Развернутый план и тезисный план: как это писать
Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
- простой (краткие заголовки главных частей текста);
- сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.
По типу языкового оформления:
- вопросный;
- назывной;
- тезисный;
- опорная схема.
Вопросный от назывного отличается построением.
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
- Испекся Колобок.
- В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
- Съели Колобка.
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
- Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
- Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
- Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
- «Онегин, добрый мой приятель…».
- «Деревня, где скучал Евгений…»
- «По имени Владимир Ленский…» и т. д.
Какие существуют требования
- Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
- Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
- Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
- Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
- прочитать;
- разделить на части по смыслу;
- озаглавить каждую часть.
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
- Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
- Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
- Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
- Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
- Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
- разделить текст на основные части, озаглавить их;
- пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
- проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
- Онегин — ключевой образ романа:
- культурная среда, в которой жил Онегин;
- возможные прототипы.
- Раскрытие образа:
- детство, воспитание;
- отношение к высшему свету;
- Онегин и Ленский;
- Онегин и Татьяна;
- отношение автора к герою.
- Заключение: эволюция характера Онегина.
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
Источник
Задание 28. Составление сложного плана ответа на вопрос по теме
Привет всем! Сегодня мы попробуем разобраться как написать самое сложное задание в ЕГЭ по обществу, а именно, план ответа на вопрос на максимум. Разберем критерии, основные правила и сложности, с которыми сталкиваются выпускники при выполнении этого задания.
Что такое «развернутый план»?
Представьте, что вы должны презентовать доклад перед классом по определенной теме, но весь текст взять с собой вам нельзя. Вы можете только написать по-порядку несколько пунктов и подпунктов, которые являются наиболее важными и, ориентируясь на эти пункты, рассказывать свой текст. Примерно это представляет из себя «развернутый план».
План даёт вам на ЕГЭ 4 первичных балла, что во вторичных будет минимум 8. Как и любое задание ЕГЭ, номер 28 имеет свои критерии. В демоверсии есть пример задания и критерии выполнения:
Обратимся к критериям:
Отметим строгую формулировку критерия 28.1, который является обязательным (если за данный критерий выставлен 0, то и по критерию 28.2 выставляется 0). Что требуется сделать по критерию 28.1?
- Необходимо, чтобы ваш план содержал три пункта, которые нельзя назвать «абстрактно-формальными» (например, пункт «Понятие социализации» является абстрактно-формальным и не засчитывается в эти три обязательных пункта);
- Необходимо, чтобы план включал два подпункта, которые содержаться в ответах (ключах экспертов) и без которых, по-мнению составителей ЕГЭ, нельзя раскрыть данную тему по существу. Пункты эти отличатся в зависимости от темы плана, они указываются в ключах вместе с правильным ответом (например, « Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу»). Естественно, в задании вы не узнаете какие именно пункты обязательны, поэтому, по сути, вам необходимо угадать их. Именно поэтому чем больше пунктов вы укажите, тем больше вероятность попасть в нужные пункты.
- Эти два обязательных пункта должны быть детализированы в подпунктах. Минимум должно быть три подпункта, за исключением случаев, когда это невозможно исходя из теории.
Критерий 28.2 требует от вас корректности и безошибочных формулировок всех пунктов вашего плана. Как уже было сказано, он проверяется только если по критерию 28.1 у вас не 0 баллов.
Как выглядит идеальный план из демо-версии?
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Из данного плана сдающий обязательно должен написать два из 2, 3 или 4 пункта плана или предложить формулировку близкую по смыслу (если мы говорим о том, чтобы получить хотя бы один балл за задание — нужно угадать и детализировать хотя бы один из них).
Далее разберем отдельные пункты плана и варианты их составления.
Первый пункт
Первый пункт зачастую выглядит как «Понятие политической партии», «Определение ‘социальный конфликт’» или «Что такое религия.». Конечно, вы можете последовать примеру из демоверсии. Однако, данный пункт будет формальным, не будет засчитываться при выставлении баллов за задание, поэтому писать его смысла нет. Как можно исправить эту ситуацию?
Если вы проявите свою компетенцию и знания в первом пункте, вам его засчитают. Это можно сделать с помощью конструкции «субъект + как …», например «Гражданство как устойчивая правовая связь человека и государства» или «Гражданское общество как совокупность самодеятельных инициатив граждан».
Типичной ошибкой в данном случае будет попытка выписать длинное определение в несколько строчек. Так делать не стоит, засчитываться это не будет:)
Конечно, вы можете пропустить формальный пункт и начать сразу же с необходимых для ответа по вашему мнению, которые сразу же можно детализировать.
Основные пункты
Основные пункты включают в себя «Особенности», «Классификацию», «Виды», «Типы», «Функции», «Формы» и т.д. Если вы просматривали готовые планы, можете увидеть, что подобные пункты повторяются, не смотря на разные темы.
Остановимся на пункте «Функции …».
Функции есть в большинстве примерах задания 28. Данный пункт можно детализировать несколькими способами. Первый — выписать названия функций, например:
План «Семья как социальный институт»
Пункт 2. Функции семьи:
в) социализации и др.
Второй вариант — выписать смысл, суть данных функций, например:
План «Механизм социального контроля»
Пункт 3. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества;
б) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиации и др.
В обоих вариантах обязательно нужно выписать минимум три пункта и в конце можно употребить «и др.»
Последний пункт плана
Последний пункт, также, как и первый, чаще всего представлен в абстрактно-формальном виде. Данный пункт призван «красиво» закончить ваш план. Он может продемонстрировать будущее развитие определенного вопроса, может дополнять общую тему плана или упомянуть о современных особенностях развития этого вопроса. Как и в случае первого пункта, данный пункт является не обязательным, и если вы ограничены во времени, можете его не придумывать:)
Приведем несколько примеров для закрепления:
План «Гражданское общество»
Пункт 4. Тенденции развития гражданского общества в России
План «Социальная стратификация общества»
Пункт 6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.
План «Демократическая избирательная система»
Пункт 4. Достоинства и недостатки каждого типа избирательной системы.
Основная сложность плана состоит в «угадывании» тех пунктов, которые являются, по-мнению составителей, обязательными. Поэтому, для максимального балла лучше писать как можно больше пунктов и детализировать их.
Как готовится к заданию 28
Как же покорить это сложное задание? Я предлагаю несколько рекомендаций.
- Уделяйте внимание теории, только доскональное изучение позволит выделить необходимое количество пунктов в плане.
- Тренируйтесь в составлении планов. Во-первых, это помогает освоить теорию (можно для повторения теоретических тем составлять планы, можно даже завести для этого отдельную тетрадку). Во-вторых, это сэкономит вам время на экзамене, так как вы не будете уделять лишнее время оформлению.
- К сожалению, пытаться выучить готовые планы, которые вы нашли на том или ином ресурсе, не очень эффективно. Их о-о-очень много (более 100), кроме того, очень сложно выучить то, что написано не вами. Поэтому, если все-таки избрали стратегию выучивания планов наизусть, попытайтесь составить их самостоятельно.
- На самом экзамене, когда вы увидите тему плана, не отчаивайтесь, что не можете вспомнить те или иные пункты. Соблюдайте структуру, выписывайте как можно больше функций, типов, видов, форм и так далее. Постепенно, всё вспоминается и получается:)
Примеры реальных планов
Задание 28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Брак как социальный институт в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из видов плана раскрытия данной темы:
- Условия заключения брака в РФ
а) достижение брачного возраста
б) дееспособность лиц, вступающих в брак;
в) добровольность вступления в брак;
г) отсутствие родства и др.
2. Порядок заключения брака в РФ
а) в органах ЗАГС
б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.
3. Личные права супругов:
а) равенство супругов
б) право выбора фамилии
4. Имущественные права супругов:
а) законный режим имущества супругов;
б) договорной режим имущества супругов
5. Прекращение брака:
а) смерть / объявление умершим одного из супругов;
б) расторжение брака;
в) признание брака недействительным.
Наличие любых двух из 1,3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Задание 28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
- Понятие социальных норм
2. Признаки социальных норм
а) социальная обусловленность
в) регулятивность и др.
3. Отличие права от других видов социальных норм:
а) создание / санкционирование государством
б) обеспечение государственным принуждением
в) чёткая определенность формулировок и др.
4. Система права:
а) отрасли права
б) институты права
в) нормативные правовые акты
5. Источники права:
а) правовой обычай
б) юридический прецедент
в) нормативный правовой акт и др.
Наличие любых двух из 2,3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Автор: Максим Сартин
Материал создан специально для сообщества Дневник ЕГЭ. Хочешь подготовится к ЕГЭ самостоятельно? Тебе сюда!
Источник
Как правильно писать планы развернутого ответа
Как писать планы развернутого ответа по обществознанию ЕГЭ
В экзамене по обществознанию в 28 задании сдающим предлагают написать план развернутого ответа на предложенную тему. Многие не понимают суть задания. Однако понять суть не самое сложное в этом задании, самое сложное дать полноценный ответ, ибо он требует максимального знания теории.
Итак, от Вас требуется написать план ответа на предложенную тему. чтобы понять суть задания, перефразирую его. Вас просят составить оглавление к теме, проще говоря, содержание книги, лекции (как угодно) по заявленной теме. Справится с этим заданием возможно лишь зная теорию по обществознанию, понимаю структуру той или иной лекции.
Постараемся Вам помочь в оформлении этого задания.
План должен минимум состоять из 3-х пунктов, два из которых должны быть раскрыты в подпунктах (идеальный вариант 5-8 пунктов). Пункты мы пишем арабскими цифрами, подпункты оформляем русскими буквами.
Первым пунктом отражаем понятие главного термина в заявленной теме.
На примере, рассмотрим план на тему «Общество как динамическая система». Главный термин здесь общество. Следовательно первый пункт будет выглядеть так:
1. Понятие общества.
Вторым пунктом могут идти признаки главного термина (обязательно расписывать все известные Вам признаки, ибо не написав один из них, это будет означать для проверяющего лишь одно, Вы не знаете этот признак).
2. Признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в) устойчивость;
г) динамичность.
Третьим пунктом можно расписать функции:
3. Функции общества:
а) производственная;
б) репродуктивная;
в) социализирующая;
г) регулирующая.
Четвертым пунктом можно расписать виды предмета повествования, однако в нашем примере мы этого делать не будем, так как нам надо расписывать общество в узко-направленном русле — динамическая система. Общество как систему характеризует наличие связанных между собой подсистем (сфер) общественной жизни о них и будем писать в заявленном плане.
4. Подсистемы общества:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная.
Пятым — седьмой пункт должен включать в себя всю остальную информацию относительно заявленной темы. В нашем примере, мы покажем динамичность общественной системы через общественные процесс и его направления.
5. Общественный процесс и его виды:
а) прогресс;
б) регресс.
6. Формы общественных изменений:
а) революция;
б) реформа;
в) эволюция;
г) модернизация.
Последним пунктом рекомендую Вам отражать роль заявленной темы в современном обществе.
7. Роль общества как системы в жизни человека.
Источник
Что такое развернутый план ответа
Как составить развернутый план
План — это основа, на которую ложится потом исследование, реферат, художественное произведение, сценарий будущего фильма или рецепт блюда. Поэтому так важно в самом начале работы составить развёрнутый план так, чтобы в нём отражались в соответствии с логикой ваши основные идеи. Статьи по теме:
- Как составить развернутый план
Вопрос «Стоим на учете у невропатолога. Нужно ли проходить всех врачей при переводе на индивид.обучение» — 2 ответа Инструкция
1 Для начала выпишите все идеи, которые витают у вас в голове. Выпишите их так, как они есть, — в хаотической последовательности, если надо. Выписывайте всё-всё, что есть, не распределяя идеи на большие и маленькие и не включая несколько маленьких в одну большую. Иерархией займёмся потом, сейчас главное — поймать мысли за хвост и запереть их на листке бумаги — или в word’е на компьютере.
2 Важно записывать идеи, руководствуясь каким-то общим принципом. Например, можно составить вопросный план, можно тезисный. Это — дело вкуса, но все идеи на начальном этапе должны быть записаны в одном виде. Запишите их как можно кратко, создайте некие «сгустки смысла», которые будет потом легко развернуть. Упорядоченные идеи, записанные в одном виде, легче потом будет распределять по уровням и выстраивать по очереди.
3 Теперь дело за главным. У каждого произведения (так можно назвать ту работу, которая должна получиться в конце, то есть, произведение в широком смысле этого слова) есть начало, середина и конец. Если вы составляете план для курсовой работы, то её составными частями будут: вступление, где описаны цели и задачи работы, её актуальность, методы, использованные в ходе проведения исследования и так далее; теоретическая часть, где изложены теоретические положения, в соответствии с которыми вы проводили практические исследования; и наконец, практическая часть. Выписанные идеи теперь нужно разложить по этим «полочкам». План в принципе готов, но теперь надо его «развернуть».
4 В каждой идее при желании можно найти составные части, подпункты, где указаны части какого-либо явления, аспекты его описания и тому подобное. Содержание этих подпунктов будет зависеть от общего содержания вашей работы и специфики той дисциплины, по которой вы её пишете. Их нужно «втиснуть» в те общие положения, которые уже составили основу вашего плана.
5 Можно идти и другим путём. Если у вас уже готовы какие-то заготовки, например, готовы отрывки, отдельные главы, нужно просто расположить их в нужном логическом порядке, присвоить каждой отдельное название, которое будет передавать её общее содержание в сжатом виде, а затем разбить главу на составные части и назвать каждую по тому же принципу. Развёрнутый план готов. Статьи по теме:
Источник
Письмовник
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д., но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.
Источник