Тест по биологии Современное эволюционное учение 10 11 класс

Тест по биологии «Современное эволюционное учение» 10-11 класс

1) Элементарная единица эволюции — это:
а) популяция;
б)особь;
в) вид;
г)биоценоз.

2) Элементарный эволюционный материал поставляют:

а) мутации;
б) модификации;
в) популяционные волны;
г) отбор.

3) К направленным изменениям генофонда приводит действие:
а) естественного отбора;
б)изоляции
в) миграции;
г) мутаций.


4) Естественный отбор сохраняет, признаки:

а) вредные для вида;
б) полезные для человека;
в) нейтральные для вида;
г) полезные для вида.

5)Генетическое равновесие в популяции — это:
а) постоянство численности всех особей популяции;
б) постоянство частот встречаемости различных аллелей;
в) равная численность самок и самцов;
г) баланс рождаемости и смертности в популяции.

6)Резкие колебания численности популяций :
а) не влияют на частоту аллелей в генофонде популяции
б) изменяют генофонд популяции;
в ) всегда приводят к потере доминантных аллелей;
г) как правило, связаны с утратой рецессивных аллелей.
7)К ненаправленным изменениям генофонда относят:
а) отбор;
б) борьбу за существование;
в) выработку приспособлений к условиям внешней среды;
г) миграции.
8)Устойчивость насекомых к инсектицидам — результат:
а) случайных изменений генофонда;
б) действия искусственного отбора;
в) действия направленного изменения генофонда;

г) изоляции.
8. При распознавании видов двойников учитывается главным образом критерий
а) генетический

Задание 2.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и c правьте их.

В разных популяциях одного вида частота мутантных генов одинакова

2.Направленное изменение частоты генов в популяциях не «условлено действием дрейфа генов»

3.И близко расположенные, и отдаленные популяции одного вида не отличаются друг от друга

4.При миграции животных и растений генофонд вновь образованной популяции гораздо больше генофонда родительской популяции.

Источник

Современное эволюционное учение вопросы

  • Главная
  • Биология
  • Тесты по биологии 11 класс
  • Тесты — Эволюционное учение 11 класс с ответами

Тесты — Эволюционное учение 11 класс с ответами

Тесты по биологии 11 класс. Тема: «Эволюционное учение»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1) Укажите верное определение понятия эволюции:

А) дегенеративное развитие живой природы;

+Б) необратимое историческое развитие живой природы;

В) вегетативное развитие живой природы;

Г) атавистическое развитие живой природы.

2) Укажите подходящее определение понятия вид:

А) морфологические изменения отдельных особей;

Б) идея исторического развития органического мира;

В) наследственные качества, передаваемы из поколения в поколение;

+Г) совокупность особей, сходных по строению.

3) Укажите основные факторы, объясняющие механизм эволюции Дарвина:

А) изменчивость организмов;

Б) борьба за существование;

+В) все ответы верны;

Г) естественный отбор.

4) Укажите неверные утверждения теории эволюции Дарвина:

А) во время естественного отбора остаются особи с полезными свойствами;

Б) организмы изменчивы;

В) различия между организмами, хотя бы частично передаются по наследству;

+Г) организмы постоянны.

5) Укажите существующие критерии вида:

+А) все ответы верны;

Б) экологический и исторический;

В) физиологический и географический;

Г) морфологический и генетический.

6) Укажите понятие, которое характеризует приведенное определение: это группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.

7) Выберите верное определение понятия генофонда:

+А) совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей;

Б) совокупное количество морфологических признаков;

В) особи, утратившие признаки предков;

Г) все ответы верны.

8) Укажите понятие, которое характеризуется следующим определением: это возникновение элементарных изменений аппарата наследственности.

9) Вставьте пропущенное слово в предложение: большая часть изменчивости генофонда не обнаруживается, это можно объяснить тем, что возникающие мутации_____________

Г) все ответы верны.

тест 10) Укажите неверное утверждение о мутационном процессе:

А) мутационный процесс формирует материал для эволюционных преобразований;

Б) мутационный процесс создает основу для действия естественного отбора;

В) мутационный процесс формирует резерв наследственной изменчивости;

+Г) все утверждения верны.

11) Проведите синхронизацию приведенных в таблицах понятий с определениями:

Понятие

А

Б

Определение

1

Основной фактор эволюции, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих более высокой приспособленностью, а количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

2

Выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных или растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.

3

Результатом этого отбора является многообразие сортов растений и пород домашних животных.

4

Современной формой данного отбора является селекция

5

Данный вид отбора рассматривается как главная причина развития адаптаций.

6

Данный вид отбора является следствием борьбы за существование.

А) А-1, 2, 3, 4; Б-5, 6;

Б) А-1, 3, 6; Б-2, 4, 5;

12) Выберите ненаправленные, случайные изменения генофонда:

А) искусственный отбор, естественный отбор;

Б) миграции, естественный отбор;

В) естественный отбор, мутации;

+Г) миграции, природные катастрофы, разделение популяций естественными и искусственными барьерами.

13) Выберите верное определение понятия дрейфа генов:

А) мутации, возникающие среди отдельных видов популяций;

Б) объединение изменений среди видов и отрядов;

+В) объединение и изменение малой популяции по сравнению с его исходным состоянием;

Г) все ответы верны.

14) Укажите форму борьбы за существование по Дарвину:

+А) все ответы верны;

Б) борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы;

В) межвидовая борьба;

Г) внутривидовая борьба.

15) Какая форма естественного отбора представлена на рисунке? Укажите верный ответ:

вопрос теста Движущая форма естественного отбора

А) стабилизирующая форма;

+Б) движущая форма;

В) дизруптивная форма

Г) разрывающая форма.

16) Укажите верное определение понятия репродуктивной изоляции:

+А) все ответы верны.

Б) изоляция, приводящая к нарушению свободного скрещивания или образованию стерильного потомства;

В) возникает при невозможности скрещивания особей двух подвидов из-за несоответствия в строении половых органов, различий в поведении и несовместимости генетического материала

Г) различия между особями популяций, которые делают невозможным или ограничивают способность особей свободно скрещиваться друг с другом.

17) Проведите соотношения форм борьбы за существование с приведенными примерами:

Формы борьбы за существование

А

борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы

Б

В

Примеры

1

Состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса за солнечные лучи, минеральные вещества, поглощаемые из земли.

2

Конкуренция за пищу между львами и гиенами.

3

Взаимоотношения паразитов и хозяев.

4

Наличие особой корневой системы у растений пустынь.

5

Конкуренция птенцов буревестника за пищу, выталкивание друг друга из гнезда.

6

Взаимоотношения хищников и жертв.

7

Снижение интенсивности транспирации (особое строение листьев, снижающее испарение влаги).

18) Пример какого изолирующего механизма изображен на рисунке?

вопрос теста Поведенческая изоляция

А) временная изоляция;

+Б) поведенческая изоляция;

В) механическая изоляция;

Г) экологическая изоляция.

19) Укажите какие механизмы изоляции наиболее характерные для животных, а какие для растений:

+А) растения — временная изоляция, животные — этологическая;

Б) растения — этологическая, животные — временная;

В) растения – временная и этологическая, животные – изоляции нет;

Г) все ответы верны.

тест-20) Укажите неверные утверждения:

+А) все утверждения верны;

Б) невозможность воспроизводить потомство связана с набором хромосом гибродов;

В) межвидовые гибриды обычно остаются бесплодными;

Г) межвидовые гибриды обычно быстро погибают.

21) Укажите неверное утверждение:

А) одной из стадий видообразования является репродуктивная изоляция;

Б) видообразование происходит в тех случаях, когда биологический вид расщепляется на два и более новых вида;

+В) одной из стадий видообразования является закрепление репродуктивной изоляции искусственным отбором;

Г) видообразование обеспечивает большое разнообразие органического мира.

22) Произведите соотношение понятий с их верными определениями, приведенными в таблице:

Понятие

А

Б

В

Симпатрическое (экологическое) видообразование

Г

Д

Определение

1

Видообразование, связанное с пространственной разобщенностью популяции.

2

Географически изолированные популяции.

3

Видообразование, связанное с хромосомными мутациями, полиплодией и гибридизацией.

4

Видообразование, связанное с зарождением в рамках исходной популяции новой формы.

5

Кратное увеличение числа хромосом исходного предкового вида.

+А) А-5, Б-3, В-4, Г-2, Д-1;

Б) А-1, Б-3, В-2, Г-1, Д-4;

В) А-2, Б-1, В-3, Г-4, Д-5.

23) Пример какого видообразования демонстрирует изображение?

вопрос теста Экологическое видообразование

А) аллопатрическое видообразование;

Б) все ответы верны;

В) географическое видообразование;

+Г) экологическое видообразование.

24) Выберите верное определение понятия микроэволюции:

А) эволюция, в результате которой происходит образование из видов новых родов;

+Б) эволюционные изменения, протекающие на внутривидовом, популяционном уровне;

В) надвидовая эволюция;

Г) верных ответов нет.

25) Укажите действующие механизмы макроэволюции:

А) естественное вымирание;

Б) естественный отбор;

+В) все ответы верны;

Г) борьба за существование.

26) Укажите верное определение понятия филогенетического ряда:

А) все ответы верны;

В) преемственные связи между различными систематическими группами;

+Г) ряды видов, последовательно сменяющих один другой.

27) Укажите верное расположение в порядке возрастания систематических категорий:

28) Произведите верное соотношение понятий и их определений, приведенных в таблице:

Понятие

А

Б

В

Определение

1

Эволюционное изменение, результатом которого является образование сходных признаков у родственных организмов.

2

Тип эволюционного изменения, в результате которого сходные признаки приобретают неродственные организмы.

3

Общий тип эволюционного процесса, основа образования новых систематических групп.

29) Развитие приспособлений для парения в воздухе, представленных на рисунке, являются примером следующего типа эволюционных изменений:

вопрос теста Конвергенция

тест_30) Произведите верное соотношение понятий и их определений, приведенных в таблице:

Понятие

А

Б

В

Определение

1

Крупные, масштабные, эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации, повышению интенсивности жизнедеятельности.

2

Мелкие, эволюционные изменения, повышающие приспособленность организмов к определенным условиям среды обитания.

3

Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации, к утрате систем и органов.

Источник

Современное эволюционное учение вопросы

Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.

Утверждения относящиеся к теории Ч. Дарвина: внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию; естественный отбор — направляющий фактор эволюции; при создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира.

Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина.

1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда.

2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии.

3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.

4. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно — в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции.

5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором.

6. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию.

Читайте также:  Интересные и странные факты о которых вы возможно не знали

Ну по идеи шестой вариант тоже правильный. Элементарной единицей эволюции считается локальная популяция.

Популяция является элементарной единицей эволюции — это уже положение Синтетической теории эволюции

Искусственный отбор не является предметом рассмотрения эволюционной теории, а синтетическая теория эволюции развивает дарвиновскую. Историческое развитие мира не затрагивает вопросы селекции.

Дарвин подчеркивал особую важность бессознательного отбора с теоретической точки зрения, так как эта форма отбора проливает свет и на процесс видообразования. Его можно рассматривать как мостик между искусственным и естественным отбором. Искусственный отбор был хорошей моделью, на которой Дарвин расшифровал процесс формообразования. Дарвиновский анализ искусственного отбора сыграл важную роль в обосновании эволюционного процесса: во-первых, он окончательно утвердил положение об изменчивости: во-вторых, установил основные механизмы формообразования (изменчивость, наследственность, преимущественное размножение особей с полезными признаками) и, наконец, показал пути выработки целесообразных приспособлений и дивергенции сортов, пород. Эти важные предпосылки открыли путь к успешному решению проблемы естественного отбора.

В книгах «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) и «Изменения домашних животных и культурных растений» (1868) Дарвин подробно описал многообразие пород домашних животных и проанализировал их происхождение.

в номере 16372 говорится, что ЕО-это направляющий фактор эволюции и относится он к СТЭ, а в этом задании- он относится к теории Ч.Дарвина.

и там, и там правда.

Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.

3) естественный отбор

5) сотворение мира

6) условия среды

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Основоположником современного эволюционного учения был Ч. Дарвин. До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о естественном отборе и выживании наиболее приспособленных к условиям среды организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения разнообразия органического мира.

Вставьте в текст «Ламаркизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века _________(А) в трактате «Философия зоологии».

В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной____________(Б) силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к__________(В). Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию__________(Г) органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по_________________(Д).

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ламаркизм — эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Ламарком в трактате «Философия зоологии».

В широком смысле к ламаркистским относят различные эволюционные теории, возникшие в XIX — первой трети XX веков, в которых в качестве основной движущей силы эволюции рассматривается внутреннее стремление к прогрессу. Как правило, большое значение в таких теориях придаётся и влиянию упражнению органов на эволюционные судьбы организмов, поскольку предполагается, что последствия упражнения и неупражнения могут передаваться по наследству.

Определите хронологическую последовательность появления научных теорий в области эволюционной биологии.

1) теория трансформизма

2) эволюционная теория Ламарка

3) эволюционное учение Дарвина

4) теория креационизма

5) синтетическая теория эволюции

Теория креационизма — теория трансформизма — эволюционная теория Ламарка — эволюционное учение Дарвина — синтетическая теория эволюции. Трансформизм — учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.

Выберите положения синтетической теории эволюции.

1) Виды реально существуют в природе и формируются длительное время.

2) Мутации и комбинации генов служат материалом для эволюции.

3) Движущими силами эволюции являются мутационный процесс, популяционные волны, комбинативная изменчивость.

4) В природе существуют различные виды борьбы за существование между организмами.

5) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

6) Естественный отбор сохраняет одних особей и уничтожает других.

Основные положения синтетической теории эволюции:

1) Материалом для эволюции служат наследственные изменения — мутации (как правило, генные) и их комбинации.

2) Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор, возникающий на основе борьбы за существование.

3) Наименьшей единицей эволюции является популяция.

4) Эволюция носит в большинстве случаев дивергентный характер, т. е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов.

5) Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.

6) Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц — подвидов и популяций.

7) Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»).

8) Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. Согласно синтетической теории эволюции, не существует закономерностей макроэволюции, отличных от микроэволюции. Иными словами, для эволюции групп видов живых организмов характерны те же предпосылки и движущие силы, что и для микроэволюции.

9) Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилетическое происхождение.

10) Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.

(1) Виды реально существуют в природе и формируются длительное время – положение теории Дарвина.

(2) Мутации и комбинации генов служат материалом для эволюции – положение синтетической теории эволюции.

(3) Движущими силами эволюции являются мутационный процесс, популяционные волны, комбинативная изменчивость – положение синтетической теории эволюции.

(4) В природе существуют различные виды борьбы за существование между организмами – положение теории Дарвина.

(5) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции – положение синтетической теории эволюции.

(6) Естественный отбор сохраняет одних особей и уничтожает других – положение теории Дарвина.

Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Дарвинизм — по имени английского натуралиста _________(А) — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Дарвинизм — по имени английского натуралиста Дарвина — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным фактором эволюции является естественный отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям Ламарка, который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к совершенству.

Приведите не менее трёх доказательств правильности теории эволюции Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции.

1) Палеонтологические доказательства — нахождение переходных форм между древними и современными животными и растениями, построение филогенетических рядов.

2) Эмбриологические — сходство зародышей хордовых на ранних стадиях развития.

3) Морфологические доказательства — наличие рудиментарных органов, атавизмов, гомологичных и аналогичных органов.

4) Развитие устойчивости к антибиотикам и пестицидам.

Выберите утверждения, относящиеся к синтетической теории эволюции.

1) Микроэволюция — процесс, происходящий в популяциях.

2) Между организмами происходит борьба за существование.

3) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.

4) Основными эволюционными направлениями являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

5) Определённая изменчивость не является наследственной.

6) Вид состоит из популяций.

Основные положения синтетической теории эволюции в общих чертах можно выразить следующим образом:

Материалом для эволюции служат наследственные изменения — мутации (как правило, генные) и их комбинации.

К движущим силам эволюции, согласно СТЭ, относят мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляцию и естественный отбор. Все они, за исключением естественного отбора, действуют случайно, не направленно.

Наименьшей единицей эволюции является популяция.

Эволюция носит в большинстве случаев дивергентный характер, т. е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов.

Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.

Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц — подвидов и популяций.

Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»),

Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. Согласно синтетической теории эволюции, не существует закономерностей макроэволюции, отличных от микроэволюции. Иными словами, для эволюции групп видов живых организмов характерны те же предпосылки и движущие силы, что и для микроэволюции.

Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилетическое происхождение. Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.

Правильные утверждения: микроэволюция — процесс, происходящий в популяциях; основными эволюционными направлениями (по Северцову А.Н.) являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация; вид состоит из популяций. Неверные утверждения:

2) Между организмами происходит борьба за существование — неверно, т. к. борьба за существование может быть как межвидовая, так и внутривидовая и с неблагоприятными условиями.

3) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость, естественный отбор, борьба за существование — это движущие силы эволюции по Дарвину.

5) Определённая изменчивость не является наследственной — Определенная, или групповая, модификационная изменчивость — это изменчивость, которая возникает под влиянием какого-либо фактора среды, действующего одинаково на все особи — утверждение не верно, т. к. не является фактором эволюции.

Источник

Урок 53. Современные концепции биологической эволюции

— Каковы современные концепции биологической эволюции?

— Каковы основные положения синтетической теории эволюции?

— Каковы основные механизмы эволюции, согласно синтетической теории эволюции?

— В чем отличие синтетической теории эволюции от теории эволюции Ч. Дарвина?

Глоссарий по теме:

Синтетическая теория эволюции – это синтез классического дарвинизма и генетики популяций. Синтетическая теория эволюции позволяет выявить и объяснить взаимосвязь между материалом эволюции (генетическими мутациями) и механизмом эволюции (естественным отбором).

Микроэволюция – это распространение в популяции изменений частот аллелей на протяжении ряда поколений, результатом микроэволюции являются эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

Читайте также:  Инструмент 171 Найти и заменить 187

Мутационный процесс приводит к изменению частот некоторых генов в рамках популяции и выступает генератором нового генетического материала в популяции, что создает базу для осуществления естественного отбора (поскольку чем больше генетическое разнообразие в популяции, тем больше эффективность естественного отбора и тем более устойчива такая популяция).

Изоляция – это возникновение различных барьеров в популяции, которые ограничивают свободное скрещивание в этой популяции особей. Изоляция является достаточно важным механизмом эволюции – она закрепляет и усиливает первоначальные стадии генетической дифференциации популяции.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 247-249.

2. Дробышевский С. В. Эволюция мозга человека: Анализ эндокраниометрических признаков гоминид. М.: КомКнига. 2007 с. 67-123.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На современном этапе теория Ч. Дарвина дополнена рядом других положений, в результате чего возникла качественно новая теория – синтетическая теория эволюции, основоположниками которой стали Джулиан Хаксли и Эрнст Майер.

Синтетическая теория эволюции сегодня является общепринятой и представляет собой синтез классического дарвинизма и генетики популяций. Синтетическая теория эволюции позволяет выявить и объяснить взаимосвязь между материалом эволюции (генетическими мутациями) и механизмом эволюции (естественным отбором).

В рамках синтетической теории эволюции эволюция определена как процесс изменения частоты аллелей различных генов в популяциях организмов в течение определенного времени, превышающего длительно жизни одного поколения этой популяции.

В рамках синтетической теории эволюции выдвинуты следующие основные положения:

1. Материалом для эволюции являются различные мутации. Изменчивость в популяциях под воздействием мутаций носит случайный характер.

2. Главным движущим фактором эволюционного процесса выступает естественный отбор, который базируется на отборе мелких и случайно возникающих мутаций.

3. Наименьшая эволюционирующая единица в рамках синтетической теории эволюции – это популяция, а не особь, как допускали более ранние представления о возможности наследования одной особью за другой «благоприобретенных признаков».

4. Эволюция дивергентна по своей природе, и один таксон (вид, род, семейство, класс и др.) может являться предком нескольких дочерних таксонов, но при этом каждый вид имеет единственный предковый тип и, по сути, единственную предковую популяцию.

5. Эволюция носит градуалистический (постепенный) и достаточно длительный характер. Видообразование – как один из этапов эволюционного процесса рассматривается, как поэтапная смена одной временной популяции рядом последующих популяций.

6. Каждый вид живых организмов состоит из морфологически, генетически и физиологически отличных и соподчиненных, но не изолированных репродуктивно единиц – популяций и подвидов.

7. «Поток генов», обмен аллелями возможен только внутри одного вида. Если возникшая случайно мутация имеет селективную ценность (то есть положительно сказывается на приспособленности и выживаемости популяций) на всей территории распространения вида (его ареала), то такая мутация может распространиться за счет «потока генов» по всем подвидам и популяциям внутри вида.

В рамках этого положения синтетическая теория эволюции предоставляет краткое и емкое определение биологического вида: вид живых организмов – это замкнутая и генетически целостная система.

8. Макроэволюция – эволюция, протекающая на уровне выше видового, идет только путем микроэволюции. Микроэволюция – это распространение в популяции изменений частот аллелей на протяжении ряда поколений, результатом микроэволюции являются эволюционные изменения на внутривидовом уровне. За пределами видового уровня эволюция фактически прекращается. Ряд исследователей микроэволюции часто противопоставляют макроэволюцию, которая также является процессом изменения частот генов на уровне популяции, но в значительном геологическом периоде.

9. Любой реальный, а не искусственный или сборный таксой имеет монофилетическое происхождение – то есть происхождение от одного предка (предковой популяции).

10. Эволюция в целом непредсказуема, не имеет направления и конечной цели, то есть, носит нефиналистический характер.

Синтетическая теория эволюции внесла ряд уточнений в исследование естественного отбора – как одного из механизмов эволюционного процесса.

Мутационный процесс приводит к изменению частот некоторых генов в рамках популяции и выступает генератором нового генетического материала в популяции, что создает базу для осуществления естественного отбора (поскольку чем больше генетическое разнообразие в популяции, тем больше эффективность естественного отбора и тем более устойчива такая популяция). Условно считается (хотя и не существует точных доказательств), что большинство возникающих мутаций скорее вредны, чем полезны (с точки зрения повышения выживаемости популяции. Ввиду этого, в рамках репликации ДНК в ходе полового процесса предусмотрен механизм «исправления» и обезвреживания мутаций.

Колебания численности популяций (популяционные волны) действует, как неизбирательное и стохастическое уничтожение особей в популяции.

Изоляция – это возникновение различных барьеров в популяции, которые ограничивают свободное скрещивание в этой популяции особей. Наиболее простой пример – это «географические» разрывы ареалов – областей обитания популяций. К примеру, соболь и куница являются, с точки зрения систематики разными видами и обитают в сравнительно разных ареалах, хотя и сходных по географическим и климатическим условиям, но существуют территории в Сибири, на которых соболь и куница могут свободно скрещиваться. По всей вероятности, эти два вида произошли от общей популяции, но их ареал по каким-то причинам был «разорван», ввиду чего и развитие популяций пошло разными путями, образовав два вида – куницу и соболя, которые, тем не менее, на данными момент не успели генетически обособиться настолько, чтобы скрещивание между ними оказалось невозможным.

Изоляция является достаточно важным механизмом эволюции – она закрепляет и усиливает первоначальные стадии генетической дифференциации популяции.

С позиции популяционной генетики естественный отбор может быть рассмотрен как избирательное воспроизводство наиболее «выгодных» с точки зрения выживаемости генотипов. Ключевое значение в эволюционном процессе имеет не столько само выживание особей, сколько вклад этих особей в генофонд популяции. В ряде случаев естественный отбор ведет к созданию признаков, которые невыгодны для отдельно взятой особи, но полезны для популяции в целом.

Основные формы естественного отбора это:

1) Стабилизирующий отбор – данная форма отбора направлена на поддержание ранее сложившегося признака в популяции, его среднего значения.

2) Движущий (направленный) отбор – данная форма естественного отбора способствует сдвигу возникшего среднего значения признака, и формированию и закреплению новой нормы.

3) Дизруптивный (разрывающий) отбор – данная форма естественного отбора направлена против особей, имеющих средний и промежуточный характер признаков. Дизруптивный отбор ведет к появлению полиморфизма в популяции.

Результат действия естественного отбора – это возникновение различных адаптаций.

Основные пути эволюции:

1. Ароморфоз – это крупные эволюционные изменения, которые приводят к подъему уровня биологической организации, повышению адаптации и способствуют переходу эволюционирующей группы в качественно новую адаптивную зону (например, появление аэробного дыхания, автотрофного питания, полового размножения и т.д.). Эволюционное направление, которое сопровождается приобретением ароморфозов называют арогенезом.

2. Идиоадаптация – это мелкие эволюционные (как правило, адаптивные) изменения, приспособления к условиям окружающей среды, но без подъема у эволюционирующей группы общего уровня биологической организации. Идиоадаптация – это эволюция группы внутри адаптивной зоны. Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций называют аллогенезом.

3. Общая дегенерация – это эволюционные изменения, которые приводят к упрощению общей организации эволюционирующей группы в результате ее приспособления к более простым и однородным условиям жизни (например, возникновение паразитизма).

Эволюцией называют историческое развитие отдельных групп организмов либо развитие жизни от простейших организмов до высших.

Синтетическая теория эволюции сегодня является общепринятой и представляет собой синтез классического дарвинизма и генетики популяций. Синтетическая теория эволюции позволяет выявить и объяснить взаимосвязь между материалом эволюции (генетическими мутациями) и механизмом эволюции (естественным отбором).

Макроэволюция – эволюция, протекающая на уровне выше видового, идет только путем микроэволюции. Микроэволюция – это распространение в популяции изменений частот аллелей на протяжении ряда поколений, результатом микроэволюции являются эволюционные изменения на внутривидовом уровне. За пределами видового уровня эволюция фактически прекращается. Ряд исследователей микроэволюции часто противопоставляют макроэволюцию, которая также является процессом изменения частот генов на уровне популяции, но в значительном геологическом периоде.

Важными механизмами эволюции сегодня признаются мутационный процесс, изоляция, колебания численности популяции.

Мутационный процесс приводит к изменению частот некоторых генов в рамках популяции и выступает генератором нового генетического материала в популяции, что создает базу для осуществления естественного отбора (поскольку чем больше генетическое разнообразие в популяции, тем больше эффективность естественного отбора и тем более устойчива такая популяция).

Изоляция – это возникновение различных барьеров в популяции, которые ограничивают свободное скрещивание в этой популяции особей.

Изоляция является достаточно важным механизмом эволюции – она закрепляет и усиливает первоначальные стадии генетической дифференциации популяции.

Естественный отбор и в рамках теории Ч. Дарвина и в рамках синтетической теории эволюции рассматривается, как движущая сила эволюции. С позиции популяционной генетики естественный отбор может быть рассмотрен как избирательное воспроизводство наиболее «выгодных» с точки зрения выживаемости генотипов. Ключевое значение в эволюционном процессе имеет не столько само выживание особей, сколько вклад этих особей в генофонд популяции. В ряде случаев естественный отбор ведет к созданию признаков, которые невыгодны для отдельно взятой особи, но полезны для популяции в целом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Какая теория эволюции ближе к современной синтетической теории эволюции?

Источник



Тема 4.2. Современное эволюционное учение. — 10-11 класс, Пасечник (рабочая тетрадь).

1. Дайте определения понятий.
Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Критерии вида – характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

2. Заполните таблицу.

Критерии вида

4-2-1-2-0

3. Что такое виды-двойники? Приведите примеры.
Два разных вида могут не различаться по анатомическому строению, быть морфологически сходными, но в природе не скрещивающихся из-за наличия разных хромосомных наборов. Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника: крыс, имеющих в кариотипе 38 и 49 хромосом; под названием «малярийный комар» существует 6 внешне не различимых видов-двойников; у рыбки щиповки – 3 вида двойника.

4. Как проявляется целостность вида?
Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

Популяция – структурная единица вида и единица эволюции

1. Дайте определения понятий.
Популяция – группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.
Генофонд популяции – совокупность количества генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.

2. Приведите примеры взаимоотношений организмов в популяциях.
Взаимоотношения в популяции могут быть следующие:
Конкуренция — борьба за одни и те же условия окружающей среды внутри одного вида.
Поедание одних особей другими внутри популяции.
Совместная защита от хищника.
Обмен генами при скрещивании в пределах одной популяции.
Гибель ослабленных особей и улучшение качественного состава популяции (генофонда).

3. Что изучает популяционная генетика?
Популяционная генетика изучает процессы изменения генетического состава популяций, возникновения новых свойств организмов и их закрепление посредством естественного отбора.

Читайте также:  Придумайте 5 вопросов про Добрыню Никитича и Змея Горыныча Плиз пож

4. Как влияют мутационные процессы на генетический состав популяции?
Мутационный процесс ведет к увеличению разнообразия генофонда. Мутации распространяются и закрепляются благодаря комбинативной изменчивости.

5. Какое значение имеет мутационный процесс для эволюционных преобразований?
Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости. Вследствие мутаций изменяется генофонд популяции, что под воздействием различных факторов представляет собой элементарные эволюционные изменения. Мутационный процесс формирует резерв наследственной изменчивости в генофонде каждой популяции и виде в целом. Поддерживая высокую степень генетического разнообразия популяций, он создает основу для естественного отбора и микроэволюции.

6. В чем проявляется способность популяции приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям среды?
Крупные изменения снижают приспособленность популяции. В популяции имеются запасы таких аллелей, которые не приносят ей какой-либо пользы в данное время; они сохраняются в гетерозиготном состоянии. Но когда в результате изменения условий они вдруг оказываются полезными, их частота под действием отбора начинает возрастать, и в конечном счете они становятся основным
генетическим материалом.

Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции

1. Дайте определение понятий.
Дрейф генов – явление ненаправленного изменения частот аллельных вариантов генов в популяции, обусловленное случайными статистическими причинами, в результате которого изменяется и обедняется генофонд малой популяции по сравнению с его исходным состоянием.
Волны жизни – резкие колебания численности особей популяции вследствие естественных причин.
Изоляция – исключение или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида; является элементарным эволюционным фактором, действующим на микроэволюционном уровне, и приводит к видообразованию.

2. Что понимают под генетическим равновесием в популяциях?
Постоянство частот встречаемости различных аллелей. Это ситуация, при которой распределение аллелей в популяции остается постоянным из поколения в поколение (при отсутствии отбора или мутаций).

3. Заполните таблицу.

Нарушения генетического равновесия в популяциях

4-2-3-3

4. Какие из названных изменений генофонда популяций могут рассматриваться в качестве эволюционных факторов? Ответ поясните.
Под влиянием факторов эволюции — мутационного процесса, изоляции, естественного отбора и др.- в популяции постоянно происходит элементарное эволюционное явление — изменение генофонда популяции. Полезные мутации сохраняются естественным отбором, вредные — накапливаются в популяции в скрытом виде, создавая резерв изменчивости. Через несколько поколений изолированные популяции, обитающие в разных условиях, будут различаться по ряду признаков. Изоляция также является элементарным эволюционным фактором, действующим на микроэволюционном уровне, и приводит к видообразованию. Также и дрейф генов может в результате привести к возникновению нового вида. В результате всех этих факторов может возникнуть новый вид или лучше адаптироваться к условиям внешней среды исходный вид.

5. Составьте схему

Эволюционные факторы

4-2-3-5

Результаты эволюции

1. Дайте определения понятий.
Микроэволюция – эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне.
Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во времени.
Макроэволюция – процесс образования из видов новых родов, из родов – новых семейств и так далее.

2. Заполните таблицу.

4-2-4-2

3. Чем отличаются процессы аллопатрического и симпатрического видообразования?
Симпатрическое видообразование связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале по экологическим признакам. При этом особи с промежуточными характеристиками оказываются менее приспособленными. Расходящиеся группы формируют новые виды. Особенностью симпатрического пути видообразования является то, что он приводит к возникновению новых видов, всегда морфологически близких к исходному виду. Лишь в случае гибридогенного возникновения видов появляется новая видовая форма, отличная от каждой из родительских.
Аллопатрическое видообразование вызывается разделением ареала вида на
несколько изолированных частей. Возникновение географических преград (горных хребтов, морских проливов и пр.) приводит к возникновению изолятов — географически изолированных популяций. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора, с другой, приводят к их репродуктивной изоляции и образованию самостоятельных видов.

4. Составьте схему.

Эволюционный процесс

4-2-4-4

5. Заполните таблицу.

Доказательства макроэволюции

4-2-4-5

Биологический прогресс и биологический регресс

1. Дайте определения понятий.
Ароморфоз – это крупные, масштабные эволюционные изменения, которые ведут к общему подъему организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования.
Идиоадаптация – это мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды обитания.
Дегенерация – это эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем или органов и часто связана с переходом к паразитическому образу жизни.

2. Заполните таблицу.

Типы эволюционных изменений.

4-2-10-2

3. Каковы основные направления эволюции? Приведите примеры каждого из них.
Главные направления эволюции:
Ароморфозы: у животных – появление живорождения, способности к поддержанию постоянной температуры тела, возникновение замкнутой системы кровообращения, у растений — появление цветка, сосудистой системы, способности к поддержанию и регулированию газообмена в листьях.
Идиоадаптации: защитная окраска животных или приспособления некоторых рыб (камбала, сом) к жизни у дна – уплощение тела, окраска под цвет грунта, развитие усиков и пр.; приспособления к полету у некоторых видов млекопитающих (летучие мыши, белки-летяги). У растений – приспособления к перекрестному опылению цветка насекомыми или ветром, приспособления к рассеиванию семян.
Дегенерации: у паразитов возникают специфические приспособления (часто весьма изощренные) к условиям жизни внутри хозяина. У паразитических червей появляются присоски, крючки, получают значительное развитие органы размножения. У свиного цепня, лентецов и других червей нет кишечника, слабо развита нервная система, отсутствует способность к передвижению. У растений-паразитов (повилика) – отсутствие вегетативных органов (лист), вместо корней – присоски.

4. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса

4-2-10-4

5. Какова, на ваш взгляд, роль человека в процессах биологического регресса?

Деятельность человека является мощным фактором биологического регресса видов, нужных и полезных ему. Например, появились микробы, устойчивые к действию лекарств, и насекомые, устойчивые к ядохимикатам и т.д.. При посеве человек вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях дикие популяции, заменяя их немногочисленными искусственными. Усиленное истребление человеком многих видов ведет к биологическому регрессу, который грозит им вымиранием.

Синтетическая теория эволюции

1. Дайте определения понятия.
Синтетическая теория эволюции (современный дарвинизм) – современная эволюционная теория, которая представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма.

2. Заполните таблицу.

Развитие эволюционного учения в ХХ веке.

4-2-11-2

3. Сформулируйте основные положения (постулаты) синтетической теории эволюции.
1. элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
2. материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
3. естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
4. дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
5. вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
6. видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.

4. Почему можно считать, что синтетическая теория эволюции в основном развивается в русле идей, заложенных Ч. Дарвином?
Синтетическая теория эволюции вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых фактов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих биологических наук. Тем не менее, синтетическая теория эволюции (или неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Ч. Дарвином. Объединение дарвинизма с экологией и генетикой в 20-х годах подготовило почву для создания синтетической теории эволюции. Учение Дарвина – это основа, остов современной теории, оно дало толчок дальнейшему развитию эволюции как науки.

Многообразие видов

1. Дайте определение понятий.
Биоразнообразие – разнообразие жизни во всех её проявлениях; разнообразие на трёх уровнях организации: генетическое разнообразие, видовое разнообразие и разнообразие экосистем.
Естественная классификация – система классификации, отражающая естественную общность организмов, при которой каждая таксономическая категория соответствует группе организмов, которые имеют общего предка.
Дарвинизм – это: в узком смысле – направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом.

2. Назовите ученых, заложивших основы современной классификации организмов.
Основы научной классификации заложил К. Линней еще в 18 веке. Большой вклад в развитие систематики внес Ж. В. Ламарк, разработавший классификацию и систематику растений по естественным признакам и разделивший впервые всех животных на позвоночных и беспозвоночных. В конце XVIII века Антуан Жюссье ввел категорию семейства, а в начале XIX века Ж. Кювье сформулировал понятие о типе животных. Вслед за этим категория, аналогичная типу, – отдел – была введена для растений. К середине XIX века некоторые учёные (например, Эрнст Геккель) наравне с животными и растениями стали выделять новое царство протистов, в которое вошли бактерии, водоросли, грибы и одноклеточные животные. Чарлз Дарвин предложил понимать естественную систему как результат исторического развития живой природы.

3. Заполните таблицу.

Соотношение основных систематических групп, используемых в классификации животных и растений.

4-2-12-3

4. Можно ли использовать данные систематики для доказательства эволюции? Ответ обоснуйте.
Да, можно. В систематике главное доказательство эволюции заключается в том, что все живые существа можно расположить в иерархическую систему таксономических единиц – виды, роды, семейства, отряды, классы и типы. Это означает, что все организмы связаны между собой филогенетически. Принадлежность организмов к тем или иным систематическим группам свидетельствует о том, что большинство промежуточных форм, существовавших в прошлом, вымерло. Таким образом, все разнообразие живой природы можно объяснить происхождением от общих предков на основе борьбы за существование. Будучи генетически различными, виды представляют собой независимо эволюционирующие и репродуктивно изолированные единицы. Поскольку можно предполагать, что у генетически сходных видов общий предок существовал в менее отдаленном прошлом по сравнению с генетически различными видами, то степень генетических различий является мерой, на основе которой сейчас совершенствуют филогенетическое (родословное) древо.

5. Каково значение сохранения многообразия видов в природе?
Биоразнообразие – один из факторов оптимального функционирования биосферы в целом. Биоразнообразие обеспечивает устойчивость экосистем к внешним воздействиям и поддерживает в них равновесие. Живое от неживого отличается большим разнообразием и способностью не только его сохранять, но и существенно увеличивать по мере эволюции. Вообще эволюция жизни на Земле – это процесс увеличения разнообразия живых организмов, форм и уровней их организации, процесс возникновения механизмов, обеспечивающих устойчивость живых систем и экосистем в постоянно изменяющихся условиях нашей планеты. Именно способность экосистем поддерживать равновесие, используя для этого наследственную информацию живых организмов, и делает биосферу в целом и экосистемы вещественно-энергетическими системами в полном смысле.

6. Что понимают под устойчивым развитием биосферы?
Сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивость и естественная эволюция, с тем чтобы дальнейшее развитие человечества происходило в гармонии с природой. Формирование хозяйственной деятельности человека, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием для существования и дальнейшей эволюции человека и природы.

Источник

Adblock
detector