Пути повышения образовательных результатов
Качество образования « задает» качество жизни человека и общества. И наша задача – и совместно, и каждому- искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане — это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.
Одной из оценочных процедур Всероссийской системы качества образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:
Психологически подготовить обучающихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.
Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Результаты ВПР используются на разных уровнях
Общероссийский Федеральные органы власти используют результаты ВПР, чтобы: сформировать единые ориентиры в оценке результатов обучения; позволяют осуществить мониторинг результатов введения федеральных государственных образовательных стандартов; разработать региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля; сформировать единое образовательное пространство в стране
Региональный Регионам результаты ВПР нужны, чтобы: провести диагностику качества образования на региональном уровне; сформировать программы повышения квалификации педагогов; совершенствовать региональную систему оценки качества образования
Школьный Образовательные организации используют результаты ВПР, чтобы: провести самодиагностику; определить, каких учителей направить на повышение квалификации и по какому профилю; принять управленческие решения по корректировке образовательной деятельности
Родители и обучающиеся Результаты выполнения ВПР служат родителям для выявления проблемных зон в обучении, определения образовательной траектории своих детей.
Главная цель проведения ВПР – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретной предметной области, чтобы своевременно произвести коррекцию.
После проведения ВПР школы с низкими результатами обучения должны разработать пути повышения образовательных результатов.
Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :
1.Решения относительно ученика.
— Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (повышенный, высокий, базовый ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
— Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
— Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки обучающегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
2.Решения относительно учителя.
— Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога. В этом случае результаты итоговой оценки обучающихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
— Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.
3. Решения относительно школы.
Администрация образовательной организации:
— может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
— Использовать результаты в рамках Внутришкольного Контроля по предмету и классу с низким % выполнения работы.
— проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.
Общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность. Поэтому одним из условий повышения качества образования является регулярное выполнение практико-ориентированных заданий как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Следует помнить, что большим потенциалом обладают упражнения, направленные на формирование действий самоконтроля. Необходимо планировать диагностический контроль по выявлению пробелов в знаниях и умениях обучающихся, формировать у них диагностико-коррекционные действия.
Целесообразно включение в план методической работы мероприятий, связанных с повышением технологической и коррекционно-развивающей компетентности педагогов. Базовым условием выступает осуществление образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода к обучению, исключающего методы «натаскивания» на результат. Задания ВПР могут показаться сложными для тех, кто учился без оглядки на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты: чтобы выполнить задания, недостаточно воспроизвести заученные факты. Нужно рассуждать, анализировать, мыслить шире и свободно ориентироваться в проблематике. И для большинства детей это вполне решаемая задача.
Результаты ВПР должны стать объектом пристального внимания учителей. В течении всего учебного года должна проводиться кропотливая работа по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования как на уроках, так и во внеурочное время по предмету.
Предлагаем Вашему вниманию рекомендации педагогам для повышения образовательных результатов
1. Проанализировать результаты ВПР и провести поэлементный анализ уровня достижения планируемых результатов обучения, установить дефициты в овладении базовыми знаниями и умениями как для каждого обучающегося, так и для класса в целом. Необходимо внести изменения в тематическое планирование по предметам в связи с результатами Всероссийских проверочных работ. Важно включить учебные часы на повторение тем, по которым получены низкие результаты, уточнить виды учебной деятельности обучающихся.
2. Необходимо реализовать преемственные связи с начальным общим образованием в основной школе. Следует приступать к изучению каждой темы, продолжающей тему начальной школы, с уровня, гарантированного программой, по которой обучались дети в начальной школе.
3. Особая роль возлагается на грамотную работу методического объединения. Руководителям МО на заседаниях необходимо рассмотреть и произвести детальный анализ результатов ВПР, выявить проблемы, оказать методическую помощь учителям начальных классов и учителям-предметникам, показавшим низкие результаты. Должны быть определены задачи на новый учебный год.
4. Использовать результаты анализа для совершенствования методики преподавания предметов
5. При разработке рабочих программ по предмету включить такие задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач.
6. Проектировать и проводить уроки в логике системно-деятельностного подхода. 7. Усилить работу по формированию УУД: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и заданий из смежных дисциплин; включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся. Усилить работу по развитию коммуникативных и познавательных УУД.
8. Организовывать коллективную проектную деятельность.
9. С обучающимися, показавшим низкий уровень выполнения диагностической работы, организовать индивидуальные, групповые занятия по отработке тем, условно определёнными как «дефицитные» Важным условием повышения качества выполнения обучающимися ВПР является разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Они могут быть созданы для ликвидации пробелов в освоении программы и рассчитаны на реализацию в течение учебной четверти или нескольких недель. Сущность индивидуального маршрута заключается в формулировании планируемых результатов в соответствии с уровнем обученности ребенка и особенностями его индивидуального развития, адекватном отборе содержания учебного материала и определении логики освоения материала с учетом темпа работы обучающегося. Учитель разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, а в его сопровождении принимают участие и родители обучающихся.
10. Следует вести разъяснительную работу с родителями обучающихся о целях ВПР, ознакомить с результатами ВПР в образовательной организации, проводить работу по консультированию родителей.
11. Каждому учителю повысить личную ответственность при организации, проведении и проверке ВПР.
Источник
Тема 3. Анализ результатов деятельности школы и планирование изменений
Определение стратегических направлений развития школы, планирование изменений осуществляются с учетом особенностей внешней и внутренней среды образовательного учреждения. Мы предлагаем познакомиться с некоторыми аналитическими методиками, которые позволят выявить основные проблемы и грамотно выстроить иерархию целей.
Процедура целеполагания представляет собой процесс, временные рамки которого строго не нормированы. Но существуют определенные требования к процедуре целеполагания и формулировке целей. Цели задают и определяют формат и содержание разрабатываемого стратегического плана или программы развития школы. В главе представлены процедуры формирования стратегии развития образовательного учреждения в условиях изменений.
В последние годы написано и издано немало книг, адресованных руководителям общеобразовательных школ, их заместителям, специалистам органов управления образованием. В этих публикациях затрагиваются самые разные аспекты управления: от проблемы создания и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе до вопросов хозяйственной деятельности в новых социально-экономических условиях. Наша школа нуждается сегодня в качественном и эффективном, понимающем и созидающем внутреннем управлении, в руководителях, готовых стать не просто квалифицированными школьными менеджерами, но и преобразующими стратегическими лидерами и через все трудности вести школьные сообщества по пути развития.
Анализ среды, как внешней, так и внутренней, является важнейшей составляющей стратегического управления. Этот постулат сегодня не оспаривается уже никем.
Напоминаем, что внешняя среда — это сфера, в которой образовательное учреждение осуществляет свою жизнедеятельность, совокупность «факторов влияния» вне образовательного учреждения.
Внешняя среда состоит из «дальнего окружения» (влияния экономического прогресса, социального и культурного развития общества, экологии) и «ближнего окружения» (рынок трудовых ресурсов, образовательных услуг, деятельность конкурентов, социальных партнеров). В нашей стране важным фактором также является анализ действий органов государственной власти, изучение различных стратегических и нормативных документов федеральных и региональных органов управления образованием, экономических планов развития отрасли. (Взаимосвязь инновационного развития политических у4словий была показана на схеме I.)
Развитие каждой школы ориентируется на определенное видение ее будущего, которое, в свою очередь, взаимосвязано и сопряжено с тремя важнейшими факторами внешней среды:
обществом, т.е. социальным окружением школы, заинтересованным в получении определенных образовательных результатов;
политикой в сфере образования как области согласования интересов прямых и косвенных участников образовательного процесса;
• экономической политикой правительства, от которой во многом зависит ресурсная поддержка систем образования.
Однако у администрации школы не очень много возможностей повлиять на изменения и воздействия внешней среды на свою школу. Но у них всегда есть возможность анализировать и прогнозировать эти изменения, возможное влияние с тем, чтобы заранее подготовиться к ним. С целью определения принципиальных направлений развития образовательного учреждения необходимо, прежде всего, проанализировать и оценить позицию вашей школы во внешнем окружении вчера и сегодня и попытаться спрогнозировать, какие возможности, ограничения и риски для школы могут возникнуть в связи с изменением внешней среды. Попробуем определить, что из потенциальных возможностей можно использовать для того, чтобы сделать школу более привлекательной для учащихся и их родителей.
Для изучения внешней среды можно использовать достаточно простую методику (PEST-анализ), которая предполагает прохождение нескольких шагов.
На первом шаге участники анализа (например, директор и группа ведущих учителей-аналитиков) определяют и указывают на бумаге временной отрезок, на который рассчитан анализ (например, предстоящий учебный год), выделяют и записывают на доске или большом листе бумаги наиболее крупные факторы внешней среды.
На втором шаге по каждому из выделенных крупных факторов определяются и записываются те явления и события, которые особенно сильно могут воздействовать в будущем на конкретную школу, в которой проводится этот анализ. Важно, чтобы в результате работы в списках оказалось максимальное количество факторов, реально влияющих на школу.
На следующем шаге эти влияния следует разделить на положительные для школы и отрицательные, создающие для нее новые ограничения и угрозы.
На четвертом шаге рекомендуется задать ряд вопросов по каждому из выявленных положительных факторов, сформулировать и затем зафиксировать письменно ответы на них:
Какие полезные для нашей школы последствия может дать этот фактор?
Как мы сможем использовать новые возможности?
Можно ли увеличить полезное влияние этого фактора на нашу школу?
Если да, что именно и как мы должны для этого сделать?
На пятом шаге задаются аналогичные вопросы по каждому из факторов, которые могут оказать отрицательное влияние:
Какие неприятности, угрозы, ограничения для школы несет с собой данный фактор (явление, событие)?
Можем ли мы своими силами (или с внешней помощью) противодействовать этому событию, уменьшить его влияние на школу или компенсировать его отрицательное воздействие другими, позитивными действиями?
Если да, что для этого надо сделать?
Если нет, как подготовить школу, учителей, школьников, родителей к предстоящим неприятностям, чтобы они оказались менее неожиданными?
Исходя из полученных результатов, вносятся необходимые поправки в работу школы.
Стратегический план — составная часть более широкого документа (программы развития). Как и другие документы, связанные с планированием, программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности и имеет много общего со стратегическим планом 1 . Сходство связано прежде всего:
со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач. Следует помнить, что программы развития при всей желательной детализации предполагаемых действий акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии их решения;
с ярко выраженной инновационной направленностью программы развития;
с ориентацией на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;
с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;
с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии.
Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом. Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач.
Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе, — это важная функция управления современной школой, составная часть аналитико-про-гностического обоснования программы развития образовательного учреждения. Значимость такого анализа для развития школы огромна: реализация данной функции и входящих в ее состав задач позволяет уточнить миссию образовательного учреждения, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений развития школы. В современных условиях выполнение этой функции объективно осложнено такими обстоятельствами, как расширение и усложнение состава потенциальных заказчиков школы и рост, хотя и неравномерный, их активности; усложнение и дифференциация требований заказчиков к школе; недостаточная компетентность большинства заказчиков в вопросах образования и связанные с этим сложности в формулировании, озвучивании своего заказа; несоотнесенность требований заказчиков и реальных возможностей школ (в условиях постоянных ресурсных ограничений) и ряд других. В этой ситуации школе необходимо изучать, анализировать, прогнозировать и формулировать социальный заказ. Анализ социального заказа лучше всего проводить динамически, сопоставляя его текущее состояние с данными ретроспективного анализа. При анализе социального заказа его участникам полезно обсудить следующие вопросы:
Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа школе; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены?
Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к школе, и характер их предъявления?
К чему прежде всего предъявлялись требования: к результатам работы школы (каким именно), к содержанию образования, набору предметов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды?
Как можно оценить работу по выполнению заказа?
В какой мере заказчик был удовлетворен уровнем работы школы, исполнением заказа?
Появились ли у школы в последнее время новые заказчики?
Изменился ли за последнее время характер социального заказа школе и если изменился, то как?
Как справляется школа с сегодняшним социальным заказом на образование?
Как оценивает работу школы сам заказчик?
Для развития школ особую роль играет прогнозирование социального заказа, так как деятельность образовательного учреждения не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на образование. Для того чтобы школа эффективно развивалась, необходимы знания завтрашнего социального заказа, которые можно получить только в ходе прогнозирования. При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над следующими вопросами:
Как может измениться состав заказчиков школы, какие новые группы заказчиков могут появиться?
Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления?
Какие дополнительные ресурсы понадобятся школе для выполнения нового социального заказа?
Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа?
Итогом прогнозирования должно стать формулирование (например, в рамках программы развития образовательного учреждения) исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями школы. Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа, в том числе родителей учащихся, педагогов, самих школьников. Прогнозирование социального заказа требует использования метода сценариев с последующим выбором наиболее вероятного сценария как основного.
Источник
Теоретические материалы
В то время как некоторые люди предпочитают совершенно не составлять планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, большинство верит, что лучше планировать, чем не планировать. Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.
§1. Планирование в образовании
Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности.
Планирование работы педагога предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План учебно-воспитательной работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
К плану предъявляется ряд требований:
1. Целенаправленность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и иерархии задач.
2. Комплексность плана. Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагогов и обучающихся.
3. Конкретность плана. Содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач (достижение конкретных планируемых результатов).
Планирование – процесс индивидуального осмысления педагогом своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.
§2. Виды и структура педагогических планов
В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении. Планы можно классифицировать по разным основаниям:
1) По охвату содержания:
Все направления и виды деятельности
План социально-педагогической работы
План досуговой деятельности
Одно направление или один вид деятельности
План изучения темы
План работы с родителями
Одно конкретное мероприятие
План этической беседы
2) По длительности периода:
Образовательная программа УДО
План работы кружка, секции
Этапный (средней перспективы)
Конкретный временной отрезок менее года
План просветительных лекций на полугодие
Часть периода, этапа (на месяц, неделю)
План «Декады помощи ветеранам»
План экскурсионного дня
3) В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.
§3. Планы работы в учреждениях дополнительного образования
Изучение практического опыта показало, что в образовательных учреждениях составляются следующие виды планы:
1. Перспективный план работы образовательного учреждения на учебный год.
2. Перспективный план работы педагога, включающий разделы:
· план воспитательной работы;
· план методической работы;
· план работы кабинета;
· план работы с родителями;
· план работы кружка, секции и т.п.;
3. Календарные планы на полугодие или четверть (триместр).
4. Рабочие, ежедневные планы работы педагога.
Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:
1. Анализ работы за истекший период.
2. Задачи работы на новый учебный год.
3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.
4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)
5. Сроки и формы контроля (рефлексии).
Работа над планом начинается с определения главной цели и основных задач педагогического процесса на основе анализа достигнутых ранее результатов. Работа планируется с учетом плана работы всего образовательного заведения и отражает различные направления деятельности педагога.
Календарные планы на конкретный период могут иметь текстовую форму и форму таблицы. Основными требованиями к календарно-тематическому планированию (КТП) можно назвать:
· конкретный срок (неделя или дата);
· основной вид деятельности (тема, форма, метод, прием, условия, средства и т.д.);
· задача для данного отрезка времени (планируемый результат: знаниевый, воспитательный, предметный и т.п.).
Календарный план должен быть согласован с перспективным планом по целям и планируемым результатам. При необходимости вносятся корректировки с учетом изменившихся обстоятельств.
Рабочие (ежедневные) планы. Подобные планы составляются педагогами на основе календарно-тематического планирования. В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием содержания планируемых мероприятий и планируемых результатов (степень реализации поставленных задач). В нем дается краткая схема проведения занятий и их содержание.
Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки. Следует перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.
§4. Технология составления планов
План – важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, если он является итогом коллективного совместного творчества, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Поэтому педагогу необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен ему самому, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс, но эффективность обеспечит наличие следующих этапов этой деятельности:
1) Подготовительный – определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета.
2) Аналитический — анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа.
3) Моделирующий – целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени.
4) Заключительный (оформительский) – выбор структуры плана и его оформление.
Опишем общий алгоритм планирования, который подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Эффективность планирования обеспечивается его непрерывностью, тогда предлагаемый алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела). Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить в виде следующих шагов:
1. Определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?
2. Определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).
3. Структурирование предмета планирования, которое помогает сделать план конкретным, реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы. Планируемое необходимо разделить на возможные составные части: выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, продумать формы и отобрать средства деятельности. То есть представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное.
4. Анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Необходимо знать условия, в которых будет осуществляться деятельность; специфику детского коллектива и собственный уровень профессионализма. В результате анализа должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, отправная точка для моделирования деятельности.
5. Целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге. Полезно на этом этапе воспользоваться методом иерархии целей и предварительно составить схему «Дерево целей», где все задачи будут вытекать из основной цели.
6. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи.
7. Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.
8. Оформление (написание) плана.
В различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит от опыта, знаний и умений того, кто планирует, и от условий, в которых протекает процесс планирования (традиции образовательного учреждения, требований администрации и др.).
Источник
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ГОД
Для разработки перспективного плана работы образовательного учреждения на год может быть рекомендована следующая примерная структура (по разделам):
1. Анализ работы учреждения за предыдущий учебный год.
Анализ деятельности – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов образовательного (учебно-воспитательного) процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
В данном разделе целесообразно отразить следующее[†]:
а) реализация поставленных целей и задач (какие задачи решены, что и как
повлияло на их решение, результаты, причины невыполнения намеченного);
б) анализ контингента детей (поступило, выбыло, по полу, по возрасту; по наличию отклонений в развитии и здоровье);
в) анализ проделанной работы по разделам годового плана, в том числе по
приоритетным направлениям работы учреждения, результаты
деятельности, достижения, недостатки и их причины;
г) общие выводы об эффективности и результативности работы учреждения.
К анализу могут быть приложены диаграммы, таблицы, схемы, иллюстрирующие отдельные пункты анализа.
2. Методическая тема работы педагогического коллектива учреждения, цели и задачи на новый учебный год.
Тема, цель и задачи в перспективном плане формулируются исходя из анализа работы учреждения. Методическая тема может реализовываться в учреждении на протяжении нескольких лет, в случае если она требует значительной перестройки работы всех структур учреждения либо достижение устойчивого результата по её реализации требует длительного временного периода.
Задачи на новый учебный год должны отличаться от задач предыдущего года, быть конкретными и реальными для выполнения, охватывать всю планируемую деятельность учреждения. Реализация методической темы и задач учреждения на новый учебный год осуществляются через мероприятия разделов годового плана и являются основой при планировании и составлении всех других планов в учреждении.
3. Административное руководство и контроль.
Внутренний контроль образовательного учреждения – вид деятельности руководителей, осуществляемый совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы работы образовательного учреждения общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности воспитанника.
Цель внутреннего контроля – дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь педагогам.
В этом разделе плана рекомендуется отразить следующие мероприятия:
— Педагогические советы (название отдельных педагогических советов должны
отражать работу коллектива по единой методической теме, утвержденной на
новый учебный год);
— Совещания при директоре, затрагивающие основные важные аспекты
деятельности учреждения, в том числе: планирование отдельных мероприятий,
подведение итогов контрольных мероприятий, деятельности учреждения за
отчетный период, решения оперативных насущных вопросов и т.д;
— Проведение собеседований с педагогическими кадрами по планированию их деятельности на учебный год в соответствии с принятым годовым планом работы, поставленными задачами и методической темой, над которой работает коллектив (сентябрь текущего года);
— По результатам работы (май текущего года);
— Предварительный контроль (например, работы молодых специалистов,
использования отдельных педагогических технологий на занятиях с детьми);
— Персональный контроль (анализ деятельности отдельных педагогов);
— Текущий контроль деятельности учреждения, в который входит: проведение проверок соблюдения режимных моментов, контроль ведения документации сотрудниками, выполнения должностных обязанностей, реализации текущих вопросов жизнеобеспечения учреждения и т.д. Мероприятия текущего контроля в виду их многочисленности рекомендуется оформить в виде циклограммы:
итог (совещание при директоре,
— Тематический контроль (изучение состояния работы учреждения по
конкретным направлениям, в том числе по единой методической теме,
обозначенной в плане работы учреждения на учебный год);
— Фронтальный мониторинг деятельности (например, воспитателей, учителей начальных классов, учителей-предметников, библиотеки, детских объединений по интересам и т.д.);
— График посещения уроков, занятий, мероприятий (с указанием педагога, дающего открытое занятие, и администратора, осуществляющего контроль).
4. Работа с кадрами.
В разделе плана целесообразно отразить следующие мероприятия:
— Организация повышения квалификации и переподготовки кадров (по графику
на текущий год);
— Организация аттестации педагогических кадров на 2 квалификационную
категорию;
— Работа с личными делами сотрудников;
— Разработка локальных актов, регламентирующих производственную деятельность сотрудников.
5. Методическая работа.
В качестве примера можно рекомендовать такие формы работы, как:
— Заседание методических объединений с указанием тем по каждому
методическому объединению, сроков проведения и ответственных
исполнителей;
— Проведение открытых занятий педагогическими работниками с
указанием темы занятия, месяца проведения;
— Проведение конкурсов педагогического мастерства на базе учреждения;
— Наставничество над молодыми специалистами;
— Разработка методических пособий, рекомендаций, сборников сценариев
воспитательных мероприятий, разработок занятий и т.д. педагогическими
работниками (с указанием сроков разработки, тематики);
— Персональные методические выставки педагогических работников;
— Выставки новинок научно-педагогической литературы.
Данный раздел плана составляется отдельно по каждому методическому объединению в форме таблицы:
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный |
6. Учебно-воспитательная работа учреждения.
Данный раздел разрабатывается с учётом специфики образовательного учреждения, контингента воспитанников, наличия детских творческих объединений, материальной базы для организации учебной и внеучебной деятельности детей.
В разделе необходимо отразить мероприятия, посвящённые государственным праздникам Российской Федерации, памятным датам, а также событиям, наиболее ярко характеризующим национальную культуру, традиции России, Ивановской области.
В этом разделе могут быть отражены мероприятия, посвящённые международным событиям (принятие Конвенции ООН о правах ребёнка), имеющим общегосударственное и межгосударственное значение (Всемирный день здоровья, День знаний, День земли), традиционные мероприятия учреждения.
При планировании учебно-воспитательной работы учреждения необходимо использовать многообразие форм мероприятий, отдавая предпочтение активным формам, позволяющим реализовать совместную деятельность педагогов и ребят.
В качестве основных можно выделить следующие направления работы:
— Организация образовательного пространства. Взаимодействие со школой. Организация индивидуальных образовательных маршрутов;
— Развитие эрудиции и познавательной активности;
— Воспитание социально-бытовых знаний, умений и навыков;
— Морально-нравственное воспитание. Формирование правосознания и
правовой культуры;
— Трудовое воспитание. Профориентация;
— Приобщение к здоровому образу жизни и воспитание физической культуры.
Раздел рекомендуется составлять в форме таблицы:
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный |
7. Социальная защита воспитанников.
Примерные пункты плана:
— Анализ состояния личных дел воспитанников (ежемесячно).
— Беседы, занятия с детьми (1 раз в неделю).
— Индивидуальные беседы с воспитанниками (постоянно).
— Индивидуальные беседы и консультации родителей, родственников,
педагогов.
— Контроль состояния сохраняемого жилья и имущества воспитанников (март, октябрь).
— Контроль поступления алиментов, пенсий, пособий на лицевые счета воспитанников (ежеквартально).
— Работа по взысканию задолженностей по уплате алиментов (постоянно).
— Работа по погашению задолженности по коммунальным услугам в
сохраняемом жилье, сдаче жилья в найм, выселению родителей-должников
(постоянно).
— Подготовка выпускников и личных дел к передаче (февраль – август).
8. Профилактическая работа.
Примерные пункты плана:
— Профилактика правонарушений, в том числе:
— совместные мероприятия с шефами, КДН и ЗП, ПДН;
— з акрепление наставников за воспитанниками, склонными к самовольным уходам и правонарушениям;
— п рофилактические беседы, групповые занятия, дни правовых знаний.
— Психолого-профилактическая помощь, в том числе:
— ведение карт психолого-педагогического сопровождения воспитанников (постоянно);
— общая психодиагностика воспитанников (сентябрь, январь, май);
— индивидуальная психодиагностика, групповая психодиагностика (по
запросам и показаниям);
— ведение групповых занятий и тренингов (2 раза в неделю);
— ведение групп детей с отклоняющимся поведением, склонных к
самовольным уходам и правонарушениям (2 раза в неделю);
— индивидуальные занятия с детьми (постоянно);
— консультирование родителей, родственников, педагогов (постоянно).
— Лечебно-профилактическая помощь, в том числе диспансеризация.
9. Работа Центра подготовки кандидатов в замещающие родители и службы
сопровождения замещающих семей.
Примерные пункты плана:
— Организация информационно-просветительских и социально-рекламных компаний. Выпуск рекламных и методических изданий;
— Консультирование и организация обучения кандидатов в замещающие родители;
— Организация психолого-педагогического сопровождения замещающих
семей (культурно-массовые мероприятия, тренинги, клуб встреч, конкурсы, индивидуальное и групповое консультирование и обучение, спортивные праздники, диагностика, мониторинг благополучия ребенка в замещающей семье и пр.).
10. Организация работы Совета детского дома, общего собрания коллектива, попечительского совета. Развитие детского самоуправления.
Примерные пункты плана:
— Организация работы Совета детского дома, общего собрания коллектива, попечительского совета (примерная тематика, сроки заседаний);
— Формирование детского актива и работа с ним;
— Организация деятельности детской организации (план работы).
11. Охрана труда:
— Проведение инструктажей, объектовых тренировок;
— Организация обучения сотрудников по охране труда;
— Разработка нормативной документации по охране труда.
12. Укрепление и развитие материально-технической базы учреждения:
— Организация ремонтных и хозяйственных работ;
— Организация работы по благоустройству территории;
— Создание условий проживания воспитанников, максимально
приближенных к домашним.
13. Ожидаемые результаты.
В данном разделе в количественной и качественной форме указываются предполагаемые результаты работы учреждения за год, характеризующие эффективность деятельности педагогического коллектива.
III. ПЛАН РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ НА МЕСЯЦ
План работы учреждения на месяц представляет собой выборку из разделов годового плана. Ведение данного плана позволяет конкретизировать сроки исполнения отдельных мероприятий и скорректировать выполнение годового плана работы в целом.
Источник