Разные пословицы и поговорки для младших школьников

Пословицы для 1 класса

  1. 1. alt=»Катя Лобовикова» width=»32″ height=»32″/>Катя Лобовикова 512
  2. 2. alt=»Регина Чистова» width=»32″ height=»32″/>Регина Чистова 403
  3. 3. Надя Боровая 320
  4. 4. Хуршида Касимова 282
  5. 5. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 195
  6. 6. Амалия Саркисян 175
  7. 7. Ирина Кравцова 153
  8. 8. alt=»Светозар Рязанцев» width=»32″ height=»32″/>Светозар Рязанцев 143
  9. 9. alt=»Капитан Немо» width=»32″ height=»32″/>Капитан Немо 131
  10. 10. alt=»Elena» width=»32″ height=»32″/>Elena 121
  1. 1. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 25,101
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Пословицы и поговорки для начальной школы

Разные пословицы и поговорки для младших школьников

Русские пословицы и поговорки для начальной школы

Порядок бережет время.

Что на месте лежит, то само в руки бежит.

По заслугам и честь.

Хороший товар сам себя хвалит.

Герои в борьбе рождаются.

В борьбе силу одолевает уменье.

Жизнь в борьбе, а борьба в жизни.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Как поживешь, так и прослывешь.

Жизнь и доверие теряют только один раз.

Жизнь дана на добрые дела.

На месте застрял — от жизни отстал.

Если погибать, так жизнь дороже отдать.

Жизнь на коленях позорнее смерти.

Знаешь дело — говори смело.

За правое дело стой смело.

За доброе дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Достигнув цели, впереди другую ставь.

Сперва сам поучись, потом в учителя становись.

Лучше дважды спросить, чем один раз напутать.

Чем зря кричать, лучше помолчать.

Держи голову высоко, не поднимая нос.

Учись хорошо слушать, если хочешь, чтобы приятно было слушать тебя.

Куй железо, пока горячо.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Живи не вчерашним, а завтрашним днем.

После обеда полежи, а после ужина походи.

Не узнавши броду, не суйся в воду.

Семь раз примерь, а один раз отрежь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Любишь смородину — люби и оскомину.

Ошибайся, да сознавайся.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Не доглядишь оком — заплатишь боком.

В ком нужда, тому всегда рады.

Если бы знал, где упасть, так соломки бы подостлал.

Заварил кашу, так не жалей масла.

Слышал звон, да не знает, где он.

Признание — половина исправления.

На всякого мудреца довольно простоты.

Краткость — сестра таланта.

Кому доверие, с того и спрос.

Учат не только сказом, но и показом.

Собирая по ягодке, наберешь кузовок.

Каждому овощу свое время.

Дорога сень в жаркий день.

Куда иголка, туда и нитка.

Лучше худым на воле быть, чем сытым на привязи.

Когда загадка разгадана — она легка.

Сумел завязать, сумей и развязать.

Всякий подъем имеет свой спуск.

Не с кого спрашивать, когда сам виноват.

Имеем — не ценим, потеряем — плачем.

Лучше с хорошего коня упасть, чем на плохом ехать.

Розы без шипов не бывает.

Соль в воде родится, а воды боится.

Добрый пример лучше ста слов.

Одно нынче лучше двух завтра.

Капля по капле и камень точит.

Всякая помощь хороша вовремя.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Кашу маслом не испортишь.

Один добытый опыт ценнее семи мудрых поучений.

Если сила не возьмет, смекалка выручит.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Большому кораблю — большое плаванье.

На гору десятеро тянут, а под гору один столкнет.

Птица, попавшая в силок ногой, вся попалась.

Утопающий за соломинку хватается.

Глаза верят самим себе, уши — другим людям.

Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Ртом болезнь входит, а беда выходит.

В рот, закрытый глухо, не залетит муха.

Не видать как своих ушей.

Близок локоть, да не укусишь.

Видит око, да зуб неймет.

Коса — девичья краса.

Охота пуще неволи.

На ловца и зверь бежит.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Лисицу поймаешь хитростью, а волка мужеством.

Рыба в реке — не в руке.

У волокитчика один ответ: приходи завтра, когда меня нет.

У завтра нет конца. От щелчка доходят и до кулака.

Дракою прав не будешь.

Кто бьет, тому не больно.

Доносчику — первый кнут.

Трутни горазды на плутни.

Семь бед — один ответ.

Семеро одного не ждут.

У кого что болит, тот о том и говорит.

От одного слова да на век ссора.

Ссора до добра не доводит.

Нет дыму без огня.

На вкус, на цвет товарища нет.

Улита едет, когда-то будет.

Частое понуканье с ума сведет и буйвола.

В чужих руках всегда ломоть велик.

Курица соседа всегда выглядит гусыней.

Всякая сорока от своего языка погибает.

За чужой щекой зуб не болит.

Расшумелся, как самовар, — и кипит и шумит, только не уходит.

По течению только дохлая рыба плывет.

Воровство — последнее ремесло.

Не бери чужого ничего, не будешь бояться никого.

Не та рука плоха, что держит свое, а та, что тянет чужое.

На воре шапка горит.

Вор — что заяц, и тени своей боится.

Сколько вору не воровать, а ответа не миновать.

Вор ворует не для прибыли, а для гибели.

Украсть — в беду попасть.

Нашел да не объявил — все равно, что утащил.

Утайщик — тот же вор.

От одного порченого яблока целый воз загнивает.

Худая крыша от дождя не защита.

Наша горница с погодой не спорница: на дворе тепло, и у нас жарко.

Гнилой сарай новой крышей не удержишь.

Криком избы не построишь.

Обожжешься на молоке — станешь дуть и на воду.

От великого до смешного один шаг.

Под лежачий камень и вода не течет.

Лежа и камень мохом обрастет.

В решете воду носить.

Лишнего пожелаешь, последнее потеряешь.

Не тот враг, что перед тобой, а тот, что за спиной.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Без заботы и репу не вырастишь.

Спустя лето, по малину не ходят.

Не удержался за гриву, за хвост не удержишься.

Обещанная шапка на уши не лезет.

Соловья баснями не кормят.

Дурные примеры заразительны.

На одной неделе семь пятниц.

Праздность — мать пороков.

И готово, да бестолково.

Вертится, словно на ежа сел.

Темные дела света боятся.

В пустой бочке звону много.

На глупый вопрос не бывает ответа.

Уши выше лба не растут.

Хвост голове не указка.

В лесу дров не нашел.

Змея один раз в году меняет шкуру, а предатель каждый день.

Не бойся первой ошибки, избегай второй.

Ошибся, что ушибся, вперед наука.

Сумел оступиться, сумей и поправиться, сумел про виниться, сумей и исправиться.

Источник

"Пословицы и поговорки. Азбука мудрости". 1–4-е классы

Формы и методы реализации. Литературно-музыкальная композиция. Праздник проводится в актовом зале в форме концерта силами учащихся 2-го класса. Выступающие одеты в народные костюмы, звучит русская народная музыка, частушки. Отдельные части концерта посвящены тематическим подборкам пословиц о дружбе, трудолюбии, жадности, грубости. Мероприятие сопровождалось показом презентации с музыкальным сопровождением. Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках литературного чтения. Предназначено для школьников 1-4 классов.

(Слайд 2) Звучит фонограмма русской народной музыки

1-й ведущий (в русском народном костюме). Приветствие. Сообщение темы.

  • Какие вы знаете пословицы и поговорки? (Ответы детей)
  • Как вы думаете, а что это такое пословица? (Ответы детей)

Сценка

(Две ученицы в русских сарафанах, два мальчика в косоворотках)

Встреча двух девочек (хозяйки). Одна к другой пришла в гости:

Федосья. Стучит в дверь

Настюша. Батюшки, никак кума Федосья? (Радостно восклицает, всплескивает руками)

Федосья. Не мало ли вас, не надо ли нас? (весело отвечает, обнимается с хозяйкой) Здорово, Настюша!

Настюша. Здравствуйте, здравствуйте! Проходите да хвастайте. (Хозяйка отзывается, сияет улыбкой)

Настюша. Ну-ка кого это ты с собой привела?

Федосья.. Приготовили мы вам забавушку на всякий вкус: кому сказку, кому конкурс кому песенку.

Все. Да всё о пословицах!

(Слайд 5) О пословице и поговорке. Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка”.

Читайте также:  Поставьте глаголы в следующих предложениях в утвердительную вопросительную и отрицательную форм 8230

1-й ученик задорно: “Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка”

1-й ведущий. Поговорка ярко и образно характеризует вещи и людей, она украшает речь. Мы можем сразу понять, как относится говорящий к происходящему.

2-й ведущий. Поговорки: как снег на голову (для изображения внезапности).

1-й ведущий. Как две капли воды (о сходстве).

2-й ведущий. Ни рыба, ни мясо или ни то, ни сё (о бесхарактерности)

Один ученик читает пословицу, второй изображает позой и мимикой состояние человека

2-й ученик. О разозлившемся человеке:

1-й ученик. Надулся как индюк.

2-й ученик. Смотрит как волк на телёнка.

1-й ученик. Об том, кто обиделся:

2-й ученик. Надулся как мышь на крупу.

1-й ученик. О богато и счастливо живущем:

2-й ученик. Как сыр в масле катается.

3-й ученик. О хорошо и приятно говорящем:

4-й ученик. Говорит – что рублём дарит.

3-й ученик. О любителе чужого труда:

4-й ученик. Легко чужими руками жар загребать.

1-й ведущий. В поговорке часто нет поучения, а пословица более законченное высказывание. Пословица чему-то учит.

5-й ученик. Есть поговорка: И вашим и нашим.

6-й ученик. А есть и пословица: И вашим и нашим за копейку спляшем.

5-й ученик. Есть поговорка: Чудеса в решете.

6-й ученик. А есть и пословица: Чудеса в решете дыр много, а вылезти некуда.

5-й ученик. Есть поговорка: В ступе воду толочь.

6-й ученик. А есть и пословица: В ступе воду толочь – вода и будет.

5-й ученик. Пословица – это народная мудрость, это правила жизни.

6-й ученик. Существуют пословицы на все случаи жизни.

5-й ученик. Обо всём можно сказать словами пословиц и поговорками. Они украшают нашу речь, делают её более меткой, остроумной, интересной.

(Слайд 6) О пословице. Пословица всем делам помощница”.

2-й ведущий. Пословица – очень меткое выражение, то есть к месту сказанная она производит впечатление на слушателей и учит нас как надо жить.

1-й ведущий. Народ очень точно охарактеризовал пословицу.

2-й ведущий. Пословица – это очень краткое высказывание (Есть притча короче носа птичьего)

1-й ведущий. Пословица – это особое по своему складу выражение (Не всякая речь – пословица)

Один ученик характеризует пословицу, другой ученик читает пословицу

7-й ученик. Пословица украшает речь.

8-й ученик. (Красна речь пословицей)

7-й ученик. Пословица – очень меткое выражение, то есть к месту сказанная производит впечатление. Она поучает, как надо жить и что надо или не надо делать

8-й ученик. Пословица не мимо молвится. Добрая пословица ко времени молвится.

9-й ученик. Пословица — всем делам помощница.

7-й ученик. Пословица – это народная мудрость.

9-й ученик. Глупая речь – не пословица.

7-й ученик. В пословице выражается общее, общенародное мнение от которого никому не скрыться и с которым не поспоришь

9-й ученик. От пословицы не уйдёшь.

8-й ученик. Пословицу не обойти, не объехать.

7-й ученик. Нет пословицы без правды.

1-й ученик. Даже если пословица говорила о неприятном, высмеивала какие-то людские недостатки, не следовало на неё обижаться

2-й ученик. На пословицу ни суда, ни расправы нет. На пословицу не обижаются.

1-й ученик. Пословица груба, да в ней правда люба.

(Слайды 7 и 8) Конкурс для 4-х классов.

2-й ведущий. Попробуйте закончить пословицу. (Слайд 7)

3-й ведущий. Пользуйтесь нашими подсказками, не спешите.

  • Пословица да присказка речь _______
  • Без углов дом не строится, без пословицы речь _________.
  • Добрая пословица всем делам _________
  • Необдуманное слово в беду заведёт, а обдуманное из беды _______.

Слова для справок: помощница, выведет, красят, не молвится.

Проверка общая (Слайд 8)

  • Пословица да присказка речь красят.
  • Без углов дом не строиться, без пословицы речь не молвится.
  • Добрая пословица всем делам помощница.
  • Необдуманное слово в беду заведёт, а обдуманное из беды выведет.

(Слайд 9) Этикет в пословицах. “Доброе слово и кошке приятно”.

1-й ведущий: В пословице выражается общее мнение, с которым не поспоришь. Пословицы учат нас как себя вести с другими людьми. А правила поведения называются этикетом.

3-й ученик. Пословицы учат нас как себя вести. Что хорошо, а что плохо.

4-й ученик. Где слова привета, там улыбка для ответа.

  • Не мудрён привет, а сердце покоряет.
  • Важен не обед, а привет.

3-й ученик. По привету и собака бежит.

4-й ученик. Добрый привет и кошке люб.

5-й ученик. Спасибо – великое дело.

  • От учтивых слов язык не отсохнет.
  • От доброго слова язык не усохнет.

4-й ученик..Ласковое слово – что весенний день.

5-й ученик. Ласковое слово лучше мягкого пирога.

3-й ученик. Худо жить без ласкового слова.

4-й ученик. Кроткое слово и гнев побеждает.

5-й ученик. Доброе молчание лучше худого ворчания.

(Слайд 10) Этикет в пословицах. “Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам”.

Речь грубая, бранная, “худая”.

6-й ученик. Криком ворон пугают, а не дела решают.

7-й ученик. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

6-й ученик. Криком земля не пашется.

7-й ученик. Браниться бранись, а на мир слова береги.

6-й ученик. Худой мир лучше доброй ссоры.

7-й ученик. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

6-й ученик. Языком болтай, а рукам воли не давай.

  1. Гнилое слово от гнилого сердца.
  2. Бранью правым не быть

(Слайды 11, 12) Конкурс для 3-х классов.

2-й ведущий. Попробуйте закончить пословицу. (Слайд 11)

3-й ведущий. Пользуйтесь нашими подсказками, не спешите.

  • Осла узнаешь по ушам, а дурака – по _____
  • От одного слова да навек _____.
  • Недоброе слово, что огонь _____.
  • Дурное слово, что грязная ______.

Слова для справок: вода, ссора, жжёт, словам.

Проверка общая (Слайд 12)

  • Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам!
  • От одного слова да навек ссора.
  • Недоброе слово, что огонь жжёт.
  • Дурное слово, что грязная вода.

(Слайд 13) О дружбе и помощи. “Друг познаётся в беде”. “Назвался другом – помогай в беде”.

(Слайд 14) Стихотворение-инсценировка Шорыгиной Т.А. “Два дружка”.

3 ученика показывают сценку (петушки: 1-й и 2-й ученики, кот Федот 3-й ученик). Ещё 3 ученика декламируют стихотворение.

Жили-были два дружка,
Неразлучных петушка.
Вместе по двору гуляли,
Вместе зёрнышки клевали.

Забрели раз в огород,
Где дремал в кустах Федот.
Кот Федот большой, усатый,
Толстый, серый, полосатый.
Он не каменщик, не плотник,
Он за птицами охотник!
Цапнул лапой петушка,
Золотого гребешка.
Заурчал…

Но в этот миг
Вдруг раздался громкий крик.
Это петушок другой
Ринулся с Федотом в бой.
И с размаху, не жалея,
Больно клюнул котофея.
Отпустил тот петушка:
Убежали два дружка.

(Слайды 15, 16) Конкурс для 2-х классов.

2-й ведущий. Найдите начало и конец пословицы. (Слайд 15)

  • Друзья познаются _______________ .
  • Дерево держится корнями, ___________ .
  • Где дружбой дорожат, ______________.
  • Кто скоро помог, ______________ .

Слова для справок: там враги дрожат, тот дважды помог, в беде, а человек – друзьями.

Проверка общая (Слайд 16)

  • Друзья познаются в беде.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  • Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.

(Слайды 17, 18) Конкурс для 3-х классов.

1-й ведущий Найдите начало и конец пословицы. (Слайд 17)

Не мил свет, когда ____________.
Старый друг лучше _______________.
За добро добром _____________.
Доброе братство ___________.
Нет друга – ищи, а нашёл __________.

Слова для справок : там враги дрожат, тот дважды помог, – береги, дороже богатства, новых двух, платят, друга нет.

Проверка общая (Слайд 18)

  • Не мил свет, когда друга нет.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • За добром добро платят.
  • Доброе братство дороже богатства.
  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

(Слайд 19) О жадности. “Жадный сам себе покоя не даёт”.

Хоме-Хомке нет покоя!
Ночью и не спится.
Всё мерещится плохое:
Кажется, синица
У него зерно склевала,
И в амбаре зёрен мало,
Может, их стащила мышь.
Когда темнота и тишь,
Жадному Хому не спится,
А уснёт – воришка снится!

(Слайды 20, 21) Конкурс для 2-х классов.

2-й ведущий. Объясните смысл пословицы. (Слайд 20)

Худо тому, кто добра не делает _______.
У жадного среди зимы снега _______.
От доброты _________.
Как собака на сене: сама не ест и другим _______.

Слова для справок: не даёт, не выпросишь, не оскуднеешь, никому

Проверка общая (Слайд 21)

Худо тому, кто добра не делает никому.
У жадного среди зимы снега не выпросишь.
От доброты не оскуднеешь.
Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.

1-й ведущий. Какие пословицы подходят к рисункам? (Жадный сам себе покоя не даёт. Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.)

(Слайд 23) О трудолюбие, терпении и учёбе.

Читайте также:  Окружающий мир 4 класс 1 часть Природные зоны России стр 71 8211 75

“Есть терпение – будет и умение”. “Терпение и труд всё перетрут”.

3-й ученик. “Стану чемпионом”. Стихотворение Шорыгиной Т.А.

В серебристых огоньках
Снег над стадионом.
Я катаюсь на коньках –
Стану чемпионом!
Нет, непросто научиться
На одном коньке крутиться –
Непослушный скользкий лёд
Разбежаться не даёт.
Я катаюсь, я стараюсь,
Я под музыку лечу.
Я уменья набираюсь –
Чемпионом стать хочу!
Верю, что терпенье, труд
Трудности все перетрут!

(Слайд 24) Выступление гимнастический этюд ученицы. Звучит фонограмма музыки.

(Слайды 25, 26) Конкурс для 2 класса.

3-й ведущий. Найдите начало и конец пословицы. (Слайд 25 )

  • Любишь кататься, люби и саночки ____.
  • Есть терпение будет и ______.
  • Век живи – век _______.
  • Корень ученья горек, да плод _______.

Проверка общая (Слайд 26)

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Есть терпение будет и умение.
  • Век живи – век учись.
  • Корень ученья горек, да плод сладок.

(Слайды 27, 28 ) Конкурс для 4 класса

1-й ведущий. Найдите начало и конец пословицы. (Слайд 27 )

С детства не научишься – всю жизнь _________.
Учиться всегда _________.
Терпенье и труд всё _______.
Кто любит труд, того люди _______. Слова для справок: перетрут, чтут, промучаешься, пригодиться.

Проверка общая (Слайд 28)

Объясните смысл пословицы

  • С детства не научишься – всю жизнь промучаешься.
  • Учиться всегда пригодиться.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Кто любит труд, того люди чтут.

(Слайд 29 ) 2-й ведущий Какие пословицы подходят к рисункам? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Было бы терпение, будет и умение..)

(Слайд 30, 31, 32) Частушки. Звучит фонограмма частушек.

Говорят пословица
Всем делам помощница:
Помогает дружно жить,
Добрым быть, друзей ценить.

Говорят, что без друзей
Хуже, чем без ста рублей.
Всем известно, старый друг
Лучше даже новых двух.

Где приветливое слово
Встретят нас с улыбкой снова.
Ну а где дурное слово,
Ждёт нас драка или ссора.

Говорят дурное слово
Будто грязная вода.
И чтобы не вышла ссора,
Будем вежливы всегда.

Всем известно без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
Верим, что терпенье, труд
Трудности все перетрут.

Знаем мы учиться трудно,

Но куда нам без труда.
Всё чему научат в школе
Мы запомним навсегда.

Мы частушки вам пропели
Чтоб вы нам поверили –
Вы пословицы любите,
Учат нас всему они.

Источник

Детские пословицы и поговорки для школьников и малышей

Пословицы и поговорки — яркие, самобытные и озорные, являются украшением родного языка, показывают особенности его формирования и исторического развития. Изучение детских пословиц и поговорок разнообразит привычные занятия с ребенком, поможет сформировать у него любовь к родному языку, фольклору, покажет, как богата русская культура.

Как отличить?

Пословицы и поговорки идут друг с другом рука об руку. Как же их отличить? Как говорится, «пословица — цветочек, а поговорка — ягодка» : как правило, пословица представляет собой целое предложение, иногда с рифмованными частями (например, «Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь»), а поговорка чаще всего выступает как краткая и метафоричная часть предложения (например, «Остаться с носом» — т.е быть обманутым).

«Пословица не даром молвится»: из истории пословиц и поговорок

Как и любой элемент устного народного творчества, пословицы и поговорки имеют весьма солидную и интересную историю. Так, во всемирно известном произведении X века «Слово о полку Игореве» содержатся пословицы, которые придают эмоциональную окраску тексту, показывают отношение летописца к событиям, которые он описывает.

Более того, начиная с XVII века в нашей стране регулярно издавались рукописные сборники пословиц. Первым, кто отметил пользу в изучении пословиц и поговорок для детей, был отечественный педагог Н.Г. Курганов, издавший в 1796 году труд «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», где не только дал список самых известных пословиц и поговорок, которые показывали, как богата русская народная культура, но и объяснил, почему они так важны для подрастающего поколения.

Дальнейшее изучение и систематизация пословиц были проведены В.И. Далем, который также посвятил ряд своих трудов этому вопросу, отметив, что многие пословицы и поговорки пришли и обогатили язык не только из русского народного творчества, но и из литературных произведений.

«Пословица — всем делам помощница». Пословицы и поговорки в работе со школьниками

Чем же полезно изучение пословиц и поговорок для школьников? Во-первых, с веселой пословицей и прибауткой, изучение таких, казалось бы, скучных школьных предметов, как история или русский язык, становится увлекательным занятием.

Также пословицы являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им можно сформировать у ребенка правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе и взаимовыручке.

Да кто из нас, взрослых, не был воспитан такими детскими пословицами, как «Терпение и труд — все перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Старый друг лучше новых двух».

С помощью пословиц и поговорок можно значительно расширить кругозор школьника, стимулировать самостоятельное изучение истории, родного языка, заинтересовать фольклором и народной культурой.

«Взялся за гуж — не говори, что не дюж» — эта пословица известна многим еще со школы, но вот что такое гуж? Ребенку будет интересно узнать, что гуж — это часть упряжи на повозке, и в буквальном смысле «взялся за гуж» означает «впрягся», а в нашем случае «взялся за дело», или «дал слово». Эта пословица о том, что данное слово следует держать. Есть и похожая на нее по смыслу пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов».

Рассмотрим другой пример. «У семи нянек дитя без глазу» — школьникам старших классов наверняка знаком такой период отечественной истории, как Семибоярщина, один из самых тяжелых периодов Смутного времени, когда во главе страны оказалось правительство из семи бояр, которое, не желая терять власть избрало на царство польского королевича, однако тот попросту не явился на царство. Да и внутренние разногласия этого правительства не принесли желаемого облегчения истерзанной Смутой стране. Ведь когда за дело берется много человек, каждый из которых преследует свои амбиции — ничего хорошего из этого не выходит. Вот так, одна пословица несет в себе интереснейшие факты из школьной программы по истории.

«Сделал дело — гуляй смело». Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста и начальных классов

Что касается малышей и учеников начальной школы, то им детская пословица поможет сформировать интерес к родному языку, также детские пословицы и поговорки значительно обогатят словарный запас и станут прекрасным элементом для обучающих игр.

Для малышей подойдут короткие, веселые пословицы, которые всегда на слуху. Например, «Один в поле не воин» — эта пословица поможет ребенку понять, как важна помощь друзей и взаимовыручка.

С помощью пословицы «Поспешишь — людей насмешишь» можно объяснить ребенку, как важно делать работу не спеша и качественно.

Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем.

При изучении детских пословиц и поговорок с учениками начальных классов и ребятами дошкольного возраста, особенно важно научить понимать их смысл: не просто заучивать, а приводить ситуационные примеры, которые помогут ребенку мыслить логически и уже самому применять полученные знания в своей речи.

Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)

Часто в пословицах встречаются иносказательные обороты, сравнения и метафоры, что станет отличной основой для развития у ребенка абстрактного мышления и фантазии.

Например, всем известная пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Здесь на примере быстро вспорхнувшей птички ребенку можно объяснить, что все, что мы говорим друг другу, а особенно сгоряча, имеет большое значение, и легче исправить негативные последствия поступка, нежели исправить то, что было уже сказано.

Изучение истории, языка и фольклора может быть не таким скучным, как иногда нам их преподносит школа. Пробудить у ребенка любовь и интерес к родному языку, народным традициям и культуре, расширить кругозор и сделать речь грамотней и насыщенней, помогут пословицы и поговорки, которые могут стать замечательными помощниками во многих внешкольных и самостоятельных занятиях.

Ниже приведем списки пословиц, которые будут полезны и школьникам разных классов.

Источник



Пословицы и поговорки для 1 класса » текст, видео, картинки

Пословицы для 1 класса и детей младше. Специально подобрали для вас и ваших детей короткие и понятные пословицы и поговорки. Их легко объяснить и понять. Наверняка многие из них смогут даже сами объяснить если немного подумают. Но если нет им надо просто помочь разгадать смысл этих выражений.

Читайте также:  Тесты по теме 1 5 Участники уголовного судопроизводства
Хорошая речь лучше меда
Лишнее говорить — себе вредить
Что ни день, то новость
Тихое молчанье — никому не ответ
В веселый час и смерть не страшна
Ешь капусту, да не мели попусту
Умирать за делом
Умрем, ничего с собою не возьмем
День мой — век мой, сегодня жить, а завтра гнить
Сколько ни живи, а умирать надо
И красно, и пестро, да все пусто
Далеко, как до звезды небесной
Натощак и песня не поется
Напой, накорми, а после вестей расспроси
И невелика беседа, да честна
Язык что осиновый лист:во всякую погоду треплется
Тем люди не играют, от чего умирают
На чужой стороне и солнышко не греет
Беда бедой беду затыкает
Разговором каши не сваришь
Наша весна красным — красна
Пословицы для 1 класса для детей
Не все то правда, что люди говорят
Где слова редки, там они имеют вес
Молчанье — золотое словечко
Письмо не товарищ, а правду сказывает
Чужая одежа не надежа
Писать — не языком чесать
За собой слово не удержал, за людьми не удержишь
Хорошо говорит, да было бы что слушать
Царь и народ — все в землю пойдет
Какова голова, такова речь
Наскажешь семь верст до небес, и все лесом
Каков привет, таков и ответ
Слово крепче печати
Лучше своя свечка, чем чужая печка
В гроб ничего не положат
Где народ, там и правда
Доброе слово окрыляет
Язык поит, и кормит, и спину порет
На рысях плохо песни петь
У нас с ним полтора разговора
День к вечеру — ко смерти ближе
Не все шутки сегодня шути, покинь на завтра
Разуму нет — и«да»хорошо
Пословицы это мудрость народа
У каждого Егорки свои поговорки
Ешь калачи пока горячи
Болтливая молва к правде ложь прибавлять любит
Обаял да обошел, на кривых объехал
Говорит много, а толку на грош, да итог не хорош
Без красного словца ни на шаг
То же бы слово, да не так бы ты молвил
Одна мать родна, и Родина одна
Обсуждение не своди на осуждение
Без року не умереть
Всякая могила травой зарастает
Хорошо поешь, где — то сядешь
Каков муж, такова и речь
Держи язык за зубами
Речь как меч — сечет и правого, и виноватого
Жива душа калачика чает
Руки не крюки, да язык что кляп
Одна только сваха чужую сторону хвалит

Пословицы и поговорки. Определение.

– это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

– это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.

Пословицы и поговорки

обычно изучают вместе. Но важно не отождествлять их, видеть не только сходство, но и различие между ними. На практике их часто путают. Да и сами два термина большинством воспринимаются как синонимические, обозначающие одно и то же языковое, поэтическое явление. Однако, несмотря на некоторые спорные, сложные случаи определения того или иного высказывания как пословицы или поговорки, в массе своей весь их фонд без труда может быть разделен на две части.

При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать, во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества, во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно, и, в-третьих, признаки, дифференцирующие их.

К общим обязательным признакам пословиц и поговорок можно отнести: а) краткость (лаконичность), б) устойчивость (способность к воспроизведению), в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи), г) принадлежность к искусству слова, д) широкая употребляемость. Это настолько очевидные признаки, что останавливаться на них подробно нет необходимости.

И пословицы, и поговорки в связи со сказанным мы можем определить как поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие выражения.

В истории изучения пословиц и поговорок были попытки выявить какой-либо один, но различающий их признак. Считали, что пословицы, в отличие от поговорок, имеют всегда переносный смысл, они многозначны. Однако среди пословиц есть такие, которые мы употребляем всегда в их прямом смысле, например «Делу- время, потехе- час», «Кончил дело- гуляй смело» и так далее. С другой стороны, поговорки могут быть многозначными, иметь переносный смысл. Мы говорим: « Он воду в ступе толчет», а ведь смысл этой фразы далек от прямого значения составляющих ее слов.

Некоторые ученые в качестве основного признака разграничения пословиц и поговорок выдвигают особенности их синтаксического построения. Пословица, считают они, всегда законченное предложение, а поговорка- лишь часть его. В таком признаке есть свой резон. Действительно, пословицы представляют собой всегда предложение, поговорки же в большинстве своем, вне контекста речи, лишь часть предложения. Но среди поговорок имеются и выраженные предложением, а в речи поговорки всегда употребляются или как предложение, или в рамках предложения. К примеру, поговорки « Куда ветер дует», «Уши вянут», «Язык лыка не вяжет» оформлены как предложения. И еще два признака, которые обычно считаются свойственными только пословицам. Существует мнение, что для пословицы характерна двусоставность, двухчастность, тогда как поговорка всегда одночленна, неделима на части. Действительно, многие пословицы двучленны, но далеко не все. «Береги платье снову, а честь смолоду» – двухчастная пословица, а пословица «Яйца курицу не учат»- одночастная. Как увидим далее, пословицы могут быть и трех-, и четырехчастными.

Нередко говорят о том, что пословицы, в отличии от поговорок, ритмически организованы. И в самом деле, среди пословиц много таких, в которых ясно ощущается ритм, однако встречается немало и таких, в которых ритма нет. Например: «Голь на выдумки хитра», «Хрен редьки не слаще», « В чужих руках ломоть велик». А вот ритмически организованные поговорки: «Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса», «И нашим и вашим» и др.

Итак, видим, что целый ряд признаков, на основе которых иногда стремятся разграничить пословицы и поговорки (переносный смысл, синтаксическое построение, деление на части, ритмичность), не является обязательным для всех пословиц и тем более для поговорок. В то же время, характеризуя пословицы, они вовсе не чужды и поговоркам. Это как раз те признаки, которые выше были названы общими, однако не обязательными для пословиц и поговорок.

Но по каким же строго дифференцированным признакам можно четко разграничивать пословицы и поговорки? Эти признаки уже назывались неоднократно не одним поколением ученых, правда- в ряду других. Это- обобщающий характер содержания пословиц и их поучительность, назидательность. Еще в первой половине XIX века профессор Московского университета И. М. Снегирев писал: «Сии изречения людей, среди народа превосходных умов и долговременной опытностью, утверждаясь общим согласием, составляют мирской приговор, общее мнение, одного из тайных, но сильных, искони сродных человечеству средств к образованию и соединению умов и сердец». Крупнейший собиратель фольклора В.И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы: «Пословица- коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение». В первой половине XX века знаток пословиц М.А. Рыбникова писала: «Пословица определяет множество однохарактерных явлений. «Все бондаря, да немногих благодарят»,- это суждение говорит о мастерстве бондаря, но если подумаем, что смысл изречения только в этом, мы лишим пословицу ее обобщающей силы. Эта пословица говорит о качестве работы вообще, она может быть применена к учителю, трактористу, ткачу, машинисту, летчику, войну и т.д.»

Именно эти два признака определяют своеобразие пословицы при сравнении ее с поговоркой, которая лишена и обобщающего смысла, и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. Они, как совершенно справедливо писал В.И. Даль, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения… Поговорка заменяет только прямую речь окольную, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает».

Итак, пословицы

– это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

– это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.

Автор статьи – Ю. Г. Круглов “Русские народные загадки, пословицы, поговорки.”

Источник

Adblock
detector