Тема 11 Анализ социологической информации и социологический прогноз

Тема 11. Анализ социологической информации и социологический прогноз

Обработка и анализ социологической информации – завершающий аккорд всех социологических исследований. На этом этапе делаются фактические выводы, формулируются общие и специальные заключения, вырабатываются рекомендации, составляются отчеты о проделанной работе, а также намечаются контуры новых перспективных исследований.

Началом анализа социологической информации выступает процесс верификации (от лат. verification – доказатель­ство, подтверждение) –проверка достоверности собранных данных, которая может проводиться еще одновременно с выполнением работ по сбору данных или уже по окончании сбора данных. Она представляет собой обяза­тельное условие качественного проведения любого научного исследования. Критериями верификации, достоверности социологической информации при этом выступают ее адекватность (соответствие действительному состоянию исследуемых объектов), надежность (способность устойчиво воспроизводить особенности исследуемого объекта) и валидность (информация должна отражать те качества или свойства изучаемых объектов, явлений, процессов, которые важны для социолога, запланированы исследованием). Дополнительными свойствами, обеспечивающими продуктивность исследования на финальной его стадии, являются точность собранных данных (например, точность заполнения бланков), их полнота (наличие ответов на все поставленные или большинство поставленных перед началом исследования вопросов), а также качество собранных материалов (наличие или отсутствие общих недочетов, невыполненные виды работ и т.д.).

Другим важным этапом, обеспечивающим достоверность сведений на этапе анализа социологической информации, выступает контроль организаторовисследования за сбором данных и работой команды социологов. Руководители работ должны определить, насколько компетентен тот или иной сотрудник, в какой степени он владеет навыками сбора информации и насколько эффектив­но, умело и добросовестно использует имеющиеся у него возможности, соответствует ли порученная ему часть работ его квалификации.

Дополнительным необходимым условием сбора достоверной информации являет­ся стандартизация исследовательской ситуации,т.е. выработка единого подхода всех исследователей к исследовательским процедурам. Стандартизация осуществляется за счет детального инструктирова­ния всех исполнителей и проведения тренировочных работ под наблюдением организаторов с последую­щим обсуждением результатов тренировок в иссле­довательской группе.

Реализовать конечные цели исследования можно только после завершения обработки первичной информации. Обработка социологической информации –совокупность процедур приведения собранных дан­ных в состояние, удобное для последующего анализа и обобщений.

Процесс обработки информации может занять гораздо больше времени, чем проведение технической, оперативной части исследования, связанного с подготовкой и непосредственным сбором данных. Иными словами, обработка социологической информации – длительный и трудоемкий процесс, который следует рассматривать в виде расположенных в определенной последователь­ности действий, или этапов. Приведем схему тра­диционных этаповвыполнения этой работы:

1-й этап –проверка собранных после заполнения документов (бланков социологического инструмента­рия) на точность, полноту и качество заполнения. Вместе с исправлением ошибок, допущенных при за­полнении бланков инструментария, проводится редак­тирование ответов на открытые вопросы анкеты, уст­раняются стилистические погрешности, делаются попытки их классифицировать (стандартизировать);

2-й этап –корректировка выборки, т.е. добор недостающих данных или ремонт выборки (проведе­ние дополнительных опросов взамен забракованных). Проверяя анкеты или другие формы социологичес­кого инструментария на точность, полноту и каче­ство заполнения, не следует упускать из виду репре­зентативность выборки. Иначе говоря, после исключения части заполненных бланков из обработ­ки по причине низкого качества заполнения необхо­димо провести дополнительные опросы, для того, чтобы выборка оставалась в пределах расчетной;

3-й этап –уточнение программы обработки и анализа информации. Составление первоначальных схем обработки и анализа информации проводится еще на первых этапах исследования;

4-й этап –кодирование данных, т.е. присвоение числового кода каждой единице информации в соот­ветствии с заранее разработанной программой (зада­нием, инструкцией). Присвоенный код удобен прежде всего для планируемой компьютерной обработки данных. Однако и при руч­ной обработке информации применение кодов зна­чительно упрощает работу, а также защищает от преднамеренного искажения результатов исследования в случае личной заинтересованности обработчика информации;

5-й этап –ввод первичной информации на элект­ронные и бумажные носители. В настоящее время работа, безусловно, сориентирована на полномасштабное использование ЭВМ. Эту работу осуществляют операто­ры с помощью компьютерных средств, программ, которые позволяют «сжимать», архивировать информацию, быстро создавать таблицы и т.д. Особое вни­мание здесь обращается на качество ввода и исправление допущенных ошибок;

6-й этап –систематизация однородных величин, определение процентных значений, группировка, ранжирование данных по возрастанию или убыванию признака, вычисление средних арифметических, средних взвешенных и других значений, необходи­мых для повторного «сжатия» информации, приведение в состо­яние, максимально удобное для ближайшего долгосрочного анализа;

7-й этап — оформление данных в виде таблиц, диаграмм с использованием других способов преоб­разования информации, повышающих ее нагляд­ность.

Заметим, что общей тенденцией проводимых в настоящее время социологических исследований является обработка собранных данных посредством максимально простых, экономичных по затратам процедур, с возможностями применения расширяющихся средств со­временной компьютерной техники.

Акцентируя внимание на компьютерной обработке социологических дан­ных, укажем, что для этого используются программные средства, которые условно делятся на следующие типы:

· специальные программы, ориентированные исключительно на социологов (АРИАДНА (Минск), СОЦИО­ЛОГ (Москва), ОСА (Киев) и др.);

· статистические программные средства универ­сального назначения (наиболее известные – СТАТИСТИКА, SAS, SPSS, SYSTAT);

· программы общего назначения (пакет программ Microsoft Office, Excel, Acces, интернет браузеры, медиа-приложения, графические редакторы и т.д.).

Применение компьютерной обработки требует выражения информации в сжатом виде, желательно в математических символах. Для этого применяют измерение, т.е. приписывание числовых значений свойствам исследуемого социального объекта по определенным, заранее оговоренным правилам.

В этой связи значимым элементом обработки социологической информации является построение и использование измерительных шкал. В зависимости от особен­ностей измеряемых ими свойств изучаемых явлений они подразделяются на типы:

· номинальные – состоят из присвоенного каж­дому признаку порядкового номера. К приме­ру, ответы «да» обозначаются цифрой 1, отве­ты «нет» – 2, ответы «затрудняюсь ответить» – 3;

· порядковые – создаются по критерию возрас­тания или убывания для оценки интенсивнос­ти признаков. Например, используется пятибалльная шкала (5, 4, 3, 2, 1), где значение измеряемого признака убывает слева направо: 5 — очень высокая оценка, 4 – высокая, 3 – нейтральная, 2 – низкая, 1 – очень низкая;

· интервальные – применяются для измерения интенсивности повторения признаков в пре­делах одинаковых интервалов. Так, можно из­мерить количество курящих школьников в 8, 9. 10 и 11 классах, отдельно в каждой группе;

· шкалы отношений – выражают пропорции из­меряемых величин. К примеру, формулирование положения о том, что в семьях, где злоупотребляет алкоголем один из родителей, количество детей, склонных к раннему потреблению спир­тных напитков, в 1,3 раза больше, чем в семьях, где родители редко выпивают и т.д.

Такие шкалы позволяют не только измерить, но и группировать признаки в систему, приспособленную для анализа. В результате группировки исследуемых признаков получаются ряды чисел, которые принято называть – рядами распределения. Они подразде­ляются на специфические виды:

· атрибутивные – объединенные признаки группируются по качественным характеристикам;

· вариационные – группировка признаков производится по количественному критерию.

Однако важно не только подсчитать переменные, суммировать и упорядочить материалы, важно также сделать их доступными для восприятия другими людьми в процессе ознакомления с результатами проведенной масштабной работы, иными словами обеспечить наглядность и презентабельность. Такая наглядность собранных данных, т.е. их компакт­ное состояние, максимально удобное для анализа и обобщений, можно обеспечить, применяя различные способы:

· использование различных видов таблиц, в пер­вую очередь перечневых, комбинационных, суммирующих;

· изображение информации графически в виде диаграмм, графиков, полигонов распределения, гисто­грамм;

· расчет средних величин и других значений, позволяющих с помощью простых вычислений «сжимать» информацию, подчеркивая типич­ные, характерные для исследуемых явлений результаты;

· использование метода ранжирования данных – т.е. расположение данных по степени убывания или возрастания значений;

· вычисление коэффициентов корреляции, ха­рактеризующих уровень взаимосвязей между переменными и др.

Конечные результаты научно-исследовательской работы (НИР), частью которой являются комплексные социологические исследования, обычно оформляются в виде отчета. Иногда итоги социологического исследования излагаются в виде аналитической записки, в форме справки или плана проведенных мероприятий.

Отчет – итоговый документ, в котором содержатся сведения об использованной методике исследования (из­лагается программа полностью или ее краткое содер­жание), дается описание использованных процедур сбора и обработки данных, приводится анализ (опи­сание) обработанной информации, делаются обобще­ния, формулируются практические выводы и реко­мендации.

Структура отчетаобычно включает в себя сле­дующие составные элементы:

1) титульный лист; 2) список исполнителей (ответственных участников, организаторов, кураторов работ); 3) реферат (краткое изложение сути проделанной роботы); 4) содержание (последовательность изложения материалов в отчете); 5) перечень условных обозначений; 6) введение (обоснование выбранной темы проделанного исследования, ее актуальности, теоретического и прикладного значения и т.д.); 7) основная часть (содержание и особенности проведенных исследовательских мероприятий, процедур); 8) заключение (выводы); 9) список использованных источников (информационных источников, обеспечивших фундамент исследования); 10) приложения (иллюстрации, дополнения и т.п.).

Итоговой частью отчета о социологическом иссле­довании должны стать, как уже неоднократно отмечалось, практические рекомендации и советы по их внедрению, так как подавляющее большинство социологических исследований является в выраженной степени практико-ориентированными, несмотря на кажущуюся порой малую отдачу. Данные социологических исследований позволяют осуществлять стратегическое планирование в процессе социального управления, выявлять в зародыше социальные конфликты, оптимизировать использование ограниченных ресурсов общества, осуществлять научное прогнозирование, моделирование поведения и перспектив развития социальных систем и их отдельных компонентов. Все это довольно масштабные и неоднозначные вопросы. Поэтому следует иметь в виду, что внедрение результатов исследования, т.е. доведение выводов, сделанных по результатам исследования, до их практической реализации, нуждается в поддерж­ке со стороны социологов и после составления отчета о сделанной работе.

Читайте также:  Творческая деятельность что это такое

Обеспечить должное доведение практических рекоменда­ций до самого внедрения – сложное и трудное занятие, которое определенная доля представителей научного сообщества иногда не рассматривает как непосредственную часть социологического исследования. Известно, что новое часто ломает привычное. Наверное, именно поэтому исследователи периодически сталкиваются с серьезным психологическим и административным противостоянием, создающим проблемы в сфере внедрения результатов исследования. Иногда серьезным препятствием в работе исследователей может стать невежество и непрофессионализм отдельных руководителей, чиновников, откровенно недопонимающих смысл и важность проведения регулярных социологических мероприятий, их практической пользы, а возможно, таким образом, стремятся к элементарному сокрытию просчетов и недостатков в собственной работе.

В целом внедрение практических рекомендаций зависит от внимания и компетентности тех или иных представителей заказчика, которым оказываются услуги социологического консалтинга, их материальных и интеллектуальных возможностей.

Накопленный практический опыт свидетельству­ет, что позитивного результата в деле организации, проведения и внедрения результатов социологических исследований можно добиться лишь на основе взаимного понима­ния, тесного и ответственного сотрудничества всех заинтересованных в проведении социологических исследований сторон, среди которых можно назвать научное сообщество ученых, самих социологов, представителей смежных научных дисциплин, органы власти и управления, бизнес сообщество, различные общественные организации, взаимодействующие между собой большие и малые социальные группы, общество в целом.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Источник

Обработка социологического исследования

Под социологическим исследованием принято понимать комплекс последовательных логических методологических и организационно-технологических действий, которые объединяет единая цель: получение достоверных объективных данных об изучаемом явлении.

Завершением любого социологического исследования должны быть анализ и обработка полученных данных, эмпирически обоснованные выводы и рекомендации.

В социологии методы анализа и обработки социологической информации рассматриваются в качестве способов преобразования эмпирических данных, которые получены в ходе социологического исследования, для того, чтобы превратить их в обозримые, компактные и пригодные для содержательного анализа.

Готовые работы на аналогичную тему

Результаты, полученные в процессе социологического исследования с помощью эмпирических методов сбора социологической информации, таких как опрос (анкентирование или интервьюирование), наблюдение, эксперимент, еще не дают возможности сделать правильные выводы, установить закономерности и обнаружить тенденции, а также проверить те гипотезы, которые были выдвинуты в программе исследования. Полученная первичная социологическая информация должна быть обобщена, проанализирована, научно интегрирована.

На этапе анализа полученная информация об изучаемом объекте соотносится с уже накопленными знаниями о нем. Целью данного этапа является объяснение смысла отдельных результатов, объединение и выделение обобщающих положений, сведение их в единую систему.

Качественные и количественные методы

Методы анализа и обобщения полученной в результате социологических исследований информации могут быть количественными и качественными:

  • количественные методы включают: группировку, факторный анализ и расчет коэффициента корреляции;
  • качественные методы включают: типологизацию, моделирование и формулирование теорий.

К обработке данных принято относить следующие действия:

  • редактирование и кодирование информации, цель которых заключается в том, чтобы унифицировать и формализовать информацию, полученную в результате исследования;
  • создание переменных: заключается в приведении данных, полученных, например, в результате анкетирования, в форму, отвечающую на вопросы исследования;
  • статистический анализ, являющийся самым важным этапом в процессе обработки и анализа социологических данных. Заключается в выявлении статистических закономерностей и зависимостей, позволяющих прийти к обобщениям и выводам; при проведении статистического анализа применяются математические методы, которые позволяют провести всесторонний анализ собранной информации.

Приемы обработки и анализа результатов социологического исследования

Исходя из тех методов, которыми получена первичная информация, используются разные приемы обработки и анализа данных.

Так, при получении информации из документальных источников, применяются, как правило, такие методы анализа документов, как традиционный анализ и контент-анализ.

При обработке и анализе данных, которые получены методом опроса, используют такие методы, как ранжирование, шкалирование, корреляцию и др.

Ранжирование представляет собой процедуру определения относительной предпочтительности изучаемых объектов путем их упорядочивания.

Ранг является показателем того места, которое занимают оцениваемый объект в группе.

Конечным продуктом исследования является отчет, включающий:

  • программу исследования;
  • характеристику респондентов;
  • репрезентацию и анализ полученных данных;
  • практические рекомендации и выводы;
  • приложения в виде графиков, схем, таблиц, диаграмм.

Грамотно проведенная обработка результатов социологических исследований открывает возможность для эффективного использования их в управленческой деятельности, прогнозировании и планировании социальных процессов.

Источник

Обработка первичной социологической информации, анализ результатов исследования

Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основные этапы обработки первичной информации следующие.

Первый этап. Разрабатываются логическая схема обработки и анализа получаемых данных. В ходе этого этапа устанавливаются формы документов для сбора информации, методы её кодирования для ручной и машинной обработки, методы контроля данных и устранения ошибок. Определяются порядок и методы обработки данных, алгоритм расчётов, разрабатываются система анализа полученных в ходе обработки данных, основные направления анализа.

Второй этап. В случае обработки данных компьютерными методами осуществляется разработка математического обеспечения, выясняется, какие необходимы программы для обработки материалов исследования, иногда разрабатывается новое программное обеспечение.

Третий этап. Подготовка данных первичной социологической информации к обработке. Работа эта очень трудоёмка. Так, при обработке данных анкетирования открытые вопросы анкет «закрывают» – классифицируют по определённым признакам, систематизируют и кодируют в соответствии с классификацией. Осуществляют проверку анкет на качество заполнения. Эта проверка включает три момента:

— на полноту заполнения (ответ может отсутствовать из-за нежелания респондента отвечать, непонимания им вопроса, небрежности в заполнении анкеты). При невозможности устранить ошибку отдельные вопросы или вся анкета изымается из обработки. Часто устанавливают «критерий полноты заполнения», например, процент незаполненных вопросов анкеты, при превышении которого она будет изъята из обработки. В случае большого изъятия, ставящего под сомнение репрезантивность выборки, возможно возникновение необходимости дополнительного сбора исходных данных;

— на надежность (определяется отклонение от репрезентативной выборки, с помощью контрольных и фильтрующих вопросов проверяется качество информации, устраняются противоречивые ответы, умышленно недостоверные, отфильтровываются ответы или анкеты лиц, некомпетентных в исследуемых вопросах т.д.);

— на технологичность (удобство обработки) Все ответы необходимо привести к виду, дающему возможность легко перенести информацию на машинный носитель для обработки. Из анкет убирают все пометки, которые можно неоднозначно трактовать, номера (шифры) выбранных ответов чётко обводятся ручкой.

Далее подсчитывают все документы, входящие в обрабатываемый массив информации, каждому присваивается порядковый номер. Информация кодируется, т.е. категориям документа присваиваются условные обозначения (шифр, код). Если все вопросы анкеты закрыты, кодирование может осуществляться в ходе её разработки. При наличии полузакрытых и открытых вопросов кодировать информацию возможно только после их «закрытия». Закодированную информацию переносят на машинные носители, контролируют качество переноса и устраняют ошибки.

Четвёртый этап. Обработка информации (расчёт средних величин, установление корреляционных связей, составление группировок, таблиц, графиков и пр.)

Пример. Недостаточное внимание к социально-психологическим аспектам управления производством привело к росту текучести кадров, ухудшению отношений в коллективе, нарушениям трудовой и производственной дисциплины и в результате к невыполнению заданий в бригаде сборщиков состоящей из 7 человек.

Социологические исследования показывают, что при одинаковых производственных условиях, подобном профессионально-квалификационном и образовательном составе работников в психологически совместимом коллективе наблюдаются высокие показатели производительности труда, в то время как в психологически несовместимых коллективах, где официальные отношения не дополняются межличностными контактами, эти показатели значительно ниже. В среднем разница в уровнях производительности труда в таких коллективах составляет 8 – 10 %, а в отдельных случаях – 50 – 60 %. Исходя из этого, было решено провести социологическое исследование показателей психологической совместимости коллектива сборщиков.

Задача исследования: изучение уровня психологической совместимости работников трудового коллектива, внутриколлективной сплоченности.

Объект исследования – бригада сборщиков, численностью 7 человек

Предметом исследования является уровень психологической совместимости работников бригады сборщиков.

Предлагается следующий механизм влияния психологической совместимости коллектива на производительность труда:

— в психологически совместимом коллективе, где существует поддержка и взаимопомощь приятнее трудится. Удовлетворенность коллективом переносится и на процесс производства, что стимулирует работника трудится производительнее. В случае необходимости работник получает помощь коллектива или сам оказывает ее другим работникам коллектива;

— совместимый коллектив отличается высокой стабильностью состава. Численность желающих перейти на другую работу не превышает 10 %, в то время как в несовместимом коллективе – 80 % и больше.

Совместимость коллектива как фактор его производительности может проявиться постепенно, отображая процессы роста, разрешения конфликтов. Поэтому в совместимых коллективах производительность будет расти, даже если в данный момент она не высокая.

В данном исследовании предлагается методика, при которой определяются коэффициенты:

Эти коэффициенты определяются в результате анализа ответов работников коллектива на анкету. Предлагается такой вопрос: «Допустим, Ваш коллектив формируется снова и в нем будет та же численность работников. Определите, со сколькими из них:

а) Вы хотели бы вместе работать в новом коллективе;

б) Вы не хотели бы вместе работать в новом коллективе;

в) Вам безразлично, работать или не работать вместе».

Рекомендуемая численность исследуемого коллектива не более 10 человек.

Опросом должно быть охвачено не менее 70 % коллектива. Коэффициенты рассчитываются для коллектива в целом по формулам:

где k – поправочный коэффициент;

n – общая численность сотрудников в коллективе;

p – численность сотрудников охваченных опросом;

∑ n i – численность сотрудников с которыми Вы хотели бы вместе работать в новом коллективе;

Читайте также:  Другой комментарий к Ст 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации

∑ n j — численность сотрудников с которыми Вы не хотели бы вместе работать в новом коллективе;

∑ n k – численность сотрудников с которыми Вам безразлично, работать или не работать вместе.

Значения каждого коэффициента могут быть в пределах от 0 до 1. Их сумма должна равняться 1.

Чем выше значение В и ниже значения К и Н, тем более совместимый коллектив.

Затем проводится анонимное анкетирование коллектива. В обследуемом коллективе 7 человек (n = 7). Охвачено опросом 5 человек (p = 5).

Результат опроса коллектива приведен в таблице 7.2.

Таблица 7.2 Сводная таблица опроса коллектива для определения показателей психологической совместимости коллектива.
Численность сотрудников с которыми:
Вы хотите работать Вы не хотите работать Вам безразлично, работать или не работать
∑ n i
∑ n j
∑ n k

Коэффициент взаимности коллектива:

В = (1,4 × 7) / [7 × (7 — 1)] = 0,233

Коэффициент конфликтности коллектива:

К = (1,4 × 16) / [7 × (7 — 1)] = 0,533

Коэффициент нейтральности коллектива

Н = (1,4 × 8) / [7 × (7 — 1)] = 0,267

Результаты показывают на большую конфликтность обследуемого коллектива.

Вопросы для контроля

1. Каковы функции и виды социологических исследований?

2. Как формулируются цель и задачи исследования, определяются его объект и предмет?

3. Какие иды гипотез Вам известны? Каковы требования к выдвигаемым гипотезам исследования?

4. Что включается в организационно-технический план социологического исследования?

5. Сущность анкетирования. Структура анкеты. Требования к конструкции и оформлению анкеты.

6. Какие виды вопросов анкет Вы знаете, их особенности и назначение?

7. Что такое интервью? Каковы требования к интервьюеру и технике проведения интервью?

8. Назовите основные этапы обработки первичной социологической информации.

Источник

Обработка и анализ данных социологических исследований: обзор основных пакетов

Развитие социологии означает и развитие социологических исследований, которые обогащают теорию и позволяют разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования дополняют статистическую информацию определенными данными, в которых собрана информация об интересах и особенностях населения, личных мнениях и настроениях людей, о жизненных планах на будущее, уровне и качестве жизни. Социологические исследования ориентированы на расширение социологических знаний, характеристику исходной познавательной ситуации, разработку гипотез, контролируемое применение методик, полноту отчетов об исследовании и проч.

Проанализировав и обобщив результаты социологических исследований можно дать прогноз развития социальных процессов и явлений. Работа современного социолога и других специалистов невозможна без применения приемов и методов статистики.

Многомерный анализ социологических данных актуален в наше время, потому что социологические данные можно обработать не одним, а несколькими методами, рассмотреть их с нескольких сторон.

В отличие от простых одномерных методов, многомерные методы имеют дело с безграниченными и разрозненными наборами исследуемых объектов, а так же неоднозначными и, как правило, всевозможными и по преимуществу разнонаправленными взаимосвязями между их признаками.

Характер социологических данных

Анализ социологической информации, собранной в ходе эмпирических социологических исследований, является не просто совокупностью технических приемов и методов. Это ключевой этап всего исследования, в котором происходит конкретная проверка соответствия собранной информации тем моделям социальных явлений, которые, явно или скрыто, имеются у социолога. И более того, в процессе анализа определяют и проверяются новые модели, которые в соответствии отображают те закономерности, которые есть в собранных данных.

На первом этапе обработки социолог применяет стандартный набор средств (как правило — это одномерные распределения, таблицы, гистограммы и графики) для наиболее наглядного представления полученных данных. На втором показывается соответствие (или противоречие) данных исследовательской модели, а так же ведется дальнейшая разработка именно самой модели, отходя от самих данных.

При работе с эмпирическими социологическими данными социолог использует основные понятия:

  • единица анализа (анкета, случай);
  • переменная, признак;
  • шкала измерения.

Единица анализа — это элементарная, единичная часть объекта исследования.

Переменная и признак — это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности и множество других переменных.

Шкала измерения – упорядоченная последовательность значений. [1].

Методы сбора данных

Для сбора первичных эмпирических данных используют три класса методов: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Методика их применения очень многообразна, поэтому некоторые модификации приняли статус самостоятельных методов, например, такие как интервью или анкетный опрос.

Особенное положение в системе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременную регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Психологические и социально–психологические тесты берутся социологом из соседней области знания. Экспериментальные процедуры следует отнести к приемам анализа, потому что здесь социолог является автором построения логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных путем наблюдения, опроса или по документам[2].

Данные, полученные в ходе социологических исследований, хранятся в различных источниках, которые находятся в Интернете. Они лежат в открытом доступе. В некоторых возможна онлайн обработка данных. Наиболее популярные источники это – Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Институт социологии РАН, Исследовательская группа ЦИРКОН и прочие.

Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД) – организация, в которой собраны результаты эмпирических исследований, касающиеся сферы наук об обществе, и имеющая свободный и открытый доступ к результатам этих исследований. Архив был основан в 2000 году. На сегодняшний день в базе данных архива насчитывается около 1000 социологических исследований и более 125 временных рядов основных показателей экономики нашей страны.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, в котором осуществляются функции по обобщению официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Институт социологии РАН образовался в 1968 г. В то время его называли Институт конкретных социальных исследований АН СССР.

В настоящее время институт занимается разработкой практического направления социологии и политологии, проводит масштабные эмпирические исследования, работает над социологической экспертизой решений, которые разрабатываются и принимаются властными структурами.

Исследовательская группа ЦИРКОН – одна из старейших в России независимая частная исследовательская компания, специализирующаяся на проведении социологических и маркетинговых исследований, информационно-аналитическом обслуживании, политическом и управленческом консультировании.

Сегодня Исследовательская группа ЦИРКОН имеет очень развитую сетевую структуру, в которую входят несколько коллективов специалистов, функция которых заключается в выполнении различного рода исследовательских и социоинженерных задач.

Методы многомерного анализа

Для анализа социологических данных в социологии применяют многомерные методы. Это такие методы, как регрессионный, факторный, кластерный, дисперсионный ну и другие виды анализа данных.

Регрессионный анализ

Основная цель множественного регрессионного анализа построить регрессионную модель с большим количеством факторов (переменных), определить давление каждого из них в отдельности, а также совместное их взаимодействие на зависимую переменную [3].

Назначение регрессионного анализа состоит в том, что бы построить модель, которая будет позволять по значению независимых показателей принимать оценки значения зависимой переменной. Регрессионный анализ считается основным методом исследования зависимостей между социально–экономическими переменными.

Особенностью социологических исследований является то, что постоянно нужно изучать и предсказывать социальные события.

Факторный анализ

Социологический смысл метода факторного анализа заключается в том, что измеряемые эмпирические показатели, переменные являются следствием других, скрытых от непосредственного измерения характеристик — латентных переменных. Латентность характеристик означает их не наблюдаемость, скрытость. Так как количество общих факторов значительно меньше количества анализируемых признаков, то можно сказать что, методы факторного анализа, направлены на уменьшение размеров анализируемого признакового пространства[4]. Допустим, мы закрепляем уровень доверия респондента к различным государственным институтам. Отсюда будет уместно предположить, что нет отдельных «доверий» к Совету Федерации, Государственной Думе, Счетной палате и проч. Возможно, что у респондента существует общее отношение к институтам центральной власти, которое влияет на то, как респондент будет отвечать на определенные вопросы по доверию к каждому отдельному институту.

Важным имеет значение то, что это общее, единое отношение к институтам государственной власти, формируя отношение к каждому из институтов, не определяет отношения к определенному институту на все 100%. Поэтому, ответ респондента на вопрос о том, насколько он доверяет определенному институту государственной власти, будет зависеть от общего фактора отношения к этим институтам и отдельного отношения именно к конкретному институту.

Метод главных компонент

Наиболее известным из методов поиска факторов выступает метод главных компонент, который заключается в последовательном нахождении факторов. Первым делом находят первый из факторов, который будет объяснять основную часть дисперсии, потом независимый от первого второй фактор, который объясняет большую часть оставшейся дисперсии, и т.д. [5].

Оценка факторов

Математический аппарат, который используется при факторном анализе, в реальности позволяет не вычислять собственно главные оси. За счет операций с корреляционной матрицей вычисляются факторные нагрузки до и после вращения факторов. От сюда следует, что одной из проблем факторного анализа является оценка факторов для объектов.

Когда для анализа применяют метод главных компонент, то факторы , которые имеют свойства, полученные этим методом, находятся с помощью регрессионного уравнения. Для того что бы выполнить оценку регрессионных коэффициентов стандартных переменных, нужно только знать корреляционную матрицу переменных. Корреляционная матрица по переменным Xi и Fk находится из модели и уже имеющейся матрицы корреляций Xi. А от сюда уже с помощью регрессионного метода определяются факторы в виде линейных комбинаций исходных переменных: