Самооценка учащихся своей деятельности.
статья
«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
«Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._samootsenka_uchashchihsya_svoey_deyatelnosti.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Самооценка учащихся своей деятельности .
"Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения". С.Т. Шацкий.
Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
-что нужно оценивать,
-как оценивать,
-зачем оценивать,
-какие формы оценок существуют.
Таким образом, ученик проверяет и контролирует себя, критически оценивает свою деятельность, устанавливает ошибки и находит пути их устранения. Здесь самооценка как результат оценочной деятельности учащегося. Чтобы учащийся выполнил самооценку своей деятельности, необходимы критерии, на которые он опирается . Они должны быть однозначны и предельно четкими.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В оценочной деятельности участвуют учитель (оценка), ученик (самооценка), класс (взаимооценка). Учить самооценке — задача современного урока.
Действия по развитию у учеников самооценки
1 шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5 шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Алгоритм самооценки.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибками?
4. Самостоятельно или с чей-то помощью?
Инструменты формирования самооценки или способы выражения самооценки:
"Светофор»
— красный – я не знаю, прошу помощи,
— желтый– сомневаюсь, не уверен,
— зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
«Говорящие рисунки»
Если доволен собой, все получалось, то рисуют улыбающееся лицо.
Если на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуют такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуют грустное лицо.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов;
2-я и 3-я ступеньки –остались вопросы по новой теме
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое
«Я понял все»;
«Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
«Волшебные линеечки»
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.
«Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Таким образом, использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.
Внутренняя самооценка предшествует внешней – это позволяет учащемуся увидеть, что любая учебная работа выполняется для него самого, а не для учителя. В результате у учащихся формируется ценностное отношение к процессу и результату своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние самооценки учащихся на мотивационную деятельность на уроке.
Выступленине на педагогическом совете. Публичное представлени педагогического опыта.
Роль самооценки в учебной деятельности учащихся
Выступление на МО.
Анкетирование «Самооценки своей деятельности.», «Профессиональные установки учителя». (Выступление на методическом заседании учителей-предметников)
Материалы для анкетирования,результаты исследования.
Конспекты уроков, отражающие самооценку учащимися своих учебных достижений.
Фрагменты уроков по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников.
Методический семинар по теме «Адекватная самооценка учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
На методическом семинаре Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017» мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки.
Самооценка учащимися своей деятельности.
Важнейшим в оценивании учащимися своих работ является формирование иподдержание мотивациии учащихся к целенаправленному учению. Мотивация — это процесснепрерывного выбора и принятия решений на основеа.
Самооценка учащимися своей деятельности
Статья о том, что такое «самооценка» , о её формировании у учащихся начальной школы.
Источник
Изучение самооценки учащихся
Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.
- Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
- Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
- Нравится ли товарищам общаться с тобой?
- Какие роли тебе дают ребята?
- Какую роль ты сам себе выбрал?
- Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
- Что такое, по-вашему, самооценка?
Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.
Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.
Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.
При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.
От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.
Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.
Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.
Методика «Лесенка»
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов:
1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).
Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
Протокол методики “Какой я”
Оценки по вербальной шкале
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Для учащихся 5-7 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки
Самооценка «Опросник»
Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)
- Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
- Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
- По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
- Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
- Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
- Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
- Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше желание неосуществимо?
- Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
- В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
- Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?
Обработка результатов:
Подсчитайте количество “да” (+).
6-7 положительных ответов (+) — завышенная самооценка;
3-5 (+) — адекватная (правильная);
Изучение общей самооценки
Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Текст опросника
- Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
- Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.
- Со мной большинство ребят советуются (считаются).
- У меня отсутствует уверенность в себе.
- Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
- Временами я чувствую себя никому не нужным.
- Я все делаю хорошо (любое дело).
- Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
- В любом деле я считаю себя правым.
- Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
- Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
- Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
- Меня мало беспокоят возможные неудачи.
- Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
- Я редко жалею о том, что уже сделал.
- Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
- Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
- Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
- Мне чаще везет, чем не везет.
- В жизни я всегда чего-то боюсь.
Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.
Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от -3 до +3 — о средней самооценке
Результат от +4 до +10 — высокой самооценке.
Для учащихся 10-11 классов можно рекомендовать
Самосознание (самооценка)
Самосознание — открытие своего “Я”, приводящее к формированию “Я-образа”, “Я-концепции”.
Самооценка — более или менее конкретное проявление самосознания, оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).
Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная — завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.
Шкала самооценки личности
Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
2) умственные способности,
4) авторитет у сверстников,
5) умение многое делать своими руками, умелые руки,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Итак: “-” — уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.
“X” — такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).
Например, на линии “здоровье” нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя — абсолютно здорового.
Далее изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.
При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом или группой учащихся, — так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.
Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа “глупая”, “я это не способен”, отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.
Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:
По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:
а) уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;
б) высота самооценки — от “О” до знака “-”;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.
Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки “X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.
Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие — очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использовано вами лишь для ориентировки.
Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.
Источник
Методы оценки уровня учебных достижений. Самооценка обучающихся
Основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы получения образования и обучения являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами (учебными учреждениями).
Проверка и оценка знаний выполняют следующие функции: контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную.
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению.
Обучающая и образовательная функции в том, что учащийся не только отвечает на вопросы преподавателя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы сокурсников, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.
Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью обучаемых, повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные преподавателем задачи, правильно оценивать свои учебные возможности.
Требования к контролю за учебной деятельностью учащихся:
- на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим;
- охватывать основные разделы учебной программы;
- обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирования интеллектуальных и практических умений и навыков обучаемых;
- включать разнообразные формы и методы проведения;
- проводиться дифференцированно с учетом специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся;
- быть объективным, основанным на глубоком знании каждого обучаемого.
В педагогической практике наблюдаются значительные расхождения в оценке преподавателями устных и письменных ответов учащихся, в требованиях к качеству формируемых знаний, в определении значимости допущенных ошибок.
Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний:
Первый фактор — при контроле знаний не ставятся единые, общепринятые и одинаково понимаемые цели, которые нужно достигнуть в результате обучения.
Второй фактор — наличие различных объектов контроля. Для одних преподавателей объект оценки — фактический материал, который усвоили обучаемые, для других — способность применять знания на практике, для третьих — способность переносить знания на решение новых задач и т.д.
Третий фактор — субъективность проверки и оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний.
Преимущества и ограничения применяемых методов проверки:
Устная проверка — наиболее гибкий метод контроля — применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учащимися, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы. Вместе с тем, при устной проверке качество ответов невозможно предусмотреть, и поэтому затрудняется оценка выявленных знаний ученика.
Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Письменная проверка, хотя и более объективна, чем устная, также имеет свои сложности. Преподаватель лишен возможности непосредственно следить за ответом обучаемого, без чего трудно составить правильное суждение об его знаниях. Письменная речь регулируется особой системой правил, что существенно сказывается на качестве ответов. Сам процесс выражения мысли в письменной форме требует от ученика не только знания материала, но и других умений, которыми он может не владеть, что тоже отражается на оценке ответа.
В действительности обучаемые ведут оценку своих знаний параллельно и не всегда согласованно с преподавателем. Следует подчеркнуть, что исходным моментом проверки и оценки являются постановка целей и задач обучения, определение конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть учащиеся.
Цели, задачи обучения и требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихся различаются по содержанию, которое должно быть усвоено, по требованиям к качеству знаний (полнота, глубина и пр.), по уровням усвоения материала (узнавание, понимание, применение и т.д.), по типу формируемой ориентировочной основы.
Для выведения итоговой отметки целесообразнее использовать комплексную оценку. Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Формы и методы оценки могут меняться, не ограничиваясь давно известными. Методы и формы оценки должны определяться преподавателем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. При этом необходимы дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций оценки в учебном процессе. Педагогическая оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения. Оценка, которая не стимулирует дальнейшую работу школьника, лишается своей ценности и превращается в бессмысленное мерило.
Под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка — результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом.
Основными функциями отметки, применяемой в массовой педагогической практике, являются:
- контролирующая (на каком уровне усвоен материал?);
- констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет?);
- уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал?);
- карательная (все нормально в учебе или пора принять меры?).
Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего — с баллом.
Цели, задачи обучения и требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихся различаются по содержанию, которое должно быть усвоено, по требованиям к качеству знаний (полнота, глубина и пр.), по уровням усвоения материала (узнавание, понимание, применение и т.д.), по типу формируемой ориентировочной основы.
Для выведения итоговой отметки целесообразнее использовать комплексную оценку. Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Формы и методы оценки могут меняться, не ограничиваясь давно известными. Методы и формы оценки должны определяться преподавателем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. При этом необходимы дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций оценки в учебном процессе. Педагогическая оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения. Оценка, которая не стимулирует дальнейшую работу школьника, лишается своей ценности и превращается в бессмысленное мерило.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Доминирующие функции самооценки:
- констатирующая — на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить. ).
Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
При выставлении отметки мы выражаем субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чем-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме, а при самооценке даем самим себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализируем свои достоинства и недостатки, а также ищем пути устранения последних.
В заключение отметим следующее.
Проверка и оценка результатов обучения — это процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, заданными учебными программами, целями обучения, государственными образовательными стандартами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного оценочного суждения преподавателя.
Самооценка не является постоянным конструктом, она динамично видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
Современная педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний.
Источник
Оценка и самооценка в школе
Самооценка – это оценка себя, своих возможностей, достижений, качеств и места среди других людей, это показатель отношения человека к самому себе.
Самооценка в школьном возрасте имеет большое значение – если она низкая, ребенок не пытается достичь большего, он не чувствует в себе силы, чтобы что-то изменить. Завышенная самооценка тоже не приводит ни к чему хорошему, потому что ребенок будет чувствовать себя способным на всё повлиять.
Формирование самооценки происходит с раннего возраста, поэтому в школу малыш приходит с определенным восприятием самого себя.
Готовые работы на аналогичную тему
Адекватная самооценка говорит о том, что ребенок хорошо понимает свои слабые и сильные стороны, он не прячется от проблем, находит себе друзей и не влезает во враждующие компании. Дети с неадекватной самооценкой тянутся друг к другу. Адекватная самооценка позволяет при любых обстоятельствах оставаться самим собой.
В школьные годы самооценка трансформируется под влиянием друзей, сверстников, под влиянием окружающих и результатов успеваемости в школе. Под воздействием данных факторов она продолжает развиваться дальше.
Поле окончания школы в мир выходит человек со сформировавшимся в детские годы определенным самомнением.
Самооценка является сложным психологическим феноменом и у младшего школьника она определяет направленность в поступках, мировосприятии, отношение к людям и к самому себе. Проявляется она в коммуникации и совместной деятельности с окружающими людьми.
При формировании самооценки у ребенка в основу надо положить следующие принципы:
- четко представлять цель учебной деятельности;
- знать, какими умениями и навыками ему необходимо владеть в том или ином классе;
- понимать значение самооценки для того, чтобы учебный процесс становился сознательным и эффективным.
Постепенно ребенок, по мере обучения, становится более критичным и требовательным к самому себе. Свои неуспехи первоклассник может адекватно оценить внешними обстоятельствами и своими способностями. Второклассник плохие отметки начинает воспринимать как результат собственных ошибок
В младшем школьном возрасте ребенок воспринимает оценки как личное отношение учителя к нему и только в более старшем возрасте он начинает относиться к оценке более адекватно.
Самооценка ребенка в среднем школьном возрасте во многом зависит от влияния сверстников, на первый план выходят взаимоотношения с ровесниками, а успешность становится сопутствующим фактором. Ребенок начинает оценивать себя так, как его оценивают окружающие люди, но и родительское влияние на самооценку ребенка ещё сказывается. Психологи рекомендуют в этом возрасте общаться с ребенком, помогать ему, уважительно относиться к его мнению и позиции. Там, где ребенок принимает активное участие в производстве оценки – в выработке её критериев и в применении их к разным конкретным ситуациям, там и начинается самооценка.
Самооценка и оценка в обучении
Оценка показывает степень выполнения учащимися тех задач, которые поставлены перед ними в процессе обучения, качества полученных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка применяется в трех направлениях: применительно к учебному процессу, степени готовности к освоению выбранного курса, уровня реально имеющихся знаний.
Научить ребенка умению учиться, значит воспитать у него здоровую самооценку, уверенность в себе, которая будет сочетаться со спокойной самокритичностью. Задача учителя в том, чтобы сделать усилия ребенка, которые он совершает, не ради его оценки или не только ради неё. При сформировавшейся самооценке снижается зависимость от внешней оценки.
Детская самооценка во многом зависит от школьной системы оценочных взаимоотношений, которая нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, устойчивой и адекватной самооценки школьника. Если учитель выполняет основные правила безопасности в обращении с детской самооценкой, то эта система к завершению младшего школьного возраста должна дать положительные результаты. Суть заключается в том, что учитель всегда должен иметь в виду – благополучное развитие детской самооценки может быть только тогда, когда есть прочный фундамент положительной общей самооценки.
Главным направлением развития самооценки младшего школьника является становление рефлексивной самооценки, т.е. представления о собственных знаниях и незнаниях, возможностях и ограничениях.
Главным центром способности оценивать границы собственных возможностей является учебное действие оценки. При систематически организованной учебной деятельности у младшего школьника в развитии рефлексивной способности оценивать границы собственных возможностей, может произойти качественный скачок.
Целенаправленное формирование учебного действия оценки учит младшего школьника фиксировать трудности и даже анализировать их причины. Например, ребенок не может решить ту или иную задачу и не знает, что ему делать – это запрос образца, вместо этого у него может родиться учебное – я смогу решить эту задачу, если… Далее формируется гипотеза о том знании, которого ему недостает.
Ребенка надо научить знать о своем незнании, понять, чего не хватает для успешного действия, и начать его поиск. С этой целью учитель создает особые учебные ситуации неопределенности.
Рефлексивная самооценка, являясь частью общей педагогической задачи воспитания умения учиться в рамках начальной школы, не может быть полностью решена.
Выпускники начальной школы, которым всего по 10 лет полной оценочной самостоятельности достичь ещё не могут. Поэтому им важна и нужна похвала значимого для них взрослого, которую можно выразить не только словами, но и улыбкой.
Второй причиной неполной оценочной самостоятельности является то, что оценка границ знаний, умений, способностей складывается в более широком контексте учебной самостоятельности – эти навыки формируются уже в средней школе.
Безотметочное оценивание
В основе безотметочного оценивания навыков лежат следующие принципы:
- Для того чтобы каждое усилие ребенка был оценено отдельно содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, например, ноль ошибок, как высший балл за диктант;
- Система оценок должна обладать гибкостью, а не быть привязана только к пяти, десяти, стобалльной шкале, т.е. нужны разные оценочные шкалы, которые бы тонко реагировали на прогресс или регресс в успеваемости, например, 15 и 5 ошибок за диктант, количество ошибок разное, а итоговая отметка будет одна – «двойка»;
- Оценка учителя является средством взращивания здоровой самооценки ученика, поэтому они должны получить четкие и однозначные критерии оценки и вместе с учителем разработать эти шкалы. Эта «внутренняя» кухня оценивания должна быть открыта для ребенка;
- Оценочные отношения только в том случае не будут односторонними, если самооценка ребенка будет предшествовать оценке учителя.
Эффективным и безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок младших школьников, является сравнение двух его собственных самооценок – прогностической, более трудной и ретроспективной.
Прогностическая – это оценка предстоящей работы, которая является точкой роста самой способности к оцениванию самого себя. Только тогда, когда ретроспективная самооценка ребенка осознана, адекватна и дифференцирована, ему можно предложить оценить свои возможности в выполнении предстоящей работы.
Для того, чтобы ученик стал субъектом собственного научения, учебную деятельность надо насытить средствами, которые помогут ученику объективировать, происходящие с ним в процессе обучения, изменения. Данная задача не может быть решена, пока таких средств у ребенка нет.
Источник
Самооценка школьника
Самооценка школьника — это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе.
Самооценка школьника развивается с младенчества и в дальнейшем оказывает значительное воздействие на взрослую жизнь личности, ее поведение, отношение к событиям и к себе, окружающему социуму. Первостепенной задачей взрослых наряду с заботой, воспитанием, обучением ребенка является развитие адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.
Самооценка младших школьников
Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.
Сформированная адекватно самооценка младшего школьника — это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.
Самооценка младших школьников — это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.
Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.
Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями индивида. Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности. Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой. На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.
Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов. Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи.
В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям. Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность. Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.
Развитие самооценки младшего школьника
Поскольку основы самооценки закладываются в раннем возрасте, а продолжают формироваться уже в школьном, то они поддается коррекции и воздействию. Учитывая это, родители, учителя, взрослые, должны принимать во внимание все характерные особенности, закономерности образования самооценки, а также пути развития адекватной (нормальной) самооценки и позитивной «Я»-концепции развития личности. В этот период большую роль в развитии ребенка приобретает коммуникационное взаимодействие со сверстниками.
Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности. Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.
Но не стоит забывать о необходимом вкладе родительского поощрения, похвалы в развитии самооценки младшего школьника.
Школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений имеет похожие характеристики. Школьники в таких группах зачастую характеризуются проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности. Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности. Дети, которые пользуются популярностью среди сверстников, отмечаются общими чертами. Они обладают уравновешенным характером, инициативны, общительны, активны и богаты на фантазию. Большинство таких школьников неплохо учится.
У детей постепенно в ходе учебы повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами.
Ребенок второго, а также третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.
На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют. Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости. Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышами.
Ориентируясь на оценки учителя, младшие школьники разделяют себя и сверстников на отличников, слабых и средних учеников, старательных или не совсем, ответственных и не очень, дисциплинированных или нет.
Малыши не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.
Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для личностного роста, дальнейшей успешности, развития.
В раннем детстве самооценка у ребенка пребывает на должном уровне. Однако взрослея, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя. Так возникает завышенная самооценка. До достижения школьного возраста, у малыша самооценка сохраняется адекватной. Это связано с тем, что ребенок осознает, что он не является во вселенной единственным и других малышей тоже любят.
Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. В этом случае необходима коррекция выработки адекватного самооценивания.
Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе: ребенок-лидер имеет завышенную самооценку, а ребенок-аутсайдер очень низкую. Для развития адекватной самооценки или коррекции уже имеющейся заниженной или завышенной самооценки, родителям необходимо оказывать школьнику помощь и поддержку. Ребенок нуждается в уважении, доверии, справедливом отношении. Психологи взрослым рекомендуют исключить тотальный контроль, однако проявлять интерес к увлечениям школьника.
Родители должны четко отдавать себе отчет, что чрезмерная или незаслуженная похвала ведет к появлению нарциссизма.
Низкая самооценка у школьника развивается из-за влияния семейного воспитания, безответной любви, избыточной самокритичности, неудовлетворения внешностью, недовольства собой. Такие школьники нередко склонны к мыслям о суициде, подвержены уходам из дому. Поэтому им жизненно необходимо повышенное внимание, любовь родных и уважение. От критики лучше воздерживаться, даже если она необходима. Следует акцентировать внимание только на всех позитивных моментах, качествах личности. Ребенок с заниженной самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведение.
Диагностика самооценки школьника
Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.
Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.
Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.
Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».
Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.
«Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:
Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;
Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;
Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.
Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник