Справка по результатам проверки внеурочной деятельности в 1 11 классах

Справка по результатам проверки внеурочной деятельности в 1- 11 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Получить объективную информацию о реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

Результат контроля: справка.

Методы контроля. Анализ документации: рабочие программы, календарно-тематическое планирование, журнал по внеурочной деятельности (в части занятости детей), анкетирование, посещение занятий.

Согласно плану внутришкольного контроля на 2016/2017 учебный год в период с февраля по март 2017 г. был проведен анализ внеурочной деятельности 1-11-х классов.

В соответствии с государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость контроля организации внеурочной деятельности 1-11-х классов в соответствии с требованиями нового стандарта.

С целью получения объективной информации о занятости учащихся во внеурочное время была проведена проверка по следующим направлениям:

деятельность классного руководителя по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов;

расписание занятий внеурочной деятельности;

заполнение в журналах занятости учащихся;

соответствие записей в журналах по внеурочной деятельности;

Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей и детей (выявление запросов родителей и интересов детей). Для этого были проведены родительские собрания, на котором проведено знакомство с примерным учебным планом гимназии, где включена внеурочная деятельность учащихся.

В школе составлено расписание внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов. Режим проведения внеурочной деятельности: понедельник – пятница.

Занятость учащихся гимназии во внеурочной деятельности

Кол-во учащихся посещающих кружки, секции

Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, проектные и поисковые исследования и т. д.

Расписание занятий составлено в соответствии с рекомендациями, в которых между основными занятиями и занятиями внеурочной деятельности предусмотрена динамическая пауза. Расписание составлено так, чтобы занятия двигательной активности чередовались с занятиями других видов деятельности.

Каждым учителем, ведется журнал внеурочной деятельности по своему направлению, где своевременно записываются все занятия согласно календарно-тематическому планированию, фиксируется учет посещаемости учащихся. Особенно аккуратно и старательно ведут журналы классоводы 1-4 классов.

Спортивно-оздоровительное направление в 4х, 5х, 8х и 9х классах реализуется в количестве по 2 часа, с целью удовлетворения двигательной потребности учащихся, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. Повышенная двигательная активность — биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей.

Для воспитания в детях любви к родному краю, уважения к старшим, чувства справедливости, добра реализуются программы духовно-нравственного направления. Данное направление имеет большое воспитательное значение, играет большую роль в формировании личностных УУД.

Программы общеинтеллектуального направления необходимы для выявления и развития одаренности детей, развития у детей мыслительных умений и навыков, воображения, творческого мышления, умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Кружки «Я житель планеты Земля», «В гости к сказкам», развивают мотивацию учащихся к обучению образовательных предметов. С помощью, казалось бы несложных заданий учителя работают над формированием умений работать с печатными изданиями, находить в них необходимую информацию, т.е. работать с текстом, работают над развитием логического мышления школьников.

Программы художественно-эстетического направления имеют цель раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Результаты данного направления неоднократно были представлены на всеобщее обозрение родителям и учащимся школы на общешкольных праздниках, и получали положительную оценку и отзывы.

Программы социального направления закладывают основы адаптации в коллективе, стимулирования у учащихся самостоятельности в принятии решений, учиться самовыражаться. Постоянная смена видов деятельности на занятиях внеурочной деятельности не позволяет детям скучать и уставать от однообразных заданий, дети активно, с интересом работают, что способствует сбережению здоровья учащихся. 100% программ внеурочной деятельности реализуется силами учителей школы.

Через реализацию данных программ формируются УУД:

Личностное профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение;

Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Источник

Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе (опыт работы МБОУ Кагальницкой СОШ № 1)

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цели внеурочной деятельности

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

Мой класс с первого класса идёт по ФГОС. В основной школе — третий год. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной деятельности, мы сохраняем направления, используем разные формы.

Так, например, в первый год мы старались охватить все пять направлений через кружковую работу в школе – 10 часов в неделю. Не скрою, тяжело было всем: школьникам, родителям, учителям. Но всё новое, неисследованное всегда вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый класс. Наиболее успешными для ребят оказались программы “Туризм”, “Краеведение”, “Я – исследователь”. Исследовательская деятельность школьников предполагала знакомство с азами создания проектов, исследовательских работ, поэтому лучшими были только две работы. Коль я в этом классе веду уроки русского языка и литературы, поэтому работы были по литературоведению, они опубликованы на сайте “Портфолио ученика”.

Во второй год мы продолжили кружковую работу, т.к. большинство программ внеурочной деятельности были рассчитаны на два года обучения. И снова исследовательская деятельность принесла свои плоды. Ребята, освоив азы, стали исследователями в биологии, истории, конечно, и в литературе. Работы опубликованы на школьном сайте и на сайте “Портфолио ученика”.

В этом учебном году целью программы стало создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи организации внеурочной деятельности

1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.

2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках “себя”.

3. Личностное становление учащихся, развитие интеллекта.

4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни.

6. Формирование экологической культуры.

Все мероприятия проходят в тесной связи с библиотекой, музеем, Домом детского творчества, детской спортивной школой, музыкальной школой. Надо сказать, что все проводимые мероприятия – на высоком уровне, что уже можно говорить о результатах и эффектах внеурочной деятельности

Читайте также:  Профессиональные достижения примеры в резюме

Результаты внеурочной деятельности

1. “Социальный заказ” сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

— любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

— осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

— уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

2. Личностные результаты

— ориентация в системе моральных норм и ценностей;

— ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

— сознание, признание высокой ценности жизни во всех е? проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

— гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

— уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

— уважение к личности и е? достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей и т.д.

3. Коммуникативные результаты:

— координация различных позиций в сотрудничестве;

— формулирование и аргументация собственного мнения и позиции;

— аргументация своей точки зрения, умение отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

— адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

— умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения.

4. Познавательные результаты:

— реализация проектно-исследовательской деятельности;

— наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

— осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности

1. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

2. Принцип социального заказа.

3. Принцип целостности.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода.

5. Принцип детоцентризма (в центре находится личность).

6. Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.

7. Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

8. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

— формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В рамках внеурочной деятельности к 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова в первом полугодии было проведено мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной “Казачьи посиделки”. Это интегрированное мероприятие: предметы – литература, музыка, внеурочная деятельность. Представлен опыт работы в региональном компоненте двух педагогов: учителя музыки и учителя литературы.

Цель мероприятия: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Донского края. Без ложной скромности скажу, цель мы достигли. Коль это ФГОС, задачи, прежде всего, были нацелены на формирование УУД. Особенно личностного характера – приобщение к национальным традициям, изучение культуры казачества (фольклор: песни, пословицы) всё было представлено в многообразии. Особенное внимание было уделено гимну Ростовской области и войска Донского, как к одному из символов края, воспитание гордости за свою малую родину. Мы гордимся тем, что родились и живем здесь.

По исполнению гимна уч-ся была видна глубина проникновения в смысл слов, не случайно исполнение было акапельно. Особый акцент сделан на совместное исполнение уч-ся и педагогов, ибо ничто так не влияет на воспитание, как личный пример педагога или любого взрослого человека. Возвращаясь к ФГОС, скажу, что особенно обращали внимание на деятельностную основу мероприятия, разнообразие форм: погружение в быт казаков – “Казачья горница”, приобщение к обычаям – сбор в поход казака, приготовление чая, расширение рамок общения – два педагога, тесное сотрудничество и уч-ся, и педагогов.

Все этапы были оптимально наполнены содержанием, применены разнообразные методы воспитания. Каждый школьник участвовал в разной степени. Ни один не остался в стороне, причём, это воля уч-ся.

Мероприятие прошло чётко, в темпе, школьники, несомненно, были активны, бодры, веселы, проявляли неподдельный интерес. Достаточно высокий эмоциональный настрой.

Рефлексия – обязательный нынче элемент и для уч-ся, и для педагогов, прошла быстро, лаконично, искренне. Уверена, никто не остался равнодушным, у всех в душе остался след от мероприятия.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов — сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.

2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.

3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.

6. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Источник

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Читайте также:  Как представить результаты научную работу

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Источник



Оценка результатов внеурочной деятельности учащихся

В статье освещены возможные подходы к оценке результатов внеурочной деятельности учащихся.

Объективные трудности аттестации внеурочной деятельности

Оценка внеурочной деятельности учащихся вызывает трудности по ряду причин.

Во-первых, федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) начального общего образования наряду с понятием «внеурочная деятельность» (далее — ВД) применяет понятие «внешкольная деятельность» и указывает на целесообразность при организации внеурочной деятельности «использовать возможности учебных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта». Так, пункт 19.6 ФГОС начального общего образования содержит рекомендацию реализовывать Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности» 1 . Очевидна необходимость согласовывать оценочную практику, осуществляемую в рамках плана ВД учащихся с оценочной практикой в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, и изыскивать для этого адекватные оценочные технологии и методы аттестации ВД.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Во-вторых, результаты оценки внеурочной деятельности учащихся некоторым образом отличаются от результатов учебной (урочной) деятельности, хотя и подчиняются наравне с ними требованиям ФГОС начального общего образования.

Образовательные результаты внеурочной деятельности учащихся представляют собой индивидуальные образовательные достижения обучающихся в:

  • познавательной;
  • проектной;
  • проектно-поисковой;
  • учебно-исследовательской работы;
  • иных видов педагогически сопровождаемой работы, осуществляемой учащимся в формах, отличных от классно-урочной.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Финансово-экономическая деятельность». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

По сравнению с результатами учебной (урочной) деятельности, больше ориентированной на усвоение учащимися понятий и овладение универсальными учебными действиями (далее — УУД), образовательные результаты ВД — это всегда тот или иной личностно значимый опыт. Он может опосредоваться в эмоционально-ценностном выборе, в нравственной позиции; может иметь характер творческого продукта или продукта проектно-исследовательской занятости и т. п. Но это всегда будет индивидуальный опыт ученика, организованный согласно целям основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования или дополнительной программы, что прямо обусловлено сущностью ВД как деятельности, «обеспечивающей учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся».

Как организовать внеурочную деятельность?

Отвечает Светлана Сабельникова, заместитель директора по образовательной деятельности АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»»

В-третьих, это новизна практики оценки результатов внеурочной деятельности по ФГОС в соответствии с действующим законодательством. Наибольшую трудность здесь представляет отсутствие единого программно-методического обеспечения аттестации внеурочной занятости учащихся в широком смысле этого слова. С одной стороны, это традиционный план ВД, который наряду с учебным планом выступает основным механизмом реализации ООП начального общего образования 2 , с другой стороны, это комплекс дополнительных общеразвивающих программ, результаты освоения которых общеобразовательные организации (далее — ОО) учитывают независимо от места их реализации (сама ОО или сторонняя организация дополнительного образования детей).

Нормативные и методические аспекты

На деле, характер образовательных результатов в обоих случаях схожий, но если в отношении учебных программ, реализуемых в рамках плана внеурочной деятельности ООП начального общего образования, можно применить те или иные требования ФГОС начального общего образования к образовательным результатам учащихся, то в отношении дополнительных общеразвивающих программ таковых требований нет 3 . Кроме того, если организация дополнительного образования детей формулирует их на свое усмотрение и это не вызывает никакой особой проблемы, то общеобразовательная организация должна увязать данную группу планируемых результатов с целями ООП начального общего образования и соответствующим образом отразить во внутренней системе оценки качества образования по ФГОС. Чем прочнее интеграция основного и дополнительного образования в информационно-образовательной среде школы, тем более тесной становится связь планируемых учебных результатов учащихся и инструментованнее процедуры их оценки.

Читайте также:  Результат познания это термин

Текущий контроль и промежуточная аттестация внеурочной деятельности

Особо следует обратить внимание на текущий контроль и промежуточную аттестацию внеурочной деятельности учащихся, которые сегодня должны осуществляться и в ходе реализации дополнительных образовательных программ.

Подходы к промежуточной аттестации, ее формы и методы, порядок обобщения и предоставления оценочной информации устанавливает ОО 4 .

Подчеркнем, что Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) не регламентирует ситуации, когда учащийся, осваивающий дополнительные общеразвивающие программы, демонстрирует неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации внеурочной деятельности или не проходит промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин. Хотя такая регламентация вряд ли уместна, если иметь в виду функции дополнительного образования детей как такового, где промежуточная аттестация отражает не столько обязанность учета и контроля образовательных результатов учащихся, сколько создание условий для обратной связи, а также возможность и необходимость планомерной диагностики индивидуальных учебных достижений внеурочной деятельности учащихся. В сложившихся условиях наиболее правильное решение — это внести в действующее Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации внеурочной деятельности обучающихся 5 специальный блок, посвященный дополнительным общеразвивающим программам.

Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся — формы оценки ВД учащихся, используемые наряду с итоговым оцениванием, которому, собственно, и посвящена настоящая статья. Далее мы остановимся именно на итоговом оценивании результатов ВД обучающихся, достигаемых в ходе освоения ими образовательных программ по плану ВД, включенному в ООП начального общего образования, и в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ.

Оценивать образовательные результаты внеурочной деятельности учащихся — это значит:

  • констатировать уровень освоения ими той или иной образовательной программы;
  • устанавливать степень соответствия фактически достигнутых учащимися учебных результатов планируемым результатам образовательных программ.

Оценивать следует только те образовательные результаты, которые запланированы педагогом и зафиксированы в рабочей программе занятий (курсов) ВД или в дополнительной общеразвивающей программе. В то же время, все запланированные учебных результаты учащихся должны быть подвергнуты оценке их достижения.

Цели оценочной деятельности внеурочной деятельности

  • реализация права учащихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования;
  • обеспечение социальной защиты учащихся, соблюдение прав и свобод в части содержания ВД, ее влияния на личностное развитие обучающихся;
  • установление степени соответствия фактически достигнутых учащимися учебных результатов планируемым результатам ОП;
  • содействие контролю реализации включенных в ООП начального общего образования рабочих программ ВД и дополнительных образовательных программ;
  • оптимизация внутренней системы оценки качества образования и развитие информационной открытости учебной организации.

Заметим, что согласно Порядку заполнения, учета и выдачи аттестатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», в аттестате, в разделе «Дополнительные сведения», на отдельных строках фиксируются наименования учебных курсов, предметов, дисциплин, изученных выпускником в объеме менее 64 ч. за два учебных года, в том числе в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность 6 . Хотя обозначенные позиции никак не распространяются на начальное общее образование, они удачно подчеркивают статус ВД учащихся в общем объеме содержания образования в школе.

Методы оценки внеурочной деятельности учащихся

Оценивание образовательных результатов может проводиться с применением следующих (одного или нескольких) методов:

  • тестирование;
  • опрос;
  • собеседование;
  • творческий экзамен;защита обучающимися проекта;
  • экспертная оценка;
  • встроенное педагогическое наблюдение.

Данные, полученные посредством применения вышеуказанных методов, могут фиксироваться как в форме отметки, так и безотметочным способом. В случае использования отметки педагог или иное лицо, реализующее программу ВД и (или) дополнительную общеразвивающую программу, разрабатывает специальные нормы отметок и их шкалу.

Для безотметочной фиксации данных оценки образовательных результатов учащихся применяются следующие способы: проценты; знаки и символы; рисунки; рейтинги; листы достижений; программируемые шаблоны.

Словесная характеристика учащегося (устная или письменная) как способ фиксации результата внеурочной деятельности используется только в ходе текущего формирующего оценивания .

В случае если образовательная программа ВД интегрирована по содержанию с теми или иными дисциплинами учебного плана, планируются и оцениваются предметные образовательные результаты, достигнутые обучающимися на индивидуальном уровне. Помимо специфичных для содержания реализуемой образовательной программы видов деятельности, оцениваются личностные и метапредметные результаты обучающихся.

Система оцениваемых результатов

К подлежащим оценке (в ходе внеурочной деятельности) личностным образовательным результатам учащихся следует относить:

  • полученный в процессе освоения образовательной программы опыт гражданской практики;
  • толерантность в отношении других культур, народов, религий;
  • ориентация учащихся на гуманистические идеалы и демократические ценности;
  • самостоятельность в социально и личностно значимых ситуациях;опыт проектирования своей социальной роли;
  • осознание и развитие личностных смыслов учения;
  • готовность и способность к самообразованию;
  • иное, если это актуально для специфики ООП.

К подлежащим оценке метапредметным образовательным результатам обучающихся следует относить:

  • личностные универсальные учебные действия ( нравственно-этическая ориентация; готовность к выбору жизненной позиции и др.));
  • рефлексивные УУД (целеполагание; планирование деятельности; выбор способов деятельности; самоконтроль; самооценка и др.);
  • познавательные УУД (поиск и кодирование информации, в т. ч. представленной в цифровой форме; смысловое чтение; проектно-исследовательская компетентность и др.);
  • коммуникативные УУД (выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • выражение своего мнения;
  • бесконфликтность;
  • создание текстов различных типов, стилей и видов.

Оценка личностных образовательных результатов обучающихся должна носить неперсонифицированный характер.

Организация оценочной деятельности

Особое внимание при организации оценки образовательных результатов внеурочной деятельности обучающихся следует уделять ее внутреннему регламенту. В каждой из вышеотмеченных ситуаций оценки, ее осуществляет педагог или иное лицо, обеспечивающее реализацию образовательной программы ВД. Этими же лицами должны подготавливаться 7 контрольно-измерительные материалы и (или) методики для оценки внеурочной деятельности учащихся.

Контрольно-измерительные материалы и (или) методики для оценки результатов внеурочной деятельности являются частью рабочей программы ВД. Педагог или иное лицо, обеспечивающее реализацию образовательной программы ВД, обязан в устной форме знакомить обучающихся с содержанием и методами оценки их индивидуальных достижений по мере реализации соответствующей ООП.

График процедур оценки и промежуточной аттестации ВД обучающихся доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения на сайте ОО или иным удобным для участников образовательных отношений способом информирования. В случае неудовлетворительных результатов оценки ВД учащихся проводится необходимая индивидуальная работа с учащимся, получившим неудовлетворительные результаты.

Принципиальной должна стать позиция, по которой неудовлетворительные результаты оценки и (или) промежуточной аттестации по той или иной программе внеурочной деятельности не являются основанием для каких бы то ни было мер, препятствующих дальнейшему продолжению освоения учащимся соответствующей программы. В положении о промежуточной аттестации обучающихся в школе должен быть зафиксирован этот момент.

Учет оценочных данных

Как и любые другие образовательные результаты учащихся, результаты аттестации внеурочной деятельности подлежат учету. Для учета образовательных результатов обучающихся по программам ВД используются:

  • журналы учета,
  • форма которых утверждается руководителем образовательной организации;
  • программируемые шаблоны и таблицы;
  • специализированные книги контроля;
  • иное, если это установлено ОО.

При должных кадровых и материально-технических условиях итоги оценки ( в т. ч. промежуточной аттестации) обучающихся по образовательным программам ВД, включенным в план внеурочной деятельности ООП начального общего образования, могут фиксироваться в специальных разделах журнала учета текущей успеваемости.

Использование технологии портфолио

Перспективной и эффективной технологией учета образовательных результатов оценки внеурочной деятельности учащихся является технология портфолио. Посредством технологии портфолио учащимся прививаются первичные навыки самооценки, обеспечивается привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Кроме того, технология портфолио содействует организации сбора информации о динамике продвижения обучающегося во ВД; расширяет пространство информационной открытости ОО.

В ходе учета результатов аттестации внеурочной деятельности учащихся используется условное понятие «единица» портфолио. Единица портфолио — это элемент портфолио, подвергающийся учету и накоплению.

Это полезно знать

Технология портфолио — это педагогическая технология формирования навыков самооценки учащихся, развития у них рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.

​Портфолио учащегося — комплексный документ, отражающий совокупность индивидуальных образовательных достижений ученика в урочной и (или) ВД.

Структура портфолио так или иначе отражает сложившийся в ОО опыт организации и содержание внеурочной деятельности учащихся. И сама технология портфолио, и его структура регулируются на институциональном уровне соответствующим положением 8 . С учетом существующей массовой практики организации ВД учащихся и опытом ОО в части реализации дополнительных общеразвивающих программ, структура портфолио может быть представлена следующими блоками:

  • «Личная информация»;
  • «Олимпиады»;
  • «Проекты и исследования»;
  • «Творчество».

Каждый блок имеет самостоятельные разделы. Согласно указанной структуре обучающимися оформляется содержание и осуществляется пополнение портфолио. Структура портфолио является механизмом упорядочивания информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся ( в т. ч. результатов ВД) и не должна изменяться в процессе заполнения обучающимися портфолио. Ниже предложен возможный вариант учета оценки внеурочной деятельности учащихся посредством технологии портфолио (табл. 1).

Источник

Adblock
detector