Подготовка к ЕГЭ Подборка заданий по теме Мировоззрение его виды и формы 10 11 класс

Человек и его мировоззрение

Цели урока: сформировать понятие мировоззрения, определить его структуру, основные элементы, факторы, которые влияют на его образование.

Задачи:

  • Обучающие: Формирование научных представлений о понятии мировоззрение; выяснить, какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности.
  • Развивающие: формирование интеллектуальных умений: анализировать, решать познавательные и проблемные задачи, делать выводы; развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации, типичных жизненных ситуациях и давать оценочные суждения.
  • Воспитательные: формиование основ нравственной культуры, способствовать формированию отношений приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация, рабочие листы.

План урока:

1). Духовный мир человека.

2). Что такое мировоззрение. Его сущность.

3). Типы мировоззрения.

4). Убеждение, вера.

1. Вводное слово учителя

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем «Духовный мир человека, личности».

Вопросы к учащимся:

1.Что такое духовный мир человека?

2. Духовное производство…Что означает это понятие?

3. Кто сохраняет и распространяет духовные ценности?

4. Какие виды деятельности порождает духовное потребление?

— Ребята, мы продолжаем изучать «Духовный мир личности». Сегодня мы будем говорить о мировоззрении людей.

Мы смотрим один и тот же фильм, рекламный ролик, слушаем одну и ту же песню, но у каждого есть своя оценка и свой интерес к фильму, песне, рекламе.
Вспомните детективы: у людей нет одинаковых узоров на коже пальцев, нет людей с одинаковой судьбой и одинаковой жизнью. Хотя все мы имеем пальцы, мы можем жить в одном городе, быть одного возраста, одной профессии и тому подобное.

Но мы все разные, каждый из нас индивидуален, неповторим. Нет людей с одинаковым духовным миром. Но всех нас что-то объединяет – национальность, возраст, место работы и т.д. Но это же нас и разъединяет.

И в духовном мире есть объединяющие и разъединяющие элементы. Что это?

Это интересы. Они у нас разные (кто-то увлекается музыкой, кто-то бальными танцами, а кто-то спортом). Жизненная позиция у нас тоже различная (кто-то равнодушен к политике, живет по принципу «моя хата с краю», другой – живо интересуется ей, очень неравнодушный человек – во все вникает, имеет о многом свое суждение).

У нас разные ценностные ориентиры (одни дорожат своими близкими, своим авторитетом, а у кого-то в жизни главное – быть выше других, чем-то выделиться). У нас разный уровень знаний (кто-то всю жизнь учиться, старается узнать, как можно больше, а мир других людей ограничивается чисто бытовыми заботами…).

Сегодня на уроке мы изучим интересную тему – «Человек и его мировоззрение». Что такое мировоззрение? Как обществоведы и философы классифицируют мировоззрение, определяют его структуру.

Что такое убеждение и вера. А главное определим – меняется ли мировоззрение с изменением исторических условий.

Моя задача объяснить это, а вы по ходу моей лекции заполните рабочие листы.

Обратите внимание на термины и попробуйте вспомнить отдельные исторические факты.

2. Изучение нового материала

Понятие «мировоззрение» впервые было введено в начале XX века. Сразу оно означало знание о Вселенной. Позднее понятие расширилось. Сейчас мы говорим, что мировоззрение – это целостная совокупность взглядов, идей, теорий о мире, месте человека в мире, о смысле человеческого бытия.

В структуру мировоззрения входят несколько компонентов:

а) мировоззрение – знания, идеи, теории;

б) мировосприятие – образы, восприятия мира;

в) мироощущение – чувства, эмоции.

Рассмотрим аспекты мировоззрения:

1). Это натуралистический аспект (Это научная картина мира. Большую роль здесь играет естествознание).

2). Гуманитарный аспект связан с представлениями человека о самом себе, с его представлениями о смысле бытия. Из науки берется то, что усвоено, то, что становится убеждениями.

3). Гносеологический аспект связан с методами познания человеком мира и самого себя.

Мировоззрение имеет ряд функций.

Функции мировоззрения:

а). Воспитательная — способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.

б). Аксиологическая — заключается в ценностном восприятии мира и самого себя;

в). Гносеологическая — осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания;

д). Социальная — способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе.

Необходимо также знать, что все функции мировоззрения личности находятся в единстве и действуют одновременно. Вместе с тем, в конкретных жизненных ситуациях отдельная функция или их совокупность может стать доминирующей.

— Ребята, мировоззрение всегда исторично. Давайте рассмотрим стадии развития общества и изменения мировоззрения людей. Вспомним некоторые исторические факты.

— Древние египтяне боготворили Нил, пели ему хвалебные песни. Для них было загадкой, тайной за семью печатями – изменения цвета воды: почему вода в Ниле в ноябре – голубая, в мае-июне – красная, а в июле-сентябре – черная? Они объясняли эти явления деятельностью бога Нила – Хапи. И лишь спустя тысячи лет, накопив знания, сделав ряд географических открытий, египтяне определили это загадочное явление: вода голубая – когда Нил спокоен и нет полноводья, красная – когда у устья Нила (в горах) тает снег, прибывает вода и подмывает красноватые горные породы, а черная вода была, когда Нил максимально разливался и подмывал черную почву и ил.

Рассмотрим мировоззрение средневекового человека. Его представления о мире ограничивались пределами той местности, в которой он жил (учитель показывает средневековую карту).

Вспомним более позднее время – XVI в., время Ивана Грозного. Мы знаем, что он был очень суеверным человеком, много болел. Волхвы нагадали Ивану IV раннюю смерть. Царь носил жемчужное ожерелье, и вот жемчуг начал тускнет, это было одним из признаков приближающейся смерти. Тогда Иван Грозный приказал найти юную девушку, чтобы она ранней весной по утрам купалась в реке, надев на шею его ожерелье. Спустя некоторое время, ожерелье заблестело, а девушка сильно простудилась и умерла.

Несколько столетий спустя люди по-другому объяснили потускнение жемчуга – Грозный болел, потел, а жемчуг от этого терял блеск.

Средневековые люди считали, что можно вылечить человека долькой чеснока, повесив ее на шею больного. Нам, конечно, это не придет в голову.

В тоталитарном государстве мировоззрение человеку навязывают. Оно закладывается в основу образовательной системы, культуры, СМИ.

В демократическом обществе вопрос о мировоззрении является личным делом каждого.

3. Классификация типов мировоззрения

Ученые часто делят мировоззрение на обыденное, религиозное и научное.

— Рассмотрим обыденное мировоззрение. Прибегнем к помощи изобразительного искусства. Перед вами картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Если мы близко рассмотрим каждого бурлака, то поймем, что они выходцы из разных слоев общества: кто-то бывший опустившийся чиновник, другой – разорившийся купец, третий – бродяга без роду и племени. Но думают они все об одном: поскорей бы дотянуть эту груженную баржу и получить жалкие гроши за работу, чтобы потом истратить их по своему усмотрению. Правда, распорядятся ими каждый по-своему: многие их просто пропьют в ближайшем кабаке, кто-то купит вдоволь хлеба, а кто-то отдаст их тяжело больной матери для лечения.

Обыденное мировоззрение базируется на жизненном опыте человека – это его плюс, а минус – оно эклектично, то есть нет единства, целостности; фрагментарно, опирается на недостаточно обоснованные знания.

Читайте также:  Какие вопросы возникают при продаже квартиры

— Следующий тип мировоззрения – это религиозное. Оно дает определенную картину мира, в его основе лежат религиозные учения, изложенные в Библии, Коране, Танахе, Трипитаке и др. Особое внимание религиозное мировоззрение уделяет предназначению человека, спасению его души.

— Посмотрим теперь на картину Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».

Феодосия Прокопьевна Морозова была одной из знатнейших боярынь, но реформы патриарха Никона не приняла (1653 г.), за свои религиозные убеждения была схвачена, подвержена пыткам, затем сослана (это Морозову провозят по улицам Москвы для острастки непокорным) и заточена в темницу, где скоро и умерла. Пострадал за свои убеждения и старец Аввакум (сожжен 1682 г.).

— Сейчас послушаем фрагмент из инсценировки «Жизнь Иисуса Христа».

Какую слабую сторону религиозного мировоззрения вы подметили здесь?

— Недостаточное внимание к достижениям науки, иногда просто их отрицание.

Религиозное мировоззрение нетерпимо к другим типам мировоззрения. Часто носит фантастический характер, может быть использовано для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы и т.д.

Положительные стороны – тесно связано с мировыми культурами, выступает как идеальный посредник в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми, помогает удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью и т.д.

Часто в последнее время религиозное мировоззрение пытается найти согласие с научным.

Научное мировоззрение опирается на достижения науки.

Пример: существуют различные точки зрения на возникновение жизни на Земле:

а). бог сотворил земную жизнь;

б). жизнь внесена на Землю из космоса;

в). научная теория Опарина – жизнь возникла из воды: в воде под воздействием солнечной энергии возник белок, из него – простейшие, а затем поэтапно происходило развитие органического мира на Земле.

— Вспомним научную теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов, периодический закон Д.И.Менделеева, позволяющий предсказывать новые химические элементы.

— Вспомним загадочного гения эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Он оставил чертежи бронированной самодвижущейся повозки, снаряжения для водолаза, летательного аппарата. Он предвидел многие научные открытия.

Научное мировоззрение — системное, связано с практической деятельностью, включает в себя общие итоги достижений человеческого познания, здесь реально существуют цели и идеалы.

Главный недостаток научного мировоззрения – человек не стал в нем центральной фигурой.

Эти деления на типы мировоззрения весьма условны, все виды мировоззрения взаимосвязаны между собой.

Сменить полностью мировоззрение человеку невозможно. Если это случится, в известном смысле, человек станет другим (уйдя в монастырь, атеист изменит свою сущность).

Мировоззрение всегда связано с убеждением.

4. Поговорим об убеждениях

Убеждения – это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивость имеющихся знаний.

Убеждения – в первую очередь – прочные знания, в которых человек уверен. Иногда у человека есть знание предмета, а убеждений относительно него нет.

Пример: Один человек утверждает: «Я знаю, что Токио – самый большой город мира». Второй человек: «Я знаю – об этом в книгах написано, — что Токио – самый большой город мира».

Первый человек убежден, что Токио – самый большой город мира, здесь присутствует убеждение-вера, а второй, — что так о нем написано в книгах (убеждение-знание).

Таким образом, нужно четко употреблять понятия знание и убеждения.

Истинное знание – адекватное отображение действительности.

Убеждения имеют три источника:

1). глубокие знания, принимаемые субъектом за истину;

2). социальная справедливость – она должна подтвердить или опровергнуть имеющиеся убеждения;

3). ценностные ориентиры.

Таким образом, знание и убеждения внутренне взаимосвязаны: знание может переходить в убеждение, а убежденным можно быть в том, что знаешь наверняка и можешь доказать.

В отличие от знаний для веры характерно эмоциональное отношение к объекту веры, она не проходит проверки практикой. Вера предполагает наличие целого комплекса чувств: чувство живости, яркости образа, воображения и др., часто она опирается на частичные знания.

Вера — это особый вид убеждений.

Вера может носить религиозный характер, а может не носить его – «Верую в торжество человеческого разума». Вера не требует доказательств: «Верую, ибо это абсурдно».

Верований не было бы, если бы в каждый исторический момент человек обладал достаточными знаниями, способными удовлетворять его научные потребности.
Именно неполнота и незавершенность наших знаний вызывает спрос на веру.

Вера помогает преодолевать препятствия, трудности, принимать решения, она направляет познавательную деятельность человека.

Заключительное слово учителя

— Ребята, мы сегодня познакомились с понятием «мировоззрение», рассматривали его структуру, функции, типы. Говорили о том, что такое убеждение и вера. Мировоззрение – это совокупность знаний, идеалов, жизненных ценностей, убеждений, веры, практического опыта и т.п.

Есть ко мне вопросы? Все вам понятно?

Хорошо, если каждый человек определяет и знает свое мировоззрение, но часто мы и не предполагаем, как оно у нас формируется. Я хочу, чтобы ваше мировоззрение было глубоким, научным, чтобы вы верно и целостно воспринимали мир, чтобы вы были неравнодушны ни к себе, ни к окружающим, ни к миру, в котором вы живете.
На следующем уроке мы рассмотрим вопрос, как формируется наше мировоззрение, как на него влияет среда, что такое менталитет и загадочная русская душа.

5. Домашнее задание

Учащимся дается перечень вопросов, из которых они должны выбрать по желанию два и письменно дать развернутые ответы на них, выучить материал на с. 114–119 учебника.

Вопросы:

1). Какие достижения науки с вашей точки зрения имеют наибольшее значение при формировании современных представлений о природе, обществе, человеке? Ответ аргументируйте.

2). Приведите примеры крупных событий в мировой истории, которые коренным образом повлияли на мировоззрение людей.

3). Что в большей мере влияет на ваши мировоззренческие позиции: изучение науки, СМИ, литература, среда, ваш быт и досуг?

Источник

Тест на мировоззрение: каковы ваши моральные убеждения?

Этот тест на мировоззрение раскрывает ваш истинный характер! Вы законное добро, хаотическое зло или что-то среднее между ними? Выяснить!

Проверка совмещения

Человеческая мораль — вещь очень сложная. Вместе с отношением человека это приводит к соответствующему выравниванию. Хотя многие используют тест на выравнивание как инструмент для создания персонажей, с помощью этого теста вы узнаете, как вы сами вписываетесь в таблицу выравнивания.!

Таблица центровки

Есть девять различных раскладов, состоящих из пяти отдельных частей. Добро против Зла, Закон против Хаоса, а между ними — Нейтралитет. Комбинируя эти вещи, вы получаете следующие девять выравниваний:

  • Законно хорошо
  • Нейтрально Хорошо
  • Хаотичное добро
  • Законный нейтральный
  • Истинно нейтральный
  • Хаотично-нейтральный
  • Законное зло
  • Нейтральное зло
  • Хаотическое зло

Узнайте, каковы ваши мировоззрения, с помощью этой веселой викторины! Вы будете удивлены!

Тест на моральное выравнивание

Выполняя эту викторину, вы, вероятно, узнаете много нового о себе. Но имейте в виду, что все эти выравнивания статичны, а люди никогда не бывают полностью последовательными. Ничто не высечено на камне! Вы можете подавать много признаков того, что являетесь одним, но также и другим. Или вы можете быть Хаотично-нейтральным сегодня, но через два года станете нейтральным товаром. На самом деле никто не знает. Так что, если вы хотите всегда быть в курсе последних событий, периодически повторяйте этот тест! И не забудьте поделиться своим результатом с друзьями!

Читайте также:  Викторина по истории Древнего Египта с ответами 5 класс

Выравнивание D&D

Этот тест идеально подходит, если вы хотите узнать, каким должен быть ваш персонаж D&D. Рассмотрите это как интервью и ответьте на вопросы соответственно! Таким образом, создание персонажа происходит быстрее, чем когда-либо!

Источник

Подготовка к ЕГЭ: «Подборка заданий по теме: «Мировоззрение, его виды и формы», 10-11 класс

Зна­ния, ми­ро­воз­зре­ние, цен­но­сти, уста­нов­ки, убеж­де­ния.

2. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

3. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «духовный мир человека».

4. Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) опирается на здравый смысл

Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей

В) опирается прежде всего на логику и доказательность

Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта

Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения

5. Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к типам ми­ро­воз­зре­ния.

1) Ми­фо­ло­ги­че­ское; 2) ре­ли­ги­оз­ное; 3) по­ли­ти­че­ское; 4) фи­ло­соф­ское;

5) ис­то­ри­че­ское; 6) на­уч­ное.

Най­ди­те две ха­рак­те­ри­сти­ки, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

СПИСОК СЛОВ:
1) предметы
2) субъект
3) социальная группа
4) жизненные позиции
5) человек
6) рассудок
7) способности
8) представления
9) основной вопрос

7. Составьте план конспект на тему «Мировоззрение, его виды и формы» из 5 пунктов, 2 из которых детализированы.

8. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения;

Источник

Онлайн тест «На мировоззрение» (21 вопрос)

Перед тем, как пройти онлайн тест на мировоззрение, вспомните — случалось ли вам говорить об одних и тех же вещах с людьми и при этом испытывать странное чувство, что ваш собеседник изъясняется на другом языке? Все дело в мировоззрении. Вы видите мир по-разному, а соответственно и говорите на «разных» языках. Вы задумывались, как вы воспринимаете мир? Как Философ? Художник? А может вы признаете только науку?

Онлайн тест

Очень полезно знать тип своего мировоззрения, вы поймете почему на одни и те же вещи смотрите со своими близкими по-разному. Вам легче будет понять окружающих. Готовы узнать правду о себе?

онлайн тест

На что влияет мировоззрение

Мировоззрение – это целая система убеждений, знаний, опыта, представлений о мире, самом себе и окружающей действительности.

Мировоззрение включает в себя мироощущение и миропонимание. Мироощущение отвечает за эмоционально-психологическую строну. Миропонимание выполняет познавательно-интеллектуальную функцию.

Основными компонентами мировоззрения считаются:

  • Знания;
  • Эмоции;
  • Нормы и ценности;
  • Поступки.

Эти компоненты условны и тесно переплетаются, но дают понять, что такое мировоззрение. Вы наверняка замечали, что с людьми, с которыми вы выросли или с кем были «схожи» условия, вам легче общаться. Это происходить потому, что ваши взгляды немного похожи, вы мыслите условно одинаковыми категориями.

Источник



Мировоззрение как жизненный путь

Мировоззрение как жизненный путь

Всемирно известная английская писательница Агата Кристи как-то заметила:

Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.

Агата Кристи

Поразителен тот факт, что все мы, такие разные, такие особенные и индивидуальные, можем уживаться в одном мире, жить хотя бы в частичном взаимопонимании. Но почему мы так отличаемся? На самом деле, огромную роль в нашей жизни играет мировоззрение. Как оно формируется? Что собой представляет? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить далее.

Понятие и структура мировоззрения

Термин «мировоззрение» принадлежит области философского учения. Фактически, вся философская наука направлена, главным образом, на изучение мировоззрения человека, исследования источников его формирования и факторов, влияющих на него. Первыми философами, посвящавшими свои труды мировоззрению, были Иммануил Кант (не отличавший его от понятия «миросозерцание») и Вильгельм Шеллинг. Последний как раз использовал данный термин в том понимании, в котором мы трактуем его сегодня.

Отталкиваясь от накопленного философского знания, определим мировоззрение как совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в этом мире, о его возможностях и о способах воплощениях этих возможностей в действительность. Из определения видно, что человек по ходу жизни формирует определенную картину мироздания, рефлексирует относительно своего места в нем, пытается оценивать свои возможности, силы, а также барьеры, которые мешают ему при осуществлении его планов.

Мировоззрение является составной частью миропонимания, под которым понимается уже сложившаяся система идей и понимания окружающего мира и своего места в нем. Однако ему, мировоззрению, предшествуют еще кое-какие этапы восприятия мира. В целом схема формирования оценки мира выглядит следующим образом:

Мироощущение → Мировосприятие → Мировоззрение → Миропонимание

При этом под мироощущением понимается наиболее поверхностный уровень восприятия мира, первичное осознание комфорта или дискомфорта в жизни, отдельной её части. Под мировосприятием же – уровень рассудка и формирования элементарных связей между своей личностью и окружающим миром.

Необходимо также помнить, что мировоззрение создается благодаря условиям окружающей среды, внешним факторам, но вся поступающая информация о них преломляется под нашим эмоциональным фоном, под которым понимается совокупность наших характерных черт, темперамент, особенности нервной системы и т.д. Поэтому важно поддерживать эмоциональный баланс, чтобы адекватно воспринимать окружающую действительность.

Читайте также:  8 советов по составлению вопросов для анкетирования сотрудников

Важной составляющей мировоззренческой системы человека являются также нормы и ценности, сопровождающие период нашей жизни. При этом понимаются нормы религиозные, законодательные, моральные и прочее. Этот компонент мировоззрения формируется за счет места, в котором мы родились, менталитета, воспитания, интересов, а также других факторов.

Виды и типы мировоззрения

Классическая классификация мировоззрения сводится к выделению двух видов мировоззрения: обыденного и научного.

Обыденное мировоззрение носит стихийный характер, то есть оно формируется бессознательно, путём обычного восприятия информации, составления простых практических выводов, оценки чужих мнений и суждений, ежедневной практики. Обыденное мировоззрение формируется непрерывно и дополняется информацией с её последующей оценкой ежемоментно.

Научное же мировоззрение предполагает работу мышления, подключение аналитического аппарата, построение суждений на основе доказанной информации. Здесь нам уже приходится сталкиваться с какими-то проблемными ситуациями, противоречиями и пытаться их понять.

Деление мировоззрения на виды с указанными названиями довольно условно, потому что, в принципе, человек, работающий в сфере науки, может в большей степени оперировать обыденным мировоззрением, то есть опираться на доводы практические, не поддаваясь анализу происходящих в его жизни событий. В то же время человек, имеющий прикладной характер занятости, к примеру, продавец-консультант, няня или художник, могут мыслить довольно насыщенно, прибегая к сравнению, сопоставлению, изучению, анализу, критике. Такой личности, как правило, не просто навязать свое мнение, заставить её думать не так, как она бы предпочла в данный момент.

В философии также выделяют три типа мировоззрения, сформировавшиеся в ходе истории:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Первый из указанных типов мышления основан на мифе как на попытке объяснить окружающие явления. Мифология возникла в первобытном обществе, и люди через образы себе подобных богов, зверей и других персонажей пытались объяснить то, что черпали из окружающей действительности. Зачем они это делали? Единственное, что побуждало их к этому – страх. Сегодня мифология также является частью культуры, и, следовательно, частью общества. Но зачем она нужна сегодня?

Людям всегда было свойственно «достраивать» те ситуации и обстоятельства, которые вызывали сомнения, «додумывать» то, что сложно объяснить. Форма мифологического эпизода – отличный способ сделать это при помощи элемента фантастики или сплетения, казалось бы, не связанных между собой идей. В общем виде, миф – это отражение жизненных кейсов с их приукрашиванием и конечным содержательным оформлением.

Религиозное мировоззрение возникло с образованием классового общества, когда появилась необходимость нахождения силы, способствующей сплочению общества, поиску компромисса между элементарными социальными группами. Не случайно глагол religare (лат.) переводится как «воссоединять».

Религиозное мировоззрение отличалось от мифологического более прогрессивным характером в силу наделения человека большим объемом свободы, которая, казалось, была ограничена божественными силами. Однако человек был наделен свободой выбора, волей, что в серьезной мере позволяло ему возвыситься над внешними обстоятельствами. Можно сказать, что человеческий страх обрел немного иную форму.

Религиозное мировоззрение и сегодня оказывает влияние на психологию личности. Статистические прогнозы указывают на рост числа верующих, особенно мусульман, которые к 2050 году составят около 30% населения (на сегодня – только 23% населения Земли). Поэтому если вы считали, что религия в наше время отходит на второй план, не торопитесь с выводами.

И последний тип мировоззрения – философский. Наиболее развитая, прогрессивная форма мировоззрения, которая предполагает возможность использовать свой аналитический потенциал, мышление, формулировать свою точку зрения вне зависимости от мнения других людей. Философский тип мировоззрения не обязательно предполагает изучение каких-то философских материалов, специализированной литературы. Это всего лишь возможность относиться описанным образом к любому материалу.

Зная типы мировоззрения, мы теперь можем проследить, как исторически менялось сознание человека, и какие пережитки прошлого могут сохраняться в нашем сознании по сей день. К примеру, страх внешних обстоятельств, создание вымышленных образов, облегчающих реальные модели поведения, нежелание бороться и искать выход из ситуации с помощью реальных методов и возможностей – типичные черты, доставшиеся нам от мифологического мировоззрения.

Религия же, нужно осознавать, первоначально опиралась на воссоединение людей, их примирение и связь с окружающим, порой жестоким миром посредством Бога, как сверхъестественной силы, а также служила ограничительным инструментом при регулировании поведения людей в социуме.

Философское мировоззрение уже в чистом виде предполагает избавление от стереотипов, навязанных как историческими формами мировоззрения, так и современным обществом. Поэтому умение анализировать события вокруг, опираться на доводы рассудка – черты именно философского мировоззрения.

Чтобы процесс образования мировоззрения проходил более легко и интересно, мы предлагаем вам начать с познания самого себя. Наша онлайн-программа «Самопознание» за 4 недели поможет вам узнать, чего вы реально хотите в жизни, каковы ваши сильные стороны и точки для развития.

Современный мир во многом требует от нас четкости и уверенности, при этом не давая её во внешних обстоятельствах. Давайте посмотрим, почему следует иметь конкретное понимание и восприятие мира.

Почему важно иметь четкое мировоззрение?

Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов. Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.

Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.

Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:

Заключение

Завершая тему мировоззрения, хотелось бы показать вам фрагмент картины Александра Манна «Одинокая дорога», где представлен путь одинокого старца на фоне красочной природы:

Мировоззрение как жизненный путь

Этот старец идёт в глубокой задумчивости, при этом его дорога освещена довольно теплым светом, слева от него течет ручей, путь его, по всей видимости, далёк и также одинок. В некоторой степени эта картина отражает наш жизненный путь и показывает, что все мы в этом мире – странники, пытающиеся окончить свой путь на том месте, к которому шли, при этом дорога наша должна быть освещена знаниями и положительными эмоциями. А ручей символизирует время, которое, как шло, идет, так и будет идти вне зависимости от того, есть старец на дороге или нет. То, как он видит свой путь, то, как к нему относится, и то, почему он выбрал именно его, определено его мировоззрением, что лишний раз доказывает его важную роль в жизни. Поэтому стремитесь к правильному выбору во всем.

Источник