Материалы для занятий
Приветствие. Настрой на активную работу, внимательное слушание музыки.
Первый блок -теоретический
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре.Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.
Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.
С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).
Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.
Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -— простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.
В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».
Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.
Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).
Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.
Баллада «Лесной Царь»
Баллада — жанр, встречающийся в литературе и музыке. Само слово «баллада» в разные эпохи и у разных композиторов означало не одно и то же. Как одна из форм народно-поэтического творчества, своими корнями баллада уходит в далёкое средневековье.Баллада — развёрнутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем свободно переходит в драматический показ событий; в то же время эпичность и драматизм не исключают личного авторского отношения, лирических отступлений. Это переплетение эпического, драматического и лирического открывает широкий простор творческой фантазии. С конца XVIII века распространяется романтизм — новое художественное течение, пришедшее на смену классицизму. Термин «романтизм» имеет отношение к понятию «романс», которое ассоциировалось со сферой причудливого и фантастического. «Романтическими» считались такие произведения музыкального искусства (а также литературы и живописи), где фантазия, воображение, непосредственная живость в обрисовке эмоциональных состояний преобладают над уравновешенностью и сдержанностью, т.е. достоинствами присущими прежде всего искусству классицизма. Ко всему этому с конца XVIII и особенно в XIX веке резко возрастает интерес к фольклору. Неудивительно, что именно в это время баллада становится одним из самых любимых жанров, ведь в ней есть всё, что может привлечь поэтов и музыкантов романтического направления — старинное предание в основе, повышенная эмоциональность.Лесной царь» Шуберта остаётся самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки и одним из самых ярких примеров данного жанра вообще.
Почти неправдоподобными кажутся факты, приводимые друзьями и биографами композитора. Йозеф Шпаун пишет о том, как создавалась баллада «Лесной царь»: «Однажды в послеобеденное время мы с Майрхофером зашли к Шуберту, который тогда жил с отцом на Химмельпфортгрунде. Мы застали Шуберта очень возбуждённым, громко читающим из книги «Лесного царя». Он несколько раз прошёлся с книгой взад и вперёд, внезапно он сел, и через самое короткое время, так быстро, как только можно записать, прекрасная баллада уже была занесена на бумагу». (Шпаун Йозеф, Воспоминания о Шуберте). Особый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь». Наряду с другими песнями и ансамблями баллада публично впервые была исполнена на большой академии, состоявшейся весной 1821 года в венском театре Кернтнертон. По этому поводу венская газета «Summler» писала: «Эта баллада, исполненная 7 марта знаменитым певцом придворной оперы г-ном Фоглем на концерте, устроенном благородными дамами с благотворительной целью, настолько понравилась своей музыкой, что её пришлось по общему требованию повторить. Это произведение исполнялось уже раньше в лучших домах, где музицируют, и повсюду на долю шубертовского произведения выпадал заслуженный, т. е. самый шумный успех».
Источник
Тема урока: Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь». 6 класс. По программе Е. Д. Критской
Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.
1. Дополнить знания о жизненном пути композитора романтика Франца Шуберта.
2. Повторить песни Ф. Шуберта, выученные в 5 классе.
3. Познакомить с вокальным жанром балладой.
4. Прочитать и пропеть по ролям балладу «Лесной царь»
5. Сделать анализ баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
6. Закрепить пройденный материал.
7. Прогулка по картинной галерее. Сравнение живописных полотен с образом «Лесного царя»
8. Провести творческое задание «Мой финал баллады»
9. Провести рефлексию, сделать вывод урока.
Информационно-методическое обеспечение: диск СД, учебник по музыке 6 класс Е. Д. Критской, учебник по музыке 7 класса Т. И. Науменко, (вспомогательный материал), «Музыкальная литература» М. Шорникова (вспомогательный материал), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, иллюстрации по произведению «Лесной царь» и по творчеству Ф. Шуберта.
«Поистине у Шуберта есть искра божья!»
(Людвиг ванн Бетховен)
1. Музыкальное приветствие.
2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.
(На доске висит портрет Франца Шуберта)
Ребята, знаком ли вам образ человека, изображённого на этом портрете?
Да. Это австрийский композитор Франц Шуберт.
Вы правы, в 5 классе мы немного знакомились с творчеством Шуберта. А сегодня я хочу, чтобы ваши знания стали более углублёнными и расширенными. Как вы поняли из моего предисловия, мы сегодняшний наш урок посвятим творчеству Франца Шуберта и проанализируем одно из его лучших вокальных произведений балладу «Лесной царь».
3. Рассказ учителя о Ф. Шуберте. Пение ранее выученных песен.
Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых композиторов-романтиков.
Он родился в предместье Вены в Лихтентале в семье школьного учителя. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных музыкальных инструментах. Вскоре к их музицированию подключился сам Франц, которому первые шаги в музыке помог сделать отец и его брат Игнац. Кроме того, у мальчика был хороший голос. Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка голоса, ему пришлось оставить это занятие. Отец предложил ему стать школьным учителем. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько мелодий. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое.
А какие песни Шуберта знаете вы?
ДЕТИ: «Аве Мария», «Форель».
УЧИТЕЛЬ: Давайте пропоём несколько фраз из этих песен и насладимся их тонкостью, лиризмом, светом.
(учащиеся исполняют песню «Форель», «Аве Мария»)
Для того, чтобы заниматься любимым делом Шуберт был вынужден порвать со своим отцом. Очень тяжело жилось Францу, у него не было знатных покровителей. Публичных концертов Шуберт не давал, при императорском дворце его не знали, издатели платили ему гроши. Но никакие невзгоды не могли сломить Шуберта, ведь у него была МУЗЫКА. И эта музыка рождалась в нём постоянно. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен. Из-под его пера выходили песни и фортепианные миниатюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные ансамбли. Не имея возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, Шуберт написал 9 симфоний, в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию».
Кроме музыки у Шуберта были друзья, которые не бросали его в трудную минуту. В течение 4-х лет он жил поочерёдно то у одного, то у другого друга. Он был всеобщим любимцем. И скоро образовался кружок, в который входили поэты, художники, учёные, музыканты. Молодые люди, читали, беседовали, музицировали, исполняли произведения Шуберта. В связи с этим эти вечера получили названия «шубертиад». (Учитель вывешивает иллюстрацию с музыкальной шубертианой).
Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в богатых дамах Вены. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.
(Задание на опережение было дано ученице класса Цыганко Татьяне)
Я хочу вам рассказать одну историю из жизни Ф. Шуберта, которую я узнала из книги Шорникова «Музыкальная литература».
Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нотная бумага, а с деньгами, как всегда, было затруднение. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии – нотный стан. Когда спустя годы у художника спрашивали, какой из своих рисунков он считает лучшим, он отвечал:
– Нотные линейки для Шуберта!
Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.
Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.
Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.
Спасибо за интересную информацию.
У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт Гёте.
С одним из таких произведений написанных Шубертом в 18-летнем возрасте на стихи Гёте мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь».
Источник
Конспект урока "Старинной песни мир". Баллада Ф.Шуберта "Лесной царь"
Конспект урока музыки 6 класс по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критскрй. Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа нп примере баллады "Лесной царь" Ф. Шуберта.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Старинной песни мир». Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь»»
Конспект открытого урока в 6 классе
Программа «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
Тема урока: «Старинной песни мир». Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
Познавательные:
развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения).
Коммуникативные:
формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом;
развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.
Предметные УУД:
познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
Информационно-методическое обеспечение: диск СД, учебник по музыке 6 класс Е.Д. Критской, .Методические пособия для педагогов «Уроки музыки» 6 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, научно-методический журнал «Музыка в школе»,нотная хрестоматия, иллюстрации по произведению «Лесной царь» и по творчеству Ф. Шуберта.
1. Музыкальное приветствие.
2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.
"Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", — говорил герой сегодняшней истории.
Слайд 1 Учитель:.Сегодня мы познакомимся с творчеством великого австрийского композитора, пианиста, поэта, создавшего большое количество произведений в различных жанрах. Имя этого человека Франц Шуберт. (обратить внимание детей на портрет композитора).
Слайд2. Выступление уч-ся. «Жизнь и творческий путь Ф. Шуберта» ( сообщения с презентацией)
Франц Шуберт родился 215 лет назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.
Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: "Его Бог научил, мне с ним делать нечего".
Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.
А сочинял Шуберт много, легко переключаясь с одного произведения на другое. После его смерти друзья обнаружили огромное количество исписанных нотными знаками листов, — это были начатые и не законченные произведения Шуберта. Биографами подсчитано — если бы все начатые рукописи Шуберта кто-нибудь закончил, то список его произведений вырос бы раза в три.
Еще один пример (фоном звучит симфония № 8). Через тридцать лет после кончины композитора, один из друзей Шуберта нашел на чердаке портфель с рукописью неоконченной симфонии си минор. Так весь мир узнал эту удивительную, пусть даже не законченную симфонию Франца Шуберта, которой при издании был присвоен номер восемь. Считается, что "Неоконченная" симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, например, позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением.
Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из под его пера выходили песни (более 600) и фортепианные миниатюры; 20 сонат, из которых при жизни прозвучало только три; пьесы для фортепиано; камерные ансамбли; 18 произведений для сцены, среди которых оперы и музыка к драматическим спектаклям.
Помимо симфонической музыки, Шуберт написал огромное количество вокальных произведений.
Франц Шуберт прожил 31 год, очень короткую, тяжелую, но в то же время творческую жизнь.
Учитель: А сейчас проверю, внимательно ли вы слушали мой рассказ?
Вопросы: Слайд 3
Учитель — Истощенный морально, душевно, физически, измученный неудачами в жизни, он прожил не долго. Сколько лет прожил Шуберт?
Дети: — 31 год.
Учитель: Где Шуберт получил музыкальное образование?
Дети: в Конвикте (придворной капелле)
Учитель — В каких жанрах писал Ф.Шуберт?
Дети:— Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения
Учитель — Сколько симфоний написано Шубертом?
Учитель — При его жизни не прозвучала ни одна симфония. Сколько написал сонат?
Дети -20. Из 20-ти сонат прозвучало только 3.
Учитель — Вспомните, произведений, какого жанра больше всего написано Шубертом?
Дети:— Песни.
Учитель -Сколько им написано песен?
Дети:-Более 600.
Выступление уч-ся 2: «Вокальное творчество Ф. Шуберта» ( сообщение с презентацией)
Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Герой Шуберта – простой человек. Он глубоко несчастен. Все его мечты и надежды неосуществимы. Единственным верным его другом , которому он доверяет все свои мысли, является ПРИРОДА. Поэтому в песнях Шуберта можно услышать журчание ручейка, шелест леса, пение птиц. Они окружают героя и сопутствуют ему в его странствиях, делят с ним радости и печали.
Ф.Шуберт создавал новый тип песен, которые представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, драматическим развитием, полноправным, чутко следовавшим за смыслом слов аккомпанементом.
Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Большую часть своих произведений он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами. Слайд 4.5
Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; его аккомпанемент приобрел большее значение, больший художественный смысл.
Замечателен также сборник "Лебединая песня", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, "Серенада").
Прослушивание песен Ф Шуберта «Баркарола» и «Форель»
Лучшими вокальными произведениями являются Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 г., когда композитору было 18 лет.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с Балладой "Лесной царь". Сначала выясним, что такое баллада?
Дети: ответы детей.
Учитель: Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
В далекой древности балладами назывались плясовые песни (баллада от слова «ballo» плясать). В средние века балладами стали называть песни повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания об исторических событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы. Этот старинный вид искусства был как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков на рубеже XVIII-XIX вв. Создателем вокальной баллады считается Ф, Шуберт.
Слайд 8 Баллада "Лесной царь" написана на слова немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете Слайд 2. Гете — немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель.
Слайд 9 Франца Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:
Слайд 10 «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.
Слайд 11. Перевод написал Василий Андреевич Жуковский, поэт и переводчик, критик, один из основоположников романтизма в России. Образование получил в Благородном университетском пансионе (Москва). С ранней юности занялся литературной деятельностью.
Слайд 12 . В нескольких городах России Василию Андреевичу Жуковскому установлены памятники, один из них в Санкт Петербурге. Пушкин назвал Жуковского "гением перевода". Многие переведенные им стихи отражали и его собственный взгляд на мир.
Послушайте балладу "Лесной царь" в переводе В.А. Жуковского (чтение стихотворения) Прослушивание баллады на протяжении слайдов13-21
Анализ прочитанного произведения:
— Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения. (волнение, страх, тревога).
— Назовите персонажей, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик, отец, сын, Лесной царь).
— О чем это стихотворение?
— О том, как отец везет сына — младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.
— В какой форме изложено стихотворение (диалог)
— Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". И обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица.
(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского
Обсуждение с учащимися музыкального языка баллады.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают собственную характеристику музыке.
-Что вы можете сказать об этом произведении?
— Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики — Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей.
— Какие выразительные средства музыки использует композитор, чтобы передать наиболее полно смысл и характер произведения?
— Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки — то ласковый, а то злой и страшный.
— Вы обратили внимание на аккомпанемент?
— Он в этом произведении играет большую роль — передает бег коня, завывание вьюги, напряжение.
— Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа?
Отец — переживание, внутреннее беспокойство.
Лесной царь — музыка ласковая, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость.
Младенец — страдание, мольба, ужас.
Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком, и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода
(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Слова И.Гете. (на немецком языке).)
Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).
Жанр – вокальная баллада.
Композитор – Франц Шуберт.
Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Динамика — от РР до FFF
Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)
Музыкальный лад – минорный (соль минор)
Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.
Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.
Слайд 23. Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:
Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране:
сегодня я узнал.
урок дал мне для жизни.
4. Учитель: Молодцы ребята, сегодня много вы узнали и запомнили о творчестве Франца Шуберта.
Учитель А сейчас мы продолжим работу парами.
Слайд 24 Приложение 1.
На скромной могиле Франца Шуберта есть надпись. А что это за надпись, вам предстоим расшифровать головоломку, и тогда вы сможете ее прочитать.
("Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды").
Приложение 2 кроссворд.
Если решите правильно, то прочтете фамилию композитора.
5.Домашнее задание: составить кроссворд или головоломку по теме: "Творчество Ф. Шуберта"
6. Повторение ранее разученной песни «Огромное небо» О. Фельцмана,
Источник
Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
Конспект урока.
6 класс. Музыка. По программе Е.Д. Критской
Тема урока: Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)
Тип урока: расширение и углубление знаний
Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта, познакомив с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь», сформировав эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.
Дополнить знания о жизненном пути композитора романтика Франца Шуберта.
Повторить песню Ф. Шуберта, выученную в 5 классе.
Познакомить с вокальным жанром балладой.
Прочитать по ролям балладу «Лесной царь»
Проанализировать по средствам музыкальной выразительности балладу Ф. Шуберта «Лесной царь».
Закрепить пройденный материал.
Обеспечение: учебник Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Музыка 6 класс, ноутбук, проектор, экран, презентация ( авторская), аудио- и видеоматериалы, тетрадь, раздаточный материал ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.
Слушание фрагмента произведения «Аве, Мария» Ф. Шуберта.
-Знакомо ли вам это произведение?
-Попробуйте определить музыкальный жанр?
-Как вы думаете, какому жанру будет посвящен наш урок?
— определяют, что звучит песня
— это «Аве, Мария» – одно из самых известных произведений австрийского композитора Франца Шуберта, написанное в жанре песни.
-Что вы знаете о творчестве Ф.Шуберта?
-Знаком ли вам жанр песня- баллада?
-Какие песни вам знакомы?
-вспоминают знакомую информацию о жизни и творчестве композитора,
— определяют, каких знаний не хватает
-Для того, чтобы определить тему урока, давайте разгадаем мини- кроссворд, основанный на знаниях, полученных ранее.
( параллельно идет метод повторения)
Вопросы кроссворда:
1. Музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук (вокализ)
2.Низкий мужской голос ( бас)
3.Что мы называем вокальным произведением для голоса в сопровождении какого-либо музыкального инструмента? (Романс)
4.Великий русский композитор, автор балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озаро» (Чайковский)
5. Темный лад в музыке ( минор)
6 .Песня на воде (Баркарола)
7.Низкий женский голос или один из струнно- смычковых инструментов (альт)
8. Музыкально-драматическое искусства, сочетающего в себе сольное, ансамблевое и хоровое пение с инструментальной музыкой и сценическим действием. ( опера)
9. Приём игры на струнно- смычковых музыкальных инструментах , когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком.( пиццика́то )
10.Высокий женский голос (сопрано)
Путем ответов на вопросы, на слайде появляется ключевое словосочетание- Лесной царь.
Итак, мы с вами разгадали название произведения, которому будет посвящен наш урок. А знаете кто автор музыки?
( ответы детей)
Музыку к «Лесному царю» написал Ф.Шуберт, с творчеством которого мы уже встречались в ранних классах. Чем привлекает его творчество и биография? Давайте немного познакомимся с его биографией.
Выступления учащихся (домашнее задание)
Шуберт Франц Петер — выдающийся австрийский композитор; основоположник раннего романтизма; создатель девяти известных симфоний. Родился 31 января 1797 года в Вене в семье обычного учителя. Поначалу в семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в раннем возрасте. За свою недолгую жизнь Шуберт написал около 600 песенных композиций, многие из которых актуальны по сей день. В создании собственного стиля он опирался преимущественно на работы Моцарта, Глюка, Гайдна и Бетховена.
С детства мальчик получил домашнее музыкальное образование. В церкви он учился игре на органе и вокалу. Фредерик был одним из лучших певцов хора придворной капеллы. Сам Сальери взял его к себе в ученики, восторгаясь его красивым голосом и музыкальным даром. Примерно в 13 лет он стал писать свою первую симфонию. Первые самостоятельные работы были написаны им в 1814 году.
Из хора к тому моменту он был уже отчислен, так как у мальчика ломался голос. Поэтому юный Фредерик поступил в учительскую семинарию, последовав по стопам отца. Все свое свободное время он посвящал сочинению музыки. Песенная музыка композитора была своего рода продолжением стиля Бетховена. 1815-й год считается самым плодотворным в его карьере. В этот период он написал более сотни песен, шесть опер, множество симфоний и музыку для церкви.
Биография Шуберта повествует, что иногда ему приходилось жить у друзей. Среди них были известные композиторы, поэты, художники. Именно в этот период проводятся знаменитые «шубертиады», то есть вечера, посвященные музыке Франца. В кругу друзей он играл на фортепиано, сочиняя музыку на ходу. Однако это были трудные годы. Шуберт жил в неотапливаемых комнатушках и давал ненавистные уроки, чтобы не умереть с голоду.
Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нотная бумага, а с деньгами, как всегда, было затруднение. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спустя годы у художника спрашивали, какой из своих рисунков он считает лучшим, он отвечал:
Нотные линейки для Шуберта!
Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.
Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.
Это была знаменитая «Колыбельная песня» Шуберта.
В 1816 году композитор представил публике произведение, которое принесло ему долгожданную популярность — «Лесной царь». В дальнейшем одна за другой появлялись его знаменитые симфонии. Постепенно композитор приобретал мировую известность. В 1820-х гг. у него начались проблемы со здоровьем. Некоторое время он работал в имении графа И. Эстерхази, преподавая музыку его дочерям. Последние годы своей жизни композитор провел в Вене. Он умер 19 ноября 1828 года, после продолжительной борьбы с брюшным тифом.
-Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие великие лирические произведения?
Спасибо за интересную информацию.
У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт Гёте.
С одним из таких произведений написанных Шубертом в 18-летнем возрасте на стихи Гёте мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь».
Знаком ли вам такой жанр?
-Мы знакомились с ним на уроках литературы.
-Тогда охарактеризуйте его.
-Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики
-А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного. И сейчас мы с вами обратимся к балладе «Лесной царь»
В учебнике ( стр.45) текст баллады, давайте вместе прочитаем.
-ребята, как вы думаете, сколько здесь главных действуюших лиц?
В балладе 4 действующих лица.
-Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям.
( чтение по ролям)
-А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.
-Как вы думаете- какая музыка будет у героев баллады?
(ответы детей)
Давайте послушаем и определим:
– сколько музыкальных образов присутствует в балладе?
– какие черты музыкального образа раскрывает характер звучания аккомпанемента?
– что вы можете сказать о ритме сопровождения?
– как композитору удалось создать единый драматически взволнованный образ, фантастическую картину, передать напряженность происходящего?
( слушание аудиозаписи на нем.языке)
Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.
Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе?
Мы услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.
-Еще раз слушаем балладу (уже в переводе) , обратить внимание на сочетание мелодии и сопровождения, на особенности выразительности и изобразительности.
После просмотре видеоматериала, задание: анализ песни- баллады .( по два героя на вариант)
Учащиеся записывают анализ произведения по средствам музыкальной выразительности:
Жанр – вокальная баллада.
Композитор – Франц Шуберт.
Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.
Темп – быстрый, стремительный.
Динамика — от РР до FFF
Голос- мужской
Музыкальный лад – минорный (соль минор)
Образ – драматический.
Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.
Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.
-Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.
-Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический напряжённый образ?
-Литература использует слово, музыка — звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.
-Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
Сегодня наш урок был посвящён интересному жанру вокальной музыки – песне-балладе.
Запись новых терминов и определений (работа в тетради)
Сегодня мы окунулись в мир творчества замечательного австрийского композитора, узнали об интересных фактах его биографии , а сейчас давайте разучим фрагмент его песни- баллады.( разучивание фрагмента)
На уроке прозвучало много новой информации и насколько вы были внимательны, мы проверим.
Тестирование ( использование программы easyQuizzy)
(По желанию учащихся-кто-то один работает за ноутбуком, сам тест выведен на экран. Дети параллельно отвечают у себя в тетрадях).
Подготовить по выбору следующие виды заданий:
1) нарисовать иллюстрации к балладе «Лесной царь» (связь с ИЗО, межпредметные универсальные, учебные действия);
2) выбрать из известных современных песен (как отечественных, так и зарубежных музыкантов) те, которые написаны в жанре баллады и рассказать про них одноклассникам (принести аудиофайл, чтобы можно было прослушать фрагмент);
3) потренироваться в чтении баллады «Лесной царь» В.А. Жуковского, а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.
Источник
Урок «Ф.Шуберт "Лесной царь"»
Цель: формировать у обучающихся эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.
Принадлежность: данная разработка может быть использована при изучении творчества Шуберта на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе и на уроках музыки и литературы (в качестве дополнения) в курсе общеобразовательной школы.
Все указанные файлы запускаются автоматически по ходу Презентации.
«Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!», — говорил герой сегодняшней истории.
Вечно юный; романтик номер один; его песни являются эталоном перевода человеческой речи в музыкальные звуки; ни одно католическое Рождество не обходится без его Аве Марии (фоном звучит Аве Мария), — это Франц Петер Шуберт (портрет).
Запись в тетради:
Франц Петер Шуберт
797-1828
Великий австрийский композитор
(После 1 куплета «Аве Марии» звук микшируется).
Франц Шуберт родился 215 лет назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.
Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего».
Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.
А сочинял Шуберт много, легко переключаясь с одного произведения на другое. После его смерти друзья обнаружили огромное количество исписанных нотными знаками листов, — это были начатые и не законченные произведения Шуберта. Биографами подсчитано — если бы все начатые рукописи Шуберта кто-нибудь закончил, то список его произведений вырос бы раза в три.
Еще один пример (фоном звучит симфония № 8). Через тридцать лет после кончины композитора, один из друзей Шуберта нашел на чердаке портфель с рукописью неоконченной симфонии си минор. Так весь мир узнал эту удивительную, пусть даже не законченную симфонию Франца Шуберта, которой при издании был присвоен номер восемь. Считается, что «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, например, позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением.
Помимо симфонической музыки, Шуберт написал огромное количество вокальных произведений. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; его аккомпанемент приобрел большее значение, больший художественный смысл.
Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада»).
Однако при жизни композитора его произведения почти не исполнялись и не издавались.
Исключение — Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 году, которая принесла композитору славу.
Просмотр презентации «Шуберт. Лесной царь». (Обучающиеся читают поочередно текст слайдов презентации, которые демонстрирует преподаватель на экране)
Запись в тетради:
Запись в тетради:
Слайды 4-7 Прослушивание баллады на протяжении слайдов.
Итак, в балладе мы слышим несколько героев: обучающиеся перечисляют: рассказчик, отец, сын, лесной царь.
Что можно сказать о музыкальной характеристике героев? (учащиеся должны указать на взволнованность рассказчика, встревоженность отца, испуг и напряжение сына, сладость и привлекательность интонаций лесного царя).
Сейчас я предлагаю вам еще раз прослушать эту балладу, только уже на родном языке Гёте и Шуберта. И сейчас перед вами ставится задача не просто прослушать, но услышать все интонации и речевые обороты, которые так тонко передает в музыкальном измерении Франц Шуберт. (звучит «Лесной царь» на немецком языке).
Обсуждение с обучающимися музыкального языка баллады. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают собственную характеристику музыке).
Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор, чтобы изобразить чувства, мысли или речь каждого героя?
Прослушав произведение от начала до конца можно ли сказать, что все сцены и образы сливаются в единый драматический образ?
Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?
В случае затруднения учащихся в ответах на вопросы, можно прослушать балладу отрывками, останавливаясь на отдельных репликах героев с целью более детального разбора средств музыкальной выразительности с использованием файлов 04.mp3 или 05.mp3 вне Презентации.
Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:
А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране:
- сегодня я узнал.
- было интересно.
- было трудно.
- я приобрел.
- меня удивило.
- урок дал мне для жизни.
- мне захотелось.
После смерти Ф.Шуберта на одном из концертов балладу «Лесной царь» исполняла певица Вильгельмина Шредер-Девриент. На этом концерте присутствовал Иоганн Гёте, который был потрясен мастерством исполнения певицы; вспомнил, что когда-то он слушал «Лесного царя», но он не произвел на него впечатления. Сейчас же, по выражению Гёте, вся композиция приняла «явственный образ».
Иными словами, очень важно, чтобы исполнитель проникся той музыкальной мыслью, которую передал нам композитор путем нотной записи. Чтобы исполнитель донес до слушателя тот истинный образ, чувства и эмоции автора. Ведь Шуберт рассказал нам о своих переживаниях и муках. Рассказал искренне, не написав при этом ни одной фальшивой ноты.
Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Гёте — потренироваться в чтении баллады «Лесной царь», а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой Первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.
Источник