Берлинский кризис 1961 года и его суть
Берлинский кризис – это одно из центральных событий «холодной войны». Ему не была присуща динамичность, как в случае с Карибским, но достаточно опасные ситуации возникали не один раз. Суть Берлинского кризиса кроется в его беспрецедентной продолжительности — в 5 лет. Это была постоянная конфронтация Востока и Запада, кульминация которой состоялась в августе 1961 года и закончилась строительством Берлинской стены. Но происходила она с разной интенсивностью и более обостренной и напряженной стала после этого события. К тому же в истории Второй Берлинский кризис не имеет четкого окончания.
Основные характеристики политики и экономики послевоенной Германии
25 апреля 1945 года – это дата примирения советских и американских солдат. Состоялось оно у Торгау на Эльбе. После этого весь мир поверил в наступление новой эпохи, в которой будут царить примирение и безопасность. Но антигитлеровская коалиция находилась в постоянной дискуссии касательно Германии еще с 1943 года. После окончания войны ситуация только усугубилась.
США хотели создать либеральный мировой хозяйственный порядок и стать его лидером как сильнейшее в экономическом плане государство. СССР придерживался абсолютно противоположного взгляда на сложившуюся ситуацию. Он хотел, чтобы сферы влияния разделили между собой две сверхдержавы, обеспечив, таким образом, стабильный мир. Разделение Германии, Берлинский кризис – это яркие примеры проявления этого противостояния.
В начале лета 1945 года состоялась Потсдамская конференция, участниками которой были руководители Советского союза, Соединенных Штатов и Великобритании. Главным пунктом в ее работе было решение вопросов о денацификации, демилитаризации и демократизации Германского государства. Участники установили, что в Германии будут править Главнокомандующие оккупационными силами Союза, Штатов, Британии и Франции.
Первоочередные экономические цели оккупации Германии, согласно результатам Потсдамской конференции, были следующими:
- провести абсолютное разоружение и демилитаризацию нацистской страны;
- ликвидировать и взять под контроль ее военную промышленность;
- обеспечить пострадавшие от нацистской оккупации народы репарацией, в том числе демонтировать промышленные предприятия и разделить весь флот между главными участниками конференции.
Планы оккупационных государств относительно Германии
Оккупационными зонами стали бывшие административно-территориальные единицы страны. Исключением была только Пруссия. Берлин был разделен на 4 зоны: те, что находились под властью США, СССР и Франции, и Восточный Берлин (Великобритания), в состав которого вошла практически половина общей территории города.
В скором времени стал очевидным тот факт, что действия властей оккупации кардинально отличаются друг от друга. Франция, которая не являлась участником конференции, считала себя не зависящей от ее решений. Она хотела получить мгновенную максимальную выгоду из всего и являлась противником того, чтобы сохранить экономическое единство Германии.
Советское правительство пыталось максимально компенсировать все свои потери в ходе Второй мировой войны. Были демонтированы и вывезены промышленные предприятия, которые составляли 45% от всех, существующих на то время в советском государстве. В то же время СССР являлся сторонником социалистической ориентации в развитии Германии.
США же сначала планировали максимально ослабить экономику страны, сделав ее сельскохозяйственной. Но они в скором времени были откорректированы, потому что возникла необходимость создания политического и экономического противовеса коммунистическому блоку Восточной Европы. Поэтому в начале осени 1946 года государственным секретарем США было опровергнуто решение о бесконечной дискриминации нацистской страны. США и Великая Британия решили создать совместные бизональные хозяйственные управления.
Окончательное разделение германского государства
Через некоторое время после присоединения британской оккупационной зоны к американской эту идею поддержала и Франция. Таким образом, состоялось образование Тризонии. На московской конференции в 1947 году стало явным абсолютное расхождение в планах относительно ближайших необходимых действий властей оккупации в Германии.
Это стало фактическим завершением раздела, начинался первый Берлинский кризис. Прекращение деятельности Союзного контрольного совета состоялось в марте 1948, а несколько позже решением правительства СССР были перекрыты все сухопутные и речные пути, соединявшие западные части Берлина и Германии.
Состояние Германии в 1948 году
Все выше перечисленные события привели к тому, что главными характеристиками Германии в то время были:
- политический раскол;
- экономическая несостоятельность.
Практически отсутствовал приток товаров на рынок. Они все сосредотачивались на складах. Значительные объемы денежной массы усложняли проведение разумной валютно-финансовой реформы. С большим трудом контролировалось состояние внешнего порядка, чего нельзя сказать об инфляционных процессах. Состояние экономики было настолько примитивным, что напоминало меновую торговлю. Наблюдалось процветание черного рынка и бартерного обмена.
Берлинский кризис 1948 года усугублялся еще и тем, что количество беженцев из восточной части Европы в западных зонах постоянно увеличивалось.
План Джорджа Маршалла
Джордж Катлетт Маршалл 5 июня 1947 года огласил программу восстановления экономики Европы, которую в 1948 году принял Конгресс США. Она предполагала наличие помощи пострадавшим от войны европейским странам путем предоставления кредитов, оснащения и технологий на протяжении 4 лет.
- активизировать возобновление политического и финансового сотрудничества европейских стран и усилить их интеграцию в экономику мира;
- дать им возможность проводить закупку сырья и оборудования в странах, где была твердая валюта;
- он был своего рода программой, обеспечивающей государственную поддержку экономики США, так как имела место стимуляция американского экспорта.
СССР отказался от поддержки этого плана, поэтому эта программа восстановления распространялась только на Западную Европу, в том числе и на Федеративную Республику Германию. Раскол между Востоком и Западом все более усугублялся, так же как и Берлинский кризис. 1949 год – это время не только основания ФРГ, но и ее официального зачисления в состав стран, принявших участие в плане Маршала.
Начало второго кризиса в Берлине
Берлинский кризис 1948 года и три зоны, образовавшиеся в результате него в столице, являлись яркой демонстрацией контраста между уровнями жизни в экономически развитых и коммунистических странах. Такое сравнение все чаще имело далеко не теоретическую форму. Все чаще у граждан Германской Демократической республики возникало желание пересечь границу, находящуюся в Берлине, и перебраться в его западную часть. Большинство из эмигрантов были работоспособными молодыми мужчинами и женщинами. Их труд можно было использовать в промышленности Западной Германии. Это совсем не радовало правительство ГДР.
27 октября 1958 года главный руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт официально заявил о нарушении западными державами Потсдамского соглашения путем ремилитаризации ФРГ. Поэтому, согласно его мнению, они не могут дальше находиться в Берлине. Он должен объединиться и стать столицей коммунистической Германии.
Основная причина кризиса в германской столице
Но все эти действия были всего лишь увертюрой, с которой начинался Берлинский кризис 1958-1961 гг. Хрущев выдвинул ультиматум государствам Запада с решением об устранении оккупационного статуса столицы. Все складывалась аналогично событиям 1948 года. Он предлагал через 6 месяцев начать мирный переговорный процесс, иначе советская зона оккупации перейдет под управление ГДР.
Советское посольство склонялось к мнению, что Берлинский кризис можно прекратить, не занимаясь при этом урегулированием германской проблемы во всем объеме. Для этого достаточно проводить постепенное экономическое и политическое завоевание западной части столицы. Эта исходная предпосылка, суть которой заключалась в том, что, игнорируя Потсдамское соглашение и другие переговоры, рассматривать ситуацию в Берлине можно индивидуально, не учитывая общеевропейские и общегерманские дела, возглавляет все причины Берлинского кризиса.
Нагнетание кризиса Хрущевым
Бесплодность этого подхода к решению назревавшей проблемы была подтверждена сессией Совета НАТО, где со стороны представителя Люксембурга, премьера Боша, было высказано мнение о возможности переговоров с Советским Союзом, но в более подходящее для этого время.
При этом министр Германии фон Брентано заявил о том, что ФРГ полностью готова к абсолютному оснащению своих военных сил атомными и ракетными видами оружия. Это являлось еще одним дополнительным сигналом Запада о том, насколько бесплодными на самом деле являются позиции преднамеренно усложняющего ситуацию Хрущева. Такое его поведение было обусловлено внутриполитическими обстоятельствами в социалистическом лагере и предстоящими выборами в Народную палату Германской Демократической Республики.
Второму событию принадлежит немаловажная роль в нагнетании кризиса.
14 декабря 1958 года в Париже состоялось собрание министров иностранных дел США. Франции и Великой Британии, а также ФРГ. Они подтвердили свой решительный настрой на обеспечение своих позиций и прав, касающихся Берлина.
Через несколько дней здесь же состоялось срочное собрание Совета НАТО. Его участники подтвердили свое категорически негативное отношение к тому, какую политику продвигал СССР. Было принято решение об активном противодействии этому.
Роль руководства СЕПГ и лично В. Ульбрихта в дальнейшем развитии кризиса
Ключевая роль в том, как дальше развивался Берлинский кризис, принадлежит руководству Социалистической Единой партии Германии и В. Ульбрихту. Он с большой опаской относился к «чрезмерному» сближению Москвы с ФРГ.
Из донесений посла следует, что роль Ульбрихта является вполне очевидной. Об этом свидетельствует ужесточение хрущевской политики по отношению к Бонну. Таким образом, планировалось осуществить внутреннее укрепление режима СЕПГ и спровоцировать международное признание ГДР, создав при этом «образ врага».
Источник
Кратко о причинах, сути и итогах Берлинских кризисов
История
После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции разделили столицу Германии на четыре оккупационных сектора. Это повлекло за собой обострение политических, международных и социальных проблем в городе, а соответствующий им период вошёл в историю под названием Берлинский кризис. Кратко об этом явлении рассказывают события 1948—1949, 1953 и 1961 годов.
Блокада Берлина
Первым Берлинским кризисом называют период изоляции Советским Союзом железнодорожных и автомобильных трасс в Восточной Германии от её западных секторов. Блокада продлилась с июня 1948 по май 1949 года. Причинами послужили разногласия бывших союзников, вылившиеся в холодную войну.
Зарождающиеся разногласия сторон
Когда поражение гитлеровской коалиции стало очевидным, её участники в лице представителей Великобритании, Соединённых Штатов Америки и Советского Союза подписали Лондонский протокол, предусматривающий разделение Германии на три сектора, каждый из которых должен быть занят вооружёнными силами одной из подписавших документ стран. Также выделялся район, подчинённый всем трём державам сразу.
Позже в разделе территории приняла участие Франция, и по итогам Крымской конференции Берлин был разделён на четыре зоны. Такие меры были предприняты для следующих целей:
- ограничение наращивания военной мощи Германии;
- уничтожение политической идеологии нацизма;
- предупреждение новых войн, инициируемых Германией.
Союзники заняли свои зоны после капитуляции гитлеровской коалиции, но к тому моменту они уже находились в состоянии холодной войны между собой. Главной причиной противостояния были идеологические разногласия. Запад опасался навязывания Советским Союзом социалистической модели государственного строя в зоне своего влияния.
Дипломат из Вашингтона Джордж Фрост Кеннан заявил, что такая политика является тоталитарной и направлена на бесконечные поиски новых врагов, что является угрозой совсем недавно установившемуся миру. Советский посол Николай Васильевич Новиков парировал, что это американцы желают господствовать над миром, а нападки на сталинский режим объясняются тем, что СССР является единственным независимым по отношению к США государством. В итоге мир разделился на два непримиримых лагеря, каждый из которых проводил собственную политику по отношению к оккупированным территориям:
- Советский Союз активно поддерживал коммунистическую партию в Германии, держал под контролем другие организации, национализировал крупные предприятия, отменил свободу слова в СМИ.
- Америка раздала населению продукты питания, способствовала перезапуску немецкой экономики, инициировала слияние своей зоны с английской и французской, создавая Тризонию с отменой внутренних таможенных барьеров, препятствующих экономическому развитию.
США действовали без уведомления советской стороны, из-за чего в знак протеста она покинула Союзнический Контрольный совет. После этого в Западном Берлине была проведена денежная реформа.
Ответные действия СССР
Советский Союз был несогласен с заменой обесценившейся рейхсмарки на новую марку, поскольку эта реформа экономически отрывала Тризонию от зоны влияния СССР. С целью предотвращения создания западного немецкого государства он нарушил связь между Берлином и Тризонией. Закрытие границы происходило в несколько этапов:
- с 1 апреля 1948 года был установлен досмотр поездов, идущих в столицу Германии из западных зон;
- с начала июня у немцев стали требовать специальные разрешения для въезда в советскую зону;
- в период с 12 до 24 июня под предлогом технических неполадок и ремонтных работ было последовательно прекращено автомобильное, речное и железнодорожное сообщение с Западным Берлином, а также подача туда электроэнергии.
Американцы выражали протесты, но не спешили принимать решительные меры, чтобы не обострять конфликт, грозящий новой войной. В итоге к 24 июня блокада стала абсолютной. Доставка продовольствия, топлива и военных грузов в Западный Берлин могла быть обеспечена только по воздушному мосту. При этом американская власть принимала меры, затрудняющие поставки из советского сектора, среди них:
- установление на границах проволочных заграждений;
- организация травли населения, получавшего советское продовольствие (выселение из квартир, увольнение с работы).
Последствием этих действий стало обострение отношений западных стран и СССР. Оккупированное государство разделилось на Федеральную Республику Германию (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР).
Восстание 17 июня 1953 года
В июне 1953 года произошла политическая забастовка против Совета Министров ГДР, начавшаяся с экономических выступлений рабочих в Восточном Берлине. Считается, что в организации сопротивления были заинтересованы американские спецслужбы, желающие сокращения советского потенциала в Восточной Германии. Но у событий 17 июня были и иные предпосылки.
Курс на строение социализма
Причиной забастовки послужил принятый годом ранее курс на строение социализма. В его рамках правительством были предприняты следующие меры:
- вытеснение с рынка частных предприятий за счёт повышения налогов;
- криминализация малого предпринимательства;
- усиление классовой борьбы, вылившееся в аресты представителей христианской и либеральной демократии;
- административная реформа с целью усиления централизма;
- реформа системы образования с введением курса изучения идеологии марксизма-ленинизма;
- усиление давления на протестантскую церковь;
- милитаризация ГДР для поддержания государственной безопасности.
Эти действия привели к глубокому экономическому кризису. Население снабжалось жирами, мясом и сахаром по карточной системе. На дополнительные товары установились высокие цены, заработной платы рабочих не хватало даже на элементарные вещи. В апреле 1953 года стоимость продуктов стала ещё выше. Началась массовая эмиграция населения, особенно квалифицированных кадров. В мае нормы выработки были повышены на 10% при сохранении прежнего уровня заработной платы.
После смерти Сталина начались переговоры о снижении темпов строительства социализма и взятии нового курса, направленного на объединение Германии и лишённого перегибов экономического и политического характера. В его рамках уменьшался объём обязательных госпоставок с крестьян, в промышленность, торговлю и сферу услуг возвращался частный капитал. За этим должна была последовать широкая амнистия. Новые меры могли помочь избежать протестов со стороны населения, если бы не были предприняты слишком поздно.
Ход последующих событий
9 и 15 июня прошли стачки сталеваров в Хеннигсдорфе и строителей во Фридрихсхайне, а уже 17 июня забастовка стала всеобщей. С окраин в центр Восточного Берлина стягивались огромные толпы, численность которых к полудню достигла 150 тысяч человек. Демонстранты выдвинули следующие требования:
- немедленная отставка правительства и профсоюзного руководства;
- проведение свободных и тайных выборов с участием в них западных партий;
- освобождение политических заключённых;
- отход полиции от зональных границ;
- воссоединение Германии.
Толпа уничтожила пропагандистские плакаты, разгромила полицейский участок, подожгла газетный киоск, демонтировала пограничные знаки и заграждения, разорвала красный флаг. Подавление волнений было осуществлено силами полиции и армии. Против протестующих были брошены танки, в городе объявили чрезвычайное положение.
Подавление восстания закончилось несколькими десятками человеческих жертв. Однако впоследствии рабочим вернули прежние нормы выработки, отменили сокращение заработной платы, понизили цены на товары. Несмотря на повышение уровня жизни, эмиграция населения усилилась. В 1954 году Советский Союз прекратил режим оккупации и предоставил ГДР независимость.
Ультиматум о демилитаризации
Датой Второго Берлинского кризиса принято считать период с июня по ноябрь 1961 года, поскольку именно на это время пришёлся пик событий, начавшихся в 1958 и закончившихся в 1962 году. 27 ноября 1958 года Н. С. Хрущёв выдвинул ультиматум, суть которого состояла в требовании выхода оккупационных войск из Западного Берлина для его свободного присоединения к ГДР. В противном случае он обещал заключить сепаратный мир с Восточной Германией.
Правительство Великобритании было готово к компромиссу, но США и Франция советские требования отвергли. Тогда СССР инициировал строительство Берлинской стены для усиления контроля за границей между восточной и западной частями города. Американцы ответили на это выставлением тысячи военнослужащих, поддерживаемых танками, вдоль сооружённого укрепления.
В конце октября произошёл инцидент у КПП «Чарли». К улице Фридрихштрассе прибыли советские и американские танки. Боевые машины простояли друг против друга всю ночь, после чего были отведены. Это ознаменовало окончание кризиса, но Берлин остался разделённым на восточную и западную части.
Хоть конфликт был разрешён, на этом противостояние СССР и США не закончилось. Холодная война неоднократно ставила мир на грань катастрофы. Самым известным из таких случаев стал Карибский кризис, чуть было не закончившийся конфликтом с применением ядерного оружия. Разрядка международной напряжённости произошла лишь в 1990 году.
Источник
БЕРЛИ́НСКИЕ КРИ́ЗИСЫ
БЕРЛИ́НСКИЕ КРИ́ЗИСЫ, международно-политич. кризисы периода «холодной войны», вызванные противоборством СССР и зап. держав в герм. вопросе. Причиной берлинского кризиса 1948–49 являлся отход США, Великобритании и Франции от выполнения решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 о сохранении политич. и экономич. целостности Германии. На сепаратном Лондонском совещании (23.2–1.6.1948) зап. державы приняли план поэтапного создания зап.-герм. государства, его включения в Маршалла план и интеграции в зап. блок. Первым шагом на пути реализации этого плана стала начатая 20.6.1948 амер., брит. и франц. оккупационными властями денежная реформа, призванная обеспечить экономич. обособление их зон от сов. зоны оккупации Германии (СЗО). Распространение реформы на зап. секторы Берлина, являвшиеся в экономич. отношении частью СЗО, и неизбежный в этих условиях наплыв в Вост. Германию денежных знаков, выведенных из употребления в зап. зонах, грозили подорвать экономику СЗО. Предложение СССР об особом урегулировании для Зап. Берлина зап. державы отклонили. В ответ сов. сторона 22 июня объявила о проведении денежной реформы в СЗО и Большом Берлине. Зап. державы отказались признать марку сов. зоны в качестве денежной единицы Зап. Берлина. Стремясь заставить зап. державы вернуться за стол переговоров, СССР с 24 июня ввёл запрет на перемещение товаров из зап. зон оккупации в Зап. Берлин (воздушное сообщение не ограничивалось). Одновременно сов. сторона заявила о готовности полностью обеспечить Зап. Берлин продовольственными и иными товарами из СЗО. Меры, принятые СССР, сепаратистские силы использовали как повод для углубления раскола Германии. Зап. оккупац. власти прекратили межзональную торговлю, торговлю зап. секторов Берлина с СЗО и тем самым изолировались от неё экономически. США и Великобритания организовали «воздушный мост» между зап. зонами оккупации и Зап. Берлином с целью обеспечить «выживание» последнего в условиях «сов. блокады». (По «воздушному мосту», который обслуживался в т. ч. сов. воен. авиадиспетчерами, в Зап. Берлин в день доставлялось 3–4 тыс. т продовольствия, при потребности в 25 тыс. т; жители Зап. Берлина имели возможность беспрепятственно приобретать продукты и товары в СЗО и Вост. Берлине; св. 100 тыс. западноберлинцев получали продовольствие по карточкам сов. зоны.) Под прикрытием пропагандистской кампании, развёрнутой зап. державами вокруг «воздушного моста», продолжалась активная работа по созданию зап.-герм. государства. В февр. 1949, завершив осн. мероприятия по подготовке к провозглашению Федеративной Республики Германии, зап. державы согласились на переговоры по урегулированию положения в Берлине. 4.5.1949 в Нью-Йорке представители США и СССР достигли договорённости об отмене с 12 мая ограничений на сообщение и торговлю между зап. зонами оккупации и Зап. Берлином и о восстановлении межзонального товарооборота; на 23 мая назначалась сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) в Париже для рассмотрения герм. вопроса. Тем самым под Б. к. 1948–49 была подведена черта. В день открытия сессии СМИД зап. державы объявили о вступлении в силу Осн. закона ФРГ; раскол Германии стал свершившимся фактом.
Берлинский кризис 1958–63 был вызван нарастанием междунар. напряжённости в связи с принятым в дек. 1957 решением Совета НАТО о размещении амер. ядерных ракет в Европе, в т. ч. на территории ФРГ, решением парламента ФРГ (март 1958) об атомном вооружении зап.-герм. армии и активизацией в ФРГ и НАТО кругов, готовых добиваться решения герм. вопроса путём ликвидации Германской Демократической Республики. В этих условиях правительство СССР сочло необходимым активизировать усилия по заключению мирного договора с Германией и урегулированию ситуации вокруг Зап. Берлина, фактически превратившегося в центр подрывной деятельности (как экономич., так и политич.) против ГДР. Провокации с территории Зап. Берлина, не отделённого от ГДР гос. границей, могли привести к серьёзному инциденту, в т. ч. военному. 27.11.1958 сов. правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту с предложением в 6-месячный срок предоставить Зап. Берлину статус демилитаризованного вольного города, т. е. превратить его в самостоят. политич. единицу, имеющую контролируемую и охраняемую границу. 10.1.1959 СССР представил проект мирного договора, который мог быть подписан ФРГ и ГДР либо их конфедерацией. Обсуждение сов. предложений на совещании министрами иностр. дел СССР, США, Великобритании и Франции в Женеве (май – авг. 1959), при подготовке четырёхсторонней конференции на высшем уровне в Париже (май 1960), в ходе переговоров Н. С. Хрущёва с президентом США Дж. Кеннеди в Вене (июнь 1961) не принесло положительных результатов. 13.8.1961 по рекомендации совещания секретарей коммунистич. и рабочих партий стран Варшавского договора (3–5.8.1961) правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим гос. границы в отношении Зап. Берлина и приступило к установке пограничных заграждений (см. Берлинская стена). Попытки стран НАТО (прежде всего США), приведших вооруж. силы в состояние боевой готовности и начавших выводить танковые подразделения на межзональную границу в Берлине, оказать давление на ГДР и СССР получили твёрдый отпор. Осенью 1961 правительство США высказалось за возобновление диалога с СССР по урегулированию герм. вопроса и положения в Берлине. В 1962 в Нью-Йорке, Вашингтоне и Женеве состоялся ряд встреч амер. и сов. представителей. Несмотря на сближение позиций сторон по ряду вопросов (признание необходимости оформления и закрепления существующих герм. границ, уважения суверенитета ГДР, невооружения ГДР и ФРГ ядерным оружием, заключения соглашения о ненападении между НАТО и Организацией Варшавского договора), вопрос об изменении международно-правового статуса Зап. Берлина и замене на его территории войск НАТО контингентами ООН, а также о подписании мирного договора с Германией решён не был. Сов.-амер. диалог способствовал, тем не менее, ослаблению воен. напряжённости и преодолению Б. к. На 6-м съезде СЕПГ в янв. 1963 Хрущёв заявил, что заключение герм. мирного договора более не является срочной задачей сов. внешней политики. 17.12.1963 правительство ГДР и органы гражд. власти Зап. Берлина подписали первое «соглашение о пропусках», определившее для граждан ГДР и западноберлинцев порядок пересечения границы на территории Берлина. Окончательно ситуация была урегулирована Четырёхсторонним соглашением по Западному Берлину (3.9.1971).
Источник
Берлинский кризис 1948 года: чего хотели добиться великие державы этим противостоянием
Декларацией о поражении Германии, подписанной 5 июня 1945 года, страна оказалась разделена на 4 оккупационные зоны, одну из которых контролировал СССР. Берлин также разделялся на сектора, подконтрольные союзникам и Советскому Союзу через Контрольный совет.
О Берлинском кризисе кратко
Начало Берлинскому кризису положило сокращение движения пассажирских и транспортных поездов союзников 25 марта 1948 года. Два дня спустя ограничивается пересечение людьми берлинских границ, как и перевозки грузов.
СССР потребовал досмотра всех поездов, идущих в Берлин из западных зон оккупации. Затем последовало требование удалить американские подразделения связи из советской зоны в Веймаре. Было прервано автомобильное, речное и железнодорожное сообщение между разными секторами Берлина, и блокада перешла в абсолютную фазу 24 июня 1948 года. Союзники запретили берлинцам из своих секторов отоваривать карточки в советском секторе и начали снабжение Берлина военно-транспортной авиацией, одновременно раздувая через СМИ тезис об угрозе голодной смерти для «блокированных берлинцев». Авиамост действовал 300 дней.
Уже 2 августа в Москве начались переговоры с участием Сталина и Молотова, завершившиеся 30 августа принятием директивы четырем главнокомандующим оккупационными войсками в Германии. Но переговоры о конкретных мерах по обеспечению директивы зашли в тупик, кризис усилился.
Раздул огонь конфликта непризнанный советским комендантом Берлина «бургомистр» Рейтер. Он выступил 9 сентября 1948 года перед Рейхстагом с антиблокадной речью, приведшей к беспорядкам, в ходе которых сорвали советский флаг с Брандербургских ворот и обстреляли часового.
Интервью Сталина американскому журналисту Дж. Кингсбери Смиту, опубликованное 31 января 1949 года, дало почву для неформальных переговоров, которые и начались 15 марта между постоянным представителем СССР в ООН Маликом и дипломатом из США Джессепом. Конфликт перешел в стадию деэскалации. Конец ему положило совместное коммюнике, выпущенное 5 мая 1949 года, по которому с 12 мая отменялись все транспортные ограничения. Берлин был деблокирован, кризис завершился спустя 343 дня.
Причины Берлинского кризиса
СССР не планировал закреплять разделение Германии на две части, но США и Великобритания активно принялись создавать отдельную страну на подконтрольной им территории, Франция шла в кильватере «старших».
Организационно это вылилось в создание так называемой Бизонии 1 января 1947 года, которая после Лондонской конференции весной 1948 года превратилась в Тризонию путем присоединения французской зоны оккупации. В результате 20 марта 1948 года СССР покинул Контрольный совет, четырехстороннему управлению Берлином пришел конец.
Западные союзники ввели в своих зонах оккупации новую германскую марку, распространив ее и на советский сектор.
Разделение на две части усугубило и введение в Западной Германии плана Маршалла по возрождению экономики.
Именно эти противоречия и стали в итоге главными причинами Берлинского кризиса 1948 года.
События Берлинского кризиса
Как таковое транспортное сообщение с Западным Берлином прерывалось советской стороной поэтапно с 12 июня 1948 года, когда начались дорожные ремонтные работы; девять дней спустя были прекращены речные перевозки, 24 июня — железнодорожное сообщение, официально — по «техническим причинам». Именно с этой даты принято отсчитывать полную блокаду Западного Берлина, что нарушало четырехсторонние договоренности держав-победительниц.
Западные союзники начали искать возможность снабжения берлинцев, живущих в их зонах ответственности.
Выход был найден — авиатранспортные поставки военной авиацией. «Воздушным мостом» доставлялись продукты прежде всего для англо-американских воинских контингентов. Однако после запрета оккупационной администрации западным берлинцам отоваривать карточки в советском секторе (здесь было 2 800 продовольственных магазинов, в основном неподалеку от границы секторов) пришлось брать на себя снабжение гражданского населения. Его насчитывалось порядка двух с половиной миллионов.
Тем не менее советская сторона продолжила обеспечение углем всех четырех берлинских секторов (сообщение от 17 августа Информбюро СВАГ). С 1 сентября все берлинские дети до 14 лет вне зависимости от того, в каком секторе они жили, начинали получать молоко. На эти цели советская сторона выделила 55 тысяч литров молока.
На грузы военного назначения, доставленные союзниками по авиамосту, приходилось 80% объемов. Всего было перевезено свыше 2 миллионов тонн.
Советская ПВО не противодействовала англо-американской транспортной авиации, тем не менее в разного рода ЧП погибло 39 летчиков из Великобритании и 31 из США. Не обошлось без потерь среди немецких граждан — 13 человек.
Беспорядки вспыхнули всего один раз — после провокационной речи так называемого «берлинского бургомистра» в начале сентября 1948 года.
Советская сторона искала возможности урегулирования кризиса по официальным и полуофициальным каналам. В переговорах принимали участие высшие руководители Советского Союза.
События Берлинского кризиса завершились созывом 23 мая 1949 года совещания Совета министров иностранных дел четырех держав (СМИД), но принятые им решения не сохранили единство Германского государства, что было воспринято мировой общественностью как последняя попытка решить германский вопрос на основе сохранения единства страны. Попытка оказалась неудачной.
Последствия Берлинского кризиса
Главным итогом стало создание двух немецких государств, просуществовавших более полувека.
Тем не менее англо-американо-французская оккупация продолжалась, более того, согласно «Оккупационному статуту» оккупационное командование обладало правом взять на себя всю полноту власти в стране в случае необходимости. Началось формирование бундесвера.
Вся власть в Германской Демократической Республике передавалась новой администрации от советских оккупационных властей.
Фактически была заложена основа следующего Берлинского кризиса 1961 года.
Есть еще одно последствие Берлинского кризиса, о котором часто забывают: США укрепились в мнении, что только ядерный удар по СССР поможет победить его в будущей войне.
Уже во время Берлинского кризиса американцами была проведена штабная игра «Пэдрон», в ходе которой стало понятно, что без ядерного удара по СССР не обойтись, но и это не гарантировало победу. В настоящее время документы по «Пэдрону» хранятся в Национальном архиве США.
Далее начались проработки рабочих планов массированных ядерных бомбардировок Советского Союза. Так, согласно плану «Дропшот» от 1949 года, несколько тысяч объектов в СССР должны были подвергаться массированной атомной бомбардировке в течение 2–4 недель. К счастью, ни этот, ни последующие планы не были воплощены в реальности.
Источник