Санкционирование расходов учет принятых обязательств

Санкционирование расходов: учет принятых обязательств

Казенные учреждения должны вести учет показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на предназначенных для этого счетах санкционирования расходов. В статье рассмотрим особенности учета обязательств.

Принятые бюджетные обязательства

Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него ЛБО, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Исходя из п. 2.1 Порядка N 98н <1> основанием для постановки на учет ОФК бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные в соответствии с Приложением 1 к названному Порядку (по форме 0531702), представленные учреждением в ОФК, в случае если бюджетное обязательство возникло из:

  • государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд реестр контрактов;
  • договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов, или договора аренды (далее — договор).

Если бюджетные обязательства возникли в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам), договором, по которому не требуется оформление в письменной форме, а также в соответствии с договором на оказание услуг, выполнение работ, заключенным учреждением с физическим лицом, не являющимся ИП, они принимаются к учету на основании принятых к исполнению ОФК документов для оплаты денежных обязательств, представленных учреждением согласно Порядку N 87н <2>.

<2> Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.

В частности, такой порядок учета применяется для учета бюджетных обязательств, связанных:

  • с выполнением оперативно-разыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
  • с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением бюджетных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде).

Кроме того, учреждению необходимо помнить, что оно вправе принять решение о применении данного порядка учета бюджетных обязательств для учета бюджетных обязательств, возникающих в соответствии с договорами, сумма которых не превышает установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами и расчеты по которым осуществляются наличными деньгами (в силу Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У названная сумма — 100 000 руб.).

К сведению. Проектом о внесении изменений в Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н <3> планируется утвердить форму 0504824 "Уведомление о принятии обязательства". Она применяется для оперативного представления сведений структурными подразделениями, оформляющими документы на принятие обязательств (договоров, контрактов, исполнительных листов, служебных командировок и др.), в бухгалтерию учреждения в целях принятия бюджетных обязательств (изменений к ним) к бухгалтерскому (бюджетному) учету на текущий финансовый год и плановый период.

<3> "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

В п. 140 Инструкции N 162н <4> указано, какие показатели включаются в бюджетные обязательства, а в Письме Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155 разъяснено, в каком объеме их следует учитывать:

  • обязательства по предоставлению в текущем финансовом году средств из соответствующего бюджета, предусмотренные условиями заключенных в отчетном периоде учреждениями государственных (муниципальных) контрактов (договоров), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году, — в сумме заключенных контрактов, договоров;
  • обязательства по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам учреждений, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в объеме утвержденных ЛБО;
  • обязательства по выплате работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников учреждений командировочных расходов (в том числе авансовых платежей), иных выплат (суточных, разъездных и т.п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по осуществлению обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся (воспитанникам) в государственных образовательных учреждениях, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат). Например, в Письме Минфина России от 12.07.2012 N 16-01-08/55 было разъяснено, что отдельные выплаты, установленные Федеральными законами от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются публичными нормативными обязательствами, каждому из которых должен быть присвоен уникальный код целевой статьи федерального бюджета. В частности, направления расходов, предназначенные для отражения расходов федерального бюджета на осуществление публичных нормативных выплат, и код целевой статьи перечислены в п. 4.2.3 разд. III Указаний о применении бюджетной классификации <5>;
  • обязательства по выплате обусловленных законодательством РФ платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, по иным выплатам, обусловленные вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • иные расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме принятых обязательств.

Принятые денежные обязательства

Денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

Учреждение подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-разыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, — в соответствии с платежными документами.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств учреждений (п. 6 ст. 219 БК РФ).

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных Порядком N 87н, оплаты денежных обязательств. В частности, данными документами являются заявка на кассовый расход (ф. 0531801), заявка на получение наличных денег (ф. 0531802), заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851), заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844). Они представляются учреждением в ОФК.

Согласно п. 141 Инструкции 162н в показатели принятых денежных обязательств:

Расчеты с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в разрезе получателей авансовых платежей — юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований

Данные соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (разница между дебетовыми оборотами, отражающими получение контрагентами денежных средств из соответствующего бюджета, и кредитовыми оборотами, отражающими возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) — предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за вычетом произведенных возвратов указанных авансовых платежей

Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

Кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" — начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году

Кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 1 304 02 000 "Расчеты с депонентами", 1 304 03 000 2 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" — исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет

Расчеты с подотчетными лицами в разрезе контрагентов (подотчетных лиц)

Дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" за вычетом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета этого счета — полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за вычетом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей

Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, числящиеся на начало отчетного года по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

Читайте также:  Результаты ОГЭ 2021 по математике и русскому языку доступны на официальном е

Дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" — полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет

Расчеты по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ

Кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (1 303 02 730 — 1 303 13 730) — начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи)

Показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (1 303 02 830 — 1 303 13 830) — обязательства по уплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей прошлых лет, числящихся на начало текущего года), исполненные в текущем периоде

Расчеты по расходам на обслуживание долговых обязательств

Аналитические данные по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам":

  • в сумме кредитовых оборотов — начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году;
  • в сумме дебетовых оборотов — исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств

Бюджетный учет принятых обязательств

Бюджетный учет показателей принятых учреждениями обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных изменений в показатели принятых учреждением в текущем году обязательств в рамках бюджетной деятельности ведется на следующих счетах (п. 139 Инструкции N 162н):

  • 1 502 01 000 "Принятые обязательства". Предназначен для учета сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах, утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода бюджетных ассигнований, ЛБО, а также сумм внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года бюджетных обязательств (обязательств);
  • 1 502 02 000 "Принятые денежные обязательства". Учитываются суммы денежных обязательств, принятые учреждением в пределах доведенных ему ЛБО (бюджетных ассигнований).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (п. 320 Инструкции N 157н <6>).

<6> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Принятие обязательств (денежных обязательств) учреждением в текущем году рассмотрим на примере.

Пример 1. Согласно выставленным счетам контрагентов учреждение приняло обязательства в пределах выделенных ему ЛБО в январе 2014 г. по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ в размере 75 000 руб., по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ — 55 000 руб. Данные обязательства были оплачены. Кроме того, учреждение заключило договор в январе 2014 г. на поставку мягкого инвентаря на сумму 300 000 руб., перечислив предоплату по нему в размере 90 000 руб. (30%).

Источник

Новый порядок санкционирования денежных обязательств

С 01.01.2021 вступил в силу новый Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина РФ от 30.10.2020 № 257н (далее – Порядок № 257н). В материале ознакомимся с основными положениями данного документа и выясним, чем он отличается от старого порядка (Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н, утратил силу с 01.01.2021).

В чем заключается процесс санкционирования?

Процесс санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств (ПБС) состоит из следующих этапов:

1) для оплаты денежных обязательств ПБС представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета распоряжение о совершении казначейского платежа в соответствии с порядком казначейского обслуживания, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н, установленным Федеральным казначейством (далее – распоряжение).

В старом порядке были указаны конкретные формы заявок (заявки на кассовый расход, заявки на получение наличных денег и т. п.), представляемых в ОФК. Теперь все эти формы обобщенно называются «распоряжение о совершении казначейского платежа». Но это не означает, что учреждения будут представлять какие-то другие формы. До 2023 года учреждения подают в ОФК документы по прежним формам. Названия и коды таких форм теперь приводятся в п. 2 Приказа Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н «О порядке казначейского обслуживания»;

2) ОФК проверяет полученное распоряжение на наличие в нем необходимых реквизитов и показателей, на соответствие определенным требованиям, а также наличие документов, подтверждающих денежное обязательство. Проверка должна быть проведена не позднее следующее рабочего дня со дня представления распоряжения в ОФК. В случаях, когда необходим контроль информации, содержащейся в денежном обязательстве, на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), проверка распоряжения на оплату такого обязательства может занять четыре рабочих дня;

3) при положительном результате проверки в распоряжении, представленном на бумажном носителе, ОФК проставляет отметку, подтверждающую санкционирование оплаты денежных обязательств с указанием даты, подписи, расшифровки подписи, содержащей фамилию, инициалы ответственного исполнителя ОФК, и распоряжение принимается к исполнению.

В случае если информация, указанная в распоряжении, или его форма не соответствуют установленным требованиям либо получателем бюджетных средств нарушены иные условия представления документов, ОФК направляет ему уведомление в электронной форме, содержащее информацию, позволяющую идентифицировать распоряжение, не принятое к исполнению, а также содержащее дату и причину отказа, согласно Правилам организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н.

К сведению: при обнаружении таких нарушений, как превышение суммы авансового платежа над предельным размером авансового платежа, установленным федеральным законом (постановлением Правительства РФ), и (или) опережение графика внесения арендной платы по бюджетному обязательству, ОФК извещает о данных фактах не только получателя бюджетных средств, допустившего нарушение, но и главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится ПБС.

Проверка на наличие реквизитов и показателей

В соответствии с п. 4 Порядка № 257н распоряжение проверяется на наличие в нем следующих реквизитов и показателей:

1) подписей, соответствующих имеющимся образцам, представленным ПБС для открытия определенного лицевого счета;

2) кода участника бюджетного процесса по сводному реестру и номера соответствующего лицевого счета;

3) кодов классификации расходов федерального бюджета (классификации источников финансирования дефицитов федерального бюджета), по которым необходимо произвести перечисление, уникального кода объекта капитального строительства или объекта недвижимости, отраженного на лицевом счете ПБС, кода мероприятия ведомственной программы цифровой трансформации мероприятий государственных органов, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также на вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее – мероприятие по информатизации), – в случае оплаты денежных обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства или объекты недвижимого имущества или с реализацией мероприятий по информатизации, а также текстового назначения платежа;

4) суммы перечисления и кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой должен быть произведен платеж;

5) суммы перечисления в валюте РФ, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления распоряжения;

6) вида средств (средства федерального бюджета, средства для финансирования оперативно-разыскных мероприятий);

7) наименования, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) (при наличии) получателя денежных средств в распоряжении;

8) номера учтенного в ОФК бюджетного обязательства и номера денежного обязательства получателя средств федерального бюджета (при наличии);

9) номера и серии чека;

10) срока действия чека;

11) фамилии, имени и отчества получателя средств по чеку;

12) данных документов, удостоверяющих личность получателя средств по чеку;

13) данных для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, предусмотренных Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н;

14) реквизитов (номер, дата) документов (договора, государственного контракта, соглашения) (при наличии), на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, представляемых ПБС при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.10.2020 № 258н (далее – порядок учета обязательств);

15) реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет и (или) счет-фактура), номера и даты исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение соответствующих денежных обязательств (далее – документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств), за исключением реквизитов документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с условиями договора (государственного контракта), внесения арендной платы по договору (государственному контракту), если условиями таких договоров (государственных контрактов) не предусмотрено предоставление документов для оплаты денежных обязательств при осуществлении авансовых платежей (внесении арендной платы);

16) кода источника поступлений целевых средств в случае санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства при казначейском сопровождении.

Проверка на соответствие требованиям

Согласно п. 6 Порядка № 257н при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) осуществляется проверка распоряжения по следующим направлениям:

1) соответствие указанных в распоряжении кодов классификации расходов федерального бюджета кодам бюджетной классификации РФ, действующим в текущем финансовом году на момент представления распоряжения;

2) соответствие исходя из денежного обязательства содержания операции содержанию текста назначения платежа, указанному в распоряжении;

3) соответствие отраженных в распоряжении кодов видов расходов классификации расходов федерального бюджета текстовому назначению платежа исходя из содержания текста назначения платежа в соответствии с Порядком № 85н;

Читайте также:  В Избиркоме официально объявили итоги выборов в Белгородскую областную Думу VII созыва

4) непревышение сумм в распоряжении остатков неисполненных бюджетных обязательств, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, учтенных на соответствующем лицевом счете, в том числе по уникальным кодам объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества (мероприятий по информатизации);

5) соответствие наименования, ИНН, КПП (при наличии), банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в распоряжении, наименованию, ИНН, КПП (при наличии), банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в бюджетном обязательстве;

6) соответствие реквизитов распоряжения требованиям бюджетного законодательства РФ о перечислении средств федерального бюджета на соответствующие казначейские счета;

7) идентичность кода участника бюджетного процесса по сводному реестру по денежному обязательству и платежу;

8) идентичность кода (кодов) классификации расходов федерального бюджета по денежному обязательству и платежу;

9) идентичность кода валюты, в которой принято денежное обязательство, и кода валюты, в которой должен быть осуществлен платеж по распоряжению;

10) непревышение суммы распоряжения над суммой неисполненного денежного обязательства, рассчитанной как разница суммы денежного обязательства (в случае исполнения денежного обязательства многократно – с учетом ранее произведенных перечислений по данному денежному обязательству) и суммы ранее произведенного в рамках соответствующего бюджетного обязательства авансового платежа, по которому не подтверждена поставка товара (выполнение работ, оказание услуг);

11) соответствие кода классификации расходов федерального бюджета и уникального кода объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества (мероприятия по информатизации) по денежному обязательству и платежу;

12) непревышение размера авансового платежа, указанного в распоряжении, над суммой авансового платежа по бюджетному обязательству с учетом ранее осуществленных авансовых платежей;

13) соответствие уникального номера реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в реестре контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, договору (государственному контракту), подлежащему включению в реестр контрактов;

14) непревышение указанной в распоряжении суммы авансового платежа с учетом сумм ранее произведенных авансовых платежей по соответствующему бюджетному обязательству над предельным размером авансового платежа, установленным федеральным законом (постановлением Правительства РФ);

15) неопережение графика внесения арендной платы по бюджетному обязательству в случае представления распоряжения для оплаты денежных обязательств по договору аренды;

16) наличие размещенного в реестре государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) на едином портале бюджетной системы РФ государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) – в случае представления распоряжения при перечислении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Направления, по которым проводится проверка распоряжения при санкционировании денежных обязательств по расходам по публичным нормативным обязательствам и по перечислениям по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, определены п. 10 и 11 Порядка № 257н соответственно.

Проверка на наличие документов

В случае если распоряжение представляется для оплаты денежного обязательства, сформированного ОФК в соответствии с порядком учета обязательств, ПБС вместе с распоряжением представляет указанный в нем документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. На основании данного документа ОФК проверяет равенство сумм распоряжения сумме соответствующего денежного обязательства по документу (п. 7 Порядка № 257н).

При санкционировании оплаты денежных обязательств, возникших из заключенных государственных контрактов, предметом которых является строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется проверка наличия утвержденной проектной документации на указанные объекты капитального строительства согласно сведениям, доведенным до ОФК.

В целях подтверждения денежного обязательства, возникшего по бюджетному обязательству, обусловленному договором (государственным контрактом), предусматривающим обязанность получателя средств федерального бюджета – государственного заказчика перечислять сумму неустойки (штрафа, пеней) за нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в доход федерального бюджета, ПБС представляет в ОФК вместе с распоряжением на оплату денежного обязательства по договору (государственному контракту) также распоряжение на перечисление в доход федерального бюджета суммы неустойки (штрафа, пеней) по данному договору (государственному контракту) (п. 9 Порядка № 257н).

С 2021 года меняются правила казначейского обслуживания в связи с переходом на новую систему казначейских счетов. Суть новой системы заключается в том, что все расчеты по лицевым счетам, открытым в ОФК и финорганах, проходят через Федеральное казначейство. Банковские счета финорганов в ЦБ РФ закрываются.

В связи с этим обновлены практически все нормативные акты, регулирующие взаимоотношения в системе казначейских платежей.

Не обошли стороной данные новшества и порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. В результате чего на смену старому документу пришел Порядок № 257н. Применяемые в нем термины приведены в соответствие действующему законодательству. Например, санкционирование денежных обязательств ПБС теперь осуществляется на основании распоряжений о совершении казначейских платежей.

Вместе с тем сам принцип санкционирования сохранился. Не изменились и направления проверок, которые проводятся ОФК при санкционировании оплаты денежных обязательств, а также сроки проведения таких проверок.

Источник

Организуем правильно учет принятых обязательств

Автономные учреждения обязаны вести двойной учет принятых обязательств (на счетах групп 300 00 «Обязательства» и 500 00 «Санкционирование расходов»). Как правильно организовать учет операций на данных счетах? В каких регистрах бухгалтерского учета ведутся такие операции? На основании каких документов и в какой момент следует отражать обязательства учреждения на том или ином счете? Ответы на эти вопросы представлены в статье.

Необходимость вести двойной учет принятых учреждением обязательств в государственных (муниципальных) автономных учреждениях регламентирована инструкциями № 157н, 183н. В соответствии с указанными нормативными документами в Плане счетов бухгалтерского учета для этих целей предусмотрены разделы 3 «Обязательства» и 5 «Санкционирование расходов».

На счетах группы 300 00 «Обязательства» отражаются расчеты с контрагентами (с поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и т. д.). При этом к расчетам по обязательствам также относятся расчеты по выданным авансам (счет 206 00), расчеты с подотчетными лицами (счет 208 00). Учет операций по указанным счетам ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, журнале операций с безналичными денежными средствами – в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты, журнале по прочим операциям – в части иных операций.

Счета группы 500 00 «Санкционирование расходов» предназначены для обобщения информации о ходе исполнения автономным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (счет 502 01), принятых денежных обязательств (счет 502 02) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. При этом отметим, что операции на данных счетах не влияют на финансовый результат деятельности учреждения. Учет таких операций осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных учетных документов, установленных учреждением самостоятельно с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, определенных финансовым органом.

Напомним, принятые обязательства отражаются в момент их возникновения (например, заключение договоров, начисление заработной платы, страховых взносов, налогов, учет иных расходов учреждения). Принятые денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам. Аналитический учет принятых обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064), в котором указываются основание для их принятия (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В учреждении целесообразно организовать учет принятых (денежных) обязательств таким образом, чтобы оптимизировать учетные процедуры для бухгалтера. Так как в соответствии с п. 318 Инструкции № 157н учет принятых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному в учетной политике учреждения, в этом же перечне можно прописать, в какой момент они должны отражаться в учете.

Рассмотрим в таблице примерный перечень принимаемых автономным учреждением обязательств в соответствии с п. 308 Инструкции № 157н, основания для их принятия и момент отражения в бухгалтерском учете по тому или иному счету.

Принятие обязательств на счета 300 00, 206 00, 208 000

Принятие обязательств на счет 502 01

Принятие денежных обязательств на счет 502 02

При исполнении условий договора (оплата аванса, по факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг) на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, оказанных услуг, товарной накладной на дату исполнения в соответствии с указанными документами-основаниями

На основании заключенных договоров на дату их заключения

При исполнении условий договора (оплата аванса, по факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг) на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, оказанных услуг, товарной накладной на дату исполнения в соответствии с указанными документами-основаниями

На основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления

На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по нормам, установленным законодательством РФ на дату начисления

На основании заявления работника, приказа руководителя, авансового отчета (в случае если предварительно аванс не выдавался, а также при возврате неиспользованных

На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по установленным нормам, расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления

На основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления

На основании справки (ф. 0504833), иных документов (расчетов, деклараций, требований) на дату начисления

На основании судебных решений на дату начисления (принятия к исполнению)

На основании справки (ф. 0504833), иных документов на дату их начисления

В настоящее время Минфином подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н, которым утверждены унифицированные формы первичных документов и регистры бухгалтерского учета, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению (размещен на сайте www.minfin.ru). Данным проектом вводится новая форма – уведомление о принятии обязательства (ф. 0504824). Это уведомление будетприменяться для оперативного представления сведений структурными подразделениями, оформляющими документы на принятие обязательств (договоры, контракты, исполнительные листы, служебные командировки и др.), в бухгалтерию учреждения в целях принятия бюджетных обязательств (изменений к ним) к бухгалтерскому учету на текущий финансовый год и плановый период.

Читайте также:  Основным конечным продуктом научной деятельности являются научные знания

На практике большинство вопросов возникает при отражении принятых денежных обязательств на счете 502 02, так как не всегда можно одновременно учесть обязательства учреждения на счетах 300 00, 206 00, 208 00 и 502 02. Однако, если правильно организовать их учет, не должно быть затруднений. Основное правило заключается в том, что при подведении итогов сумма принятых денежных обязательств, отраженных на счете 502 02, должна быть равна показателю суммы принятых обязательств, отраженных на соответствующих счетах по учету обязательств учреждения (как проверить показатели, представим ниже в таблице). Данные положения содержатся в проекте приказа о внесении изменений в Инструкцию № 183н, который также размещен на сайте Минфина.

Показатели, которые в сумме должны быть равны сумме принятых денежных обязательств на счете 502 02

– данные соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств). При этом включаются предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам, за вычетом произведенных возвратов указанных авансовых платежей (не включаются остатки выданных авансовых платежей, которые числятся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие названные расчеты);

– кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам». При этом включаются начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году (не включаются кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение)

кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период);

– дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет)

– дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за вычетом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета указанного счета (полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за вычетом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей);

– дебетовые обороты по соответствующим счетам счета 0 208 00 000 (полученные в текущем периоде подотчетными лицами на возмещение перерасходов прошлых лет денежные средства). При этом не включаются остатки выданных подотчетным лицам авансовых платежей, которые числятся на начало отчетного года на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 208 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода

– кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 730 – 0 303 13 730) (начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи));

– дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 (0 303 02 830 – 0 303 13 830) (исполнение обязательств по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполнены в текущем периоде). При этом не учитываются показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), которые числятся на начало текущего периода на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 303 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

– кредитовые обороты (начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году);

– дебетовые обороты (исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств)

В автономном учреждении 30.09.2013 начислена заработная плата за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме 700 000 руб. Удержан НДФЛ – 91 000 руб.

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды в общей сумме 211 400 руб.

07.10.2013 заработная плата работников перечислена им на банковские карты, перечислены НДФЛ и страховые взносы.

Учреждение установило в учетной политике принимать денежные обязательства по заработной плате, НДФЛ, страховым взносам в день начисления этих сумм.

Источник



Отражение операций по санкционированию расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2.0

С наступление нового финансового года казенные учреждения должны не только правильно отразить в программе поступающие бюджетные назначения, но и корректно осуществить перерегистрацию обязательств прошлого периода на текущий.

Как проходит санкционирование

Отражение операций по санкционированию расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2.0

Операции по санкционированию расходов отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов».

Санкционирование осуществляется следующим образом:

  • составляется и утверждается сводная бюджетная роспись;
  • утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей;
  • согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств;
  • проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.

Учет по санкционированию расходов ведется с отражением корреспонденций по статьям санкционирования на основании первичной документации, которая установлена финансовой структурой соответствующего бюджета.

При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются следующими бухгалтерскими записями:

  • Д-т КРБ 50115000 К-т КРБ 50113000 – этой проводкой отражаются суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке или суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.
  • Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50113000 – отражена детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.
  • Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50211000 – учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.

Отражение санкционирования расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2 .0, для отражения бюджетных ассигнований (БА) и лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) текущего финансового года, доведенных распорядителем бюджетных средств (РБС) используется документ «Бюджетные данные», который находится на вкладке «Планирование и санкционирование».

В документе «Бюджетные данные» обязательны для заполнения:

  • «Лицевой счет» – должен быть указан лицевой счет, по которому учитываются передаваемые бюджетные средства.
  • «Введено в действие» – дата должна соответствовать дате ввода в действие бюджетных данных, указанных в Расходном расписании.
  • «Организация» – выбирается организация, бюджетные данные которой регистрируются.
  • «Вид бюджетных данных» – указывается вид бюджетной классификации КРБ или КИФ.

Вид бюджетных данных

Вид бюджетных данных

Для формирования операций по передаче БА и ЛБО от РБС подведомственному ПБС используется документ «Расходное расписание», который находится также на вкладке «Планирование и санкционирование».

Расходное расписание

В шапке документа «Расходное расписание» обязательно заполняются:

  • «Дата введения в действие» – дата введения в действие Расходного расписания.
  • «Организация» – РБС, передающий бюджетные данные ПБС.

Далее заполняются данные закладки «Расходное расписание»:

  • «Откуда» – в поле Распорядитель выбирается РБС, передающий бюджетные данные.
  • «Лицевой счет» – указывается лицевой счет, по которому учитываются передаваемые бюджетные данные.
  • «Куда» – получатель бюджетных средств заполняется выбором значения из справочника Контрагенты, указывается счет получателя и орган казначейства.
  • «Подписи» – указываются сведения о лицах, подписывающих документ.

Проводки сформированы автоматически

Согласно п. 312 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, для корректного формирования отчетности показатели или остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй и следующие годы за текущим (очередным), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно.

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В 2018 г. первый рабочий день 9 января. Для автоматизации перерегистрации обязательств в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2, применяется обработка «Перерегистрация обязательств». Для вызова этой обработки можно использовать команду панели навигации «Перерегистрация обязательств» в разделе «Планирование и санкционирование».

Обработку «Перерегистрация обязательств» следует запускать в первый рабочий день нового года. По кнопке «Заполнить» на закладке «Договоры и иные основания обязательств» табличная часть будет заполнена списком договоров, по которым в завершаемом финансовом году были приняты обязательства на плановые периоды. Такие обязательства подлежат перерегистрации в новом году.

В случае если коды бюджетной классификации, по которым учтено обязательство, в текущем году не являются действующими, то одновременно с этим на закладке «Переносы КПС» будет автоматически сформирован список устаревши КПС.

После нажатия на кнопку «Сформировать документы» формы «Перерегистрация обязательств» на закладке «Сформированные документы» будет сформирован список новых документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» вида «Перерегистрация обязательства» или «Перерегистрация обязательства (с учетом предмета)».

Неисполненные обязательства прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, следует перерегистрировать самостоятельно, т.е. ввести документы по принятию обязательств.

Для закрытия счетов санкционирования завершаемого финансового года используется документ «Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года». В «Помощнике закрытия периода» необходимо установить месяц (декабрь текущего года) и год (год, в котором необходимо произвести закрытие счетов санкционирования). Для заполнения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо перейти по гиперссылке «Открыть список документов». Для корректного отражения операций в документе «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо учесть следующие моменты:

  • Финансовый год — указывается год, в котором необходимо произвести закрытие счетов санкционирования.
  • Типовая операция — закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года.
  • Автоматическое заполнение табличной части необходимо произвести по кнопке «Заполнить по данным учета».

После проведения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» по кнопке «Печать» можно распечатать «Бухгалтерскую справку» по ф.0504833.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор: Анастасия Хахулина,
методист Департамента проектов внедрения и консалтинга компании «ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАТИКИ»

Источник