Лев и собачка вопросы детям
Автор: Кожевникова Ольга Александровна
Организация: МОАУ «СОШ № 31» г. Оренбурга
Населенный пункт: г. Оренбург
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развивать мышление и доставлять наслаждение от встречи с любимыми персонажами.
«Кризис чтения» – это проблема очень актуальна на сегодняшний день. Поэтому привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем.
Понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. К.Д. Ушинский сформулировал эту мысль: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело»
Таким образом, я считаю, что формирование приёмов понимания прочитанного на уроках чтения — очень важная и актуальная тема, особое внимание которой должно уделяться в начальной школе.
Понимая значимость обучения чтению, я ищу пути повышения качества обучению на уроках литературного чтения. Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для учёбы и дальнейшей жизни умения и навыки.
Актуальность данного урока литературного чтения обусловлена необходимостью активизировать интерес к книгам и чтению через произведения Л.Н. Толстого.
Цель – вызвать интерес к чтению художественной литературы и заложить основы формирования грамотного читателя.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Данный урок проводился в 3 классе. Практическая значимость его состоит в том, что некоторые материалы могут быть использованы в школьной практике не только на уроках литературного чтения, но и на уроках развития речи учителями начальных классов.
Среди обучающихся данного класса проведен входной опрос: «Изучение читательских интересов и запросов учащихся 3 «в» класса МОАУ «СОШ № 31». Всего было опрошено 26 учеников. Из них ответили:
— любят читать 8 учеников (31%)
— читают только по заданию учителя 10 учеников (39%);
— читают только если им это интересно 4 ученика (15%);
— заставляют читать родители 4 ученика (15 %).
— развлекательную литературу 11 учеников (42 %);
— познавательную — 7 учеников (27 %);
— художественную – 7 учеников (27 %);
— любят читать лирику – 1 ученик ( 4%)
Проанализировав отношение школьников к чтению литературы, видно, что в классе есть обучающиеся, у которых снижен читательский интерес и литературные предпочтения детей отличаются друг от друга. Больше всего школьники любят читать развлекательную литературу.
Планируя свой урок, выбирая его вид и форму, методы и приемы работы, необходимо ориентироваться на возраст учащихся, уровень их подготовки, художественные особенности литературного произведения. Основным критерием качества урока является целесообразность всех его составляющих.
Источник
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой «Лев и собачка»"
Программное обеспечение: учебник – литературное чтение “Живое слово” 3класс, тетради, книги Л.Н.Толстого – для викторины, компьютерная презентация по материалу урока, диск “голоса животных”, листы А-4;
Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
- вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
- увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
- повышение эрудиции и словарного запаса детей;
- развитие фантазии, творческого воображения;
- совершение доброго поступка по отношению к животным;
1. Создание ситуация успеха.
2. Постановка учебной задачи.
— решение кроссворда “животные”;
— работа над стихотворениями о собак;
3. Решение учебной задачи.
— работа над рассказом “Лев и собачка”;
— творческое задание №1 по группам;
— творческое задание№2 в паре;
4. Физкультурная пауза.
6. Информация о домашнем задании.
I. Создание ситуация успеха.
Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
О ком же мы сегодня будем читать, узнаете, если вы решите этот кроссворд. А для этого нужно отгадать загадки.
II. Постановка учебной задачи.
Решение кроссворда. “Животные” (слайд № 1)
а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. ( Ёж)
б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Лиса)в) По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)д) Он огромен, полосат,
А вообще – то, кошке брат. (Тигр)е) Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон)ж) Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла. (Бык)ж) Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать.
— А вот про кого? Отгадайте!
Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома. (Собака) (слайд № 2)
2) Работа над стихотворениями (слайд № 3)
Жила-была собачка,
По кличке Чебурашка,
Курчавенькая спинка,
Забавная мордашка
Хозяйка к ней настолько
Привязана была
На рынке покупала
Куриную печёнку
В одно и то же время
Кормила собачонку
А та жила в довольстве.
Бедная собачка – бросили её
Бедная собачка – где ее жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог
Перед нею, бедной, нет уже дорог.
— Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация!
Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.)
Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)
— Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака — брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.
Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
— Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
— Длина — 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, слайд № 4)
IV. Решение учебной задачи
1. Работа над рассказом “Лев и собачка”
— Мы сегодня ребята продолжим читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого, слайды № 5, №6) Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, слайд № 7 )
— Молодцы! Прекрасно! Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. Открыли учебник. Как называется рассказ? (“Лев и собачка”).
— О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.)
б) чтение рассказа учителем.
— Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!
(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)
— Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.
в) чтение вслух детьми.
г) словарная работа
— Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас интересовали? (Лондон, барин. )
— Много стран на свете. Наша страна называется. Россия. Столица – Москва.
Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек.
д) Работа над содержанием рассказа.
— Ответы на вопросы (слайд №8)
— Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)
— Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста.
— В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)
— Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки. )
— Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)
— Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)
— В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)
— Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)
— От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)
2. Творческое задание №1 (Задание по группам, слайд № 9)
- 1 группа. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.
- 2 группа. Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку.
- 3 группа. Викторина. Как называются эти рассказы Л.Толстого? Что из них мы узнаем?
- 4 группа и 5 группа. Сочинить четверостишье про животных по рассказу.
Ответы 4 и 5 группы (Четверостишья, которые сочинили дети)
а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”
б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.
3. Творческое задание №2 (работа в паре, слайд № 10)
Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.
Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
Диалог:
Собака: Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?
Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.
Собачка: Давай тогда дружить!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
V. Рефлексия урока
— Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
— Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
— На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)
— Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели собаку. Посочувствовали ей. )
Учитель: Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
— Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 11)
Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе. А вы не догадались почему? (разные ответы детей)
Спасибо! Умницы! Догадались! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! (слайд №12)
VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Источник
Викторина по сказке Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
1.Сказка Лев и Собачка на самом деле больше похожа на необычную историю дружбы животных, чем на элемент народного фольклора. Толстой сделал простую метафору по поводу настоящей, подлинной дружбы.
2.Лев и собачка Хранители сказок/Сказки Толстого Льва Николаевича
3.Толстой Лев Николаевич Сказка Лев и собачка
Хотя я сказкой эту историю не считаю.
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@easyen.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.
Проектная работа по информатике на тему «Сказочная викторина», выполненная ученицей 9 класса Явдосюк Анастасией. Викторина создана по сказке Л.Н.Толстого «Лев и собачка».
В архиве находиться викторина из 10 вопросов, выполненная в программе Блокнот, и презентация, выполненная в программе Power Point 2007. К каждому вопросу – 4 варианта ответа с одним правильным на каждый вопрос, который появляется по щелчку мыши.
Презентацию можно использовать на классных часах или внеклассных мероприятиях для учащихся начальной школы.
Источник
Конспект урока по литературному чтению «Л.Н. Толстой «Лев и собачка»»
Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
1. Работа с дикцией.
(работа в группах) (документ-камера)
Наш Полкан попал в капкан.
Проговорить: 1гр. -медленно, 2гр. — быстро, 1гр. -тихо, 2- громко.
Прочитать с интонацией вопроса на разные слова.
2. Работа со стихотворением. (документ-камера)
Люблю я собаку за верный нрав,
За то, что всю душу тебе отдав,
В голоде, в холоде или разлуке
Не лижет собака чужие руки.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте стихотворение орфографически.
— Какие орфограммы встретили?
— Ребята у кого есть собаки? Можете ли вы их назвать настоящими друзьями? Почему?
II. Актуализация знаний (документ-камера)
Задание 1 группы.
Строки из биографии какого писателя вы прочитали?
Родился 9 сентября в имении Ясная поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье, графский титул был получен его предком одним из первых в России. В 1895 году открыл школу для крестьянских детей. В 1872 создал «Азбуку».
Задание 2 группы.
Какому писателю принадлежит произведение, отрывок из которого вы прочитали?
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник».
А теперь посмотрите на слайд и скажите с произведением, какого писателя вы сегодня познакомитесь? А о ком пойдет речь в произведении вы узнаете, отгадав загадки.
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути,
С царской особой ты не шути. (Лев)
2. Летит – молчит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
— Это быль.
— Что означает слово быль?
— Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
— Посмотрите, кто это? (Лев — иллюстрация на слайде)
— Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей. )
— А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
— Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
— Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
— Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л. Н. Толстой)
III. Работа над содержанием произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте по — удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка». (документ-камера)
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
— Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу. )
— Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
— Где происходит действие? (в зверинце)
— Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Было ли вам кого – нибудь жалко?
Б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
(работа в группах)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Засовы – большие дверные задвижки.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
урок литературного чтения
учитель начальных классов
Грецова О. И.
2013-2014 учебный год
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: проектор, интерактивная доска,документ-камера,PROCLass
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.
Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
I.Организационный
— Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
1. Работа с дикцией.
(работа в группах) (документ-камера)
Наш Полкан попал в капкан.
Проговорить: 1гр. -медленно, 2гр.- быстро, 1гр.-тихо, 2- громко.
Прочитать с интонацией вопроса на разные слова.
2. Работа со стихотворением. (документ-камера)
Люблю я собаку за верный нрав,
За то, что всю душу тебе отдав,
В голоде, в холоде или разлуке
Не лижет собака чужие руки.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте стихотворение орфографически.
— Какие орфограммы встретили?
— Ребята у кого есть собаки? Можете ли вы их назвать настоящими друзьями? Почему?
II. Актуализация знаний(документ-камера)
Задание 1 группы.
Строки из биографии какого писателя вы прочитали?
Родился 9 сентября в имении Ясная поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье, графский титул был получен его предком одним из первых в России. В 1895 году открыл школу для крестьянских детей. В 1872 создал «Азбуку».
Задание 2 группы.
Какому писателю принадлежит произведение, отрывок из которого вы прочитали?
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник».
А теперь посмотрите на слайд и скажите с произведением, какого писателя вы сегодня познакомитесь? А о ком пойдет речь в произведении вы узнаете, отгадав загадки.
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути,
С царской особой ты не шути. (Лев)
2.Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
– Что означает слово быль?
— Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
— Посмотрите, кто это? (Лев — иллюстрация на слайде)
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
— А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
— Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
— Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)
IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте по — удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
Включается аудизапись были «Лев и собачка». (документ-камера)
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
— Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
— Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
— Где происходит действие? (в зверинце)
— Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Было ли вам кого – нибудь жалко?
Б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
(работа в группах)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!
встать, руки на поясе
поднять руки вверх
5 хлопков руками
поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек.
наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты
Б) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
— Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
1. Первичное восприятие текста.
— Какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ?
Слайд № 10 Можно выбрать нужные чувства.( PROCLass)
2.Анализ текста по вопросам.
1- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
— В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
2- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
— Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
3-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
4-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?
Найди и прочитай это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
5-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .— Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
6- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
— Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
7- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
— Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
—Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
— Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
-С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
— Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
— Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
— Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)
— С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
Вопросы обеим группам
-Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
— Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
— Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Как вы думаете, это настоящая, реальная история? Может ли такое быть в наше время? (документ-камера)
В японском зоопарке Mutsugoro Okoku между хомяком и змеей завязались неожиданно нежные отношения.
Хомяк по кличке Гохан, что на японском языке обозначает "еда", был "презентован" змее по кличке Аочан в качестве закуски в октябре прошлого года.
Живущая в токийском зоопарке 120-сантиметровая рептилия получила такой деликатес после того, как отказалась есть замороженных мышей.
Однако, вместо того, чтобы проглотить 9-сантиметрового хомяка, змея решила подружиться с пушистым зверьком.
Теперь эта странная пара делит одну клетку и спит в одной картонной коробке, не переставая удивлять посетителей и служителей зоопарка
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
— А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
V. Итог урока: рефлексия.
— Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
— Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
— Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
— С каким чувством вы уходите с урока?
Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Ваши творческие работы будут соответственно оценены.
Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.
Источник