Проблемы реализации ФГОС в начальной школе
Сегодня, подводя первые итоги введения ФГОС начального общего образования, хотелось бы остановиться на результатах и возникших проблемах.
Плюсы и минусы введения ФГОС.
Первый плюс поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно — деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Второй плюс ФГОС – воспитательная функция.
Третий плюс – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Четвертый плюс — материально — техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.
Что касается минусов. В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы: недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно — звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно — практического и учебно — лабораторного оборудования, натуральных объектов.
Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
— целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
— самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само — рефлексии конкретной деятельности),
— результаты учебных проектов,
— результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ.
Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно — деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.
Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально — технической базы, ИКТ — технологии.
По новым стандартам главное — не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.
Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.
— К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации.
— Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами — описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т. п.
Многое зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Ну, а что касается готовности учителей к ФГОС, так они мобильные и креативные и всегда ко всему готовы.
Хочется пожелать всем огромного терпения для осуществления реализации ФГОС.
Источник
Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно — нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать,наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально — экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе.В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного.
Актуальные проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста От природы человеку дан уникальный дар – речь. Но навыками речи человек обладает не сразу, а постепенно. Прежде чем ребенок заговорит, пройдет.
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.
Отчет о ходе подготовки к реализации ФГОС дошкольного образования (слайл№2) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связано с рядом преобразований: — появление.
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Для педагогов, работающих в начальном звене работа.
Протокол родительского собрания «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» План-конспект проведения родительского собрания Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) «АКТУАЛЬНЫЕ.
Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования.
Актуальные проблемы педагогики дошкольного и начального образования «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Шибаева В. А. МордГПИ (Саранск) В результате реформирования.
Эссе «Актуальные проблемы современного образования» Эссе «Актуальные проблемы современного образования» В настоящее время в мире изменились не только условия жизни, социальное пространство.
Источник
ВНЕДРЕНИЕ ФГОС В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Российская школа переживает сегодня серьѐзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование универсальных учебных действий (УУД). Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм еѐ решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Возникает вопрос, готовы ли учителя работать в соответствии с ФГОС? В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который: 1. демонстрирует универсальные и предметные способы действий; 2. инициирует действия учащихся; 3. консультирует и корректирует их действия; 4. находит способы включения в работу каждого ученика; 5. создаѐт условия для приобретения детьми жизненного опыта. Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу стандарта. Поэтому меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, т е, учащийся, становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их и самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Новым смыслом урока является решение проблем школьниками в процессе обучения через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения учебных задач, информационную компетентность при работе с текстом [1]. При переходе к ФГОС нового поколения учителя столкнулись с множеством трудностей. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные [2, с.58]. Общие заключаются в неготовности педагогов к : – планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; – синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; – изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; – выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды. Системные проблемы вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований (трех «Т») к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса. Трудности педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП заключаются в: – недостаточности опыта проектной и исследовательской деятельности; – слабом развитии индивидуального подхода в образовательной деятельности;
–неготовности к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности); Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП: – сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников; – сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). Неготовность к условиям реализации ООП: – недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС – малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности; – нехватка площадей школы. Согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся. Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога). – психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.; – дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости; – организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы; – профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций [3, с.20]; Кроме выше перечисленных проблем остается еще одна не менее главная, которая заключается в несоответствии «ФГОС Второго поколения» итоговой аттестации учащихся в форме ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) поскольку они проверяют знания полученные в школе. В связи с этим необходимо пересмотреть структуру экзамена, поскольку это противоречие не позволит педагогам правильно выстроить образовательную парадигму учебного процесса. Стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причѐм непосредственно внедрять новые ФГОС придѐтся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всей школы[4, с.13]. Необходимо изменить деятельность всех структурных подразделений школы, участников образовательного процесса через системное сотрудничество. Четко планировать организационные мероприятия введения ФГОС, которые должны способствовать формированию в школе образовательной среды, методическому сопровождению деятельности педагогов, информационному просвещению общественности и семьи. Способствовать осознанию необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды родителями; родителей вовлекать в процесс разработки ООП школы; вместе с родителями определить модель организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Самое важное для успешной работы по новым стандартам — желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия. Учителю следует помнить, что любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Для достижения новых целей необходимо критическое отношение к себе, к тем результатам, которые достигнуты ранее. Полученные знания и умения на курсах повышения квалификации должны преломляться в практике. Необходимо участие в инновационной деятельности, опытной работе. Готовность педагога к формированию УУД будет залогом качества реализации требований ФГОС НОО. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всѐ и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Источник
Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС НОО
На современном этапе реализации новых федеральных образовательных стандартов возникают определенные проблемы. Некоторые из них рассматривались 1 ноября в Москве на 17 Всероссийской научно — практической конференции «Современное образование, риски и возможности: взгляд Образовательной системы «Школа 2100». Свыше 400 человек приняли участие в обсуждении злободневных вопросов современного образования.
Наше образовательное учреждение МБОУ СОШ № 75/42 тесно сотрудничает с ОС «Школа 2100», поэтому делегировала на конференцию своих представителей. Мы с удовольствием согласились принять участие в работе конференции, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы, так как видим, что не всё так гладко, как бы нам хотелось.
На конференции прозвучало, что разработкой развивающей системы образования вместе с Россией занималась Финляндия. Задачей было создать самую оптимальную и эффективную систему образования, но на данный момент у финнов самая лучшая система образования, а мы опять буксуем.
В чём причина неудач?
Во-первых, современный ученик живёт в открытом обществе, его сознание не обременено грузом идеологических штампов, стереотипов.
Во-вторых, давление разнообразной информации испытывает на себе чуть ли не каждый учащийся, не замечая этого. Информация получается легко из средств массовой информации и всемирной сети Интернета. Такая информация кроме положительной направленности, несёт в себе и отрицательные моменты. Она создает у современного школьника определённую поверхностность, нахватанность, легковесность. Поэтому главное, чему следует учить, — умению осваивать и применять новую информацию для решения проблем, стоящих перед учащимся, т.е. информационной культуре. Что нужно развивать, чтобы овладеть информационной культурой?
Учащимся необязательно все помнить, так как нужную информацию в можно найти в любой момент. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация требуется и как её можно найти. При этом необходимы умения правильно формулировать проблему, производить отбор нужной информации, умение находить и оценивать недостающую информацию
Именно эти умения и стремиться развивать наша школа с помощью технологии проблемного диалогического метода.
В-третьих, современный школьник читает гораздо меньше, чем дети прежних лет, хотя знает больше, но глубина таких знаний ставится под сомнение. Вместе с этим происходит и падение культуры современного школьника.
У нынешнего учащегося, как правило, не сформирован достаточный навык слушания и понимания, что создает трудности в обучении, так как любое обучение — это работа с книгой.
Современный учащийся психологически не готов к коммуникации и всё чаще предпочитает виртуальное общение. Что губительно для формирующейся личности.
Данные, полученные международным исследованием PISA, вскрыли две основные проблемы российского образования:
1. Необходимость качественного изменения содержания и процесса образования на основе выделения приоритетов функциональной грамотности;
2. Необходимость переориентации отечественного образования на новую личностно развивающую парадигму, усиливающую смысловой характер содержания образования.
Очень часто мы слышим, что старое образование было хорошим. Зачем что-то менять, если и так хорошо? Но не надо забывать, что мир изменился, как следствие должно измениться и образование. Мир изменился, а мы остаёмся прежними. Те же подходы к ребёнку, те же подходы к уроку. Под новые стандарты подводят старые учебники.
ФГОС даёт нам возможность построить в школе личностно ориентированную развивающую среду, но он многими не понят: большинство педагогов только делают вид, что работают по ФГОС (пишут рабочие программы, технологические карты уроков и пр., но преподают по-старому).
Происходит забалтывание и профанация ФГОС.
Взять хотя бы обязательные курсы повышения квалификации по ФГОС. Учителя, обучившиеся на курсах, понимают, что свою работу, подходы к образованию надо менять. Но как? Какие технологии, методы, приёмы надо выбрать? Всё остаётся не ясным. Отсюда нежелание и неготовность работать по ФГОС. Педагогу надо пройти обязательное обучение на курсах по интересующей его образовательной системе. Но это не всегда возможно, так как курсы платные и не всегда есть желание что – то менять.
Поэтому неопределённость в дальнейшей деятельности педагога становится причиной профессиональных неврозов. Вследствие чего наступает эмоциональное выгорание, отсутствие стремления к новому.
Причиной неудач стал и нынешний статус педагога в обществе. Падение авторитета профессии учителя, которого в современном обществе рассматривают в качестве представителя сферы услуг.
Большое внимание на конференции уделялось и работе с родителями. Не секрет, что сегодня возникает много проблем от непонимания, которое возникает между детьми и родителями, родителями и учителями.
Цель современного образования – это содружество учитель – ученик — родитель.
В процессе внедрения ФГОС проблемы возникают не только у учеников и учителей, но и у администрации школы.
Во – первых, огромное количество бумажной волокиты, связанной с отчетностью.
Во — вторых, неприятие педагогами любой инициативы.
В – третьих, происходит преобладание оценки работы педагога на основании отчётов, а не на основании его деятельности на уроках.
Вопреки возникающим проблемам и неудачам конференция поддержала основные положения Федерального государственного стандарта и его важнейшую цель – распространение развивающего личностно – ориентированного образования во все школы Российской Федерации.
Конференция постановила, что образовательная система «Школа2100» — востребованная обществом современная система личностно ориентированного развивающего образования для массовой школы. ОС «Школа 2100» помогает педагогу, школьнику и его родителям решать возникающие проблемы путём создания пособий (прежде всего электронных), нацеленных на технологизацию обеспечения преемственности и достижения нового образовательного результата путём единой трактовки целей, единого методического аппарата, содержательной завершённости предметных линий, создание единой электронной образовательной среды.
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Источник