Критерии оценки результата развития
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Настоящее положение разработано в соответствии с ФГОС ДО.
Статья:
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО разработано для Структурного подразделения «Детский сад» МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ» в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 2-е, исправленное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
1.2. Согласно пункта 3.2.3. III раздела Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики
2. Проведение психологической диагностики
2.1. Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты — психологи и/или педагоги-психологи. Ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).
2.2 Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей). Если Организация является экспериментальной площадкой (участником) относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре между Организацией и родителями (законными представителями) ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка.
2.3. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо пройти обследование на заседании психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) и получить рекомендации.
2.4. В связи с вышеуказанным Положением основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Положения заключение комиссии действительно для представления в указанные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.
2.5. Психологическая диагностика детей в ДОУ не проводится, так как отсутствует психолог.
3. Проведение педагогической диагностики
(оценка индивидуального развития детей)
3.1. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
3.2 Задачи, для решения которых могут использоваться результаты педагогической диагностики:
индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;
оптимизация работы с группой детей.
3.3. Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе ДОУ или проводить ее самостоятельно.
4. О целевых ориентирах
4.1. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Основной образовательной программой ДОУ. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения.
4.2. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в ДОУ.
4.3. Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
4.4. Запрещено использовать целевые ориентиры для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров, которые не предполагают контроля за достижением конкретных образовательных результатов детей. Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ и осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.
4.5. Оценка выполнения муниципального (государственного) задания должна строиться на основании критериев, характеризующих создаваемые учреждением условия при реализации Программы. При расчете критериев, используемых для оценки выполнения бюджетных заданий, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников организации.
4.6. Используемые в Организациях критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации.
5. Цель и задачи педагогической диагностики
(оценка индивидуального развития)
5.1. Цель оценки индивидуального развития – выявление результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования.
Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников по образовательным областям
Проведение анализа изменений в развитии воспитанников
Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в ДОУ
Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника
5.3. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со сверстниками, с взрослыми.
5.4. Мониторинг направлен на отслеживание результативности дошкольного образования, а именно:
5.4.1. Качества результатов деятельности педагогического коллектива, выявление степени решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе воспитания, степени готовности ребенка к школьному обучению;
5.4.2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении:
5.5. Качества условий деятельности дошкольного образовательного учреждения:
6. Объекты мониторинга
6.1. Объектом мониторинга являются:
физические качества детей — качества, характеризующие физическое развитие детей (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физические показатели;
личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие;
интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта);
знания умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка.
6.2. Предметом мониторинга являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
7. Средства и методы сбора информации
7.1 Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
7.2 В работе по проведению оценки индивидуального развития воспитанников используются следующие методы:
наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения);
анализ продуктов деятельности;
7.3 Требования к собираемой информации:
8. Организация проведения педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития)
8.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы.
8.2. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребёнка в Учреждении (с 7.00 до 17.30, исключая время, отведённое на сон).
8.3. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдения, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики её развития.
8.4. Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами Учреждения заместителю заведующего по методической и воспитательной работе. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.
8.5. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию оценивается по 5-ти балльной шкале:
5 баллов – высокий уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
3 балла – средний уровень развития
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
1 балл – требуется внимание специалиста.
9. Права и обязанности
9.1. Педагогические работники имеют право выбирать методы и формы сбора информации;
9.2. Директор МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ», заместитель директора по дошкольному образованию имеют право рекомендовать по итогам оценки индивидуального развития детей представление опыта работы сотрудника на МО детского сада и районном методическом объединении;
9.3. Каждый педагогический работник, проводящий оценивание индивидуального развития детей обязан:
тактично относится к каждому ребенку;
ознакомить с результатами родителей;
9.4. Несет ответственность за:
качество проведения процедуры (сбор, обработка, анализ, хранение результатов);
срыв сроков проведения мониторинга и оформления отчетной документации;
10. Контроль
Контроль проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) осуществляется директором МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ» и заместителем директора по дошкольному образованию.
11. Отчётность
Воспитатели разновозрастной группы в конце года сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами заместителю директора по дошкольному образованию, который осуществляет сравнительный анализ педагогической диагностики, делает вывод, определяет рекомендации педагогическому проектированию.
12. Документация
12.1. Материал оценки индивидуального развития, пособия для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой..
12.2. Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития оформляются в единую папку и хранятся в методическом кабинете.
13. Срок действия положения
13.1 Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
13.2 Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение «О системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО» могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения директором МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ».
Источник
По каким критериям оценить развитие сотрудника?
Все чаще руководители задумываются о том, что не только экономические показатели являются критериями эффективной деятельности компании. Безусловно, такая тенденция похвальна. Российский бизнес уже пришел к пониманию того, что работник — это именно тот потенциал, который может принести доход.
Но как руководителю понять, что работник развивается?По каким критериям оценить развитие сотрудника? Попробуем структурированно разобраться в этом вопросе
Для того, чтобы понимать, что требуется от работников и как оценить его развитие, компания должна учесть следующие основные моменты подготовительного этапа разработки критериев для оценки эффективности работы работников:
1) Прежде всего руководству необходимо объективно подойти к тому, а если в компании вообще условия для роста работников. Мы можем сколько угодно требовать от работника повышать свой уровень, но зоны для такого развития просто не создаем. Условно говоря, должен быть эффект «Дашь-на дашь», то есть Вы работнику — условия и возможности для развития, он Вам — показатели по установленным критериям.
2) Необходимо понимать, что программа критериев оценки работников должна вписываться в те бизнес-процессы, которые у Вас построены. Кроме того, немаловажную роль играет и тот рынок, на котором вы развиваете свою деятельность (например, если мы говорим о работниках производства — это одни критерии, если же речь идет о консалтинговой компании — то здесь и критерии иные).
3) Разрабатывать критерии нужно именно для должности, а не для конкретного человека. Именно на этом зиждется фактор беспристрастности и объективности оценки. Ведь Ваша цель – вывести компанию на более высокий уровень и если Вы будете учитывать личные отношения с конкретными работниками, то ни о какой эффективности программы построения критериев речи идти не может
4) Учитывая, что работодатель хочет, чтобы работник был перед ним как «открытая карта», то и критериев для оценки всегда хочется установить как можно больше. В данном случае, конечно, стоит определиться с тем, какие критерии являются первостепенными для достижения поставленных целей, а какие мы можем отодвинуть на второй план. Для этого условно можно разработать шкалу важности (например, от 1 до 10), либо указать уровень важности (например, высокий, средний, малозначительный) и т.д.
5) Каждый критерий должен быть подробно расписан. Это нужно для того, чтобы работник понимал, какие результаты от него ожидают. Не менее важны такие критерии и для работодателя, чтобы оценка была обоснованной и объективной.
6) Методы оценки. Здесь Вы можете использовать как один наиболее подходящий Вам метод, так и несколько методов в сочетании. Например, тестирование, метод « 360 градусов», ассесмент-центр (или центр оценки) и др.
7) Помните, что разработав программу критериев оценки персонала, ее должен утвердить руководитель организации.
Итак, разобрав подготовительный этап, рассмотрим одни из самых распространенных критериев, по которым можно оценить работника. Как отмечалось выше, прописывая программу критериев, важно понимать: для работников какой сфера деятельность они устанавливаются.
Пример — Менеджер по продажам. По каким критериям оценить развитие сотрудника отдела продаж?
- Качество и объем выполняемой работы.
Устанавливая такой критерий, Вам необходимо раскрыть, что понимается под «качественным» выполнением работы, поскольку понятие «качество» является достаточно субъективным. То, что для работника будет являться «качественным выполнением работы», для работодателя – «Некачественное выполнение работы». Для того чтобы не допустить разночтение критерия и предотвратить споры в будущем, его нужно подробно описать.
- Саморазвитие.
Работодатель, безусловно, заинтересован в том, чтобы работник саморазвивался, причем как в плане профессионального роста, так и личностного. Описание данного критерия может быть самым разным: это и участие в круглых столах, и публикации в печатных изданиях, и участие в теле- радиоэфирах в качестве эксперта по вопросам, связанным с рынком, на котором компания осуществляет свою деятельность, и повышение квалификации и т.д.
- Клиентоориентированность
Для Менеджера по продажам, это вероятно, один самых показательных критериев. Поскольку клиенты бывают разные, то содержанием такого критерия может быть, например, «умение тактично преодолевать возражение клиента», или «наличие навыков подхода к каждому клиенту». Опять же, когда мы говорим о навыках подхода к клиенту, то желательно, чтобы они были прописаны в локальных нормативных актах компании.
- Инновации.
Такой критерий может включать в себя новые идеи работников по организации трудового процесса, и предложения по усовершенствованию работы отдела и компании в целом, (например, разработка новой стратегической программы по привлечению клиентов).
- Результативность.
Немаловажный критерий. Работодателю важно видеть именно результат. Под результативностью можно понимать в совокупности «выполнение работы согласно установленному графику», «соблюдение сроков выполнения работы», «отсутствие замечаний со стороны руководителя» и др.
- Командность.
Нельзя отрицать, что конкурентность на рынке продаж очень высокая, в том числе и среди коллег одной компании. Однако зачастую многие проекты выполняются группами работников, да и микроклимат в компании немаловажен – и это уже задача руководства. Именно для этого вводится такой критерий как «командность». В его содержание может входить: достижение поставленных целей совместно с коллегами, распределение проектов внутри отдела по профилю с целью качественного и своевременного выполнения работы, взаимовыручка (но не перекладывание задач), применение коммуникативных навыков в работе с коллегами, ответственность друг перед другом и др.
- Дисциплина.
Неоспоримый факт, что эффективность работы зависит, в том числе и от дисциплины работников. Это именно тот критерий, который чаще всего нарушается. Например, опоздания или невыход на работу по неуважительным причинам. При нарушении дисциплины труда, работодатель может применить дисциплинарное взыскание к работнику в виде замечания, выговора и даже увольнения при соблюдении установленного законом порядка.
Это лишь наиболее общие критерии. Безусловно разрабатывая свою программу критериев оценки работников под те позиции, которые есть у Вас в компании, у Вас будут иные как сами критерии (поскольку многое зависит и от рынка, на котором Вы развиваетесь), так и их описание.
Разработав систему критериев оценки работников, им нужно правильно ее преподнести. Не все готовы к изменениям, более того – в умах работников закрадывается логичный вопрос: «А с чего вдруг и с какой целью проводится оценка меня, как работника?» и догадки у работников самые разные, а самые крайние — «Это точно, чтобы меня уволить». Все эти домыслы приводят к тому, что эффективность работы падает, потому что мысли работника совсем не в работе.
Вот как раз для того, чтобы предотвратить все эти «волнения», а в некоторых случаях и «бунт на корабле», необходимо всех работников, на которых будут распространяться эти критерии ознакомить под роспись с локальным нормативным актом, в котором они будут закреплены. Такое требование установлено ст. 22 Трудового кодекса РФ.
Мы рассмотрели основные моменты, связанные с и критериями оценки работника. И если после этого Вы задаете себе вопрос: «А для чего это нужно моей компании?», то ответ на поверхности: «Четкая систематизированная программа оценки критериев эффективности работника, построенная на принципах объективности и обоснованности применяемых критериев, позволит Вам выстроить стратегию развития Вашей компании и, конечно же, понять, кто же в итоге сможет привести ее на пьедестал».
Источник
Критерии оценки результатов.
Поэтому, приступая к опытно-экспериментальной части исследования, необходимо самым серьезным образом подойти к подбору критериев оценки эффективности предполагаемых педагогических инноваций. Еще до проведения основного эксперимента, основного этапа опытной работы и т.д. необходимо точно определить и проверить «работоспособность» критериев оценки эмпирических данных, по предварительным результатам прикинуть, какой контингент опрашиваемых или обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в опытно-экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные окончательные результаты.
Критерии должны удовлетворять, в частности, следующим признакам:
Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в педагогике), позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок разными людьми.
Критерии должны быть адекватными, валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить. Сегодня, в связи с повсеместным распространением и утверждением педагогики развития личности это требование тем более актуально, что мы весьма посредственно умеем оценивать уровень знаний и умений учащихся, но практически совершенно не умеем оценивать уровень развития тех или иных способностей, личностных качеств, а часто даже не знаем — какие способности и качества надо оценивать. Особенно остро требование адекватности
критериев стоит перед исследователями, занимающихся проблемами воспитания молодежи.
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям.
Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса. Для многих педагогических исследований этот момент оставляет желать лучшего. Так, например, в связи с введением аттестации педагогических работников некоторые специалисты предлагают для учителей математики, физики разработать систему тестов, позволяющих оценивать их умение решать математические и физические задачи — это и будет якобы критерием квалификации учителя. Наверное, это должен быть лишь один из критериев, поскольку, помимо профессиональной математической подготовки, подготовки по физике учитель должен еще владеть и педагогическим, методическим мастерством, что в данном случае остается без внимания.
Рассмотрим теперь некоторые типичные ошибки в определении критериев оценки эффективности педагогических инноваций.
В частности, вполне очевидно, что оценить уровень сформированности тех или иных знаний, умений, каких-то качеств личности учащихся, студентов можно лишь в процессе каких-либо определенных действий, совершаемых этими учащимися, студентами, когда они активно могут проявить эти знания, умения, качества личности. Поэтому, например, такой «критерий» как результаты анкетирования студентов по окончании эксперимента «какая музыка вам нравится больше — эстрадная или классическая?» (изучалось воспитание эстетического вкуса студентов) — вряд ли может о чем-то говорить. Ведь студенты, зная, какой ответ от них хотят получить, могут просто «подыграть» преподавателю, экспериментатору. Или же «критерий» — ответы учащихся на вопрос — «понравились ли занятия по основам информатики и вычислительной техники?» Ведь, во-первых, учащиеся могут «подыграть»
спрашивающему, а во-вторых, наверное, не всегда учение может и должно нравиться — также как горькое, но необходимое лекарство для больного.
Еще один типичный случай — изучалась подготовка студентов педагогического вуза к ведению профориента- ционной работы со школьниками — уровень готовности студентов к этой работе оценивался преподавателями кафедры педагогики по итогам теоретических занятий. Эта оценка чисто умозрительная.
Или же «критерий» — ответ на вопрос, нередко обращаемый к преподавателям — участникам опытно- экспериментальной работы: «Надо ли применять такие занятия?» Положительный ответ на него позволяет, возможно, судить о готовности тех или иных научно- методических разработок к внедрению в практику обучения и воспитания, но вряд ли может выступать основным критерием эффективности результатов научного исследования.
Наиболее часто встречаются случаи, когда в качестве критерия выделяются определенные уровни сформирован- ности каких-либо качеств личности учащихся, например, моральной ответственности, эстетической культуры, гума-нистических отношений и т.п., или уровни овладения какой-либо деятельностью (профессионального мастерства, управления педагогическим коллективом и т.д.). Как правило, выделяется три таких уровня: низкий, средний и высокий. Или выделяется большее число градаций, допустим: нулевой, низкий, средний, достаточный, высокий и т.д. Естественно, в силу сложности педагогических явлений, процессов выделение каких-то уровней в качестве критерия оценки вполне правомерно. Но беда в том, что выделяя чисто умозрительно, субъективно подобным образом уровни: низкий, средний, высокий, — экспериментатор сам же произвольно и оценивает, относит учащихся к тому или иному уровню. Таким образом ни о какой
объективности критерия и достоверности результатов здесь речь идти не может.
Другое дело, если вводятся уровни качественно, принципиально отличные один от другого по какому-то определенному основанию классификации. Например, для оценки овладения учащимися знаниями нередко используются четыре уровня, предложенные В.П. Беспалько (См. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж. — 1977. — 304 с.): первый уровень — знания- знакомство — узнавание объектов, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации; второй уровень — знания-копии — предполагает репродуктивное воспроизведение и применение полученной информации; третий уровень — предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности; четвертый уровень — знания-трансформации — предполагает возможность творческого применения полученной информации посредством самостоятельного конструирования собственной деятельности.
При грамотном построении оценочных процедур в этом случае знания каждого учащегося вполне однозначно могут быть отнесены к тому или иному определенному уровню.
Критерии оценки педагогических явлений могут быть качественными и количественными.
О величинах и шкалах их измерения стоит поговорить особо. Понятие «величина» определяется следующим образом: величина есть мера множества, относительно элементов которого имеют смысл утверждения — больше, меньше, равно. Естественно, не на всяких множествах может быть задана величина, мера. Например, утверждение, что учащийся Иванов равен учащейся Петровой (не путать с равноправием!) смысла не имеет, т.к. каждый человек — неповторимая личность. Но, например, утверждение, что рост, вес учащегося Иванова больше
(меньше, равен) росту Петровой имеет уже вполне определенный смысл: рост и вес здесь выступают величинами.
Величина задается той или иной шкалой измерений, оценки. Шкала измерения — это числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений, процессов переведены в свойства того или иного числового ряда. Шкала измерений делится на четыре основных класса:
Источник
Критерии оценки личностных результатов
статья
В образовательной системе XXI века отчётливо прослеживается ориентация на личность как субъект деятельности, на развитие способности обучаемого к преобразованиям и самореализации. Так в Федеральном государственном стандарте делается акцент на становлении личностных характеристик выпускника основной школы. Действительно, в современном обществе более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Отсюда и запрос родителей смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям. При всём значении предметных образовательных результатов школа никогда не ориентировалась исключительно на эти результаты, поскольку само школьное образование всегда рассматривалось как средство формирования личности. Важна прежде всего личность и происходящие в ней в процессе обучения изменения. Поэтому главными результатами школьного образования считались и считаются результаты, которые можно определить как личностные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii-otsenki-lichnostnyh-rezultatov.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки личностных результатов
Крышкова Лариса Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
В образовательной системе XXI века отчётливо прослеживается ориентация на личность как субъект деятельности, на развитие способности обучаемого к преобразованиям и самореализации. Так в Федеральном государственном стандарте делается акцент на становлении личностных характеристик выпускника основной школы. Действительно, в современном обществе более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Отсюда и запрос родителей смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям. При всём значении предметных образовательных результатов школа никогда не ориентировалась исключительно на эти результаты, поскольку само школьное образование всегда рассматривалось как средство формирования личности. Важна прежде всего личность и происходящие в ней в процессе обучения изменения. Поэтому главными результатами школьного образования считались и считаются результаты, которые можно определить как личностные. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время. Значит, одной из ключевых проблем стала проблема создания системы отслеживания личностных результатов учащихся, которая позволит «видеть» личностный рост школьника, планировать деятельность по развитию качественных новообразований, происходящих в нём. Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Итак, основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных действий, включаемых в следующие три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: 1)характеристику достижений и положительных качеств учащегося; 2) определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка; 3) систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Оценивать личностный рост обучаемого крайне сложно. Среди основных принципов создания системы оценивания достижений учащихся назван принцип критериальности : контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам . Критерий – это своеобразный эталон, составляющий основу оценочной деятельности . Для выявления личностных результатов предлагаются следующие критерии оценки уровней их сформированности. Их можно представить так: 1)понимаю; 2)стремлюсь; 3)делаю. Первый уровень : у учащихся имеется ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека, в отношении с другими людьми, понимание собственной ответственности за судьбу Отечества. Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится осуществить нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм. Третий уровень свидетельствует о том, что у учащихся наблюдаются самостоятельные поступки на основе морального выбора и этических норм; ответственность за последствия совершаемых поступков, потребность к саморазвитию и самосовершенствованию.Итак, оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит поднять эффективность работы.
Личностные действия определяют мотивационную ориентацию. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Рассмотрим оценивание личностных результатов действий смыслообразования.
Личностные универсальные действия
Основные критерии оценивания
Мотивация учебной деятельности
— сформированность познавательных интересов
— интерес к новому
— сформированность учебных мотивов
— стремление к самоизменению- приобретению новых знаний
— сформированность социальных мотивов
При оценивании предметных результатов учащихся используется «Тематический оценочный лист», который заполняется по мере изучения темы, и каждый учащийся может анализировать проделанную работу, искать пути получения дополнительных баллов, что приводит к активизации поиска новых знаний. Следовательно, использование «Тематического оценочного листа» направлено на усиление мотивации учебного труда, повышение ответственности учащихся за качество приобретаемого ими образования. Перед изучением темы оговариваются все виды деятельности, предусмотренное количество баллов и критерии оценивания. Например:
Источник