Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970 х начале 1980 х гг

Реформа Косыгина: к чему привела модернизация сельского хозяйства и промышленности

Реформа Косыгина проходила в СССР в период с 1965 до 1970 года. Она была направлена на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Нужно было срочно устранять плачевные результаты деятельности Никиты Хрущева. Поэтому коллектив авторов разработал систему действий для поднятия экономики страны. Значимый вклад в создание реформы сделал профессор Либерман. Но поскольку контролировал ее проведение Алексей Косыгин, то реформа получила название по его фамилии.

Цели экономической реформы

В конце 1964 года Никиту Хрущева принудительно отправили в отставку. Его место занял Леонид Брежнев. Новое правительство тут же занялось реформированием деятельности предшественника. Поскольку экономика СССР находилась в плачевном состоянии, основной упор делался именно на нее. Реформа Косыгина предполагала:

  • Ускорение темпов роста экономики.
  • Улучшение материального положения людей.

Достигать всего этого планировалось за счет введения экономических стимулов. Административное давление уже показало свою несостоятельность, поэтому было решено дать предприятиям небольшую самостоятельность. То есть, руководство организаций могло по своему усмотрению распоряжаться частью прибыли.

Реформа Косыгина

Реформа Косыгина стартовала в 1965 году. Первые шаги:

  • Ликвидация Советов народного хозяйства. Восстановление работы профильных министерств.
  • Создание комитетов Госкомцен и Госснаб, занимавшихся экономикой страны.

Полный запуск реформы произошел в 1966 году. Основной этап пришелся на 8-ю пятилетку.

Реформирование промышленности

Чтобы возродить промышленность, Брежнев принял решение не только совершенствовать производство, но и стимулировать работников. Главные аспекты реформы:

  • Открытие отраслевых министерств. Они занимались созданием планов, которые предприятия имели право изменять под свои возможности.
  • Введение поощрений. Часть прибыли не изымалась и пускалась на развитие предприятия. Деньги рекомендовалось делить на 3 фонда: премии для сотрудников, бытовые нужны организации, социально-культурное развитие работников (путевки, билеты).
  • Повышение качества выпускаемой продукции. Количество плановых показателей сокращено с 30 до 9. Результаты работы определялись по реализованной продукции, а не выпущенной, благодаря чему предприятия были заинтересованы в ее качестве.
  • Разрешение на самостоятельность. Предприятия получили право не только оставлять себе часть прибыли, но и вести между собой хозрасчет.
  • Финансовая мотивация сотрудников. Государство поощряло лучших работников за счет премий.

Конечно, современному человеку такая реформа кажется сильно ограниченной, неполноценной. Но на то время она дала хороший результат. Всего за 5 лет промышленное производство выросло на 50%. К тому же открылось почти 2 тыс. новых предприятий. Но это был пик реформы. После 1970 года ее эффективность пошла на спад.

Реформирование аграрного сектора

Реформирование аграрного сектора

Сельское хозяйство требовало от правительства наибольших изменений. Аграрии на своих плечах на протяжении десятилетий вытягивали экономику страны. Но именно их государство постоянно обходило стороной, никак не улучшая жизнь сельских жителей. Реформа Косыгина предполагала полное реформирование аграрного сектора. Главные идеи:

  • Повышение закупочных цен на сельхоз продукцию в 1,5-2 раза. Колхозы и совхозы получали большую прибыль.
  • Утверждение закупочных цен на 10 лет. Государство давало определенные гарантии, благодаря которым сельские жители могли быть уверенны в завтрашнем дне.
  • Поощрение за перевыполнение плана. На сверхплановую поставку сельхоз продукции насчитывалась 50% надбавка.
  • Обновление материально-технической базы колхозов и совхозов. Государство выделяло крупные суммы на оснащение.
  • Новая система оплаты труда. Колхозники получали зарплату по тарифным ставкам, а не по трудодням.
  • Введение выборных должностей. Люди сами могли выбирать бригадиров, председателей колхозов.
  • Разрешение на ведение подсобного хозяйства. Колхозники получили возможность выращивать свою продукцию.

Аграрная реформа имела свои плюсы и минусы. Из положительного стоит отметить повышение закупочных цен, надбавку за перевыполнение плана, гарантии на закупку. Но правительство умалчивало, что все это делается для списания долгов с колхозов и совхозов. Все эти организации в 60-х годах были убыточными. Долги у них образовались из-за неправильной политики Хрущева, который выкупал сельхоз продукцию за копейки.

Оплата труда по тарифным ставкам имеет двоякую оценку. Для колхозников такое нововведение было плюсом, поскольку давало социальную защиту, гарантии в оплате труда. Но для государства оно оказалось убыточным. Дело в том, что раньше для каждого колхозника определялась норма выполнения работы. Например, за месяц работник должен собрать 300 кг овощей и за это получал деньги. Теперь же человек за месяц мог собрать и 20 кг овощей, но ему все равно платили деньги, поскольку он выходил на работу. Мотивация колхозников была на нуле.

Результаты реформы Косыгина

Промышленность хорошо откликнулась на реформы. Объем производства увеличился в 1,5 раза. По всей стране начали открываться новые предприятия. Подъем пережило жилищное строительство. Постепенно увеличивалась заработная плата людей. Но после 1970 года показатели развития экономики пошли на спад. Оборудование изнашивалось, количество трудоспособных граждан сокращалось, стоимость добычи полезных ископаемых увеличивалась. Это лишь некоторые причины спада экономики в 70-х годах.

Результаты реформы Косыгина

В аграрном секторе было все еще хуже. Правительство планировало за счет поднятия сельского хозяйства обеспечить огромную страну продуктами, но их ожидания не оправдались. Рентабельность совхозов и колхозов повысилась всего на 20-30%. Наблюдалось сокращение пахотных земель. Потери продукции составляли до 40%. Люди не были заинтересованы в эффективной работе. Неправильные действия руководства привели к ухудшению экологической ситуации.

За пятилетку количество пахотных земель сократилось на 22 млн га. Богатая черноземом страна была вынуждена закупать продукты питания в соседних государствах. Реформе Косыгина так и не удалось сделать аграрный сектор прибыльным, наладить в нем эффективную работу.

Причины провала экономической реформы

Идеи Либермана имели поверхностный характер. В стране с плановой экономикой попытались ввести отдельные элементы из рыночной экономики. Но в половинчатом варианте это не работает. Нужно придерживаться какой-то одной стратегии развития. Тоталитарный режим не позволял ослаблять контроль над предприятиями.

На провал реформы повлияли следующие факторы:

  • Противостояние идеологии и экономики. Постулаты социализма для правительства были на первом месте. Ухудшение состояния экономики не так беспокоило правящую верхушку как непоколебимость идеологии.
  • Отсутствие единства взглядов в Коммунистической партии. Чиновники всячески противодействовали реформе. Им было удобнее работать с директивами. Высшее руководство пыталось продвигать свои интересы, из-за чего каждый тянул одеяло на себя.
  • Экспорт нефти. Эта деятельность приносила высокие доходы СССР, поэтому правительство имело возможность и дальше закрывать глаза на плачевное состояние экономики.
  • Боязнь крушения тоталитарного режима. Похожая реформа в Чехословакии привела к Пражской весне. В СССР опасались бунта, поэтому реформу было принято свернуть.

Провал реформы Косыгина

К идеям Косыгина вернулся Горбачев. Он попытался реанимировать экономику, но в итоге произошло то, чего опасалось правительство Брежнева – изменение политического строя. Плановая экономика рухнула. Стране пришлось привыкать к рыночной экономике с ее жесткими, но справедливыми законами.

Источник



Экономическая реформа 1965 года

Что этот Косыгин придумал? Какие реформы? Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.

Брежнев Л.И.

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям. Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны. Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Экономическая реформа 1965 года

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств. В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев. Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы были убыточными. У всех были долги. Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок. Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера). Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

Аграрная реформа 1965 и ее результаты

Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.
Читайте также:  План внутрилабораторного контроля качества результатов

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Экономическое развитие СССР 1965-1985

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Историческая справка

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

А.А. Громыко

Причины неудач экономических реформ

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем. Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности. У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива. Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом. Но они очень сильно ошибались…

Источник

Экономическая реформа А. Н. Косыгина

Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов. Своё название она получила по фамилии контролировавшего её проведение Алексея Николаевича Косыгина. Он, занимая на тот момент один из высших постов в стране – председателя Совета Министров, был, фактически, вторым лицом в государстве.

Однако, на практике реформу разрабатывал целый коллектив, а в её основе лежали идеи известного экономиста того времени – профессора Е. Г. Либермана.

Главные цели и первый этап реформы

Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущёв, а его место занял Л. И. Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущёва, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.

Главные цели реформы:

  • ускорение темпов роста экономики;
  • увеличение её эффективности;
  • повышение жизненного уровня населения.

Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы. Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли.

Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления:

Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы – введённые Хрущёвым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране.

Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определённым вопросом экономики на территории государства:

  • Госкомцен;
  • Госснаб.

Непосредственное осуществление реформы началось после принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы – в течение восьмой пятилетки.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности

Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями (согласно пятилетнему плану) было сокращено от тридцати до девяти.

Предприятиям давалась определённая хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли:

сами определять ассортимент производимой продукции;

оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья;

по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства;

заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства;

определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала.

  1. Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю её реализации и сумме полученной прибыли.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 – 2 раза.

При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы.

Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства.

Цены за поставки сверхплановой продукции повышались на 50%.

Отмена оплаты труда колхозников из расчёта отработанных трудодней. С 1966 года они начали получать реальную зарплату согласно тарифным ставкам.

Введение выборности председателей колхозов, бригадиров и других должностей.

Были отменены ограничения на личные подсобные хозяйства колхозников.

Результаты реформы

Восьмую пятилетку принято называть «золотой» в силу того, что экономическая реформа Косыгина в годы ее осуществления дала кратковременный положительный эффект.

Объём промышленного производства увеличился на 50%. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров.

Читайте также:  Результаты розыгрыша лотереи Грин Карты 2021 DV 2022 Слухи об отмене лотереи Грин Кард в 2021 году и закрыт

Но после 1975 года рекордные показатели пошли на спад. Официально реформа государственными органами не отменялась, но постепенно, во второй половине 1970-х годов была свёрнута. Поэтому в целом, с учётом её последствий для дальнейшего развития страны, реформа Косыгина считается неудачной.

Причины неудачи реформы

Реформа была половинчатой, для её успешного продолжения необходимо было изменить основы плановой экономики страны и переориентироваться на рыночную, что было невозможно в условиях тоталитарного режима.

Важнейшей причиной является противодействие реформе высших бюрократических партийных кругов. Многие руководители Коммунистической партии и члены правительства, а также представители чиновничества на местах, противодействовали продолжению реформы. Они не привыкли и не хотели работать без директивных методов.

Подобные экономические свободы в Чехословакии привели к Пражской весне и попыткам смены социалистического режима. Это вызвало небезосновательные опасения руководства СССР, что углубление реформы приведёт к демократизации общества и необходимости изменения политического строя.

В 1960-70-х годах наша страна начала получать основную часть своих доходов от экспорта нефти. Данное обстоятельство позволяло отложить попытки получения больших доходов за счёт реформы собственной экономики.

Тем не менее, основные идеи реформы Косыгина – Либермана были использованы в эпоху «перестройки» Горбачева и привели к последствиям, которых так опасалось советское руководство. Коммунистический режим и плановая экономика исчезли, а на смену им пришли демократия и рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции.

Плюсы и минусы реформы А. Н. Косыгина

После отставки Н. С. Хрущёва, правительство Л. И. Брежнева начало спешно разрабатывать план по преобразованию экономической системы, которая на данный момент находилась в тупике. Главной целью правительства стало стимулирование производства путём внедрения капиталистических методов в социалистическую экономическую систему. Историки по-разному оценивают результаты косыгинской реформы.

Положительные стороны реформы

Реформа Косыгина на какое-то время действительно дала положительный эффект, поэтому восьмилетку, за которую проводилась реформа, принято называть «золотой». В основном положительные моменты коснулись сельского хозяйства и состояли они в следующем:

  1. Увеличились доходы колхозов на 15%. Это был хороший шаг в сторону развития сельскохозяйственного производства;
  2. Объём с/х производства вырос на 21%;
  3. Простили долги колхозов и совхозов;
  4. Снизили цены на технику;
  5. Трудодни были заменены на заработную плату и продукты;
  6. Работники колхоза начали получать пенсию;
  7. Повысились закупочные цены в 1,5 раза;
  8. Запустили единую систему электроснабжения. Теперь техника могла работать на электричестве, что увеличило производительность;
  9. Кратковременный, но стремительный положительный эффект произошёл и в сфере промышленности. Так, объём промышленного производства возрос на 50%, что обеспечило стабильную заработную плату;
  10. Интенсивное жилищное строительство;

Отрицательные стороны реформы

После 1975 года развитие экономики прекратилось, а потом начало стремительно падать. Отрицательные стороны коснулись в основном промышленности, которая, вопреки ожиданиям правительства начала развиваться при помощи экстенсивных методов.

Таким образом, причинами провала реформы стали:

Противоречия между экономическим курсом и политическим режимом. Для дальнейшей успешной реализации экономической программы необходимо было отойти от плановой экономики, но такая стратегия исключалась при тоталитарном режиме;

Негативное отношение бюрократии, которой не нравилось, что распределение дохода колхозов теперь зависит не от неё;

Производители скоро поняли, что намного быстрее и проще будет получать прибыль путём экономии на качественном сырье. Это привело к несоответствию цены товара и его качества;

Предприятия, производившие некачественный продукт, устранялись, что повлекло за собой массовую безработицу;

Возникла угроза социалистическому режиму, который показал свою несостоятельность в борьбе с экономическим кризисом. В обществе начались волнения, апогеем которых стала печально известная Пражская весна – бунт в Чехословакии;

Последствия реформы

Реформа А.Н. Косыгина не добилась значительных перемен в лучшую сторону, но положила начало новой экономический системе. Последствия реформы состояли в следующем:

В плановую экономику активно входили элементы рыночной. В 1977 году была выпущена новая Конституция СССР, в которой прописывалась новая система экономического планирования. Согласно этой системе, управление экономикой всё ещё находилось во власти государственного аппарата, однако, допускалось активное функционирование и даже стимулирование частного предпринимательства.

Дефицит и инфляция. Из-за стремительного увеличения зарплат рабочим, у населения в скором времени появилось на руках слишком много свободных денег, которые просто обесценивались. К дефициту на рынке привела невозможность предприятий удовлетворять потребности населения.

Дефицит государственного бюджета. Большая часть денег сосредоточилась в руках частных предпринимателей, в то время как казна стремительно пустела.

Быстрыми темпами росла безработица, поскольку множество государственных предприятий начали закрываться из-за недостатка финансов.

Интегрируя вышеперечисленные последствия, можно сделать вывод о том, что СССР переживал острый кризис, который в дальнейшем привёл к развалу Союза.

Это была попытка при социализме внедрить капиталистические элементы. Таким образом, товары стали бы более конкурентоспособными и востребованными. Мне кажется, что СССР дошел бы до такой формы хозяйствования, если бы не произошло свержение власти. Но реформы не прижились при Косыгине из-за нежелания руководства менять стиль ведения хозяйствования.

Есть мнение, что реформу не удалось осуществить полностью, по двум причинам. Первая это отсутствие денег у государства. И вторая это из-за не состыковок в его программе. Да и все новое, в то время воспринималось не очень позитивно.

Все как всегда. Сами по себе реформы хорошие, но когда оказывается, что надо что-то менять, руководство начинает перекладывать решение вопросов друг на друга. В итоге получается то, что получается.

Правительство никогда не будет готово к новым реформам, ведь всегда трудно что-то менять, особенно если какая-либо система уже давно укоренилась. Однако, это неизменное условие прогресса, нужно все время двигаться дальше, чтобы достигать поставленные перед государством цели. Плох тот правитель, который не готов к переменам.

Хотели ускорения экономики, а получили «теневиков», которые позже, успешно разрушили советскую экономику.

Сколько было попыток усовершенствования экономики? Правильно — много. Чем всё заканчивалось? Сворачиванием. Только причины для этого были разные, но в большинстве случаев чиновники просто ничего не хотели менять, особенно при Брежневе.
Реформа-то неплоха, но нежелание руководящих особ что-либо менять, не позволило выжать из неё желаемый результат.
Меня это немного смутило «что было невозможно в условиях тоталитарного режима». Тоталитарный режим ведь был только до смерти Сталина. Или я ошибаюсь?

Товарищи! Суть коммунизма состоит в том, что бы пролетариат был правящим классом, а значит владел средствами производства… Таким образом значение денег сходит до ничтожного значения. Проблема крылась в крайне слабой теоретической подготовленности партийного аппарата. Во времена революции пролетарий хотел, что бы не было бедных, однако пролетарий в период стагнации захотел, что бы все были богатыми… Выводы из вышесказанного воплотились в «святые» девяностые…

Я считаю, что косыгинские реформы стали началом конца для советской социалистической экономики.

Гибельной проблемой для советской экономики стало отставание экономической науки и, в первую очередь, политэкономической науки. Советская экономическая наука из-за ее игнорирования Хрущевым, его безграмотности и волюнтаризма, отстала от масштабов и темпов производства, что позволило сторонникам сращивания капитализма с социализмом навязать свою точку зрения руководству государства. Что создало почву для появления коммунистической буржуазии -«теневиков», которые начали свою скрытую деятельность по компрометации КПСС и с «низов» и изнутри КПСС. Вспомните откровения Горбачева о его тридцатилетней борьбе с КПСС, чтобы развалить ее изнутри. Подобное же высказывание Хасбулатова о том, что он гордился тем, что он с Ельциным тридцать лет боролись с КПСС.

Верно. Необходимо было идти по пути преодоления товарного производства и заниматься разрабатыванием методов внеэкономического стимулирования.

Какие «частные предприниматели»? Какое закрытие предприятий? Какая безработица? Кто это писал и сколько ему лет?

Партаппарат победил. Партаппарат КПСС, это были новоявленные клирикалы. Церковь вон до сих пор живёт тысячелетними заветами. Но Царьков это про душу, а КПСС добралась до экономики. По этому Ленин был прим’ерминистром, а не председателем партии. Руководить государством должен светский. До чего слава Богу и дожили.

Добавить комментарий Отменить ответ

HisterlHisterl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Источник

Шанс на рывок или шаг к развалу: в чем был главный подвох косыгинской экономической реформы

Шанс на рывок или шаг к развалу: в чем был главный подвох косыгинской экономической реформы

18 декабря 1980 года скончался Алексей Косыгин, один из самых влиятельных государственной деятелей СССР второй половины ХХ века. Войдя в высшее руководство страны еще в сталинские времена, Косыгин никогда его не покидал, а в брежневскую эпоху стал одним из трех «соправителей». С именем Косыгина принято связывать смелую экономическую реформу 1965 года, ставшую одной из самых дискуссионных в советской истории. Одни считают ее попыткой перестроить советскую экономику на рыночные рельсы и сделать ее конкурентоспособной в капиталистическом мире. Другие видят в ней мину замедленного действия для плановой экономики и считают, что ослабление СССР началось именно с этой реформы. Евгений Антонюк рассказывает, в чем заключалась суть косыгинской реформы и почему она вызывает настолько неоднозначное отношение.

Авторы реформы

Экономическую реформу 1965 года принято именовать либо косыгинской, по имени председателя Совета министров Алексея Косыгина, либо реформой Либермана, в честь харьковского профессора экономики Евсея Либермана, который одним из первых выступил в печати, призвав к реформе.

В действительности ни тот ни другой не принимали решающего участия в ее разработке, которая велась сначала в Госэкономсовете, а затем в Госкомитете по науке и технике. Тем не менее можно сказать, что состоялась она благодаря Косыгину, который своим авторитетом обеспечил ее внедрение. Авторитет хозяйственника у Косыгина был высочайший. Он начинал в кооперации еще во времена ленинского НЭПа, попал на высокие руководящие посты еще до войны и с тех пор неизменно входил в число высшей бюрократии, независимо от личности у руля. Косыгин был крупной фигурой при Сталине, остался ей при Хрущеве, а при Брежневе и вовсе вошел в триумвират высших руководителей страны. Он возглавил правительство, Брежнев — партию, а Подгорный — Президиум Верховного совета.

Читайте также:  Увельский район одержал победу в командном зачете Уральской метелицы

Алексей Косыгин | Фото: ТАСС

Такое уникальное положение Косыгина объяснялось не столько его умением приспосабливаться, сколько тем, что он считался крупнейшим специалистом в своем деле . Косыгин был одним из немногих в брежневскую эпоху, кто не был обязан возвышением Брежневу, но при этом стабильно оставался на высоких постах почти до самой смерти.

Что касается Либермана, его нельзя назвать автором реформы, хотя он и стал одним из первых ее популяризаторов и идеологов. Однако он жил и работал в Харькове, а разработка экономической реформы велась в Москве. Причем началась она задолго до 1965 года, еще в хрущевскую эпоху. Активная работа велась в Госэкономсовете, которым руководил бывший министр угольной промышленности Засядько. После расформирования ГЭС его наработки перешли к Госкомитету по науке и технике, который несколько смягчил имевшиеся наработки после консультаций с Косыгиным, сделав реформу чуть более компромиссной и приемлемой для высшей бюрократии.

Суть реформы

Противники реформы слева традиционно рассматривали косыгинскую реформу как шаг к реставрации капитализма.

Конечно, она не была попыткой реставрации капитализма, это был небольшой шаг вправо, но очень скромный даже в сравнении с временами НЭПа. Фактически реформа была попыткой устранить хаос и бардак хрущевских непродуманных реформ и некоторые недостатки плановой экономики.

В сталинскую эпоху все отрасли управлялись фактически вручную, каждое предприятие работало по спущенному сверху плану, который состоял более чем из 30 различных показателей. Все заработанные предприятием деньги сдавались в казну. Предприятию разрешалось сохранять у себя небольшую часть средств для премиального фонда, однако премии выдавались за очень серьезные достижения — рационализаторские идеи и т.д.

При этом государство вручную дирижировало экономикой, следя за тем, чтобы количество денег и товаров оставалось в равновесии, и порой даже искусственно занижая рост доходов населения. Предприятия не были заинтересованы в получении прибыли, вместо этого их стимулировали снижать себестоимость выпускаемой продукции. Фактически за счет снижения себестоимости предприятия и получали дополнительные средства.

Благодаря этому периодически проводились кампании по снижению цен на продукты первой необходимости. Эти мероприятия имели неплохой рекламный эффект, однако через несколько месяцев после снижения цен эффект нивелировался «добровольно-принудительным» подписанием граждан на очередной выпуск государственных облигаций. То есть левой рукой государство периодически снижало цены на некоторые товары, а правой рукой изымало излишки денег через облигации.

Облигация 1955 года

При Хрущеве была предпринята попытка повысить уровень жизни населения за счет приравнивания колхозов к совхозам. Но вместе с тем были окончательно свернуты последние островки частной инициативы — артели. Также началось наступление на приусадебные участки колхозников. Финальным этапом хрущевской реформы стало создание совнархозов — территориальных органов управления промышленностью, которые по сути стали параллельными органам власти в регионах. Вместо децентрализации, которая должна была оживить темпы роста экономики, началась бюрократизация.

Реформа Косыгина стартовала осенью 1965 года с отмены совнархозов. Позднее был внедрен ряд положений, радикально отличавших эту реформу от всех предыдущих. Суть, по задумке ее авторов, заключалась в том, что децентрализация экономики окажет мощный стимулирующий эффект на производство и заодно приведет к росту доходов трудящихся.

Если раньше предприятия имели мало стимулов для увеличения темпов производительности, теперь им предоставлялась широкая хозяйственная самостоятельность. Количество плановых показателей, которые должно было выполнять предприятие, сократилось с почти 40 до 9. Впервые вводилось понятие прибыльности . Более того, прибыль, полученная предприятием, и рентабельность производства стали ключевыми показателями, по которым оценивалась его успешность.

Рыбный завод в Астрахани, 1958 год | Фото: GETTY

Предприятия получили право оставлять значительную часть полученной прибыли у себя, в одном из фондов. Либо в зарплатном, за счет которого руководство могло повышать доход работникам, либо в жилищном, из которого оплачивалось строительство нового жилья для сотрудников, либо в фонде развития производства, который можно было использовать для модернизации и т.д. Были прекращены гонения на личные приусадебные участки, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию.

Успех или провал

Первая пятилетка после начала реформы получила название золотой. По темпам экономического роста она считается одной из лучших за всю советскую историю. В среднем темпы роста национального дохода составляли рекордные 7,7% в год .

Тем не менее до сих пор так и не сформулировано однозначной оценки этой реформы. В зависимости от идеологических взглядов одни считают ее упущенным шансом, который загубили ретрограды и консерваторы из брежневского окружения. Другие считают вредительской акцией, предательством идеалов марксизма и бомбой замедленного действия, заложенной в фундамент советской экономики.

Косыгин на конференции в американском Гласборо, 1967 год

Первые — в основном это люди, придерживающиеся правых экономических взглядов, — считают, что реформа могла стать фундаментом для постепенного перехода советской экономики с плановых на рыночные рельсы, как это сделали в Китае в 80-е годы. То, что реформа так и не была доведена до логического конца, они считают величайшей неудачей и утратой исторического шанса на мощный экономический рывок.

Вторые, как правило придерживающиеся левых экономических позиций, видят в этой реформе попытку капитуляции перед капитализмом. Они указывают на то, что прибыль не может быть мерилом успешности предприятия в социалистической системе. Эти люди полагают, что попытки поиграть в рынок никогда не приводили ни к чему хорошему, и если бы реформу не затормозили искусственно, то коллапс государства произошел бы не в 1991 году, а на полтора десятилетия раньше. Косыгинскую реформу они рассматривают как фальстарт Перестройки и указывают на то, что именно во второй половине 80-х эта реформа имела необычайно хорошие отзывы. Ее хвалили повсюду, а некоторые из рыночных реформ того периода по сути базировались на косыгинских начинаниях.

Официально косыгинскую реформу никогда не громили в печати в брежневские времена и даже не сворачивали. Она продолжала действовать. Но с начала 70-х годов ее стали искусственно притормаживать, постепенно возвращая в производственный план для предприятий все большее количество пунктов и изымая из фондов излишки прибыли.

Президиум XXV съезда КПСС | Фото: РИА Новости

Главный подвох реформы

Постепенное искусственное замедление реформы объясняют различными причинами и факторами. Кто-то склонен винить брежневское окружение, якобы излишне консервативное и не готовое к переменам. Кто-то видит причину в событиях в Чехословакии в 1968 году, которые сильно напугали Кремль. Ведь в Чехословакии все тоже начиналось с постепенной либерализации экономики, а потом к ней добавились и политические требования.

Но главным негативным фактором косыгинской реформы стало то, что она оказалась чрезвычайно успешна в некоторых моментах . Как ни парадоксально это звучит, но именно это ее и погубило . Предприятия частично перешли на рыночные рельсы, но экономика по-прежнему оставалось плановой. Предприятия имели право пускать прибыль на строительство жилья для работников и нередко это делали. Однако производство стройматериалов было плановым, и их производилось ограниченное количество. Соответственно, не всегда была возможность вложиться в строительство. Модернизация не требовалась каждый год, к тому же она регулировалась планом, а не только желаниями дирекции. В итоге на многих предприятиях, перешедших на новую систему, вся оставшаяся в фондах прибыль стала распределяться между рабочими, что привело к значительному повышению зарплат.

Косыгин на выставке достижений США в Москве в 1959 году

Рост зарплат — это очень хорошо, но не тогда, когда он значительно превышает производительность труда, которая хоть и выросла, но не настолько. А в условиях плановой экономики резкое увеличение денежной массы на руках у населения и вовсе может быть весьма неприятно. Если в случае с рыночной экономикой это ведет к росту инфляции, то в плановой самым неприятным следствием резкого роста зарплат становится дефицит товаров . Тем более в СССР, в экономике которого перекос в сторону тяжелой промышленности всегда был очень серьезным, а товаров народного потребления хронически не хватало.

Однако такая ситуация сложилась только на успешных предприятиях. Но было и немало аутсайдеров, где косыгинская реформа по сути и не начиналась. Их прибыль была настолько мала, что производственные фонды были почти равны нулю и их работники не ощутили никаких преимуществ от реформы. В силу специфики экономики рентабельность различных отраслей отличалась на порядок, поэтому в одних отраслях рабочие получили кратное увеличение зарплат, а в других — ничего. Более того, государство еще и дотировало отрасли-аутсайдеры. Вдобавок ориентация предприятий на прибыль и рентабельность не могла не вести к повышению цен на продукцию, что не удовлетворяло руководство.

Косыгин и Маргарет Тэтчер в июне 1979 года | Фото: РИА Новости

Уже через несколько лет после начала реформы государство начало притормаживать ее сверху. Сначала предприятиям-передовикам начали усложнять план и искусственно завышать показатели рентабельности продукции, чтобы сократить прибыль. А затем государство стало использовать деньги из производственных фондов для своих нужд. Поначалу это позиционировалось как временная мера, но по сути свело к нулю весь смысл реформы.

Косыгинская реформа изначально была попыткой сочетать несочетаемое — вписать элементы рыночной экономики в жестко централизованную плановую систему. Успешно решая одни проблемы (рост производительности труда, повышение благосостояния), она одновременно создавала другие (товарный дефицит, отраслевое расслоение, рост цен). Она могла стать успешным первым шагом в комплексной и глобальной реформе советской экономики, но для этого надо было делать дальнейшие шаги по внедрению рыночных отношений, к чему руководство страны не было готово по идеологическим причинам. В качестве «косметического ремонта» экономической системы она была заведомо обречена на неудачу, дав лишь кратковременный эффект.

Источник