План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к ОГЭ. Изложение"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Быкова «Память народа о Великой Отечественной войне».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vov.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение написанию сжатого изложения.
Тип урока: урок развития речи.
1. Продолжить подготовку обучающихся к ОГЭ по русскому языку — сжатому изложению.
2. Актуализировать знания учащихся о типах текста.
3. Обобщить знания учащихся о способах сжатия текста.
4. Формировать общеучебные навыки работы с текстом.
5. Развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
1) адекватно воспринять прослушанный текст, понять его содержание;
2) выделить главную и второстепенную информацию, ключевые слова, микротемы, определить тему текста, уметь сократить текст, используя приёмы компрессии.
I. Предварительная работа.
1. Организационный момент.
2. Просмотр презентации.
1.Что такое сжатое изложение?
2. Что нужно сделать с прослушанным текстом, чтобы получилось сжатое изложение?
3. Назовите три способа сжатия (компрессии) текста.
4. Слово учителя. Рекомендации обучающимся.
Предложенный для сжатого изложения на ОГЭ текст будет звучать в аудиозаписи два раза. Ваше слушание должно быть целенаправленно. Оно предполагает два вида восприятия текста:
— первое — глобальное, то есть восприятие в целом, когда важно понять, о чём идёт речь, какова основная мысль, что главное в позиции автора;
— второе слушание — детальное, нацеленное на осознание основных смысловых блоков (микротем) текста с наименьшим набором деталей.
При первом слушании вы следите за содержанием текста и определяете тему (о чём?); стремитесь проникнуть в его суть, то есть понять основную мысль текста; определяете ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение); отмечаете логическую связь микротем и запоминаете их последовательность. Я прошу вас не делать никаких записей: они будут отвлекать вас от глобального восприятия. При первом прослушивании важно восприятие текста в целом. После прослушивания я вам дам время на запись того, что вы запомнили. Делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, стремитесь не только составить план, но и записать те слова, словосочетания, на которые обратили внимание.
При втором слушании вы уточняете, правильно ли запомнили последовательность изложения, обращаете внимание на факты; отмечаете временные, причинно-следственные связи, выпавшие из внимания при первом слушании.
Слушая текст второй раз, вы записываете ключевые слова, причём записывайте их посредине листа, чтобы потом к ним дописать остальные слова.
II. Работа c аудиозаписью.
1. Первое прослушивание.
2. Осмысливание прослушанного текста. Анализ текста (письменно). Выполнение заданий, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
— Чему посвящён текст В. Быкова? (Памяти о Великой Отечественной войне).
2. Основная мысль.
— Для чего написан текст? Что хотел автор сказать слушателям?
— Память о Великой Отечественной войне жива, но ослабевает со временем.
— Нельзя допустить, чтобы забылся горький опыт войны.
— Нужно продолжать создавать произведения искусства о войне.
3. Тип речи: рассуждение.
4. План (по количеству микротем).
I. Память о войне жива, потому что она была всенародная и досталась нам очень дорогой ценой.
II. Память ослабевает, но нельзя допустить, чтобы горький опыт войны забылся.
III. Сохранение памяти через произведения искусства.
3. Второе прослушивание. Одновременная запись основных тезисов.
III. Работа над изложением.
IV. Домашнее задание: Дописать изложение.
Всё дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива в сердцах людей. В самом деле, как можно забыть подвиг людей, их жертвы, принесённые во имя победы над фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого нельзя сравнить ни с какими другими годами нашей истории. Характер Великой Отечественной войны был всенародный. С захватчиками боролись все, от мала до велика. Победа в этой войне досталась людям очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает. Из неё по крупицам уходит сначала второстепенное, а затем и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать о войне. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа , то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне создано много замечательных произведений. И в этом нет ничего преднамеренного. Есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны и её участникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме»Подготовка к написанию сжатого изложения»
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста.
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами .
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Методическая разработка урока по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления».
Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях «мораль», «нравственность», «доброта», «агрессивность», «эгоизм», развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение.
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: «Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос («Несклоняемые имена существительные»»)
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл.
План – конспект вводного урока английского языка 2 классы
План – конспект урока английского языка 2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы.
Бинарный урок русского языка и психологии по теме «Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему» по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс
Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно".
Источник
Вопросы для изложения о войне
Текст, начинающийся словами «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
Источник
Война- жестокая школа для детей
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время. (89 слов)
Вариант 2
Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а оружие. Не обладая жизненным опытом, дети не понимали истинной ценности простых вещей.
Война заставила их быстро повзрослеть: плакали они не от горя, а от ненависти. Те, кто остался в живых, вернулись с полей сражений, сумев сохранить в себе чистую душу, став непримиримее к злу, добрее к добру.
Память о войне должна жить: ведь главные участники истории — это Люди и Время. Ни то, ни другое забывать нельзя! (89 слов)
Вариант 3
Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них были пулеметные ленты и снаряды. У ребят за плечами не было жизненного опыта и понимания истинной ценности самых простых вещей.
Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года, радоваться тому, мимо чего проходили раньше равнодушно, и плакать не от горя, а от ненависти. Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.
Война стала историей, но она живет в человеческой памяти, так как живы еще и люди, и время. Так и должно быть! (111 слов)
Тренинг на сайте
Изложение 12
Выбор жизненного пути
Вариант 1
Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует. Окончательный выбор всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений мы всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга, профессию, круг интересов.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (87 слов)
Вариант 2
Совершенного рецепта, как выбрать верный путь в жизни, нет. Нужно помнить, что окончательный выбор всегда остается за человеком.
И его мы делаем еще в раннем детстве, но, по мнению ученых, самый ответственный период – это подростковый. Именно тогда выбирается самое главное: ближайший друг, круг интересов, профессия.
Такой выбор — дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Что-то, конечно, удастся изменить, но не все. Успех приходит к тем, кто знает, чего хочет, решительно делает выбор, упорно достигает намеченных целей. (86 слов)
Изложение 13
О дружбе
Вариант 1
Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают. Но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.
У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (86 слов)
Вариант 2
В человеческом обществе есть ценности, которые изменяются, пропадают, становясь пылью времени, и вечные ценности, сохраняющиеся в веках. К ним, несомненно, относится дружба.
Слово это произносится нами очень часто, но мало кто может четко ответить, что такое дружба. Взаимоотношения, основанные на полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь – это и есть дружба.
На настоящую дружбу не влияют время и расстояние. Настоящие друзья могу редко встречаться, не часто разговаривать, но это не мешает им оставаться близкими людьми. И все потому, что у них одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. (90 слов)
Вариант 3
Есть ценности, которые пропадают, становясь пылью времени. Но есть и такие, которые, как бы ни изменялось общество, имеют большое значение для людей. Среди таких вечных ценностей свое место занимает дружба.
Люди постоянно употребляют это слово, но не всегда могут объяснить его значение. Дружба- это взаимоотношения людей, основанные на доверии друг к другу и готовности прийти на помощь в любое время.
На дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке много лет, но всё равно оставаться близкими друзьями. (86 слов)
Изложение 14
О маме
Вариант 1
Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа, и везде оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим её понимание. В сложных обстоятельствах жизни мы зовём её на помощь и верим, что она всегда поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы поздно понимаем, что недостаточно трепетно относились к своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Благодарные дети – лучший подарок для них.(99 слов)
Вариант 2
Есть слово в языке любого народа, которое звучит с особой нежностью и сопровождает нас всю жизнь. Это слово «мама»…
Оно равнозначно слову «жизнь», потому что в трудные минуты именно она приходит на помощь, делит с нами и горе, и радость.
Художники, композиторы, поэты создали замечательные произведения о матери! К сожалению, слова известного поэта Расула Гамзатова: «Берегите матерей!»- мы часто забываем и поздно осознаем, что забыли сказать много добрых слов своей маме. Чтобы потом не жалеть об этом, нужно дарить ей радость постоянно: ведь благодарные дети – лучший подарок для матери. (89 слово)
Источник
Сжатое изложение. Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое.
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.
Просмотр содержимого документа
«1. Исходный текст. Всё дальше уходит ВОВ в прошлое»
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.
Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем – и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.
Просмотр содержимого документа
«3. Сжатое изложение. Все дальше уходит ВОВ в прошлое»
Всё дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива. Нельзя забыть наш беспримерный подвиг и жертвы, принесённые ради победы над фашизмом.
Военные годы по тяжести пережитого не сравнимы ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает . Всё меньше становится ветеранов. Если в документах и в произведениях искусства не отразить стойкость народа, то прошлое забудется. А этого нельзя допустить!
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает искусство. О жизни и подвиге человека на войне созданы прекрасные произведения. Тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа. Но главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым и погибшим.
Источник
Аудиозапись, микротемы, сжатое изложение “Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое”
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.
Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем – и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.
Микротемы:
- Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя.
- Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться.
- Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами.
https://sdam-rus.ru/wp-content/uploads/2020/10/19.mp3 Сжатое изложение: Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах людей. Нельзя забыть беспримерный подвиг, невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над немецким фашизмом. Но память человека со временем ослабевает. Да и всё меньше становится ветеранов, тех, кто мог бы рассказать о войне. Если в документах и в произведениях искусства не будет отражена стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О человеке на войне снято немало фильмов, созданы произведения литературы. В них боль, не покидающая душу народа. Но самым главным является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. (114 слов)
Вы находитесь на странице, адаптированной для быстрой загрузки
Источник