Виды знаний
Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:
- Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Характеристика основных видов познания
- Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
- Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
- Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти
— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.
- Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
- Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
- Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений
внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень методы: – наблюдение; – эксперимент; – описание. | теоретический уровень методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части) – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное — разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Источник
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
- субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
- объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
- мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
- Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
- Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.
Познание через чувства включает в себя:
- ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
- восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
- представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
- понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
- суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
- умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
- Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
- Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека); - классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
- познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
- конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
- абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные; – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки); движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
- идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания; создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
- формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
- через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
- эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
- измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
- сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!
Источник
Знание и виды знания. Истина и ее критерии.
Субъект – активно действующий индивид, обладающий сознанием и способностью целеполагания или группа индивидов.
Объект – то, на что направлена активность человека (субъекта).
Гносеология – теория познания. Она изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса.
Вопрос о том, возможно ли познать мир полностью, породил три направления в гносеологии:
Агностицизм – принципиальное отрицание возможности познать мир.
Скептицизм – сомнение в возможности познания мира.
Гностицизм – уверенность в том, что мир познаваем (данной позиции придерживается большинство ученых).
Вид познания Чувственное Рациональное Интуиция Средства познания Органы чувств (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус). Мышление. Озарение, наитие. Формы познания Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение. Мистическая (связана с переживаниями) и интеллектуальная (связана с умственной деятельностью) Особенности познания Воспроизводит внешние признаки предмета, непосредственное (происходит при контакте с предметом), наглядное. Опирается на результаты чувственного познание, абстрактно и обобщено, воспроизводит внутренние закономерности и отношения. Непосредственно возникающее знание, внезапное, неполное и не до конца осознанное. Чувственное познание
В качестве источника знания рассматривает человеческую чувственность, то есть все знания основываются на деятельности органов чувств. Только с помощью непосредственных ощущений, которые возникают при контакте с внешним миром, человек может получить достоверную информацию.
Сторонники чувственного познания: Эпикур, Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеций, Дидро.
Формы чувственного познания:
- Ощущение – восприятие отдельных свойств предмета, явления процесса при непосредственном контакте.
- Восприятие – целостная картина, образ предмета, основанный на чувственных впечатлениях.
- Представление – образ объекта, запечатленный в памяти.
Рациональное познание
Название данной формы познания происходит от лат. ratio – «разум». Человек может строить идеальные схемы деятельности, то есть познавать мир на основе предварительной работы мысли. Главной задачей для рационалиста является проработка идеи, формирование идеального плана действий, рационалист предпочитает действовать согласно установленным правилам.
Рационализм – это способность человека работать с идеальными моделями и отражать мир в понятиях. Главные составляющие рационального мышления – разум, рассудок и логика.
Последователи рационализма: Декарт, Лейбниц, Гегель.
Формы рационального познания:
- Понятие – мысль, утверждающая отдельное свойство предмета, явления, процесса.
- Суждение – утверждение или отрицание чего-либо о предмете, явлении, процессе.
- Умозаключение – выведение нового суждения с помощью связи нескольких суждений.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания привел к появлению двух противоположных концепций:
Эмпиризм, согласно которому все знания о мире мы получаем непосредственно с помощью органов чувств.
Рационализм, согласно которому знания мы можем получать только с помощью мыслительных процессов.
Однако резко противопоставлять эмпирический и рациональный пути познания нельзя, так как они взаимосвязаны: рационалистические выводы основаны на эмпирическом опыте, таким образом эмпиризм – низшая ступень познания, а рационализм – высшая.
Знание
Знание является результатом познавательной деятельности.
Существуют следующие виды знания:
- Заблуждение – знание, которое не соответствует воспринимаемому объекту, но считается истинным.
- Житейской – основано на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании.
- Практическое – основано на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
- Художественное – основано на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
- Научное – основано на системе понятий и категорий, общих принципов и законов, характеризуется логичностью, объективностью.
Виды знания (классификация по источнику знания):
Рациональное – строится на рациональном мышлении, терминах, фактах, характеризуется объективностью.
Иррациональное – строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Истина и ее критерии
Достижение истины – цель научного познания.
Истина это:
- «Соответствие мыли и предмета, знания и действительности» (Аристотель).
- Знание, соответствующее предмету познания.
- Объективное отражение действительности в сознании человека.
Споры о критериях истины ведутся на протяжении 2,5-тысячелетней истории человечества. Уже Платон говорил о необходимости отделять истинное знание (эпистеме) от мнения (доха).
В разные времена выдвигались разные критерии истины: Гегель считал, что действительность должна соответствовать абсолютной идее, Кант считал, что истине присущи всеобщность и необходимость, Декарт считал главными критериями истины простоту и ясность.
Недостаток всех перечисленных выше подходов в том, что они выводят критерии истины только из самого знания, в то время как истинность можно установить, только сравнивая знания с объектом, то есть только в ходе практической деятельности.
Таким образом истина – это знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Источник
Познание,Знание. Субъект,объект,результат познания. Знание и вера.
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
Цель познания:
Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека[1]. В современной литературе цель познания усматривается в истине[2].
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знания могут быть научными и вненаучными.
• Научные знания могут быть
• эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
• теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).
• Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.
Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Субъе́кт (лат. subjectum — лежащее внизу, находящееся в основе) — одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей.
Объе́кт (лат. objectum — предмет) — философская категория, если определять её в пределах эпистемологии, выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания) — предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). В качестве объекта может выступать и сам субъект, в качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.
РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ
– особый вид вновь полученного знания. Цельреализуется в результате, но результат богаче «реализованной цели», потому что могут быть получены те результаты, которые не представлены, не спрогнозированы, не спроектированы, не заданы в цели. Результат можно подразделить на«продукт» и «отход», где продукт – это реализованная, достигнутая цель, а отход– это дополнительные, побочные позитивные или негативные результаты познания.
Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в подтверждении и доказательстве со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную ценность.
Вера означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Так, напр., мы безусловно верим в существование внешнего миpa самого в себе (независимо от его явления для нас), признаем такое его существование бесспорною истиною, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные доселе философами, строгой критики не выдерживают и, во всяком случае, спорны и не разрешают всех сомнений.
Если вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретичекого познания и ясного сознания вообще. Осования веры лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их. Она есть более или менее прямое или косвенное, простое или осложненное выражение в сознании досознательной связи субъекта с объектом.
Источник
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);