Заключение ПМПК и его последствия
Ребенок посещает речевую группу в саду комбинированного типа. Попали туда после 1-й психолого-медико-педагогической комиссии, где в заключении было написано — рекомендована адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Через год — повторное ПМПК, где рекомендовано адаптированная программа для детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи. После этого заключения комиссии в саду, который посещает ребенок, сообщили, что мы вас исключим, как только закончится учебный год, за несоответствие учебному плану, так как индивидуально прописать учебный план именно для вас нет возможности, поскольку группа именно речевая (логопедическая), а не комбинированная. В саду есть дефектолог и логопед. В управлении образования сказали договариваться с заведующей о написании индивидуального учебного плана, но она отказывается, ссылаясь на заключение ПМПК. Но ведь заключение имеет рекомендативный характер? Есть ли закон, защищающий права ребенка, чтобы он продолжил обучение в данном саду?
На основании п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление права выбора форм получения образования.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.
На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Закона об образовании общее образование, в том числе начальное, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Закона об образовании).
В связи с изложенным самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).
Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Миобрнауки России от 30.08.2013 N 1015).
Что касается юридической силы заключения психолого-медико-педагогической комиссии, то согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. В то же время представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что каких-либо препятствий для получения дошкольного образования по индивидуальному плану не имеется, а для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию с целью оформления и закрепления локальным актом избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося.
С целью защиты права на выбор формы получения образования в рассматриваемой ситуации возможно обращение в органы управления образованием соответствующей территории (муниципального образования), к руководителю образовательной организации, а также в органы прокуратуры или в суд.
Источник
ПМПК или про то как ставят диагнозы детям
Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.
Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:
- сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
- нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
- что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
- какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?
Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.
В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.
Как это все проходит?
Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.
Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.
Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.
Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.
Какие задания дают?
На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.
Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.
Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».
Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?
Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.
Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.
Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.
Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?
А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.
Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?
По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.
Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.
В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.
У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.
Позиция родителей и «вердикты»
Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».
Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.
И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.
Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.
Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.
Позиция учителей и администрации школы
Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.
И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.
Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.
Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.
Что же все-таки радует?
Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.
Источник
Анализ работы школьного ПМПк
- Психологи
- Логопеды
- Репетиторы
Анализ работы
школьного психолого – медико – педагогического консилиума
за 2016-2017 учебный год
Организуя учебно-воспитательный процесс, школа сталкивается с наличием у обучающихся проблем, среди которых:
отсутствие у детей положительного, эмоционального и социального опыта общения;
наличие у учащихся функциональных и соматических расстройств здоровья;
поступление ребенка в 1класс, переход на новый уровень обучения ;
выраженное неудовлетворение основных потребностей, соответствующих возрасту ребенка (нереализованность потребности в безусловном принятии со стороны родителей и педагогов, недостаточная удовлетворенность потребности в общении со сверстниками);
низкая социальная адаптация, неадекватная самооценка учащихся и другое.
В связи с этим в нашей школе создан и функционирует психолого-медико-педагогический консилиум с целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам.
ПМПк в 2016-2017 учебном году действовало в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребёнка, Федеральным законом об основных гарантиях прав ребёнка в РФ, Семейным кодексом РФ.
В статье 42 Федеральный Закон № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» выделены отдельные нормы, посвященные психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Педагогическим коллективом МБОУ УВК «Школьная академия» на начало учебного года был разработан и утверждён план работы ПМПк (приказ № ___ от ______2016 год).
Цель работы ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями в обучении в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Исходя из цели, ПМПк работала над реализацией следующих задач:
изучить и проанализировать ситуацию развития детей в адаптационный период (1-х классов);
выявить факторы «риска» в развитии детей и особенности усвоения им учебного материала;
выявить актуальные и резервные возможности ребенка;
организовать психолого –педагогический мониторинг по отслеживанию состояния и результативности развития личности ребенка, уровень его достижений;
определить пути интеграции ребенка при положительной или отрицательной динамике;
изучить условия развития ребенка в семье;
организовать взаимодействие между педагогическим составом школы и специалистами ТПМПК, обеспечить консультативную и практическую помощь педагогам и родителям;
осуществлять, консультативную помощь обучающимся и их родителям (законным представителям) индивидуально на дому;
осуществлять целенаправленную работу с детьми «группы риска».
Система работы была направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Приказом на начало учебного года был утверждён следующий кадровый состав:
Председатель ПМПк – Старостюк С.А. заместитель директора по УВР;
Члены комиссии: Марынич Н.Н., директор школы;
Муединова А.М, руководитель ШМО;
Кавиза Е.А., учитель начальных классов;
Мустафаева З.М., медицинская сестра.
Работа ПМПк проводилась по утвержденному директором школы плану, который предусматривал психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся: итоги первичной диагностики, разработка индивидуальной программы сопровождения, промежуточная диагностика, отслеживание динамики развития, выявление профессиональных наклонностей. Были созданы условия для обучения: кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.
Исходя из цели и задач работы ПМПк, в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:
Заседания ПМПк проводились:
в соответствии с планом работы психолого-медико-педагогического консилиума;
по результатам обследования (психологической диагностики);
по запросу родителей (законных представителей);
по запросу учителей, педагога-психолога, социального педагога.
Проведение заседаний психолого-медико-педагогического консилиума являлось обязательной и наиболее важной частью в реализации комплексного подхода в работе. Заседания подразделялись плановые и внеплановые.
В течение 2016-2017 учебного года было проведено пять заседаний консилиума: четыре — плановых и одно внеплановое с целью определения коррекционно-развивающей помощи и выявления проблем в обучении и развитии.
Деятельность плановых заседаний консилиума была направлена на:
анализ процесса выявления детей «группы риска»;
определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с различными трудностями;
принятие согласованного решения по определению специального образовательного маршрута ребенка;
динамику развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
Внеплановые заседания консилиума проводились по запросам классных руководителей для решения сложных конфликтных ситуаций и выявления причин неуспеваемости учащихся.
План работы ПМПк на 2016-2017 учебный год
Разработка и утверждение плана работы ПМПк.
Адаптация учащихся 1 класса. Психолого-педагогическая диагностика первоклассников.
Динамика состояния обучающихся, имеющих сложности в обучении.
Динамика и эффективность работы с детьми с ОВЗ.
Работа с семьями учащихся 1-х классов, имеющих устойчивую дезатаптацию; перспективы дальнейшего развития и обучения ребенка.
Динамика состояния обучающихся, имеющих сложности в обучении.
Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Динамическая оценка состояния обучающихся, состоящих на школьном учете
Итоги работы консилиума. Определение задач на следующий учебный год.
Все обучающиеся, стоящие на динамическом наблюдении, получили необходимую коррекционную помощь специалистов. Для обучающихся были разработаны индивидуальные планы коррекционных занятий со специалистами, которые реализовывались в течение года, анализировались, корректировались.
В коррекционной деятельности обучающихся существуют и проблемы: низкая заинтересованность и участие родителей (законных представителей), отказ от рекомендаций ПМПк по организации обучения детей.
На заседаниях консилиума специалисты МБОУ УВК «Школьная академия» обсуждали результаты сравнительного анализа данных диагностики и принимали коллегиальные решения об эффективности применения составленных маршрутов развития, использования специальных методов и приемов, о необходимости изменения содержания индивидуальной программы сопровождения ребенка, или о продолжении работы в выбранном направлении, рассмотрели и утвердили Положение «Об адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ» ,а также коллегиально составляли психолого-педагогические представления на обучающихся, необходимые для предоставления на ЦПМПК.
Согласно годовому плану работы ПМПк МБОУ УВК «Школьная академия» в течение учебного года специалистами велась следующая работа:
Работа логопеда
Положительные стороны работы: Индивидуальные формы работы логопеда с детьми с нарушениями в развитии направлены на устранение фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития обучающихся. Их содержание наполнено мотивацией, игровыми приемами, дифференцированной оценкой детской деятельности на основе применения современных технологий. Ежедневно организуется коррекционная работа обучающихся во второй половине дня по заданию логопеда. Выполнение плана работы по лексической теме, индивидуальной работы с детьми способствует постепенному преодолению речевых недостатков.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ведется на всех этапах логопедической работы. Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия, использование которой помогает планомерно осуществлять коррекционную работу с детьми по заданию логопеда.
Взаимодействие логопеда и педагогов осуществляется по следующим направлениям: перспективное планирование коррекционной работы с учетом ведущего дефекта; проведение фронтальной работы по коррекции просодической стороны речи у детей и индивидуальной работы по запросу логопеда; адаптирование логопедом речевого материала для утренников, вечеров развлечений, в зависимости от этапа коррекционной работы.
Отрицательные стороны работы: допускались перерывы в работе. Потом приходилось работать с большей нагрузкой, чтобы выполнить намеченный план. Причина – пропуски по болезни детей.
Работа педагога-психолога
Положительные стороны работы: педагог-психолог участвует в обследовании детей с целью выявления состояния их общего развития, мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности, разрабатывает индивидуально зону ближайшего развития ребёнка, ориентированный маршрут психологического сопровождения ребёнка и его семьи на основе полученных совместно со специалистами данных.
В течение учебного года проводились индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности 1 раз в неделю, ориентированные на социально-эмоциональное и познавательное развитие по индивидуальным программам.
Отрицательные стороны работы: повысить результативность коррекционно-развивающей работы позволило бы более тесное сотрудничество с родителями. К сожалению, недостаточно удалось вовлечь в коррекционную работу с детьми их родителей. Причина – педагогическая некомпетентность родителей, не осознание проблемы развития своего ребёнка, попустительское отношение к ситуации.
Работа учителей
Положительные стороны работы: учитель в работе с родителями обращает внимание на возможные осложнения в процессе обучения. Показывает приемы работы с ребенком, учит методически правильно выполнять задания. Подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Систематически проводится индивидуальная работа с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений и развития образовательного уровня.
Отрицательные стороны работы: недостаточная активность родителей во взаимодействии с учителем.
Анализ проведенной работы позволяет говорить о том, что специалистами ПМПк осознается важность своевременной помощи детям, имеющим различного вида нарушения в развитии познавательной и эмоционально-поведенческой сфере.
Результатом работы за год явилось:
своевременное проведение обследования детей, что позволило начать раннюю коррекционно-развивающую работу;
увеличение обращений по обследованию первоклассников, имеющих нарушения в развитии;
по сравнению с прошлым годом повысился качественный уровень предоставления документации на ПМПк.
В ходе работы в текущем учебном году были выявлен и ряд проблем:
Многие учителя все еще испытывают значительные трудности в организации урока в классе, в котором обучаются совместно «норма» и дети с ОВЗ. Данные затруднения связаны с нехваткой знаний смежных с педагогикой дисциплин, таких как психология, медицина, социология, коррекционная педагогика.
В рамках повышения качества деятельности ПМПк остается проблема отсутствия специалистов (дефектолог и социального педагога) и оснащения кабинета наглядными пособиями, играми для развития психических процессов;
1.План работы шк. ПМПк выполнен полностью. За 2016-2017 учебный год было проведено 4 плановых и 1 внеплановое заседания школьного психолого-медико- педагогического консилиума. Члены консилиума на заседаниях присутствовали в полном объеме.
2.Работу шк. ПМПК за 2016-2017 учебный год признать удовлетворительной.
3. Анализ проведенной работы позволяет говорить о том, что специалистами осознается важность своевременной помощи детям, имеющим различного вида нарушения в развитии.
На основании анализа работы школьного ПМПк за 2016-2017 учебный год определились следующие задачи на 2017-2018 учебный год:
консолидация усилий всех специалистов ПМПк по обеспечению эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями в развитии познавательной, эмоционально-поведенческой сфере и ОВЗ.
своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, трудностей в обучении, поведении и адаптации учащихся.
всем специалистам ПМПк продолжить работу по оказанию консультативной и методической помощи учителям и родителям по внедрению технологий диагностики и коррекционной работы с детьми.
Источник
Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК
педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК.
Юдина Ирина Анатольевна
педагога-психолога ГКУ СО
«ЦДиК СО» Сергиевское отделение
Саша В. возраст на момент обследования 6лет 11 месяцев.
Ребенок от 2 беременности. Роды 2 срочные. Вес 3.100. Закричал сразу. Комплекс оживления проявился с 3месяцев. Сидит с 7 мес., ходит с 1,2 г. Отдельные слова с 1,9 лет, фразовая речь с 3 лет. Со слов матери на первом году был беспокойный, плохо засыпал, спал короткими промежутками, был очень привязан к матери, навык самостоятельной опрятности формировался медленно.
Отношение к обследованию пассивное-подчинение. Мимика бедная, невыразительная. На вопросы отвечает избирательно,замкнут. При предъявлении инструкции часто требуется повторение. Темп психических процессов замедленный, переключаемость затруднена. Нуждается в постоянной стимулирующей помощи.
Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано немного ниже возрастной нормы. Собирает разрезную картинку методом практического примеривания.
Особенности памяти: понимает цель задания, устанавливает смысловые связи между словами и картинками, установление более далеких связей вызывает затруднения.
Особенности внимания: объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замедленная, затрудненная. Общий уровень произвольного внимания низкий.
Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации не сформированы в полном объеме, при выполнении заданий необходимы наводящие вопросы, причинно-следственные связи устанавливает с помощью взрослого. Особенности воображения: преобладает репродуктивное воображение, бедность фантазии.
Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.
Характеристика моторики: уровень развития мелкой моторики не соответствует возрасту. Отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука – правая.
Представления об окружающем мире: сформированы недостаточно, пространственно-временные представления сформированы частично.
Эмоционально-волевая сфера и особенности личности: замкнут, застенчив. Отмечаются пассивность и инертность. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.
Заключение педагога-психолога: уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. Недостаточное развито целостное восприятие, память снижена, внимание, мышление, речевое развитие ниже возрастной нормы, мелкая моторика и графические навыки сформированы недостаточно. Снижены навыки саморегуляции, эмоциональной сферы.
Рекомендации: Рекомендована АООП начального общего образования с первого класса (вариант ФГОС НОО ОВЗ 7.2).
Развитие высших психических функций. Коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитие мыслительной деятельности. Развитие пространственной ориентации.
Формирование учебной мотивации. Развитие коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Образцы педагогического представления на ПМПК. Педагогическое представление на ПМПК. Обучается по примерной общеобразовательной программе дошкольного образова-ния «От рождения до школы».
Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психолого – педагогического обследования Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью.
Обследование ребенка в условиях ПМПК Цель работы ПМПК — на основании достоверной диагностики определить специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие,.
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония» Пояснительная записка Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.
Родители как главный образец в воспитании ребенка дошкольного возраста Статья на тему: \»Родители как главный образец в воспитании ребенка дошкольного возраста\». Современный мир полон бесконечной суеты, тревоги:.
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной.
Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.
Источник
Аналитический отчет ПМПК
материал на тему
Особая роль в системе специального (коррекционного) образования нового типа принадлежит службам сопровождения образования и, прежде всего, психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). В марте 2013 года приказом Минобрнауки России утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, которой отводится ведущая роль в решении вопросов выявления и определения образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Козьмодемьянска РМЭ
за 2014-2016 учебный год
Председатель ПМПК – Козикова В.А.
педагог-психолог высшей кв. категории
ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат»)
Особая роль в системе специального (коррекционного) образования нового типа принадлежит службам сопровождения образования и, прежде всего, психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК ). В марте 2013 года приказом Минобрнауки России утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, которой отводится ведущая роль в решении вопросов выявления и определения образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовые основы деятельности ПМПК. Статус ПМПК
В своей деятельности муниципальная ПМПК руководствуется ФЗ «Об образовании, Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013года № 1082, Положением о психолого-медико-педагогической комиссии при муниципальном учреждении Отдел образования администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», утвержденным приказом МУ Горномарийского РОО от 27 мая 2014 года №63-п (далее — Положение), в целях своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровьяи (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Новое Положение об утверждении Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии утверждено 13 февраля 2014 года под №73 (согласно постановления Администрации Городской округа «Город Козьмодемьянск», является самостоятельным юридическим лицом, работает при управлении образования и пользуется его печатью.
Кадровый состав ПМПК
В составе комиссии работают: педагог-психолог, учитель — дефектолог, учитель-логопед, врачи: педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог. Все они имеют высшее профессиональное образование, первую и высшую квалификационную категорию. Специалисты ПМПК осуществляют экспертно-диагностическую, консультативную и сопровождающую деятельность.
Положительным моментом в работе комиссии является то, что отсутствует частая сменяемость членов ПМПК (в течение последних 3-х лет состав постоянный, кроме врача-психиатра), что позволяет организовывать систематическое и планомерное наблюдение за детьми, способствует повышению качества работы комиссий в рамках межведомственного взаимодействия.
Но вместе с тем, анализ кадрового состава ПМПК свидетельствует о недостаточной укомплектованности специалистами.
Также остается нерешенной и проблема повышения квалификации специалистов ПМПК (за последние 5 лет ни один член комиссии не проходил курсы повышения квалификации).
Материально-техническое оснащение ПМПК
ПМПК обеспечено помещением, оборудованием, мебелью, игрушками, оргтехникой, канцелярскими товарами, бланками, транспортом, питанием предоставленным директором «Козьмодемьянской школы-интернат» Ерофеевым Н.А.
Оснащение ПМПК диагностическим инструментарием — тестовым, стимульным и интерпретационным материалом требует пополнения и обновления ( особенно для психолога и логопеда) , т.к. в последнее время обращается большое внимание на использование специалистами ПМПК качественных и стандартизированных диагностических методик. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка — это не просто набор диагностических методик, а взаимосвязанный методический комплекс, который позволяет глубоко и полно исследовать конкретную ситуацию, выявлять суть затруднений или нарушений развития.
Проблема состоит в том, что более 70 % диагностического инструментария является собственностью специалистов, отсутствует единый пакет методик и банк данных диагностического инструментария, рекомендованного для использования в работе ПМПК.
Всего за отчетный период проведено 3 заседания комиссии, обследовано 83 ребенка в возрасте от 4-х до 18 лет, что на 120 % больше чем в 2015 (в связи с тем, что МДОУ г.Козьмодемьянска подали заявки на обследование детей с нарушениями речи, для определения в логопедическую группу) с мая 2015 г.)
Кол-во обследованных детей
Охват детского населения по городским поселениям района (кол-во обследованных детей):
- Юринский — 1
- Горномарийский-23
- Г.Козьмодемьянск-59
Количество детей представленных повторно составило _2_ч еловека, причины их повторного представления: отрицательная динамика в развитии, не усвоение ранее рекомендованной программы.
Обследовано: В сравнении с прошлым годом на 13% увеличился охват детей дошкольного возраста, в том числе не посещающих детский сад. В 2 раза уменьшилось количество детей подросткового возраста, представляемых на ПМПК.
Рассматривая половое распределение детей, прошедших ПМПК можно отметить, что за 2014-2016 учебный год обследовано 80% мальчиков и 20 % девочек.
По структуре первичного дефекта больше всего преобладают дети с речевыми нарушениями, затем идут дети с нарушениями интеллекта, далее — с нарушениями эмоционально-волевой сферы и психическими расстройствами.
Как мы видим, проблема речевых нарушений у детей стоит на первом месте. По информации, представленной логопедами городских детских садов в 2016 году в логопедическую группу г.Козьмодемьянска пойдут 12 воспитанников ДОУ с тяжелой речевой патологией. Все дети имеют о бщее недоразвитие речи (ОНР) – недоразвитие всех структурных компонентов языка, из которых 1 ребенок с заиканием, 9 — человек с ди с лалией ( нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата ) и 7 человек с дизартрией (нарушение произносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы ). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление.
В дальнейшем эти дети попадают к нам на комиссию как неуспевающие школьники. В лучшем случае они переводятся в классы VII вида . Поскольку принципы и структура обучения детей с нарушениями речи должны быть совершенно иными, для них необходимо создавать специальные классы (V вида ). Основной целью обучения в таких классах является развитие речи, формирование и коррекция навыков чтения и письма для достижения достаточного уровня готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной логопедической поддержки.
Проблема состоит еще и в том, что ежегодно количество будущих первоклассников с речевой патологией в г. Козьмодемьянске остается постоянным (от 10 до 20 человек).
Вместе с тем отмечается тенденция роста доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания в дошкольном учреждении.
К сожалению, область специального дошкольного образования у нас в районе недостаточно разработана, не выстроена система оказания ребенку ранней специализированной (коррекционной) помощи , не развита сеть специальных (коррекционных) групп для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отмечается недостаток высококвалифицированных кадров в детских садах (психологов, дефектологов, логопедов), в которых функционируют в основном группы одной направленности, так называемые «логопедические группы». На данный момент в детских садах отсутствуют компенсирующие группы для детей с ранним детским аутизмом (РДА), сложной структурой дефекта, задержкой психического развития (ЗПР) и другие.
Таким образом, анализируя потребности в образовательных услугах следует рассмотреть вопросы: в ОУ — об открытии спец. (кор.) класса Y вида, в ДОУ — группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложной структурой дефекта. Открытие таких классов и групп позволит максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям.
По результатам коллегиального обследования детей специалистами ПМПК каждому ребенку были определены специальные условия образования и программа обучения, даны рекомендации педагогам, родителям и специалистам, работающим с этими детьми:
Источник