Урок 30 В Ф Одоевский Мороз Иванович Часть 1

Урок 30. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Часть 1

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляя-мой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки

Тема – предмет изображения в произведении

Идея – это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Проблема – вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Ключевые слова

Народная сказка, литературная сказка; тема; идея; проблема произведения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Мы узнаем об особенностях народной и литературной сказок

Научимся определять нравственный смысл сказок

Сможем дать характеристики героям сказок

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Значит, сказка «Морозко» — народная, а «Мороз Иванович» — литературная, которую написал В.Ф. Одоевский

Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ и музыкальный критик.

Родился Владимир 13 августа 1803 года. Он был последним потомком княжеского рода. Отец Фёдор Сергеевич был внуком князя Одоевского. Мать, Екатерина Алексеевна происходила из крепостной семьи.

Интерес к литературе появился у Владимира ещё в раннем детстве. Уже тогда мальчик твёрдо знал, что его истинное призвание – писатель.

В 1822 году Владимир Фёдорович успешно окончил Московский университетский пансион.

Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками.

Владимир Фёдорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

Уже в 1820 году публикует свои первые произведения в журнале «Вестник Европы».

Современным читателям Одоевский известен прежде всего, как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей.

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому.

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом, читатель сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление.

Далее завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. «А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала», – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит, когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься, и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Рукодельница представляется читателю маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. По характеру -приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую, она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Так встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. Юля передала мелодичный и тихий голос Рукодельницы.

Ленивица же, наоборот, любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый. Ленивица завидует Рукодельнице («. не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей. получить хотелось. «). Также она неряшливая, невнимательная, самолюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу и волшебным предметам сказки. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Мороз Иванович»

Источник



Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс. Литературные сказки

Конспект урока – проверки знаний в 3 классе. Литературное чтение. УМК «Перспектива»

Цель: проверить полученные при изучении раздела знания.

Планируемые результаты: предметные: знать особенности сказок, характеризовать героя сказочного текста, сравнивать сказочные сюжеты и героев; метапредметные: находить необходимую информацию в соответствии с заданием, определять главную мысль текста; личностные: соотносить пословицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг по разделу.

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Сказочная викторина

Читайте также:  Медный всадник тесты вопросы

• Самый лучший знаток и рассказчик сказок —это. (бабушки).

• Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает добро.)

• Назовите составителя известнейшего сборника «Народные русские сказки», разработавшего классификацию сказок, которая была принята учеными, стала международной и применяется до сих пор. (Александр Николаевич Афанасьев. «Сказки Афанасьева» — так чаще всего называют этот сборник.)

• У этой «народной» русской сказки автор все-таки есть — Владимир Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица? («Курочка Ряба».)

• Кто написал книгу со сказками, на обложке которой красуется необычное имя автора — Казак Луганский? (Владимир Даль.)

• Кто написал книгу «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея», в которой можно найти сказки «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», рассказы «Столяр», «Бедный Гнедко» и др.? (В.Ф. Одоевский. Дедушка Ириней — это его псевдоним.)

• Что в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (Ведро.)

• Как называется русская сказка, написанная в XIX в. по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто ее автор? (В.Ф. Одоевский «Морозко».)

• Перу какого русского писателя принадлежат «Аленушкины сказки»? (Д.Н. Мамину-Сибиряку.)

• Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? («Три толстяка».)

• Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Черная курица, или Подземные жители».)

• Какой веселый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День смеха? (Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г.)

• Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? («Мойдодыр»)

• Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтика и Шпунтика? (Н. Носов.)

• Как звали сказочного кота-гипнотизера? (Баюн.)

• Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

• Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающее^ в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано? (Лиса Патрикеевна. Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами в XIV в.)

• Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя (кличка) которой нам известно. (Жучка.)

• Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озера, лебеди и другие элементы окружающей среды. (Рукава платья Царевны-лягушки.)

• Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)

• Назовите имя сказочного долгожителя. (Кащей Бессмертный.)

• Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием? (Игла.)

• Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку.)

2. Тест по теме «Литературные сказки»

Вариант 1

А1. Как называется сборник сказок Д. Мамина-Сибиряка?

1) «Аннушкины сказки» 3) «Машенькины сказки»

2) «Аленушкины сказки» + 4) «Марьины сказки»

А2. Узнайте название сказки по опорным словам.

Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, грубая.

2) «Сказка про Воробья Воробеича. »

АЗ. Из какого произведения эти строки?

Трубочист развернул свой узелок, положил на камень кусок ржаного хлеба, из которого состоял весь его обед.

2) «Сказка про Воробья Воробеича. » +

А4. Найдите лишнее в определении Рукодельницы.

1) Отзывчивая 3) Трудолюбивая

2) Равнодушная + 4) Заботливая

А5. Из перечисленных героев найдите двух из одной сказки. | Ленивица, ткачиха, солдат, трубочист, волки, Винни-Пух, барабанчик, береза.

1) Ленивица и Маугли

2) Трубочист и барабанщик

3) Солдат и береза +

4) Ткачиха и волки

В1. Что произошло в ответ?

Неожиданно без приглашения заявилась Свинья.

— А где мое место? — прохрюкала она еще с порога.

1) Показали место в саду

2) Указали место за столом

3) Вежливо сказали: «До свидания»

4) Указали на дверь +

В2. Как зовут Одоевского?

1) Владимир Федорович + 3) Всеволод Михайлович

2) Владимир Иванович 4) Владимир Михайлович

ВЗ. Какую сказку написал Одоевский?

2) «Мороз Иванович» + 4) «Иван Морозович»

В4. К какому произведению можно отнести пословицу?

Упрямого ничем не убедишь.

1) «Сказка о серебряном соколе»

С1. Найдите предложения о народной сказке.

1) Эти сказки появились давным-давно. +

2) Долгое время их рассказывали устно и просто. +

3) У нее нет автора. +

4) Эти сказки всегда оригинальны, индивидуальны и необычны.

С2. О ком из писателей идет речь в приведенном отрывке?

Его отец умер, когда мальчику было только десять лет. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами. Он мечтал стать музыкантом или художником.

После трех лет учебы в семинарии он получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Он очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры, развивающие мышление и фантазию.

1) Д.Н. Мамин-Сибиряк 3) В.Ф. Одоевский

2) Дж. Родари + 4) В.И. Даль

Вариант 2

А1. Кто написал «Аленушкины сказки»?

1) В.И. Даль 3) Д. Н. Мамин-Сибиряк +

2) Б. Заходер 4) В.Ф. Одоевский

А2. Найдите признаки литературной сказки.

1) Их создает народ

2) Их сочиняют авторы +

3) В них нет героев-животных

4) Сказки только старинные

АЗ. Из какой сказки приведенные строки?

В лесу было темно, а скоро стало еще темнее. Макушки высоких сосен гнулись от сильного ветра. И вдруг сверкнула ослепительная молния, а за ней грянул оглушительный гром. Не помня себя от страха, маленький козленок бросился наутек.

4) «Сказка про Воробья Воробеича. »

А4. Узнайте произведение по опорным словам.

Служивший, сообразительный, смелый, волшебный предмет, заступник слабых.

4) «Сказка про Воробья Воробеича. »

А5. Найдите лишнее в определении Ленивицы.

1) Самонадеянная 3) Добрая

2) Равнодушная 4) Неблагодарная

В1. Одна из авторских сказок очень похожа на русскую народную сказку. Найдите ее.

1) «Сказка о серебряном соколе»

В2. Как зовут Мамина-Сибиряка?

1) Дмитрий Наркисович + 3) Даниил Наркисович

2) Дмитрий Николаевич 4) Дмитрий Михайлович

ВЗ. Рукодельница задала старику три вопроса. Найдите «лишний».

1) Про зеленую травку

3) Про снежинки зимой +

4) Про стук в окошки зимой

В4. Об одном из героев прочитанных произведений можно сказать, что он упрямый, глупый, маленький.

1) Волк 3) Козленок +

2) Мороз Иванович 4) Маугли

С1. Вставьте в пословицу пропущенное слово.

. и железо рвет, и на лету птицу бьет.

1) Мороз. + 3) Хищник.

2) Охотник. 4) Вьюга.

С2. В приведенном отрывке говорится об одном из писателей. Узнайте его.

К сказкам о природе примыкает целый цикл сказок этого писателя. Он написал их для своей тяжелобольной дочери. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их.

Источник

Урок литературного чтения 3 класс Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

3 класс
Учитель – Котенко Н.М.
Цель деятельности педагога: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф.Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме4 совершенствовать умеие выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нраственного смысла сказки.
Ожидаемые предметные результаты: научаться называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.
УУД:
-познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;
-регулятивные: выбирать в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно критерии оценки результатов; анализировать причины успеха или неудачи с помощью оценочных шкал и знаковой системы;
-коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Сегодня мы продолжим работу над произведением , которое читали на прошлом уроке.
2.Подготовительный этап.
— Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.
2.1. На доске написан текст.
— Найдите ошибки, исправьте и прочитайте правильно. Работа в паре.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке,а верёвка-то и оборвиссь; упало ведро в колодец.
2.2.Задание на внимание. Один ученик читает отрывок вслух, все остальные зачёркивают в этом отрывке букву а (после чтения спросить, сколько букв а в этом отрывке).
Страница 199.
-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?
2.3. Бинарное чтение ( чтение вдвоём, остальные следят )
Стр.200, 2 абзац.
-Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
2.4.Чтение «птичьим базаром» .Стр. 202 (2 – 3 абзацы)
-Какую работу успела выполнить Рукодельница?
2.5. Чтение отрывка по – разному : ( стр.202, 2 абзац)
с утвердительной интонацией;
с вопросительной интонацией;
медленно, по слогам;
скороговоркой;
выразительно.
3.Постановка цели урока. Повторение изученного материала.
3.1. -На прошлом уроке мы познакомились со сказкой. Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (высказывания учащихся).
— Да, это сказка «Мороз Иванович», которую написал В.Ф. Одоевский – 1,2 слайды.
— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием этой сказки.
— Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (народные, авторские).
-Чем они отличаются? – 3 слайд.
-С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? («Морозко»)
-Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания учащихся) – 4 слайд.
-Прочитайте начало сказки автора – 5 слайд.
-Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей)
4.Словарная работа — 6 слайд.
5.Работа над содержанием сказки.
-Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)
-Могут ли их имена сказать, какими они были?
-Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице. ( стр.196-197)
-Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто сопровождала людей в работе.
( звучит песня « Во кузнице» в исполнении 2 учениц класса )-Теперь прочитаем о Ленивице. ( стр.196 — 197)
-Чем занималась Ленивица?
-Что можно сказать о девочках? (В.Ф.Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)
-Какая беда приключилась с Рукодельницей?
-Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте (стр.197-198)
-Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? ( Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)
-Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?
-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница (стр.198, со 2 абзаца)-А как Ленивица добиралась по этой же дороге?
-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица (стр.203, 3 абзац)-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)
-Как это говорит о них, об их характере? ( Высказывания детей)
-Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?
-Как он встретил девочек? Прочитайте (Рукодельницу – стр.199, Ленивицу – стр. 204,1-2 абзац)
-Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича? (3 дня)
-Сейчас выполним задания по вариантам.
Задание 1 варианту:
-Как работала Рукодельница? Прочитайте про себя и перескажите (стр.200, 2абзац; стр. 202,2-3 абзацы)
Задание 2 варианту:
-Как работала Ленивица? Прочитайте про себя и перескажите ( стр.204, стр.206)
-Послушаем рассказы о работе девочек у Мороза Ивановича ( рассказы детей).
Физминутка «Не утони в сугробах».
-Какие три вопроса задала Рукодельница старику? Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу? (стр.200-201) – Слайд 8.
-Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)
-Выборочное чтение ( подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац «…Так прожила…»; подарки Ленивицы – стр.206,3 абзац «…На третий день…»)
-Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? ( По работе и награда!)
-Как вы думаете, каким вспоминала Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?
Рукодельница Ленивица
добродушный злющий приветливый подозрительный
справедливы
— Как вы думаете, почему? (Внутренний мир девочек, душа разная)
-А девочки какие были? Сравните, дайте им характеристику (Высказывания детей)
-Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива, добра, скромна, почтительна.Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд красит человека, а лень портит. Слайд 7.
-Какими вы представляете героев сказки? Мы посмотрим сейчас ваши рисунки, которые рисовали к сегодняшнему уроку. ( Выставка детских рисунков. Анализ) Слайд 6.Итог урока.
-Как вы думаете, какова главная мысль сказки? Слайд 9.
-Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)
-Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?
-Кому ещё можно её сказать и когда?
-Раз эта пословица подходит ко всем, давайте запишем в тетрадях ( Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)
-Какие ещё знаете пословицы о труде? ( Примеры детей) Слайд 10.
-Найдите и прочитайте последний абзац сказки (стр.207). Как понимаете? Слайд 11.
-Ответьте! Слайд 12.
7.Домашнее задание.
Слайд 13.
8.Рефлексия.
Слайд 14.
Оценки за работу на уроке.

Читайте также:  Подборка психологических тестов на тему Общение

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 14 апреля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» для 3 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85.

УКМ «Перспектива»

Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.

Этот приём называется олицетворением.

Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.

Ленивица ничего не хотела делать.

Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.

Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.

Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.

Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.

За хорошо сделанную работу и награда полагается хорошая — серебро и бриллиант.

А за плохой труд и награда такая же — ртуть и ледышки.

Зелёная трава под снегом не вымерзает.

В глубоком колодце вода не нагревается.

Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Героини — две девочки, работящая и ленивая.
  2. Они встречаются с Морозом.
  3. Хорошая девочка награждается.
  4. Плохая завидует и хочет тоже получить награду.
  5. Мороз наказывает плохую.
  6. Есть волшебный вестник — петух или собака.

Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Мачеха и няня.
  2. Девочка спускается в колодец или её отвозят в лес.
  3. Девочка трудится на Мороза или просто говорит ему приветливые слова.
  4. Плохая девочка погибает.

Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.

Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем

Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.

Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.

Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.

Волшебный вестник: Петух.

Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.

В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.

Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия

  1. Две разные девочки. От начала сказки до истории с колодцем.
  2. Рукодельница в колодце. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича. Работа на Мороза Ивановича, награда, возвращение.
  4. Ленивица отправляется за наградой. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  5. Безобразия в доме Мороза. Поведение Ленивицы у Мороза Ивановича, возвращение.
Читайте также:  Перепланировка жилого помещения в многоквартирном доме Как ее узаконить

План части «Две разные девочки»

  1. Две девочки и няня.
  2. Заботы Ленивицы.
  3. Труды Рукодельницы.

План части «Рукодельница в колодце»

  1. Упавшее ведёрко.
  2. Печка и пирожок.
  3. Яблоня.

План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»

  1. Угощение Мороза.
  2. Перина.
  3. Травка.
  4. Вопросы и ответы.
  5. Труды.
  6. Награда.

План части «Ленивица отправляется за наградой»

  1. Упрёки няни.
  2. Пирожок и Ленивица.
  3. Яблоня и Ленивица.

План части «Безобразия в доме Мороза»

  1. Невзбитая перина.
  2. Ужасное варево.
  3. Лень и безделье.
  4. Награда.

Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса

Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.

Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.

А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.

Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.

А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.

Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками.

А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.

А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.

А девочка трудилась на славу. И обед приготовила, и одежду починила, и прибралась в доме. А как уходить собралась — наградил её Мороз, дал ведро серебра и бриллиант.

Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.

Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.

И подарил ей Мороз ледышку из ртути.

Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.

Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.

Источник

Литературное чтение в 3-м классе «В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"»

— Сегодня мы продолжим работу над произведением , которое читали на прошлом уроке.

2. Подготовительный этап.

— Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.

2.1. На доске написан текст.

— Найдите ошибки, исправьте и прочитайте правильно.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке, а верёвка-то и оборвиссь; упало ведро в колодец.

2.2. Задание на внимание. Один ученик читает отрывок вслух, все остальные зачёркивают в этом отрывке букву а (после чтения спросить, сколько буква в этом отрывке).

-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?

2.3. Бинарное чтение (чтение вдвоём, остальные следят)

— Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

2.4.Чтение “птичьим базаром”.

Стр. 202 (2–3 абзацы)

— Какую работу успела выполнить Рукодельница?

3. Постановка цели урока. Повторение изученного.

3.1. — На прошлом уроке мы познакомились со сказкой. Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (Высказывания учащихся).

— Да, это сказка “Мороз Иванович”, которую написал В.Ф. Одоевский. – Слайды 1, 2. Презентация

— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием этой сказки.

— Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (Народные, авторские).

— Чем они отличаются? – Слайды 3

— С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? (“Морозко”)

— Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания учащихся). – Слайды 4

— Прочитайте начало сказки автора. – Слайды 5

— Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей)

4. Словарная работа. — Слайды 6

5. Работа над содержанием сказки.

— Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)

— Могут ли их имена сказать, какими они были?

— Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице.

Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто сопровождала людей в работе.

(Звучит песня “Во кузнице” в исполнении 2 учениц класса)

— Теперь прочитаем о Ленивице. (Стр.196-197)

— Чем занималась Ленивица?

— Что можно сказать о девочках? (В.Ф.Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)

— Какая беда приключилась с Рукодельницей?

— Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? (Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)

— Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?

Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница.

(Cтр. 198, со 2 абзаца)

— А как Ленивица добиралась по этой же дороге?

Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица.

-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)

— Как это говорит о них, об их характере? (Высказывания детей)

— Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?

— Как он встретил девочек? Прочитайте.

(Рукодельницу – стр. 199, Ленивицу – стр. 204, 1-2 абзац)

— Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича? (3 дня)

— Сейчас выполним задания по вариантам.

Задание 1 варианту

— Как работала Рукодельница? Прочитайте про себя и перескажите.

(Стр.200, 2 абзац; стр. 202, 2-3 абзацы)

Задание 2 варианту

— Как работала Ленивица? Прочитайте про себя и перескажите.

(Стр. 204, стр. 206)

— Послушаем рассказы о работе девочек у Мороза Ивановича.

Физминутка “Не утони в сугробах”

-Какие три вопроса задала Рукодельница старику? Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу?

(Стр. 200-201). Слайд 9

— Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)

Выборочное чтение (подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац “…Так прожила…”; подарки Ленивицы – стр.206, 3 абзац “… На третий день…”).

— Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? (По работе и награда!)

— Как вы думаете, каким вспоминала Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?

Рукодельница Ленивица
добродушный злющий
приветливый подозрительный
справедливый

— Как вы думаете, почему? (Внутренний мир девочек, душа разная)

— А девочки какие были? Сравните, охарактеризуйте их (Высказывания детей)

Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива, добра, скромна, почтительна.Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд красит человека, а лень портит. Слайды 7, 8

— Какими вы представляете героев сказки? Мы посмотрим сейчас ваши рисунки, которые рисовали к сегодняшнему уроку.

(Выставка детских рисунков. Анализ) Слайды 7, 8, 16

— Как вы думаете, какова главная мысль сказки? Слайд 10

— Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)

— Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?

— Кому ещё можно её сказать и когда?

— Раз эта пословица подходит ко всем, давайте запишем в тетрадях. (Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)

Какие ещё знаете пословицы о труде? (Примеры детей). Слайд 11

— Найдите и прочитайте последний абзац сказки. (Стр. 207). Как понимаете? Слайд 12

Источник

Adblock
detector