Основания для ликвидации образовательного учреждения особенности и порядок его закрытия

Основания для ликвидации образовательного учреждения, особенности и порядок его закрытия

Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

  • ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
  • ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
  • ФЗ «О НКО»;
  • международных договоров;
  • иных специализированных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
  2. Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
  3. Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
  4. Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
  5. Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
  6. Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
  7. Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
  8. Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
  9. Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
  10. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  11. Подача документов в налоговую инспекцию.
  12. Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Постановление было утверждено в 2014 году за №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации. образовательной организации…». Согласно данным Правилам, комиссия должна учесть возможность обеспечения получения образования на должном уровне после закрытия детского сада, школы или иного образовательного учреждения на уровне ФГОС и завершения обучения учениками этой школы.

Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Источник

Ликвидация школы

Малокомплектная сельская школа имеет структурные подразделения: основная школа, начальная школа, пришкольный интернат. На балансе школы находится гараж, котельная. Нашу школу хотят присоединить к другой школе, которая находится в 220 километрах от нашей школы. Естественно, что данная процедура приведет через год-два к ликвидации образовательного учреждения. Ликвидация юридического лица, сокращение директора и бухгалтерии в целях оптимизации. Есть ли возможность отстоять школу.

Читайте также:  Практические упражнения quot Лексические ошибки quot

Работаю в школе учителем. Я на 6 месяце беременности. 22 мая был сход граждан по принятию ликвидации нашей школы. Проголосовали за ликвидацию. Скажите пожалуйста что со мной будет дальше. Что мне могут выплатить при ликвидации.

Незаконная ликвидация школы

Жители деревни и родители против закрытия школы, был опрос граждан,100% против закрытия, но местная власть выносит постановление о ликвидации, уведомив об этом педагогов. Родители вновь пишут заявление, что дети будут учиться в данной школе. Как быть?

Положены ли отпускные учителям при ликвидации школы, если проработали целый год. Ликвидация состоится 30 июня?

В школе нет учеников, как правильно сократить персонал и ликвидировать школу. Или только сократить персонал, без ликвидации школы. Каков порядок действий.

Имеет ли право управление образования городского округа сначала реорганизовать сельскую школу путем присоединения к другой сельской школе в 2015 году, а в 2016 году ликвидировать данный филиал? В Законе об образовании в РФ есть положение, что ликвидация сельской школы возможна только при согласии сельского схода. Значит, тогда О нарушает федеральный закон, планируя ликвидацию сельской школы. В конечном итоге, люди останутся без работы, дети будут подвергаться опасности при подвозе в школу и село погибнет. Что в этом случае может сделать педколлектив, чтобы сохранить школу?

После оформлении отпуска на один год учителем школы, происходит ликвидация оу,будет ли трудоустроен учитель после ликвидации оу.

Я работаю учителем в Севастополе. Директор под роспись поставил нас в известность, что через 2 месяца мы будем уволены. Но нет приказа о ликвидации школ города. Не заседал профком. Меня интересует вопрос ликвидация или реорганизация школ Севастополя? И вправе ли нас уволить через два месяца? Школы же остаются.

В государственной школе проводится ликвидация со сроком до 31 декабря по постановлению правительства. Вчера вызвали директора на совещание в департамент и сказали что продлевают ликвидацию до 1 апреля. Сегодня 25 ноября должны уволить по ликвидации работников т.к. прошло 2 месяца с получения уведомления работниками. Приехал директор и сказал, что мы не можем увольнять работников по ликвидации а только по собственному желанию (якобы так сказали в департаменте) При этом нет никаких документов о том, что ликвидация продлевается. Что делать в этой ситуации?

Источник

Ликвидация некоммерческой организации: пошаговая инструкция

Ликвидация – это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации некоммерческой организации определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

В настоящей статье мы поговорим о порядке добровольной ликвидации некоммерческой организации.

Различают 2 вида ликвидации НКО:

  • Добровольная ликвидация НКО (так называемая «официальная ликвидация НКО») — это прекращение деятельности юридического лица по инициативе его учредителей
  • Принудительная ликвидация НКО осуществляется на основании решения суда в определенных законом случаях (например, в случае грубого нарушения закона при создании некоммерческой организации).

Пошаговая инструкция "Как ликвидировать некоммерческую организацию добровольно?"

Шаг 1. Примите решение о ликвидации НКО и сформируйте ликвидационную комиссию (утвердите кандидатуру ликвидатора)

  • Решение о ликвидации большинства НКО принимает общее собрание учредителей (членов) НКО
  • Решение о ликвидации фонда принимает только суд на основании заявления заинтересованного лица в установленных законом случаях
  • Решение о ликвидации учреждения принимает собственник имущества (например, при ликвидации бюджетного учреждения решение принимает госорган или орган местного самоуправления, являющийся учредителем)

Протокол общего собрания (решение единственного учредителя/собственника имущества) о ликвидации НКО должны содержать решение по следующим вопросам:

  • о ликвидации некоммерческой организации
  • о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии (вместе с тем, решение о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора может быть принято отдельно)
  • об определении порядка и сроков ликвидации (срок ликвидации не может превышать 1 год).

В каких случаях назначается ликвидатор, а когда ликвидационная комиссия?

  • По общему правилу учредители НКО сами решают, кто будет заниматься процессом ликвидации юрлица: ликвидатор или ликвидационная комиссия.
  • Однако, если в составе учредителей есть РФ, субъект или муниципальное образование, то назначать можно только ликвидационную комиссию, в состав которой обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Ликвидатором или членом ликвидационной комиссии может быть любое физическое лицо. При этом учредители НКО могут сменить ликвидатора или состав комиссии, приняв соответствующее решение. О принятом решении об избрании нового ликвидатора (состава ликвидационной комиссии) вносятся изменения в ЕГРЮЛ.
Рекомендуем при принятии решения о ликвидации и определении срока исходить из объема имущества и обязательств НКО. Если вы не успеете ликвидировать некоммерческую организацию в течение года, то продлить данный срок можно только в судебном порядке и не более чем на 6 месяцев. Если НКО в течение установленного срока не будет ликвидирована, то принять повторно решение о ликвидации можно только через полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ об истечении срока ликвидации НКО. При этом, если вы хотите ликвидировать некоммерческую организацию быстрее, то необходимо ориентироваться на срок не менее 3 месяцев, так как примерно такой срок занимают все формальные процедуры при ликвидации.
Что делать, если срок для добровольной ликвидации НКО истекает, а процедура еще не завершена?
Обратитесь в арбитражный суд по месту нахождения НКО с заявлением о продлении срока ликвидации. При этом учтите, что нормативный порядок рассмотрения таких вопросов судом не установлен.

Шаг 2. Уведомите регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации

Для уведомления регистрирующего органа о ликвидации НКО используйте форму № Р15016 (при принятии решения о ликвидации, содержащем решение вопроса о составе ликвидационной комиссии/утверждении кандидатуры ликвидатора на титульном листе (п. 2) укажите значение 3; если же принято решение только о ликвидации, а комиссия не сформирована, ликвидатор не утвержден, укажите значение 1).

Шаг 3. Уведомите кредиторов о принятии решения о ликвидации НКО

Для того чтобы уведомить кредиторов о ликвидации НКО, разместите в сообщение об этом в «Вестнике государственной регистрации» и подготовьте письменное уведомление для всех известных кредиторов НКО (рекомендуем направлять уведомления ценными письмами с описью вложения).

Читайте также:  1000 вопросов о ремонте

Шаг 4. Внесите сведения о ликвидации НКО в ЕФРСФДЮЛ

В течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ. В уведомлении должны быть указаны, в частности, сведения о принятом решении о ликвидации юрлица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе). За невнесение сведений или нарушение срока их внесения установлена ответственность.

Шаг 5. Составьте промежуточный ликвидационный баланс, утвердите его и уведомите об этом регистрирующий орган

Промежуточный ликвидационный баланс НКО составляется после истечения срока предъявления требований кредиторами, то есть не менее чем через 2 месяца с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации».

Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе:

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Кроме того, рекомендуем, хоть Гражданский кодекс РФ и не обязывает, указать в промежуточном ликвидационном балансе информацию о кредиторах, которые не предъявили требования ни ликвидатору, ни в суд. Это позволит в случае возникновения спора с такими кредиторами подтвердить, что ликвидатор подавал в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушал порядок ликвидации, предусмотренный законодательством.

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, в первую очередь необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества НКО достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подайте в суд заявление о признании ее банкротом.

Если денег и иного имущества достаточно, то утвердите промежуточный ликвидационный баланс в общем порядке и подайте уведомление о его составлении в регистрирующий орган по форме № Р15016 (на титульном листе в качестве причины обращения укажите значение 4).

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в срок ранее:

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в случае проведения в отношении ликвидируемой организации выездной налоговой проверки
  • завершения таможенной проверки в отношении ликвидируемой организации, составления акта такой проверки и принятия по ее результатам решения

Шаг 6. Рассчитайтесь с кредиторами

Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то имущество НКО продается (при цене имущества более 100 тыс. руб. согласно промежуточному ликвидационному балансу должны быть проведены торги).

При ликвидации некоммерческих организаций имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между учредителями, а направляется на цели, предусмотренные учредительными документами НКО, за некоторым исключением (например, при ликвидации частного учреждения имущество передается собственнику).

Шаг 7. Подайте сведения о работниках в территориальный орган ПФР в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Непредоставление большей части этих сведений в территориальный орган ПФР является основанием для отказа в регистрации ликвидации.

Обратите внимание: расчет по страховым взносам надо подать в налоговую до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчетного периода по день представления этого расчета включительно.

Шаг 8. Составьте окончательный ликвидационный баланс и утвердите его

Данный ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами. Окончательный ликвидационный баланс НКО утверждается в таком же порядке, как и промежуточный баланс.

Форма такого баланса законодательно не утверждена. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами.

Шаг 9. Оплатите госпошлину за ликвидацию некоммерческой организации

Размер пошлины за регистрацию ликвидации НКО составляет 800 рублей.

Шаг 10. Подайте в регистрирующий орган заявление о завершении ликвидации НКО по форме № 15016

Ликвидация НКО будет завершена, когда в ЕГРЮЛ будет внесена запись об этом.

Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган подаются следующие документы

  • заявление по форме № Р15016 (причины обращения — значение 7), подписанное председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором)
  • ликвидационный баланс
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о застрахованных лицах (предоставляется по желанию)
  • документ об уплате государственной пошлины (предоставляется по желанию)
  • доверенность (если с заявлением обращается представитель)

При ликвидации организации законченные делопроизводством дела включаются в ее архивный фонд. При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

Нет времени заниматься ликвидацией некоммерческой организации? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает комплексные услуги по ликвидации коммерческих и некоммерческих юридических лиц: оценка рисков и разработка механизма их минимизации, ликвидация юридического лица «под ключ». Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная.

Источник



Ликвидация школ и других образовательных учреждений

Согласно российскому законодательству существует добровольная и принудительная ликвидация компаний и учреждений. Добровольная происходит либо по истечении срока или цели функционирования юридического лица, либо в соответствии с решением его учредителей (участников) или других органов, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Принудительная ликвидация – на основе решения суда (если учреждение осуществляет деятельность без лицензии, запрещена законом и не отвечает целям, указанным в Уставе учреждения).

Законодательство

Решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения принимается на основе следующих документов:

  • постановление Администрации муниципального района;
  • Акт экспертной оценки последствий ликвидации;
  • решение Комиссии по проведению данной экспертной оценки (Протокол, №, дата);
  • решение собрания граждан города, деревни или села (название, Протокол, №, дата);
  • ст. 57- 60, 125 ГК РФ;
  • ст. 22, ч. 5 Закона «Об образовании в российской Федерации», согласно которой реорганизация и ликвидация муниципальных школ, допускаются по решению органов муниципального образования «с учетом мнения схода» жителей (в прежнем законе об образовании существовала формулировка «с согласия»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • «Санитарно эпидемиологические правила и нормативы» (п.2.5), согласно которым в сельской местности школа, до которой ученики идут пешком, должна находиться на расстоянии не более 2-4 км, время в пути 15-30 мин. (свыше необходима организация транспортного обслуживание детей);
  • «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (от 19.03.2001 № 196, п.82), в соответствии с которыми процесс ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения должен осуществляться только тогда, когда заканчивается учебный год);
  • устав муниципального образования.
Читайте также:  Передача quot Такси quot ТНТ mdash отзывы

Постановление Администрации муниципального района должно включать следующие моменты:

  • указание на то, что данное МОУ (название, причины) ликвидируется;
  • устанавливается срок, в течение которого ее кредиторы могут подать заявление со своими требованиями (обычно в течение 2-х месяцев с момента опубликования решения о ликвидации учреждения в средствах СМИ);
  • утверждается план мероприятий по ликвидации, ответственным за выполнение плана считают обычно Управление образованием данного муниципального образования;
  • назначается состав ликвидационной комиссии, от которой требуется опубликовать в средствах СМИ (в местной газете, по областному телевидению, в том числе «бегущая строка») объявление о ликвидации школы, порядок, сроки принятия требований кредиторов;
  • обеспечить (к конкретной дате) внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации школы;
  • получение Свидетельства о ликвидации учреждения, представить это свидетельство в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
  • по окончании процесса ликвидации, передать все документы в архив Управления образованием.

В свою очередь, Управление образованием района должно:

  • сформировать перечень кредиторской и дебиторской задолженности учреждения (указывается срок, обычно в течение 5-7 дней);
  • письменно уведомить всех кредиторов (в случае выявления задолженности);
  • провести инвентаризацию имущества школы и представить ее результаты в Комитет по управлению муниципальным имуществом, и до передачи имущества ликвидируемой школы обеспечивать его сохранность;
  • ознакомить директора муниципального учреждения с постановлением о ликвидации учреждения, подготовить приказ и уведомить его и работников МОУ о предстоящем увольнении, о предоставляемых в этом случае льготах и компенсациях с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации;
  • довести до Центра (Службы) занятости населения данные о высвобождаемых работниках.

Комитет по управлению имуществом данного муниципалитета обязан принять имущество МОУ в муниципальную казну и учесть внесенные изменения в реестре собственности муниципалитета.

Таким образом, существует 2 основных варианта процесса ликвидации школ:

  • официальное прекращение всей деятельности;
  • перерегистрация: учреждение исключается из Госреестра и регистрируется под другим юридическим «именем».

В результате ликвидации прекращается деятельность образовательного учреждения, аннулируются все его документы (в том числе Устава), удаляются или сдаются в государственный архив все имеющиеся официальные бумаги.

Особенности

Реорганизация – это процесс, в результате которого происходит образование новых и прекращение действия ранее функционирующих юридических лиц.

Согласно п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц может осуществляться следующими способами:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Реорганизация образовательного учреждения любого вида предполагает, что оно также будет иметь статус «учреждение», осуществляющее некоммерческую деятельность и сохранять целевую направленность. Порядок реорганизации определяется требованиями вышеуказанных актов законодательной власти РФ (кодексов, законов, типовых положений). Требуется принятие целого перечня нормативно-правовых актов муниципального уровня:

  • положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования;
  • план (программа) реструктуризации сети образовательных организаций;
  • решение и положение об экспертной комиссии;
  • экспертное заключение об оценке социально-экономических последствий реорганизации.

Начало процесса реорганизации МОУ связано с подачей письма главе администрации муниципального образования с указанием следующих моментов:

  • причины и способы реорганизации;
  • сведения о новых расходах или экономии средств местного бюджета;
  • прошение разрешить подготовку проекта о реорганизации.

На конечном этапе – должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ, если в результате реорганизации было создано новое юридическое лицо. Обязательным требованием также является обеспечение права обучающихся на продолжение образования в преобразованном или ином общеобразовательном учреждении.

В большинстве случаев реорганизация МОУ в РФ происходит путем присоединения небольших (начальных) школ к более крупным – средним общеобразовательным, часто расположенным в других районных центрах (на занятия в которые школьники вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах, жить в интернатах). Предполагается, что в результате реструктуризации улучшится качество образования, так как:

  • уроки будут вести только специалисты;
  • количество учащихся будет доведено до нормативных 20-25 чел.;
  • за счет уменьшения затрат на коммунальные услуги и ремонт зданий и увеличения бюджетного финансирования можно обеспечить обновление учебной и материальной базы, и т.д.

В качестве большого недостатка такого вида реорганизации родители учеников отмечают проблему безопасности на дорогах в связи с удаленностью школ, на занятия в которые ученики вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах.

Оплата труда и защита прав

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты .

На размер оклада и/или ставки заработной платы педагогического состава учебных заведений влияет занимаемая должность и степень профессионального мастерства (квалификации). Существуют и дополнительные индивидуальные выплаты работникам (например, премии, материальная помощь, доплата «к Юбилею» и пр.).

За работу вводится компенсационная надбавка, за счет которой происходит увеличение размера оклада. В случае ликвидации или реорганизации школ, их персонал автоматически попадает под сокращение. Поэтому, в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ:

  • сотрудники МОУ должны быть предупреждены о предстоящей ликвидации организации или о сокращении штата за 2 месяца, как минимум, до увольнения (ст.180);
  • работодатель обязан сообщить об этом профсоюзной организации и Службе занятости не позднее 3-х месяцев (ст. 74);
  • при увольнении работнику должно быть выплачено выходное пособие (его размер определяется величиной среднемесячного заработка за последний календарный год – 12 мес. работы), а также компенсация за «неотгулянный» отпуск.

В то же время пособие в размере среднемесячной заработной платы сохраняется только в течение 2-х месяцев со дня увольнения. Но если после увольнения работник на протяжении последующих 2-х недель обратился на биржу труда и был зарегистрирован там в качестве безработного, и в течение последующих месяцев Служба занятости не обеспечила его трудоустройство, он может получить пособие по безработице в размере своего среднемесячного заработка и за 3-й месяц (ст. 178).

Источник