Постановление Правительства от 6 февраля 2004 г N 56 quot Об Общих правилах подготовки организации и про

Собрание кредиторов: простая формальность или реальная сила?

В рамках процедуры банкротства предусмотрена такая процедура как собрание кредиторов. Нередко возникает вопрос: это простая формальность или из собрания кредитор действительно может извлечь пользу для себя? Может ли он повлиять на принимаемые там решения?

Многие кредиторы считают такие собрания пустой тратой времени. А зря. Как показывает практика, если игнорировать собрания, можно упустить шанс принять действительно выгодное для кредитора решение.

В частности, в п. 2 ст. 12 ФЗ №127 закреплено, что только кредиторы могут решить:

  • вопросы, связанные с заключением мирового соглашения подходит ли предложенный конкурсным управляющим план финансового оздоровления и график погашения задолженностей;
  • обращаться ли в суд с ходатайством о признании должника банкротом;
  • какой арбитражный управляющий будет участвовать в деле или из числа членов какого СРО он будет избираться;
  • вопросы касаемо размеров вознаграждения арбитражного управляющего (основного и дополнительного), а также возможности увеличения его фиксированной выплаты и др.

Между тем, не всегда кредиторы, собравшись, могут прийти к консенсусу. И тогда они начинают оспаривать принятые друг другом на собрании решения. Кроме того, не всегда итоги собраний находятся в рамках правового поля. В конце 2018 г. ВС РФ опубликовал Обзор судебной практики (далее – Обзор) В документе проанализированы споры, возникшие по поводу признания недействительными решений собраний кредиторов. Отметим некоторые важные моменты.

Предположим, кредиторы, собравшись, определились с СРО, из числа членов которой для ведения их банкротного дела будет избран арбитражный управляющий. Могут ли они затем изменить свое решение? ВС РФ отвечает на этот вопрос так: могут, но лишь в том случае, если первоначальное решение еще не начало влиять на чьи-либо права и интересы (п. 3 Обзора).

Так, в рамках одного банкротного дела, один из кредиторов не принимал участия в собрании по выбору СРО – на тот момент он еще не был включен в реестр. Когда это произошло, выяснилось, что данный кредитор обладает статусом мажоритарного. Он провел новое собрание кредиторов, на котором первоначальное решение о выборе СРО было отменено, а принято новое, согласно которому предпочтение отдавалось уже другой саморегулируемой организации.

Кредиторы, принявшее первоначальное решение, во втором собрании не участвовали. Впоследствии разделившиеся «группировки» кредиторов оспаривали решения собраний друг друга.

Экономколлегия так разрешила этот спор. В вынесенном ею Определении подчеркнуто, что законодательство о банкротстве не запрещает кредиторам переменить свое мнение по поводу выбора ими кандидатуры арбитражного управляющего или СРО. Другими словами, они вправе вновь собраться и новым решением отменить то, которые было уже принятое по этому вопросу ранее. Но сделать это они могут лишь тогда, когда принятое первоначально решение еще не начало влиять на чьи-либо права и интересы. Применимо к данной ситуации, его изменить можно до тех пор, пока суд не утвердит ранее определенную кандидатуру арбитражного управляющего.

Ранее мы также рассказывали, каким образом суд разрешает ситуацию, когда каждый кредитор предлагает свою кандидатуру управляющего.

В Обзоре дан ответ на еще один важный вопрос: могут ли кредиторы принимать участие в собраниях заочно (без совместного присутствия)? (п. 7 Обзора).

ВС РФ не видит нарушений в такой форме участия в собрании кредитора-юрлица. Правда, в рассматриваемом случае изначально было проведено собрание кредиторов в очной форме, на котором они зафиксировали возможность проведения последующих собраний в форме заочной. Оснований, перечисленных в Законе об банкротстве, по которым можно было бы считать такое собрание незаконным, не приведено. Тот факт, что кредиторы решили провести собрание в заочной форме и общаться путем использования технических средств коммуникации, не может свидетельствовать о том, что принимаемые на них решения находятся за рамками правового поля.

Ст. 13 ФЗ №127 закреплен определенный порядок уведомления кредиторов о предстоящем собрании. В рамках одного банкротного дела кредитор не смог принять участие в собрании – он просто не знал о его проведении. Арбитражный управляющий соответствующее объявление в ЕФРСБ не разместил, уведомление также не направил.

Суды согласились, что уполномоченный орган был лишен возможности принять участие и голосовать по вопросам повестки дня, потому что никак не мог получить информацию о предстоящем собрании. По этой причине и все принятые на этом собрании решения были признаны недействительными (п. 10 Обзора).

Арбитражный управляющий настаивал: отсутствовавший кредитор все равно не смог бы повлиять на результаты принятия решений – у него было всего 20 процентов голосов. В ответ на это утверждение суд указал, что установленное п. 1 ст. 12 ФЗ №127 право кредитора участвовать в собраниях и процентное соотношение принадлежащих ему голосов не взаимосвязаны, второй фактор никак не влияет на первый. Законодатель возложил на арбитражного управляющего обязанность по надлежащему уведомлению о месте и времени проведения собрания вообще всех, кто имеет право в нем участвовать.

Что еще входит в задачи вступившего в дело арбитражного управляющего, можно узнать из статьи в блоге нашего сайта.

Но решения, принимаемые кредиторами на собраниях, не обязательно могут влиять на решение суда. В частности, завершить конкурсное производство или продлить его – определяет только суд, опираясь на имеющиеся основания. Это правило закреплено законодательством о банкротстве. И рассмотрение этого вопроса судом никак не связано с мнением кредиторов, даже если его придерживается большинство из них (п. 13 Обзора).

Источник



Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте также:  Вопросы для определения уровня их знаний и навыков

1. Утвердить прилагаемые Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2004 г. N 383 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации разработать совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и утвердить типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов.

Председатель Правительства
Российской Федерации

6 февраля 2004 г.

Общие правила
подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56)

1. Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня.

2. Если собрание кредиторов не было проведено арбитражным управляющим в установленный срок, оно может быть проведено лицом, требующим его созыва.

3. При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;

б) составляет список участников собрания кредиторов;

в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;

г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.

4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;

б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;

в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.

5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;

б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;

в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования;

г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

6. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.

7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:

а) открывает собрание кредиторов и объявляет:

об основаниях созыва собрания кредиторов;

о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;

о правомочности собрания кредиторов;

о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;

б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;

в) проводит в установленном порядке голосование;

г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

8. Перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня.

По окончании голосования арбитражный управляющий:

a) осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника — для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес — для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

е) общее количество голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра требований кредиторов и по результатам регистрации;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;

л) результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.

11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.

Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

Читайте также:  Как вы проводите свободное время

12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:

а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;

б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;

в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.

13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.

Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня. Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и

подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов"

Текст постановления опубликован в "Российской бизнес-газете" от 17 февраля 2004 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 7 ст. 526, в Собрании законодательства Российской Федерации 2004 г. N 31 ст. 3271

Источник

Как происходит собрание кредиторов при банкротстве физических лиц?

В 2015 году в Российской Федерации был образован институт банкротства физических лиц. Признать гражданина несостоятельным могут как по его личному заявлению, так и по заявлению любого из его кредиторов или налогового органа. Когда банкротство признается обоснованным судебным решением, то гражданин может получить отсрочку на выплату долгов, а также заморозку кредитной ставки. Основной процедурой после признания финансовой несостоятельности является реструктуризация долгов физического лица.

Запуск процедуры

Процедура происходит под управлением финансового (арбитражного) управляющего в полном соответствии со статьей 213.8 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). После вступления в законную силу признания гражданина банкротом, управляющий в течение 15 суток обязан уведомить о данном факте всех кредиторов физического лица и о запуске процедуры реструктуризации долгов. В обратном письме кредиторы должны заявить о своих финансовых требованиях к данному гражданину.

Первое собрание кредиторов считается важнейшим в процессе признания несостоятельности. На нем встречаются все лица из списка кредиторов должника, которые совместными усилиями составляют план реструктуризации долгов, а также решают вопрос о снижении процентных ставок по платежам.

Кредиторы имеют исключительные полномочия в процедуре признания лица финансово несостоятельным:

  • они утверждают стратегию реструктуризации кредитов;
  • принимают и предлагают свои изменения в план;
  • имеют право обратиться в судебный орган с целью отмены утвержденных планов;
  • ходатайствовать перед судом о признании гражданина финансово несостоятельным и запуске процедуры реализации имеющегося имущества;
  • согласиться на мировое соглашение на приемлемых условиях.

Собрания по процедуре признания финансовой несостоятельности физического лица проводятся аналогично подобным в делах с организациями. Важным нововведением является возможность кредитора подать заявление о включении в перечень собственных требований к задолжнику даже после окончания установленного финансовым управляющим сроком. Для этого кредитор должен обратиться в суд, который при наличии достаточно веской причины, дает разрешение присоединиться к запущенной процедуре.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Арбитражным судом назначается в дела о финансовой несостоятельности ответственное лицо — финансового управляющего, который обязан созвать всех кредиторов. Данное уполномоченное лицо не менее чем за две недели публикует в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве время и место проведения первого собрания кредиторов. Все лица, причастные к данной встрече получают от управляющего уведомления в соответствии с ФЗ.

На собрание приглашается и сам должник, который может присутствовать как лично, так через своего представителя. В случае невозможности присутствовать на встрече кредиторов, должник должен направить управляющему соответствующие заявление. Независимо от причины отсутствия должника или его представителей собрание кредиторов проводится в установленный срок и по всему списку поставленных вопросов.

Чтобы требования кредитора к физическому лицу были включены в реестр, уполномоченному органу или непосредственно самому кредитору необходимо предъявить свои требования к должнику в срок до двух месяцев, после официального опубликования решения судебного органа о признании лица финансово несостоятельным.

Особенности процедуры с физическими лицами

При процедуре банкротства юридических лиц кредиторы должны присутствовать лично, то на собрании по вопросам должников физических лиц есть возможность проголосовать заочно. Если проводится заочное голосование, то управляющей должен вместе с уведомлением о проведении собрания приложить и бланк для голосования. Участники должны получить данные документы не позднее, чем за месяц до момента проведения встречи.

В уведомлении должны быть указаны сведения о должнике, повестка собрания, дата собрания, контактные данные финансового управляющего, а также порядок отправки бланка после его заполнения. Помимо этого, есть возможность голосования посредством электронных каналов связи.

Результаты заочного голосования должны быть выложены в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве. Там же выкладываются и иные документы, рассмотренные и одобренные собранием.

Читайте также:  ЛЕКЦИЯ 3 Сущность и типы государства

Помимо этого, в отличие от признания несостоятельности юридических лиц, законодательно установлены временные рамки проведения собрания. Они должны быть проведены по месту рассмотрения дела в рабочие дни с 8 до 20 часов.

Подсчет голосов и периодичность собраний кредиторов

В ФЗ прописан порядок подсчета голосов по итогам собрания. Воспользоваться правом голоса имеют право те кредиторы, чьи требования официально включены в соответствующий реестр. Количество голосов каждого из кредиторов рассчитывается на основе суммы его требований в общем размере требований к физическому лицу в денежном выражении. Стоит учитывать, что по части обязательств голоса не учитываются. К таким требованиям относятся неустойки, штрафы, пени, размер просрочки платежа и пр.

Периодичность собраний не установлена законодательством. Обязанностью финансового управляющего является лишь предоставление кредиторам отчета о процессе реструктуризации долгов. Такой документ должен быть получен кредиторами не менее одного раза за три месяца.

Источник

Собрание кредиторов при банкротстве

При проведении процедуры несостоятельности в целях защиты прав заинтересованных лиц создается коллегиальная комиссия – собрание кредиторов. При банкротстве осуществляет специальные функции и обладает полномочиями в соответствии с нормами стат. 12 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее – Закон). Чем занимается этот орган? Что входит в компетенцию собрания кредиторов? Рассмотрим законодательные аспекты в этой статье.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) – орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

Участников или учредителей компании-должника.

Владельцев активов должника-УП.

СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12. Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Порядок проведения собрания кредиторов

Регулярная организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе управляющего (п. 1 стат. 12). Кроме указанного лица собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 стат. 14):

Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов – только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.

1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Периодичность проведения собрания кредиторов

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов – образец посмотреть здесь.

Источник