Цели и задачи научного исследования
Цели и задачи научного исследования: понятие и значение
Любая научная работа предполагает постановку целей и задач исследования. Без этого она будет лишена логического построения.
Формулировка целей и задач исследования во Введении к магистерской, дипломной или курсовой работе студентов входит в число обязательных структурных элементов.
Цель исследования отвечает на вопрос: «Какой результат планируется получить?». Задачи: «Какими путями это достигается?».
Задачи научного исследования – это промежуточные этапы достижения цели. Чтобы полностью достичь поставленной цели нужно решить некую совокупность задач. При этом, если хотя бы одна задача не будет решена, то и соответственно, и цель исследования не будет достигнута.
Таким образом, цель исследование в курсовой, дипломной, магистерской работе – это макси-цель. Задачи – это мини-цели. которые в своей совокупности помогают достигать макси-цель.
Формулировка цели и задач научного исследования
Цель исследования неразрывно связана с предметом научного исследования. В общем плане, и цель, и предмет исследования напрямую связаны с выбранной темой исследования. Поэтому при формулировке цели (целей) исследования нужно отталкиваться от заданной темой работы.
В научной работе цель (цели) могут формулироваться с помощью глаголов или существительных:
-
- анализ (проанализировать)…
- исследование (исследовать)…
- выработка (выработать)…
- уточнение (уточнить)…
- определение (определить)…
- разработка (разработать)…и т.д.
Задачи исследования в своей совокупности должны полностью разрешать поставленную цель. Если сформулировать лишние задачи, можно уйти от темы исследования в сторону. Если не полностью – не раскрыть ее.
В научной работе задачи формулируются, как правило, с помощью глаголов:
-
- исследовать…
- выявить…
- проанализировать…
- рассмотреть…
- провести…
- охарактеризовать… и т.д.
Задачи исследования, как правило, соответствуют названиям параграфов или глав курсовой, дипломной, магистерской работы. Главы работы – это большие задачи, параграфы – маленькие задачи (подзадачи). Название каждой главы научной работы является своего рода промежуточной целью, решить которую позволяют задачи – параграфы этой главы.
Примеры (образцы) формулировки целей и задач исследования в магистерской диссертации, дипломной и курсовой работе
Чтобы теория была более понятна, рассмотрим формулировку целей и задач исследования на конкретных примерах.
Например, задана курсовая работа на тему: «Уголовная ответственность за превышение полномочий в Российской Федерации».
Соответственно в общем виде цель исследования можно сформулировать как: «Исследовать вопросы теории и практики уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации».
Для того, что раскрыть эту тему (достичь цели исследования), нам нужно (обобщенно):
- Исследовать научные положения по вопросам понятия и места данного состава преступлений в уголовном праве РФ.
- Раскрыть объективные и субъективные признаки превышения должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ).
- Охарактеризовать квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий (ч.ч. 2, 3 ст. 286 УК РФ).
- Исследовать судебную практику по вопросам привлечения к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ.
Это будут задачи исследования темы.
Такой вариант формулировки цели и задач исследования абсолютно допустим, если речь идет о курсовой работе. Однако в более серьезных научных работах, таких, как магистерская диссертация или дипломная работа, недостаточно просто исследовать тему, т.е. провести анализ каких-либо вопросов. Здесь нужно дополнительно выявить теоретические и практические проблемы, и кроме этого, предложить пути их разрешения.
Применительно к магистерским диссертациям и дипломным работам по юридическим дисциплинам это может выглядеть следующим образом.
Цель исследования – это решение некой большой научной задачи, которая в итоге должна привести к новому научному знанию. Поэтому с научной точки зрения нужно проанализировать и синтезировать имеющееся в теории и практике положения и проблемы, и на их основе сформулировать авторские выводы и выработать конкретные предложения по совершенствованию правовой сферы.
Поэтому в магистерской диссертации или дипломной работе формулировать цель исследования нужно сложнее:
- Исследовать сущность, проблемы и перспективы совершенствования норм об уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации.
- Исследовать сущность и проблемы уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации, а также выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
- Разработать и обосновать теоретические положения об уголовной ответственности за превышение должностных полномочий в Российской Федерации, выявить научные и практические проблемы, возникающие при ее реализации и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Чем выше научный уровень письменной работы студента, тем сложнее и объемнее должна быть сформулирована цель исследования.
С формулировкой задач исследования в данном случае гораздо проще. Они, как указывалось выше, отражают названия параграфов работы. И если план магистерской диссертации или дипломной работы составлен логически верно – т.е. раскрытие вопросов параграфов позволяет в своей совокупности раскрыть тему магистерской диссертации или дипломной работы, то нужно просто переписать их названия в задачи работы, добавив соответствующие глаголы.
Цель исследования должна полностью соответствовать и тем результатам, которые отражены в Заключении работы. Если не предложено никаких мер по улучшению отдельных направлений в правовой сфере, то нельзя писать, что целью работы является разработка мер по совершенствованию норм права. Иначе, можно сделать вывод, что цель исследования не достигнута.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием магистерской, дипломной или любой другой работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Источник
Определение цели и задач исследования
Прежде всего необходимо сформулировать проблему, тему и актуальность работы.
Проблема исследования — затруднительная ситуация, определившая тему работы и в итоге требующая разрешения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Проблема: на данный момент в школах среди подростков происходит множество конфликтных ситуаций с применением насилия.
Тема: Виды подростковых конфликтов и методы их разрешения.
После определения проблемы работы необходимо обоснование её актуальности.
Актуальность исследования показывает, насколько важно для общества решение проблемы изысканий на данный момент.
Некоторые из аспектов актуальности работы:
- потребность в новых теоретических данных по теме;
- потребность в более эффективных методах (обучения, тренировки, исследования, лечения, и др.);
- потребность в сведениях об эффективности продукта.
Далее, опираясь на тему, проблему и актуальность следует сформулировать цель, отвечающую на вопрос "Что предстоит сделать?".
Цель работы одна. Задач может быть много.
Формулирование цели может начинаться со следующих слов:
- изучить;
- выявить зависимость;
- определить;
- установить влияние;
- обосновать;
- доказать;
- разработать;
- и т.п.
Если работа объемная, следует разделить её на несколько подзадач, и выбрать самую важную в качестве цели.
Что выступает в качестве цели
- разрешение проблемы в какой-либо сфере;
- взаимосвязь между научными понятиями;
- поиск причинно-следственной связи между объектами;
- открытие закономерностей в протекании процессов;
- исследование свойств явления или процесса;
- доказательство эффективности продукта;
- организация и структурирование информации;
- анализ массива данных;
- проверка данных на предмет неверности;
- и т.п.
Примеры целей исследования
- Выявить зависимость уровня самооценки от роста человека.
- Доказать эффективность компьютерного приложения «Умножайка» при изучении детьми младшего школьного таблицы умножения.
- Рассмотреть и проанализировать особенности поэзии Владимира Маяковского.
Задачи исследования
Задачи исследования — перечень действий, выполнение которых приведет к достижению цели изысканий.
Источник
Задача и цель исследования: определение методов
Задача и цель исследования составляют костяк научной работы. При написании курсовых и дипломных работ, диссертаций автор всегда начинает с постановки проблемного вопроса и определения основных направлений своего труда, что во многом определяет формулировку верных выводов и заключений.
Общая характеристика
Задача и цель исследования имеют принципиальное значение для любой научной работы. По меткому определению К. Маркса, правильная постановка проблемы составляет половину успеха анализа научного материала. Здесь следует отметить, что цель – это генеральная установка, которую сам себе задает ученый при решении той или иной проблемы. Как правило, она носит обобщенный характер, в ней мало конкретики, так как она лишь вводит в курс дела автора и задает направление поиска. Ее формулировка должна быть предельно точной и понятной как для самого ученого, так и для рецензентов. Несмотря на ее обобщенный характер, она, тем не менее, в самом общем виде дает понять, что собой по сути представляет работа. Задача и цель исследования должны быть определены в самом начале работы. При этом задача конкретизирует цель, уточняет некоторые наиболее важные ее положения. Поэтому в научной работе авторы, как правило, выделяют несколько задач для более подробного пояснения смысла своего труда.
Соотношение с объектом и предметом
Важнейшими методологическими характеристиками научной монографии, диссертации или диплома являются предмет и объект. Последнее понятие означает в самом общем то, что подвергается анализу при изучении той или иной проблемы. Задача и цель исследования должны полностью ему соответствовать. Но, как правило, именно цель отражает проблемный вопрос, который ставит перед собой учащийся при написании работы. Под предметом принято понимать отдельные свойства, качества, стороны объекта, которые подвергаются рассмотрению, ему соответствуют задачи, которые также поясняют, что конкретно в объекте интересует автора.
Особенности
Проблема цели, задачи исследования заключается в том, что ее постановка и формулировка должны максимально точно отражать ту мысль, которую автор хочет донести своим трудом. Но на начальном этапе это крайне трудно сделать, потому ученые сперва формулируют гипотезу, которую выдвигают вначале как некоторый ориентир в своих поисках. На данном этапе чрезвычайно важно для исследователя представлять хотя бы примерно, что он хочет получить на выходе, в заключение своей работы. Цель – это как раз мысленный образ результат анализа той или иной проблемы, это конечный результат, совокупный итог, которого специалист хочет достичь в конце своей работы. Цель, задачи, объект и предмет исследования составляют костяк любой работы, и поэтому очень важно соотносить их друг с другом. В этом ряду важно определиться со средствами и путями для проведения анализа проблемы. Задача – это есть выбор автором методов и способов для наиболее оптимального решения главного вопроса.
Формулировка цели
Правильная постановка методологических характеристик определяет ход всей научной работы. Поэтому недаром авторы уделяют столь пристальное внимание грамотной формулировке проблемы и научного аппарата вообще. Цель, задачи, методы исследования определяют содержание и заголовки глав, параграфов, разделов и подразделов. Формулировка целей работы, как правило, традиционна: ее обозначают такими словами, как «выявить», «установить», «определить» и другими. С помощью этих слов ученый показывает, чего именно он добивается своим трудом. Как правило, он стремится обнаружить и охарактеризовать какие-либо новые стороны предмета, описать его ранее неизвестные свойства, вскрыть связь явлений, их отношения между собой. Это тем более важно, что от этого зависит определение новизны и актуальности работы, что особенно ценится в научных кругах. Формулируя цель, ученый обозначает для себя и для читателей и те закономерности, которые он намеревается обозначить, или классификацию явлений и признаков. Предложения должны быть обозначены в виде глаголов в инфинитивной форме и несовершенного вида.
Формулировка задачи
На втором подготовительном этапе ученый определяется с подробностями и деталями, с которыми ему предстоит работать, для чего прописывает задачи исследования. Цель исследования является общей идеальной умозрительной моделью окончательного результата, но автор анализирует конкретные факты, для рассмотрения которых ему нужно несколько сузить поле.
Поэтому он разбивает цель на несколько подцелей в зависимости от уровня сложности и трудности поставленной проблемы. Лучше всего двигаться от простой задачи к более сложной – это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении автора возможности. Обычно данную методологическую характеристику обозначают утвердительным предложением, что позволяет лучше разобраться в большом объеме материала. Выделяют несколько видов задач; условно их принято выделять в три группы:
1. Те, которые направлены на выявление наиболее важных, сущностных признаков, критериев, характеристик изучаемого предмета.
2. Те, которые обосновывают наиболее эффективные способы решения проблемного вопроса.
3. Те, которые объясняют выбранные методы для анализа проблемы.
Значимость
Цель, задачи, объект исследования тесно между собой взаимосвязаны еще и потому, что они определяют в своей совокупности научную новизну и практическую значимость работы. Для учебных программ в первую очередь имеет значение последняя составляющая, так как на данном учебном этапе важнее всего обучить студента элементарным навыкам работы с научным и учебным материалом, а также привить ему интерес и понимание того, что из себя представляет полноценная исследовательская работа. Однако в аспирантуре учащиеся уже выходят на более высокий уровень развития и должны понимать научную значимость и новизну своих работ не только на практике, но и в теории.
Выбор темы
Предмет исследования, цель, задачи зависят от темы выбранной работы, а также от поставленной проблемы. В идеале структура работы должна полностью повторять методологические характеристики, которые зафиксированы во введении. Проблема выбирается исходя из наличия противоречий в какой-либо научной области. Кроме того, авторы ориентируются при своем выборе на степень изученности той или темы с историографии. Особенный интерес в научных кругах представляют те темы, которые или не изучены, или мало изучены в науке. При этом авторы исходят из того, насколько важна практическая значимость работы. Ведь научный труд только тогда ценен, когда его результаты могут быть использованы на практике.
Цели и задачи исследования также формулируются с оглядкой на данную установку. Ставя перед собой какую-либо задачу, ученый в первую очередь ориентируется на то, насколько полезным может быть его изобретение в обществе с научной и практической точек зрения. Помимо вышеперечисленных факторов, большое значение имеет также общественно-политическая ситуация, которая определяет интерес к тому или иному вопросу. Речь в данном случае идет о так называемом общественном заказе, на который часто ориентируются ученые.
Связь с проблемой
Главными методологическими характеристиками являются цели, задачи исследования. Основная часть работы, то есть главы и параграфы, посвящена их раскрытию, во введении они прописываются как основные ориентиры, а в заключении на их основании подводятся основные результаты. По сути, постановка и формулировка цели – это выбор автором наиболее эффективного способа для решения проблемы. Ее решение – это определенная последовательность действий, своего рода алгоритм, который задается с помощью целей и задач. Поэтому в научных кругах придается особенно важное значение их формулировке: важно, чтобы данные методологические характеристики были прописаны простыми, грамотными, понятными предложениями.
Место в научной работе
Цели и задачи формулируются в начале курсовых, дипломных, диссертационных исследований. Единого критерия по их формулировке не существует; в распоряжении авторов и ученых имеются лишь некоторые общие правила, которые являются общепризнанными и которые используются наиболее часто в трудах. Так, при выборе задачи, например, исследовали ориентируются на то, какие методы они будут использовать, как теоретически будут обосновывать то или иное заключение. Рассматриваемые в данной статье методологические характеристики служат ступенями к решению поставленной проблемы. Поэтому особенно важно, чтобы главы и параграфы в точности следовали формулировкам целей и задач, а выводы в заключении предельно кратко, ясно, точно и грамотно излагались именно на основании конкретно поставленных целей и задач. Они тесно связаны с гипотезой, которая является предположением и догадкой, которая нуждается в доказательстве. В этом смысле цель похожа на гипотезу, так как тоже представляет из себя мысленный результат научной работы. При выборе рассмотренных методологических характеристик необходимо ориентироваться также на проблему, методы и приемы исследования.
Этапы исследования
Если цели носят весьма общий характер, то задачи призваны уточнить действия автора по решению проблемного вопроса. Как правило, набор методологических этапов традиционен. В зависимости от широты и глубины выбранной темы ученый ставит свои задачи. Если речь, например, идет о рассмотрении какой-либо широкой проблемы, то он ставит себе задачу сформулировать общие положения, выявить сходства и различия, оценить состояние объекта на данном этапе развития и так далее. Если же речь идет о конкретном, экспериментальном исследовании, то он ставит себе задачу проанализировать какой-либо элемент, выявить какие-либо его свойства, проверить его действие в тех или иных условиях. Здесь следует отметить, что первая группа задач относится преимущественно к гуманитарным наукам, вторая – к научно-техническим.
Специфика дисциплин
Здесь необходимо отметить, что, несмотря на универсальность подходов в выборе методологических характеристик, большое влияние на их формулировку оказывает та дисциплина, к которой принадлежит выбранная тема. Гуманитарные работы имеют более общие задачи исследования; цель исследования – изучить какое-либо общественное явление в самом общем смысле. Разумеется, и здесь никак невозможно обойтись без конкретики, деталей, фактов, но они служат как бы вспомогательным материалом для доказательства гипотезы или того или иного заключения. Иное дело – науки точные. Здесь исследователь чаще всего имеет дело с конкретным физическим материалом, его основной способ решения поставленной задачи чаще всего – это эксперимент, который во многом определяет специфику методологических характеристик, так как теперь автор должен давать свои рассуждения не на основании научного материала, а на основе практического опыта.
Источник
Цель исследования это предполагаемый результат
Цели и задачи научного исследования: понятие и значение
Любая научная работа предполагает постановку целей и задач исследования. Без этого она будет лишена логического построения.
Формулировка целей и задач исследования во Введении к магистерской, дипломной или курсовой работе студентов входит в число обязательных структурных элементов.
Цель исследования отвечает на вопрос: «Какой результат планируется получить?». Задачи: «Какими путями это достигается?».
Задачи научного исследования – это промежуточные этапы достижения цели. Чтобы полностью достичь поставленной цели нужно решить некую совокупность задач. При этом, если хотя бы одна задача не будет решена, то и соответственно, и цель исследования не будет достигнута.
Таким образом, цель исследование в курсовой, дипломной, магистерской работе – это макси-цель. Задачи – это мини-цели. которые в своей совокупности помогают достигать макси-цель.
Формулировка цели и задач научного исследования
Цель исследования неразрывно связана с предметом научного исследования. В общем плане, и цель, и предмет исследования напрямую связаны с выбранной темой исследования. Поэтому при формулировке цели (целей) исследования нужно отталкиваться от заданной темой работы.
В научной работе цель (цели) могут формулироваться с помощью глаголов или существительных:
-
- анализ (проанализировать)…
- исследование (исследовать)…
- выработка (выработать)…
- уточнение (уточнить)…
- определение (определить)…
- разработка (разработать)…и т.д.
Задачи исследования в своей совокупности должны полностью разрешать поставленную цель. Если сформулировать лишние задачи, можно уйти от темы исследования в сторону. Если не полностью – не раскрыть ее.
В научной работе задачи формулируются, как правило, с помощью глаголов:
-
- исследовать…
- выявить…
- проанализировать…
- рассмотреть…
- провести…
- охарактеризовать… и т.д.
Задачи исследования, как правило, соответствуют названиям параграфов или глав курсовой, дипломной, магистерской работы. Главы работы – это большие задачи, параграфы – маленькие задачи (подзадачи). Название каждой главы научной работы является своего рода промежуточной целью, решить которую позволяют задачи – параграфы этой главы.
Примеры (образцы) формулировки целей и задач исследования в магистерской диссертации, дипломной и курсовой работе
Чтобы теория была более понятна, рассмотрим формулировку целей и задач исследования на конкретных примерах.
Например, задана курсовая работа на тему: «Уголовная ответственность за превышение полномочий в Российской Федерации».
Соответственно в общем виде цель исследования можно сформулировать как: «Исследовать вопросы теории и практики уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации».
Для того, что раскрыть эту тему (достичь цели исследования), нам нужно (обобщенно):
- Исследовать научные положения по вопросам понятия и места данного состава преступлений в уголовном праве РФ.
- Раскрыть объективные и субъективные признаки превышения должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ).
- Охарактеризовать квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий (ч.ч. 2, 3 ст. 286 УК РФ).
- Исследовать судебную практику по вопросам привлечения к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ.
Это будут задачи исследования темы.
Такой вариант формулировки цели и задач исследования абсолютно допустим, если речь идет о курсовой работе. Однако в более серьезных научных работах, таких, как магистерская диссертация или дипломная работа, недостаточно просто исследовать тему, т.е. провести анализ каких-либо вопросов. Здесь нужно дополнительно выявить теоретические и практические проблемы, и кроме этого, предложить пути их разрешения.
Применительно к магистерским диссертациям и дипломным работам по юридическим дисциплинам это может выглядеть следующим образом.
Цель исследования – это решение некой большой научной задачи, которая в итоге должна привести к новому научному знанию. Поэтому с научной точки зрения нужно проанализировать и синтезировать имеющееся в теории и практике положения и проблемы, и на их основе сформулировать авторские выводы и выработать конкретные предложения по совершенствованию правовой сферы.
Поэтому в магистерской диссертации или дипломной работе формулировать цель исследования нужно сложнее:
- Исследовать сущность, проблемы и перспективы совершенствования норм об уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации.
- Исследовать сущность и проблемы уголовной ответственности за превышение полномочий в Российской Федерации, а также выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
- Разработать и обосновать теоретические положения об уголовной ответственности за превышение должностных полномочий в Российской Федерации, выявить научные и практические проблемы, возникающие при ее реализации и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Чем выше научный уровень письменной работы студента, тем сложнее и объемнее должна быть сформулирована цель исследования.
С формулировкой задач исследования в данном случае гораздо проще. Они, как указывалось выше, отражают названия параграфов работы. И если план магистерской диссертации или дипломной работы составлен логически верно – т.е. раскрытие вопросов параграфов позволяет в своей совокупности раскрыть тему магистерской диссертации или дипломной работы, то нужно просто переписать их названия в задачи работы, добавив соответствующие глаголы.
Цель исследования должна полностью соответствовать и тем результатам, которые отражены в Заключении работы. Если не предложено никаких мер по улучшению отдельных направлений в правовой сфере, то нельзя писать, что целью работы является разработка мер по совершенствованию норм права. Иначе, можно сделать вывод, что цель исследования не достигнута.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием магистерской, дипломной или любой другой работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Источник