Как проанализировать и описать результаты практического исследования
Результаты практического исследования — это итог научно-исследовательской деятельности. Их представляют в виде конкретных качественных или количественных показателей. Оформляют результаты в таблицы и диаграммы. В статье рассказываем как проанализировать, описать результаты исследования, выявить их практическую значимость.
Виды результатов практического исследования
Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые можно описать.
- по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые и незапланированные;
- по отношению к целям: соответствующие полно или частично и несоответствующие поставленным целям и задачам;
- в зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
- по качеству: позитивные и негативные;
- по степени значимости: значимые и незначимые
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Разница между результатами практического исследования и выводами
Результаты объективны (указываются в практической части работы), а выводы — субъективны (описываются в заключении). Часто два этих понятия путают.
Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые получил исследователь. Это факты, которые необходимо зафиксировать.
Выводы по итогам практического исследования — это объяснение результатов, собственные размышления автора. Выводы по одному и тому же результату могут сильно различаться у разных авторов. Так как на выводы влияет мировоззрение автора, эпоха, страна в которой он живет и тд. Имея на руках точные результаты, можно изменить выводы.
Пример вывода
На основе теоретического анализа были выделены три подхода к осуществлению стратегического энергоменеджмента на промышленном предприятии: технократический, системный и инновационный. Каждый из указанных подходов обладает своими преимуществами и ориентирован на различное использование производственно-технических и интеллектуальных ресурсов развития. Подходы являются основой для реализации отдельных функциональных стратегий, отражающих процессы закупки энергоресурсов, их потребления по источникам и контроля энергоэффективности на всех уровнях.
Анализ результатов исследования
Анализируя результаты практического исследования, автор сравнивает их с уже имеющимися в науке. Важно учитывать тут не только итоговые результаты, но и промежуточные.
В ходе анализа могут обнаружиться ошибки или результаты, которые противоречат друг другу (объяснять эти ошибки и противоречия автор будет в выводах). Часто такое бывает, когда использовались разные методы исследования.
Выбор методов анализа результатов зависит от конкретной дисциплины:
- статистические методы анализа;
- описание корреляционных связей между изучаемыми переменными;
- корреляционный, дисперсионный или факторный анализ для проверки исследовательских гипотез.
Для обработки массивных данных полевых исследований используются специальные программы — Vortex, SPSS, Statistica. Но для обработки результатов исследования в небольших работах, например, в курсовой, достаточно будет и обработки в Exsel.
Пример анализа
Для реализации подобного мероприятия необходимо предложить алгоритм выработки ключевых показателей, с помощью которых будет измеряться энергоэффективность человеческого капитала. Предложенный нами алгоритм (рисунок 3.6) включает последовательную выработку ключевых показателей энергоэффективности с соблюдением требования сохранения качества продукта (процент извлечения, выход годного, химический состав и иные показатели качества) на выходе и сокращением удельных норм расхода ТЭР всех видов.
Практическая значимость результатов исследования
Практическая значимость — это ответ на вопрос, как можно использовать полученные результаты на практике.
Чем выше практическая значимость результатов исследования, тем выше ценность работы. У докторской диссертации практическая значимость будет выше, чем у курсовой работы.
Описание практической значимости должно быть конкретным. Нужно емко и понятно объяснить, в какой отрасли, кому и каким образом помогут результаты исследования.
У вас должны быть доказательства и аргументы, которые наглядно показывают важность и преимущества вашего исследования перед аналогичными.
И самое главное, нужно доказать, что предлагаемый вами способ действительно даст результат и решит проблему. Сделать это можно, например, проведя сравнительный анализ ситуации “до” и “после”.
Пример практической значимости
Практическая значимость исследования подтверждается определением набора практических рекомендаций по совершенствованию внутренней системы энергетического менеджмента в части энергоанализа, планирования ресурсов и управления энергоэффективным человеческим капиталом. В работе приведены показатели эффективности, которые могут дополнить существующую систему ключевых энергоиндикаторов и выявить роль человеческого капитала предприятия в энергосбережении.
Описание результатов исследования
Научные и практические результаты исследования описывают в краткой и понятной форме в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.
Важно! Все результаты практического исследования описываются только в самой работе. В приложение их не выносят.
И только если размер и объем графического материала слишком большой, его выносят в приложение. А в самом тексте дают на него ссылку.
Оформление таблиц
Название таблицы пишется в начале с указанием порядкового номера, выравнивается справа.
Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки
Требования к таблицам:
- Таблицы должны быть компактными. Лучше несколько маленьких таблиц, чем одна большая.
- Нумерацию указывают справа перед таблицей.
- Названия строк и граф должны быть емкими и без сокращений.
- Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
- В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
- Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
- Таблица не должна содержать пустых клеток.
- Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше
Оформление графических материалов
Рисунок подписывается снизу с указанием порядкового номера, подпись и рисунок выравниваются по середине.
Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте
Требования к иллюстрациям:
- Название изображений, графиков и диаграмм помещают под материалом.
- Единицы измерения и названия смысловых осей всегда указываются.
- Условные обозначения обязательны.
- Если графический материал сопровождается большим количеством текста, его выносят в приложении. Например, анкеты, опросники, рисунки испытуемых.
Вывод
Исследование не считается завершенным, пока не описаны и не проанализированы его результаты. Результаты практического исследования — значения, которые получил и зафиксировал автор. Выводы на основе исследования — объяснение результатов автором, его собственные рассуждения.
Работа с оформленными результатами исследования готова к апробации (подтверждение результатов исследования научным сообществом). Ее автор выступает на конференциях, отдает работу рецензентам, публикует научные статьи. Это поможет выявить ошибки, поправить выводы, лучше раскрыть суть работы.
Источник
Описание, анализ и обработка результатов практического исследования
На нашем телеграм-канале много материалов посвящено написанию научных работ. В этой статье мы решили раскрыть тему формы представления практических результатов в курсовой работе.
Как мы уже знаем, курсовая работа должна содержать такой подраздел, как теоретические и практические результаты исследования. Давайте выясним, что это такое и как выполнять это задание.
Описание результатов работы (курсовой, практической и т.д.)
Описание результатов – это описание информации, полученной в процессе эмпирического исследования по разным методикам.
- представление результатов практической работы в общем виде графиков, таблиц;
- цитирование протоколов;
- описание сложностей, которые возникали в ходе проведения исследования;
- описание типичных проявлений исследуемого явления.
Например, в ходе написания курсовой на первом курсе обучения в математической обработке будет представлен подсчет средних значений и процентных соотношений.
Анализ результатов исследования
- сравнение информации, полученной автором курсовой, с уже имеющимися в науке данными;
- выявление психологических особенностей;
- объяснение полученной информации с точки зрения современных научных психологических теорий из контекста цели исследования.
Не исключено, что в ходе анализа будет обнаружена противоречивая информация, полученная с помощью разных методов и методик. Например, если проводить опрос в ходе изучения агрессивности, будет видно, что его участники вовсе не агрессивны. Зато если проводить исследование методом наблюдения, тут агрессия начинает проявляется.
Задача автора исследования – как раз выявить такие противоречия и постараться их объяснить. Если вернуться к нашему примеру, ответ может крыться в том, что участники опроса могут не воспринимать себя агрессивными, но обладать таким поведением.
Оформление результатов практической и духовной деятельности
Научные и практические результаты исследования обычно представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (столбиковых, линейных и секторных) и схем.
Они приводятся внутри текста непосредственно в работе, а не в приложении. Если для этого мало места, то их следует размещать на странице, следующей за текстом, в котором они впервые упоминаются.
В случае слишком большого размера или объема графического материала, его помещают в приложениии. Тогда в тексте работы, где упоминаются результат практической деятельности, обязательно следует сделать ссылку.
При оформлении практического анализа результатов производственной практики или курсовой следует создавать смысловое название – такое имя, которое будет ясно читателю без необходимости прочитывать сопроводительный текст. Также стоит помнить про сквозную нумерацию, при которой таблицы нумеруются по одному порядку, рисунки – по другому.
Оформление таблиц
Таблицы в практическом применении результатов исследования должны подчиняться следующим правилам:
- Таблицы должны быть компактными, наглядными, легко обозримыми. Лучше создать несколько маленьких таблиц, чем одну огромную.
- Нумерацию указывают справа перед таблицей.
- В названиях строк и граф избегают лишних слов, а также сокращений (по возможности).
- Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
- В таблицах всегда указывают единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки.
- В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
- Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
- Таблица не должна содержать пустых клеток.
- Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше.
Оформление рисунков
В отличие от таблиц, название рисунков помещают под ними. При этом всегда указываются единицы измерения и названия смысловых осей. Нужно приводить условные обозначения.
Если протоколы, рисунки, таблицы или другой графический материал сопровождается большим количеством текста, приводить все вместе следует в приложении. Так поступают с анкетами, рисунками испытуемых, изображениями эксперимента и пр.
Нумерация приложений стандартная. Например, «приложение №1» и далее по порядку. В этом случае ссылки на приложения с номерами нужно обязательно размещать в той части текста, где они должны были располагаться.
Любая приведенная в таблицах, графиках, рисунках и других материалах информация должна быть описана в основном тексте. Ее нужно сопроводить анализом.
Будем безмерно рады, если вся эта информация вам пригодится, и вы создадите качественный проект с грамотным описанием и анализом результатов исследования. Если же ваше время слишком ограничено, лучше поручить работу опытным специалистам из сервиса студенческой помощи.
- Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Источник
Отражение, анализ и интерпретация результатов практического исследования
Научно-исследовательская деятельность тесным образом соприкасается с проведением эксперимента для получения реальных и более точных результатов, способствующих решению актуальной проблемы. Практическая часть научной работы требует тотального подхода: учет множества факторов, тщательное планирование каждого действия, моментальное фиксирование результатов и их анализ. Поэтому доминирующая роль и качество проекта в большей степени (примерно на 75%) зависит от правильности и точности выбранного алгоритма, анализа и интерпретации полученных результатов.
Научно-исследовательская деятельность тесным образом соприкасается с проведением эксперимента для получения реальных и более точных результатов, способствующих решению актуальной проблемы. Практическая часть научной работы требует тотального подхода: учет множества факторов, тщательное планирование каждого действия, моментальное фиксирование результатов и их анализ. Поэтому доминирующая роль и качество проекта в большей степени (примерно на 75%) зависит от правильности и точности выбранного алгоритма, анализа и интерпретации полученных результатов.
Особенности проведения практического исследования
Практическое исследование – это основная часть научной работы, в которой автор «проверяет на деле» выдвинутую им идею, анализирует реальную проблему и ее воздействие на конкретный объект исследования, определяет возможные методы ее решения с учетом принципов эффективности и оптимальности.
Практическое исследование
Практическое исследование предполагает проведение конкретного эксперимента, притом участие автора в нем будет обязательным. Он может наблюдать за объектом со стороны или создавать определенные условия и «регулировать» их для оценки воздействия отдельных параметров и пр.
Каждый эксперимент подлежит детальному планированию: определение цели, задач, объекта, основных воздействующих на него факторов, диагностику проблемы, учет возможностей объекта при решении проблемы, прогнозирование результатов и пр.
В этой части научной работы тесным образом соприкасается теория и практика, когда автор руководствуется существующими и действующими правилами, анализирует ситуацию и пытается разработать инновационный способ ее решения с учетом возможностей и перспектив объекта. Именно в этом разделе знания находят реальное применение, а автор пытается творчески подойти к созданию нового алгоритма, способного усовершенствовать деятельность изучаемого явления/процесса и пр.
Практическая часть научной работы предполагает выделение следующих аспектов:
- Краткая характеристика объекта исследования;
- Описание основных мероприятий и полученных результатов;
- Описание результатов апробации.
Практическое исследование подчеркивает значимость и важность перемен, варианты их воздействия на конкретный объект или отрасль, область науки в целом, перспективы развития и пр.
Как отражать результаты практической работы в НИР?
Важно не просто тщательно спланировать, организовать и реализовать план действий, но и грамотно его представить в научной работе. Отражение полученных результатов в исследовании может быть следующим:
- Текстовая форма. Данный вариант используется преимущественно при создании характеристики объекта исследования в целях описания: чем он занимается, как давно действует на рынке, описание общей картины (организационная и производственная структура и пр.). Также с помощью текста автор может представить анализ полученных данных, отметив ключевые моменты: что изменилось, о чем это свидетельствует и пр.
- Графический способ. Этот вариант целесообразен для отражения определенных тенденций, сравнения данных. Чаще всего его применяют при анализе показателей (анализ их динамики), прогнозирование результатов и пр.
- Табличная форма. Данный вариант целесообразен для отражения расчетов. Ни один автор не представляет детальные расчеты, достаточно отразить их итоги в небольших таблицах. В них целесообразно представлять исходные данные, затем определять динамику (абсолютное отклонение, темп роста и пр.).
В описании практической части автор может отразить не только полученные результаты, но и проблемы, сложности, с которыми он столкнулся в ходе организации и проведения отдельных моментов.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Результаты практического исследования подлежат детальному описанию непосредственно в научно-исследовательской работе, а также в таких разделах, как результаты апробации, заключение.
Если объемы графических, табличных материалов велик, то их целесообразно вынести в раздел «Приложения», в описании (согласно структуре проекта) отметить его номер (например, по данным Приложения 1).
Как анализировать результаты исследования?
Анализ результатов исследования – основополагающий момент, позволяющий оценить не только новаторские способности автора, но и уровень его профессионализма, компетентности. Именно выводы аналитической работы подводят исследователя к обоснованию его гипотезы, необходимости ее проверки.
Анализируем результаты исследования
Анализ результатов практического исследования предполагает проведение следующих мероприятий:
- Сравнение исходных данных с полученными экспериментальными данными (результатами действий, предпринимаемых в ходе проведения эксперимента) для определения динамики, отклонений и пр.;
- Сравнение текущих показателей с нормативами, действующими ограничениями в целях выявления отклонений;
- Диагностика реальной проблемы на базе конкретного объекта, сравнение теоретических и реальных «симптомов», форм ее проявления;
- Оценка использованных методов исследования: какие из них наиболее эффективны, а какие требуют замены или корректировки, скорость получения результатов. Оптимизация исходного плана действий и пр.;
- Определение правильности расчетов, неточностей погрешностей;
- Констатация полноты и достоверности данных для получения гарантий: результаты исследования можно использовать на практике (как и где), они способны изменить деятельности объекта к лучшему;
- Формирование рекомендаций по решению проблемы с учетом текущей ситуации и возможностей объекта.
Анализ полученных результатов должен не просто подчеркнуть наличие противоречий, актуальной проблемы, но и подчеркнуть практическую значимость работы, возможности применения результатов в жизни и перемены, которые они принесут.
Интерпретация и оформление результатов практического исследования
Оформление результатов исследования напрямую зависит от выбранной формы: текст, график, таблица.
Все текстовые данные должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проекту: шрифт, размер шрифта, расположение на странице, отступы и пр. При этом важно правильно оформлять все заимствованные фрагменты, цитаты, ссылки, сноски и список библиографии.
Графики и рисунки должны быть четкими и понятными, преимущественно в черно-белой гамме. Если используется цветная печать, то оттенки должны быть сдержанными.
Пример рисунка
Каждый рисунок, график должен быть пронумерован, иметь краткое и емкое наименование, подчеркивающее суть и предназначение материала. Номер и заголовок рисунка ставится под ним.
Таблицы также должны быть грамотно оформлены: располагаться по ширине или центру страницы, допускается уменьшение шрифта (до 10-12 пт). Номер и наименование элемента оформляют перед ним.
Пример таблицы
Под каждым графическим или табличным материалом целесообразно проводить анализ, который подчеркнет выявленные тенденции. В тексте уместно упоминать, на основе каких данных проведен анализ (рисунок, таблица и пр.), выделить ключевые аспекты (о чем свидетельствуют изменения, что повлияло на объект и пр.).
Независимо от формы представления полученных результатов, все материалы должны быть понятными, емкими. Все громоздкие файлы целесообразно выносить в раздел «Приложения». В анализе и выводах должно быть максимум полезной информации и минимум «воды». Не нужно анализировать каждый показатель (в таблице их может быть масса, вплоть до 20-30 штук). Достаточно определить наиболее серьезные изменения и отклонения, отметив их в соответствующем выводе.
Формулируйте итоги и выводы грамотно. Избегайте слишком сложных конструкций, непонятных терминов. Излагайте мысли просто и понятно.
Рекомендации экспертов по отражению и анализу полученных результатов в научной работе
Выполнение практического исследования всегда связано с рисками, погрешностями. Важно минимизировать их влияние. Это позволит повысить точность результатов и улучшить возможности дальнейшего их использования, подчеркнуть ценность проекта.
Тщательно планируйте эксперимент, каждое действие, учитывайте всевозможные факторы и их влияние на объект. Не отклоняйтесь от намеченного алгоритма без веского основания или обоснования.
Перепроверяйте все расчеты, чтобы результаты анализа были точными и достоверными. Погрешности должны быть минимальны.
Не стесняйтесь и не бойтесь описывать трудности, с которыми столкнулись в ходе реализации эксперимента, анализа данных. Важно отметить не только их наличие, но и способ решения. Данный подход позволит убедиться в самостоятельности автора, его компетентности и умении оперативно оценивать ситуацию и принимать взвешенное решение.
Источник
Ошмарин Александр Петрович
Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.
Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.
Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.
Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.
При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.
Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.
На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.
Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки — это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.
Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.
Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.
Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.
Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы — изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще — нельзя.
Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.
Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.
При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по. ”.
В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.
Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.
Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.
Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.
Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.
В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.
Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце — конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.
Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных — убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “. в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в . году”.
Вообще, при написании “Результатов. ” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы — убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.
Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.
Выводы . Выводы — это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:
“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.
Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.
В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.
Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.
Список литературы . Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.
Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.
Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.
Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.
Иллюстрации . Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.
Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать — дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций — лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.
Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.
Источник
Оценка и оформление результатов исследования
На заключительном этапе работы над исследованием начинается особая, отдельная работа – создание связного, ясно и точно изложенного текста. Самая общая структура любой публикации содержат: изложение цели и задач исследования; описание использованных методов, методик, приемов; основные полученные в ходе исследования результаты; выводы автора. Оформление результатов проведенного исследования начинается, когда оно представляет из себя положения научного аппарата, материалы с данными, полученными в ходе применения эмпирических методов, результаты обработки этих данных, первичные интерпретационные суждения и выводы (желательно, как это предлагалось в предыдущем параграфе, уже «сведенное» в единый черновой текст).
Основными общим требованием к оформлению результатов исследования является его логичность. В любой научной публикации изложение должно быть логичным, все ее части должны быть взаимосвязаны, она должна иметь четкую и цельную структуру. Автор обязан постоянно помнить о читателе, который, чтобы разобраться в изложенном, должен увидеть в публикации единую систему, и последовательность, начинающуюся с постановки проблемы и формулировки цели, продолжающуюся предложением о способах решения проблемы (идея, гипотеза), и доказательством истинности решения, и завершающуюся общими выводами.
После создания первого варианта работы очень полезно проделать следующую логическую операцию: выписать отдельно выводы из каждого раздела (например, из каждого параграфа и главы выпускной квалификационной работы), сопоставить их с целью и задачами. Это позволит увидеть общую логику рассуждений в работе, установить их соответствие поставленным задачам и уточнить формулировки частей понятийного аппарата: цели, гипотезы, а иногда и названия.
Другим требованием является стилевая грамотность. Конечно, научный стиль работы предполагает подготовленного читателя. Постоянно возникающие дискуссии о том, как нужно писать научные работы – сложно («чрезмерное использование научной терминологии часто не позволяет читателю вникнуть в содержание текста»), или просто («нет такого, самого сложного содержания, которое нельзя было бы изложить просто и понятно»), в общем-то, беспредметен. Писать нужно, выявляя сущность: адресуясь к специалистам – обращаться к устоявшейся или разработанной автором терминологии, главное – полно и точно; к не специалистам – с минимумом заумных рассуждений, с объяснением используемых терминов, главное – пояснить сущность. Это разные жанры: изложение научного результата в научной публикации и его популяризаторское описание. Можно сказать, что и в том, и в другом случае в публикации должен выдерживаться строгий отбор языковых средств. Главные ориентиры изложения – точность (нужно использовать однозначные термины, избегать двусмысленных выражений, многозначных и невнятных суждений), логичность (нужно строить текст последовательно, выстраивать систему связей между частями изложения, не допускать противоречащих друг другу высказываний) и доказательность (нужно приводить данные исследований, опираться на надежные теории, использовать логические, статистико-математические методы). Письменная речь требует ответственности за каждое слово. Написание статьи (эссе, книги) в свободной форме обязывает исследователя создавать именно научную, а не публицистическую публикацию: нужно отразить новые в научном отношении стороны описываемого, изложить систему доказательств, указать на общую научную значимость результатов. Нужно избежать соблазна изложить только готовые результаты, сопроводив их заявлением об убедительности и призывами к актуальности. Б.М. Теплов, в рецензии на книгу Л. Скляра выделяет признаки публицистики, и собственно научной работы: публицистика «характеризуется следующими чертами: 1) отсутствием искания и исследования и тенденцией оперировать готовым материалом; 2) склонностью убеждать, но не доказывать; 3) злободневностью и, как следствие, текучестью, способностью очень быстро терять значение и интерес. Противоположные черты: исследование нового, доказательство как метод, и устойчивость (в большей или меньшей степени) характеризуют научную литературу» [98, с. 37].
Нужно стараться писать грамотно, четко, по возможности кратко, чтобы любой читатель мог понять написанное. Следует разнообразить язык, избегая повторений одних и тех же слов в соседних предложениях, неудобочитаемых длиннот, невнятностей. Не забывайте выписывать названия и выходные данные всех работ, с которыми вы познакомились: иногда поиск указания на работу, страницу, текста, выписанного для цитирования, может отнять много времени, которое лучше было бы посвятить собственно научной работе.
Цитаты должны быть уместными, цитировать нужно те высказывания, которые принадлежат цитируемому автору, а не те, которые были впервые высказаны другим автором или, более того, являются общеизвестными. Не заменяйте цитатами собственный текст, цитаты должны подтверждать, расширять, пояснять то, что вы хотели сказать. В итогах, выводах, заключениях, резюмировании собственных рассуждений цитаты неуместны. Цитируя речь испытуемых, подвергайте ее редакции так, чтобы прояснить смысл сказанного: известно, что устная речь при буквальном перенесении на бумагу часто выглядит «рваной» и с первого взгляда непонятной.
Логика изложения в курсовых и дипломных работах должна соответствовать задачам исследования так, чтобы было видно, в какой главе, параграфе решается та или иная задача. Нужно обобщать только то, чего требует цель исследования, не вдаваться в глобальные обобщения того, что выходит за объект и предмет исследования. Не следует увлекаться голой «описательностью», следует стремиться к аналитичности, не впадая при этом в стиль сухого канцелярского отчета.
Еще одно важное общее требование к оформлению работы – правильность оформления аксессуаров, сопровождающих текст: табличных и графических форм, сносок, списка литературы, приложений.
Включение табличных и графических форм выражения данных следует выполнять, придерживаясь следующих обязательных правил:
– Все виды иллюстраций, включая картинки, графики и диаграммы, схемы обозначаются в тексте как рисунки; возможно сокращение «Рис». Рисунок по общему правилу должен иметь номер и название, которые помещаются под рисунком. Графическая форма должна сопровождаться всеми данными, необходимыми для того, чтобы уже по ним, не обращаясь к тексту, стало понятно ее содержание. Данные помещаются под (или над) осями абсцисс и ординат, единицы измерений – на самих осях, обозначения свойств линий или столбцов диаграммы, линии графика – в легенде рисунка, помещаемом на пространстве свободном от самого графика. Если этих данных недостаточно, следует дать пояснения в тексте работы.
– Таблицы также должны нумероваться и иметь названия, помещаемые над таблицей. Часто возникает необходимость в названии указать на вид числовых данных, приводимых в таблице («В процентах к общему числу ответивших», «В баллах по тесту Айзенка»), а если приводятся данные в разных единицах измерения, обязательно указать это в названии каждого столбца таблицы.
– Иллюстрации, таблицы и текст должны быть связанными, но в тексте не следует повторять (только объяснять) содержание графических и табличных форм, сделав в соответствующем месте указание на их номер («Как показано в таблице 1…рисунке 3.2.» «(см. табл.1… рис. 3.2)», «Из данных таблицы 1 следует…»).
Важно и соблюдение правил оформления ссылок, библиографического списка. Общие требования к оформлению различных видов публикаций, включая оформление списка литературы, составление библиографического списка и т.д., содержатся в нашей стране в государственных стандартах. В других странах в области психологии и педагогики требования к оформлению публикаций чаще всего берут на себя профессиональные объединения – ассоциации, общества и др.
Ссылка– запись в документе, указывающая на другую часть этого документа или на другой документ, библиографическая ссылка — краткая библиографическая запись источника цитаты или заимствования из издания или произведения, необходимое для их идентификации и поиска. Библиографические ссылки могут быть: внутритекстовыми, включенными в основной текст; подстрочными, размещенными под основным текстом на той же странице; затекстовыми, размещенными за основным текстом. Несколько иной смысл имеет этот термин в интернет-среде, где развита целая культура ссылок, понимаемых как переходы внутри документа, или взаимопереходы с одних сайтов, страниц на другие, что требует особых классификационных и видовых подходов: существуют просто ссылки и гиперссылки (анкорные – имеющие «якорь» в виде поискового запроса, или безанкорные – прямые отсылки к другому документу, сайту, странице в интернете); графические ссылки-изображения; внутренние (переходы внутри сайта), внешние (исходящие ведут на другие сайты, входящие – на данный сайт с других) и т.п.
В большинстве публикаций используются затекстовые ссылки, которые могут оформляться в разных вариантах. Наиболее распространен вариант, когда ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке указывают порядковый номер по перечню списка литературы и страницы, на которых помещен объект ссылки, разделяя сведения запятой. Например, фрагмент текста выглядит так (отсылка): «Личность, проявляя субъектные характеристики в таких областях, как «жизненный путь, интеракция с обществом, становление личности индивидуальностью» [1.С 439-440], является субъектом собственной жизни, и, обнаруживаясь в интеракциях с обществом как субъект трудовой деятельности, обладает особыми свойствами, что обеспечивается особым типом мышления – профессиональным». В списке литературы (объект ссылки): 1.Абульханова-Славская К.А. Состояние современной психологии: субъектная парадигма [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская // Предмет и метод психологии: Антология. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – С. 428-450. Фрагмент текста (отсылка): «М. Форрестер, в психосемиотической концепции имиджа выделяет в нем два взаимосвязанных компонента, из которых «один связан с природой действия образа … а второй – с рассмотрением имиджей в связи с их созданием и отбором» [8, p. 9]. Объектвспискелитературы: 8.Forrester M. Psychology of the Image. – London: Routledge, 2000. – 208 p.
Используются и другие варианты: с отсутствием нумерации, когда в отсылке указывают сведения, позволяющие идентифицировать объект ссылки. Если ссылку приводят на документ, созданный одним, двумя или тремя авторами, в отсылке указывают фамилии авторов, если на документ, созданный четырьмя и более авторами, а также, если авторы не указаны, — в отсылке указывают название документа, при необходимости сведения дополняют указанием года. Например, в тексте: «Г.Ю. Айзенк, проанализировав подходы к толкованию сновидений З. Фрейда, С. Холла, приходит к вердикту: «не доказано», и советует: «Выполняя соответствующие эксперименты, необходимо быть осторожными, использовать контрольные группы и другие способы повышения достоверности полученных результатов» [Айзенк 2003, с. 461]». Объект в списке литературы: Айзенк Г.Ю. Психология: польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел / Г.Ю. Айзенк; Пер. В.В. Гуриновича. – Мн.: Харвест, 2003. – 912 с.
Библиографический список (список использованной литературы) оформляется после основного текста. Обязательно должны быть включены в список использованной литературы те работы, текст которых цитируется, но не рекомендуется включать те, на которые в тексте исследования нет ссылок. Если в тексте исследования цитируется не специальная литература (газетные и журнальные тексты, справочники, брошюры и т.п.), то ссылки на нее можно оформлять в тексте, включив описание в скобки, например: («Комсомольская правда» 21.01.2009).
Стандарт ГОСТ 7.1-2003, дата введения 2004–07–01, устанавливает общие требования и правила составления библиографического описания документа, его части или группы документов: набор областей и элементов библиографического описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение предписанной пунктуации и сокращений. Стандарт распространяется на описание документов, которое составляется библиотеками, органами научно-технической информации,центрами государственной библиографии, издателями, другими библиографирующими учреждениями. Стандарт не распространяется на библиографические ссылки.
Точное количество названий работ, включенных в список цитированной литературы не регулируется никакими нормами, хотя в практике сложились некоторые «нижние пределы» числа использованных работ для того или иного вида исследовательской работы: курсовая работа – от 25-50; дипломная работа – 50-80; магистерская диссертация – 100; кандидатская диссертация – 120-180; докторская диссертация – 320-360 (и более).
Правила оформления библиографических ссылок регулируются ГОСТ Р 7.0.5-2008, дата введения которого – 2009–01–0. Стандарт устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей.
Источник