Проблема разграничения понятий санкционированное и делегированное правотворчество

Санкционированное правотворчество

Правотворчество различают в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией. Так, существует непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти. По способу придания юридической силы нормативному акту может быть непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу, наконец, санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, так законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

В Российской Федерации, учитывая субъектный состав органов правотворчества, выделяют три вида правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общественных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Санкционированное правотворчество — это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы — корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий), результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Санкционированное правотворчество — государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы (корпоративные, моральные, религиозные, традиционные), придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Санкционированное правотворчество можно определить как получившую государственное одобрение или согласие деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, организаций и т.д.) и других негосударственных субъектов, направленную на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм.

Посредством данного вида правотворчества государство дает негосударственным организациям, объединениям и движениям возможность участвовать в нормотворческой деятельности и проявлять гражданскую инициативу.

Субъектами санкционированного правотворчества могут выступать различные негосударственные структуры: органы местного самоуправления, коммерческие, акционерные, производственные организации и товарищества, профессиональные и политические организации (к примеру, профсоюзы), а также должностные лица предприятий, учреждений, министерств и ведомств.

Результатом такой правотворческой деятельности становятся подзаконные нормативные акты и предписания, которые приобретают общеобязательный характер и юридическую силу после их утверждения (санкционирования) уполномоченным государственным органом.

Следует учитывать, что санкционирование может осуществляться как до принятия правового акта – путем одобрения будущего правового акта, так и после принятия такого акта посредством дачи согласия на его применение.

В современных условиях роль санкционированного правотворчества крайне важна, так как именно оно в большей степени ориентировано на непосредственное отражение потребностей общественной жизни, нежели государственное правотворчество.

Оно представляет собой гибкую и социально-чувствительную систему, способную быстро реагировать на изменения социальной жизни. Это позволяет ускорить процесс принятия управленческих решений, даёт возможность учитывать своеобразие на местах, способствует развитию демократии в обществе.

Важно отметить, что санкционированное правотворчество выступает неотъемлемым атрибутом гражданского общества, так как способствует установлению партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усилению их взаимной поддержки и согласованной деятельности.

Участие различных общественных организаций и объединений в изменении и улучшении законодательства, а также в разработке новых проектов законов способствует укреплению доверия общества к власти.

Получая таким образом информацию о состоянии общественного мнения, государство может и должно учитывать ее при определении государственной политики и, прежде всего, при введении новых правовых предписаний.

От санкционированного правотворчества следует отличать делегированное правотворчество. Несмотря на то, что эти понятия во многом сходны и в юридической литературе часто рассматриваются как равнозначные, можно выделить ряд особенностей, присущих именно делегированному правотворчеству.

Прежде всего, следует сказать, что делегированное правотворчество – более широкое понятие, а санкционирование представляет собой одну из разновидностей делегирования.

В целом под делегированным правотворчеством следует понимать деятельность государственных органов и/или должностных лиц, а также отдельных

негосударственных организаций, связанную с принятием нормативных правовых актов на основании поручения (делегирования) иного органа или должностного лица.

Источник



Источники и формы российского права

«Источники и формы российского права» — третий по счёту вопрос в списке. Предлагается изучить теорию, касающуюся источников права (далее также «п.») в России. А заодно, рассмотреть какие формы они могут принимать. Для начала следует определиться, что же можно считать источником права вообще и существуют ли таковые в РФ.

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Читайте также:  ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин 11 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости Номер 1

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Несмотря на то, что местные власти не относятся к органам госвласти в РФ, их акты тоже являются источниками права. Именуется это муниципальными правовыми актами. Установлена эта система ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тут устав МО, а также акты, принятые на референдуме.

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Источник

2. Вопросы по теории права

Правотворчествоэто вид государственной деятельноcmи, направленной на создание права. В процессе правотворчества происходит формирование права и его внешнее закрепление, оформление.

Право может быть создано только государством или другими субъектами, если это санкционировано государством. Создание и развитие права находят закрепление в формах права. Форма права неразрывно связана с правотворчеством и зависит от субъектов правотворчества.

В государственно-правовой истории использовались различные формы права, и это зависело от выбора способов его создания. Можно выделить два основных способа создания права: государственные органы сами создают (изменяют) право; государство объявляет правом то, что создается другими субъектами. К последнему относится санкционирование государством обычая, в результате чего он становится правовым обычаем. К такому же способу правотворчества относится санкционирование государством религиозных норм в качестве правовых. Превращение религиозных норм в правовые возможно только с санкции государства и имеет немало особенностей, связанных с этапами истории и с различными регионами.

В новое и новейшее время главным способом (путем) создания и развития права является правотворческая деятельность самого государства. В ней участвуют различные государственные органы. В странах, правовая система которых содержит прецеденты — решения по конкретным делам, — правотворчество осуществляется и судами высших инстанций. В странах, в которых право является системой юридических норм, правотворчество (нормотворчество) в основном осуществляется органами государственной власти и управления.

В перечне факторов влияния на формирование права и непосредственно на правотворческую деятельность очень важную роль играет правосознание. Оно существует как социальное явление, которое не ограничено правотворчеством, но составляет обязательный его элемент. Правосознание только участников правотворческой деятельности государственных органов способно получить оформление вправе.

Правотворчecтвo — это такая: разновиднocть правовой деятельности гocyдapcтвa, содержание которой заключается в возведении воли в правовые тpeбoвания, правила, так как сущнocть права составляет возводимая в право воля социальных сил, имеющих гocyдарственную власть и осуществляющих нормотворческую деятельнocть, а внешней формой ее выpажения являются юридические нормы, закрепленные в нормативных правовых актах или дpyгиx актах гocyдapcтвa.

Таким образом, содержанием правотворчества (нормотворчества) является образование права, его закрепление в документах. Ключевое значение имеет то, что без участия государства ни один документ общественной организации или выраженная на референдуме воля народа не приобретают качества формы права. Никакая общественная организация самостоятельно не может наделить себя правотворческими полномочиями. Их реализует только государство.

Предоставление государством возможности правотворчества другим субъектам, по сути, является особым путем государственного участия в этом процессе, разрешением такого способа выражения государственной воли вправе.

Таким образом, при любых способах создания права правотворчество зависит от государства, поэтому право — всегда продукт государственной деятельности.

Правотворчество — это такая правовая форма государственной деятельности, которая состоит в принятии уполномоченными государственными органами (или другими субъектами с санкции государства) решений об установлении, изменении или отмене норм права и юридических пределов их действия.

Правотворчество, которое является одной из правовых форм государственной деятельности, можно назвать первичной формой, ибо в результате создается право, его нормы.

Другие право вые формы государственной деятельности имеют производный от правотворчества характер, так как они связаны с правореализацией. Правоисполнительная и правоохранительная (юрисдикционная) деятельность государства осуществляется на основе права и является правореализующей деятельностью.

Все перечисленные формы правовой деятельности государственных органов (правотворческая, исполнительная и правоохранительная) отражают разные способы государственной деятельности в организации общественной жизни, решают разные задачи.

Цель правотворчества — создание нормативной правовой основы, права. Цель исполнительной и правоохранительной (юрисдикционной) деятельности — реализация права.

Все виды правовой деятельности государственных органов имеют государственно-властный характер. Однако правотворчество имеет специфические черты, отличающие его от других правовых форм государственной деятельности, а именно:

— правотворчество является единственным способом возведения в право государственной воли;

— его содержание сводится к созданию, изменению или отмене правовых норм (с определением пределов их действия);

— оно создает правовую основу для иных видов правовой государственной деятельности; его результатом является принятие нормативных правовых актов и иных форм (источников) права.

Один и тот же государственный орган в рамках компетенции может выполнять свои задачи, осуществляя деятельность во всех правовых формах. Акты, которые принимаются в разных правовых формах деятельности, могут иметь одинаковое наименование, но отличаться содержанием и назначением. Акты, которые принимаются в правотворческой деятельности, являются нормативными правовыми актами формой права.

Читайте также:  Дши 12 белово результаты конкурса таланты нового века официальный

Правильное понимание правотворчества, его актов имеет не только теоретическое значение. Оно необходимо для ориентации во всех правовых формах и актах государственной деятельности.

Правотворчество — это чрезвычайно сложный вид государственной деятельности, в которой отражаются многие социальные потребности, учитываются разные интересы и возможности их удовлетворения с помощью правовых норм, обеспечивается эффективность выбираемых правовых средств, правильно предвидятся последствия реализации принимаемых правовых правил.

Возникновение социальной потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений обязательно предшествует правотворчеству, вызывает в нем необходимость. Правотворчество это процесс, в котором удовлетворяется определенная социальная потребность, происходит юридическое оформление условий ее обеспечения.

Правотворчество осуществляется как юридически оформленная процедура. Правовая регламентация правотворческого процесса зависит от уровня правовой культуры в стране, от правотворческого органа, устанавливающего порядок в нормотворчестве — процедуру. Учитывая важность принятия нормативных правовых актов высшими органами власти, конституция закрепляет наиболее существенные стороны законодательного процесса.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена прaктика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

2. Профессионализм правотворчecтвa. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Правотворческий: дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

3. Законность правотворчеcтва. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правовoго государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.

4. Научный характер правотворчеcтвa и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые право все предписания будут обоснованными и эффективными.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата cвoeгo труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Санкционированное пpaвoтвopчecmвo — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и omмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Источник

Проблема разграничения понятий «санкционированное» и «делегированное» правотворчество

Иночкина, Н. В. Проблема разграничения понятий «санкционированное» и «делегированное» правотворчество / Н. В. Иночкина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1969/ (дата обращения: 09.07.2021).

Правотворчество представляет собой сложный процесс, охватывающий все виды и формы деятельности по возведению воли общества в закон.

В целом под правотворчеством понимается государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов (государственных, муниципальных и др.), которая осуществляется в особом порядке, и направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм.

При регулировании общественных отношений важно обеспечивать баланс публичных и частных интересов. При этом любая правотворческая деятельность должна выражать согласованную волю общества и ориентироваться на непосредственное отражение потребностей социума и личности.

Если рассматривать правотворчество исходя из субъектного критерия, то можно выделить следующие виды этой деятельности: непосредственное правотворчество народа (референдум), государственное правотворчество, санкционированное правотворчество и правотворчество делегированное.

Непосредственное или так называемое «народное правотворчество» позволяет населению напрямую, без посредников, участвовать в решении наиболее важных вопросов государственного или местного значения. Всенародное голосование населения на референдуме является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа, а решения, принятые на референдуме, носят общеобязательный характер, обладают высшей юридической силой, не нуждаются в дополнительном утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.

Наиболее распространенной формой правотворчества в Российской Федерации является государственное правотворчество, то есть принятие органами государства нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов). Остальные виды правотворчества носят «вторичный», вспомогательный характер.

Государство, как единственный официальный представитель общества, обладает монопольным правом на правотворчество, поэтому правовые нормы, создаваемые в результате деятельности уполномоченных органов государства, наиболее многочисленны и имеют приоритет перед остальными источниками права.

Считается, что государственное правотворчество включает в себя правотворческую деятельность всех представительных и исполнительных органов, как на общегосударственном уровне, так и на уровне регионов, а также локальное правотворчество (на уровне государственных предприятий и учреждений).

Представительные законодательные органы государства избираются населением, и наделены правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы, т.е. законы. Именно законы являются исходным элементом системы законодательства страны. Все другие правовые акты не могут им противоречить и должны приниматься на основе и во исполнение законов. Органами исполнительной власти в рамках предоставленной им компетенции принимаются подзаконные нормативно-правовые акты, которые конкретизируют, дополняют и детализируют законы.

Помимо непосредственного и государственного правотворчества в теории государства и права выделяют также два вида негосударственного правотворчества: санкционированное и делегированное.

Санкционированное правотворчество можно определить как получившую государственное одобрение или согласие деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, организаций и т.д.) и других негосударственных субъектов, направленную на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм.

Посредством данного вида правотворчества государство дает негосударственным организациям, объединениям и движениям возможность участвовать в нормотворческой деятельности и проявлять гражданскую инициативу.

Читайте также:  Формы и методы контроля результатов образовательного процесса

Субъектами санкционированного правотворчества могут выступать различные негосударственные структуры: органы местного самоуправления, коммерческие, акционерные, производственные организации и товарищества, профессиональные и политические организации (к примеру, профсоюзы), а также должностные лица предприятий, учреждений, министерств и ведомств.

Результатом такой правотворческой деятельности становятся подзаконные нормативные акты и предписания, которые приобретают общеобязательный характер и юридическую силу после их утверждения (санкционирования) уполномоченным государственным органом.

Следует учитывать, что санкционирование может осуществляться как до принятия правового акта – путем одобрения будущего правового акта, так и после принятия такого акта посредством дачи согласия на его применение.

В современных условиях роль санкционированного правотворчества крайне важна, так как именно оно в большей степени ориентировано на непосредственное отражение потребностей общественной жизни, нежели государственное правотворчество.

Оно представляет собой гибкую и социально-чувствительную систему, способную быстро реагировать на изменения социальной жизни. Это позволяет ускорить процесс принятия управленческих решений, даёт возможность учитывать своеобразие на местах, способствует развитию демократии в обществе.

Важно отметить, что санкционированное правотворчество выступает неотъемлемым атрибутом гражданского общества, так как способствует установлению партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усилению их взаимной поддержки и согласованной деятельности.

Участие различных общественных организаций и объединений в изменении и улучшении законодательства, а также в разработке новых проектов законов способствует укреплению доверия общества к власти.

Получая таким образом информацию о состоянии общественного мнения, государство может и должно учитывать ее при определении государственной политики и, прежде всего, при введении новых правовых предписаний.

От санкционированного правотворчества следует отличать делегированное правотворчество. Несмотря на то, что эти понятия во многом сходны и в юридической литературе часто рассматриваются как равнозначные, можно выделить ряд особенностей, присущих именно делегированному правотворчеству.

Прежде всего, следует сказать, что делегированное правотворчество – более широкое понятие, а санкционирование представляет собой одну из разновидностей делегирования.

В целом под делегированным правотворчеством следует понимать деятельность государственных органов и/или должностных лиц, а также отдельных негосударственных организаций, связанную с принятием нормативных правовых актов на основании поручения (делегирования) иного органа или должностного лица.

При делегирование полномочий один государственный орган (как правило, вышестоящий) временно и на определенных условиях передает другому государственному органу (нижестоящему) отдельные свои полномочия при сохранении контроля за их осуществлением.

Иначе говоря, управомоченный орган государства заранее дает свое разрешение другому органу (организации) издавать нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к ведению первого. В результате этого происходит временное расширение полномочий органа, которому они делегируются.

Делегирование полномочий допускается только по определенному кругу вопросов, при условии, что это не запрещено конституцией государства. При этом вышестоящий орган может делегировать полномочия только в пределах своей компетенции, т.е. не может передать больше полномочий, чем сам обладает, и не может передать те полномочия, которыми не обладает.

После делегирования полномочий вышестоящий орган обязательно сохраняет контроль над их осуществлением.

Передать полномочия возможно как на определенное время, так и без указания сроков. Если полномочия делегированы на определенное время, то по его истечении они автоматически прекращаются. А при делегировании без указания сроков полномочия могут быть отозваны в любое время по решению делегирующего органа.

Результатом делегированного правотворчества выступают нормативно-правовые акты, юридическая сила которых, как правило, равна юридической силе актов делегирующего органа.

Чаще всего адресатами делегирования становятся Правительство РФ и исполнительные органы субъектов федерации. К примеру, это издание закона Правительством с делегированием ему полномочий Парламентом или принятие нормативно-правового акта исполнительным органом субъекта федерации в сфере совместной компетенции РФ и субъектов РФ. А полномочия по принятию подзаконных нормативных актов, могут делегироваться и таким субъектам как общественные организации.

В зависимости от способа передачи прав различают прямое и косвенное делегирование правотворческих полномочий.

При прямом делегировании полномочий правотворческий орган издает правовой акт, на основании которого уполномоченный орган получает право на делегированное правотворчество, с указанием, конкретных сроков и перечнем вопросов по которым он наделяется таким правом.

Косвенное делегирование применяется в особых случаях и чрезвычайных ситуациях. При таком делегировании правотворческий орган принимает нормативный акт, который лишь в общих выражениях, не уточняя, регламентирует определенные общественные отношения, а конкретизацией установленных данным актом полномочий занимается уже сам уполномоченный орган.

Отчасти делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов местного самоуправления, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством. Например, согласно Конституции РФ органами местного самоуправления устанавливаются местные налоги и сборы, что предполагает издание ими соответствующих нормативных актов. Кроме того, широкое распространение получила практика делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий исполнительной власти.

Делегирование полномочий значительно ускоряет процесс правотворчества. Чаще всего передача полномочий происходит по причине перегруженность законодательного органа, когда он не может быстро и своевременно нормативно урегулировать возникающие общественные отношения. В случае если для принятия правового акта необходимо применение узкопрофессиональных знаний в конкретной области, правотворческий орган также может передать полномочия соответствующим профильным органам исполнительной власти.

Делегирование правотворческих полномочий позволяет обеспечить некоторую оптимизацию государственного управления, способствует рациональному распределению рабочего времени, помогает наладить практику подготовки высококвалифицированных кадров. Задачи при делегировании полномочий осуществляются теми, кто действительно умеет и может их выполнять, оно сопровождается передачей обязанностей и ответственности, упрощением организационной структуры, ликвидацией дорогостоящих управленческих звеньев.

Для более эффективного применения делегирования полномочий, такое делегирование должно осуществляться на долгосрочной основе, то есть на перспективу, и включать в себя не только передачу соответствующих полномочий и ответственности другому субъекту, но и подкрепляться достаточными материальными ресурсами (рабочее кадры, материальные ценности и денежное довольствие).

В целом, правотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлением государственной воли. Государственные органы либо сами принимают и создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы, либо передают такое общественным организациям.

В результате правотворчества происходит обновление законодательства, издаются новые нормативно правовые акты, совершенствуются ранее принятые, отменяются устаревших юридических норм, восполняются пробелы в праве. Итогом этого становится совершенствование российского законодательства в целом.

Значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам народа и законодателя, а также способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения.

Похожие статьи

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

делегированное правотворчество, делегирование полномочий, санкционированное правотворчество, государственное правотворчество, местное самоуправление, правотворческая деятельность, орган, акт.

Правотворческая функция. Соотношение с целями и задачами.

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование.

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале.

правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт, нормативно-правовой акт, нормативный материал, действующее законодательство, принятие.

Основные направления участия прокурора в нормотворческой.

делегированное правотворчество, делегирование полномочий, санкционированное правотворчество, государственное правотворчество, местное самоуправление, правотворческая деятельность, орган, акт.

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы.

Ключевые слова: муниципальное правотворчество, принципы муниципального правотворчества, проект акта местного самоуправления и другие.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

муниципальное правотворчество, принципы муниципального правотворчества, проект акта местного самоуправления и другие.

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как. местное самоуправление, акт, нормотворческая деятельность органов, техническое.

Правотворчество: понятие и место в механизме правового.

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое. Становление и историческое развитие правотворческой.

Рубрика: 4. Муниципальное право

В практической деятельности органов местного самоуправления вопросы местного значения непосредственно связаны с выбором полномочий в той или иной сфере общественных отношений.

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы.

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт, выявление потребности, правотворческая работа, Российская Федерация, государство.

Источник