Тест по педагогике с ответами
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Вопрос 1. Функции педагогической науки:
- Теоретическая, технологическая
- Контрольная, оценочная
- Практическая, нормативная
- Дидактическая; воспитательная
- Развивающая, социализирующая
Вопрос 2. Предмет педагогики:
- Образование как реальный педагогический процесс
- Воспитание и образование личности, рассматриваемые как социальное явление, педагогическая система, процесс, деятельность
- Педагогическая деятельность, направленная на передачу культуры и опыта
- Реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений
- Сущность детской личности, её формирование
Вопрос 3. Первые педагогические мысли встречаются в трудах:
- Коперник, Ньютон
- Галилей, Дж. Бруно
- Сократ, Платон, Аристотель
- Леонардо да Винчи
- Ф. Бекон
Вопрос 4. Воспитание — это
- Процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника
- Управление процессом развития и социализации личности
- Процесс влияния на подрастающее поколение с целью передачи им культуры и опыта
- Деятельность человека, направленная на саморазвитие
- Совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду
Вопрос 5. Понятие «Педагогика» означает:
- Учение об искусстве воспитания человека
- Научная отрасль, изучающая формирование и развитие человеческой личности
- Наука о воспитании и образовании личности
- Наука об обучении человека
- Наука о личности
Вопрос 6. Развитие педагогики как науки определило:
- Прогресс науки и техники
- Забота родителей о счастье детей
- Биологический закон сохранения рода
- Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду
- Повышение роли воспитания в общественной жизни
Вопрос 7. Науки, входящие в систему педагогических:
- Дидактика, психология, история, философия, школоведение
- Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов
- Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, социология, культурология
- Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология
- История педагогики, педагогика высшей школы, теория воспитания, школьная гигиена
Вопрос 8. Факторы, оказывающие влияние на развитие личности:
- Наследственность, среда, воспитание
- Наследственность, обучение
- Цвет кожи
- Среда, обучение
- Наследственность, воспитание
Вопрос 9. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие личности:
- Среда
- Искусство
- Деятельность
- Наследственность
- Школа
Вопрос 10. Движущие силы развития личности — это:
- Деятельность (активная)
- Противоречия (внешние и внутренние)
- Самосознание, саморазвитие
- Учение, труд, общение
- Потребности, склонности, интересы
Вопрос 11. Впереди развития (по Выготскому Л.С.) идут процессы:
- Воспитание и игра
- Обучение и самообразование
- Воспитание и обучение
- Деятельность и общение
- Активность и сознательность
Вопрос 12. Дополнительный фактор личностного развития:
- Общение / взаимодействие
- Деятельность / активность
- Учеба / труд
- Игра / досуг
- Саморазвитие / самовоспитание
Вопрос 13. Стадии социализации:
- Начальная, основная, завершающая
- Детство, отрочество, юность
- Дотрудовая, трудовая, послетрудовая
- Дошкольная, школьная, юношеская
- Молодость, зрелость, старость
Вопрос 14. Основные группы факторов социализации:
- Семья, ближайшее окружение
- Общество, государство, этнос
- Макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы социальной среды
- Наследственность, среда, воспитание, деятельность
- Тип поселения, культуры
Вопрос 15. Социализация человека включает:
- Персонализацию, адаптацию
- Адаптацию, интеграцию, самореализацию, индивидуализацию
- Адаптацию, интеграцию, самореализацию
- Адаптацию, персонализацию, интеграцию
- Интеграцию, дифференциацию, индивидуализацию
Вопрос 16. Формирование личности означает:
- Количественные изменения, происходящие в организме человека
- Качественные изменения, происходящие в организме человека
- Целенаправленное становление человека как социальной личности
- Вхождение человека в социальную среду
- Влияние на взгляды и мысли воспитанника
Вопрос 17. Личность — это:
- Живое существо обладающее даром мышления и речи
- Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость
- Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию
- Человек, как неповторимый представитель рода, с его психофизиологическими свойствами
- Специфика характера, темперамента, интеллекта, потребностей, способностей
Вопрос 18. «Развитие» — это:
- Накопление количественных изменений в организме человека
- Уничтожение старого и возникновение нового
- Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности
- Процесс количественных и качественных изменений в важнейших сферах личности, осуществляющийся под влиянием внешних и внутренних факторов
- Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств
Вопрос 19. Под методологией понимают:
- Общие принципы и категориальный строй науки
Вопрос 20. Учение о принципах построения, формах и методах научного познания — это:
- Методология
- Идеология
- Аксиология
- Философия
- Акмеология
Вопрос 21. Метод научно-педагогического исследования – это:
- Выполнение умственных или письменных действий с целью углубления знаний
- Словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений материала
- Способ изучения педагогических явлений
- Восприятие исследуемого объекта в точно учитываемых условиях
- Диалог между исследователем и респондентом с целью сбора каких-либо сведений
Вопрос 22. Межличностные отношения в коллективе можно изучить:
- Тестированием
- Наблюдением
- Социометрией
- Сочинением
- Беседой с родителями
Вопрос 23. В результате педагогических исследований устанавливается:
- Правила
- Закономерности
- Нормы
- Принципы
- Методы
Вопрос 24. Движущими силами педагогического процесса являются:
- Противоречия развивающейся личности
- Отношения между субъектами
- Закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
- Взаимодействия между субъектами
- Принципы, которыми следует руководствоваться
Вопрос 25. Для педагогического процесса характерны:
- Противоречия функционирования процесса
- Противоречия осуществления реального процесса
- Противоречия планирования процесса
- Противоречия взаимодействующих субъектов
- Внешние и внутренние противоречия
Вопрос 26. Теория целостного педагогического процесса в Казахстане разработана:
- Ю.К. Бабанским
- М. Скаткиным
- Г. Щукиной
- Д.Н. Хмель
- К. Жарыкбаевым
Вопрос 27. Стержнем целостного педагогического процесса, по мнению Хмель Н.Д., является:
- Содержание ЦПП
- Формы организации ЦПП
- Компоненты ЦПП
- Закономерности ЦПП
- Цель ЦПП
Вопрос 28. Единицей, «клеточкой» целостного педагогического процесса, по мнению Хмель Н.Д., является:
- Педагогическое явление
- Педагогическая цель
- Педагогическая ситуация
- Педагогическая система
- Педагогическое воздействие
Вопрос 29. Содержанием целостного педагогического процесса является:
Источник
Педагогические ситуации и их решения.
Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к вожатому.
Мои действия: Провожу беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объясняю, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предлагаю сыграть по очереди.
Ситуация 2. Никита, 7 лет. Стеснительный мальчик, очень замкнут, медлителен. В лагере он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми.
Мои действия: Оказалось, что мальчик с раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. Чтобы повысить самооценку ребенка, стала предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили сверстники. Дала этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, тем самым повысив его авторитет в группе
Ситуация 3. Максим 8 лет. Мальчик играл в лагере в игрушки, и потом оказалось, что пропала одна машинка.
Мои действия: Предварительно, поговорив с мамой мальчика, чтобы та побеседовала с сыном, что нехорошо брать чужие вещи и убедила его вернуть игрушку.
Ситуация 4. Катя 7 лет и Борис 8 лет. Дети постоянно конфликтовали по поводу места за столом.
Мои действия: Предложила Борису, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказала, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Ситуация 5. Олег и Вика 8 лет. Дети играли в «Догонялки», во время бега постоянно сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.
Мои действия: Останавливаю игру, успокаиваю детей. Объясняю, что если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Объясняю правила, обговариваю с детьми правила безопасности.
Ситуация 6. Денис 8 лет. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
Мои действия:Даю ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, только тогда ты ему подсказываешь, тихонько, чтобы больше никто не слышал».
Ситуация 7. После спортивных состязаний дети из проигравшей команды остро реагировали на поражение, возмущались.
Мои действия: Объясняю детям, что проигрыш — это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть, объясняю, что следует делать, чтобы выиграть.
Ситуация 8. Данила 8 лет. Мальчик часто показывает демонстративное поведение, чем мешает вожатому.
Мои действия: Наедине говорю ребенку свои чувства, которые я испытываю, когда сталкиваюсь с такими формами поведения. Затем пытаюсь узнать, чего он хотел добиться таким поведением. Оказывается, мальчик считает, что я не обращаю на него внимания. Предлагаю ему в следующий раз, в подобных ситуациях, просто подходить ко мне и говорить об этом. Так же предлагаю ему важную должность помощника вожатого.
Ситуация 9. Рома 8 лет. Отказывается мыть руки перед едой.
Мои действия: Провожу разговор о вреде микробов и важности личной гигиены. Затем предлагаю мальчику следить, чтобы все дети мыли руки перед едой.
Ситуация 10. Ксюша 8 лет. Девочка подошла с жалобой, что её подружки Катя и Лиза с ней не играют.
Мои действия: Интересуюсь у девочек, почему они не играют с Ксюшей. Оказывается, что девочка хочет играть по своим правилам. Предлагаю девочкам сначала поиграть по правилам Кати и Лизы, а потом по правилам Ксюши. Объясняю, что в дружбе важно прислушиваться к мнению других.
Заключение
Прохождение психолого-педагогической практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.
В это время будущий педагог применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.
Основными задачами в этот момент являются:
· ознакомление со спецификой работы учреждения образования;
· получение практического опыта работы;
· улучшение качества профессиональной подготовки.
Практика помогла мне научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы педагога. Я поняла, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной в университете.
Выводы
Педагогическая практика в летнем лагере, безусловно, помогла формированию моих профессиональных компетенций.
Психолого-педагогическая практика доставляет большое удовлетворение, прежде всего от ощущения реальной эффективности помощи детям.
На успешность моей работы с детьми положительное влияние оказала, прежде всего, способность находить простой человеческий контакт. А всё, что для этого необходимо – такт и стремление к взаимопониманию.
Дополнительная литература:
1.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. М. Просвещение, 2002. 239 с.
2. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик. Минск: Красико-Принт, 2009. 176 с.
3.Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б., М. Астрель ВКТ АСТ, 2008.
4.Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
5.Учимся дома: дистанционное обучение / авт.-сост. В.Н. Пунчик, С.В. Вабищевич, М.В. Короткевич. Минск: Красико-Принт, 2010. 176 с.
Источник
Сборник педагогических ситуаций и способов их решения
Учащийся имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.
Оценка: в данной ситуации поведение ученика является эгоистичным, он использует свои интеллектуальные способности не во благо, а во вред окружающих, тем самым обижая других детей.
Прогнозирование: в дальнейшем, без вмешательства со стороны педагогов, ученик продолжит мешать своим одноклассникам не только на мероприятиях, но и на уроке, ведь ему никто так и не сделал замечания.
Решение: учитель должен для начала поговорить в учеником о том, что нужно и другим дать возможность показать себя, объяснить, что многим неприятно, когда их перебивают и мешают исполнить свою роль. Поинтересоваться у обучающегося: «Как бы он себя чувствовал, если бы его перебивали? Понравилось ли ему это?». Аккуратно похвалить ученика за то, что он все так быстро запомнил, и предложить помогать другим ученикам в запоминании текстов.
Ситуация №2. О самоконтроле.
Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации (администрации колледжа) уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Оценка: в данной ситуации нельзя точно быть уверенным в том, что ученик непослушный или поступает так назло старшим, возможно, у него проблемы с самоконтролем и ему необходима помощь специалиста.
Прогнозирование: в дальнейшем, без должного вмешательства со стороны педагога, ученик продолжит нарушать дисциплину не только в школе, а и за ее пределами. Обычное нарушение может перерасти в нечто большее(к примеру, уличную драку или грабеж) и тогда у обучающегося будут проблемы не только с администрацией школы, но и с представителями закона.
Решение: для начала следует поговорить с учеником о причинах его поведения, возможно, его задевают другие обучающиеся, а возможно, это отражение конфликтов в семье. Затем необходимо поговорить с родителями, задать им вопросы о поведении ребенка вне школы(дома, на улице, в гостях), возможно, у них будут предположения о причинах систематических нарушениях дисциплины. Так же нужно будет прибегнуть к помощи специалистов.
Ситуация №3: Спортсмен или художник?
С раннего детства учащийся проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Педагог предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В образовательном учреждении учащийся имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание общаться с ним, то учащийся не идет на контакт. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».
Оценка: в данной ситуации родители ученика мыслят субъективно, опираясь лишь на свои желания, не прислушиваясь ни к мнению учителя, ни к желаниям своего ребенка.
Прогнозирование: если родители все же отдадут ребенка в спортивную секцию, то это станет не самым лучшим решением. Во-первых, это пойдет в разрез с увлечениями и желаниями ученика. Во-вторых, учитывая то, что обучающийся итак не имеет друзей и не идет ни с кем на контакт, то, находясь в спортивной секции, он тем более не завяжет ни с кем общение, ведь его с другими участниками не будет связывать общий интерес.
Решение: для начала учителю необходимо поговорить с ребенком о том, чего он хочет. Затем провести беседу с родителями, продемонстрировав им работы ребенка, указав на наличие у него таланта, который необходимо развивать. Так же следует указать на то, что ребенок по своей сути и так закрытый, а занятие нелюбимым делом не окажет позитивного влияния на развитие его коммуникативных навыков, однако занятие любимым делом благотворно скажется на ребенке, беря в учет то, что в художественной школе его будут окружать люди с схожим увлечением.
Ситуация № 4. Внеклассная работа.
Войдя в переполненный троллейбус, педагог видит: один из её учащихся сидит, делая вид, что дремлет, а рядом с ним стоит бабушка. Каковы действия педагога?
Оценка: в данной ситуации складывается первоначальное впечатление об учащимся, который не обладает уважительным отношением к старшим людям.
Прогнозирование: в дальнейшем, без должного вмешательства со стороны педагога простое неуважение к старшим, будь то разовым случаем или систематической деятельностью, может перерасти в грубость, которая будет сопровождаться не лестными комментариями в сторону окружающих людей.
Решение: для начала педагогу необходимо поговорить с учеником о причинах его неуважения, возможно, ребенку в это время нездоровилось и ему сложно было стоять. Затем провести беседу с родителями, выяснить их мнение о сложившейся ситуации. Так же следует провести мероприятия, нацеленные на воспитание уважительного отношения к старшим.
Ситуация № 5. Активист.
Педагог испробовал все способы затушить «искру любопытства» у одного любознательного мальчика: и родителей вызывал, и к директору водил, — а он знай себе на каждом занятии сидит с поднятой рукой и норовит такие вопросы задать, ответов на которые нет в школьных учебниках, и которые учителя ставят в тупик.
Оценка: в данной ситуации ребенок проявляет излишнюю любопытность не просто так, возможно его заинтересовала определенная тема, которая не освещается учебной программой, учитель же в силу своей занятости либо же неопытности не имеет понятия, как удовлетворить любопытность обучающегося.
Прогнозирование: в дальнейшем без вмешательства со стороны педагога, ученик может воспользоваться сомнительными источниками информации, которые предоставят ему неверную информацию. Так же обучающийся может «остыть» к жажде знаний из-за того, что не найдется желающих удовлетворить его любопытство, это приведет к тому, что ребенка пропадет мотивация.
Решение: для начала необходимо поговорить с учеником, узнать, какие вопросы его интересуют, затем определить, возможно ли адаптировать несколько внеурочных мероприятий под рассмотрение темы. Так же стоит провести беседу с родителями, порекомендовать приобрести обучающемуся энциклопедии, книги, журналы, в которых рассматривается интересующая его тема.
Источник
Педагогические ситуации тест с ответами
1. Выберите один из предложенных вариантов ответа или укажите свой. Ответ обоснуйте
Учительница перехватила записку с карикатурой на себя и подписью-комментарием
Как поступить ей в этой ситуации:
а) демонстративно порвать записку и выбросить;
б) показать записку класса и выразить свое недовольство;
в) показать записку классовые и попросить учеников высказать свое отношение к ней;
г) похвалить автора за художественное мастерство, но посочувствовать его низким успехам в учебе;
г) основное — выяснить, кто автор записки, а уже»управа»на него найдется;
д) задуматься: а нет в собственной внешности и поведении чего-то карикатурного, что провоцирует такие записки;
е) отнестись к этому с чувством юмора:»Прекрасно!. Но нос у меня не такой, а длиннее, уши — большие и вообще»;
есть) ваш вариант ответа?
Может юмор помочь педагогу в сложной ситуации?
2. Выберите один из предложенных вариантов ответа или укажите свой. Ответ обоснуйте
В классе пожилая учительница -«старая дева»Приветствуя ее с праздником, ученик специально желает ей счастья в личной жизни
Как педагогу реагировать на эту бестактность учащегося
а) сдержанно поблагодарить и продолжить урок;
б) ответить с улыбкой:»Ну что же, помогайте, ведь вы — мое личное счастье!»;
в) скромно ответить:»Это пожелание для меня не актуально. Я и так счастлива»;
г) строго спросить:»Сергей, ты о чем?. Ты думаешь, что говоришь?»;
г) иронично спросить:»Это все пожелания из твоего арсенала приветствий?»;
д) ваш вариант ответа?
3. Выберите один из предложенных вариантов ответа или укажите свой. Ответ обоснуйте
Учитель обнаружил, что ученик коллекционирует его словесные»перлы»Как быть:
а) строго сказать:»Ну, летописец, вставай, идем к директору!»;
б) если это делается в специальном блокноте, забрать его и вызвать родителей;
в) весело спросить:»Когда будешь заканчивать школу, оставишь мне копию на память?»;
г) сделать вид, что ничего не заметил, но в дальнейшем внимательно следить за своей речью;
г) время от времени нарочно говорить глупости, постоянно спрашивая:»Петренко, ты успел записать?»;
д) для начала спросить:»Зачем ты это делаешь?»;
е) строго сказать:»Тебе что, нечем заняться на уроке?. Иди к доске отвечать»;
есть) сделать вид, что ничего не заметил, но позже»поймать»ученика на незнании, демонстративно наказав его негативной оценкой;
же) ваш вариант ответа?
Тесты и методики для самопознания
1 тест»ли коммуникабельны вы?». Инструкция. На каждый из 16 вопросов ответьте»да»,»иногда»или»нет»
. Текст опросника
1. Вам назначен обычную деловую встречу ли выбивает вас из колеи ее ожидание?
2 разве. Не откладываете вы визит к врачу до тех пор, пока невозможно терпеть боль?
3. Есть вызывает у вас смущение и неловкость поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на собрании, совещании или другом мероприятии?
4. Вам предлагают поехать в командировку в город, в котором вы никогда не были ли приложите вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки?
5. Или любите вы делиться своими переживаниями с кем-нибудь?
6. Сие ли раздражает, когда незнакомый человек на улице обращается к вам с просьбой (показать дорогу, сказать, который час, и т.д.)?
7. Разве верите, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Или посоромитеся вы напомнить знакомому, что он забыл отдать вам деньги, которые одолжил месяц назад?
9. В ресторане или столовой вам подали некачественную блюдо — или промолчите вы, только рассерженных отодвинув тарелку?
10. Оставшись наедине с человеком, вы не вступите с ним в разговор и чувствовать неудобство, если она заговорит первой?
11. На вас наводит ужас длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Вы скорее откажетесь от своего намерения, чем станете в хвост очереди?
12. Не боитесь ли вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. В вас есть собственные индивидуальные критерии оценки литературных героев, произведений искусства, культуры, и никаких»чужих»мнений по этому вы не принимаете ли это?
14. Услышав где-то в кулуарах ложные высказывания из хорошо известного вам вопрос, промолчите вы не станете спорить?
15 или вызывает у вас неприятности чью-то просьбу помочь разобраться в служебном вопросе или учебной теме?
16. Вам легче выразить свои взгляды в письменной или устной форме?
. Обработка результатов. За каждый ответ»да»зачислит себе 2 балла,»иногда»- 1 балл,»нет»- 0 баллов. Результаты сравните с ключом;
-. ЗО-32 балла. Вы некоммуникабельны, и это ваша беда, поскольку от нее больше страдаете вы сами. Вашим близким тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, требует групповых усилий. Попробуйте бу ути более коммуникабельным, контролируйте себяебе;
— 25-29 баллов. Вы заперты, малоразговорчивы, предпочитаете одиночества, и поэтому у вас мало друзей. Мысли о том, чтобы сменить работу, или необходимость новых контактов заставляют вас паниковать и надолго выводят пять из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако вы не можете изменить эти особенности характера, хотя встречаются минуты, когда вы бываете коммуникабельными. П отрибно только захотетьтіти;
— 19-24 балла. Вы достаточно коммуникабельны и в новой ситуации чувствуете достаточно уверенно. Новые проблемы вас не пугают. Однако с новыми людьми вы сходитесь осторожно, в спорах и дискуссиях участвует во неохотно. В ваших высказываниях иногда слишком много сарказма, без причины на то. Эти недостатки можно исправитьавити.
-14-18 баллов. Ваша коммуникабельность в норме. Вы с удовольствием слушаете интересного собеседника; достаточно ^ терпеливы в общении с другими; отстаиваете свои взгляды без вспыльчивости. Без неприятных переживания. Иванъ идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные поступки и многословие вызывают у вас раздражениення;
— 9-13 баллов. Вы достаточно коммуникабельны (порой даже слишком). Любите высказываться по разным поводам, вызывая раздражение в окружение. Легко знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре вни аги; никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Иногда взрываетесь гневом, но быстро успокаиваетесь. Вам не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными п роблема, хотя при желании вы можете заставить себя не отступатьупати;
— 4-8 баллов. О вас говорят -«искренняя, откровенная душа»Коммуникабельность бьет вас ключом; вы всегда в курсе всех дел. Любите участвовать в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас»мигрень нь»и»хандру»С легкостью берете слово по любому поводу, даже если имеете о предмете разговора поверхностное представление. Всюду чувствуете»в своей тарелке»Беретесь за любое дело, хотя не всегда м ожет успешно довести его до завершения. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой осторожностью и сомнениями. Подумайте над этимкою обережністю і сумнівами.. Поміркуйте над цим;
— менее 3 баллов. Ваша коммуникабельность имеет болезненный характер. Вы разговорчивы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые вас не касаются. Беретесь дискутировать по проблемам, в которых совершенно не компетентны и часто становится причиной различных конфликтов в вашем окружении. Вы вспыльчивы, часто обижаетесь и бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям и на работе, и дома трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! на ньому.
2. Тест»Насколько вы общительный человек?»
. Инструкция. В случае положительного ответа ставьте знак»», отрицательной — знак»-«После того как ответите на все вопросы, сверьте совпадения знаков ваших ответов. С дешифратором и определите коэффициент товариськос стиіцієнт товариськості К по формуле:
где. С — количество совпадений; п
20 (количество вопросов в опроснике)
. Текст опросника
1. Есть много у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2 разве надолго обижаетесь друзей?
3. Есть у вас стремление к налаживанию новых контактов с различными людьми?
4 а приятнее вам проводить время за книгами или другими занятиями, чем с людьми?
5. Или легко вам налаживать контакты с людьми, которые старше вас?
6. Сие ли трудно вам в новой среде?
7. Разве легко вам общаться с незнакомыми людьми?
8. Разве трудно вам осваиваться в новом коллективе?
9. Или хотите вы при благоприятных условиях познакомиться и пообщаться с новым человеком?
10. Не раздражают вас люди, которые окружают, и хочется вам побыть одному?
11. Неужели нравится вам постоянно находиться среди людей?
12. Не чувствуете ли вы трудности, неловкость, когда приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Разве любите ли вы участвовать в коллективных мероприятиях?
14 или правда, что вы чувствуете неуверенно среди малознакомых людей?
15 или считаете, что вам легко будет внести оживление в малознакомой для вас обстановке?
16. Не хотите ли вы ограничить круг своих знакомых?
17 еще ли чувствуете непринужденно в незнакомом коллективе?
18 или правда, что вы недостаточно уверены и спокойны, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19 есть правда, что у вас много друзей?
20. Но часто вы смущаетесь во время общения с малознакомыми людьми?
. Обработка результатов. Дешифратор: вопрос № 1, 3, 5, 7,9,11,13,15,17,19 имеют знак»», другие -«-«
-. К =. ОД-0, 45,. У вас низкий уровень общения;
-. К — 0,46-0,55 уровень общения ниже среднего;
0,56-0,65. Средний уровень общения;
-. К — 0,66-0,75. Высокий уровень общения;
-. К — 0,76-1,00. Достаточно высокий уровень общения
3. Тест»Диагностика уровня конфликтности личности»
. Инструкция. На каждый из вопросов выберите и обведите кружком в бланке один из трех предложенных вариантов ответов
. Текст опросника
1. Есть характерно для вас стремление доминировать:
2. В вашем коллективе есть люди, которые вас побаиваются, а возможно, ненавидят:
б) затрудняюсь ответить;
3. Кто вы в большей степени:
4. Как часто вам приходится выступать с критическими замечаниями:
5. Какие приоритеты вы выберете, если возглавите новый коллектив:
а) разработаю программу работы коллектива на год и убедить коллектив в ее целесообразности;
б) выучу, кто есть кто, и налажу контакты с лидерами;
в) чаще советоваться с людьми?
6. В каком состоянии вы находитесь в случае неудачи:
б) плохое настроение;
в) обида на себя?
7. Разве характерно для вас стремление отстаивать традиции вашего коллектива и придерживаться их:
8. Вы принадлежите к людям, которые готовы услышать горькую правду о себе:
9. Какие качества вы пытаетесь искоренить в себе:
в) нетерпимость к критике в свой адрес?
10. Кто вы в большей степени:
в) генератор идей?
11. Каким человеком считают вас друзья:
12. С чем вам чаще всего приходилось бороться:
13. Что для вас наиболее характерно:
а) недооценка своих способностей;
б) объективная оценка своих способностей;
в) переоценка собственных способностей?
14. Что чаще всего толкает вас на межличностный конфликт:
а) чрезмерная инициативность;
б) чрезмерная критичность; ‘
в) чрезмерная прямолинейность? . Обработка результатов. Подсчитайте количество
Источник
Тест «Педагогические ситуации» на определение педагогической коммуникативной компетентности
Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:
«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
1. «Вот тебе и на!»
2. «А что тебе смешно?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Люблю веселых людей».
6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?
1. «Не хочешь — заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
Ситуация 6
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
6. «Я думаю, что ты не прав».
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.
Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
Порядковый номер педагогической ситуации | Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах |
— | — |
— | —. |
— | — |
— | — |
— | — |
— | — |
— | — |
— | — |
— | — |
— | — |
— | . — |
— | |
— | — |
Примечание.Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Источник