Разновидности ассоциативного научения

научение

Научение — (автор Э.Л. Торндайк ) приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: привыкание, импринтинг , запечатление , образование рефлексов , формирование… … Психологический словарь

научение — подучивание, подговаривание Словарь русских синонимов. научение сущ., кол во синонимов: 3 • обучение (42) • … Словарь синонимов

НАУЧЕНИЕ, S-S — Научение, основанное на ассоциации между двумя сти иулами. Этот термин обычно используется в таком сокращенном виде и озна 1ает научение связи стимул – стимул … Толковый словарь по психологии

НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта… … Большой Энциклопедический словарь

НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. учить. 2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НАУЧЕНИЕ — (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогич. понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преим. в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования… … Философская энциклопедия

НАУЧЕНИЕ — англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

НАУЧЕНИЕ — обучение, процесс приобретения животными (в первую очередь молодью) необходимых навыков (“знаний”) от взрослых особей, а также в процессе общения между собой. В результате научения животное оказывается лучше приспособленным к окружающей среде.… … Экологический словарь

НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии (Э. Торндайк и др.). В отличие от педагогических понятий «обучение», «образование» и «воспитание» термин «Н.» применяется в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

НАУЧЕНИЕ — изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе … Энциклопедия Кольера

Источник

Научение

НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, или Научение рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей; иными словами, Научение является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации.

Мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам, неосознанно мы реагируем и замечаем значительно больше, чем осознаем. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или кусков информации) в любой момент времени.

Эта идея была подчеркнута в 1956 году американским психологом Джорджем Миллером в классической статье «Магическое число семь, плюс-минус два?» Эти куски информации не имеют фиксированных размеров, они могут быть чем-то вроде Управления автомобилем или наблюдения в зеркало заднего вида.

Один из способов, которым мы учимся, состоит в сознательной организации маленьких кусков поведения и в объединения их во все более и более значительные куски таким образом, чтобы они стали привычными и бессознательными. Мы Формируем привычки и тем самым освобождаем себя для того, чтобы замечать другие вещи.

Итак, наше сознание ограничено семью, плюс-минус два, кусками информации либо из внутреннего мира наших мыслей, либо из внешнего мира. Напротив, наше подсознание — это все жизнеобеспечивающие процессы нашего организма, все то, чему мы уже научились, наш прошлый опыт и все то, что мы могли бы заметить, но не замечаем в настоящий момент.

Подсознание является значительно более осведомленным, чем сознание. Идея постижения бесконечно сложного мира с помощью сознательного разума, который может охватить лишь около семи единиц информации, является очевидно смехотворной.

Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. В НЛП нечто считается сознательным, если это в настоящий момент осознается, как, например, это предложение прямо сейчас. Неосознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые вы можете слышать, были, вероятно, неосознанными до тех пор, пока вы не прочитали это предложение.

Воспоминание о том, как вы в первый раз увидели снег, почти наверняка находится вне вашего сознания. Если вы когда-нибудь помогали ребенку учиться кататься на велосипеде, то вы поймете, насколько неосознанным стало это умение в вас самих. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что мы делаем, мы делаем сознательно. И, тем не менее, большую часть из того, что мы делаем, — и то, что мы делаем наилучшим образом, мы делаем неосознанно.

Традиционной точкой зрения является то, что обучение любому навыку содержит в себе четыре стадии.

Первая — неосознанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете. Если вы никогда не управляли машиной, вы понятия не имеете о том, на что это похоже.

Итак, вы начали учиться водить машину. Вскоре вы обнаруживаете свои ограничения. Вы выполняете задания инструктора и сознательно следите за всеми рычагами, рулем управления, координируете нажатие на педаль сцепления и слежение за дорогой. Это захватывает все ваше внимание, вы еще некомпетентны и придерживаетесь улиц с неоживленным движением.

Это стадия осознанного незнания (некомпетентности), когда вы разламываете шестеренки коробки передач, виляете из стороны в сторону и наводите ужас на велосипедистов. И хотя эта стадия является беспокойной (в особенности для велосипедистов), именно в это время вы усваиваете большую часть необходимого.

Это приводит вас на стадию осознанного знания (компетентности). Вы можете управлять машиной, но вы концентрируете на этом все свое внимание. Вы освоили умение, но еще не овладели мастерством.

И, наконец, целью ваших усилий является неосознанное знание. Все те отдельные навыки, которые вы с таким усердием осваивали, плавно сливаются в одно целое. Теперь во время вождения вы можете слушать радио, наслаждаться пейзажем. поддерживать беседу. Ваше сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив ваше внимание для других целей.

Если вы будете практиковать что-то достаточно долго, то вы достигнете этой четвертой стадии, то есть сформируете привычку. В этот момент умение становится неосознаваемым. Однако некоторые привычки могут оказаться не самыми эффективными для решения новой задачи. Наши фильтры могут не пропустить какую-нибудь важную часть информации, которая окажется существенной для включения необходимой привычки.

Предположим, вы сносно играете в теннис и хотите совершенствоваться. Тренер, вероятно, будет наблюдать вашу игру, затем начнет изменять такие вещи, как движения ваших ног, вашу манеру держать ракетку и наносить ею удар. Другими словами, он возьмет то, что для вас являлось целым куском поведения, — плоский удар справа, — разобьет его на несколько составных частей и затем перестроит их так, чтобы ваш плоский удар справа стал более совершенным. Вы вернетесь назад по стадиям научения к осознанному незнанию, и вам необходимо будет разучиться, прежде чем научиться заново. Единственная причина поступать таким образом заключается в том, чтобы встроить в ваше поведение новые привычки, расширяющие ваши возможности выбора того способа поведения, который окажется наиболее эффективным при решении данной конкретной задачи.

То же самое происходит при обучении НЛП. У нас уже есть Умения общаться и учиться. НЛП предлагает рафинировать ваши Умения и дает вам больше выборов и больше гибкости в их использовании.

1. Неосознанное незнание

2. Осознанное незнание

3. Осознанное знание

4. Неосознанное знание

Циклы научения

Мы учимся на своих ошибках значительно чаще, чем на успехах. Они дают нам полезную обратную связь, и мы проводим значительно больше времени, думая об ошибках. Мы редко делаем сразу все правильно, за исключением тех случаев, когда все очень просто, но даже в этих случаях все могло бы быть лучше. Мы учимся путем последовательных приближений.

Мы делаем то, что можем (настоящее состояние), и сравниваем это с тем, чего хотим (желаемое состояние). Мы используем это сравнение как обратную связь, чтобы снова начать действовать и уменьшить различия между желаемым и полученным. Постепенно мы подбираемся к нашей цели. Это сравнение управляет нашим научением на каждом уровне от осознанного незнания до неосознанного знания.

Это общая модель того, как стать более эффективным в любом деле. Вы сравниваете то, что имеете, с тем, чего хотите и действуете, чтобы уменьшить расхождение. Затем снова сравниваете. Вы продолжаете двигаться по этому циклу до тех пор, пока вас не удовлетворит достигнутый результат.

Ваш успех будет зависеть от количества имеющихся у вас выборов: вашей гибкости в поведении или разнообразия инструментов в терминах кибернетики. Таким образом, путешествие от настоящего состояния к желаемому состоянию представляет собой даже не зигзаг, а петлю.

Вероятно, внутри больших петель будут существовать малые петли: более мелкие результаты, которые вам понадобятся, чтобы достичь главного результата. Система в целом собирается подобно набору матрешек. В этой модели научения ошибки полезны, т.к. они являются тем результатом, который оказывается нежелательным в данном контексте. Они могут быть использованы в качестве обратной связи для того, чтобы еще ближе подойти к цели.

Детей в школе учат многим предметам, и они забывают большинство из них. Они часто не знают, как учиться. Умение учиться – это искусство более высокого логического уровня, чем любое умение делать что-то конкретное. НЛП имеет дело с тем, как стать более искусным учеником, независимо от предмета обучения.

Читайте также:  Определение типов гамет и кроссинговер у тригетерозигот

Самый быстрый и наиболее эффективный способ научиться -это использовать то, что происходит естественно и легко. Часто думают, что научение и изменение — это медленный, болезненный процесс. Это неверно. Существуют медленные и болезненные способы научения и изменения, однако использование НЛП к ним не относится.

Роберт Дилтс разработал технику превращения того, что можно было бы рассматривать как неудачу, в обратную связь и научение. Будет легче, если другой человек поможет вам осуществить следующие шаги.

Обратная связь из неудачи

1. В чем заключается проблемное отношение или убеждение?

Все ли ваши самостоятельные проекты заканчиваются позором? Являются ли ваши попытки в приготовлении пищи хорошими новинками для уличных кафе? В какой области вы получаете нежелательный результат? Убеждены ли вы в том, что не можете сделать что-то, или вы не очень хороши в чем-то?

Когда вы думаете о проблеме, обратите внимание на свою физиологию и положение глаз. Размышления о неудаче часто сопровождается неприятными ощущениями, картинками о том времени, когда вы потерпели неудачу, и, возможно, внутренним голосом, выговаривающим вам, всем этим одновременно. Невозможно иметь дело со всем этим сразу. Вам необходимо определить, что происходит отдельно в каждой репрезентативной системе.

2. Посмотрите вниз направо и войдите в соприкосновение со своими ощущениями.

Что чувства сами по себе пытаются сделать для вас? Каково их позитивное намерение? Может быть; они мотивируют вас? Или защищают вас?

Посмотрите вниз налево. Есть ли что-то в словах, взятых в отдельности, такое, что было бы вам полезным?

Посмотрите вверх влево и рассмотрите картинку воспоминаний. Есть ли в ней что-то новое, чему вы могли бы поучиться? Начните строить более реалистическую перспективу проблемы. Вы способны на большее. Отметьте, какие положительные ресурсы вплетены в воспоминания о проблеме. Свяжите слова, картинки и ощущения с желаемой целью. Как они могут помочь вам достичь ее?

3. Определите положительный ресурсный опыт в перспективе, нечто такое, в отношении чего вы уверены, что сможете достичь его в будущем.

Это должно быть что-то важное. Определите основные визуальные, аудиальные и кинестетические субмодальности того способа, которым вы думаете об этом опыте. Заякорите этот опыт кинестетически, прикосновением. Проверьте, получаете ли вы доступ к ресурсному переживанию, когда вы воспроизводите якорь.

4. Посмотрите вверх и вправо и сконструируйте картинку желаемой цели, которая принимает в расчет то, чему научили вас ощущения, картинки и слова, связанные с проблемным убеждением.

Проверьте, находитесь ли вы в гармонии со своей личностью и отношениями. Убедитесь, что существует прямая связь между воспоминаниями и позитивной целью или положением. Возможно, вы захотите модифицировать цель, учитывая то, чему вы научились из своих воспоминаний.

5. Сделайте субмодальности желаемой цели такими же, как и субмодальности положительного референтного опыта, удерживайте якорь референтного опыта, пока вы это делаете.

Этот процесс даст вам возможность учиться у прошлого и освободить свои ожидания будущего из тисков прошлых неудач. Вы будете думать о своей цели в субмодальностях позитивной установки.

Уровни научения

Научение на простейшем уровне представляет собой пробы и ошибки под чьим-нибудь руководством или без него. Вы учитесь, чтобы сделать достижимым наилучший выбор, «правильный ответ». Для этого могут потребоваться одна или несколько попыток. Вы учитесь писать, учитесь спеллингу, тому, что красный свет светофора означает «стой». Вы начинаете на уровне неосознанного незнания и развиваетесь в направлении к осознанному знанию, проходя через замкнутые циклы обучения.

Как только реакция стала привычной, вы прекращаете обучение. Теоретически вы можете действовать по-разному, но на практике вы этого не делаете. Привычки чрезвычайно полезны, они управляют нами в тех ситуациях, в которых мы не хотели бы думать. Как утомительно каждое утро решать, как завязывать шнурки. Определенно это не та область, где следует проявлять свою креативность.

Но искусство заключается в том, чтобы решить, какие ситуации своей жизни вы хотите превратить в привычку, а в каких вы хотите учиться и иметь выбор поведения. Это ключевой вопрос баланса. Этот вопрос фактически поднимает вас на уровень выше. Вы можете посмотреть на те умения, которым вы научились, и выбрать среди них или создать новые выборы, которые будут осуществлять то же самое намерение. Теперь вы можете учиться быть еще более успешным учеником, выбирая способ обучения.

Бедные люди, которым выпадало исполнение трех желаний в сказочных историях, очевидно, не ведали об уровнях на- учения. Если бы ведали, то вместо того, чтобы в последнем вопросе просить восстановить статус-кво, они могли бы пожелать три новых желания.

Дети учат в школе, что 4 + 4 = 8. На таком уровне это простое обучение. Вы не обязаны понимать, как получен результат, а лишь запоминаете его. Возникает автоматическая ассоциация, она якорится. Оставаясь на том же уровне, вы придете к выводу, что 3 + 5 не может равняться 8, потому что 4 + 4 = 8. Очевидно, обучение математике таким путем бесполезно. Пока вы не свяжете свои идеи на более высоком уровне, они останутся ограниченными — частными контекстами. Истинное обучение включает изучение других способов сделать то, что вы уже можете делать. Вы учитесь тому, что 1 и 7 дают 8, и то же самое касается 2 и 6.

Затем вы можете подняться еще на один уровень и понять правила, скрывающиеся за этими примерами. Зная, чего вы хотите, вы можете найти различные пути, чтобы достичь цели. Некоторые люди скорее изменят то, что они хотят, чем то, что они делают ради достижения своей цели. Они оставляют попытки получить 8, потому что они решили использовать 3 + 4, а это не работает. Другие могут всегда использовать 4 + 4, чтобы получить 8, и никогда не прибегать к какому-нибудь другому способу.

Так называемый «дух» школы является примером более высокого уровня обучения. Важно не чему учат, а как учат. Никто сознательно не обучает ценностям, называемым «духом» школы, школа является контекстом и оказывает более значительное влияние на поведение детей, чем формальные уроки. Если дети никогда не знали, что существуют другие способы учиться, кроме пассивного, через повторения, в группе равных и только у авторитета, то они находятся в том же состоянии, что и дети, которые научились, что 4 + 4 это единственный способ получить

Еще более высокий уровень обучения приводит в итоге к глубоким изменениям в том способе, которым мы размышляем о самих себе и о мире. Они включают понимание взаимоотношений и парадоксов различных путей, которыми мы учимся учиться.

Грегори Бэйтсон в своей книге «Шаги в экологию разума» рассказывает интересную историю о том времени, когда он принимал участие в исследованиях коммуникационных паттернов у дельфинов в Институте морских исследований на Гавайях. Он наблюдал, как дрессировщик учил дельфина выполнять трюки перед зрителями.

В первый день, когда дельфин делал что-то необычное, например, выпрыгивал из воды, дрессировщик подавал звуковой сигнал и бросал дельфину рыбку в качестве награды. И каждый раз, когда дельфин повторял этот прыжок, дрессировщик подавал сигнал и бросал рыбку. Очень скоро дельфин усвоил, что такое поведение гарантирует ему рыбку, и он повторял его снова и снова и подплывал к дрессировщику в ожидании награды.

На следующий день дельфин вновь начинал выпрыгивать из воды и требовать рыбку, но никакой награды не следовало за этим. Он повторял свои бесплодные попытки еще некоторое время, а затем с досады совершал какой-нибудь новый трюк. например, переворот. И тогда дрессировщик снова подавал звуковой сигнал и бросал дельфину рыбку. После этого дельфин повторял этот новый прыжок и всякий раз получал вознаграждение.

Но ни одной рыбки за вчерашний трюк, только за что-то новое. Эта процедура повторялась в течение 14 дней. В начале каждого следующего дельфин некоторое время пытался воспроизводить выученный вчера трюк, не получая награды. Лишь когда он делал что-то новое, ему бросали рыбу. Вероятно, это сильно раздражало дельфина. На пятнадцатый же день он внезапно усвоил правила игры. Он вдруг становился совершенно необузданным и демонстрировал удивительное представление, включавшее восемь новых необычных трюков, четыре из которых еще никто не видел до этого. Дельфин поднялся на более высокий уровень обучения. Он, казалось, понял не только как генерировать новое поведение, но и те правила, которые определяют, когда и как создавать новые трюки.

И еще один момента в течение тех же 14 дней Бэйтсон наблюдал, как тот же дрессировщик бросал кусочки не заработанной рыбы своему питомцу в не учебное время. На вопрос Бэйтсона дрессировщик ответил: «Это я делаю для того, чтобы поддерживать отношения с дельфином. Если у нас с ним не будет хороших отношений, он вообще ничему не захочет учиться…»

Источник

Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это — научение, учение, обучение.
Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.
Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.
В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения«. В отечественной психологии (по крайней мере — в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку.
Для лучшего понимания различий между научением, учением и обучением воспользуемся классификацией деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Габай Т.В., 1995; аннотация). Все деятельности, в которых человек приобретает опыт, можно разделить на две большие группы: деятельности, в которых познавательный эффект является побочным (дополнительным) продуктом и деятельности, в которых познавательный эффект является прямым ее продуктом (см. рис. 1).
Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также — случайным, эпизодическим.
Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре (если она не организуется взрослым специально с целью усвоения ребенком какого-либо вида опыта).
Во всех этих видах деятельности (игра, труд, общение, преднамеренное познание) опыт может приобретаться также в качестве случайного побочного продукта.
Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта.
Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без постановки соответствующей цели. Среди них можно выделить такие типы: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Все они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени и сил субъекта. Вместе с тем реально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры.
Помимо дидактической игры и стихийного общения приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается также в свободном наблюдении, в ходе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, спектаклей и пр.
Открытие или усвоение становятся одними из наиболее значимых критериев классификации видов познания. В свою очередь усвоение также предполагает два варианта:

  • когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения;
  • когда он выполняет лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми.
Читайте также:  Информатика ЕГЭ 19 задание разбор

Последний вариант представляет для нас наибольший интерес, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом и заключающегося в передаче старшим поколением младшемуопыта, которым располагает общество. Этот вид деятельности и есть учение.

3.1.2. Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение»

Источник



Проблемы теории научения — Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Существует множество теорий обучения. Каждый из них может подчеркнуть определенный аспект изучаемого явления. Согласно некоторым теориям, существует единый механизм обучения и учения (как у людей, так и у животных); другие теории рассматривают обучение и учение как разные механизмы.

К первой группе относятся теории экстернальной психологии:

Теории бихевиоризма (Дж. Уотсон), в которых обучение рассматривается как разобщенный психический и когнитивный процесс случайной, слепой ассоциации стимулов и реакций, основанной на готовности, практике, подкреплении или временной смежности. Такие теории противоречат установленным позже фактам о возможности обучения без подкрепления, без практики и так далее;

Теории, в которых обучение рассматривается как процесс измененного психического отражения условий действия и поведения по принципу пассивного установления новых связей (ассоциативизм), переструктурирования изначально целостного опыта в виде паттернов (гештальтпсихология) или планов (необихевиоризм). Здесь также широко используется теория Ж. Пиаже (Женевская школа) и теории некоторых представителей информационного подхода и когнитивной психологии. Когнитивных психологов интересует, какие психологические структуры формируются в процессе обучения. Многие из них пытаются моделировать процесс обучения в терминах компьютерных программ.

Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и некоторых зарубежных авторов. Обучение и преподавание рассматриваются людьми как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных обучение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и адаптации к конкретным условиям. Р.Г. Аверкин, проанализировав самые разнообразные теории обучения, установил общие положения, с которыми, по его мнению, согласно большинство исследователей:

  1. обучение — это постепенное или непрерывное изменение в поведении. Существует два типа временного хода учебного процесса. Такие формы обучения, как классическое или оперантное обусловливание, являются постепенными, в то время как такие формы, как импринтинг или инсайт, являются мгновенными.
  2. обучение — это изменение в поведении, которое не является прямым следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается обучением. Проблема обучения тесно связана с проблемой развития и взросления. Иногда в молодом организме трудно отличить результат обучения от результата созревания, поэтому обучение предпочитают изучать у взрослых.
    3.Обучение — это не изменение поведения с усталостью или в результате употребления психоактивных веществ.
  3. упражнения улучшают процесс обучения.
  4. видовая принадлежность организма определяет его способность к обучению.

Термин «обучение» лишь недавно стал использоваться в психологии как наиболее широкое понятие, отражающее процесс и результат приобретения индивидом индивидуального опыта. Поэтому существует ряд актуальных проблем, которые требуют дальнейшего изучения.

Прежде всего, проблема соотношения и разграничения терминов «обучение»/»преподавание»/»научение».

Во-вторых, проблема соотнесения и различения эффектов обучения и созревания/развития. Наконец, не все, что связано с развитием, можно назвать обучением. Оно не включает, например, процессы и результаты, характеризующие биологическое созревание организма, которое разворачивается и протекает по биологическим, особенно генетическим, законам, хотя процессы созревания, безусловно, тесно связаны с приобретением организмом нового опыта и изменением уже имеющегося. С одной стороны, обучение почти всегда основано на определенных биологических уровнях зрелости организма; с другой стороны, обучение и преподавание в определенной степени влияют на созревание организма.

В-третьих, актуальна проблема выявления общих законов и закономерностей обучения. Потому что на их основе можно рассматривать более частные закономерности формирования учебных умений и навыков.

Наконец, проблема определения типов, механизмов и условий эффективного обучения представляет не меньший интерес как в теоретическом, так и в практическом плане. Более подробно этот аспект мы обсудим ниже.

Проблемы теории научения - Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Обучение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Как подчеркивалось выше, в российской психологии (по крайней мере, в советский период ее развития) понятие научения обычно использовалось по отношению к животным. Ю.М. Орлов, придающий большое значение этому понятию в науке, подчеркивает, что «в психологии, пожалуй, нет другого понятия, имеющего такое большое значение для понимания человека, как обучение.

Обучение — это термин, используемый для описания процесса формирования новых моделей поведения. Это происходит везде, где есть поведение. В то же время это одно из тех понятий, которые мало используются людьми для понимания себя и других.

Слово «обучение» было исключено из учебников и книг по психологии. Там, где не было другого выхода, слово «обучение» было заменено на «ассимиляцию», термин, имеющий совершенно другое значение. Когда мы говорим «ассимиляция», мы предполагаем, что существует заранее установленное поведение, которому учатся. Обучение подразумевает приобретение новых моделей поведения. В педагогических трудах понятие обучения только предполагалось, скрываясь за словами «образование», «обучение» и «воспитание».

Термин «обучение» используется в основном в поведенческой психологии. В отличие от педагогических терминов обучение, образование и воспитание, он охватывает широкий спектр процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, импринтинг, формирование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и языковых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

Этимологически этот термин происходит от слова «учиться» и охватывает все, чему человек может научиться в процессе обучения и преподавания. Обратите внимание, что обучение и преподавание, и учебная деятельность в целом, не обязательно имеют видимый результат в виде обучения. Это еще одна причина разделить обсуждаемые концепции и использовать их параллельно. Обучение отличается от преподавания как приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Любой опыт может быть приобретен через обучение — знания, навыки (у людей) и новые формы поведения (у животных).

Как и любое приобретение опыта, обучение предполагает бессознательное понимание содержания материала и его фиксацию (непроизвольное запоминание). У животных обучение является основной формой приобретения опыта. Направленное обучение существует у животных только в зачаточной форме (наблюдение за новой ситуацией, имитация).

Способностью к обучению обладают в основном те виды, которые далеко продвинулись в эволюционном развитии. Если инстинктивное поведение, как правило, эффективно для животного окружающей среды и привычных обстоятельств, то справиться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, сформировать новые поведенческие действия могут, по сути, только особи тех видов, у которых преобладает способность к обучению и выработке навыков.

Читайте также:  Результаты будут известны уже на следующий день после прохождения проверки

Зачатки способности к обучению уже обнаружены у дождевых червей. В промежуточной степени она проявляется у рыб, земноводных, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице. У наиболее развитых форм — шимпанзе и человека — практически отсутствуют формы поведения, позволяющие адекватно адаптироваться к окружающей среде с рождения без обучения. У людей почти единственные виды поведения, которым им не нужно учиться, — это врожденные рефлексы, позволяющие им выжить после рождения: сосательный рефлекс, глотательный рефлекс, рефлекс чихания, рефлекс моргания и т. д. У людей роль и значение обучения меняется в процессе онтогенеза. В дошкольном возрасте обучение является основной формой приобретения опыта; позже оно отходит на второй план и уступает место учебно-познавательной деятельности, но не теряет своего значения полностью.

Наиболее важным фактором в обучении является место изучаемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше учится на том материале, который занимает место цели деятельности.

Типы научения

  • Виды научения
  • Уровни научения
  • Разновидности ассоциативного научения
  • Разновидности интеллектуального научения

Все виды обучения можно разделить на два типа: ассоциативное и интеллектуальное.

Характерной чертой ассоциативного обучения является формирование связей между определенными элементами реальности, поведением, физиологическими процессами или умственной деятельностью вследствие близости этих элементов (физической, психической или функциональной).

От Аристотеля до наших дней основной принцип обучения — ассоциация по близости — был сформулирован подобным образом. Когда два события повторяются на небольшом расстоянии друг от друга (временная связь), они ассоциируются таким образом, что возникновение одного из них вызывает воспоминание о другом. Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым изучил свойства ассоциативного обучения в лабораторных условиях. Он обнаружил, что хотя звук колокольчика вначале не оказывал никакого влияния на поведение собаки, но после того, как колокольчик регулярно звонил во время еды, у собаки через некоторое время выработался условный рефлекс: сам колокольчик стал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень обучения по количеству слюны, выделяемой при звонке, который не сопровождался кормлением. Метод условного рефлекса основан на использовании связи, которая уже существует между определенной формой поведения (слюноотделение) и событием (появление пищи), вызывающим эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку добавляется нейтральное событие (звонок), которое связывается с «естественным» событием (появление пищи) таким образом, чтобы оно выполняло свою функцию.

Психологи широко изучали ассоциативное обучение с помощью так называемого метода парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; представление одного члена пары впоследствии вызывает воспоминание о другом. Такой тип обучения происходит при освоении иностранного языка: незнакомое слово образует пару с его эквивалентом в родном языке, и эта пара запоминается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не перестает восприниматься смысл, передаваемый этим словом в родном языке.

Объектами отражения и усвоения в интеллектуальном обучении являются существенные связи, структуры и отношения объективной реальности.

Каждый тип обучения можно разделить на два подтипа:

  • рефлексивный;
  • познавательный.

Когда обучение выражается в получении определенных стимулов и реакций, оно называется рефлексивным; когда получаются определенные знания и определенные действия, оно называется когнитивным обучением.

Обучение происходит постоянно, в самых разных ситуациях и видах деятельности. В зависимости от того, как происходит обучение, оно делится на два разных уровня — рефлексивный и когнитивный. На рефлексивном уровне процесс обучения является бессознательным, автоматическим. Таким образом, ребенок учится, например, различать цвета, звуки языка, ходить, хватать и передвигать предметы. Рефлекторный уровень обучения сохраняется и у взрослых, когда они бессознательно запоминают отличительные признаки предметов, осваивают новые виды движений.

Но более высокий, когнитивный уровень обучения гораздо более характерен для человека, он построен на усвоении новых знаний и новых способов действий путем сознательного наблюдения, экспериментирования, понимания и рассуждения, практики и самоконтроля. Именно наличие когнитивного уровня отличает человеческое обучение от обучения животных. Однако не только рефлексивный, но и когнитивный уровень обучения не становится обучением, если он руководствуется иной целью, чем приобретение определенных знаний и действий.

Как показали исследования ряда психологов, спонтанное, непреднамеренное обучение в некоторых случаях может быть весьма эффективным. Например, ребенок лучше усваивает то, что связано с его активной деятельностью и необходимо для нее, чем то, что он усваивает специально. В целом, однако, преимущество, несомненно, на стороне сознательного, целенаправленного обучения, поскольку только оно может дать систематические и глубокие знания.

Разновидности ассоциативного научения

В.Д. Шадриков выделяет несколько классов обучения в каждом подтипе.

Ассоциативно-рефлекторное обучение подразделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.

Сенсорное обучение заключается в приобретении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира.

Моторное обучение заключается в развитии новых биологически полезных ответов, когда сенсорный компонент ответов является преимущественно кинестетическим или проприоцептивным, то есть когда сенсорная информация возникает непосредственно в процессе выполнения движения.

Сенсоримоторное обучение заключается в выработке новых реакций или адаптации существующих реакций к новым условиям восприятия.

Ассоциативное когнитивное обучение подразделяется на обучение знаниям, обучение навыкам и обучение действиям.

При изучении знаний человек обнаруживает и изучает новые свойства объектов, которые важны для его деятельности или жизни.

Обучение навыкам — это формирование программы действий, определяющей конкретную цель, и программы регуляции и контроля этих действий.

Обучение действием предполагает усвоение знаний и навыков и соответствует сенсорно-моторному обучению на когнитивном уровне.

Сравнивая сенсорную и моторную модели обучения, Л.Б. Ительсон писал: «Первая (сенсорная модель) подчеркивает расширение знаний как движущую задачу обучения. Вторая (моторная модель) подчеркивает расширение программ деятельности как ведущую задачу обучения.

Сенсорная концепция подчеркивает мотивацию деятельности как условие обучения. Двигательная модель — это достижение целей деятельности. Из сенсорной концепции следует: Для того чтобы определенные особенности мира были выделены (отражены) и закреплены в психике обучающегося, они должны быть значимыми для него, т.е. связанными с его потребностями. Теория моторики утверждает, что для того, чтобы программы действий сформировались и закрепились в психике ученика, они должны вести к определенной цели, то есть удовлетворять потребности ученика. Первый гласит, что студент может усвоить новые знания, только если он «видит» («чувствует») их полезность. Вторая утверждает, что для того, чтобы научиться новым действиям, ученик должен «увидеть» («почувствовать») свой успех. Сенсорная концепция подразумевает, что для того, чтобы обучение происходило, студент должен иметь положительное эмоциональное отношение к получаемой информации. Моторная концепция подразумевает, что для того, чтобы обучение произошло, необходимо, чтобы учащиеся имели положительный опыт выполнения необходимых действий.

Сенсорное понятие подразумевает активную когнитивную деятельность со стороны обучающегося: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение поступающих сенсорных данных. Моторный — активная практическая деятельность обучающегося; поиск и опробование соответствующих действий, проверка их результатов и сравнение с целью.

Легко заметить, что эти две концепции не противоречат друг другу, а просто рассматривают разные стороны обучения. Сенсорная концепция фокусируется на рефлекторной, а моторная — на регулятивной деятельности психики. Первый подчеркивает информационно-когнитивный характер обучения, а второй — его деятельностный характер».

Процитированный отрывок достаточно ярко показывает согласованность сенсорной и моторной моделей обучения и справедливо подчеркивает ограниченность каждой из них, с одной стороны, и их взаимную дополнительность — с другой, поскольку в любом реальном процессе присутствуют и сенсорное, и моторное обучение, и можно говорить лишь об их относительном преобладании.

Ассоциативное обучение не исчерпывает все виды обучения. Она характеризует только более простые (хотя и разнообразные) виды изменения адаптивного поведения.

Разновидности интеллектуального научения

Более сложные формы обучения относятся к интеллектуальному обучению, которое, как и ассоциативное обучение, можно разделить на рефлексивное и когнитивное.

Рефлексивное интеллектуальное обучение подразделяется на реляционное обучение, обучение с переносом и иконическое обучение.

Суть реляционного обучения заключается в выделении и отражении в психике отношений элементов в ситуации, что отделяет их от абсолютных свойств этих элементов.

Обучение путем переноса — это «успешное применение в новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми животное уже обладает». Этот тип обучения основан на умении выделять отношения и действия.

Символическое обучение связано с развитием такого поведения, при котором «животное реагирует на объект как на знак, то есть реагирует не на свойства самого объекта, а на то, что этот объект обозначает».

У животных интеллектуальное обучение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой обучения и протекает на когнитивном уровне.

Интеллектуальное когнитивное обучение подразделяется на обучение понятиям, обучение рассуждениям и обучение навыкам.

Концептуальное обучение заключается в усвоении понятий, которые отражают существенные отношения действительности и фиксируются в словах и сочетаниях слов. Человек усваивает социально-исторический опыт предыдущих поколений через приобретение понятий.

Обучение мышлению заключается в том, что «у учащихся формируются умственные действия и их системы, отражающие основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения действительности». Обучение мышлению является предпосылкой для изучения концепций.

Обучение навыкам заключается в формировании у учащихся способов регуляции своих действий и поведения в соответствии с поставленной целью и ситуацией.

Приведенная выше классификация дает достаточно полную характеристику основных типов обучающихся. Тем не менее, можно сделать следующие замечания.

Прежде всего, необходимо уточнить содержание мышления и определить его сущность как овладение учащимся операциями анализа и синтеза, направленными на отражение бытия «в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».

Во-вторых, следует отметить, что интеллектуальное обучение — это формирование связей, но «это существенные, необходимые связи, основанные на реальных взаимозависимостях, а не случайные связи, основанные на смежности в той или иной конкретной ситуации».

Источник