Применение интегративного теста тревожности ИТТ

В помощь психологам батальонов, полков (кораблей 1 ранга) и им равных)

Интегративный тест тревожности разработан авторским коллективом в составе Бизюка А.П., Вассермана Л.И., Иовлева Б.В. и представляет собой оригинальный экспресс-диагностический медико-психологический инструмент для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной (реактивной) переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики. Как показывают многочисленные исследования, тревожные состояния более чем в 50 процентах случаев являются одним из основных симптомов различных предболезненных расстройств, в виде которых проявляется социально-психологическая дезадаптация у психически здоровых людей. Методика ИТТ имеет неоспоримое значение в решении задачи первичной психопрофилактики возникновения психической дезадаптации у лиц, чья профессиональная деятельность проходит в условиях эмоционального напряжения и воздействия сложных социальных факторов.

Структурно методика ИТТ состоит из двух основных равнозначных шкал, которые имеют условные названия СТ-С (ситуативная) – для первой шкалы и СТ-Л (личностная) – для второй шкалы.

Каждая из шкал включает в себя перечень из 15 утверждений:

1. Я нахожусь в напряжении

1. Я находился в напряжении

2. Я расстраивался

3. Я тревожусь о будущем

3. Я тревожился о будущем

5. Я бывал озабочен

6. Я бывал возбужден

7. Я ощущаю непонятную угрозу

7. Я ощущал непонятную угрозу

8. Я быстро устаю

8. Я быстро уставал

9. Я не уверен в себе

9. Я бывал не уверен в себе

10. Я избегаю любых конфликтов

10. Я избегал любых конфликтов

11. Я легко прихожу в замешательство

11. Я легко приходил в замешательство

12. Я ощущаю свою бесполезность

12. Я ощущал свою бесполезность

13. Я плохо сплю

13. Я плохо спал

14. Я ощущаю себя утомленным

14. Я ощущал себя утомленным

15. Я эмоционально чувствителен

15. Я бывал эмоционально чувствителен

В процессе тестирования по первой шкале испытуемому предлагается оценить себя по степени выраженности признака: «Совсем нет», «Слабо выражено», «Выражено», «Очень выражено», а по второй шкале – по частоте встречаемости признака: «Почти никогда», «Редко», «Часто», «Почти все время».

В методике ИТТ использована традиционная 4-х балльная градация ответов. Отсутствие признака («Совсем нет», «Почти никогда») оценивается в 0 баллов, промежуточные степени представленности признака («Слабо выражено», «Редко», «Выражено», «Часто») оценивается в 1-2 балла соответственно, максимальная степень выраженности признака («Очень выражено», «Почти все время») оценивается в 3 балла. Таким образом, максимальное количество сырых баллов, которые может набрать испытуемый — 45.

Обследование по обеим шкалам обычно отнимает не более 5 мин., расчет общих баллов тревоги-тревожности для СТ-С и СТ-Л – не более минуты.

Существенным элементом новизны теста, отличающим его от подобных, является его многомерность (интегративность), которая реализуется путем выделения 5 дополнительных субшкал, раскрывающих содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого тестом:

1. Субшкала «Эмоциональный дискомфорт» (ЭД). Определяет наличие эмоциональных расстройств, эмоциональной напряженности, элементов ажитации, неудовлетворенность жизненной ситуацией.

2. Субшкала «Астенический компонент тревожности» (ACT). Определяет преобладание в структуре тревожности усталости, расстройств сна, вялости, пассивности и быстрой утомляемости.

3. Субшкала «Фобический компонент тревожности» (ФОБ). Определяет преобладание в структуре тревожности ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности.

4. Субшкала «Тревожная оценка перспективы» (ОП). Определяет наличие озабоченности будущем на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.

5. Субшкала «Социальная реакция защиты» (СЗ). Определяет склонность испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник напряжений и неуверенности в себе.

Регистрационный бланк шкалы СТ-С

Ф.И.О. _______________________________ дата __________

Инструкция: ниже Вам предложены несколько утверждений, касающихся вашего эмоционального состояния. В отношении каждого из них нужно решить – насколько данное состояние выражено именно СЕЙЧАС, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, СЕГОДНЯ.

Источник

Применение интегративного теста тревожности (ИТТ)

Пример обработки бланка СТ-Л для взрослого мужчины:

Общий балл тревожности – 23, что при переводе в шкалу станайнов для нашего случая соответствует 8 стандартным баллам, т. е. высокому уровню выраженности этого качества.

ЭД25 + 24 + 0 + 24 = 73(4 ст.)

АСТ61 + 41 + 58 = 160(7 ст.)

ФОБ111 + 58 + 0 = 167(8 ст.)

ОП74 + б5 + 92 = 231(9 ст.)

СЗ114 + 43 = 157(6 cт.)

В структуре личностной тревожности у данного испытуемого доминирует тревожная оценка перспективы, не влияющая существенно на его эмоциональный тонус.

5.2. Шкалы методики

Общая структура шкал методики определялась, как уже говорилось, результатами факторного анализа Исключением из правила явилась первая шкала, показатель которой напрямую рассчитывался из величины баллов, набранных испытуемым при обследовании. Следует учесть, что оценка по шкале общей тревоги ниже 4 станайнов соответствует низкому уровню тревожности, равная 4,5 или 6 станайнам соответствует нормальному уровню, а оценка от 7 станайнов и выше свидетельствует о высоком уровне тревожности, о наличии дезадаптации как в интер- или интраиндивидуальных отношениях, так и о наличии дисгармонии со средой в целом. Расчет оценок в станайнах на основании сырых оценок шкал производился по известной в психометрии процедуре [4]. Это интегральный показатель, с которого целесообразно начинать качественное оценивание испытуемого и которым в ряде случаев можно и ограничиться, если его величина оказывается очевидно ниже средней, а сам испытуемый не вызывает подозрения с клинической точки зрения.

Источник

Виды тестов для определения уровня тревожности

Быстрый темп современной жизни, научно-технический прогресс, расширение возможностей человека несут в себе не только пользу, но и вред, который не всегда очевиден. Все эти процессы часто вызывают тревожное состояние, побороть которое очень сложно, т. к. поводов для беспокойства и страха много. Для выявления психологических отклонений используется тест тревожности. Способ многократно доказал свою эффективность. Но существует много методик, и подбирать их необходимо с учётом особенностей индивида, чтобы не допустить ухудшения состояния.

Разница между тревогой, тревожностью и страхом

3 близких, но не равнозначных понятия — тревога, страх и тревожность — различают по причинам возникновения, развитию, способам борьбы с ними.

Тревога — кратковременное состояние, длящееся ровно столько, сколько продолжается событие, заставляющее её испытывать — сдача экзамена, хирургическая операция, опасная поездка. Она связана с беспокойством, волнением за себя, близких людей. Тревоги может и не быть, если человек попадает в подобную ситуацию неоднократно: он уже привык и не испытывает волнительных эмоций.

Если состояние не проходит в течение длительного времени, появляется независимо от внешних обстоятельств, существенно нарушает внутреннее состояние человека, то следует говорить о тревожности. Она может быть постоянной или периодической, иметь разные формы проявления, но всегда требует детальной диагностики и лечения. Если этого не сделать вовремя, то могут возникнуть опасные последствия вплоть до затяжной депрессии.

Страх — самая негативная эмоция, которая выражается в боязни конкретных вещей, она парализует все действия человека, не даёт ему спокойно жить.

Страхи, привязанные к вещам, состояниям, именуются фобиями. Они могут появляться в раннем детстве, меняться по мере взросления, сопровождать человека всю жизнь. Страх часто рассматривается как составная часть тревожности. Его причины носят психологический характер.

Классификация состояний тревожности

Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.

Читайте также:  Современные методы подготовки организма к родам родовозбуждение и родостимуляция

По происхождению

Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.

Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:

  • многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие,
  • плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции,
  • коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам,
  • печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.

По возрасту

Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.

Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:

  • родителей,
  • учителей,
  • одноклассников.

Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.

Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:

  • гормональной перестройкой организма,
  • частой сменой настроения,
  • необходимостью определения своего места в круге сверстников.

Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:

  • особенностями мужской и женской психологии,
  • сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение),
  • опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.

Уровни тревожности

Крайне важный критерий для диагностики — уровень тревожности.

Полное отсутствие тревоги не является нормой, не даёт адекватно воспринимать опасные ситуации. При низком уровне человек не может адекватно воспринимать окружающую действительность, его бдительность притупляется.

Высокий уровень тоже не несёт ничего хорошего: индивид во всём видит опасность, такое состояние не даёт ему возможности ни на чём сосредоточиться. Он может подпасть под влияние панических атак. Выйти из этого состояния будет затруднительно.

Другое деление по уровням: контролируемый и неконтролируемый. При контролируемом индивид замечает появление признаков тревожности. При неконтролируемом — тяжело бороться с симптомами, необходима срочная медицинская помощь.

Правила проведения диагностики

Одно из самых сложных исследований — диагностика уровня тревожности. Она важна для многих категорий людей, т. к. превышение порога нормы может быть опасно для здоровья и жизни. Не всегда ясно, выступает ли беспокойство чертой личности или вызвано определёнными обстоятельствами, не зависящими от индивида.

Диагностика тревожности проводится с помощью различных методик, но необходимо придерживаться ряда правил:

  • не выходить за возрастные рамки, рекомендованные для того или иного теста,
  • неукоснительно выполнять рекомендации по проведению исследования,
  • для объективного результата нужно использовать хотя бы 2 методики,
  • необходимо всегда общаться с испытуемым, это даст самые точные результаты.

В качестве основных методик выявления тревоги у человека используются:

  • анкетирование, в которое входят разнообразные опросники, тесты, достоверность ответов во многом зависит от грамотно составленных вопросов, позволяющих полностью раскрыть состояние индивида,
  • так называемые проективные методики, задача которых распознать психические реакции человека, наблюдая за ним, проникнуть в его бессознательное.

Методики выявления тревожности

Тесты — самая распространённая форма диагностики. Объясняется это простотой их составления, легкостью прохождения, возможностью быстро проанализировать результат. Среди них есть тесты с утвердительными или вопросительными предложениями. Они эффективны при использовании в комплексе с другими методиками.

Шкалы Кондаша

Методика Кондаша подразумевает под собой совокупность шкал, которые направлены на выявление потенциальной тревоги в разных ситуациях у школьников. Проверять другие категории населения по ней бесполезно. Шкала объединяет 3 направления вопросов:

  • школьные проблемы во всём их многообразии,
  • отношение школьника к себе,
  • коммуникация с окружающими.

Перечисляются ситуации, которые характерны для подростков. Каждую из них он должен оценить количеством баллов, которые в конце суммируются, определяется тип тревожности. Необходимо строго следовать приложенным к шкале инструкциям.

Интегративный тест тревожности

Данный тест сокращённо называется ИТТ. Эта методика была разработана профессорским составом Института им. Бехтерева в начале 2000-х гг. В её основе лежит положение о том, что тревога — это эмоция, которая приобретает форму патологии. После клинических опытов ИТТ стал применим для разных возрастных категорий.

Интегративный тест разводит понятия тревоги и тревожности. Последняя подразделяется на личностную и ситуационную. А в качестве дополнительных шкал используются:

  • общая тревожность,
  • оценка вероятности тревоги,
  • эмоциональный дисбаланс,
  • фобии,
  • астения,
  • защитная реакция.

Благодаря тесту можно понять, как эмоции связаны с тревогой.

Шкала Гамильтона

Шкала Гамильтона появилась в Англии в 1960 г. Она предназначена для измерения уровня депрессии, оценки состояния больного. Используется несколько вариантов шкалы с различным количеством пунктов от 17 до 24. Они суммируются в баллы.

Такое исследование проводится только специалистами в области психического здоровья. Тест заполняется ими со слов больного. Важны только первые 17 пунктов, по которым выявляется депрессивное расстройство.

Шкала тревожности Бека

Популярный тест на уровень тревожности и характер её проявления — шкала Бека — подходит для детей, подростков, взрослых, часто применяется на собеседованиях при приёме на работу. В анкете 21 вопрос. Все они посвящены физическому состоянию здоровья респондента. Можно набрать от 21 до 63 баллов.

Шкала тревоги и панических атак Шихана

Появившаяся в 1983 г. шкала тревоги и панических атак Шихана позволяет определить расстройство, имеющее клиническое значение. В методике представлено 35 симптомов, по которым можно судить о наличии тревоги, часто они возникают после острого стресса. Проводится самооценка каждого симптома по 5-балльной шкале. При 20 баллах и выше появляется повод обратиться к специалисту.

Шкала Зигмонда

Авторство так называемой Госпитальной шкалы принадлежит учёным Зигмонду и Снайпу. Её цель — самостоятельная оценка депрессии и тревоги у взрослых пациентов. Шкала самооценки уровня тревожности является первичным средством, впоследствии применяются остальные методики. В 14 пунктов включены вопросы, касающиеся обоих состояний личности. Но отсутствуют вопросы, демонстрирующие явные признаки болезни. На одно утверждение приходятся 4 варианта ответов. К анкете прилагается подробная инструкция.

Методика Сирса

Призванная диагностировать тревогу у детей методика Сирса больше всего подходит для младших школьников и воспитанников детских садов. 20 утверждений об общении, реакциях, поведении позволяют в точности установить порог тревожности:

  • низкий,
  • средний,
  • высокий.
Читайте также:  Когда и как можно узнать результаты Диктанта Победы 2020 года

Проводить исследование должен квалифицированный педагог или психолог.

Тест по Астапову

Для установления уровня детской тревожности служит также тест Астапова. С его помощью можно узнать личностные особенности ребёнка, его поведения, проявления эмоций в разных ситуациях, отношениях в дошкольном коллективе, в семье, с посторонними людьми.

На 14 рисунках изображены лица. Нужно сделать выбор — печальное и весёлое. Исследование результатов производится с 2 позиций:

  • количественной, когда устанавливается индекс тревожности,
  • качественной, при котором анализируется опыт детей в той или иной ситуации, особое внимание обращается на отрицательный опыт.

Шкала тревожности Кудриной

Методика изучает реакцию детей на разнообразные школьные ситуации, которые в дальнейшем становятся источником страхов и тревог. Анализ по шкале Г. Я Кудриной производится по 3 сферам:

  • обучение,
  • коммуникации,
  • ситуации, когда необходима самооценка.

В опросник входят 30 утверждений. Каждый ответ можно оценить в 0, 2 или 3 балла. Они суммируются по каждой сфере и в совокупности по шкале.

Тест Захарова

Для родителей дошкольников и детей младшего школьного возраста существует тест Захарова. На каждое из 15 утверждений они должны дать один из 3 ответов:

  • отсутствие,
  • проявление время от времени,
  • постоянное наличие этого пункта.

Диапазон оценочных баллов от 0 до 2 соответственно. Общее количество баллов позволяет разглядеть невроз на ранней стадии и даже предугадать его появление в недалёком будущем.

Тест Эйдемиллер

Анализирует семейную тревогу, даёт многомерную картину положения человека в семье тест Эйдемиллера. Выявляются состояния, которые часто не видны. Очевидными признаками тревоги выступает беспокойство при отсутствии рядом других членов семьи. Также показателями являются неуверенность, чувство вины. Ответить на вопросы можно утвердительно, отрицательно или затрудняюсь. Общее количество баллов — 21.

Существуют и др. анкеты, помогающие установить уровень тревожности членами одной семьи. Родственные отношения часто взаимосвязаны с другими сферами жизни. Только их комплексный анализ помогает увидеть общую картину.

Тест для школьников и подростков

Используются различные тестовые методики, позволяющие понять состояние школьников. Они разделяются по возрастным категориям:

  • для младших школьников,
  • для учащихся средних классов, в т.ч. и подростков,
  • для старшеклассников.

Один из самых распространённых — тест Филлипса. Он очень прост при прохождении и даёт возможность понять, в каких областях школьники 3-7 классов испытывают наибольшее беспокойство. 58 вопросов раскрывают весь спектр ожиданий школьников, показывает детскую самооценку, указывает на имеющиеся проблемы. Тестировать учащихся можно по отдельности либо всем классом. К анкете прилагается ключ.

Шкала тревожности Тейлора

Опросник, появившийся в 50-х гг. — шкала тревожности Дж. Тейлора. В нём содержатся 50 фраз, ответы на которые должны быть положительными или отрицательными. Они взяты из Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Для каждой фразы выделена отдельная карточка, чтобы испытуемому было удобнее. В середине 70-х годов к анкете была присоединена так называемая шкала лжи, помогающая добиться искренности в ответах.

Методика Гореловой

Перечень из 50 вопросов, построенных по типу утверждений в методике Гореловой затрагивает различные области человеческой жизнедеятельности. Определённые ответы указывают на один из 10 типов личности. Упор делается на эмоциональную сторону. Выделяют романтиков, гедонистов, альтруистов.

Методика Ромицыной

На утверждении, что тревогу у детей можно проанализировать многомерно, обосновала свою методику Ромицына. Школьникам задаются несколько вопросов, предполагающих 2 варианта ответов. В зависимости от них подсчитываются баллы. Существует разделение результатов для мальчиков и девочек. К 3-м стандартным уровням добавляется крайне высокая тревожность.

Заключение

Тесты являются самым простым методом выявления тревожного расстройства у различных категорий людей. Из большого разнообразия можно подобрать подходящий по возрасту, категории опрашиваемых, особенностям содержания вопросов. Необходимо учесть, что анализ результатов должен проводить квалифицированный специалист.

Источник



Тесты и оценки тревожности

Источник: Разработан в лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева (Бизюк А.П., Вассерман Л И., Иовлев Б.В., 1997). БизюкА.П. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ) // Методические рекомендации / А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев. – СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2003. – 23 с.

Тип (подчеркнуть)

— шкала оценки
— индекс
— вопросник
— другое (уточнить)

Назначение: Методика «Интегративный тест тревожности» (ИТТ) представляет собой медицинскую (медико-психологическую) технологию, является оригинальным экспресс психолого-диагностическим инструментом для дифференцированной оценки и содержательной квалификации по 5 факторам (субшкалам) тревоги как неспецифического, сложного по генезу аффективного регулятора поведения личности и тревожности как личностно-типологической характеристики. Анализ адаптогенной и патогенной роли «тендема тревога – тревожность» позволяет уточнить механизмы терапии и оценить эффективность лечения психической дезадаптации различного происхождения. Для оценки уровня значимости для испытуемых 15 утверждений по шкалам самооценка тревоги – ситуационная – СТ-С и самооценка тревожности – личностная – СТЛ использована традиционная для метода субъективного личностного шкалирования 4-х бальная система градаций отчетов: 0 – отсутствие данного признака, два других связываются с наличием слабо и умеренно выраженных признаков (баллы 1 и 2) и последний – как чрезвычайная, с точки зрения испытуемого, степень выраженности – 3 балла. Таким образом, максимальное количество сырых баллов, которое может быть набрана по обеим шкалам ИТТ – 45.

Содержание (шаблон)

Регистрационный бланк шкалы личностной тревожности (ШКАЛА СТ-Л)

ФИО ______________________________________________ Возраст ___________________
Дата обследования ________________________________
Место обследования _______________________________

Ниже Вам предложены несколько утверждений, касающихся Вашего эмоционального состояния. В отношении каждого из них нужно решить – КАК ЧАСТО на протяжении последнего времени (например, на протяжении последнего года) Вы его испытывали. В зависимости от этого поставьте знак «+» в одну из четырех граф.

Интерпретация

Высокие показатели субшкалы «Эмоциональный дискомфорт» (ЭД) свидетельствуют о сниженном эмоциональном фоне, неудовлетворенности жизненной ситуацией, эмоциональной напряженности, отсутствии эмоционального равновесия.

Высокие показатели субшкалы «Астенический компонент тревожности» (АСТ) свидетельствуют в пользу астении, слабости, вялости, повышенной психической истощаемости, усталости.

Высокие показатели субшкалы «Фобический компонент» (ФОБ) говорят о том, что в структуре тревожности доминируют фобии (беспокойство и страхи, обусловленные текущей жизненной ситуацией).

Высокие показатели субшкалы «Тревожная оценка перспективы» (ОП) говорят о том, что в структуре тревожности доминируют страхи, распространяющиеся не столько на текущее положение дел, сколько ориентированные в будущее, в перспективу, по принципу «как бы чего не случилось».

5-я субшкала – «Социальные реакции защиты» (СЗ) связана с основными проявлениями тревожности в сфере социальных контактов, с попытками испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник тревожных напряжений и неуверенности в себе.

Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Название на русском языке: Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Оригинальное название: State-Trait Anxiety Inventory, – STAI (Spielberger C.D., 1964).

Источник: Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene. R.E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory.// Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. – 1970. Spielberger C.D. Test Anxiety Inventory: Preliminary professional manual. – Menlo Park. – 1980. Адаптация методики Ю.Л. Ханина. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Ленинград. – 1976. – 18 с.

Читайте также:  Данные результатов егэ 2012

Тип (подчеркнуть)

— шкала оценки
— индекс
— вопросник
— другое (уточнить)

Назначение: Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина является шкалой самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности) и применяется в клинике для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния в динамике и др. Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого.

Содержание (шаблон)

Шкала ситуативной тревожности

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Шкала личной тревожности

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Ключ (интерпретация)

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:
ТР = ∑рп — ∑ро + 50, где:
ТР – показатель реактивной тревожности;
∑рп – сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);
∑ро – сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).
Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:
ТЛ = ∑лп — ∑ло + 35, где:
ТЛ– показатель личностной тревожности;
∑лп – сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);
∑ло – сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Интерпретация

до 30 баллов – низкая тревога (тревожность),
31-44 балла – умеренная;
45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных личностей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Шкала тревоги А. Бека

Название на русском языке: Шкала тревоги А. Бека

Оригинальное название: The Beck Anxiety Inventory – (BAI), (Beck A.T., 1961). Источник: Beck A.T. et al. An Inventory for Measuring Depression // Archives of general psychiatry. – 1961. – Т.4.– №.6. – С. 561-571.

Тип (подчеркнуть)

— шкала оценки
— индекс
— вопросник
— другое (уточнить)

Назначение: Клиническая тестовая методика, предназначенная для скрининга тревоги и оценки степени её выраженности.

Шкала тревоги Бека предназначена для предварительной оценки степени выраженности тревожных расстройств у широкого круга лиц: молодых людей от 14 лет, зрелых и пожилых, контингента клиники и при скрининговых исследованиях.

Опросник состоит из 21 пункта. Каждый пункт включает один из типичных симптомов тревоги, телесных или психических. Каждый пункт должен быть оценен респондентом от 0 (симптом не беспокоил) до 3 (симптом беспокоил очень сильно).

Содержание (шаблон)

Данный список содержит наиболее распространенные симптомы тревоги. Пожалуйста, тщательно изучите каждый пункт. Отметьте, насколько Вас беспокоил каждый из этих симптомов в течение ПОСЛЕДНЕЙ НЕДЕЛИ, включая сегодняшний день, поставив крестик в соответствующей колонке справа.

Ключ (интерпретация)

Подсчёт производится простым суммированием баллов по всем пунктам шкалы BAI.
Значения от 0 до 9 баллов свидетельствует об отсутствии тревоги.
Значения от 10 до 21 балла свидетельствует о незначительном уровне тревоги.
Значения от 22 до 35 баллов соответствуют средней выраженности тревоги.
Значения от 36 до 63 баллов свидетельствуют об очень высокой тревоге.

Шкала самооценки тревоги Д. Шихана

Название на русском языке: Шкала самооценки тревоги Д. Шихана

Оригинальное название: Sheehan Patient-Rated Anxiety Scale – (SPRAS), (David V. Sheehan, 1983).

Источник: Sheehan D.V., Sheehan Kr. // Int. J. Psycriat. Med, – 1983. – N 12. – P. 243- 266.

Тип (подчеркнуть)

— шкала оценки
— индекс
— вопросник
— другое (уточнить)

Назначение: Шкала самооценки тревоги Д. Шихана предназначена для скрининговой диагностики и самодиагностики расстройств тревожного спектра у взрослых лиц.

Шкала создана на основании выборки симптомов тревожных расстройств и панических атак и включает в себя наиболее распространённые проявления этих расстройств, в том числе соматические и вегетативные проявления тревоги. Каждый пункт оценивается по шкале Ликкена от 0 до 4 баллов.

Содержание (шаблон)

Инструкция.
Определите, насколько Вас беспокоили в течение последней недели указанные ниже симптомы. Отметьте номер Вашего ответа на бланке ответов.

Ключ (интерпретация)

Общий балл по шкале равен сумме баллов всех пунктов. Таким образом, общий балл может находиться в диапазоне от 0 до 140.
0-29 – отсутствие клинически выраженной тревоги,
30-79 – клинически выраженная тревога,
80 и выше – тяжелое тревожное расстройство, паническое расстройство.
По данным клинических исследований, показатели по шкале самооценки тревоги Д. Шихана при паническом расстройстве и агорафобии (при невротических расстройствах) соответствуют числовому диапазону от 37 до 77 баллов.

Источник

Adblock
detector