Структура и содержание ООП НОО рабочая программа

Цели и задачи ООП НОО, способы оценивания, планируемые образовательные результаты.

« Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся». (согласно пункту 14 ФГОС НОО)

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определённое направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершённую систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО): обеспечение выполнения требований Стандарта по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

— Формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся начальной общеобразовательной школы;

— Создание для всех обучающихся равных возможностей получения качественного начального общего образования через учёт индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей;

— Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения (одарённых детей и детей с ОВЗ);

— Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО, становления их гражданской идентичности, как основы развития гражданского общества через организацию внеурочной деятельности;

— Осуществление преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего через программы совместной деятельности с ДОУ;

— Формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися программы НОО, деятельности педагогических работников;

— Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО

Начальная школа – этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении на новом уровне.

В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения. Самооценка приобретает черты адекватности и рефлексивности. Моральное развитие учащихся начальной школы связано с освоением моральных норм и с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями. В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение принимать решения, ставить перед собой цель и добиваться ее выполнения в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Одна из важнейших функций начальной школы – приобщение школьников к культуре чтения, при этом чтение понимается как базовая образовательная компетентность, основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ получения удовольствия в духовной сфере.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования , допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

К числу планируемых результатов отнесены:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя планируемее результаты конкретных учебных предметов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

— самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося; смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»);

— моральноэтическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

— сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

— сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

— сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

— сформированности мотивации учебной деятельности;

— знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений;

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Читайте также:  11 примеров Образцы НИРС по практике 2021 года

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаковосимволических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинноследственных) и аналогий; д. т. поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебнопознавательных и учебнопрактических задач.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Показатель динамики образовательных достижений — один
из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом. При этом
наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории обучающихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Итоговая оценка выпускника

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

— речевыми, среди которых следует выделить навыки осо
знанного чтения и работы с информацией;

— коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе)

Источник



МБОУ СОШ № 21

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 г. Екатеринбурга (далее — Учреждения) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, особенностей психолого-педагогического развития детей младшего школьного возраста, рекомендаций примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов, на духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Содержание ООП НОО основной образовательной программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; календарный учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования Учреждения является обеспечение выполнения требований ФГОС НОО по достижению обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), целевых установок, знаний, умений, навыков и как системообразующего компонента ФГОС НОО, развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Достижение цели реализации ООП НОО предполагает решение следующих основных задач:

— обеспечить условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО;

— создать условия для формирования общей культуры обучающихся посредством духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития;

— способствовать сохранению и укреплению всех видов здоровья обучающихся (физическое, психическое, духовно-нравственное и т.д.), профилактике возможных нарушений здоровья;

— обеспечить доступность получения качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);

— обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех его участников;

— создать условия для выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через организацию интеллектуальных, спортивных и творческих мероприятий, проектной и исследовательской деятельности, организацию общественно полезной деятельности; предоставление условий для эффективной самостоятельной работы;

– использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа, овладение обучающимися основами учебной деятельности (умением понимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и т.д.);

— обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования, обеспечение условий для последующего свободного выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) образовательного маршрута в процессе получения основного общего образования на основе сформированной готовности к освоению образовательных программ различного уровня;

— обеспечить развитие личности обучающихся, их социальной активности и ответственности за счет включение их в процессы познания и преобразования школьной и внешкольной социальной среды (Чкаловского района, города Екатеринбурга, Свердловской области и т.д.).

В основе реализации основной образовательной программы Учреждения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает основную педагогическую задачу — организация условий, инициирующих действие обучающихся.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

обеспечение преемственности уровней образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ через расширение зоны их ближайшего развития.

Источник

Мастер-класс "Реализация ФГОС: итоги мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"

Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования. ФГОС НОО определяет развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики. В рамках реализации ФГОС НОО проводится мониторинг качества предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.

Функции мониторинга

В ходе реализации ФГОС НОО мониторинг как средство повышения качества образования выполняет следующие функции:

  • контрольно-диагностическую — получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися ООП НОО;
  • корректирующую — выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
  • коммуникативно-информационную — обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
  • управленческую — принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
  • прогностическую — накопление информации об успешности образовательной деятельности начальной школы, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.
Читайте также:  Завершился марафон Казань 2019 обошлось без сенсаций

Цель мониторинга:

  • обеспечить на этапе контроля достижения учащимися планируемых результатов ООП НОО
  • определить уровень качества начального образования обучающихся 1-4 классов в свете реализации ФГОС НОО

Задачи:

  1. Соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;
  2. Эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
  3. Уровень сформированности универсальных учебных действий.

ФГОС: требования к результатам освоения ООП НОО

Требования, соответствующие современным представлениям об обобщённой структуре личности и деятельности человека, характеризующие: Интеллектуальную сферу человека, ценностно-этическую, трудовую, коммуникативную, эстетическую, физическую сферу человека.

Критериями оценивания

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Этапы мониторинга

Мониторинг качества результатов организуется на основе диагностических методов по этапам:

  • 1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс, начало учебного года во 2 классе)
  • 2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)
  • 3 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения: контрольно-диагностическая работа)
  • 4 этап — итоговая диагностика (в конце 4 класса: ВПР и метапредметная работа).

Формы представления образовательных результатов

  • ЭЖ успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок – комментарий учителя);
  • тексты итоговых комплексных и контрольно-диагностических работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований.

Система мониторинга результатов освоения ООП НОО

Существуют внешняя и внутренняя оценка качества результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.

Особенности системы оценки образовательных результатов начальной школы в условиях введения ФГОС:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
  • оценкауспешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.

Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты

Внутренний и внешний контроль в % (2-4 классы)

Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты

Вывод: младшие школьники продемонстрировали предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Выявления индивидуальных достижений учащихся в формировании метапредметных результатов: 1-4 класс. Вывод по классу.

Вывод: первоклассники научились работать с текстом, находить в тексте нужную информацию и удерживать учебную задачу в предложенных заданиях.

Вывод: второклассники научились пониманию текстовой информации и обобщению, анализу и моделированию, умению проводить простейшую классификацию.

Вывод: третьеклассники научились выделять необходимую информацию из текста, проводить интерпретацию информации и её анализ, структурирование и нахождение эффективных способов решения задач.

Вывод: четвероклассники показали умение ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях, грамотно применять их в решении учебных проблемных ситуациях.

Результаты освоения ООП НОО: метапредметные результаты

Вывод: младшие школьники продемонстрировали метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Реализация ФГОС

внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание младших школьников

  • Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру»
  • Международная интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»
  • Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада
  • «Наше наследие»
  • Общероссийская олимпиада по Основам православной культуре
  • Региональный интеллектуальный марафон среди младших школьников (АСОУ)
  • Региональный конкурс по обществознанию «Права человека глазами ребёнка»
  • Региональная экологическая акция Наше Подмосковье: «Посади своё дерево»
  • Муниципальный экологический фестиваль «День Земли»

Реализация ФГОС: проектно-исследовательская деятельность

Вывод: младшие школьники продемонстрировали личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Диссеминация опыта: Готовимся к уроку по ФГОС

В рамках подготовки педагогического совета педагогами начальной школы были даны открытые уроки, в которых приняли участие и учителя начальной школы. Педагоги поделились своим опытом работы в рамках реализации ФГОС.

На что мы должны ориентироваться, когда мы готовимся к уроку по ФГОС:

  • Реализовать поставленные цели урока.
  • Продумать организацию урока: его тип, структуру, логическую последовательность, дозировку во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
  • Продумать, каким образом мы сможем обеспечить мотивацию изучения учебного материала?
  • Соответствие урока требованиям ФГОС: ориентация на новые образовательные результаты, нацеленность деятельности на формирование предметных и метапредметных результатов (УУД) обучающихся, использование современных технологий успешного обучения (проектная, исследовательская, ИКТ и др.).
  • Содержание урока: научная правильность освещения материала на уроке, соответствие содержания урока требованиям программы, связь теории с практикой, межпредметные связи.
  • Методика проведения урока: актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности). Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. Целесообразность использования средств обучения в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки урока.Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  • Психологические основы урока: учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.

Реализация ФГОС НОО

Хочется отметить, что учителя начальной школы активно участвуют в реализации программы ФГОС. Мониторинг результатов освоения ООП НОО показал, что учителя начальной школы активно:

1. Используют различные технологии успешного обучения: личностно- ориентированную, системно-деятельностную, игровую, проектно-исследовательскую, ИКТ и другие технологии.

  • Ориентируются на новые образовательные результаты, нацеливают свою деятельности на формирование предметных и метапредметных и личностных результатов обучающихся.
  • Применяют различные методы, приёмы и формы работы.

Таким образом, система оценивания, направленная на получение информации, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Источник

Основная образовательная программа начального общего образования «Школа России»

Основная образовательная программа начального общего образования (далее — ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373», на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

ООП НОО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП НОО – программа действий всех субъектов образовательного процесса МОУ СОШ с.Козлово по достижению качественных результатов современного образования.

Основная образовательная программа учитывает возрастные особенности младших школьников и опирается на планируемые в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования результаты.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет), являются:

  • смена ведущей деятельности ребёнка — переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (при сохранении значимости игровой, на базе которой развиваются учебные навыки и компетентности);
  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать свою учебную деятельность, осуществлять её контроль и оценку);
  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
  • усиление роли самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности (формируется на основе оценки его «значимыми другими», которыми являются, прежде всего, взрослые, особенно учитель).

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Основными субъектами образовательного процесса являются учащиеся, родители, педагоги.

Начальное (общее) образование ставит перед собой следующие стратегические цели:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
  • развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
  • формирование у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; опыта осуществления различных видов деятельности;
  • создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
  • помощь школьникам в овладении основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
  • приобретение каждым ребенком опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности;
  • становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества.
Читайте также:  12 правил успешного общения и ответов на каверзные вопросы

Назначение программы

Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.

Задачи:

  • обеспечение гарантий прав детей на образование;
  • создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой;
  • стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
  • обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
  • создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;
  • создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.

Приоритетные направления:

  • ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
  • формирование мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;
  • совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;
  • сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
  • развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Принципы реализации программы:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
  • принцип преемственности данной программы, программы развития и программы образовательного учреждения;
  • принцип информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе;
  • принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
  • включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Прогнозируемый результат:

  • повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;
  • проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника;
  • обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;
  • творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;
  • удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

Целевой раздел

  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Содержательный раздел

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  • Программы отдельных предметов, курсов (приложение с программами по отдельным предметам)
  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Организационный раздел

  • Учебный план начального общего образования
  • План внеурочной деятельности
  • Система условий реализации ООП НОО

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Образовательные программы

Авторские программы УМК «Школа России».

Управленческие программы

  • Образовательная программа школы
  • Программа развития школы
  • Программа развития универсальных учебных действий
  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • Программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
  • Рабочие программы учебных курсов

Учебно-методическое обеспечение

В образовательном процессе используются учебники и методические комплекты для реализации задач ООП НОО, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации по программе «Школа России».

Результатом реализации Программы является «модель» (образ) выпускника. Модель выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися.

Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития школы:

  • высокий уровень образованности;
  • культура мышления;
  • готовность к самостоятельной образовательной деятельности;
  • уровень развития познавательных интересов у учащихся;
  • готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;
  • умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;
  • система нравственно-этических качеств;
  • готовность к самоопределению, межличностному общению с людьми;
  • потребность ведения здорового образа жизни.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;
  • овладеть навыками учебной деятельности, дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
  • овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.

Измерители реализации образовательной программы

1. Контрольные и комплексные работы.

2. Диагностика уровня обученности.

3. Результаты участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах.

4. Итоговая аттестация.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, соуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместитель по учебной-воспитательной работе.

Источник

«Структура и содержание ООП НОО»
рабочая программа

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

задачи; особенности уровня НОО; новообразования характерные для младшего школьного возраста.

Планируемы результаты освоения ООП

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов ООП НОО;

2) являться основой для разработки ООП НОО

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения.

структура планируемых результатов; универсальные учебные действия: личностные и метапредметные; планируемые результаты по предметам.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и формирование УУД;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов; итоговая оценка выпускника.

Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО

1)описание ценностных ориентиров содержания образования;
2) связь УУД с содержанием учебных предметов;

3)характеристики различных видов УУД;

4) задачи формирования различных видов УУД;

5)описание преемственности программы формирования УУД при переходе от ДОУ К НОО

функции УУД; особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся; методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися УУД.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, программы курсов ВД

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

Программа духовно-нравственно развития, воспитания обучающихся на ступени НОО

1)создание системы воспитательных мероприятий;

2) формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

3)формирование у обучающегося активной деятельностной позиции;

4) перечень планируемых результатов воспитания.

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; основные направления и ценностные основы; виды деятельности, формы занятий и методы организации деятельности; модель организации работы; принципы и особенности организации; основные технологии; критерии и показатели эффективности деятельности.

Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни

1) цель, задачи и результаты деятельности, а также описание ценностных ориентиров;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий;

4) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов;

Программа коррекционной работы

1)перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

2) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, мониторинг динамики развития детей;
3)описание специальных условий обучения и воспитания;
4) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации;

5)планируемые результаты коррекционной работы.

цель и задачи программы; принципы формирования программы; направления работы; этапы реализации программы; условия реализации программы.

Учебный план НОО

определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся;

фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

цели организации внеурочной деятельности; примерный календарный учебный график, который определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций.

Система условий реализации ООП

1)описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;

2)обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами;

3)механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

4)сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

5)контроль за состоянием системы условий.

Компонент, добавленный на основе соотношения примерной ООП НОО и ФГОС НОО:

Источник