения границ между регионами государства (субъектами);
  • утверждения Президентских Указов в отношении военного и чрезвычайного положений;
  • принятия решений о действиях российских войск вне территории страны.

Конституция обязывает Сенат рассматривать уже принятые Госдумой РФ законы, касающиеся бюджетного и налогового регулирования, финансовых вопросов и денежной эмиссии. К его компетенции также относится рассмотрение законов о войне и мире, государственной границе России и действии международных соглашений.

Конституция страны предусматривает взаимодействие властных структур по принципу системы сдержек и противовесов. В связи с этим верхняя парламентская палата наделена особыми полномочиями, позволяющими, в случае необходимости, влиять на деятельность Президента и других ветвей власти.

К ним относятся полномочия:

  • назначения выборов и прекращения полномочий Президента страны;
  • назначения судей высших судебных инстанций;
  • назначение и снятие с должности Генпрокурора страны и его заместителей;
  • назначение и снятие с должности зампредседателя Счетной палаты и ½ ее аудиторского состава.

Важным является положение, согласно которому глава государства не вправе распустить Сенат. Это также проявление действия системы сбалансированности власти.

Порядок формирования

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей регионов и определенного количества членов, назначаемых лично Президентом страны. Конституция предписывает включать в его состав двух представителей от каждого региона (субъекта Федерации). От региона в Сенат направляются 2 члена: один от представительного, второй — от исполнительного органов власти. Конституция предусматривала в Российской Федерации 85 субъектов. Если рассчитать число сенаторов, оно будет равно, соответственно, 170. При этом не более 0,1 от их численности назначаются дополнительно в Совет Федерации Президентом. Таким образом, максимальное число членов верхней палаты российского парламента — 187 человек.

После присоединения к России Республика Крым и г. Севастополь приобрели статус субъектов РФ.

Все сенаторы обладают неприкосновенностью. К ним не могут применяться арест, задержание, обыск и досмотр. Исключение составляют ситуации, когда лицо застали на месте совершения преступления.

Обе палаты парламента работают на постоянной основе. Заседания верхней палаты назначаются по мере необходимости, но не реже двух раз в течение года. Обычно они проходят в периоды с января по июль и с сентября по декабрь. Члены Сената не имеют права уклоняться от участия в заседаниях. Отсутствие допускается только при наличии объективной обоснованной причины.

Все решения принимаются путем голосования. Оно может быть как открытым, так и тайным. Решение признается принятым, если было одобрено более чем 50% голосовавших, но при этом не менее чем 25% всех членов палаты. Для голосования могут использоваться бюллетени и электронные системы.

Значимые решения Совета Федерации РФ последних лет

  • В марте 2014 года, когда руководство Крыма обратилось к России с просьбой о помощи в поддержании мира, Президент РФ обратился к Сенату по поводу разрешения использовать на территории Украины силы российских войск. Его обращение было удовлетворено.
  • В октябре 2018 года верхняя палата рассмотрела закон о пенсионной реформе в России. Согласно новому порядку, пенсионный возраст для жителей страны предполагалось повысить. Сенаторы закон одобрили.
  • После предъявления обвинений в убийствах сенатору Р. Арашукову в январе 2019 года перед Советом Федерации встал вопрос о лишении его статуса неприкосновенности. Положительное решение было принято единогласно.

Председатель Совета Федерации РФ

Верхнюю палату отечественного парламента возглавляет Председатель. Для руководства деятельностью палаты он избирается из числа членов самой палаты. Председатель — лицо, ведущее заседания. Он решает общие организационные вопросы работы.

С 21 сентября 2011 года и по настоящее время пост Председателя занимает Валентина Ивановна Матвиенко, представитель органа исполнительной власти г. Санкт-Петербурга.

До этого, с мая по сентябрь 2011 года, обязанности главы верхней палаты исполнял Александр Порфирьевич Торшин (Республика Марий-Эл). До него, с декабря 2001 года по май 2011, Председателем был Сергей Михайлович Миронов (Санкт-Петербург).

Рис.2: Председатель В. И. Матвиенко

В. Матвиенко назвала 2018 год началом Десятилетия детства. Она отметила роль парламента в законодательном регулировании помощи семьям с детьми.

Так, было продлено действие программы материнского капитала. Были увеличены пенсии детей-инвалидов, для них создается среда, способствующая развитию и получению инклюзивного образования. С 1 января 2018 года стали получать социальную пенсию сироты, сведения о родителях которых отсутствуют. Законодательная инициатива здесь принадлежала Совету Федерации.

История создания

Первые представительные органы появились на Руси во времена древнерусских княжеств. К этому периоду относят появление вечевых собраний. Далее была Боярская дума, которая просуществовала до XVII в. Петр I заменил ее Сенатом, планируя, чтобы тот заменял его на время отсутствия.

В XVI – XVII вв. в России существовали Земские Соборы. В них принимали участие бояре, купцы, священнослужители. Соборы решали вопросы государственной важности, практически аналогичные тем, что были отнесены к компетенции европейских парламентов того времени. Укрепившаяся монархическая власть свела деятельность таких органов на нет.

Первый проект двухпалатного парламента в России связан с именем М. Сперанского, который занимался реформами при Александре I. Такой парламент должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. Государственный совет был создан в 1810 году. В его компетенцию входило обязательное рассмотрение всех законов до их передачи на утверждение императору. Однако Государственная дума так и не была создана.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III работа по созданию парламента приостановилась.

Необходимость представительного органа в полной мере проявилась в начале XX века. В 1905 – 1906 годах на основании царских манифестов появилась Государственная дума. Ранее созданный Государственный совет подлежал реформированию. Этот двухпалатный парламент просуществовал немногим более 10 лет. После произошедших революций новым представительным органом стали Советы.

В 1924 году законодательным представительным органом стал Съезд Советов. В него входили Союзный Совет и Совет Национальностей. Выборы при этом были двухступенчатыми.

Принятая в 1936 году Конституция СССР говорила уже о Верховном Совете СССР, включающем в себя Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы здесь были уже прямыми. Этот орган существовал вплоть до момента разрушения СССР.

Рис.3. Съезд народных депутатов РСФСР

Конституция России 1993 года на уровне высшего закона страны закрепила положения о Федеральном Собрании, сделав его современным парламентом. Позднее были приняты законы о порядке его формирования.

Становление отечественного парламента подробно рассмотрено в фильме спецпроекта «День российского парламентаризма»

Источник

Adblock
detector