Организационным вопросам при подготовке и проведении статистического наблюдения относятся

10. Организационные вопросы статистического наблюдения

Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения необходимо решить про-грамно – методологические, организационные вопросы для реализации которых нужно составить организационный план статистического наблюдения.

Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.

Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.

Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.

Срок наблюдения определяется рядом факторов: он зависит от специфики и особенности объекта наблюдения.

Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.

Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, – это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права, круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.

В ходе проведения статистического наблюдения важной задачей является получение достоверных и объективных данных о состоянии обследуемых объектов. Существенное значение для проведения хорошего статистического наблюдения имеет определение кадрового состава.

Успешное проведение статистического наблюдения обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.

Читайте также

7. Виды и способы статистического наблюдения

7. Виды и способы статистического наблюдения Статистическое наблюдение представляет собой процесс, который с точки зрения его организации может иметь разнообразные способы, формы и виды проведения. Задачей общей теории статистики явля–ется определение сущности

8. Способы статистического наблюдения

8. Способы статистического наблюдения Способами получения статистической информа–ции являются документальный способ наблюдения; способ непосредственного наблюдения: опрос.Документальное наблюдение основано на исполь–зовании в качестве источника информации данных

9. Формы статистического наблюдения

9. Формы статистического наблюдения В теории статистики рассматриваются и формы статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое наблюдение; реги–стры.Статистическая отчетность – основная форма статистического наблюдения, которая

10. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

10. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Одной из важнейших задач, которую необходи–мо решить при подготовке статистического наблюде–ния, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.Целью практически любого статистического

11. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

11. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения стати–стического наблюдения должны быть решены и во–просы его организационного обеспечения. Это дела–ется при составлении

3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.Целью практически любого статистического

4. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

4. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения должны быть решены и вопросы его организационного обеспечения. Это делается при составлении организационного

6. Организация статистического наблюдения

6. Организация статистического наблюдения Начальным этапом статистического исследования является статистическое наблюдение.В процессе статистического наблюдения формируется оснавная информация, которая является основной для статистического

7. Формы статистического наблюдения

7. Формы статистического наблюдения Статистическое наблюдение различается по организационным формам, видам, источникам сведений и способам их собирания.К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное

8. Виды и способы статистического наблюдения

8. Виды и способы статистического наблюдения Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;2) если обследованию

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

11. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

11. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Любое статистическое наблюдение предполагает получение данных, которые будут

1. Организация статистического наблюдения

1. Организация статистического наблюдения Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

4. Организационные вопросы статистического наблюдения Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или

Источник

Статистическое наблюдение

Организационная подготовка включает решение следующих вопросов:

  • выбор места и времени проведения наблюдения;
  • выбор формы, вида и способа наблюдения;
  • выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра;
  • выбор или разработка программного обеспечения наблюдения;
  • оценка затрат на проведение обследования;
  • обучение кадров для проведения наблюдения;
  • подготовительная работа с респондентами.

Местом наблюдения является территория, по отношению к которой собираются сведения. Например, при проведении переписей населения — это территория всей Российской Федерации; при опросах населения о качестве обслуживания в коммерческих банках столицы — Москва.

Выбор времени проведения наблюдения подразумевает установление критического момента наблюдения и срока проведения наблюдения.

Критический момент наблюдения — это момент времени, по отношению к которому собираются статистические сведения. Так, критическим моментом при проведении Всероссийской переписи населения 2002 г. было 0 часов в ночь с 8 на 9 октября 2002 г. Все сведения, зарегистрированные в опросных листах переписи, относятся именно к этому моменту. Например, если ребенок родился в 0 часов 10 мин 9 октября, а счетчик пришел в данный дом 12 октября, этот ребенок не подлежал регистрации, как еще не родившийся на момент переписи. Часто понятие «критический момент наблюдения» сравнивают с получением фотографии, когда пленка запечатлевает изображение в определенный момент времени. Этим обеспечивается временная сопоставимость данных, собранных в ходе наблюдения.

Читайте также:  Литературная игра викторина по теме quot Мифы Древней Греции quot

Под сроком проведения наблюдения понимают интервал времени, в течение которого происходит сбор статистической информации: заполняются опросные листы либо анкеты и т. п. Так, сроком проведения Всероссийской переписи населения 2002 г. являлся период с 9 по 16 октября 2002 г. Срок наблюдения не должен быть растянутым, а также слишком удаленным от критического момента времени, в противном случае может снижаться степень достоверности той статистической информации, которую собирают в ходе наблюдения.

К организационным вопросам подготовки статистического наблюдения относится также выбор вида статистического формуляра и его оформление.

Статистический формуляр — это статистический документ, содержащий программу наблюдения, в который заносятся данные о единице наблюдения.

Формуляр может иметь вид статистического отчета официально установленной формы, переписного листа (при проведении переписей), анкеты и др. Формуляр, как правило, содержит титульную и адресную части. Титульная часть состоит из названия статистического наблюдения, указания органа, проводящего его, а также данных о том, кем и когда утвержден данный формуляр (если это формуляр статистической отчетности). Адресная часть содержит координаты единицы наблюдения, которыми могут быть название организации, ее адрес , номер телефона, подчиненность и т. п. (если это формуляр статистической отчетности). Но статистические опросы могут быть и анонимными, тогда адресной части в формуляре нет.

Формуляр желательно сопроводить инструкцией по заполнению, для статистической отчетности наличие инструкции обязательно.

К организационному этапу обследования также относится выбор программного обеспечения наблюдения или его разработка. Эта часть работы имеет место в масштабных обследованиях, когда приходится обрабатывать сотни, тысячи или даже миллионы анкет, как при переписях населения. Например, Росстат при статистическом наблюдении малых предприятий использует специальный пакет выборочного наблюдения. Если же обследование имеет некоторую специфику, требуются новые программные разработки, что резко повышает стоимость наблюдения.

Оценка затрат на проведение статистического наблюдения идет по следующим направлениям расходов:

  • получение предварительной информации об изучаемой совокупности;
  • организация и проведение сбора первичной статистической информации (разработка и размножение формуляров и прочей документации, оплата работы счетчиков);
  • обучение персонала, принимающего участие в обследовании;
  • программное обеспечение, используемое в ходе обследования;
  • прочие статьи затрат.

При проведении масштабных наблюдений, таких, как перепись, особо остро стоит вопрос подготовки кадров для организации наблюдения. С этой целью сотрудники статистических органов проводят различного рода семинары, инструктажи с будущими счетчиками (так называют лиц, которые проводят опросы) по вопросам заполнения анкет, разъясняют им, как вести себя в непредвиденных ситуациях, решают вопросы личной безопасности счетчиков.

При проведении массовых обследований населения на этапе организации наблюдения проводится работа и с респондентами. Им разъясняют цели и задачи обследования, его значение . Подобная работа позволяет снизить долю незаполненных анкет, предупредить некоторые ошибки их заполнения и повысить эффективность работы счетчиков.

Источник

Организационные вопросы статистического наблюдения

В целях успешной подготовки и проведения статистического наблюдения важно решить не только программно-методологические, но и организационные вопросы, для реализации которых разрабатывается организационный план статистического наблюдения.

Организационный план статистического наблюдения — это основной документ, в котором излагается порядок подготовки, организации и проведения статистического наблюдения, фиксируется перечень мероприятий, необходимых для успешного проведения работы по сбору данных, с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий. В организационном плане статистического наблюдения указываются объект наблюдения (его описание, определение, отличительные признаки), цели и задачи наблюдения, органы наблюдения, место, время и сроки наблюдения, круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения, подготовительные работы к проведению наблюдения, в том числе порядок комплектования и обучения кадрового состава, необходимого для проведения наблюдения, сроки и порядок приема, оформления и сдачи материалов наблюдения, порядок получения и представления промежуточных и окончательных итогов наблюдения. Могут быть и другие практические вопросы.

Обязательным элементом организационного плана статистического наблюдения является указание органа наблюдения. Орган наблюдения — это организация, учреждение или их подразделение, осуществляющие подготовку, проведение статистического наблюдения и несущие ответственность за эту работу. Должны быть четко определены обязанности каждого органа с четким указанием сферы его деятельности, прав и круга обязанностей, за которые он несет ответственность, а также порядок взаимоотношений органов наблюдения между собой. При проведении статистических наблюдений в масштабе страны органом наблюдения выступает Государственный комитет по статистике РФ и его местные органы. Органами, проводящими локальные статистические наблюдения, могут выступать министерства, ведомства, различные организационноправовые структуры и т.

При подготовке статистического наблюдения с целью обеспечения полноты охвата объекта наблюдения и достоверности собираемых сведений в организационном плане четко устанавливается место наблюдения. Место статистического наблюдения — это место, где непосредственно производится регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров. Место наблюдения нередко совпадает с местонахождением единицы наблюдения. Например, статистическая отчетность о деятельности строительной фирмы, коммерческого банка, страховой компании составляется по месту их нахождения. Более сложен вопрос о месте наблюдения при проведении специально организованного наблюдения, в случае если единицы наблюдения обследуемого объекта меняют или могут изменить место своего пребывания. Например, при проведении переписи населения страны зафиксировано, что оно учитывается строго по месту жительства, а не по месту работы или службы.

Важное место в составлении организационного плана занимает установление времени, к которому относятся регистрируемые в ходе статистического наблюдения сведения. Время наблюдения — это время, по состоянию на которое или за которое регистрируются сведения в процессе статистического наблюдения. Дело в том, что объект статистического наблюдения, его объем и состав изменяются во времени. В зависимости от характера объекта и его специфики, а также сущности показателей, описывающих данный объект, сведения могут регистрироваться по состоянию на определенную дату (на начало или конец года, на конкретное число) или за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год и т.д.).

Так, например, данные о производстве продукции, о материальных ресурсах предприятия и т.п. регистрируются за определенный период времени, а численность населения страны, курс иностранной валюты и т.д. фиксируются на определенную дату. Иными словами, при организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос о времени производства наблюдения, который включает в себя установление срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и момента времени, на который должны учитываться единицы наблюдения и признаки, их характеризующие, т.е. установлен критический момент наблюдения.

Читайте также:  Топ 7 вопросов подологу которые вы хотели задать

Срок (период) наблюдения — это время, в течение которого производится заполнение статистических формуляров, т.е. осуществляется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.

Срок наблюдения определяется рядом факторов. В первую очередь он зависит от специфики и особенностей объекта наблюдения. Так, чем крупнее объект наблюдения, тем, при прочих равных условиях, требуется больше времени для проведения статистического наблюдения над ним. Срок диктуется также программой наблюдения, ее объемом и сложностью признаков, подлежащих регистрации. Более развернутая, детализированная программа, содержащая сложные вопросы, требует больше времени для проведения наблюдения. Наконец, на сроки влияет наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, степень их квалификации и численность. Достаточное число высококвалифицированных работников способствует сокращению сроков проведения наблюдения.

Срок наблюдения, как правило, предполагает указание даты начала и завершения статистического наблюдения. Например, срок проведения микропереписи населения страны в 1994 г. составил 10 дней — с 14 по 23 февраля. Это и было время, в течение которого она проводилась.

Критический момент статистического наблюдения — это момент времени (конкретный год, день и час), по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений в процессе статистического наблюдения. В качестве критического момента времени обычно выбирают 24 часа — полночь, т.е. момент перехода от одних суток к другим. Все сведения, независимо от времени регистрации, должны фиксироваться такими, какими они были в критический момент. Все изменения, которые происходят с единицами наблюдения после критического момента времени, во внимание не принимаются. Так, например, при проведении микропереписи населения в 1994 г. в качестве критического момента были выбраны 24 часа с 13 на 14 февраля и все родившиеся после 24 часов с 13 на 14 февраля регистрации не подлежали и в переписные листы не вносились.

Важной задачей в ходе проведения статистического наблюдения является получение достоверных и объективных данных о сосгоя- нии обследуемых объектов. В этих целях желательно, чтобы срок наблюдения был не очень удален во времени от критического момента наблюдения. Чем короче такой период, тем меньше изменений происходит в объекте наблюдения и тем проще, в случае необходимости, восстановить истинное состояние объекта наблюдения на тот или иной момент времени.

Существенное значение для успешного проведения статистического наблюдения имеет определение кадрового состава. Численность лиц, проводящих наблюдение, зависит от объекта наблюдения, количества единиц наблюдения, составляющих его, от срока, программы и способа проведения наблюдения, от территориального распределения единиц наблюдения и т.д. Подготовка кадров для проведения статистического наблюдения включает обучение и инструктирование кадрового состава с целью выработки практических навыков правильного заполнения статистических форму- ляров..

Подготовительный этап организации статистического наблюдения предполагает подготовку и размножение бланков, инструкций, другой документации и рассылку их на места. К числу важнейших подготовительных работ по проведению статистического наблюдения относится его пропаганда через средства массовой информации и локально. Успешное проведение статистического наблюдения обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.

Источник

Организационные вопросы статистического наблюдения

Правильное и своевременное решение широкого спектра ор­ганизационных вопросов наряду с тщательной методологичес­кой подготовкой обусловливает успех любого статистического наблюдения.

Напомним, что к организационным вопросам статистическо­го наблюдения относятся — выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассыл­ка документов первичного учета и форм статистической отчетно­сти, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связан­ные с проведением статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статисти­ческую отчетность; специально организованное наблюдение; ре­гистры и мониторинг.

Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или стати­стические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период.

170 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации

Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имуще­ственном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности^ составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналити­ческого учета бухгалтерскую отчетность’.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Различают общегосударственную и внутриведомственную от­четность.

Общегосударственная отчетность обязательна для предприя­тий и организаций всех форм собственности и представляется в ор­ганы государственной статистики!

Внутриведомственная отчетность используется министерства­ми и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы ста­тистической отчетности утверждаются Госкомстатом России. От­четность по формам, не утвержденным в установленном поряд­ке, является незаконной («дикой») и подлежит отмене.

Утвержденная форма статистической отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: ъ) номер формы и дату ее ут­верждения; б) название формы; в) отчетный период и дату пред­ставления отчетности; г) адреса, в которые должна представ­ляться отчетность; д) наименование и адрес отчитывающейся ор­ганизации, предприятия, учреждения; е) должности лиц, обязан­ных подписать отчет и ответственных за его составление.

Система отчетности и объем ее показателей определяются пе­речнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом Рос­сии. Табель представляет собой список действующих форм опера­тивно-статистической отчетности.

В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государствен­ной статистической отчетности, которая поступает в отделы ста­тистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подраз-

‘ См.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

деления) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Мин­юста России.

По способам представления сведений отчетность бывает теле­графной, телетайпной и почтовой, по содержанию — типовой и спе­циализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализирован­ной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от осо­бенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Данные статистической отчетности могут служить эффектив­ным средством управления социальными процессами, в том чис­ле и в области реализации государственных мер социального кон­троля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно:

— отчетные данные должны быть достоверными, полными, точ­ными и своевременными; при этом стремление к достижению пол­ноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработ­ку данных;

Читайте также:  Рабочая инструкция оператора станков с программным управлением

— данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. едино­образны по своим качественным признакам (программе наблю­дения) и отрезкам времени.

Специально организованное статистическое обследование (как вто­рая форма наблюдения) в правовой статистике используется ре­же. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показате­ли, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступ­ностью может возникнуть необходимость изучить участие сотруд­ников органов внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел про­водятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более де­тально ознакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.

Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись — это 172 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации

специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистиче­ского наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наибо­лее известны переписи населения. Перепись населения страны в це­лом — одно из наиболее крупных и сложных мероприятий тако­го рода. Достаточно сказать, что всего за годы существования цар­ской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Всероссийской переписи постсоветского периода еще не проводилось.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 ап­реля 1994 г. Всероссийская перепись населения будет проводить­ся в 1999 г: Период ее проведения — с 16 по 23 февраля (вклю­чительно). Критическим моментом, или моментом счета населе­ния, устанавливается 12 часов ночи с 15 по 16 февраля, т.е. счет населения проводится на ноль часов 16 февраля (с понедельни­ка на вторник). Как и предыдущая перепись (1989 г.), программа переписи сочетает сплошное и выборочное наблюдение.

Для отработки организационных и методологических вопросов предстоящей переписи, технологического процесса обработки ма­териалов с применением сканирующих устройств в ноябре 1996 г.— марте 1997 г. в четырех районах (Рыбновском Рязанской области, Октябрьском г. Ижевска, г. Алейске и Алейском районе Алтайско­го края) проводилась пробная перепись населения. Госкомстату РФ поручено в III квартале 1997 г. представить в Правительство РФ об­работанные материалы пробной переписи населения 1 .

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение — это форма непрерывного статистического наблюдения за долговре­менными процессами, имеющими фиксированное начало,, ста­дию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, по­стоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оцени­вающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.

В практике статистики различают регистры населения и реги­стры предприятий 2 .

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5049.

2 Подробнее см.: Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмой-ловой. С. 46-48.

Источник



Программно – методологические и организационные вопросы статистического наблюдения .

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения — совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации — наличное, т. е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т. е. живущее в данной местности постоянно. При обследовании промышленности необходимо точно установить, какие предприятия будут отнесены к промышленным.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности. Так, например, при переписи производственного оборудования нужно строго определить, что отнести к производственному оборудованию, а что к ручному инструменту, какое оборудование подлежит переписи — только действующее или также и находящееся в ремонте, на складе, резервное.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения. Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении. Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек. Однако если ставится также задача определить численность и состав домохозяйств, то единицей наблюдения наряду с человеком будет являться каждое домохозяйство. Наряду с определением единицы наблюдения важную сторону статистического исследования составляет разработка программы статистического наблюдения.

Программа наблюдения — это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления. Укажем основные принципы составления программы:

1. Программа должна содержать только такие вопросы, которые безусловно необходимы для данного статистического исследования. Не следует загромождать программу излишними деталями. Чем обширнее проводимое исследование, тем короче должна быть программа.

2. В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы. Часто для того, чтобы обеспечить единообразное толкование, пояснить вопрос отвечающему, дают подсказку.

3. Нельзя включать в программу вопросы, способные вызвать подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым.

4. Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответами на одни вопросы можно было контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдения сводится к тому, какой орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики со своими кадровыми работниками, но в некоторых случаях для статистического наблюдения могут привлекаться и другие специалисты.

При организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос о времени наблюдения. При этом устанавливается период, в течение которого будет проводиться наблюдение, — срок наблюдения — и точно определяется время, к которому относятся регистрируемые сведения, —объективное время наблюдения. Момент времени, к которому приурочены регистрируемые сведения, называют критическим моментом наблюдения.

Источник