Камеральная налоговая проверка в 2021 году: сроки и правила проведения
Камеральная проверка в 2021 году проводится на основании первичной или уточненной декларации. За пределами камералки инспекторы не вправе требовать документы по начислениям и вычетам. Из статьи вы узнаете, сроки и правила проведения проверки, какие документы запросят и как оформить результаты ревизии.
Что такое камеральная проверка в налоговой
Камеральная проверка – это вид налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и взносов налогового законодательства. Правила ее проведения регламентируются статьей 88 НК РФ.
Бухгалтерская программа БухСофт автоматически проведет аудит рисков по вашей организации. Вы будете в курсе любой проверки: зарплатной, налоговой или госорганов. Оценка рисков по ИНН займет несколько минут. Подробный протокол вы увидите на главной странице программы БухСофт. Попробуйте прямо сейчас в бесплатном доступе. Введите ИНН организации и посмотрите риски.
Камеральная налоговая проверка проводится на территории налогового органа без участия налогоплательщика. О том, в каких случаях камералку не проводят, рассказали эксперты Системы Главбух.
Инспекторы проверяют представленную первичную или уточненную декларацию либо расчет. При этом налогоплательщик может даже и не знать, что инспекторы начали проверку. Но если в отчетности обнаружат ошибки, налоговики обязаны его об этом известить.
Сервис «Главбух Контрагенты» анализирует компании и определяет уровень налоговых рисков по методике ФНС. Налоговик, с которым пообщался эксперт «Главбуха», сейчас работает в отделе предпроверочного анализа.
Он рассказал, как выбираются компании для проверки. И прислал нам реальное заключение, на основании которого назначают выездную проверку. С сервисом «Главбух Контрагенты» можно прикинуть, какая информация о вашей компании уже есть и что еще они могут раскопать.
Условно можно выделить три этапа камералки. Первый – сдача отчетности по налогам и взносам в инспекцию. Второй – непосредственно сама камеральная налоговая проверка. На этом этапе налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения. Третий – оформление результатов ревизии.
Налоговая считает, что оценить потенциального контрагента — задача не только юристов и менеджеров, но и бухгалтерии. И оценка эта должна быть безупречной на всех уровнях, от инспектора до суда. Для этого компания должна предоставлять доказательства добросовестности контрагента. Подробнее >>
Новые правила проведения камеральных проверок в 2021 году
Минфин разработал законопроект, по которому у инспекторов появится новое основание, чтобы потребовать документы к отчетности, и новые причины приостановить и возобновить камеральную проверку. Поправки будут действовать через месяц после официального опубликования.
ИФНС получат полномочия требовать документы и пояснения по операциям, которые не подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения. Действующая редакция пункта 6 статьи 88 НК позволяет запрашивать документы и пояснения по льготам – преимуществам, которых лишены другие налогоплательщики (п. 1 ст. 56 НК)
В новом пункте 4.1 статьи 80 НК пропишут случаи, когда инспекторы откажут в приеме налоговых отчетов. Например, если выяснят, что декларацию подписал тот, у кого не было соответствующих полномочий. В новом пункте 9.1 статьи 88 НК пропишут норму, как в этом случае пройдет камеральная проверка. О том, что делать, если инспектор отказывается принять отчетность, рассказали эксперты
Сейчас действует правило: когда до окончания камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка уточненки. Если инспекторы направят налогоплательщику сообщение о том, что отчетность не принята, камеральная проверка завершится в тот же день. После этого ИФНС возобновит проверку ранее представленной декларации.
Министерства и ведомства утвердили планы проверок. Если вас в этих перечнях нет, значит, плановые проверки не грозят. Но не забывайте, что при необходимости контролирующее ведомство вправе провести внеплановую проверку.
Пока план проверок на 2021 год можно посмотреть только в форме открытых данных. А это означает, что у бухгалтера не получится быстро найти необходимые сведения в этом массиве данных. Но есть выход – сервис «Главбух Контрагенты», в котором достаточно ввести ИНН в строку поиска и получить информацию о предстоящих проверках на 2021 год.
По новым правилам в срок возобновленной проверки не будут включать период, затраченный на прекращенную проверку. Документы и сведения, полученные в рамках прекращенной камералки, ИФНС вправе использовать при проведении мероприятий налогового контроля. О том, когда уточнять декларации – обязанность организации, а когда лишь право, рассказали эксперты Системы Главбух.
В рекомендации – основные изменения по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, спецрежимам и имущественным налогам с 2021 года. Она поможет разобраться в новых правилах и как их применять на практике.
Сроки проведения камеральной налоговой проверки в 2021 году
По общему правилу продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев со дня, следующего за датой представления декларации или расчета в инспекцию.Особые сроки – у камералки по НДС. О том, какой период могут проверить налоговые инспекторы, рассказали эксперты Системы Главбух.
Срок камеральной проверки декларации по НДС зависит от того, когда отчетность представлена (подп. «б» п. 4 ст. 1 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ). По декларациям, которые отправлены в ИФНС до 4 сентября 2018 года, срок проверки – три месяца.
Представленные не раньше 4 сентября 2018 года декларации инспекторы камералят два месяца. Если за два месяца инспекторы обнаружат нестыковки между сведениями в декларации и документах, они вправе продлить проверку до трех месяцев. Сообщать о продлении камеральной проверки по НДС с двух месяцев до трех ИФНС не обязана.
У иностранных организаций, которые оказывают электронные услуги, камеральные проверки налоговой отчетности по НДС длятся до полугода (п. 2 ст. 88 НК).
Если последний день срока камералки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то ревизию следует завершить в ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК). О том, когда налоговая инспекция вправе продлить или приостановить камеральную проверку, рассказали эксперты Системы Главбух.
Полномочия налоговиков на камералке
В отличие от выездной ревизии для проведения камеральной проверки решение руководителя ИФНС не требуется. Уведомление о начале ревизии налогоплательщику не направляют. О том, что проверяющие вправе потребовать при камеральной налоговой проверке, рассказали эксперты Системы Главбух.
Обезопасьте свою компанию с сервисом «Главбух Контрагенты» – проверьте основных контрагентов, особенно в разделе «Связи». Чтобы обезопасить вас от претензий инспекторов из-за связи с однодневкой в третьем колене, сервис находит связанные организации по учредителям и руководителям и собирает их в наглядную схему.
Камеральная проверка проводится сразу после того, как организация представила в инспекцию первичную или уточненную декларацию либо расчет. Ревизию проводят уполномоченные должные лица ИФНС. При камеральной проверке инспекторы вправе:
- истребовать документы;
- потребовать пояснить или уточнить отчетность;
- провести выемку документов;
- запросить информацию у контрагентов;
- допросить свидетелей;
- провести экспертизу;
- осмотреть помещения.
При этом организация не обязана исполнять незаконные запросы ИФНС (п. 11 ст. 21 НК). Когда можно проигнорировать требование при камеральной налоговой проверке, рассказали эксперты Системы Главбух.
С осторожностью относитесь к советам, как вести себя на камералке, которые ходят по бухгалтерским интернет-форумам и сетям. Например, там часто предлагают подождать с уточненкой, пока компания не получит акт от проверяющих. А ведь это может помешать компании избежать штрафа. Мы собрали для вас распространенные заблуждения о камеральных проверках и пояснили, как обстоят дела на самом деле >>
Какие документы ИФНС запросит в рамках камеральной проверки
На камералке ревизоры вправе требовать документы только в случаях, которые перечислены в статье 88 Налоговом кодексе (п. 7 ст. 88). Десять основных случаев для запроса мы собрали в таблицу. Если ваша ситуация не входит в этот перечень, есть два варианта. Первый — написать письменный отказ. Но есть риск, что налоговики оштрафуют компанию на 200 руб. за каждый несданный документ (п. 1 ст. 126 НК). Тогда придется оспаривать штраф. Второй вариант — сдать документы.
Таблица 1. Случаи, когда инспекторы вправе запросить документы на камералке
Когда запросят документы
В декларации по НДС нашли противоречия или расхождения с отчетностью контрагента
Компания заявила возмещение НДС
Компания заявила льготу
В декларации по НДС заявили вычеты налога, возвращенного иностранцу в рамках Tax Free, которые не соответствуют данным налоговиков
Компания сдала декларацию по НДПИ, водному или земельному налогу
К декларации компания не приложила обязательные документы
В расчете по взносам есть необлагаемые суммы или пониженные тарифы
При расчете налога на прибыль компания применяет инвестиционный налоговый вычет
Компания сдала уточненку на уменьшение налога или увеличение убытка после того, как прошло более двух лет со срока сдачи первичной декларации
Данные декларации не соответствуют другим сведениям, которые есть у налоговиков (постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11)
Источник
Оформление результатов налоговой проверки
Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.
Результаты камеральной проверки
Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.
Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика. То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений. Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.
В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.
Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.
В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.
Результаты выездной проверки
Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа. При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке. При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.
Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки. На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику. Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.
Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.
Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.
Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.
Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.
При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.
Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.
Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.
Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.
Что указывается в акте
В вводной части акта указываются такие данные, как:
- дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
- наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
- документы, которые были проверены в ходе проверки;
- перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
- данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
- период, в который проводилась проверка;
- период начала и окончания проверки.
При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.
В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.
Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.
В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц), способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.
К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.
Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.
Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.
Возражения
Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке, имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.
Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.
Источник
Порядок оформления результатов проверки
По результатам проверки должностными лицами органа государственного или муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах – ч. 1 ст. 16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Что надо знать?
Оформление акта проверки В акте проверки указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
- дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
- подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Частые вопросы
Какие документы должны представить проверяющие?
Перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить свои удостоверения, копию приказа или распоряжения, в котором указаны пофамильно все, участвующие в проверке, и подробно расписан сам предмет проверки и сроки проведения – ч. 9 ст. 12 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Взимается ли плата за проведение проверок?
Нет. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается – пп. 8 и 9 ст. 3 и ч. 3 ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Возможно ли обжаловать действия проверяющих?
Да, такая возможность закреплена законодательно – п. 4 ст. 21, ст. 23 и ч. 1 ст. 24 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».Подобные дела рассматриваются в суде.
Источник
Проверка налоговой отчетности оформление результатов проверки
Оформление документации по налоговым проверкам осуществляется по формам, утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Оформление результатов процессуальных действий, проводимых в ходе налоговых проверок
Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок должны быть зафиксированы в документальном виде. Только после фиксации соответствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдельных процессуальных действий могут быть зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных заключениях, фото- и кино-документах и др. Впервые на должном законодательном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.
Протоколы процессуальных действий составляются при проведении осмотра, выемки документов и предметов, получении показаний свидетелей в соответствии со статьей 99 НК РФ.
Формы протоколов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилагаются фото- и кино- материалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Однако, Налоговый кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого осуществляется данное действие. Налогоплательщику без наличия у него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные действия должностных лиц налоговых органов, что снижает гарантии защиты прав налогоплательщиков.
Нарушение требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных действий или о наличии тех или иных фактов.
Оформление результатов налоговых проверок
Если в результате проведения камеральной налоговой проверки выявляется факт совершения налогового правонарушения (иного нарушения законодательства о налогах и сборах), то должностные лица налогового органа, проводящие проверку, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки обязаны составить акт налоговой проверки по установленной форме (абз.2 п.1 ст.100 НК РФ).
Налогоплательщики вправе снимать копии с материалов налоговой проверки. Такой вывод сделала ФНС в письме от 07.08.2015 N ЕД-4-2/13890.
В пункте 2 статьи 101 НК РФ прописано, что налогоплательщик "до вынесения решения по итогам проверки компания вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля".
Порядок такого "ознакомления" в НК РФ не прописан. Поэтому налоговики и решили восполнить пробел законодательства своим письмом. Поэтому если у вас идет налоговая проверка, запросите у налоговиков копии документов. А если откажут — покажите им письмо ФНС.
По закону инспекции должны неукоснительно следовать предписанию ФНС. И если не дадут снять копии, то в суде можно будет решить дело в свою пользу.
Согласно п.15 ст.89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной выездной налоговой проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю).
Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной выездной налоговой проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Источник