Модернизация Российского образования
Дефиниция «модернизация» превратилась в начале ХХI в в одну из имиджевых характеристик, которая охватывает все сферы государства и общества, совокупность политических, социальных и экономических отношений. Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.
В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направленность, содержание, структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.
Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностического характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модернизации системы российского образования.
Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ранее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».
Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620?р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012), получившее название «дорожной карты».
В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования. В целом стратегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.
Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы направлена на:
формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.
В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:
Развитие профессионального образования;
Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;
Вовлечение молодёжи в социальную практику;
Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;
Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон «Об образовании», принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. Новый закон «Об образовании», прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России. Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом «Об образовании», но и подзаконными нормативными документами (например, «Типовое положение о ВУЗе» или «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), то сейчас все нормы и положения «собраны» в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.
. В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.
Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование — если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.
Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда «экспериментальных» в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие «учебное заведение» упразднено — вместо него появилось понятие «образовательная организация»). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.
До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе «Об образовании» программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.
Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.
Источник
Модернизация российского образования: документы и материалы
В настоящем издании впервые собраны основные документы и материалы по вопросам модернизации российского образования.В сборнике представлены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации по данным вопросам, состоявшегося 29 августа 2001 г., материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации, подготовленные к этому заседанию, и документы Правительства Российской Федерации по проблемам модернизации образования.Для управленцев и специалистов в области образования, руководителей учебных заведений, преподавателей, аспирантов, студентов. Издание может быть использовано при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.
Ред.: Эдуард Дмитриевич Днепров
Москва: ГУ ВШЭ, 2002, cерия «Библиотека развития образования», 332 с.
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.
Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.
В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало оттуда, во многом довершая решение обозначенных тогда задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.
В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг., и 2) вызов современности — актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности новой России в новом тысячелетии — доминанта модернизации отечественного образования.
Настоящий сборник документов и материалов открывает серию «Библиотека развития образования», в которой, по замыслу Государственного университета — Высшей школы экономики, должны получить всестороннее отражение основные проблемы и ход процесса модернизации и развития российского образования.
В данном сборнике помещены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации», документы и материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации к этому заседанию, документы Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации образования.
Последующие книги серии будут посвящены ведущим направлениям и ключевым проблемам модернизации и развития образования. В их числе организационно-экономические и социально-педагогические проблемы модернизации образования, обновление содержания школьного образования и современная организация образовательного процесса, модернизация начальной и основной школы, создание профильной старшей школы, проблемы единого государственного экзамена, модернизация начального и среднего профессионального образования, модернизация высшего образования и педагогического образования, опыт модернизации образования в регионах, зарубежный опыт современного реформирования образования и др.
Задачи данной серии:
во-первых, дать глубокий, системный анализ основных проблем современного образования, путей их решения и тем самым стимулировать процессы модернизации и развития образования;
во-вторых, осуществлять постоянный мониторинг этих процессов с целью их корректировки и повышения эффективности;
в-третьих, обеспечить возможно более полное информирование образовательного сообщества и общества в целом о задачах и ходе данных процессов. Эта третья цель имеет особое значение. Ибо только вовлеченность общества в модернизацию образования — гарантия ее успеха.
Содержание
Заседание Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации»
- Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина
- Доклад Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко
- Доклад руководителя рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования, Председателя Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандова
- Заключительное слово Президента Российской Федерации В.В. Путина
Документы и материалы рабочей группы к заседанию Государственного совета Российской Федерации
Документы и материалы Правительства Российской Федерации
Приложение
Днепров Э.Д. Модернизация российского образования — императив современной образовательной политики
Источник
Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования
Коротина, К. С. Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования / К. С. Коротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46261/ (дата обращения: 11.07.2021).
Ключевые слова: модернизация образования, УУД, ФГОС
Модернизация в системе образования — это приведение системы образования, образовательной деятельности к текущим и опережающим требованиям жизни. М. О. Муходадаев в своей работе говорит, что модернизация, это «процесс перехода образования из одного состояния в другое, с чётко артикулированными, общественно одобряемыми целями». [2]
В нашей стране с 1990 года по 2017 наблюдалось пять попыток модернизации сферы образования, но к сожалению, не все они были успешными.
Первая образовательная реформа относится к 1990–1992гг. В этот период в Российской Федерации принимают Закон «Об образовании». Он явился положительным стартом реформирования системы образования. Так как образование и экономика в нашей стране взаимосвязаны, то плохое финансирование сферы образования в эти годы повлекло за собой и провал реформы.
29 августа 2001 г. состоялось заседание Госсовета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» — и это считается второй попыткой модернизации системы образования нашей страны. Выделили два основных направления модернизации: экономика системы образования и кардинальное обновление содержания. Считалось, что содержание образования не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым обществом к нему, т. к. сильно устарело.
9 декабря 2004 г. на заседании Кабинета министров был рассмотрен вопрос о приоритетных направлениях развития образования. Там было заявлено: «Бизнес-сообщество должно определять, чему и как учить!» Это и стала третья попытка модернизации нашего образования, где упор сделали на усиление коммерческих начал в образовании
Но в реальной жизни, получилось так, что образовательная политика стала исполнять роль единоначалия, контроля и формальных проверок. Благодаря чему, позитивные модернизационные элементы ушли на второй план из сферы образования. Приняли реформы, ориентированные на коммерцию. В сфере образования появилось бюрократия, из-за безграничной коммерциализации образования, силовое внедрение ошибочного и некачественного ОГЭ и ЕГЭ, аттестации педагогических кадров, аккредитации. В итоге мы получили деление образование на элитарное — для немногих и массовое для большинства.
Когда осознали провал третий попытки модернизации, власти попытались вывести сферу образования из отрицательной динамики. Именно в это время появляются Национальные проекты. В результате осуществления из бюджета страны были выделены огромные деньги на реализацию Национального проекта «Образование», но это не спасло ситуацию в системе образования, бюрократия не исчезла, и мы получили ухудшение качества образования: школьного и вузовского.
Д. А. Медведев не смог остаться в стороне от этой проблемы в нашей стране и предложил модернизацию образования, которая уже являлась пятой. Новая попытка модернизации системы образования вылилась в проект «Наша новая школа».
В своём послании Федеральному Собранию он отметил: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям». В ноябре 2008 г. он поручил Правительству РФ в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. [5]
Д. А. Медведев предложил стратегию, которая состояла из пяти основных задач:
- В школах должны быть центры самоподготовки, кружки и секции для занятий спортом и творчеством, т. е. школа теперь не была лишь центром обязательного образования. Школы в нашей стране не должны быть ветхими. Нужно строить новые здания и проектировать кабинеты в уже существующих школах. Министерство и партия Единая Россия, в 2014 году одобрили предложение депутата Ирины Винер по модернизации сельских спортзалов.
- Кадровый состав преподавателей должен пополняться, а также необходимо сохранить, улучшить уже имеющийся состав преподавателей. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
- Улучшение здоровья подрастающего поколения.
- Организация работы с одаренными детьми и талантливыми воспитанниками.
- Обновление содержания образования и образовательных стандартов.
12 ноября 2009г. Д. А. Медведев объявил о модернизации всех сфер жизни на основе демократических норм жизни в Послании Федеральному Собранию РФ «В XXI-ом веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии, для того, чтобы создать «умную экономику». [1]
В своей работе мы выделили условия для успешной модернизации в системе образования, которые необходимо соблюдать:
1) отмена некачественного ОГЭ и ЕГЭ;
2) использование текущих и итоговых форм контроля знаний обучающихся без кучу бумажной волокиты;
3) внедрение устных форм контроля учащихся;
4) обновление форм, содержания образования;
5) перейти от госконтроля к общественным формам контроля учащихся;
6) использование современных гаджетов в образовании, т. е. использование отечественной компьютерной техники, ноутбуков по разумной цене;
7) разработка научно-обоснованных показателей качества учебного процесса.
Мы считаем, чтобы повысить уровень образования в РФ, необходимы вузы распределенного типа с множеством качественно работающих филиалов. На сегодняшний день, в нашей стране взят противоположный курс, т. е. ликвидирование филиалов из-за низкого качества их работы. Мы пришли к выводу, что нужно создавать новую учебно-технологическую среду для образования студентов. В общеобразовательных школах необходимо более широко развивать личность учащихся, отойти от натаскивания на ОГЭ, ЕГЭ.
Для настоящей модернизации, которая необходима системе образования, нужны структурные преобразования. Бюрократически устроенное государство заметно далека от общества, что мешает процессу модернизации. Это и есть главная политическая проблема модернизации российского образования.
Д. А. Медведев сказал в Послании Федеральному Собранию, когда был президентом нашей страны, что успехи российской образовательной системы признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на старание власти и даже небольшие позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Так, В. В. Путин заметил, что с передовых позиций мы уже «откатились» и подчеркнул, что слабость образовательной системы — это угроза конкурентоспособности страны в целом.
Повышение доступности, качества и эффективности образования — основные задачи модернизации российского образования в наше время. Так, наша система образования перешла на ФГОС. Он активно внедрился в образовательную среду, так в школах в 2017–2018 уч.г. с 1 по 7 классы идут по этому новому стандарту. Так в обучении на разных этапах стали выделять УУД, которые содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Так, согласно ФГОС, учащиеся школ должны быть вовлечены в неурочную деятельность, исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В процессе которых, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В школах также стоит одна из важнейших задач, это обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. С этой инициативой выступила министр образования РФ О. Ю. Васильева. Так, согласно предложению Д. А. Медведева, в школах работает программа доступная среда, согласно которой, дети с ОВЗ включены в образовательное пространство, где успешно социализируются. Поэтому, закономерно, что в школе нужны новые учителя, подготовленные к работе с такими детьми.
Постепенное изменение образовательного мировоззрения, вот что нужно заложить в основу модернизации системы образования. Мы понимаем, что это долговременная задача, т. к. необходимо поменять подход к обучению педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность, оторванность от потребностей общества. Необходимо произвести изменения в содержании, организации самой образовательной деятельности. Ведь иногда перед ней стоят задачи прошлого дня.
Хотелось бы отметить, что процесс модернизации образования — это не быстрый процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела. [4;17]
Как мы видим, модернизация системы образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. В итоге мы должны получить более качественное образование в школах, вузах. Ведь оно должно соответствовать актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Источник
Образовательная политика и модернизация образования в России
Социальная ответственность государства в сфере образования реализуется в его образовательной политике.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены принципы государственной образовательной политики (ст. 3). Дадим краткий обзор ключевых аспектов образовательной политики, нашедших отражение в этих принципах.
Первые два принципа определяют приоритетность образования и недопустимость ущемления граждан РФ в их конституционном праве на образование.
Следующие четыре принципа определяют основные параметры организации образовательного пространства на территории РФ как многонационального и мультикультурного государства, образования РФ как части мирового образовательного пространства.
В седьмом и восьмом принципах провозглашаются приоритеты развития личности в образовании: свобода выбора форм получения образования, возможность получения образования в течение всей жизни.
Последние четыре принципа раскрывают основные аспекты распределения полномочий государства и общества в управлении образованием: автономии образовательных организаций, конкуренции в сфере образования, демократического характера управления и др.
Одним из важнейших направлений государственной образовательной политики является модернизация российского образования.
Модернизация (от англ. modern – обновленный, современный) в широком смысле – процесс изменения чего-либо, в соответствии с современными требованиями.
Образование должно всегда соответствовать требованиям времени, иначе оно просто не сможет обеспечивать постоянно развивающиеся потребности общества.
Сегодня главная задача модернизации российской системы образования состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства.
Источник
Главное направление модернизации российского образования
Модернизация образования – это процесс адаптации системы образования к современным государственно-политическим и социально-экономическим условиям развития страны, освоение опыта модернизации систем образования более развитых и продвинутых стран.
Модернизация российского образования началась в декабре 2001 года, когда правительством России была утверждена Концепция по его модернизации. Согласно Концепции образование относится к числу основных приоритетных отраслей.
Термин «модернизация», относительно образования приобретает культурологическое и социально-философское содержание, обозначающее особый способ организации образования, отличающийся целенаправленным и управляющим характером.
Готовые работы на аналогичную тему
В настоящее время модернизация образования является одной из важнейших задач государства. Именно успешность ее решения определяет динамику дальнейших экономических, социальных и политических преобразований российского общества, а также обеспечивает количественные и качественные параметры по воспроизводству высококвалифицированных кадров. Подготовка кадров является особенно актуальной стороной модернизации, так как именно кадры способствуют формированию необходимой государственной идеологии, являющейся базой политического развития демократического общества.
Тенденции модернизации российского образования
Основные тенденции модернизации российского образования, изложенные в Концепции:
- Ускорение темпа развития современного общества, расширение возможностей для подрастающего поколения в выборе своего профессионального, политического и социального выбора. Подготовка учащихся к осуществлению осмысленного выбора.
- Осуществление постепенного перехода к информационному и постиндустриальному обществу, расширение межкультурного взаимодействия, в связи с чем, актуализация развития толерантности и коммуникативности.
- Решение современных глобальных проблем, посредством организации международного сообщества, требующего формирования у молодого поколения граждан формирование и развитие современного мышления.
- Повышение динамики развития экономики страны, требует подготовки конкурентоспособных кадров, сокращение малоквалифицированных и неквалифицированных сотрудников во всех сферах. Глубоко структурные изменения в области занятости населения, определяют постоянную потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих необходимой профессиональной мобильностью.
- Современные глобальные проблемы требуют от сотрудников сплоченности, в связи с чем, молодое поколение необходимо учить работать в команде, сотрудничать друг с другом, развивать и совершенствовать собственные лидерские качества.
- Возрастающая роль человеческого капитала, который в развитых странах должен составлять значительную часть национального богатства (7080%). На основании чего возрастает и потребность в организации опережающего развития отечественной системы образования.
Основные направления модернизации российского образования
Концепция определяет следующие направления модернизации российского образования, являющиеся главными:
- Повышение качества отечественного образования на всех его ступенях (дошкольное, общее и профессиональное), за счет изменения содержания.
- Формирование в отечественной системе образования эффективных организационно-экономических механизмов, направленных на привлечение и последующие использование высококвалифицированных педагогических ресурсов.
- Развитие и совершенствование системы образования, с ориентацией на открытость государственно-общественному управлению.
- Качественное и своевременное обеспечение всего процесса модернизации необходимой сопроводительной нормативно-правовой базой.
- Повышение профессионализма педагогических работников, а также повышение социального статуса педагога, усиление оказываемой общественной и государственной поддержки педагогам.
Главной и перспективной тенденцией модернизации образования является диверсификация.
Диверсификация образования – это расширение имеющихся вариантов и возможностей получения образования, создание всех необходимых условий, позволяющих получить необходимое образование вне зависимости от психических и физических возможностей учащихся.
Диверсификация образования предполагает вариативность и гибкость образовательных программ, возможность их оперативного перестроение, в соответствии с меняющимися требованиями и внешними условиями.
Относительно высшей школы, предусматривается внедрение широкой диверсификации образования, предполагающей внедрение в единое мировое образовательное пространство. Реализация диверсификации образования предполагает структурную и институциональную перестройку подготовки педагогических кадров. А так же внесение значительных изменений во все ступени образования, от дошкольного до высшего профессионального, посредством создания единой многоуровневой системы.
Ведущими направления диверсификации образования являются:
- Многообразие и обширность программ, учебных заведений, квалификации педагогов и т.д.
- Наличие разнообразных уровней и подуровней системы образования, сроков обучения, подготовки и переподготовке кадров, дополнительное образование.
- Качественное и разнообразное финансирование образовательных учреждений.
- Организация качественного управления образовательными учреждениями.
Еще одним немаловажным направлением модернизации российской системы образования является гуманизация образования, предусматривающая ориентацию на личность учащегося (воспитанника).
Гуманизация образования – это развитие системы образования, на основании признания личности учащегося как ведущей ценности педагогического процесса.
Источник