Почему Александр I не смог отменить крепостное право

Крестьянский вопрос в 19 веке: этапы его решения.

Решение крестьянского вопроса являлось важнейшим условием перехода России к индустриальному обществу.

Первым этот вопрос попытался решить император Павел I, издав указ о трехдневной барщине (1797). Указ был призван прекратить практику обезземеливания крестьян, которые превращались в подневольных работников. Также были проведены меры по улучшению жизни казенных крестьян, была увеличена норма их надела.

Ряд попыток реформировать положение крепостных предпринимал и Александр I. В 1801 г. был издан указ, разрешавший покупать земли купцам, мещанам, государственным и удельным крестьянам. Этой мерой ликвидировалось монопольное право дворянства на владение землей. В 1803 г. вышел указ «о вольных хлебопашцах». В нем разъяснялся законный отпуск на волю крепостных крестьян с землей по инициативе помещика. Землевладелец мог заключить договор с крестьянином, по которому тот обязывался выплачивать выкуп в рассрочку и получить надел земли. Это был законный способ отпустить крестьян на волю. Данный указ обозначил две тенденции: во-первых, власть не являлась барьером для ограничения крепостного права; во-вторых, правительство надеялось на «просвещенность» дворянства, на его сознательность. Однако этот указ никак не повлиял на крепостническую систему, так как им воспользовались единицы. В 1809 г. был введен запрет на ссылку в Сибирь крепостных без суда и следствия, но в 1822 г. Александр I снова ввел это положение.

В целом в годы ‘его царствования предлагалось много проектов по решению крестьянского вопроса. Пиком создания проектов стал 1810 г. Эти проекты бурно обсуждались в правительстве. Известный своими либеральными взглядами Н.Мордвинов выступал за освобождение крестьян без земли, да еще за деньги. Более практичным было предложение А.Аракчеева, который предлагал постепенно выкупать у помещиков крестьян и землю на государственные деньги, предусмотрев для этого ежегодные бюджетные -отчисления. Крестьяне получали небольшие наделы по 2 десятины, малоземелье вынуждало бы их арендовать землю у помещиков, что обеспечило бы приличный доход ее владельцам. Сходный план был предложен Канкриным. Проект Гурьева. предусматривал создание капиталистических сельских хозяйств фермерского типа.

В 1811 г. дворяне Эстляндии предложили императору отменить крепостное право в их губернии. Но война с Наполеоном и заграничные походы прервали работу комиссии по этому вопросу. Работа возобновилась лишь в 1816 г. В 1817 г. аналогичные положения были разработаны для Курляндии и Лифляндии. Личная зависимость остзейских крестьян была отменена, но им было запрещена переселяться в города или другие земли. Помещики должны были предоставить крестьянам земли в аренду. Землевладельцы могли согнать крестьянина с земли, которую тот обрабатывал, но не могли присоединить этот участок к своей земле, его следовало сдать в аренду другому крестьянину. Для России эта реформа была слишком радикальной.

Николай I, хотя и считается традиционно реакционером, также предпринял ряд шагов в направлении смягчения крепостного права. В 1842 г. был принят Закон «Об обязанных крестьянах», который предоставлял право помещикам добровольно заключать с крестьянами соглашения о прекращении личной зависимости и о предоставлении им земельных наделов, за которые крестьяне должны были нести определенные повинности и платить оброк. Но этим нормативным актом мало кто воспользовался. В 1847 г. в Киевской, Волынской и Подольской губерниях были введены так называемые инвентарные правила, по которым определялось то количество земли, которое помещики должны были предоставить крестьянам, и устанавливались размеры крестьянских повинностей. За годы царствования» Николая I было запрещено отдавать крестьян на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, конфисковывались дворянские имения за жестокое обращение с крестьянами, а также изымались усадьбы у польских землевладельцев, участвовавших в восстании 1830-1831 гг., продолжалась покупка имений казной.

В 1848 г. был издан указ, позволявший крепостным выкупаться во время продажи имений с торгов без согласия помещика. Но революционные события в Европе 1848 г. резко изменили курс правительства с охранительного на реакционный. Поэтому в 1849 г. этот указ был исправлен — крестьяне могли выкупаться во время продажи имений с торгов, но уже с согласия дворян.

Важнейшим преобразованием стала реформа государственной деревни (1837-1841), которую провел П.Н.Киселев. Центральным органом управления государственными землями стало Министерство государственных имуществ и V отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, а на местах — палаты государственных имуществ. Все государственные земли были поделены на округа государственных крестьян с окружными начальниками во главе. На местах вводились органы крестьянского самоуправления. Первой инстанцией был сельский сход, затем волостной. На сходе выбирался сельский старшина, который затем утверждался Государственными органами. Оброк был заменен земельно-промысловым сбором, прекращалась сдача государственных имений в аренду частным лицам. В государственной деревне устраивались магазины, школы, больницы. Это Министерство курировало размежевание земель, выделение дополнительных наделов для малоземельных и т.д. Таким образом, к моменту отмены крепостного права государственные крестьяне оказалось в гораздо лучшей ситуации, чем частновладельческие. Положения этой реформы легли в основу устройства крестьянского сообщества после 1861 г.

По окончании Крымской войны и воцарении в 1855 г. императора Александра II в России начался новый период истории, названный «эпохой освобождения», эпохой великих реформ. Царь принял империю не в лучшем виде: государственный долг составлял 1264 млн. руб., большая часть которого была внешним долгом, существовал хронический дефицит государственного бюджета. Престиж страны в мировом сообществе сильно пошатнулся в связи с поражением в Крымской войне, российская экономика была несравнима с европейской, особенно в том, что касалось индустриальных факторов. Только в России, да еще в южных штатах США использовался подневольный труд. Средняя продолжительность жизни в России в середине ХIХ века составляла 24,6 лет у мужчин и 27 лет у женщин, тогда как в Великобритании — 40 лет, в США и Франции — 38 лет. Без реформ поднять уровень жизни большинства подданных Российской империи, укрепить престиж державы, и подтолкнуть развитие экономики было не возможно. Правительство понимало, что равноправное партнерство с Западом невозможно без отмены крепостного состояния крестьян, создания сети железных дорог, развития металлургии, машиностроения и топливной промышленности на том же, что и в Европе, техническом организационном уровне, тем же хозяйственным способом (с использованием наемного труда и частного капитала). В то же время Александр II и российское правительство надеялись на создания хозяйства, в котором можно было избежать отрицательного опыта Европы — конкуренции, спекуляции, кризисов, социальных конфликтов, а также сохранить незыблемым политический (монархия) и аграрный (помещичье землевладение) строй. Стремление: соединить в политике эти противоположные цели и было стержнем нового периода.

19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифесту законоположения, касавшиеся отмены крепостного состояния частновладельческих крестьян. Основные положения крестьянской реформы сводились к следующему.

1. Крестьяне получали личную свободу и гражданские права бесплатно, объединялись в сельские общества и могли сообща решать хозяйственные вопросы на сельских сходах.

2. Вся земля в имениях признавалась помещичьей. Крестьяне продолжали пользоваться ею (на условиях барщины и оброка).

3. Это состояние признавалось временным, а крестьяне временно обязанным и до тех пор, пока они вместе с помещиком не составят уставную грамоту, в которой зафиксируют условия перехода земли в общекрестьянскую собственность. За введение этих грамот отвечали мировые посредники, специально назначавшиеся Сенатом из числа местных помещиков.

4. Реформа определяла средние нормы работ для временнообязанного крестьянства (на барщине 40 мужских и 30 женских дней в году, причем 2/3 нужно было отработать летом не менее 12 часов в день). Сумма оброка дифференцировалась по районам; в среднем по стране она составляла 10 руб.

Читайте также:  Тест на понимание косвенной речи

5. В уставной грамоте закон обязывал отметить, что усадьба вместе с надворными постройками обязательно должна перейти в собственность крестьянина, а пахотные угодья по договоренности. При этом не менее 10 лет крестьяне, дабы не нанести резкого урона сложившемуся хозяйству, должны были работать на помещика.

6. Российские крестьяне могли рассчитывать на получение надела из помещичьей земли только в общественную собственность. Условия индивидуального выкупа не оговаривались.

7. Размер надела определялся по плодородию почвы. На получение земли могли рассчитывать только домохозяева, т.е. мужчины. Вся территория империи делилась на три зоны: черноземную, нечерноземную и степную. Так были учтены противоречивые интересы помещиков, которые вели хозяйства разных типов. В каждой зоне определялась «вилка» надела, крайние границы которой зависели плотности населения в данной местности и от размера помещичьего имения (по закону у собственника нельзя было отчуждать более 3/5 имения). «Вилка» для нечерноземной полосы составляла 3-7 лес., для степной – около 10 дес, а для черноземной — 2,7-6 дес. Все отношения по поводу размера и выкупа земли решались не индивидуально, а через общину. В итоге в нечерноземных малодоходных землях в пользовании крестьян осталось почти столько же земли, сколько было и до реформы, или чуть больше. А черноземных губерниях помещики отрезали в свою пользу чacть бывшей надельной земли крестьян. Здесь крестьянское землевладения оказалось меньше дореформенных наделов.

8. Следующая часть законоположений касалась выкупа земли. Временнообязанные отношения должны были закончиться, по мнению правительства, выкупной сделкой между помещиком и крестьянином. Общая стоимость надела определялась по капитализированному оброку, что означало, что помещик должен был иметь доход от капитала, полученного за землю, в том же размере, что доходит крестьянина прежде. Если в среднем по России он равнялся 10 руб., то при тогдашних процентах в Госбанке (6%) он приравнивался к 6% а совокупная стоимость земли определялась -как 100%. Пятую часть от этой суммы крестьянин, по договоренности с помещиком, могли либо отрабатывать в течение 10 лет, либо заплатить. Поскольку заплатить такую сумму крестьяне не могли, большую часть (80% стоимости земли) выплакивало за крестьянина государство. Причем из этой суммы вычитались все прежние долги помещиков государству. Крестьяне возвращали эту часть денег уже не помещику, а государству с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет.

Проводимая реформа носила компромиссный характер: она сохраняла в уменьшенном размере помещичью собственность, постепенно создавала новую — общинное землевладение крестьян. Так как размеры общинного землевладения были определены на имевшееся в 1861 г. крестьянское население, реформа разрешала аграрный вопрос в стране. Но в перспективе, с ростом крестьянского населения, вопрос о земельном переустройстве вновь вставал в повестку дня.

Реформа 1863 г. решала судьбу удельных крестьян, бывших в собственности царского двора с 1797 г. Крепостными они не считались уже с 1858 г., но несли многочисленные повинности, как и в прежние времена. По данной реформе удельные крестьяне должны были в течение 49 лет выкупить землю в собственность. Размеры Надела для них были большими, чем у помещичьих крестьян, тот размер, которым они пользовались в 1861 г., признавался минимальным. Крестьянские повинности сохранялись в прежнем размере.

В 1866 г. решалась судьба государственных крестьян. С 1840 г. они пользовались государственными землями в размере около 8 две., платили промысловый и земельный налоги, в отличие от остальных категорий крестьянства, обложенных подушным налогом. По новой реформе государственные крестьяне признавались наследственными владельцами земли без права ее продажи.

Более поздние законы 1866-1870-х определяли судьбу крестьян национальных окраин России.

Источник



964,Крестьянский вопрос: выкладываем по порядку

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Освобождение крестьян и этапы решения крестьянского вопроса в России

Первые попытки решить крестьянский вопрос были предприняты при Павле 1, издавшим ряд законов, которые ослабляли влияние феодала и давали крестьянам определённую свободу. Однако заниматься крестьянским вопросов всерьёз начал только Александр 1.

Цели и задачи

Цели и задачи реформы управления государственными крестьянами:

  • Систематизировать налоговые сборы в деревнях
  • Увеличить благосостояние крестьян и улучшить условия их жизни
  • Показать помещикам пример эффективного управления в деревне и «нового» отношения к крестьянам.

Крестьянский вопрос в России был острым. Николай 1 понимал, что его нужно решать, но понимал он и другое — в стране произошли большие потрясения, а отмена крепостного права может вызвать волну негодования помещиков, что пошатнет позиции самодержавия. Поэтому был избран путь наименьшего сопротивления. Было решено реформировать государственную деревню, чтобы показать пример помещикам. Для реализации реформы был выбран генерал Павел Дмитриевич Киселев, которого Император называл «начальником штаба крестьянской армии».

Крестьянский вопрос при Александр 1

1801 год — указ, дающий помещикам, купцам и удельным крестьянам вне городов покупать землю.

1803 год – указ «о вольных хлебопашцах», дающий право крестьянину уйти со службы барину (раскрепоститься) вместе с частью земли. Крестьянин должен был уплатить большой откуп за землю, но это уже был большой шаг, так как крестьяне перестали быть безусловно зависимыми и имели шанс обрести свободу.

1809 год – указ, запрещающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь без суда.

Согласно сведениям учёных, Александр даже давал приказ своим законотворцам разработать проект отмены крепостного права. К сожалению, тяжёлое экономическое положение в 1810-1816 годах привело к тому, что часть законов были отменены, а продажа крестьян между помещиками возобновилась с новой силой.

Несмотря на то, что многие законы были отменены, все же реформы Александра дали первый толчок к отмене крепостничества и решению проблем крестьянского вопроса. Прогрессивная часть населения вовсю занимались проблемами решения крестьянского вопроса и предлагали различные меры.

Суть реформы

В апреле 1836 года начало работу 5 Отделение при Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Возглавил его Киселев, а работу контролировал лично Николай 1. Подготовка заняла меньше года, и уже в 1837 году началась реализация.

Реформа Киселева предполагала следующие изменения в деревне:

  • Управление деревней перешло под контроль Министерства Государственного имущества. До этого деревней управляло Министерство Финансов.
  • Создание системы крестьянского самоуправления на местах. Избирались старшины, сотские и десятские, которые должны были решать важнейшие для деревни и ее жителей вопросы.
  • Размежевание земли. Главное — должны были исчезнуть малоземельные крестьяне. Киселев планировал, чтобы у всех крестьян были примерно равные возможности.
  • Систематизация начисления и сбора налогов в деревне.
  • Создание семейных фондов (складов). Создавались на случай неурожая.
  • Запрет продажи крестьян в розницу.
  • Строительство больниц, школ, церквей, дорог. Но только за счет деревни.

Крестьянский вопрос при Николае 1

Следующим императором, вдохнувшим новую жизнь в решение крестьянского вопроса стал Николай 1. Крестьяне снова получили право выкупиться с частью земли, был введён запрет на высылку крестьян на каторгу и в целом положение крепостных улучшилось. Именно при Николае 1 был заложен фундамент для будущего окончательного решения крестьянского вопроса и отмены крепостничества.

1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.

Читайте также:  Представление интересов в страховой компании после ДТП

1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.

1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.

1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Реформа Киселева 1837-1841 годов это пример неудачного начинания. Генерал планировал изменить деревню и решить проблемы крестьян только на дисциплине и организации. Получилось все наоборот. Результаты реформы управления государственными крестьянами можно свести к следующему:

  • Управление деревней сильно расширило чиновничий аппарат. Деревни должны были сами его содержать.
  • Налоги, как и предполагалось, были систематизированы, но очень сильно вросли. Как следствие крестьянские бунты государственных деревнях в 1841-1843 годы.
  • Полнейший контроль полицейского-бюрократического аппарата за деревнями.
  • Начался чиновничий произвол и взяточничество, особенно в период размежевания земли.

Здесь очень важно понимать, что после реформы Киселева местные чиновники заменили крестьянам помещика. Были при этом и некоторые положительные моменты:

  1. Исчезли малоземельные крестьяне. После реформы земельные наделы крестьян были приблизительно равны.
  2. Земли крестьян были полностью защищены от разграбления помещиками. Но от чиновничьего произвола защиты не было.
  3. Появилась теоретическая возможность формирования зажиточных крестьян.

Главный же итог реформы 1837-1841 годов в том, что она пыталась решить очень сложный вопрос без кардинальной перестройки системы. Эта же проблема возникла и при отмене крепостного права 1861 года. Решение крестьянского вопроса без пересмотра системы управления ими и системы жизни крестьян — это была утопия. Формально систему управления Киселев попробовал изменить, но создание новых Министерств и замена помещиков на чиновников, проблему не решало. Наоборот, проблема только усугублялась.

Крестьянский вопрос при при Александре 2

В результате революции, буржуазной и промышленной, император подписал указ, согласно которому крепостничество считалось изжившей себя системой. Крепостное право было полностью отменено в 1861 году.

Источник

Крестьянский вопрос в период правления Александра I

XIX век для России был веком, когда господствовал феодальный способ производства. Уже тогда было ясно, что крепостническая система больше не была способна на прогресс и развитие; она могла лишь разлагаться и деградировать. Поэтому было необходимо принимать меры по решению крестьянского вопроса. В решение данной задачи каждый из царей Романовых в XIX веке внес свою лепту. Мы же выясним, какую роль в этом сыграл император Александр I.

Почему назрела необходимость отмены крепостного права

В конце XVIII века крепостное право достигло своего апогея. Степень эксплуатации достигла такого уровня, за которым следует разложение и деградация крепостнического хозяйства. Это подтверждается и тем, что сам Александр I называл крепостное право рабством и о необходимости его отмены говорил в кружке своих единомышленников и приятелей – Негласном комитете.

К тому времени крепостной труд был непроизводителен, в этом плане наемный труд был намного эффективнее. К тому же, в начале XIX века в Англии началась промышленная революция, которая резко повысила темпы роста промышленного производства.

В этих условиях Россия рисковала стать неконкурентоспособной на европейском рынке. Поэтому уже к тому времени отчетливо назрела необходимость отмены крепостного права в России и развития промышленного производства. Это значит, что стране было необходимо перейти на капиталистические рельсы.

Реформы и мероприятия по решению крестьянского вопроса

Естественно, царь, осознавая необходимость отмены крепостного права, так или иначе старался решить крестьянский вопрос, проводил конкретные мероприятия и вводил новые указы. Уже в 1803 г. был введен указ о «вольных хлебопашцах», который давал право дворянам освободить крестьян с землей, но за выкуп. Этот указ носил рекомендательный характер. По данным историка Леонида Кацва, вследствие этого указа было освобождено всего 0.5% крестьян от общего числа крепостных.

В 1809 году Александр I ввел указ, согласно которому помещики теряли право ссылать своих крепостных в Сибирь. Однако в 1822 г. было введено положение, которое восстановило это право. В 1816-1819 гг. царь отменил крепостное право в Прибалтике, причем об этом ходатайствовали сами прибалтийские помещики, которые, вероятно, осознавали непроизводительность крепостного труда. Однако на деле никакого освобождения не произошло. Вся земля становилась собственностью помещиков, крестьяне земли не получили; чтобы не допустить массового оттока крестьян в города, им запретили покидать пределы волости (позже – уезда, губернии).

Крестьяне могли заключить договор аренды с помещиками, но арендные соглашения никак не регулировались законом, поэтому этот вариант был для крестьян разорительным. Возможно, эта мера все-таки была в какой-то мере прогрессивной, одна она была введена только на части территории Российской империи, поэтому говорить об изменении экономической системы в целом не приходится.

Резюмируя все вышеизложенное, мы можем твердо установить, что Александр I не смог сделать ничего, что бы приблизило Россию к отмене крепостного права.

Почему Александр I не смог отменить крепостное право

В первой половине XIX века в России в среде помещиков все еще были сильны крепостнические настроения. Поэтому у Александра I почти не было сторонников в дворянской среде. Царь просто не нашел поддержки в помещичьей среде, которая была максимально заинтересована в сохранении крепостного права.

Как говорил Энгельс, государство – это организация имущего класса для защиты его от неимущего. Соответственно, Александр I, не отменив крепостное право, просто исполнил волю правящего класса – помещиков.

В России на тот момент не было таких общественных сил, которые могли бы выступить за отмену крепостного права. Поэтому царю просто не на кого было опереться. «Некем взять», — жаловался он. Как отмечал сам Ключевский, Александр I вынужден был следовать воле дворян, поэтому и ввел в действие Жалованную грамоту дворянству, некогда отмененную Павлом I, и не отменил крепостное право.

Роль Александра I в решении крестьянского вопроса

В целом, Александр I не сыграл значительной роли в решении крестьянского вопроса. Его меры были половинчатыми, не меняли экономической конъюнктуры в целом. В XIX веке назрел момент, когда необходимость отмены крепостного права стала очевидной.

России было необходимо перейти к новому общественному строю, а царь должен был дать толчок социально-экономическому развитию страны. Однако Александр I не рискнул воспротивиться воле помещичьего класса. Но осуждать царя за это не стоит: в тех условиях отменить крепостное право было действительно тяжело, т.к. пойти наперекор дворянству – социальной опоры царя — в то время было невозможно.

Источник

Попытки решения крестьянского вопроса

По указу 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных крестьян на заводы. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крепостных с публичного торга, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. В 1841 г. было запрещено дворянам, не имевшим имений, покупать крестьян без земли. В число мер, направленных на некоторое смягчение крепостного права, входили: указ 1828г., ограничивавший право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению, предоставление указом 12 июня 1844 г. помещикам права отпускать дворовых на волю по обоюдному с ними договору, указ 1853 г. запрещал сдавать в аренду помещичьи населенные имения недворянам.

Читайте также:  Народные восстания 17 века в России Таблица

Предпринимались и попытки более общего подхода к решению проблемы крепостного права, для чего создавались специальные секретные комитеты, занимавшиеся разработкой проектов крестьянской реформы. Однако их деятельность ограничилась разработкой законов, решавших отдельные частные вопросы, а не проблему целиком.

С приходом к власти Н. I ужесточилась политика в области просвещения и печати.

В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности. Согласно «Уставу гимназий и училищ уездных и приходских», принятому в 1828 г., начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

1) для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой (чтение, письмо, четыре правила арифметики и Закон Божий),

2) для детей купцов и мещан предназначались трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история),

3) для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подготавливавшие учащихся к поступлению в университеты.

Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося.

26 июля 1835 был издан «Общий устав императорских российских университетов». Теперь университеты подчинялись попечителям учебных округов, а в некоторых районах – генерал-губернаторам. Была существенно ограничена автономия университетов. Университетские Советы могли выбирать ректора, оставались выборными и другие должности в университетах, однако, все выбранные лица должны были утверждаться министром просвещения. Помощником ректора и вторым административным лицом в университете стал назначаемый попечителем учебного округа из военных или гражданских чиновников инспектор — ранее он избирался Советом из среды университетской профессуры.

Источник

Крестьянский вопрос 19 века

К XIX веку Россия оставалась аграрной страной, в то время как в других западных странах активно начался процесс индустриализации. Особенно активно развивались Великобритания и Франция. США тоже находились на пороге новой эпохи. Российская империя же оставалась в рамках устаревшей системы, что доставляло огромные проблемы стране.

Основную массу населения России составляли крестьяне. Многие из них были в крепостной зависимости от помещиков. В связи с этим существовало несколько проблем.

Крестьяне были вынуждены основную массу времени работать на земле хозяина, что сводило к минимуму их возможности на возделывание угодий для собственных нужд, что вело к уменьшению их доходов от продаж. Поэтому крестьяне не могли разбогатеть, пока находились под властью помещиков.

Крестьяне работали на своих угодьях на протяжении нескольких веков, что сильно сказалось на плодородии почвы. А отсутствие материальных средств и неосведомленность не позволяли использовать передовые способы обработки земли. Крестьяне пользовали теми же инструментами, что и их далекие предки. Использование удобрений не было распространено. А незаинтересованность крестьян в своем труде окончательно убивала возможность хороших урожаев.

Основная масса крестьян была занята трудом на благо хозяина, а городские жители (которых было меньшинство) были либо ремесленниками и торговцами, либо богатыми жителями. Таким образом, было малое количество рабочих на мануфактурах, что сильно тормозило развитие экономики государства.

В XIX веке возникла острая необходимость решения этих проблем. Александр I начал разрабатывать способы преодоления данных трудностей. Господствующий класс общества –помещики- не хотели, чтоб кто-то преуменьшал их права, поэтому останавливали любые попытки реформ. Но начало было положено. Сначала были запрещены статьи о продаже крестьян в газетах. Но этот запрет успешно обходили.

В 1803 году был опубликован «указ о Вольных хлебопашцах». Данное постановление позволил землевладельцам отпускать своих крепостных на свободу вместе с землей за определенную плату. Однако, данной возможностью воспользовалось очень малое число владельцев крестьян. По статистике, около половины процента из всех закрепощенных крестьян было освобождено. Это крайне малая цифра, учитывая масштабы государства. Поэтому «указ о Вольных хлебопашцах» не смог решить имеющиеся проблемы крестьян.
При Александре l выдвигались многочисленные проекты освобождения крестьян. Но все они оставались на этапе планирования. Наиболее выполнимым вариантом освобождения крестьян стал проект А.Аракчеева. Он предложил выкупать крестьян за деньги государства. Для этого каждый год должна была выделяться конкретная сумма. Крестьянам выдавался бы небольшой участок земли, который был бы слишком мал для того, чтобы полноценно работать на нем. Освобожденные крестьяне были бы вынуждены арендовать землю у своих помещиков, что принесло бы им дополнительные деньги.

В 1817 году были предприняты новые попытки отмены крепостной системы в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Крестьян освободили. Они арендовали землю у помещиков, а сами были формально свободны. Но проект не мог был использован по всей России, так как был слишком стремительным.

Еще большое обострение крестьянских проблем пришлось на время царствования Николая l. В 1842 г. был принят Закон «Об обязанных крестьянах». Землевладельцы могли заключать договоры об освобождении крепостных вместе с землей за определенные повинности и выплаты. Но, как и в случае с «указом о вольности дворянства», этим правом воспользовались немногие.

В 1837-1841 годах была проведена важная реформа среди государственных крестьян. Ее возглавил П.Н. Кисилев. Все государственные земли были поделены на области, в каждой был окружной начальник, который заведовал самыми важными делами конкретной области. В каждой деревне был сельский сход, который выбирал старшину. В деревнях строились школы, больницы, церкви. В целом, государственные крестьяне находились в наиболее благополучных условиях по сравнению с крепостными. Реформа государственной деревни легла в основу создания сообщества после отмены крепостного права.

Новый этап решения крестьянского вопроса начался с воцарения Александра ll в 1855 году. Новый правитель был нацелен на реформы, в отличие от его предшественника. Он понимал, что нужно как можно скорее решить вопрос с крестьянами: «лучше отменить крепостное право сверху, чем его отменят снизу».

19 февраля 1861г Александром ll был подписан Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Эта дата считается днем отмены крепостного права в России. Этому дню предшествовало множество организационных вопросов, которые обсуждались на тайных заседаниях. В каждом округе Российской империи был создан специальный комитет, который подготавливал проект разрушения крепостнической системы, который подошел бы именно им. К 19 февраля все вопросы были улажены, и Россия вступила в новую эру, эру в которой не было место косному порядку закрепощения крестьян. Россия вышла на совершенно новый путь развития, который смог бы ее вывести из кризиса, ускорить развитие технологий, принести спокойствие в страну.
Но были некоторые недостатки новых изменений. Крепостные становились свободными, получали все права граждан, причем совершенно бесплатно. Но все земли считались собственностью помещиков. Крестьяне могли временно работать на земле помещика (становились временно обязанными). Затем они должны были составить с хозяином земли уставную грамоту. Она установила бы земли, которые переходят к свободным крестьянам. По сути, крестьяне продолжали работать на помещика, выполняли повинности, но были условно свободными. Если они не могли заплатить за землю, то ее выкупало государство, а крестьяне должны были выплачивать ему долг (на протяжение 49 лет). Условия были не самые выгодные, поэтому многие крестьяне решили, что их обманули. Не могли они поверить, что царь не дал им земли. Возросло количество бунтов, вооружённых нападений. Но остальные крестьяне смирились, и продолжали работать.
Так закончился сложный этап Российской империи, когда она пыталась решить крестьянский вопрос, предлагая различные меры, но все равно решить все проблемы не удалось.

Источник