Программа летнего оздоровительного лагеря Солнышко

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Создание условий для организованного отдыха детей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Формирование интереса к различным видам деятельности.

Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру

Дети от 6 до 17

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по ТБ, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.

Инструкции по организации и проведению экскурсий.

Приказы УО, начальника лагеря.

Должностные инструкции сотрудников лагеря.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Основные направления деятельности

Укрепление физического здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей.

Получение навыков индивидуальной, коллективной, творческой и трудовой деятельностей, социальной активности.

Улучшение психологического микроклимата в лагере.

Снижение уровня негативных социальных явлений в среди детей.

Учреждения, участвующие в реализации программы

МКОУ «Кобляковская СОШ»,

пожарная часть (МЧС)

Ковалева Марина Ивановна,

учитель начальных классов 1 категории

Почтовый адрес организации

665740 Иркутская область, Братский район,

с. Кобляково, ул. Сазонова, 8

МКОУ «Кобляковская СОШ»

albina . alkina.1970 @ mail.ru

Пояснительная записка

Данная программа разработана согласно распоряжения № 7-Р от 11.01.2013 г. «Об организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в 2013 году», предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе МКОУ «Кобляковская СОШ» и рассчитана на детей в возрасте от 6 до 17 (включительно). Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных, малоимущих, малообеспеченных семей, детей «группы риска».

Летние каникулы — это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться, не только петь, танцевать, играть, но и с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря на базе школ.

Лето — лучшая пора для общения, постоянная смена впечатлений, встреч. Это время, когда дети освободиться от психологического напряжения, накопившееся за весь год. Здесь, кроме интересов, ребёнок, сам развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, помочь друг другу, учиться не только побеждать, но и проигрывать. Нужно только правильно ребёнка настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него. В каникулы дети может общаться, с кем им захочется, и этот выбор они делают сами.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

Лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.

Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста и пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить.

Лагерь размещается на базе МКОУ « Кобляковская СОШ». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы «Солнышко» — представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Смена общей численностью 20 человек.

Актуальность программы

Гражданственность и патриотизм – фундаментальные качества личности, которые формируются с малых лет. И лагерь дневного пребывания в этом смысле не исключение, а самое идеальное место для формирования у детей общественно-ценных потребностей.

Важной стороной патриотического воспитания в лагере является его включенность в основные виды ее деятельности познавательную, воспитывающую и т.д. К числу важных условий воспитания детей во время летних каникул относится природная и социальная среда – всё то, что окружает ребёнка во время отдыха. Н е стоит забывать о духовно – нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников, о бережном отношении к окружающему миру, о чутком отношении к своим родным местам.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Знания, умения и навыки, выработанные в процессе обучения, раскроют детям ценностное и правильное представление о значимости службы в вооруженных силах в воспитании общечеловеческих качеств: чести, достоинстве, чувстве долга перед обществом и государством.

Разработка данной программы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный летний отдых школьников.

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разнообразные виды совместной деятельности несовершеннолетних и педагогов, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Работа по программе военно-патриотического воспитания в летнем пришкольном лагере позволит теоретически и практически через приобщение детей к изучению истории нашей Родины, военно-прикладным видам спорта развить любовь к селу, краю и стране.

По приказу Администрации Управления образования Братского района была разработана программа летнего отдыха, чтобы обеспечить:

· увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;

· организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;

· активное участие школьников, посещавших лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей – участников школьной площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.

Цели и задачи программы

создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности с учетом собственных интересов и возможностей.

ü создание условий для организованного отдыха детей;

ü пропаганда здорового образа жизни;

ü формирование интереса к различным видам деятельности;

ü развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка;

ü формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Основными принципами в организации воспитательной деятельности лагеря дневного пребывания «Солнышко» являются:

Принцип гуманизации отношений.

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания.

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

ü отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

Читайте также:  Доклад на тему Способы формирования личностного результата обучающихся на уроке

ü создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках целого дня;

ü взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики целого дня;

ü активное участие детей во всех видах деятельности в течение дня.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

ü необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

ü оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

ü вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

ü сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

ü постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

ü грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

ü грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

ü грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

ü грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

ü грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

ü добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

ü доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

Источник



Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Звездный»

Наличие сценариев мероприятий, методической литературы для организации проектной и исследовательской деятельности.

Мотивационные:

Наличие информационного стенда (фойе школы) ;

Наличие страницы «Летний отдых» на школьном сайте ;

Информирование через родительские собрания ;

Создание ситуации успеха каждому ребенку при проведении мероприятий.

Кадровые:

Учитель, временно исполняющий обязанности начальника лагеря ;

Учителя, временно исполняющие обязанности воспитателей отрядов (6 человек) ;

Педагоги дополнительного образования (1 человек) ;

Помощники организаторов досуга из числа старшеклассников.

Материально-технические:

Помещения для отрядов (игровые и спальные комнаты) – кабинеты №14, №15, №16 ;

Помещения для кружковой работы – кабинеты №3, №5;

Финансовые:

Питание – Областной бюджет;

Канцтовары, экскурсии – на основе договора о платных услугах (родители).

  1. Контроль исполнения программы оздоровительного летнего лагеря

документации

Журнал регистрации инструктажей для воспитанников;

Журнал контроля уборки и проветривания помещений;

Журнал проверки территории лагеря;

Журнал учета и регистрации несчастных случаев;

ведомость контроля за рационом питания; журнал здоровья;

Журнал проведения витаминизации;

журнал учета температурного режима холодильного оборудования

Сбалансированное питание.

Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях.

Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей, участвующих в спортивных мероприятиях.

Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.

Качество питания.

Собеседование.

Умение анализировать, обобщать, систематизировать.

Умение работать с текстом, информацией.

Реализация социально-значимых проектов.

Рефлексия.

Навыки психологической защиты, самоконтроля.

Самооценка.

Коммуникабельность.

Формирование ценностных ориентаций.

Эмоциональная устойчивость.

Наличие мотивации на познавательную деятельность.

Отсутствие конфликтов.

Наблюдение.

Сюжетно – ролевые игры.

Социально – психологическое консультирование.

Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).

Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения.

Деятельность органов детского самоуправления, Академии индиго.

Организация и проведение школьных событий.

Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей.

Количество и качество проводимых творческих событий.

Реализация профильных программ.

Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД.

Количественный показатель участия детей в студиях и кружках.

Наблюдение.

Итоговая выставка детских, творческих работ.

Навыки самообслуживания

Участие в заключительном гала– концерте.

Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий.

2. Формы и содержание профилактической работы

3. Внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков.

уровень социально-педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков.

2.Организация и проведение тренингов.

3. Анализ данных уровня развития социальной активности личности.

4. Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗБОЖ.

Источник

Программа организации спортивно-оздоровительной работы в летнем пришкольном лагере

Уважаемые коллеги, предлагаю методическую разработку организации физкультурно-оздоровительной работы в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Разработка имеет структуру рабочей программы, может быть адаптирована для детей с особыми образовательными потребностями.

Желаю успеха! С уважением, Акулова Надежда Егоровна.

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Актуальность. В основе данной программы лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно – духовного организма. Программа «Приключения Незнайки в Стране чистюлек и здоровячков» решает одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. Предлагаемый курс занятий направлен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре и валеологии. Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, валеологии, психологии и ОБЖ и может быть адаптирована для организации занятий с детьми, имеющими ОВЗ.

Основополагающие приоритеты данной программы:

1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.

2.Оздоровление – не совокупность лечебно — профилактических мер, а форма развития психо-физиологических возможностей детей.

Цель программы: Становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни.

1. Научить сознательно относиться к своему здоровью; добиваться выполнения элементарных правил здоровьесбережения и здоровьеформирования.

2. Учить быть здоровым и телом, и душой. Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

3. Сформировать основы гигиенических навыков.

4. Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения в общественных местах.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, тренинговые занятия, метод исследований и проектная деятельность, индивидуальный подход к ребёнку, реализация системно-деятельностного подхода при организации эффективного летнего отдыха обучающихся.

Занятия проходят в спортивном зале и на открытых площадках, продолжительность одного занятия 35 минут.

Формы проведения занятий: игры, спортивные мероприятия и праздники, беседы, тесты и анкетирование, просмотр презентаций, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Выполнение программы спортивно-оздоровительной работы в пришкольном летнем лагере предусматривает достижение следующих результатов:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ российской гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы «Приключения Незнайки в Стране чистюлек и здоровячков» является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Читайте также:  Чемпионат России по плаванию Итоги второго дня Шесть лицензий в Токио и два рекорда страны

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя.

проговаривать последовательность действий по достижению цели занятия.

учиться совместно с наставником и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный анализ источников информации: ориентироваться в предложенных информационных ресурсах.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ресурсы интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в детском коллективе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами программы кружка

Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.

В результате реализации программы развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

На занятиях учащиеся должны:

Характеризовать:

значение упражнений ОФП в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

правила безопасного поведения во время занятий;

названия разучиваемых упражнений;

правила выполнения закаливающих процедур;

упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола и др. спортивных игр.

соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях ;

технически правильно выполнять контрольные упражнения (двигательные тесты);

контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) во время занятий;

выполнять обязанности судьи в подвижных и спортивных играх.

Критерии оценок результатов итоговой (промежуточной) аттестации

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Форма проведения аттестации

Итоговая аттестация кружковцев осуществляется путём приёма контрольных тестов ГТО (I-III ступеней) и проведения зачётного физкультурного мероприятия для детей, отдыхающих в пришкольном лагере.

Календарно-тематическое планирование занятий

по Программе «Приключения Незнайки в Стране чистюлек и здоровячков». Организатор спортивно-массовой работы: Акулова Н.Е.,

учитель ФК МБОУ «Красносельская СШ»

01.06.2017 — Международный День защиты детей.

02.06.2017 Презентация Программы спортивно-оздоровительной работы летнего пришкольного лагеря МБОУ «Красносельская СШ». Выбор физкультурного актива.

Старт конкурсов:

Конкурс на лучшее выполнение упражнений утренней гимнастики.

Конкурс на лучшего инструктора спортивных игр.

Конкурс на лучшего инструктора подвижных игр.

Конкурс на лучшего инструктора по фитнесу.

Конкурс на самый спортивный отряд.

Конкурс творческих работ «В здоровом теле – здоровый дух!».

Тема недели: «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни!»

05 июня. Открытие 1-й смены. Конкурс рисунков, плакатов, мини-проектов «В здоровом теле — здоровый дух.

06 июня. Спортивно-оздоровительная игра «Кто спортом занимается, тот силы набирается!»

Исследование «Мои ножки хороши?».

Выпуск информационного листа для родителей «Чем опасно плоскостопие?»

07 июня. Эстафеты здоровячков. Соревнования в отрядах по футболу, пионерболу, настольному теннису, шашкам, шахматам.

08 июня. День прыгуна.

Отрядные соревнования по прыжкам-многоскокам, прыжкам через скакалку за 30 секунд.

09 июня. Фестиваль игр народов мира.

Тема недели: Детские Олимпийские Игры «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!»

12 июня. День независимости.

13 июня. ДОИ – 2017. Первенство лагеря по футболу и пионерболу.

14 июня. ДОИ – 2017. «Олимпийский зачёт». Экскурсия лучших спортсменов в Музей спортивной славы г. Арзамаса.

15 июня. ДОИ – 2017. Первенство лагеря по бадминтону, настольному теннису, фрисби.

16 июня. ДОИ – 2017. Фитнес-марафон «Танцуй ради жизни!»

Тема недели: «У похода есть начало, а конца походам нет…»

19 июня. Закрытие ДОИ-2017. Парад победителей. День Нептуна.

20 июня. Экологический десант «Лес наш друг».

21 июня. «Робинзонада-2017». Спортивно-экологическая игра с отработкой туристских навыков.

22 июня. Конкурс походной песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

23 июня. Подведение итогов смены. Награждение лучших спортсменов и физкультурников.

-82%

Источник

Программа летнего пришкольного лагеря
рабочая программа на тему

Куртямова Олеся Анатольевна

Сохранение, укрепление, развитие и совершенствование состояния здоровья. Всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

— укрепление здоровья детей;
— развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
— расширение социального опыта;
— формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
— вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
— формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Скачать:

Вложение Размер
программа лагеря 119.5 КБ
pozhvizhnye_igry_na_svezhem_vozduhe.doc 254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Программа воспитательной работы

летнего оздоровительного лагеря «Дружба» с дневным пребыванием детей

1. Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

— между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

— педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Овгортской школы- интернат. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП «Дружба» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ЛДП «Дружба» — представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Сохранение, укрепление, развитие и совершенствование состояния здоровья. Всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.

  1. Способствовать формированию интереса к физической культуре и спорту, потребности в укреплении собственного здоровья.
  2. Создать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей.
  3. Помогать сплочению детей в группы и коллективы по интересам, оптимизировать жизненные интересы, творчество детей.
  4. Развить социальную активность, пробудить и привить интерес к себе и окружающим.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Дружба» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности : участие всех детей в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

— отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

— создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

— взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

— активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Сроки реализации программы : июнь 2012 года: лагерная смена,

Ожидаемые результаты работы лагеря:

— укрепление здоровья детей;
— развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
— расширение социального опыта;
— формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
— вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
— формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

2. Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в лагере «Дружба» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Методическое сопровождение программы

-Основными методами организации деятельности являются:

  1. Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  2. Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  3. Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  4. Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  1. Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  2. Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. . одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Учебно-методическое оснащение программы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. — Что делать с детьми в загородном лагере, — М.: 2009 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, — М.: «5» за знания, 2008 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, — О.: «Детство», 2007 г.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, — О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! — Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

4. Механизм реализации

«Дружба» — лагерь дневного пребывания. Этапы реализации программы:

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

3. Основной (21 день):

-методическая работа с воспитателями, вожатыми.

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

Образовательная деятельность в рамках лагеря «Дружба» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, присутствие учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и театров города.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Источник