Урок литературная викторина по повести М Горького Детство

Урок — литературная викторина по повести М. Горького «Детство»

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы

Урок – литературная викторина по повести М. Горького «Детство»

Цель:
— развить интерес к чтению произведений русской литературы;
— привить любовь к литературе как искусству слова;
— обучение работе в команде

Задачи:
— проверить знание полного текста произведения;
— пробудить дух соревнования;
— сплотить коллектив класса

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Оборудование:
— портрет Максима Горького
— иллюстрации к повести «Детство»
— компьютер
— мультимедийный проектор
— экран

Итоговый урок по повести М. Горького «Детство» будет проходить в форме литературной викторины. Класс делится на три команды. Литературная викторина проходит в три тура. Вопрос выбирает капитан команды.

1 тур по 1 баллу (5 баллов)

Сколько лет было бабушке?
Ответ: Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.

Как звали отца Алеши?
Ответ: Максим Савватеич

Кем в молодости был дедушка?
Ответ: бурлаком

Что происходило в семье Кашириных в дни приезда Алеши?
Ответ: братья настойчиво требовали у отца раздела имущества

С какого события начинается повесть?
Ответ: смерть отца

Чем занимались в праздничные вечера так памятные Алеше?
Ответ: Дядя Яков пел и играл на гитаре, Цыганок плясал с бабушкой

Почему Алеша привязался к Хорошему Делу?
Ответ: он не запрещал мне говорить обо всем, что приходило в голову мою

Почему Алешу не пускали гулять на улицу?
Ответ: он дрался с ребятами

Какое событие послужило началом раздела семьи?
Ответ: пожар

Какой лозунг жизни был у бабушки?
Ответ: — Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо-то всё!

Как звали дедушку?
Ответ: Василий Васильевич

Про кого говорил Цыганок: «У мный житель, ласковый, ее домовой очень любит!»?
Ответ: про мышей

Какую награду получил Алеша за окончание третьего класса?
Ответ: получил в награду Евангелие, Басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета, с непонятным титулом — «Фата-Моргана», дали мне также похвальный лист

Как Алеша относился к своей уличной жизни?
Ответ: мне эта уличная, независимая жизнь очень нравилась и нравились товарищи, они возбуждали у меня какое-то большое чувство, всегда беспокойно хотелось сделать что-нибудь хорошее для них.

Кем в детстве представлял себя Алеша?
Ответ: В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мед.

2 тур (2 балла за тур).

Чей это портрет?

Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, — вся она мощная и твердая…
Ответ: мама Алеши Варвара

Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.
Ответ: Цыганок (Иван)

С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрепанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом.
Ответ: Хорошее Дело (Григорий)

Лицо у него было плоское, медное, окисшее, в морщинах лежала какая-то празелень, особенно уродовали это лицо совершенно лишние на нем оловянные глаза, так неприятно прилипавшие к моему лицу, что всегда хотелось вытереть щеки ладонью.
Ответ: школьный учитель

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым.
Ответ: бабушка Акулина Ивановна

Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, … говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться. Карие зрачки его были неподвижны, но, когда он возбуждался, дрожали вместе с белками.
Ответ: Саша сын дяди Якова

3 тур по 3 балла за правильный ответ

Вставьте пропущенные слова.

Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются…., выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе.
Ответ: любовью

Долго спустя я понял, что……., по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Ответ: русские люди

……— не страшны, не опасны, в этом меня незаметно убедило жалостное отношение к ним бабушки и презрительное со стороны деда.
Ответ: Бедные

Источник



Вопросы к изучению повести Л. Н. Толстого «Детство»

5. Как в 1-й главе несколько раз меняется отношение мальчика к своему учителю? Почему?

Читайте также:  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГЕОДЕЗИИ И ТОПОГРАФИИ

6. С какими чувствами мальчик описывает матушку? Что он вспоминает из ее внешности (карие глаза и улыбку)

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

7. Какую новость сообщил своему сыну папа? Каким по характеру вам показался отец героя?

8. А какие чувства испытывал сын? Почему в конце главы он заплакал?

9. По какому поводу Карл Иванович испытал обиду? Как он говорит о хозяевах?

10. Как в семье относились к юродивому Грише?

11. Какой самый важный момент охоты описывает автор? В чем заключалась ошибка мальчика? (не выдержал)

12. В какую игру стали играть дети после охоты?

13. Как вел себя во время игры Володя?

14. Какие еще игры вспоминает герой повести?

15. «Что-то вроде первой любви» – к кому относится эта фраза и что это было за чувство?

16. Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?

Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца…

Он умел взять верх в отношениях со всяким…

Он был чувствителен и даже слезлив…

Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно.

Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе…

17. Расскажите, чем занимались вечером в семье Иртеньевых?

18. Почему папа решил отправить Карла Ивановича вместе с детьми в Москву?

19. Какие ощущения испытал Николенька, подсматривая вечером за молитвой Гриши?

20. Расскажите о Наталье Савишне. Чем она занималась? Какое самое главное качество выделяет в ней мальчик?

21. В каком состоянии Николенька расстается со своей мамой?

22. С каким человеком в первую очередь связаны воспоминания детства главного героя?

23. Какую еще любовь называет автор в главе «Детство»?

Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

24. Что же является детством в понимании взрослого человека, какие мысли, чувства, какое состояние души? (глава 15 «Детство»)

25. Что из прочитанного понравилось, запомнилось, почему?

26. С чего начинается описание московской жизни мальчиков, с какого события в доме? (д. р. бабушки)

27. Что подарили мальчики бабушке? (Володя рисунок, Николенька стихи)

28. Что больше всего волновало Николеньку в его стихах? («и любим, как родную мать»)

29. Расскажите о посетителях бабушки. Кто запомнился мальчику? (княгиня Корнакова, князь Иван Иванович)

30. Что восхищало Николеньку Иртеньева в Сереже Ивине?

31. О каком случае эти рассуждения мальчика?

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд… (Иленька Грап)

32. Перескажите эпизод с перчаткой.

33. В какой момент бала мальчик вспомнил о своей маме? (не сумел станцевать мазурку)

34. Чем привлекла Николеньку Сонечка? Что он рассказывает о любви к ней?

35. В чем разность взглядов на любовь, ее проявления у Володи, которому 13 лет, и Николаши, которому 11 лет? Какой вам больше нравится и почему?

– Володя! ты спишь? –

– Нет, – ответил он мне сонным голосом, – а что?

— Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку.

— Ну так что ж? – отвечал он мне, потягиваясь.

— Ах, Володя! ты не можешь себе представить, что со мной делается. . . вот я сейчас лежал, увернувшись под одеялом, и так ясно, так ясно видел ее, разговаривал с ней, что это просто удивительно. И еще знаешь ли что? когда я лежу и думаю о ней, Бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать.

— Только одного я бы желал, – продолжал я, – это – чтобы всегда с ней быть, всегда ее видеть, и больше ничего. А ты влюблен? признайся по правде, Володя.

Странно, что мне хотелось, чтобы все были влюблены в Сонечку и чтобы все рассказывали это.

— Тебе какое дело? – сказал Володя, поворачиваясь ко мне лицом, – может быть.

— Ты не хочешь спать, ты притворялся! – закричал я, заметив по его блестящим глазам, что он нисколько не думал о сне, и откинул одеяло. – Давай лучше толковать о ней. Не правда ли, что прелесть?. . такая прелесть, что скажи она мне: «Николаша! выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! – сказал я, – сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть! – прибавил я, живо воображая ее перед собою, и, чтобы вполне наслаждаться этим образом, порывисто перевернулся на другой бок и засунул голову под подушки. – Ужасно хочется плакать, Володя.

Читайте также:  Вашингтонская конференция 1921 1922 участники основные итоги и решения кратко

— Вот дурак! – сказал он, улыбаясь, и потом, помолчав немного: – Я так совсем не так, как ты: я думаю, что, если бы можно было, я сначала хотел бы сидеть с ней рядом и разговаривать. . .

— А! так ты тоже влюблен? – перебил я его.

— Потом, – продолжал Володя, нежно улыбаясь, – потом расцеловал бы ее пальчики, глазки, губки, носик, ножки – всю бы расцеловал. . .

— Глупости! – закричал я из-под подушек.

— Ты ничего не понимаешь, – презрительно сказал Володя.

— Нет, я понимаю, а вот ты не понимаешь и говоришь глупости, – сказал я сквозь слезы.

— Только плакать-то уж незачем. Настоящая девочка!

36. Мы говорили о том, что пора детства связана у автора с самым дорогим человеком – матерью. Чем заканчивается повесть и почему?

37. А почему глава «Детство» не стала завершающей, а стоит в середине повести?

38. Кто рассказал мальчику, как умирала его мама?

39. Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя? (когда увидел ее в гробу и начал вспоминать жизнь в деревне)

40. Какие мысли посещали его во время похорон? Что мешало предаться горю?

Метод Толстого: психологизм! Передает постоянные переживания героя.

Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль.

41. Как реагировала на смерть дочери бабушка?

Нас не пускали к ней, потому что она целую неделю была в беспамятстве, доктора боялись за ее жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи. Иногда, сидя одна в комнате, на своем кресле, она вдруг начинала смеяться, потом рыдать без слез, с ней делались конвульсии, и она кричала неистовым голосом бессмысленные или ужасные слова.

42. Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?

43. Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?

44. Из замысла Л. Н. Толстого: «Интерес «Отрочества» должен состоять в постепенном развращении мальчика после детства и потом в исправлении его перед юностью». Какие приметы отрочества видны уже в повести «Детство»? («темные пятна»: отношение к Иленьке Грапу, насмешливые отзывы о Карле Ивановиче в конце 21 гл. )

Источник

Тест. Л. Н. Толстой «Детство»

"Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа. " Оком речь?

Варианты ответов
  • Наталья Савишна
  • Карл Иванович
  • Maman
Вопрос 2

Кем является Карл Иванович?

Варианты ответов
  • Учитель
  • Отец
  • Дядя Николеньки
Вопрос 3

Какой язык знала в совершенстве мама Николеньки?

Варианты ответов
  • Немецкий
  • Французский
  • Английский
Вопрос 4

Как наказывал Калр Иванович Николеньку?

Варианты ответов
  • Розги
  • Ставил на колени
  • Вгонял из класса
Вопрос 5

Сколько лет живет в доме Карл Иванович?

Варианты ответов
  • 12
  • 11
  • 13
Вопрос 6

"Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание, и большая во всю голову лысина. " О ком речь?

Варианты ответов
  • Отец
  • Карл Иванович
  • Владимир
Вопрос 7

Наталья Саввишна решила не покидать барский дом, так как.

Варианты ответов
  • испугалась самостоятельной жизни
  • всю свою любовь перенесла на барышню
  • чувствовала себя незаменимой в барском доме
Вопрос 8

Каким образом матушка хотела отблагодарить Наталью Саввишну и выразить любовь?

Варианты ответов
  • подарила вольную, назначила ежегодную пенсию в 300 рублей
  • проводила
  • разрешила выйти замуж
Вопрос 9

Причина тревоги Карла Ивановича в том, что.

Варианты ответов
  • дети большие стали, им надо серьёзно учиться
  • дети едут в Москву
  • теперь он больше не нужен
Вопрос 10

Почему повесть Л. Н. Толстого «Детство» назва­на автобиографической?

Варианты ответов
  • автор описывает свое детство и жизнь в родовой усадьбе
  • автор пишет о своих близких
  • в повести изображена родовая усадьба графов Толстых
Вопрос 11

Почему Наталья Савишна отказалась от «воль­ной»?

Варианты ответов
  • и без «вольной» чувствовала себя хозяйкой в доме
  • решила, что от нее хотят избавиться
  • очень сильно любила барышню
Вопрос 12

С какой целью Л. Н. Толстой так подробно опи­сывает бытовую сторону жизни героев?

Читайте также:  Вопросы про 23 февраля

Источник

Урок — литературная викторина по повести М. Горького «Детство»

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы

Урок – литературная викторина по повести М. Горького «Детство»

Цель:
— развить интерес к чтению произведений русской литературы;
— привить любовь к литературе как искусству слова;
— обучение работе в команде

Задачи:
— проверить знание полного текста произведения;
— пробудить дух соревнования;
— сплотить коллектив класса

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Оборудование:
— портрет Максима Горького
— иллюстрации к повести «Детство»
— компьютер
— мультимедийный проектор
— экран

Итоговый урок по повести М. Горького «Детство» будет проходить в форме литературной викторины. Класс делится на три команды. Литературная викторина проходит в три тура. Вопрос выбирает капитан команды.

1 тур по 1 баллу (5 баллов)

Сколько лет было бабушке?
Ответ: Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.

Как звали отца Алеши?
Ответ: Максим Савватеич

Кем в молодости был дедушка?
Ответ: бурлаком

Что происходило в семье Кашириных в дни приезда Алеши?
Ответ: братья настойчиво требовали у отца раздела имущества

С какого события начинается повесть?
Ответ: смерть отца

Чем занимались в праздничные вечера так памятные Алеше?
Ответ: Дядя Яков пел и играл на гитаре, Цыганок плясал с бабушкой

Почему Алеша привязался к Хорошему Делу?
Ответ: он не запрещал мне говорить обо всем, что приходило в голову мою

Почему Алешу не пускали гулять на улицу?
Ответ: он дрался с ребятами

Какое событие послужило началом раздела семьи?
Ответ: пожар

Какой лозунг жизни был у бабушки?
Ответ: — Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо-то всё!

Как звали дедушку?
Ответ: Василий Васильевич

Про кого говорил Цыганок: «У мный житель, ласковый, ее домовой очень любит!»?
Ответ: про мышей

Какую награду получил Алеша за окончание третьего класса?
Ответ: получил в награду Евангелие, Басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета, с непонятным титулом — «Фата-Моргана», дали мне также похвальный лист

Как Алеша относился к своей уличной жизни?
Ответ: мне эта уличная, независимая жизнь очень нравилась и нравились товарищи, они возбуждали у меня какое-то большое чувство, всегда беспокойно хотелось сделать что-нибудь хорошее для них.

Кем в детстве представлял себя Алеша?
Ответ: В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мед.

2 тур (2 балла за тур).

Чей это портрет?

Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, — вся она мощная и твердая…
Ответ: мама Алеши Варвара

Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.
Ответ: Цыганок (Иван)

С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрепанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом.
Ответ: Хорошее Дело (Григорий)

Лицо у него было плоское, медное, окисшее, в морщинах лежала какая-то празелень, особенно уродовали это лицо совершенно лишние на нем оловянные глаза, так неприятно прилипавшие к моему лицу, что всегда хотелось вытереть щеки ладонью.
Ответ: школьный учитель

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым.
Ответ: бабушка Акулина Ивановна

Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, … говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться. Карие зрачки его были неподвижны, но, когда он возбуждался, дрожали вместе с белками.
Ответ: Саша сын дяди Якова

3 тур по 3 балла за правильный ответ

Вставьте пропущенные слова.

Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются…., выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе.
Ответ: любовью

Долго спустя я понял, что……., по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Ответ: русские люди

……— не страшны, не опасны, в этом меня незаметно убедило жалостное отношение к ним бабушки и презрительное со стороны деда.
Ответ: Бедные

Источник