Опросник шмишека 88 вопросов интерпретация

Опросник Шмишека

Опросник Шмишека — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда​):

  • Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  • Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  • Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  • Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  • Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  • Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  • Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  • Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  • Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
  • Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Сушествует два варианта данной методики:

  • Взрослый вариант опросника Шмишека
  • Детский вариант опросника Шмишека

Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

Вопросы

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться под-, сказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

78. Переносители вы злость длительное время?

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

При совпадении ответа на вопрос с ключом, ответу присваивается один балл.

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

Сумму ответов умножить на 2.

Сумму ответов умножить на 2.

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

Сумму ответов умножить на 2.

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.

+: 1, 11,23, 33, 45, 55,67,77. Сумму ответов умножить на 3.

+: 9, 21, 43,75, 87. Сумму ответов умножить на 3.

+: 16, 27, 38,49,60,71,82.

Сумму ответов умножить на 3.

+: 10, 32,54,76. Сумму ответов умножить на 6.

+: 3, 13, 35,47,57,69,79.

Сумму ответов умножить на 3.

+: 6, 18,28,40, 50,62,72, 84. Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде “профиля личностной акцентуации”

Источник



Опросник Шмишека

Опросник Шмишека — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком (H. Schmieschek) в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

  1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
  10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Сушествует два варианта данной методики:

  • Взрослый вариант опросника Шмишека
  • Детский вариант опросника Шмишека

Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

В нашей стране применяются варианты для взрослых (адаптация Блейхера В.М., 1973) и для детей и подростков (модификация Крук И.В., 1975).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Читайте также:  Отсутствие условий для обучения инвалидов не основание для отказа в их приеме в вуз или ссуз

К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

Процедура проведения

Инструкция

«Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если не согласны знак «–» (нет). Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент.»

Обработка результатов

Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.

Шкала опросника Ответы «да» Ответы «нет» Коэффициент
Гипертимность (Г) 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 3
Дистимность (В) 9, 21, 43, 74, 87 31, 53, 65 3
Циклотимность (Ц) 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 3
Возбудимость (В) , 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 3
Застревание (З) 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 12, 46, 59 2
Эмотивность (Эм) 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 25 3
Экзальтированность (Эк) 10, 32, 54, 76 6
Тревожность (Т) 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 5 3
Педантичность (П) 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 39 2
Демонстративность (Де) 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 51 2

Интерпретация результатов

Максимальное значение набранных баллов по шкале искренности составляет 10. При сумме баллов, не превышающих 5, можно считать, что большинство ответов являются искренними. При сумме баллов 6…7 достоверность ответов подвергается сомнению. При значениях 8…10 баллов ответы признаются недостоверными.

Сумма баллов по каждой из основных шкал умножается на соответствующий коэффициент, указанный в Ключе. Максимально возможное значение набранных баллов – 24.

Результат умножения на коэффициент рассматривается исходя из 4-х уровней выраженности акцентуированной черты:

  • низкие значения – 0…6 баллов;
  • средние значения – 7…12 баллов;
  • значения выше среднего – 13…18 баллов;
  • высокие значения – 19…24 балла (акцентуация).

По результатам обработки вычерчивается профиль в форме графика, который является основой последующего анализа.

Профиль характера

Шмишек - профиль характера.png

Общая форма графика

Анализ результатов следует начинать, исходя из общей формы графика, обращая внимание на то, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7…18 баллов).

Среди многочисленных вариантов расположения показателей наибольший интерес представляют следующие.

  1. Все или практически все точки на графике оказались в зоне низких значений (0…6 баллов). В этом случае есть два направления интерпретации данных. Во-первых, полученные показатели могут характеризовать личность, которая всеми силами хочется показаться социально нормативной, «хорошей», как ей это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни, иногда оказываются демонстративными особами. Наблюдая их дополнительно, можно прийти именно к такому выводу. В этом случае данные о чертах характера обследуемого недостоверны, хотя они дали определенную информацию. Во-вторых, подобные результаты может дать пассивный человек, который старается быть неприметным и не стремится к высоким достижениям. Такой человек вряд ли станет хозяином своей судьбы, лидером в коллективе, предпринимателем или борцом за идеи. Скорее, он окунется в мистику, веру в Бога, чем станет решительно менять свою судьбу. Исследования позволяют утверждать, что подобные люди не могут противостоять трудным жизненным обстоятельствам.
  2. Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 19-ти баллов. По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но, безусловно – это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации, что, как правило, является признаком коммуникативных проблем.
  3. Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль – высокие и низкие показатели чередуются. Такой график встречается чаще всего и требует особого внимания при интерпретации, ибо за отдельными показателями может скрываться как вполне адекватный, «живой» человек, со своими характерологическими достоинствами и недостатками, так и человек, весьма проблемный в коммуникативном и воспитательном плане.
  4. На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется одно ярко выраженное значение, либо значение, попадающее в зону выше среднего. В этом случае можно вести речь о выраженном типе акцентуации, либо о склонности вести себя в соответствии с основными характеристиками этого типа. Подробное описание каждого типа дано в разделе 4 данного пособия.
  5. На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется несколько (2 или 3) ярко выраженных значений, либо значений, попадающих в зону выше среднего. В этом случае необходимо обратиться к описанию сочетаний черт.

Специфические группы показателей

При анализе отдельных сочетаний черт, в первую очередь, следует обратить внимание на две группы показателей.

Источник

Опросник Шмишека

Согласно теории акцентуированных личностей существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении.

Опросник Шмишека

Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. Акцентуация не является патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия — патология личности, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия человека с окружающей средой.

По классификации Леонгарда выделяют десять основных типов акцентуаций. Все эти группы акцентуированных личностей объединяются по принципу акцентуации характера или акцентуации темперамента. К акцентуациям характера относятся: застревание, педантичность, демонстративность, возбудимость. К акцентуациям темперамента относятся: гипертимность, эмотивность, тревожность, циклоидность, дистимность, экзальтированность.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается ответить на 97 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.

Содержание теста:

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли Вы к проверке – правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?

24. Случалось Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли ли Вы в случае надобности зарезать домашнее животное пли птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной или учебной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дому?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

Читайте также:  Как крестят взрослых Важные правила что нужно знать перед проведением обряда

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы – человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?

Ключи к тесту:

Количество совпадающих с ключом в тесте ответов оценивается в 1 бал и умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

Свойства характера
К-т Вопросы «да» Вопросы «нет»
Гипертимность 3 1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85
Застревание 2 2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90 13, 51, 66
Эмотивность 3 3, 14, 52, 64, 77, 87 28, 39
Педантичность 2 4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92 40
Тревожность 3 17, 30, 42, 54, 79, 91 5, 67
Циклоидность 3 6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93
Демонстративность 2 7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97 56
Возбудимость 3 8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95
Дистимность 3 10, 23, 48, 83, 96 34, 58, 73
Экзальтированность 6 11, 35, 60, 84
Ложь 1 9, 47, 59, 68, 88 18, 27, 37, 63

Анализ теста и интерпретация результатов:

Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения.

Застревание. Склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию.

Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

Педантичность. Люди, которым трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. В периоды злобно-тоскливого настроения все их раздражает. Могут проявлять агрессию.

Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

Циклоидность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение длится мало, плохое много. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.

Демонстративность. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Им свойственна патологическая лживость, чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду, могут быть определены чисто внешне.

Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной.

Дистимность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

Экзальтированность. Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах, и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью». Со стороны такое поведение воспринимается как позерство, но страсть к искусству, музыке, природе, увлечение спортом таких людей может захватить до глубины души и исключают предположения об их притворстве.

Источник

Опросник Шмишека

Опросник Шмишека

Данный тест предназначен для выявления типа акцентуации характера и темперамента, относится к типологическому подходу изучения личности. Методика является модификацией работы К. Леонгарда «Методики изучения акцентуаций личности».

Акцентуация – это сильное проявление, гораздо в большей степени наряду с другими, индивидуальных качеств личности, которые присущи каждому человеку. Подобные проявления находятся между нормой и психопатией. Акцентуированные характеристики в социуме могут проявляться как позитивно, так и негативно. При воздействии пагубных факторов, акцентуации могут развиться в патологию и разрушить структуру личности. Тест предлагает восемьдесят восемь вопросов, на которые надо отвечать «да» или «нет». Вы можете пройти опросник Леонгарда Шмишека на нашем сайте и узнать свойства Вашего характера и темперамента.

Кому подходит опросник?

Опросник подходит для людей любой возрастной категории. Он существует в двух формах: детской и взрослой. Детская форма была адаптирована И.В. Крук в 1975 году. Так же как и во взрослой форме, в детской такое же количество акцентуаций и обработка результатов. Количество вопросов так же совпадает, разница заключается только в их формулировке.

Чтобы выявить патологические проявления личности, либо не допустить их развития, необходимо знать акцентуированные качества. Зная их, человек сможет лучше контролировать свое поведение и максимально снизить его негативное влияние на общество либо вовсе пресечь.

Кто и для чего его применяет?

Практикующие психологи и психиатры по всему миру используют опросник Шмишека для диагностики акцентуаций личности. Он помогает психиатрам в постановке диагнозов пациентам, психологам – лучше понять своих клиентов и их проблемы.

Карл Леонгард и Ганс Шмишек

Г. Шмишек – немецкий конфликтолог. К. Леонгард (1904-1988), выдающийся немецкий психиатр, невролог, психолог, известен широкой публике, прежде всего, как автор концепции об «акцентуациях характера».

Результаты опросника

Все вопросы распределены по акцентуациям. За каждый ответ, в зависимости от вопроса, прибавляется либо один, либо ноль баллов. Затем, по каждой группе подсчитывается их сумма. Количество баллов от 12 до 19 свидетельствует о тенденции к типу акцентуации. Свыше – ее наличие. Максимально можно набрать 24 балла. На нашем сайте вы сможете пройти взрослую форму теста Леонгарда Шмишека онлайн, программа сама подсчитает количество баллов по каждому типу акцентуаций, и Вы узнаете свой результат.

Выделенные Леонгардом десять типов акцентуированных личностей разделены на две группы. К первой относятся акцентуации характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый. Ко второй — акцентуации темперамента: гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный.

Опросник Шмишека

Акцентуации характера

Демонстративный тип

Проявляет себя через демонстративное поведение, способность вытеснять, живость, подвижность и легкость в установлении контактов. Проявляет склонности к фантазерству, лживости и притворству, приукрашиванию своей персоны, авантюризму, артистизму, позерству. Стремится быть лидером, быть признанным, жаждет внимания и вохвалы.

Застревающий тип

Отличается умеренной общительностью, занудством, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью, мнительностью. Может проявлять настороженность, обидчив и подозрителен. Заносчив и склонен провоцировать конфликты.

Педантичный тип

Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Он тяжел на подъем, долго переживает травмирующие события. В конфликты вступает редко, выступает в них пассивной стороной. Проявляет сильную реакцию на нарушение порядка. Этот тип отличается пунктуальностью и аккуратностью. Избегает лидерства.

Возбудимый тип

Низкий контроль над своими влечениями, ослаблена управляемость, сильная склонность к физиологическим влечениям. Его отличает повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству, к трениям и конфликтам, в которые сам провоцирует.

Опросник Леонгарда Шмишека

Акцентуации темперамента

Гипертимный тип

Эти люди, как правило, очень подвижны, общительны, болтливы. У них высокая самооценка. Им присуща выразительная, яркая мимика, они склонны к озорству, могут проявлять фамильярность. В разговоре перескакивают с одной темы на другую. Они очень шумные, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда находятся в хорошем настроении, склонны к чревоугодию и другим удовольствиям.

Дистимический тип

Это серьёзные люди, у которых преобладает подавленное настроение и ослабленные волевые качества. Это пессимисты, молчаливые люди, необщительные. Они добросовестны, ценят своих друзей. Отличаются заторможенностью мышления.

Тревожный тип

Необщительный, миролюбивый, робкий и неуверенный в себе. Отличаются повышенными чувствами долга и ответственности. В детстве люди этого типа, часто, боятся темноты и животных. Сторонятся шумных компаний. Нотации вызывают у них чувство вины.

Экзальтированный тип

Люди этого типа отличаются сильной способностью восторгаться, восхищаться. Они улыбчивы, часто, чувствуют себя счастливыми по тем причинам, которые у других людей не вызывают сильных эмоций. Склонны к резким перепадам настроения. Это общительные и словоохотливые люди. Любят спорить, но не особо конфликтны.

Эмотивный тип

Схож с экзальтированным, но проявляется менее ярко. У этих людей выражен гуманизм, сострадание животным и людям. Не конфликтны, впечатлительны, слезливы, обиды держат в себе.

Циклотимный тип

Люди этого типа характеризуются сменой гипертимных и дистимных состояний. Наблюдаются перепады настроение и зависимость от внешних факторов. Радостные события вызывают говорливость и активную деятельность. Негативные события – подавленность и заторможенность мышления.

Пройдите опросник Леонгарда Шмишека прямо сейчас!

Пройти его и узнать свои типы акцентуации характера и темперамента вы можете прямо на нашем сайте, без регистрации.

Источник

Опросник шмишека 88 вопросов интерпретация

Виталий (241 дн. назад)

0685282647 прошу позвонить

Здравствуйте, какая цена?

Людмила Федосова (1 г. назад)

В четверг, 12.12.19., с 10:00 до 13:00 в МАУПе, корпус 23, кабинет 31. 300 грн занятие. Вопросы и[. ]

Опросник Шмишека

Содержание

Описание методики

Опросник Шмишека — личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

  1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
  10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Сушествует два варианта данной методики:

  • Взрослый вариант опросника Шмишека
  • Детский вариант опросника Шмишека

Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

Читайте также:  Фонд национального благосостояния становится фондом неблагополучия

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

Процедура проведения

Инструкция

«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»

Обработка результатов

Для удобства обработки результатов можно изготовить трафареты в соответствии с ключом, которые накладываются на бланк ответов, заполненный испытуемым. Затем осуществляется подсчет ответов, соответствующих ключу и умноженных согласно ему на 2, 3 или 6. При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

1.Демонстративность/демонстративный тип:

  • «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
  • «-»: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

2.Застревание/застревающий тип:

  • «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
  • «-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3.Педантичность/педантичный тип:

  • «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
  • «-»: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

4.Возбудимость/возбудимый тип:

  • «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

5.Гипертимность/гипертимный тип:

  • «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

6.Дистимность/дистимический тип:

  • «+»: 9, 21, 43, 75, 87.
  • «-»: 31, 53, 65.

Сумму ответов умножить на 3.

7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:

  • «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
  • «-»: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

Сумму ответов умножить на 6.

9.Эмотивность/эмотивный тип:

  • «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
  • «-»: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

10.Циклотимность/циклотимный тип:

Сумму ответов умножить на 3.

Интерпретация результатов

Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

  • демонстративный,
  • педантичный,
  • застревающий,
  • возбудимый.
  • гипертимический,
  • дистимический,
  • тревожно-боязливый,
  • циклотимический,
  • аффективный,
  • эмотивный.

Профиль характера

Шмишек - профиль характера.png

Типы акцентуации

1. Демонстративный тип

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип

Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,

8. Экзальтированный тип

Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип

Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимический тип

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Источник