Информация по результатам аудита
Данная статья посвящена вопросу результативности аудита с точки зрения аудируемого лица, а именно той информации, которую аудируемая организация должна и может получить от своего аудитора. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 внесены изменения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696. Изменения добавили к ранее утвержденным стандартам еще 7, доведя их количество до 23. В числе добавленных — Правило (стандарт) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» (далее — стандарт), о котором собственно и пойдет речь.
Стандарт устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — информация), руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника компании. Рассмотрим их подробно.
- Кому предоставляется информация
Согласно стандарту аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.
Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное управление аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).
Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.
Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации.
Однако следует иметь в виду, что аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.
Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) следует:
а) указать форму, в которой будет сообщаться информация;
б) определить надлежащих получателей информации;
в) определить конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность.
- Какая информация предоставляется
Как правило, такая информация отражает:
- общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица. Объем аудита выражается в количестве проверенных хозяйственных операций. По объему проверка может быть сплошной или выборочной. Объем аудита должен быть достаточным для формирования такого мнения аудитора, риск ошибочности которого не превышал бы предельную величину (как правило, не более 5 %);
- выбор или необходимость изменения руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.;
- возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
- предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом. При этом очень важно, чтобы предлагаемые корректировки были максимально определенными и содержали не только описание выявленного нарушения, но и конкретизированные рекомендации по исправлению недочетов;
- существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать свою деятельность. Примерами такой неопределенности может быть значительное занижение налоговых баз по налогам при наличии высокой вероятности выявления налоговыми органами данных нарушений и, как следствие, предъявление сумм неуплаченных налогов и штрафных санкций к уплате; ведение деятельности без лицензии и т.д.;
- разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица (привести к её недостоверности) или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать обоснования важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
- предполагаемые модификации аудиторского заключения, т.е. предположения о степени достоверности отчетности;
- другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля);
- иные вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.
а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;
б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.
- Формы сообщения информации
Как правило, аудитор предварительно обсуждает с руководством аудируемого лица вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица имеют важное значение для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству аудируемого лица предоставить дополнительную информацию.
Несмотря на безусловную полезность устного общения, самым важным результатом работ на этапе, предшествующем выдаче аудиторского заключения, является письменная информация о нарушениях, выявленных в процессе проверки. По нашему мнению, наиболее удобным является разбиение информации на обширный Отчет, предоставляемый финансовому директору и (или) главному бухгалтеру аудируемого лица, в котором будут указаны все нарушения, выявленные в ходе проверки, и краткую информацию для руководителя и (или) собственника, необходимую для принятия управленческих решений. Предоставление Отчета должно состоять из двух этапов. Предварительно предоставляется рабочий вариант Отчета для согласования. Цель согласования — получить формальное согласие должностных лиц с информацией, приведенной в Отчете, либо возражения и (или) дополнения, которые могут быть учтены аудитором при формировании конечного варианта Отчета.
В заключение хотелось бы отметить, что хозяйствующий субъект должен уделять достаточное внимание порядку завершения процедуры аудита для обеспечения максимальной пользы от проведения аудита.
Источник
Как происходит документирование аудита
Аудит – это проверка фирмы, анализ всех направлений ее деятельности. Осуществляется исключительно специалистом, у которого есть все соответствующие разрешения. Деятельность аудитора должна документироваться в соответствии с законами. Для чего это нужно? По итогам проверки формируется официальное заключение. Информация, указанная в нем, должна подтверждаться документами.
Нормативное обоснование
Документирование осуществляется на основании этих стандартов:
- МСА 230, утвержденные приказом Минфина №207н от 9 ноября 2016 года.
- Правила ФПСАД №2.
Второй стандарт на данный момент уже не действует.
В МСА 230.7 указано, что документы могут быть как бумажными, так и электронными. Эта категория бумаг может включать в себя анализы, обзоры, программы проверки, письма, материалы электронной переписки. В состав РД иногда входят выдержки из контрактов. Однако нужно учитывать, что РД аудитора не заменят бухгалтерских свидетельств.
ВАЖНО! Рабочие бумаги должны быть объединены в едином файле.
Цели использования аудиторских документов
РД применяются со следующими целями:
- Законное планирование и осуществление проверки компании.
- Проведение текущего контроля над исполнением аудиторских задач.
- Контроль над результатами деятельности специалистов.
- Фиксация доказательств, подтверждающих позицию аудитора.
Если работа специалиста не будет сопровождаться документами, то и позиция его по поводу компании не будет иметь юридической силы.
Требования к документам
Требования к рабочей документации приведены в МСА 230. Бумаги аудитора должны отвечать таким стандартам:
- Должна быть изложена вся полнота сведений о проверке. Информация излагается подробно для облегчения понимания. Бумага должна быть простой для понимания.
- Нужно изложить все сведения. Указывается информация обо всех этапах мероприятия: планировании, подготовке и воплощении.
- Нужно указать сроки аудита.
- В бумагах содержатся сведения об итогах проверки, выводах, сформулированных на базе доказательств.
- Все существенные аспекты должны быть обоснованы. По их итогам аудитор формирует свое профессиональное мнение.
Объем рабочей документации по определенной проверке устанавливается самим аудитором. При установлении объема он должен ориентироваться на свой профессиональный опыт.
Несмотря на требование о полноте информации, не нужно бесконечно множить документы. В них не требуется отражать каждый вопрос. В частности, не требуется включать в комплекс РД копии документов проверяемой компании. Достаточно сформировать сводную таблицу, в которой приводится перечень проверенных документов. Напротив наименования документов нужно проставить отметку о том, есть ли в бумаге ошибки или она составлена правильно. То есть все, что можно сократить без утраты смысла, сокращается.
Однако нельзя сокращать перечень документов, если при этом будет утрачена простота чтения. Как же определить оптимальный объем документов? Он должен быть таким, чтобы при предполагаемой передаче дел другому аудитору последний смог все понять. В частности, он должен понять объемы проделанной проверки и разумность вывода на основании переданной ему рабочей документации. На основании бумаг специалисту должны быть ясны эти аспекты:
- Специфика, сроки и объемы аудиторских мероприятий.
- Итоги проверки, полученные в ходе нее доказательства.
- Существенные вопросы, сформированные в ходе проверки.
- Заключения по итогам аудита.
В РД включаются все сведения, которые являются существенными, отображающими ход и итоги дела.
Требования к формированию аудиторских документов
Форма и содержание бумаг определяются в зависимости от этих положений:
- Специфика задания, поставленная перед аудитором.
- Требования относительно заключения проверки.
- Сфера деятельности объекта аудита, степень сложности работы.
- Состояние бухучета и системы внутреннего контроля объекта аудита.
- Необходимость проведения текущего контроля над работой представителей аудитора.
- Методы, которые были использованы в ходе осуществления аудита.
Объем документов определяется масштабами деятельности проверяемой фирмы.
Техники документирования
Документирование ведется посредством этих инструментов:
- Записи (описание выполняемых процессов, скрипты, обзоры, итоги деятельности, отчеты).
- Графики (графики темпов расширения фирмы).
- Анкеты (как правило, это вопросы относительно работы внутри компании).
- Чек-листы (шаблоны, нужные для отображения стандартных процедур).
- Электронные ресурсы (это базы данных, отчеты, сформированные с помощью аудиторских программ).
Обычно РД включает в себя практически все эти техники. Одновременное применение графиков, анкет и записей позволяет отразить всю полноту сведений.
Разновидности
Аудиторская документация подразделяется на 2 вида:
- Постоянные. Включают в себя бумаги, которые нужны для понимания специфики деятельности компании. На основании этих документов можно понять темпы развития субъекта. В них содержатся существенные вопросы, интересующие аудиторов.
- Текущие. Включают в себя бумаги, которые нужны для осуществления текущей проверки, решения актуальных задач.
Обычно каждый из этих комплектов структурируется в отдельном порядке.
Особенности составления
Каждый документ, создаваемый в ходе работы, оформляется в соответствии с законом. В частности, в каждой бумаге должны быть эти сведения:
- Название компании, которая проводит аудит.
- Период осуществления проверки.
- Наименование документов.
- ФИО лиц, которые подготавливали документ.
- Дата аудита.
- Имена лиц, осуществляющих аудит.
В состав РД входят бумаги по определенным участкам деятельности компании. В них указываются обнаруженные отклонения и ошибки, существенные риски. Рекомендуется привести ссылки на положения учетной политики фирмы, на которые ориентировался аудитор при установлении ошибок.
Специалист должен обеспечить сохранность рабочих бумаг, а также их конфиденциальность. Аудитор обязан ограничить физический доступ к документации. К примеру, она может быть помещена в сейф, размещенный в запираемом помещении. Требуется позаботиться также о наличии электронной защиты, паролей.
Обязанности аудитора по ведению документации
В МСА 230 приведены эти обязанности проверяющего:
- Своевременная фиксация обсуждений всех существенных вопросов с управленческим составом проверяемых компаний.
- Документация операций по устранению противоречий при вынесении заключительного вывода.
- Аудиторский файл должен быть сформирован своевременно, после момента вынесения заключения по итогам мероприятия.
РД должна быть систематизирована. Особенности систематизации определяются конкретными обстоятельствами и нуждами проверяющего. Специалист должен разработать типовые формы бумаг. Наличие типовых форм сокращает время на составление документов.
К СВЕДЕНИЮ! Когда заключительный аудиторский файл создан, специалист не может удалять или изымать бумаги до завершения срока хранения. Последний составляет не меньше 5 лет с даты вынесения заключения.
Источник
ГЛАВБУХ-ИНФО
Единые общие требования по подготовке рабочей документации аудитора устанавливаются как Международным стандартом аудита МСА 230, так Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита».
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Документирование аудита» устанавливает единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно.
Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, отражением полученной информации документации аудита, оформленной правилом (стандартом) аудиторской деятельности.
К рабочей документации аудита относятся:
— планы проведения аудита;
— описания использованных аудиторской организацией процедур и
— объяснения, пояснения экономического субъекта; копии, числе фотокопии, документов экономического субъекта;
— описание системы внутреннего контроля бухгалтерского учета экономического субъекта;
— аналитические документы аудиторской организации; другие документы.
Примерный перечень документов, которые могут быть включены рабочей документации аудиторской организации:
— материалы относительно организационно-правовой формы структуры экономического субъекта;
— извлечения учредительных документов экономического субъекта, иных важных юридических документов его (договоров, контрактов, протоколов
— материалы, свидетельствующие аудита, аудита;
— записи систем бухгалтерского учета контроля (описания, вопросники, схемы документооборота или комбинации их);
— аналитические материалы хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета;
— записи, содержащие анализ существенных показателей деятельности экономического субъекта;
— записи дате проведения проведенных аудиторских процедур таких процедур;
— материалы, свидетельствующие что работа, выполненная контролировалась аудиторами;
— сведения кем выполнялись аудиторские процедуры;
— копии переписки аудиторскими организациями, экспертами лицами аудитом экономического субъекта;
— копии переписки или записи обсуждений встреч субъектом по поводу вопросов, возникших аудита, включая условия проведения аудита;
— письма-подтверждения, полученные субъекта;
— копии бухгалтерской финансовой документации экономического субъекта;
— выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита.
Рабочая документация может быть создана аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена субъекта, которого проводится аудит, или
Состав, количество документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из:
— характера проводимой работы;
— характера деятельности экономического субъекта;
— состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;
— надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
— необходимого уровня руководства персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.
Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность Федерации,
Рабочая документация находится аудиторской организации, проводившей аудит. Копии числе фотокопии) документов экономического субъекта могут быть включены рабочей документации аудиторской организации этого экономического субъекта.
Экономический субъект, которого проводился аудит, лица, включая налоговые государственные органы, право требовать организации предоставить рабочую документацию или полностью или части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся документации, являются конфиденциальными и разглашению аудиторской организацией.
Аудиторская организация предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, которого проводился аудит. Аудиторская организация права и предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые для:
— составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;
— подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией регулирующими аудиторскую деятельность Федерации;
— осуществления аудиторской организацией контроля аудита;
— планирования аудита аудиторской организацией.
Рабочая документация должна содержать записи аудита, записи времени проведения выполнения аудиторских процедур сделанные полученных аудита сведений.
Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе сделанными по этим вопросам, подлежат отражению документации.
Рабочая документация должна быть достаточно полной чтобы опытный аудитор, ознакомившись мог получить общее представление аудиторской организацией аудите.
Сведения, включенные документацию, излагаются ясно чтобы были очевидны различные толкования.
Рабочая документация должна создаваться своевременно: и по завершении аудита. представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена)
Рабочая документация может создаваться машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся времени, установленного для хранения рабочей документации
Записи должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность записей времени, установленного для хранения рабочей документации
Если документации используются условные обозначения (символы), то такие обозначения (символы) должны быть объяснены.
По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения аудиторской организации.
Рабочая документация должна храниться скомплектованной («файлы»), заведенные для каждого аудита отдельно. Система расположения документов устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация хранится
Сохранность рабочей документации, оформление ее организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное.
Рабочая документация, фиксирующая проводимый или проведенный аудит, работникам аудиторской организации, аудитом данного экономического субъекта, как правило,
Рабочая документация хранится аудиторской организации
В случае пропажи или порчи рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются
Рабочие бумаги аудитора хранятся — так называемых досье Досье разделяют постоянные
Текущее досье содержит все документы собранные аудиторской проверки, вопросы перенесенные аудита, те, следует обратить внимание аудите.
Постоянное досье содержит информацию, важную для аудита
Специальные досье — это досье менеджера, содержатся документы, связанные организационных вопросов аудита, взаимоотношениями экономического субъекта лицами, или другая специальная информация; специальные постановления, указы; налоговая документация; данные по соблюдению законодательства
Текущее досье должно содержать все сведения, необходимые для:
— составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской фирмой;
— подтверждения того, что аудит проведен аудиторской фирмой актами, регулирующими аудиторскую деятельность Федерации;
осуществления аудиторской фирмой контроля аудита; планирования аудита аудиторской фирмой. Рабочие документы должны содержать записи аудита, характере, времени проведения выполненных процедур, выводы, сделанные полученных аудита сведений.
Все существенные вопросы, требующие профессиональной оценки, вместе сделанными по этим вопросам, подлежат отражению документах. Постоянное досье, как правило, содержит: организационную информацию, установленную законом: данные данные данные местонахождение органа управления делами; копии устава, учредительного договора, свидетельства
— информацию деятельности: основные виды деятельности дочерних предприятий и филиалов; конкретное законодательство историю предприятия; сводку прошлых результатов; характеристику основного персонала; описание особенностей бухгалтерского учета контроля; схемы организации управления; схемы последовательности операций;
— подробности договора копии договоров аудиторской проверки других работ; подробности особых требований подробности неаудиторских услуг;
— информацию для аудита: контакты клиента; банковскую информацию; информацию основной аудиторский персонал; адреса мест проведения аудита;
Источник
Стандарт оформления результатов аудита
Главная страница » Аудиторское заключение. Его публикация и где с ним можно ознакомиться.
Действующее законодательство закрепляет юридическое понятие аудиторского заключения. Это официально-подготовленный документ, содержащий в себе мнение аудиторской компании о достоверности или отсутствии достоверности порядка ведения бухгалтерской отчетности. Основная цель аудиторской проверки – сформировать объективное мнение о честности ведения организацией бухучета. Все вынесенные в рамках обязательного аудита заключения подлежат публикации в интернет-портале Федресурс Аудиторское (ЕФРС).
Это единый федеральный реестр, появившийся в 2013 году и содержащий сведения о факте деятельности организаций, ИП и иных субъекта хозяйственной деятельности. На сегодняшний день этот ресурс данных аккумулирует в себе сведения, обладающие ключевым признаком для ведения бизнеса, а также проверки возможных контрагентов. Сообщения в федеральный портал вносятся самими субъектами хозяйственной деятельности: предпринимателями и организациями различных организационно-правовых форм, а также членами саморегулируемых организаций. Помимо сведений об аудиторских проверках, веб-сайт содержит в себе информацию из сопутствующих государственных реестров, например, ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Существует несколько видов аудиторских проверок:
- Обязательная проверка;
- Инициативная проверка;
- Проверка по специальному аудиторскому заданию.
По всем видам аудиторских проверок используется единая форма заключения, которое составляется на русском языке с указанием валюты в российских рублях. Лицо, проводящее проверку, несет ответственность за указанные в заключении данные и работает в соответствии с регламентом Федеральных правил и стандартов №6. В этом документе содержатся единые правила к форме и содержанию заключений. По завершению аудита, копия заключения передается руководителю юридического лица на ознакомление.
Ложное аудиторское заключение – документ, составленный без реального проведения проверки или подготовленный по результатам проверки, противоречащей итоговому выводу аудитора. Ложным заключение признает суд, такой документ теряет свою юридическую силу, и на него нельзя ссылаться в будущем.
Основные элементы аудиторского заключения:
Вводная часть
Этот раздел включает в себя данные об аудиторе, проводящем проверку, а также о юридическом лице, которое проверялось. Указывается дата, время и место проверки, наименование документа и реквизиты аудируемого юридического лица.
Аналитическая часть
Сообщает об отчете аудитора по результатам ознакомления с финансовыми документами юридического лица. Здесь указывается объект проверки, проверяемые временные рамки, а также ее общие результаты и выводы. Эта часть является наиболее важной в работе аудитора, поскольку необходимо внимательно проверить огромный пласт документации.
Итоговая часть
Включает в себя изложение мнения аудитора касательно проведенной проверки и качества бухгалтерской отчетности проверяемого объекта. Данный раздел также содержит в себе указание об ответственности за предоставление ложных сведений. Эта часть аудиторского заключения передается на руки аудируемому юридическому лицу.
Как оформляется аудиторское заключение
В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) №10 аудиторское заключение должно быть оформлено согласно следующим требованиям. Документ подписывается непосредственно аудитором, а также руководителем юридического лица, у которого проводилась проверка. В конце заключения должны стоять печати. К нему прилагается проверенная финансовая отчетность, заверенная исполнительным органом юридического лица. Итоговое аудиторское заключение должно выглядеть как единый документ, со скреплёнными и прошитыми приложениями и печатями. Аудиторское заключение изготавливается в копиях по количеству сторон, одно остается на руках у проверяющего.
Действующее законодательство предусматривает следующие виды аудиторского заключения:
Безоговорочно положительное заключение.
Модифицированное заключение.
Модифицированных заключений может быть несколько:
- Заключение с оговоркой – выносится, если аудитору не был предоставлен необходимый для проверки объем документации;
- Отказ от выражения мнения – выносится если у аудитора есть сомнения в действительности бухгалтерской отчетности ввиду ее сильного ограничения, в условиях которой он не в состоянии составить объективное мнение;
- Отрицательное мнение – выносится аудитором в случае подозрений или явных нарушений требований бухгалтерского учета или предоставления ложных сведений.
Публикация аудиторского заключения
В 2017 году в юридическую силу вступили поправки в действующий ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», по которым теперь юридические лица, обязанные проводить аудит, должны выложить результаты аудиторских проверок на специальном ресурсе.
Проведение обязательного аудита возлагается на следующие субъекты хозяйственной деятельности:
- Акционерные общества;
- Кредитные организации, субъекты страховой деятельности, инвестиционные фонды;
- Юридические лица, выручка которых за год превышает 400 млн. рублей, а также активы которых составляют сумму более 60 млн. рублей.
Указанный выше перечень не является закрытым, а потому новые изменения законодательства могут трактовать его в расширительной форме или добавлять туда новые субъекты.
Когда публиковать аудиторское заключение?
Сроки публикации аудиторских заключений устанавливаются в 3 дня с момента оформления аудиторской проверки. Передать информацию на ресурс можно в электронном виде с использованием цифровой подписи (ЭЦП).
Публикуемые сообщения должны содержать нижеследующие данные (ст. 7.1 ФЗ «О государственной регистрации»):
- Реквизиты аудируемого юридического лица (ИНН, ОГРН, КПП);
- Реквизиты аудитора или аудиторской компании (ИНН, ОГРН, КПП);
- Полный список проверенной аудитором бухгалтерской отчетности и иных финансовых документов за тот период, когда было подготовлено заключение;
- Дата проведения проверки;
- Мнение аудитора или организации о соответствии бухгалтерской организации нормам действующего законодательства.
Аудиторская фирма или индивидуальный аудитор имеют право выложить информацию на сайт самостоятельно или через нотариальную контору.
Для размещения сообщения потребуется:
- Установить специальную программу для установки и дальнейшей работы с ключом ЭЦП (например, КриптоПРО);
- Создать аккаунт или авторизоваться в существующем на веб-сайте аккаунте, подтвердить ознакомление с пользовательским соглашением;
- Нажать на поле «вход»;
- Далее необходимо выбрать заранее установленный ключ электронной подписи, который будет использован для передачи информации и публикации сообщения на сайте;
- Сообщение формируется вручную, после чего необходимо его сохранить;
- Нажать на кнопку «подписать сообщение»;
- Произвести оплату государственной пошлины за публикацию сообщения (программа формирует счет автоматически, руководителю останется только указать счет списания и его оплатить).
- Далее черновик публикации сообщения об аудиторской проверке направляется на модерацию, по результатам которой может быть вынесен отказ.
Основания для отказа:
- Неоплата государственной пошлины в необходимом размере;
- Отсутствие электронно-цифровой подписи на документе либо электронно-цифровая подпись недействительна.
- Основания для отказа:
Санкции
За несоблюдение правил предоставления информации или предоставление ложных сведений, а также нарушение сроков подачи сообщений может быть причиной для наложения штрафов на юридическое лицо в размере от 5.000 рублей до 700.000 рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет. Перечень оснований и штрафных санкций перечислены в ст. 15.19 КоАП РФ.
Поскольку санкции и штрафные меры в отношение субъектов аудиторской деятельности весьма серьезные, то вопрос своевременного опубликования сведений требует предельной внимательности и ответственности.
Таким образом, данная статья отвечает на вопрос о том, что такое аудиторское заключение, кто обязан его публиковать и как это сделать. Также разобран вопрос о сроках публикации, а также штрафных санкциях, применяемых в случае пропуска этих сроков. Указаны требования и сведения, которые должна содержать новость о проведенной проверке.
Источник
Стандарт оформления результатов аудита
ГОСТ Р ИСО 19011-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
Guidelines for auditing management systems
Дата введения 2013-02-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 19011:2011* "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента" (ISO 19011:2011 "Guidelines for auditing management systems", IDT)
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соотвентствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5)
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
После публикации в 2002 году первого издания настоящего стандарта появилось множество публикаций новых стандартов по системам менеджмента. В результате возникла необходимость в рассмотрении более широкой области применения для аудитов систем менеджмента, так же, как и в предоставлении соответствующих руководящих указаний, которые стали более универсальными, с тем, чтобы их было можно применять для различных областей (дисциплин) менеджмента.
В 2006 году комитет ИСО по оценке соответствия (КАСКО) разработал ИСО/МЭК 17021, устанавливающий требования для сертификации систем менеджмента третьей стороной, в котором нашли отражение руководящие указания, содержащиеся в первом издании настоящего стандарта.
Второе издание ИСО/МЭК 17021, опубликованное в 2011 году, было расширено, с тем чтобы трансформировать руководящие указания, предложенные в настоящем стандарте, в требования к сертификационным аудитам для систем менеджмента. В связи с этим второе издание настоящего стандарта предоставляет руководящие указания для всех пользователей, включая организации малого и среднего бизнеса, и делает основной акцент на том, что общепринято называть "внутренними аудитами" (аудиты первой стороны) и "аудитами со стороны потребителей своих поставщиков" (аудиты второй стороны). В то время как стороны, принимающие участие в проведении сертификационных аудитов систем менеджмента, руководствуются требованиями ИСО/МЭК 17021:2011, для них могут также оказаться полезными руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте.
Взаимосвязь между вторым изданием настоящего стандарта и ИСО/МЭК 17021:2011 приведена в таблице 1.
Таблица 1 — Область применения настоящего стандарта и его взаимосвязь с ИСО/МЭК 17021:2011
Аудит третьей стороны
Иногда называемый "аудитом первой стороны"
Иногда называемый "аудитом второй стороны"
В целях проверки соблюдения законодательства и аналогичных целей
Для проведения сертификации (см. также требования ИСО/МЭК 17021:2011)
Настоящий стандарт не устанавливает требований, а содержит руководящие указания по управлению программой аудита, планированию и проведению аудита системы менеджмента, а также по вопросам компетентности и оценивания аудитора и группы по аудиту.
Организации в рамках своей деятельности могут использовать несколько документированных систем менеджмента. Для того, чтобы не усложнять текст настоящего стандарта, предпочтительно употребление "система менеджмента" в единственном числе, но каждый конкретный читатель может адаптировать внедрение положений настоящего стандарта применительно к своей собственной конкретной ситуации. Это также применимо к использованию терминов "лицо" и "лица", "аудитор" и "аудиторы".
Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя аудиторов, организации, внедряющие системы менеджмента, и организации, нуждающиеся в проведении аудитов систем менеджмента согласно контрактным или другим обязательствам. При этом пользователи настоящего стандарта могут применять настоящие руководящие указания при разработке своих собственных требований, относящихся к аудиту.
Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут использоваться для целей, связанных с декларированием соответствия, а также могут быть полезными для организаций, участвующих в деятельности по подготовке аудиторов или сертификации персонала.
Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, не устанавливают жестких рамок и допускают гибкость в своем применении. Как указано в пунктах по тексту настоящего стандарта, применение настоящих руководящих указаний может различаться в зависимости от размера, уровня развития и совершенства системы менеджмента организации, от характера деятельности и сложности проверяемой организации, а также от целей и области применения проводимых аудитов.
Настоящий стандарт вводит понятие риска применительно к аудиту систем менеджмента. Применяемый здесь подход относится как к рискам, связанным с недостижением процессом аудита поставленных целей, так и к рискам, связанным с возможностью помешать осуществлению деятельности и процессов проверяемой организации из-за проведения мероприятий по аудиту. При этом не дается отдельного руководства по процессу управления рисками для организации, но признается то, что при проведении аудита организации могут сосредоточить свои усилия на наиболее важных вопросах для системы менеджмента.
Настоящим стандартом принимается подход, называемый "комплексным аудитом", при котором две или несколько систем менеджмента, охватывающие различные аспекты менеджмента, проверяются совместно. В случаях, когда эти системы интегрированы в одну систему менеджмента, принципы и процессы проведения аудита будут такими же, как и для комплексного аудита.
Раздел 3 устанавливает ключевые термины и определения, используемые в настоящем стандарте. Были предприняты все усилия для того, чтобы эти определения не вступали в противоречия с определениями, используемыми в других стандартах.
Раздел 4 описывает принципы, на которых базируется процесс аудита. Эти принципы помогают пользователю понять суть процесса аудита и важны для понимания указаний, представленных в разделах 5-7.
Раздел 5 содержит руководящие указания по разработке и управлению программами аудита, по постановке целей программ аудита и координации мероприятий, выполняемых при проведении аудита.
Раздел 6 содержит руководящие указания по планированию и проведению аудита системы менеджмента.
Раздел 7 содержит руководящие указания, относящиеся к компетентности и оценке аудиторов систем менеджмента и групп по аудиту.
Приложение А поясняет применение содержащихся в разделе 7 руководящих указаний для различных аспектов менеджмента.
Приложение В содержит дополнительное руководство для аудиторов по планированию и проведению аудитов.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по аудиту систем менеджмента, включая принципы аудита, управление программами аудита и проведение аудитов системы менеджмента, а также указания по оценке компетентности лиц, участвующих в процессе аудита, включая аудиторов, группы по аудиту и лиц, отвечающих за управление программой аудита.
Настоящий стандарт предназначен для всех организаций, которым необходимо проводить внутренние или внешние аудиты систем менеджмента или управлять программой аудита.
Положения настоящего стандарта могут применяться и для других типов аудита при условии, что будет уделено особое внимание вопросам, связанным с требуемым для этих целей уровнем специальной компетентности.
2 Нормативные ссылки
В данном разделе не приведены нормативные ссылки. Он включен для сохранения идентичности нумерации разделов настоящего стандарта с другими стандартами ИСО на системы менеджмента.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (3.2).
1 Внутренние аудиты, иногда называемые "аудитами первой стороны", проводятся самой организацией или от ее имени для анализа со стороны руководства или других внутренних целей (например, для подтверждения намеченных показателей результативности системы менеджмента или для получения информации по улучшению системы менеджмента) и могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно в малых организациях, независимость при аудите может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту, или беспристрастностью и отсутствием конфликта интересов.
2 Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые "аудитами второй стороны" и "аудитами третьей стороны". Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например, потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, такие как регулирующие или надзорные органы или организации, проводящие регистрацию или сертификацию.
3 Аудит двух или нескольких систем менеджмента для различных аспектов (например, качество, охрана окружающей среды, охрана труда), проводимый одновременно, называют "комплексным аудитом".
4 Если две или несколько проверяющих организаций объединяют свои усилия для проведения аудита одной проверяемой организации (3.7), такой аудит называют совместным.
5 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.1.
3.2 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политик, процедур или требований, используемых в качестве эталона, в соотношении с которым сопоставляют свидетельства аудита (3.3), полученные при проведении аудита.
1 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.3.
2 В случае, если критериями аудита являются правовые требования (включая законодательные или другие обязательные требования), то в выводах (наблюдениях) аудита (3.4) часто используются термины "соответствующий" или "несоответствующий".
3.3 свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита (3.2) и могут быть проверены.
Примечание — Свидетельство аудита может быть качественным или количественным.
[ИСО 9000:2005, статья 3.9.4]
3.4 выводы (наблюдения) аудита (audit findings): Результаты оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2).
1 Выводы аудита указывают на соответствие или несоответствие.
2 Выводы аудита могут вести к идентификации возможностей для улучшения или отражению наилучших практик.
3 Если критерии аудита выбираются, исходя из правовых или других обязательных требований, то наблюдением (выводом) аудита определяется соответствие или несоответствие данным требованиям.
4 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.5.
3.5 заключение по результатам аудита (audit conclusion): Выходные данные аудита (3.1) после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита (3.4).
Примечание — Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.6.
3.6 заказчик аудита (audit client): Организация или лицо, заказавшие аудит.
1 В случае внутреннего аудита, заказчиком аудита может быть проверяемая организация (3.7) или лицо, ответственное за управление программой аудита. Запросы, касающиеся проведения внешнего аудита, могут поступать из таких источников, как контролирующие органы, стороны, с которыми организация имеет контрактные отношения, или потенциальные заказчики.
2 Адаптировано из ИСО 9000:2005, статья 3.9.7.
3.7 проверяемая организация (auditee): Организация, подвергающаяся аудиту.
Источник