Учебник по всеобщей истории Древнего мира Вигасин Годер 5 класс Параграф 58

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 58

Рим был столицей огромной империи. Он был центром всей политической, экономической и культурной жизни государства. Естественно, сюда стекались люди со всей империи — кто по торговым делам, кто в поисках государственной службы, кто в стремлении увидеть своими глазами прекрасный и величественный Вечный город, а кто просто для того, чтобы окунуться в бурлящую жизнь Рима и испытать свою удачу.

2. В каких домах жили богачи? Какие помещения на­ходились в домах?

Богатые римляне жили в собственных домах на холмах, где был чистый воздух. В доме была главная комната, несколько спален и столовых, кабинет, помещения для рабов и дворик-сад. В главном помещении дома не было окон, потолок с четырехугольным отверстием поддерживался колоннами. Под отверстием в потолке размещался бассейн для сбора дождевой воды. В этом помещении хозяин дома принимал гостей.

3. Какие неудобства испытывали обитатели много­этажных домов?

С точки зрения современного человека обитатели многоэтажных домов в Древнем Риме испытывали огромные неудобства. Это и отсутствие отопления, стекол, водопровода и канализации. В таких домах не было и настоящих кухонь. Воду приходилось таскать наверх из ближайшего фонтана, а обогреваться холодными ночами за счет жаровни.

4. Почему римляне нуждались в ежедневном посещении бани?

Проведя целый день в духоте узких улиц под жарким солнцем римляне испытывали потребность вымыться с ног до головы. Поэтому они ежедневно посещали термы, где могли не только помыться, но и попариться, и отдохнуть, и понежиться в бассейне.

5. Каковы были любимые развлечения римлян?

Римляне постоянно требовали «хлеба и зрелищ». Хлеб им обеспечивал труд целой армии рабов, а беднякам вообще хлеб доставался бесплатно в качестве дара императора. Любимыми же развлечениями римлян были гладиаторские бои, конные бега и различные фестивали и соревнования, устраиваемые императорами в честь многочисленных праздников и богов.

Поработайте с датами

Рим праздновал тысячелетие от основания го­рода при императоре Филиппе Арабе (см. его портрет, с. 281). В каком году состоялось празднество? В каком веке правил Филипп Араб?

Рим был основан в 753 году до н.э. Следовательно, праздник по случаю его тысячелетия проходил в III веке нашей эры, а точнее, в апреле 248 года н.э. во время правления императора Филиппа Араба.

Составьте рассказ от имени приезжего «Один день в Риме». Опишите по рисункам улицу и дома (см. с. 282), Пантеон (см. с. 280), императорские термы (см. с. 282) и Большой цирк (см. с. 283).

Никогда бы не мог подумать, что в Вечном городе мне придется пробираться по колено в грязи, получить помои на голову и чуть не задохнуться от смрада нечистот. А ведь я приехал в Рим в гости к богатому торговцу тканями, да и посмотреть заодно на достопримечательности города, который стал центром половины известного мира. Вот как получилось. Торговец, к которому я ехал, был в тот день в своем загородном имении. Его домашний раб отказался меня впускать в дом, мол времена сейчас не те, что раньше, и незнакомцам доверия нет. Поэтому мне пришлось на пару дней искать, где приютиться.

Купцу то хорошо, он живет на холме в роскошном доме. В округе чистота, свежий воздух, люди в белоснежных тогах, а их покой охраняют конные и пешие патрули городской стражи. А мне пришлось остановиться в низине, где живут далеко не избранные римляне. Узкие улочки без названий, одинаковые многоэтажки без номеров, гряз и смрад, вечная толчея. Бррр. Хорошо хоть ближе к ночи шум улицы спадает, торговцы закрывают свои лавки и перестают вынимать из тебя душу вопли зазывал. Становится тихо и холодно. В гостевом доме, где я остановился, хоть и чистота, и порядок, но отопления никакого. Жаровня, выданная мне управляющим дома, не особо помогает. Но я нашел выход. Я пошел в термы. Куда же еще податься усталому путнику, чтобы отогреть свои косточки.

В термах, я боюсь признаться, но рот у меня не закрывался от удивления и восхищения. Как будто я попал во дворец. Величие и роскошь царили по всюду. Статуи украшали ниши в стенах, потолки главного зала перед входом с трудом можно было рассмотреть вверху. В самих термах приятное тепло от стен и пола, горячий мрамор палатей, освежающая прохлада бассейна. Можно я буду жить в бане?

Отдохнувший и восстановивший свои силы, я даже повеселел, забыв о встрече, которую мне оказал вечный город. Я даже решил отправиться на прогулку и посмотреть центральную часть города. Честно признаюсь, такого величия я не видел никогда и нигде. Глядя на многочисленные храмы, монументальные дворцы, гигантские колонны, обелиски и статуи императоров, чувствуешь себя мелкой букашкой, червем под ногами настоящих колоссов, сильных мира сего.

Самое большое восхищение вызвал у меня Пантеон, храм всех богов. Его только что построили пару лет назад, правда построили уже в третий раз. Так гласит надпись на фронтоне: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Пантеон уникален. Даже с моими неглубокими познаниями в архитектуре, я понял, что это настоящий шедевр архитектурной мысли. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта огромным полусферическим куполом диаметром почти 100 локтей (более 43 м). Купол со стенами образует единую оболочку. К основному объёму храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. В центре купола находится круглое отверстие диаметром в 20 локтей (9 метров) — так называемый окулюс. Это единственное отверстие, через которое в храм проникает дневной свет. Столб света, льющегося через отверстие, вызывает прямо-таки божественное благоговение. Представляю, что там происходит, когда идет дождь. Но вроде бы, как сказал один из смотрителей храма, в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система на такой случай.

Еще меня поразил Большой цирк. Монументальное сооружение окружает величайшую арену, на которой проводятся гонки на колесницах. Представьте себе, как с десяток колесниц, запряженных каждая четверкой коней, несутся во весь опор по покрытой песком арене. А восторженные зрители на трибунах громко высказывают свою поддержку любимцам. Это восхитительно.

После этой прогулки я понял, что полюбил этот город, даже его бедные районы, в которых помимо помоев на улице тоже есть свое очарование. По своему величию Рим по праву занимает первое место среди всех известных городов. Вечный город действительно построен на века. Этими храмами и дворцами, площадями, статуями, колоннами и триумфальными арками будут восхищаться еще не одно поколение наших потомков. Вы обязательно должны посетить Рим, ведь все дороги мира на самом деле ведут сюда, в Вечный город.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие области и страны входили в состав Римской империи при Траяне?

Под властью Рима при императоре Траяне оказалась вся Италия, Испания, Галлия (Франция, Бельгия, Швейцария), половина Британии, Греция, Македония, Фракия (Болгария, Западная Турция), территория Западных Балкан — провинции Далмация и Паннония (Сербия, Босния, Хорватия, Словения), Дакия (Румыния), провинция Норик (Австрия), территория Малой Азии, Сирия, Палестина, Египет, Северное побережье Африки (частично Тунис, Ливия, Алжир, Марокко).

Читайте также:  Все про задавания вопросов

При правлении императора Траяна во II веке н.э. была захвачена также Армения и Месопотамия. Но через два года после их захвата император Андриан принял решение вернуться к прежним границам по реке Евфрат, отдав Армению и Месопотамию Парфянскому царству.

Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

Император Траян был одним из так называемых пяти «хороших императоров». Этот период отмечается стабильностью и отсутствием репрессий. При Траяне Римская империя достигла своего наивысшего расцвета. Император Траян прекратил практику доносительства, а всех известных доносчиков поймали и посадили на наспех сколоченные суда и отправили в море на волю ветра и волн. При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает.

Кого называли колонами? В чём различие в положении раба и колона?

Колонами называли зависимых крестьян в Римской империи. Наибольшее распространение колоны как социально-экономический класс граждан получили в Западной Римской империи, в первую очередь в северной половине Римской Галлии, где колоны фактически стали предшественниками зависимых крестьян времён классического феодализма. Землевладельцы выделяли небольшие участки земли от своих поместий и давали их бедным крестьянам в аренду. В качестве платы за пользование землей колон должен был отдать треть урожая землевладельцу.

Колоны, конечно же, были зависимы от землевладельца, но в отличие от рабов они были свободными и могли в любой момент расторгнуть договоренности и уйти, куда пожелают. Рабы этого сделать не могли.

Источник

Ответы к вопросам по теме: §58. Вечный город и его жители из Окружающий мир рабочая тетрадь Плешаков 1 класс 1 часть

Рим был столицей огромной империи. Он был центром всей политической, экономической и культурной жизни государства. Естественно, сюда стекались люди со всей империи — кто по торговым делам, кто в поисках государственной службы, кто в стремлении увидеть своими глазами прекрасный и величественный Вечный город, а кто просто для того, чтобы окунуться в бурлящую жизнь Рима и испытать свою удачу.

2. В каких домах жили богачи? Какие помещения на­ходились в домах?

Богатые римляне жили в собственных домах на холмах, где был чистый воздух. В доме была главная комната, несколько спален и столовых, кабинет, помещения для рабов и дворик-сад. В главном помещении дома не было окон, потолок с четырехугольным отверстием поддерживался колоннами. Под отверстием в потолке размещался бассейн для сбора дождевой воды. В этом помещении хозяин дома принимал гостей.

3. Какие неудобства испытывали обитатели много­этажных домов?

С точки зрения современного человека обитатели многоэтажных домов в Древнем Риме испытывали огромные неудобства. Это и отсутствие отопления, стекол, водопровода и канализации. В таких домах не было и настоящих кухонь. Воду приходилось таскать наверх из ближайшего фонтана, а обогреваться холодными ночами за счет жаровни.

4. Почему римляне нуждались в ежедневном посещении бани?

Проведя целый день в духоте узких улиц под жарким солнцем римляне испытывали потребность вымыться с ног до головы. Поэтому они ежедневно посещали термы, где могли не только помыться, но и попариться, и отдохнуть, и понежиться в бассейне.

5. Каковы были любимые развлечения римлян?

Римляне постоянно требовали «хлеба и зрелищ». Хлеб им обеспечивал труд целой армии рабов, а беднякам вообще хлеб доставался бесплатно в качестве дара императора. Любимыми же развлечениями римлян были гладиаторские бои, конные бега и различные фестивали и соревнования, устраиваемые императорами в честь многочисленных праздников и богов.

Поработайте с датами

Рим праздновал тысячелетие от основания го­рода при императоре Филиппе Арабе (см. его портрет, с. 281). В каком году состоялось празднество? В каком веке правил Филипп Араб?

Рим был основан в 753 году до н.э. Следовательно, праздник по случаю его тысячелетия проходил в III веке нашей эры, а точнее, в апреле 248 года н.э. во время правления императора Филиппа Араба.

Составьте рассказ от имени приезжего «Один день в Риме». Опишите по рисункам улицу и дома (см. с. 282), Пантеон (см. с. 280), императорские термы (см. с. 282) и Большой цирк (см. с. 283).

Никогда бы не мог подумать, что в Вечном городе мне придется пробираться по колено в грязи, получить помои на голову и чуть не задохнуться от смрада нечистот. А ведь я приехал в Рим в гости к богатому торговцу тканями, да и посмотреть заодно на достопримечательности города, который стал центром половины известного мира. Вот как получилось. Торговец, к которому я ехал, был в тот день в своем загородном имении. Его домашний раб отказался меня впускать в дом, мол времена сейчас не те, что раньше, и незнакомцам доверия нет. Поэтому мне пришлось на пару дней искать, где приютиться.

Купцу то хорошо, он живет на холме в роскошном доме. В округе чистота, свежий воздух, люди в белоснежных тогах, а их покой охраняют конные и пешие патрули городской стражи. А мне пришлось остановиться в низине, где живут далеко не избранные римляне. Узкие улочки без названий, одинаковые многоэтажки без номеров, гряз и смрад, вечная толчея. Бррр. Хорошо хоть ближе к ночи шум улицы спадает, торговцы закрывают свои лавки и перестают вынимать из тебя душу вопли зазывал. Становится тихо и холодно. В гостевом доме, где я остановился, хоть и чистота, и порядок, но отопления никакого. Жаровня, выданная мне управляющим дома, не особо помогает. Но я нашел выход. Я пошел в термы. Куда же еще податься усталому путнику, чтобы отогреть свои косточки.

В термах, я боюсь признаться, но рот у меня не закрывался от удивления и восхищения. Как будто я попал во дворец. Величие и роскошь царили по всюду. Статуи украшали ниши в стенах, потолки главного зала перед входом с трудом можно было рассмотреть вверху. В самих термах приятное тепло от стен и пола, горячий мрамор палатей, освежающая прохлада бассейна. Можно я буду жить в бане?

Отдохнувший и восстановивший свои силы, я даже повеселел, забыв о встрече, которую мне оказал вечный город. Я даже решил отправиться на прогулку и посмотреть центральную часть города. Честно признаюсь, такого величия я не видел никогда и нигде. Глядя на многочисленные храмы, монументальные дворцы, гигантские колонны, обелиски и статуи императоров, чувствуешь себя мелкой букашкой, червем под ногами настоящих колоссов, сильных мира сего.

Самое большое восхищение вызвал у меня Пантеон, храм всех богов. Его только что построили пару лет назад, правда построили уже в третий раз. Так гласит надпись на фронтоне: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Пантеон уникален. Даже с моими неглубокими познаниями в архитектуре, я понял, что это настоящий шедевр архитектурной мысли. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта огромным полусферическим куполом диаметром почти 100 локтей (более 43 м). Купол со стенами образует единую оболочку. К основному объёму храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. В центре купола находится круглое отверстие диаметром в 20 локтей (9 метров) — так называемый окулюс. Это единственное отверстие, через которое в храм проникает дневной свет. Столб света, льющегося через отверстие, вызывает прямо-таки божественное благоговение. Представляю, что там происходит, когда идет дождь. Но вроде бы, как сказал один из смотрителей храма, в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система на такой случай.

Читайте также:  На эти вопросы вы должны ответить если хотите работать на Ричарда Брэнсона

Еще меня поразил Большой цирк. Монументальное сооружение окружает величайшую арену, на которой проводятся гонки на колесницах. Представьте себе, как с десяток колесниц, запряженных каждая четверкой коней, несутся во весь опор по покрытой песком арене. А восторженные зрители на трибунах громко высказывают свою поддержку любимцам. Это восхитительно.

После этой прогулки я понял, что полюбил этот город, даже его бедные районы, в которых помимо помоев на улице тоже есть свое очарование. По своему величию Рим по праву занимает первое место среди всех известных городов. Вечный город действительно построен на века. Этими храмами и дворцами, площадями, статуями, колоннами и триумфальными арками будут восхищаться еще не одно поколение наших потомков. Вы обязательно должны посетить Рим, ведь все дороги мира на самом деле ведут сюда, в Вечный город.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие области и страны входили в состав Римской им­перии при Траяне?

Под властью Рима при императоре Траяне оказалась вся Италия, Испания, Галлия (Франция, Бельгия, Швейцария), половина Британии, Греция, Македония, Фракия (Болгария, Западная Турция), территория Западных Балкан — провинции Далмация и Паннония (Сербия, Босния, Хорватия, Словения), Дакия (Румыния), провинция Норик (Австрия), территория Малой Азии, Сирия, Палестина, Египет, Северное побережье Африки (частично Тунис, Ливия, Алжир, Марокко).

При правлении императора Траяна во II веке н.э. была захвачена также Армения и Месопотамия. Но через два года после их захвата император Андриан принял решение вернуться к прежним границам по реке Евфрат, отдав Армению и Месопотамию Парфянскому царству.

Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

Император Траян был одним из так называемых пяти «хороших императоров». Этот период отмечается стабильностью и отсутствием репрессий. При Траяне Римская империя достигла своего наивысшего расцвета. Император Траян прекратил практику доносительства, а всех известных доносчиков поймали и посадили на наспех сколоченные суда и отправили в море на волю ветра и волн. При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает.

Кого называли колонами? В чём различие в положении раба и колона?

Колонами называли зависимых крестьян в Римской империи. Наибольшее распространение колоны как социально-экономический класс граждан получили в Западной Римской империи, в первую очередь в северной половине Римской Галлии, где колоны фактически стали предшественниками зависимых крестьян времён классического феодализма. Землевладельцы выделяли небольшие участки земли от своих поместий и давали их бедным крестьянам в аренду. В качестве платы за пользование землей колон должен был отдать треть урожая землевладельцу.

Колоны, конечно же, были зависимы от землевладельца, но в отличие от рабов они были свободными и могли в любой момент расторгнуть договоренности и уйти, куда пожелают. Рабы этого сделать не могли.

Источник

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе «Вечный город» и его жители»

Урок построен в форме виртуального путешествия по Древнему Риму.

Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.Цели урока:1. Сформировать у учащихся представление о х.

Конспект урока истории. Класс — 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: .

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят .

Презентация к уроку истории в 5 классе » Вечный город и его жители» посвящена культуре Древнего Рима.

Конспект урока в 3 классепо теме «Seasons»

Конспект урока в 3 классе по теме «Seasons».

Конспект урока в 3 классепо теме «In the shop»

Источник



Урок по истории Древнего мира "Вечный город и его жители". 5-й класс

Учитель: тема нашего урока “Вечный город и его жители”, запишем ее.

  • Какой город и почему назван “вечным”?
  • Какое отношение римлян отражает это название?

Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.

Учитель: сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?

Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)

Учитель: нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают. (Слайд 3)

  1. На каком полуострове и на берегах какой реки расположен Рим?
  2. Кто и когда основал Рим?
  3. На скольких холмах расположен город? Назовите главные холмы.
  4. Кого в римском государстве называли колонами?
  5. Кого в римском государстве называли “рабы с хижинами”?Почему их труд стал применяться вместо труда рабов?
  6. Кого и почему римляне считали лучшим из императоров?

Учитель: итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!

II. Изучение нового материала

Достопримечательности Рима (Слайд 4)

Учитель: римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.

Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)

Учитель: итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.

Ученики: триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)

Учитель: давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.

Пантеон.

Учитель: название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)

На чьи храмы он похож?

Ученики: Пантеон похож на древнегреческие храмы.

Учитель: действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.

Что нового в облике Пантеона?

Ученики: новая деталь — крыша в форме полушария.

Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.

Диаметр купола Пантеона более 43 метров!

Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?

Ученики:изобретение бетона.

Учитель: вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)

Колизей. (Слайд 20)

Учитель: как называется здание такой формы?

Ученики: амфитеатр.

Учитель: для чего он построен? Чем впечатляет?

Читайте также:  Причины решения крестьянского вопроса при александре 3

Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.

Большой цирк. (Слайд 21)

Учитель: Большой цирк — это ипподром. Вспомните, для чего нужен ипподром?

Ученики: для конских бегов.

Учитель: конские бега- одно из любимых развлечений римлян.

Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)

Учитель: в честь чего римляне строили такие сооружения?

Ученики: триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.

Учитель: в честь чего возведена колонна Траяна?

Ученики: колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.

Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)

Учитель: помните ли вы у греков конные статуи?

Ученики дают отрицательный ответ.

Учитель: конные статуи — это новшество римской скульптуры.

Акведук. (Слайд 24)

Учитель: вспомните, что это за сооружение?

Ученики: сооружение для подачи воды.

Учитель: итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?

Ученики: Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.

Учитель: мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.

Ученики советуют:

  • Сходи в Колизей, чтобы увидеть гладиаторские бои.
  • Сходи в Большой цирк, чтобы увидеть конские бега.
  • Сходи в Пантеон, чтобы помолиться всем богам и полюбоваться огромным куполом.
  • Сходи на Форум к колонне Траяна, чтобы полюбоваться на рельеф, изображающий покорение даков.
  • Сходи к Триумфальной арке, чтобы увидеть торжественное шествие полководца-победителя.

Учитель: как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?

Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.

Учитель: чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?

Ученики: город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.

1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).

Учитель: в Риме жили люди разного достатка: богатые и бедные. Ученые изучили и сделали описания их жилищ, но вот беда: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Разложите карточки в два столбика: слева те, что описывают дома богатых людей, справа — бедных. Для выполнения задания можно заглядывать в учебник (с. 279-282, п.2-3).

Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.

Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.

2. Жилище небогатого римлянина:

Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.

Учитель проводит проверку задания.

Ученики читают ответы. (Слайд 27)

Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.

Учитель просит записать определения новых слов, которые встретились при выполнении задания. (Слайд 28)

  • Атрий – парадное помещение с отверстием в крыше и бассейном под ним.
  • Инсула – многоэтажный жилой дом в Древнем Риме.

Учитель: сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)

Ученики: богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.

Физкультминутка. (Слайд 30)

Руки перед собой, вращение кистями.
Руки в замке перед собой.
Руки перед собой и вверх, потянулись.
Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
Руки на поясе, повороты.

3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)

Учитель: как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?

Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)

Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)

Учитель: термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.

Учитель: наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)

Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)

Учитель: если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?

Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.

Учитель: итак, где же римляне проводили свободное время?

Ученики: римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.

Учитель: о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?

Ученики: римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.

Учитель: римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)

Ученики: чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.

Учитель: как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?

Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.

III. Заключительный этап

Учитель: итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)

Ученики: Древний Рим — красивый, величественный, потрясающий, шумный, полный развлечений, разноликий город.

Закрепление

Учитель: давайте проверим свои знания. Скажите, верны ли следующие суждения:

  1. Рим был одним из красивейших городов древности (да).
  2. Римляне любили смотреть гладиаторские бои в Пантеоне (нет).
  3. Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира (да).
  4. Римляне ходили в Большой цирк смотреть на конские бега (да).
  5. Богатые римляне жили в многоэтажных домах-инсулах (нет).
  6. В каморках бедняков не было кухни, печи и водопровода (да).
  7. Термы – это римский театр (нет).
  8. Римская беднота требовала от императора “хлеба и зрелищ” (да).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают:

  • Что интересного вы для себя узнали?
  • Что важного вы узнали на уроке?
  • Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Учитель благодарит учеников за работу и сообщает домашнее задание:

Источник

Adblock
detector