Развернутый план и тезисный план как это писать

Развернутый план и тезисный план: как это писать

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

Источник



Задание 28. Составление сложного плана ответа на вопрос по теме

Привет всем! Сегодня мы попробуем разобраться как написать самое сложное задание в ЕГЭ по обществу, а именно, план ответа на вопрос на максимум. Разберем критерии, основные правила и сложности, с которыми сталкиваются выпускники при выполнении этого задания.

Читайте также:  Боты в Телеграм что это такое и как они работают

Что такое «развернутый план»?

Представьте, что вы должны презентовать доклад перед классом по определенной теме, но весь текст взять с собой вам нельзя. Вы можете только написать по-порядку несколько пунктов и подпунктов, которые являются наиболее важными и, ориентируясь на эти пункты, рассказывать свой текст. Примерно это представляет из себя «развернутый план».

План даёт вам на ЕГЭ 4 первичных балла, что во вторичных будет минимум 8. Как и любое задание ЕГЭ, номер 28 имеет свои критерии. В демоверсии есть пример задания и критерии выполнения:

Обратимся к критериям:

Отметим строгую формулировку критерия 28.1, который является обязательным (если за данный критерий выставлен 0, то и по критерию 28.2 выставляется 0). Что требуется сделать по критерию 28.1?

  1. Необходимо, чтобы ваш план содержал три пункта, которые нельзя назвать «абстрактно-формальными» (например, пункт «Понятие социализации» является абстрактно-формальным и не засчитывается в эти три обязательных пункта);
  2. Необходимо, чтобы план включал два подпункта, которые содержаться в ответах (ключах экспертов) и без которых, по-мнению составителей ЕГЭ, нельзя раскрыть данную тему по существу. Пункты эти отличатся в зависимости от темы плана, они указываются в ключах вместе с правильным ответом (например, « Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу»). Естественно, в задании вы не узнаете какие именно пункты обязательны, поэтому, по сути, вам необходимо угадать их. Именно поэтому чем больше пунктов вы укажите, тем больше вероятность попасть в нужные пункты.
  3. Эти два обязательных пункта должны быть детализированы в подпунктах. Минимум должно быть три подпункта, за исключением случаев, когда это невозможно исходя из теории.

Критерий 28.2 требует от вас корректности и безошибочных формулировок всех пунктов вашего плана. Как уже было сказано, он проверяется только если по критерию 28.1 у вас не 0 баллов.

Как выглядит идеальный план из демо-версии?

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Из данного плана сдающий обязательно должен написать два из 2, 3 или 4 пункта плана или предложить формулировку близкую по смыслу (если мы говорим о том, чтобы получить хотя бы один балл за задание — нужно угадать и детализировать хотя бы один из них).

Далее разберем отдельные пункты плана и варианты их составления.

Первый пункт

Первый пункт зачастую выглядит как «Понятие политической партии», «Определение ‘социальный конфликт’» или «Что такое религия.». Конечно, вы можете последовать примеру из демоверсии. Однако, данный пункт будет формальным, не будет засчитываться при выставлении баллов за задание, поэтому писать его смысла нет. Как можно исправить эту ситуацию?

Если вы проявите свою компетенцию и знания в первом пункте, вам его засчитают. Это можно сделать с помощью конструкции «субъект + как …», например «Гражданство как устойчивая правовая связь человека и государства» или «Гражданское общество как совокупность самодеятельных инициатив граждан».

Типичной ошибкой в данном случае будет попытка выписать длинное определение в несколько строчек. Так делать не стоит, засчитываться это не будет:)

Конечно, вы можете пропустить формальный пункт и начать сразу же с необходимых для ответа по вашему мнению, которые сразу же можно детализировать.

Основные пункты

Основные пункты включают в себя «Особенности», «Классификацию», «Виды», «Типы», «Функции», «Формы» и т.д. Если вы просматривали готовые планы, можете увидеть, что подобные пункты повторяются, не смотря на разные темы.

Остановимся на пункте «Функции …».

Функции есть в большинстве примерах задания 28. Данный пункт можно детализировать несколькими способами. Первый — выписать названия функций, например:

План «Семья как социальный институт»

Пункт 2. Функции семьи:

в) социализации и др.

Второй вариант — выписать смысл, суть данных функций, например:

План «Механизм социального контроля»

Пункт 3. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

б) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиации и др.

В обоих вариантах обязательно нужно выписать минимум три пункта и в конце можно употребить «и др.»

Последний пункт плана

Последний пункт, также, как и первый, чаще всего представлен в абстрактно-формальном виде. Данный пункт призван «красиво» закончить ваш план. Он может продемонстрировать будущее развитие определенного вопроса, может дополнять общую тему плана или упомянуть о современных особенностях развития этого вопроса. Как и в случае первого пункта, данный пункт является не обязательным, и если вы ограничены во времени, можете его не придумывать:)

Приведем несколько примеров для закрепления:

План «Гражданское общество»

Пункт 4. Тенденции развития гражданского общества в России

План «Социальная стратификация общества»

Пункт 6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.

План «Демократическая избирательная система»

Пункт 4. Достоинства и недостатки каждого типа избирательной системы.

Основная сложность плана состоит в «угадывании» тех пунктов, которые являются, по-мнению составителей, обязательными. Поэтому, для максимального балла лучше писать как можно больше пунктов и детализировать их.

Читайте также:  S Что такое субъект управления

Как готовится к заданию 28

Как же покорить это сложное задание? Я предлагаю несколько рекомендаций.

  1. Уделяйте внимание теории, только доскональное изучение позволит выделить необходимое количество пунктов в плане.
  2. Тренируйтесь в составлении планов. Во-первых, это помогает освоить теорию (можно для повторения теоретических тем составлять планы, можно даже завести для этого отдельную тетрадку). Во-вторых, это сэкономит вам время на экзамене, так как вы не будете уделять лишнее время оформлению.
  3. К сожалению, пытаться выучить готовые планы, которые вы нашли на том или ином ресурсе, не очень эффективно. Их о-о-очень много (более 100), кроме того, очень сложно выучить то, что написано не вами. Поэтому, если все-таки избрали стратегию выучивания планов наизусть, попытайтесь составить их самостоятельно.
  4. На самом экзамене, когда вы увидите тему плана, не отчаивайтесь, что не можете вспомнить те или иные пункты. Соблюдайте структуру, выписывайте как можно больше функций, типов, видов, форм и так далее. Постепенно, всё вспоминается и получается:)

Примеры реальных планов

Задание 28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Брак как социальный институт в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из видов плана раскрытия данной темы:

  1. Условия заключения брака в РФ

а) достижение брачного возраста

б) дееспособность лиц, вступающих в брак;

в) добровольность вступления в брак;

г) отсутствие родства и др.

2. Порядок заключения брака в РФ

а) в органах ЗАГС

б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.

3. Личные права супругов:

а) равенство супругов

б) право выбора фамилии

4. Имущественные права супругов:

а) законный режим имущества супругов;

б) договорной режим имущества супругов

5. Прекращение брака:

а) смерть / объявление умершим одного из супругов;

б) расторжение брака;

в) признание брака недействительным.

Наличие любых двух из 1,3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Задание 28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

  1. Понятие социальных норм

2. Признаки социальных норм

а) социальная обусловленность

в) регулятивность и др.

3. Отличие права от других видов социальных норм:

а) создание / санкционирование государством

б) обеспечение государственным принуждением

в) чёткая определенность формулировок и др.

4. Система права:

а) отрасли права

б) институты права

в) нормативные правовые акты

5. Источники права:

а) правовой обычай

б) юридический прецедент

в) нормативный правовой акт и др.

Наличие любых двух из 2,3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Автор: Максим Сартин

Материал создан специально для сообщества Дневник ЕГЭ. Хочешь подготовится к ЕГЭ самостоятельно? Тебе сюда!

Источник

Как правильно писать планы развернутого ответа

GyicUIv.jpeg

Как писать планы развернутого ответа по обществознанию ЕГЭ

В экзамене по обществознанию в 28 задании сдающим предлагают написать план развернутого ответа на предложенную тему. Многие не понимают суть задания. Однако понять суть не самое сложное в этом задании, самое сложное дать полноценный ответ, ибо он требует максимального знания теории.

Итак, от Вас требуется написать план ответа на предложенную тему. чтобы понять суть задания, перефразирую его. Вас просят составить оглавление к теме, проще говоря, содержание книги, лекции (как угодно) по заявленной теме. Справится с этим заданием возможно лишь зная теорию по обществознанию, понимаю структуру той или иной лекции.

Постараемся Вам помочь в оформлении этого задания.
План должен минимум состоять из 3-х пунктов, два из которых должны быть раскрыты в подпунктах (идеальный вариант 5-8 пунктов). Пункты мы пишем арабскими цифрами, подпункты оформляем русскими буквами.

Первым пунктом отражаем понятие главного термина в заявленной теме.
На примере, рассмотрим план на тему «Общество как динамическая система». Главный термин здесь общество. Следовательно первый пункт будет выглядеть так:
1. Понятие общества.

Вторым пунктом могут идти признаки главного термина (обязательно расписывать все известные Вам признаки, ибо не написав один из них, это будет означать для проверяющего лишь одно, Вы не знаете этот признак).
2. Признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в) устойчивость;
г) динамичность.

Третьим пунктом можно расписать функции:
3. Функции общества:
а) производственная;
б) репродуктивная;
в) социализирующая;
г) регулирующая.

Четвертым пунктом можно расписать виды предмета повествования, однако в нашем примере мы этого делать не будем, так как нам надо расписывать общество в узко-направленном русле — динамическая система. Общество как систему характеризует наличие связанных между собой подсистем (сфер) общественной жизни о них и будем писать в заявленном плане.
4. Подсистемы общества:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная.

Пятым — седьмой пункт должен включать в себя всю остальную информацию относительно заявленной темы. В нашем примере, мы покажем динамичность общественной системы через общественные процесс и его направления.
5. Общественный процесс и его виды:
а) прогресс;
б) регресс.
6. Формы общественных изменений:
а) революция;
б) реформа;
в) эволюция;
г) модернизация.

Читайте также:  Просмотр Quick Reference Card SketchUp

Последним пунктом рекомендую Вам отражать роль заявленной темы в современном обществе.
7. Роль общества как системы в жизни человека.

Источник

Что такое развернутый план ответа

Как составить развернутый план

План — это основа, на которую ложится потом исследование, реферат, художественное произведение, сценарий будущего фильма или рецепт блюда. Поэтому так важно в самом начале работы составить развёрнутый план так, чтобы в нём отражались в соответствии с логикой ваши основные идеи. Статьи по теме:

  • Как составить развернутый план

Вопрос «Стоим на учете у невропатолога. Нужно ли проходить всех врачей при переводе на индивид.обучение» — 2 ответа Инструкция
1 Для начала выпишите все идеи, которые витают у вас в голове. Выпишите их так, как они есть, — в хаотической последовательности, если надо. Выписывайте всё-всё, что есть, не распределяя идеи на большие и маленькие и не включая несколько маленьких в одну большую. Иерархией займёмся потом, сейчас главное — поймать мысли за хвост и запереть их на листке бумаги — или в word’е на компьютере.
2 Важно записывать идеи, руководствуясь каким-то общим принципом. Например, можно составить вопросный план, можно тезисный. Это — дело вкуса, но все идеи на начальном этапе должны быть записаны в одном виде. Запишите их как можно кратко, создайте некие «сгустки смысла», которые будет потом легко развернуть. Упорядоченные идеи, записанные в одном виде, легче потом будет распределять по уровням и выстраивать по очереди.
3 Теперь дело за главным. У каждого произведения (так можно назвать ту работу, которая должна получиться в конце, то есть, произведение в широком смысле этого слова) есть начало, середина и конец. Если вы составляете план для курсовой работы, то её составными частями будут: вступление, где описаны цели и задачи работы, её актуальность, методы, использованные в ходе проведения исследования и так далее; теоретическая часть, где изложены теоретические положения, в соответствии с которыми вы проводили практические исследования; и наконец, практическая часть. Выписанные идеи теперь нужно разложить по этим «полочкам». План в принципе готов, но теперь надо его «развернуть».
4 В каждой идее при желании можно найти составные части, подпункты, где указаны части какого-либо явления, аспекты его описания и тому подобное. Содержание этих подпунктов будет зависеть от общего содержания вашей работы и специфики той дисциплины, по которой вы её пишете. Их нужно «втиснуть» в те общие положения, которые уже составили основу вашего плана.
5 Можно идти и другим путём. Если у вас уже готовы какие-то заготовки, например, готовы отрывки, отдельные главы, нужно просто расположить их в нужном логическом порядке, присвоить каждой отдельное название, которое будет передавать её общее содержание в сжатом виде, а затем разбить главу на составные части и назвать каждую по тому же принципу. Развёрнутый план готов. Статьи по теме:

Источник

Письмовник

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д., но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

Источник

План, тезисы, конспект

В учебных целях студентами широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект.

План – самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть – на более мелкие.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста. Они передают основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти проследить главные положения.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуется).

Конспект – самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл теста, его заголовок. Детали при котором опускаются.

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

С помощью слов человек называет предмет, явления действительности, поэтому основной функцией слова в языке является назывная, или номинативная функция. Особенно четко номинативная функция слова выявляется тогда, когда слово называет конкретный предмет, который можно увидеть, потрогать и т.п., т.е. именно предмет в строгом смысле этого слово называет конкретный предмет в строгом смысле этого слова: “книга”, “река”, “огонь” и др. Однако назывная функция осуществляется словом и в том случае, когда называемый предмет, явление, признак нельзя ощутить с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) : “сомнение”, “мысль”, “прогресс”, “знание”, “единство”. Эти слова называют абстрактные понятия.

Одно из самых важных свойств человеческого мышления – способность к обобщению и абстракции. Абстракция – это выделение существенных, важных закономерных признаков предметов и явлений действительности и отбрасывание случайных, несущественных признаков.

Наблюдая множество однотипных предметов, например, рыб, человек видит, что, несмотря на ряд различий (в цвете, размере, форме, характере движений, поведении т.п.), между всеми рыбами есть нечто общее: то, что рыбы живут в воде и дышат жабрами. Установив это общее, свойственное всем рыбам, человек познал целый класс рыб. Произошел процесс абстракции. Благодаря процессу абстракции в человеческом мышлении образуются понятия. Понятие – это мысль, закрепляющая в сознании человека существенные признаки отдельных явлений, предметов действительности.

Слово способно назвать не только данный, конкретный, в настоящий момент, ощущаемый предмет, но и понятие. Так, словом стол мы называем не только тот стол, за которым в данный момент сидим, но и всякий стол вообще.

Способность слова называть понятие – очень важная особенность языка как средства общения. Без этой способности само существование языка было бы невозможно, так же как без абстракции, без способности образовать понятие не было бы человеческого мышления. В самом деле: на земном шаре нескончаемые множество отдельных предметов – людей, деревьев, рек, книг… Если бы для наименования каждого конкретного предмета (а их миллиарды миллиардов) потребовалось бы отдельное слово, объем лексики любого языка расширился бы бесконечно: нужны были бы миллиарды слов, и общение стало бы практически невозможным, потому что никто не смог бы запомнить столько слов. Но поскольку слово может называть понятие, постольку лексика любого языка состоит из сравнительно небольшого количества слов, с помощью которых мы называем предметы, их признаки, действия, абстрактные понятия, количество предметов, т.е. все явления окружающей нас действительности.

1. Прочитайте первый абзац текста.

а) Найдите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.

б) Ответьте на вопросы:

• Какова основная функция слова?

• Что называет слово?

в) О чем идет речь в 1-м абзаце? Напишите ответ, употребив речевые образцы: В абзаце речь идет о … .

Основная мысль абзаца сводится к следующему … .

2. Прочитайте второй абзац текста.

а) Выпишите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.

б) Ответьте на вопрос:

• что такое абстракция?

в) Сформулируйте третий абзац текста.

3. Прочитайте третий абзац текста.

а) • Выпишите опорные словосочетания.

б) Ответьте на вопрос:

• Как происходит процесс абстракции?

в) Сформулируйте основной тезис абзаца.

Почитайте четвертый абзац текста.

а) Выпишите опорные словосочетания.

б) Ответьте на вопрос:

• Что такое понятие?

в) Сформулируйте основное положение 4-го абзаца.

5. Прочитайте пятый абзац текста.

а) Выпишите опорные словосочетания.

б) Ответьте на вопрос:

Какова роль способности слова называть понятие и что было бы, если бы каждый предмет имел свое название?

в) Сформулируйте основную мысль 5-го абзаца.

Сравните вопросы, данные к абзацам и план текста. Запишите в форме тезисов сформулированные вами основные положения текста.

План Тезисы
1. Основная функция слова.
2. Название конкретных предметов и абстрактных понятий.
3. Способность человеческого мышления к абстракции.
4. Процесс абстракции и понятие как результат этого процесса.
5. Сущность понятия.
6. Понятие как условие человеческого общения.

7. Пользуясь планом, перескажите текст.

8. Дайте тексту название.

9. Выявите в тексте предложения, не несущие основную информацию. Удалив из текста эти предложения, сократите его. Запишите сокращенный вариант текста (конспект).

Задание 2.

Подберите статью по интересующей Вас проблеме из научного (научно-популярного) журнала по своей специальности. Составьте развернутый (сложный) план и тезисы этой статьи.

Задание 3.

Подберите в специальном научном журнале статью об интересующей Вас проблеме. Кратко запишите основные положения. Пользуясь этой записью (кратким конспектом), передайте содержание этой статьи.

Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации

Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д.

Рассмотрим основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной речи.

1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Проанализируем следующий текст- отрывок из романа М.О. Ауэзова «Путь Абая»:

«Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. По ее лесистым склонам, покрытом богатой растительностью, протекает бурная река. Тал, осина, кривая горная береза стоят здесь в пышном наряде полного расцвета. Здесь сочные пастбища, привольные места. Издавна обосновавшиеся здесь бокенши и борсаки никому не уступали их».

Читайте также:  Боты в Телеграм что это такое и как они работают

В тексте, состоящем из 47 слов, слово Карашокы употребляется только один раз, но у нас нет сомнений в том, что речь идет именно о вершине Карашокы. Такую уверенность нам придает употребление вместо предмета речи (Карашокы) соотносительных с ним местоименных слов «ее», «здесь». Повторяемые слова, последовательно проводимые через тот или иной ряд предложений, «сшивают» этот ряд предложений в единое целое.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок, его наличие или потенциальная его возможность – один из существенных признаков текста, с этим признаков связан другой – завершенность текста. В приведенном в качестве примера тексте нет заголовка, но заголовок нетрудно сформулировать: «Вершина Карашокы».

Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (в начальных предложениях). Так, в первом предложении рассматриваемого текста «Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара» уже обозначен предмет высказывания – в этом предложении использованы слова, которые непосредственно связаны с темой. Дальнейший отбор языковых средств связан с развитием мысли, выражаемой в первом предложении, т.е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора – задачей сообщения, основной мыслью (идеей) высказывания.

Наш текст представляет собой художественное описание, выполняет важную функцию – создание образной картины природы. Этому способствует подбор определенных языковых средств. В первых двух предложениях дается общая картина природы. Но в третьем предложении усиливается крупный план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное сложное образование.

2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) –этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.

Цепная связь —структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Источник

Развернутый план и тезисный план: как это писать

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.
Читайте также:  Тест по окружающему миру Равнины и горы России 4 класс

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

Источник

Что такое Тезисный план и как его составить?

Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим). Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

Что такое план и как его составить?

План текста — это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость.

Как составляют Тезисный план?

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя: Внимательно (несколько раз) прочитайте текст. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано. Выделите основные части.

Алгоритм составления тезисного плана

  1. прочитать;
  2. разделить на части по смыслу;
  3. озаглавить каждую часть.

Чем отличается Тезисный план от простого?

Тезисный план – это один из видов структурирования текста. … Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста. Цитатный план — это особый вид плана. Строится он с помощью цитат из текста.

Как сделать простой план?

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Что такое Цитатный план как его составить?

Цитатный план – план, выражающий основную мысль всего произведения или его фрагмента. Чтобы составить цитатный план, нужно внимательно прочитать текст или фрагмент, план к которому нужно приготовить. При чтении нужно подчеркнуть или выписать предложение, фразу или словосочетание, отражающую основную мыль текста.

Для чего нужен план текста как его составить?

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом. Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания.

Что такое Тезисный план пример?

Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим). Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

Как составить тезисы по тексту?

по составлению тезисов

  1. Прочитайте текст и разделите его на логически законченные части, т. е. составьте план.
  2. Найдите в тексте основные мысли и их аргументацию, которые дают ответ на вопросы плана.
  3. Оформите записи. Добавить комментарий Имя (обязательное)

Что такое Тезисный план сочинения?

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада. Для научного текста пример тезисного плана выглядит так: Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).

Чем отличается сложный план сочинения от простого?

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты( т е. заголовки более мелких частей) Эпиграф помогает правильно понять и выразить основную мысль текста

Что такое простой Назывной план?

Простой план (назывной) – план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме. Сложный план – состоит из основных пунктов и делится на подпункты.

Источник



Как правильно писать тезисы к статье

Пример написания тезисов к статье

Перед проведением конференции организаторы просят участников предоставить тезисы выступления. По тому, как написаны тезисы к статье, к примеру, для доклада или публикации в сборнике, сложится мнение обо всей работе целиком. Ведь хорошо изложенные мысли привлекут внимание к обсуждаемой в выступлении проблеме и самому докладчику.

Понятие тазиса

Благодаря тезисам можно сразу понять, какая будет работа.

Что такое тезисы

Тезисы — это изложенные в сжатой форме главные положения, самые важные мысли научной работы (статьи, доклада на конференцию, курсовой или диплома).

Это смысл, основное содержание, выраженное в предельно краткой форме.

Являясь самостоятельной работой, они могут быть составлены непосредственно перед написанием статьи, в качестве подготовки выступления на конференции, а могут быть написаны на основе уже готового труда. Отличительный признак тезисов от других научных трудов — их малый объем, всего от 1 до 5 печатных страниц.

Читайте также:  Дифференциально диагностический опросник

Разновидности тезисов

В зависимости от таких факторов, как специфика, структура и параметры используемого для работы материала, тезисы делятся на 3 типа:

  • основные — это определяющие положения, главные выводы;
  • простые — содержат ключевые аспекты (утверждения или отрицания) без каких-либо пояснений, на них строятся основные;
  • сложные — включают в себя основные и простые, представляют собой аргументирование высказанных положений (содержат доказательную базу).

Основные цели написания

Одной из целей написания тезисов является отработка умения излагать основную информацию в своих работах в сжатой форме, обобщение каждой части написанной работы. Тезирование необходимо для апробации материалов научной работы, исследования, публикации, а также при подготовке речи для защиты и доклада на конференции.

Тезисы заранее необходимо предоставлять организаторам конференций (форумов, симпозиумов, семинаров). После таких мероприятий их используют для анализа и составления отчетов.

Как правильно писать тезисы

Требования к оформлению текстов разрозненны, меняются от одного издательства к другому, а также устанавливаются организаторами конференций, где необходимо выступать.

Тем не менее есть следующие основные элементы, которые являются базой для написания тезисов:

  • тема;
  • вступление;
  • основной текст;
  • заключение.

Тема или название — простая и лаконичная фраза, которая передает смысл написанной работы. Тема должна соответствовать написанному труду.

Вступление

Этот фрагмент статьи, занимающий не больше 3-4 строк, содержит сжатое описание сути рассмотренного вопроса, его актуальность, описание проблемы, ее новизну, потребность в ее решении.

Некоторые требования включают в себя необходимость дополнительных положений во вступлении к тезисам, таких как:

  • степень разработанности;
  • цель;
  • задачи;
  • объект;
  • предмет;
  • методология.

Дополнительные положения формулируются лаконично, нежелательно расписывать их подробно. Не должно быть лишних размышлений и сведений.

Основной текст

Требования к этой части текста различаются.

Основной фрагмент статьи отвечает за раскрытие содержания работы и должен включать доказательства и подтверждение выдвинутых теорий.

Это самый объемный раздел, он должен занимать больше половины от всей публикации.

Основной блок является передачей аргументированных результатов, умозаключений и выводов в виде списка или последовательного изложения.

Заключение

Заключение обобщает и исчерпывающе описывает полученные результаты исследований и материалы. Завершение должно представлять собой отчет на базе анализа проделанной работы.

В конце автор может отметить практическое применение результатов проекта и перспективность будущих исследований в этом направлении.

Важность в написании тезисов

Везде всегда разные требования, но есть основные, например: степень разработанности, цель,задачи и т.д.

Правила написания научных тезисов

Выделяются 2 основных типа тезисов:

  • к постановке проблемы;
  • по результатам исследования.

Оба варианта предъявляют строгие правила к структуре.

Описание проблемы

Тезисы к постановке проблемы строятся в виде логических блоков:

  • вступление (изложение актуальности и современности проблемы);
  • цель (постановка задачи);
  • синопсис положения дел в исследуемой области;
  • собственные идеи;
  • планируемые действия (исследования);
  • выводы (определение проблемы для предстоящих исследований).

Результаты исследований

Тезисы по результатам исследований составляются в виде следующих разделов:

  • краткое вступление;
  • цель исследования;
  • теоретическое обоснование или гипотезы;
  • использовавшиеся методы сбора и обработки информации;
  • полученные результаты;
  • выводы (рекомендации, практическое применение, перспективы).

Требования к оформлению

Автору следует заранее узнать требования к оформлению публикации.

Внимание нужно обратить на такие тонкости, как размеры полей, цвет шрифта, тип разрешенного шрифта (например, Times New Roman), абзацные отступы и расстановку переносов.

Несоблюдение этих правил может стать причиной, по которой работу не включат в электронную базу или в печатный сборник. В худшем случае это может стать поводом для отстранения от участия в конференции.

Если специфических предписаний нет, то можно опереться на общие требования к оформлению:

  • объем — до 5 листов формата А4;
  • шрифт — 14 кегель Times New Roman;
  • межстрочный интервал — полуторный;
  • поля страницы — справа и слева по 2,5 см, сверху и снизу — по 2 см;
  • абзацный отступ — не менее 1,2 см.

При необходимости список литературы нужно составить в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Некоторые организаторы предоставляют шаблон написания и оформления или даже пример тезисов к статье. В таком случае надо скачать шаблон и работать с этим документом.

Пример тезисов к статье

Использование различных вводных слов и фраз поможет подчеркнуть логическую структуру текста.

Образец написания вступления к тезисам

«К числу важнейших задач …, относится…»

«Актуальность проблемы формирования … напрямую зависит от уровня…»

«Проблема литературных традиций далеко не однозначна, и самым сложным является вопрос …»

Образец основного текста

«Главное назначение … — это…»

«Для … характерны признаки…»

«Корреляционный анализ показал тесную взаимосвязь между…»

«Полевые исследования проводились на участках…»

«Собранная информация использовалась для оценки…»

Образец заключения

«По связи между … и … оценена вероятность существования…»

«При проведении теоретической части исследований рассмотрены 2 простые модели…»

«Результаты проведенного анализа могут быть использованы…»

«Применение методики зондирования позволяет определять …»

Примеры тезисов

Если использовать вводные слова, то можно подчеркнуть логическую структуру текста.

Распространенные ошибки

Концентрированное логическое содержание тезисов, необходимость выразить в работе главные позиции в сухом, но понятном виде, может привести автора к следующим распространенным ошибкам:

  • большому количеству сложных оборотов (специализированная терминология, сложные речевые формулировки);
  • низкой информационной составляющей(показатель качества научной работы);
  • лишнему разбиванию предложений и фраз (приводит к потере целостности доносимой мысли);
  • чрезмерной экспрессивности (восклицания, эмоциональные метафоры и т. д.);
  • смешению речевых стилей (контрастность темы и формы изложения);
  • небрежности в оформлении (невыполнение требований к оформлению).

Главные секреты подготовки тезисов

Следующие правила позволят грамотно подойти к формированию научной публикации:

  1. Не рекомендуется раскрывать ход самого исследования, углубляться в детали.
  2. Можно при необходимости добавить данные проведенного исследования, информацию о выборке.
  3. Итоговые выводы должны иметь прямую связь со сформулированными во вступлении задачами.
  4. Необходимо помнить, что, несмотря на сжатость, тезис передает основное содержание.
  5. Текст тезиса, адресованный аудитории, должен быть выдержан в стилистике понятной и свойственной научному стилю тематики.
  6. Следует избегать сокращений и аббревиатур.
  7. При необходимости добавления цитаты использовать косвенное цитирование.

Полезные рекомендации

От правильности оформления зависит оценка выполненной работы:

  1. Кратко описывайте главную мысль текста или доклада.
  2. Сосредоточьтесь на полученных результатах исследования, изложите их по порядку получения. Сначала промежуточные, а затем основные данные.
  3. Внимательно работайте над текстом, обращая внимание на то, чтобы приведенные аргументы были доказаны, обоснованы в научной работе.
  4. Следуйте всем требованиям к оформлению, рекомендуемым организаторами мероприятия, на котором эти тезисы будут заслушаны, или издателями сборника, где будут опубликованы.

Безошибочно написанная статья привлечет к себе внимание научного сообщества.

Источник

Adblock
detector