«Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры»
консультация на тему
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей 7 . Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников 8 .
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решение задач;
-анализа профессиональной деятельности;
-взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
-аттестацию педагогических кадров;
-оценку качества образования;
-оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
-оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
-распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
— владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться иод музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
— у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания и ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками — как создающие предпосылки для их реализации.
1 Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собрание законодательства Российской Федерации. 2009, N1, ст. 1, ст. 2.
2. Часть б статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
3. Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, N53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326).
4. Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N18, ст. 2151; N51, ст. 6163; 2013, N14, ст. 1666; N 27, ст. 3477).
5 С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
6. Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы.
Требования являются ориентирами для: Построения образовательной политики Решения задач: — формирования программы; — анализа профессиональной деятельности; — взаимодействия с семьями; Изучения характеристик образования детей (от 0 до 8) Информирования родителей
Целевые ориентиры не могут служить основанием для решения управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; Оценку качества образования; Оценку уровня развития детей; Оценку выполнения государственного задания; Распределения стимулирующего фонда.
Целевые ориентиры в раннем возрасте Интересуется окружающими предметами Стремится к проявлению самостоятельности Владеет активной речью Стремится к общению со взрослыми Проявляет интерес к художественной литературе Проявляет интерес к сверстникам Развита крупная моторика
Целевые ориентиры для старших дошкольников Инициативный и самостоятельный Обладает развитым воображением Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками Хорошо владеет устной речью Развита крупная и мелкая моторика Следует социальным нормам поведения Любознательный
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
Спасибо за внимание Презентацию подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Горенкова Ирина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655).
Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов.
Мониторинг достижения детьми 3-4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Познание».
Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. и используется как сопровождающий наглядный .
В презентации представлены показатели основния основной общеобразовательной программы воспитанниками ДОУ за год.
Познакомить педагогов ДОУ с новыми требованиями к результатам освоения программы в соответствии с ФГОС Дать понятие «ФГОС», «Стандарт»;Обеспечить готовность педагогов ДОУ к работе по ФГОС.
Консультация «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»
Материал содержит целевые ориентиры по ФГОС по программе «От рождения до школы».
«Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения Основной образовательной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе»
Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения Основной образовательной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе. Требования ФГОС ДО освоения Программ.
Источник
Планируемые результаты как ориентиры освоения ооп до
Как было показано в материале «Что такое федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)» федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», включает в себя требования к:
структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему;
условиям реализации образовательной Программы дошкольного образования и
результатам освоения образовательной Программы дошкольного образования.
В предыдущих материалах:
были рассмотрены первые два из указанных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
В данном материале рассмотрим особенности третьего требования ФГОС ДО — требования к результатам освоения образовательной Программы дошкольного образования.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной Программы дошкольного образования
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной Программы дошкольного образования представлены в виде:
целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства:
гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также
системные особенности дошкольного образования — необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат,
делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста:
конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются:
независимо от форм реализации основной образовательной Программы дошкольного образования, а также
от её характера, особенностей развития детей и образовательной организации, реализующей образовательную Программу.
Целевые ориентиры дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке:
в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
часть 2 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
- освоение образовательной Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
часть 2 статьи 64 «Дошкольное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Настоящие требования ФГОС ДО являются целевыми ориентирами дошкольного образования для:
построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
формирования образовательной Программы дошкольного образования;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ.
Целевые ориентиры дошкольного образования не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей;
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников образовательной организации.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
целевые ориентиры дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
целевые ориентиры дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры образовательной Программы дошкольного образования:
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;
при соблюдении требований к условиям реализации образовательной Программы дошкольного образования настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В случае если образовательная Программа дошкольного образования не охватывает старший дошкольный возраст:
то данные требования ФГОС ДО должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры,
а непосредственные целевые ориентиры освоения образовательной Программы воспитанниками — как создающие предпосылки для их реализации.
Источник
Материалы для занятий
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому, планируемые результаты освоения ООП ДО представлены в нашей Программе в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры не следует путать с освоением образовательных областей. Это маяк, к которому нужно стремиться! Целевые ориентиры формируются на основе образовательных областей, они и подлежат мониторингу.
При реализации программы может проводиться оценка развития детей в рамках педагогической диагностики (оценка педагогических действий воспитателя). Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилами в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
• склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в их развитии.
Социальный портрет выпускника ДОО:
Аккуратный, Дружелюбный, Внимательный, Здоровый, Физически развитый, Коммуникативный, Сообразительный, Любознательный, Креативный, Книголюб, Осведомленный, Совестливый, Правдивый, Жизнерадостный, Инициативный, Активный, Самостоятельный, Волевой, Толерантный, Настойчивый, Социализированный.
Пути достижения данного социального портрета выпускника:
— создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
— использование новых современных инновационных образовательных технологий;
— оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
Источник
Планируемые результаты освоения ООП ДО
1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики
, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но углубляют и дополняют его требования .
В Программе, так же как и в Стандарте, целевые возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако Программа имеет свои отличительные особенности ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликт. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про-являет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность
1.2.1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
• аттестацию педагогических кадров;
• оценку качества образования;
• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,
в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
• оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации .
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, обследования в рамках объективного подхода были направлены на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специальных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты широко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска. Основным недостатком такого подхода является то, что искусственные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошкольников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.
В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
- Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
- Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
- В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
- И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Реализация ООП ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Фиксация результатов производится в картах наблюдений детского развития и педагогом вырабатываются рекомендации по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка
II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Старший возраст с 5-6 лет
Образовательная область «Физическое развитие»
систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений;
— осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода);
— приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры,
выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование: зимой кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах; в
теплый период кататься на двухколесном велосипеде, самокате, роликовых коньках.
— утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная
— чтение художественных произведений
— катание на санках, ходьба на лыжах, катание на велосипеде
— рассматривание книг, люстраций
самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот
— закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.
— продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми
приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
— проектная деятельность («Рецепты здоровья»);
— драматизация сказок «Мойдодыр»
— чтение художественной литературы
— игровая совместная деятельность
— объяснения, наблюдения, образец воспитателя;
— решение проблемных ситуаций, игровых задач
— расширять представление о составляющих здорового образа
жизни и факторах, разрушающих здоровье;
— показывать зависимость здоровья человека от правильного питания.
— формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных
— расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
— дать представление о правилах ухода за больным; -воспитывать сочувствие к болеющим; — учить характеризовать свое самочувствие.
— расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не
вредить себе и окружающей среде; — формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
— прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.
— познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
— проектная деятельность («Рецепты здоровья», «Кладовая витаминов»);
— драматизация сказок «Мойдодыр», «Доктор Айболит»
— чтение художественной литературы
— игровая совместная деятельность
— объяснения, наблюдения, образец воспитателя;
— решение проблемных ситуаций, игровых задач
— закаливающие процедуры (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, водная дорожка «Ручеек», сухое обтирание, обширное умывание)
— утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная
— свободное общение на темы ЗОЖ
— обсуждение познавательных книг о здоровье и ЗОЖ человека;
— чтение книг об Олимпийском движении.
— отражение представлений о ЗОЖ в продуктивной деятельности
— продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
— развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.
— закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
— закреплять умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп;
— совершенствовать умение прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться,
отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие
через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. — закреплять умение сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч
одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
— закреплять умение ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон,
спускаться с горы; кататься на двухколесном велосипеде; кататься на самокате, отталкиваясь
одной ногой (правой и левой); ориентироваться в пространстве.
— утренняя гимнастика: классическая, тематическая, сюжетно-игровая, с предметами, дыхательная
— игровые (подводящие) упражнения
— подвижная игра большой и малой подвижности
— гимнастика после дневного сна
— физминутки и динамические паузы
— хороводные игры, игры-имитации
— народные подвижные игры;
— спортивные упражнения: катание на санках, на велосипеде, скольжение на лыжах; самокате.
— спортивные упражнения: катание на санках, на велосипеде, скольжение на лыжах; самокате;
— двигательная деятельность в физкультурном центре
— воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
— продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
— спортивные упражнения: катание на санках, на велосипеде, скольжение на лыжах;
— подвижные игры с правилами
— один раз в месяц физкультурный досуг — два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний)
— один раз в месяц – день здоровья
— один раз в год – спортивный праздник для детей и родителей
— беседы о различных видах спорта, важных событиях спортивной жизни страны
Источник