Программа элективного курса Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Программа выделяет три важнейших периода – Российская империя ,Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы.

Особенность данного элективного курса заключается в том , что он предполагает анализ проблемных , дискуссионных вопросов при изучении истории , альтернативный подход к оценке проблем прошлого , прогнозирование событий и явлении , неоднозначные оценки хода событии . Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной , свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач :

-обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно- политического, социально-экономического развития России в 20 веке;

— способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории. А также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

— повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

— воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

-рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

— выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок прошлого и настоящего;

— определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Содержание программы.

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века (2 часа).

Россия «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе . «Германский путь» Н. Х. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения « британской модели» и причины неудвчи.

Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России 20 века.

Второй вариант модернизации , предложенный «народниками», его анализ.

Процесс модернизации в советский период и его последствия.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года ? (6 часов).

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

Выявление и анализ альтернатив: Керенский , Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Тема 3. Гражданская война : новые подходы (4 часа).

Гражданская война – трагедия русского народа…

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты : миф или реальность ? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных». Две армии одного народа.

Тема 4. Индустриализация и командно – административная система (4 часа).

Необходимость , цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализация. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Альтернативные варианты проведения индустриализации.

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина- труженика? (4 часа).

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско- финской войне 1939-1940 гг.) (2 часа).

Причина, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма- серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Кто проиграл «зимнюю войну».

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во време войны(3 часа).

Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Тема 8. Страх или свобода? ( О причинах победы под Сталинградом) (2 часа).

Приказ № 227 «ни шагу назад» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Цена победы — большая кровь.

Боевая мощь советского военного искусства. Не страх , а свобода- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего нерода, его патриотизм- залог Победы.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (4 часа).

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал « холодную войну»? сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных историков на проблемы «холодной войны».

Истоки «холодной войны». Противники ( создание военных блоков).Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность?

Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны».Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…(3 часа).

Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года.

1.Элективный курс. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. Составитель Е. Н. Сорокина.-Волгоград : Учитель 2006год

Источник

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ XX ВЕКА

2 УДК ББК С65 С65 Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: классы. М.: ВАКО, с. (Мастерская историка). ISBN Книга поможет педагогам подготовить старшеклассников к Единому государственному экзамену и олимпиадам по истории. В пособии подробно рассматриваются трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. Каждая тема включает серьезный теоретический материал и практические задания. В процессе выполнения заданий учащиеся не только пополнят и систематизируют знания, но и приобретут навыки анализа, оценки, сопоставления информации. Издание адресовано учителям истории и учащимся, глубоко интересующимся предметом. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2012

3 От автора Данное пособие предназначено учителям, которые занимаются подготовкой учащихся 11 класса к Единому государственному экзамену по истории. Также книга может стать хорошим подспорьем для подготовки к олимпиадам и факультативным занятиям. И на выпускном экзамене, и на олимпиаде от учеников требуется не только грамотно ответить на вопросы с выбором ответа, но и выполнить ряд разнотипных, различных по уровню сложности познавательных заданий. Предлагаемый сборник позволит ученикам отработать усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории при выполнении познавательных заданий и задач. В процессе работы над актуальными проблемами истории, выполнения различных заданий происходят дальнейшее пополнение знаний, их систематизация, а также развитие умений школьников, что необходимо для успешной сдачи вступительных экзаменов и дальнейшего обучения в вузе. Пособие разработано на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Кроме теоретических материалов, книга содержит познавательные и тестовые задания, которые направлены на формирование умений и навыков в определении признаков понятий, установлении соответствия, составлении сущностной характеристики, оценки верности суждения, сопоставлении двух суждений. В сочетании теоретического и практического уровней изучения предмета состоит особенность данной книги. В основу учебно-методической разработки положены следующие принципы: соответствие требованиям современного школьного исторического образования;

Читайте также:  Как правильно создавать тестовые задания для учащихся

4 4 От автора расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России; изучение истории Отечества в контексте мировой истории; усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия; формирование у школьников умения работать с различными историческими источниками, способности вырабатывать собственную позицию, создание условий для получения опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений. Цель пособия: углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями. Задачи пособия: формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории XX в.; создание мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету; развитие умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности. В течение учебного занятия организуются повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события, понятия, персоналии, причинно-следственные связи, обобщение знаний с помощью тематических мультимедийных презентаций), совместная работа над проблемными задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет школьникам продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность проводить своего рода исследования, осуществлять самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению. Методы и формы организации учебной деятельности Особенность обучения истории заключается в том, что она призвана не только передавать знания, но и обеспечивать воспитание нравственности и исторической культуры, что означает формирование уважительного отношения к людям, окружающему миру, чувства законности и справедливости. Такое воспитание требует методов, воздействующих на эмоциональную сферу личности.

5 От автора 5 Практика преподавания и изучения содержания истории показывает, что ее усвоение школьниками наиболее эффективно там, где широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучаемых в формировании необходимых знаний, навыков и умений. Монолог учителя при этом сменяется диалогом. Основной формой работы становится групповая. К числу активных методов можно отнести: метод конкретных ситуаций предполагает овладение знаниями на основе поиска выхода из определенной практически значимой для обучаемых учебно-познавательной ситуации; метод инцидента овладение знаниями на основе поиска выхода из профессионально важной ситуации в неблагоприятных условиях (дефицит времени, информации, аварийная ситуация и др.); метод мозговой атаки (мозгового штурма, генерации идей и др.) предусматривает групповое решение учебно-познавательной задачи в ограниченное время путем выдвижения определенных гипотез без анализа логики их формирования и содержания; челночный метод предполагает решение учебной проблемы с одновременным выдвижением идеи и ее критическим анализом; метод деловой (ролевой) игры комплексное решение определенной практически значимой учебно-познавательной задачи на основе выполнения обучаемыми ролей различных специалистов; метод погружения предусматривает интенсивное овладение учебным материалом в результате его длительного комплексного воздействия на обучаемых. Интерактивные методы предполагают изменение схемы коммуникации. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, но ни в коем случае не является его центром. Главными в коммуникации становятся взаимные связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. При этом результат достигается взаимными усилиями всех участников образовательного процесса. Такой способ работы представляется наиболее эффективным и продуктивным, хотя ставит перед преподавателем целый ряд

6 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема 1. Проблемы модернизации России в начале ХХ в. (2 ч) Задачи: охарактеризовать и проанализировать первую и вторую волну модернизации; выявить особенности российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и взаимовлияния экономических, внутренних и внешнеполитических факторов; рассмотреть проблемы модернизации России начала ХХ в. и вырабатывать свой взгляд на пути и варианты развития страны; обсудить варианты модернизации нашей страны в конце ХХ в. Понятия, отвечающие профильному характеру обучения: модернизация, органическое и догоняющее развитие стран, антиглобализм. Основные положения: Россия «развивающееся общество» на рубеже XIX XX вв. «Зависимое развитие». Концепция Эванса. Анализ возможностей быстрого развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н.Х. Бунге, И.Л. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Попытки внедрения «британской модели» С.Ю. Витте и причины неудачи. Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала ХХ в. Ресурсные материалы Россия на окраине Европы. Исторический анализ событий начала ХХ в. После 1917 г. Россия для всего мира стала, прежде всего, страной, где начался особый социалистический эксперимент, как бы к нему ни относились. Российская революция не давала о себе

7 Тема 1. Проблемы модернизации России в начале ХХ в. 11 забыть каждый выпуск новостей нес новые драматические или гротескные напоминания. Это, с одной стороны, способствовало возникновению ряда телеологических интерпретаций российской истории (все, что произошло, должно было произойти), а с другой стороны, породило утверждения, что все это результат случайностей, путаницы и невезения. Ретроспективный взгляд позволяет лучше понять революционные преобразования в России и попытки «строительства социализма» в других странах. Вопрос только в том, насколько недавние дискуссии о природе так называемых развивающихся обществ могут пролить свет на историю России/ СССР. Социальные и экономические условия никогда не повторяются в точности, однако идентичность, конечно же, вовсе не является условием сравнительного анализа. На рубеже XIX XX вв. Россия была «развивающимся обществом», возможно первым в этой категории. Этот вывод не опровергает ни развития «классического капитализма» в России, ни уникальности ее истории. Несмотря на наличие и того и другого, основные характеристики явления, которое через несколько поколений получит название «зависимого развития», все более проявлялись в России. Влияние иностранного капитала получало выражение в повышенном интересе к проблемам «типов развития», «отставания», «разрыва» и экономического «роста», а также накопления капитала, суверенитета и иностранного финансового присутствия. К тогдашним российским условиям применима концепция Эванса, утверждающая наличие «тройственного союза» капиталов, управляющих промышленностью в Бразилии 1970-х годов, иностранного, государственного и местного, а также параллельная тенденция со стороны руководителей государства к отождествлению промышленности с прогрессом и вестернизацией. Налицо были стрессы экономических и социальных разбалансированностей и резких классовых различий. Крупнейшие предприятия, особенно шахты, часто входили в международные экономические структуры и имели лишь ограниченное отношение к той экономике, в рамках которой существовало большинство россиян. Значительная «недозанятость» в масштабе всей страны сопровождалась нехваткой квалифицированных и «надежных» рабочих кадров. Крупнейшие заводы Европейской России, на которых большинство рабочих составляли полукрестьяне, существовали бок о бок и были связаны с ручными ремеслами и первобытными методами ведения сельского хозяйства. Развитие промышленности, урбанизация и повышение грамотности сопровождались углублением пропасти между со-

8 12 Методические рекомендации циальными «верхами» и сельской и городской беднотой. Грубая и неприкрытая эксплуатация, огромная степень государственного контроля, репрессии в случае любого неповиновения все это вызывало рост политического недовольства и сопротивления, выражавшегося как в скрытом возмущении низов, так и в протестах интеллигенции. В России того времени возможности для быстрого экономического развития и преобразования, которые особенно проявились в периоды промышленных рывков гг. и гг., были в целом лучше, чем в современных «развивающихся странах». Сильное и высокоцентрализованное Российское государство было в состоянии мобилизовать значительные ресурсы и до определенной степени сдерживать иностранное политическое и экономическое давление. Повышение мировых цен на продукты питания, и в особенности на зерно, обеспечило в этот период активный платежный баланс и способствовало процессу национального капиталообразования. Существует точка зрения, в соответствии с которой сами размеры страны могут также являться преимуществом, способствующим быстрому экономическому развитию. Многочисленное население как потенциальный потребительский рынок, огромная территория России и ее природные богатства в соответствии с этой точкой зрения должны были способствовать экономическому росту. Азиатская часть России могла играть роль одновременно Британской Индии и американского Дикого Запада. Однако было мало шансов, что эти благоприятные, т. е. способствующие подъему, экономические условия в России сохранятся надолго. Даже в 1913 г. 67% объема экспорта в стоимостном выражении составляло сельскохозяйственное сырье, а все остальное полезные ископаемые. Однако после Первой мировой войны условия внешней торговли для сырья и в особенности для пищевых продуктов стали ухудшаться. Основной фактор, обеспечивающий российский активный платежный баланс, и «двигатель» внутреннего рынка России подошел к точке, с которой начался долговременный спад. Второй источник активного платежного баланса, капиталовложений и экономического развития был внешним (т. е. определялся политикой поощрения иностранных инвестиций и резкого увеличения внешнего долга правительства). Многие считали, что без притока иностранного капитала быстрое развитие российской промышленности будет невозможно. По существующим оценкам, иностранные вложения за период гг. соста-

Читайте также:  Понятие и порядок проведения сходов собраний конференций граждан

9 Тема 1. Проблемы модернизации России в начале ХХ в. 13 вили 4225 млн руб., из которых около 2000 млн руб. приходилось на государственные займы. Влияние иностранного капитала росло. В частности, в то время как за период с 1881 по 1913 г. около 3000 млн руб. были вывезены из России в качестве доходов с иностранного капитала, крупные средства были реинвестированы. К 1914 г. в России было 8000 млн руб. иностранных инвестиций. Сюда входят средства двух третей российских частных банков, принадлежавших иностранному капиталу, а также значительное количество шахт и крупных частных промышленных предприятий. Вот как одно поколение спустя Г.И. Мирский обобщил фактические и потенциальные результаты этого процесса: «К 1914 г. Россия проделала значительный путь в сторону того, чтобы стать полуколониальным владением европейского капитала». Уже к 1916 г. военные расходы более чем удвоили внешний долг страны, и это было только начало. Кроме того, война значительно усугубила технологическую зависимость России от ее западных союзников. Если бы ей «не помешали», Россия после Первой мировой войны столкнулась бы с крупнейшим и разрастающимся кризисом погашения внешнего долга и дальнейших займов, чтобы выплатить старые долги, дивиденды и оплатить иностранные патенты и импортные поставки. Подобный сценарий хорошо известен на примере современной Латинской Америки, Африки и Азии. Его разыграли Бразилия, Нигерия, Индонезия. К концу XIX в. среди образованных слоев России росло осознание назревающего кризиса. Споры, которые велись тогда, во многом напоминают дискуссии х годов XX в., проходившие в исследовательских центрах ООН. Однако время конца XIX в., конечно, было другим. В отношении царской России вряд ли однозначно можно говорить о железном законе спада или об очевидности продолжения экономического бума гг., т. е., выражаясь языком нашего поколения, о варианте теории «зависимого развития» или о модернизации. Россия в своем социально-экономическом развитии пыталась угнаться за временем, и никто не мог сказать, каким будет финал этой гонки. Цифры свидетельствуют, что на всем протяжении рассматриваемого периода Россия не догоняла своих западных соперников, но в то же время разрыв между ними не увеличивался. Между 1861 и 1913 гг. темпы роста национального дохода на душу населения в России приблизительно соответствовали средним европейским показателям и были в два раза ниже, чем в Германии. Российские показатели роста национального дохода были выше, чем средние показатели неевропейских стран, однако значительно ниже, чем

10 Содержание От автора Тематическое планирование МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема 1. Проблемы модернизации России в начале ХХ в Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 г.? Тема 3. Гражданская война: новые подходы Тема 4. Индустриализация и командно-административная система Тема 5. Коллективизация трагедия крестьянина-труженика?! Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне гг.) Тема 7. Споры вокруг версии о готовящемся превентивном ударе СССР по Германии Тема 8. Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом) Тема 9. От «горячей войны» к «холодной», или Мир, расколотый надвое Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 г МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГА Темы эссе для учащихся Тесты Словарь ключевых понятий Список литературы ПРИЛОЖЕНИЯ Опорные схемы к теме Опорные схемы к теме Опорная схема к теме Опорная схема к теме Опорная схема к теме Опорная схема к теме Опорная схема к теме

Источник

Дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века

Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно – политического, социально – экономического развития России в 20 веке; способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, «белых пятен» малоизученных страниц, роли личности в истории.

Педагоги

Ерохина Надежда Васильевна — учитель первой квалификационной категории

Содержание программы

№ раздела п/п
Количество часов на раздел
Название раздела
1
3
Проблемы модернизации в развитии России начала XX века.
2
3
Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
3
3
Гражданская война: новые подходы
4
3
Индустриализация, создание командно- административной системы
5
3
Коллективизация – трагедия крестьянина – труженика?
6
3
Триумфальное поражение? (Размышление о советско- финской войне)
7
3
Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии».
8
3
«Страх или свобода?» Причины победы в Сталинградской битве.
9
3
От «горячей войны к холодной», или мир, расколотый надвое
10
3
Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года
11
4
Обобщение. Подведение итогов работы.Работа над словарем ключевых понятий. Работа с тестами. Семинар. Дискуссия в форме » круглого стола»

Цели программы

Содействие становлению человека как духовно- нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Результат программы

Основные умения и навыки:

1. находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

2. рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

3. выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

Особые условия проведения

обучающиеся должны обладать знания по истории за 10 класс основной общеобразовательной программы

Материально-техническая база

Учебно-методический комплекс программы

1. Кириллов, В. В. История России. VI–XXI в. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. – М. :Эксмо-Пресс, 2004.

2. Сорокина,Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века. 10 −11 классы. – М., ВАКО, 2014.

Читайте также:  Что такое философия первые философы предмет изучения и функции философии а также ее основной вопрос

3. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996

4. Данилов, Д. Д. История России. XX – начало XXI века : учебник для 9 класса основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. :Баласс, 2010.

5. Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и «Всеобщая история». 9 класс / Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, Е. А. Соловьева. – М. :Баласс, 2010

6.. Энциклопедия для детей. Т. 1 : Всемирная история / сост. С. Т. Исмаилова. – М. :Аванта+, 1996

Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.

1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по всеобщей истории:

2. Мультимедийный ресурс «Всеобщая история» («История Новейшего времени»), часть II (CD).

3. История: учебное пособие для абитуриентов и школьников. Часть II: Всеобщая история XX века. Программа по истории (CD).

4. Клоков М. В. Новейшая история. Мультимедийное наглядное пособие (CD).

5. Видеофильмы по «Всеобщей истории» (DVD).

6. Занимательная история. Часть 2. Зарубежная история. Новое и новейшее время (Jewel) (CD).

Источник

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»
рабочая программа по истории (11 класс)

Волков Дмитрий Александрович

предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитан на 35 часов в год.

Скачать:

Вложение Размер
aktualnye_problemy_istorii_rossii_20_v.doc_3.doc 161 КБ

Предварительный просмотр:

на заседании МО

от «30» августа 2019

от «30» августа 2019

от «30» августа 2019

Рабочая программа элективного курса

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

Срок реализации программы: один год

Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений

Программу составил: Волков Дмитрий Александрович

Рабочая программа элективного курса

« Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»

предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитан на 35 часов в год.

I. Планируемые результаты освоения элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

Предметные результаты изучения истории:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
  • приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
  • освоение приемов установления причинно-следственных связей.

Личностные результаты изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной

  • общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
  • развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
  • формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
  • освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
  • умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
  • результате изучения истории России в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории; · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Источник



Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10–11 классы — Е. Н. Сорокина

Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10–11 классы - Е. Н. Сорокина - скачать бесплатно

Хедвиг учится во втором классе. Она, как и другие девочки, мечтает о собственной лошади. И когда папа привозит большой прицеп, внутри которого кто-то громко стучит, Хедвиг ужасно взволнована. Неужели у неё всё-таки будет настоящая лошадь? Фрида Нильсон – лауреат Немецкой детской литературной премии и премии им. Астрид Линдгрен, за книгу «Хедвиг совершенно не виновата!» была номинирована на премию Августа Стриндберга. Это второй сборник историй о неугомонной, любопытной и страшно изобретательной Хедвиг.

Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10–11 классы - Е. Н. Сорокина - скачать бесплатно

Описание аудиокниги «Дон Кихот Ламанчский. Пересказ для детей»:

Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10–11 классы - Е. Н. Сорокина - скачать бесплатно

В книге представлены тестовые задания по всем темам, изучаемым в 9 классе, для подготовки к ОГЭ. Данное пособие предназначено для учащихся, родителей, учителей. Для проверки/ самопроверки в конце книги даны ответы на задания первого варианта каждого теста. Учителя могут использовать пособие для проведения текущего и итогового контроля, для оценки учебных достижений обучающихся в приобретении знаний, умений и навыков.

Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10–11 классы - Е. Н. Сорокина - скачать бесплатно

Книга включает в себя все четыре части про Чёрного Орла и остров в Бермудском треугольнике. Это фантастические приключения трёх друзей – Фьюго, Кристи и Ярослава. Многие годы люди не могли разгадать тайну Бермудского треугольника. Кто в него попадал, тот больше не возвращался… Но однажды на острове в Бермудском треугольнике стали происходить мистические вещи…

Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10–11 классы - Е. Н. Сорокина - скачать бесплатно

Данное пособие дополняет практическую часть учебника «Русский язык. 9 класс» Л. А. Тростенцовой и др. Книга содержит тексты, развивающие речевые и языковые умения и навыки: упражнения, активизирующие тематические знания (синтаксиса, пунктуационных норм): контрольные работы по пройденным темам: тестовые задания, способствующие комплексной подготовке учащихся к ЕГЭ.

Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10–11 классы - Е. Н. Сорокина - скачать бесплатно

В книге представлены тестовые задания по всем темам, изучаемым в 8 классе, для подготовки к ОГЭ. Данное пособие предназначено для учащихся, родителей, учителей. Для проверки / самопроверки в конце книги даны ответы на задания первого варианта каждого теста. Учителя могут использовать пособие для проведения текущего и итогового контроля, для оценки учебных достижений обучающихся в приобретении знаний, умений и навыков.

Источник

Adblock
detector