В чем состоит главная задача экономики

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

Экономическая деятельность — совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. 2

Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.

  • производство (процесс создания экономических благ и услуг);
  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
  • потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).

Производство:

  • Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
  • Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

  • должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществленным в товаре трудом);
  • должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью — полезностью для потребителя);
  • должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг. 3

Субъекты экономики

Субъектами экономики выступают:

  • домашние хозяйства;
  • фирмы;
  • государство.

Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.

Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).

Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).

Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить). 4

Экономика как наука

Экономика — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономика как наука:

  • основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безграничности потребностей);
  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);
  • особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях).

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.

  • Микроэкономика — наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
  • Макроэкономика — наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство. 5

Функции:

Экономическая наука выполняет ряд функций:

  • познавательная функция — проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;
  • методологическая функция — предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;
  • практическая функция — проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;
  • образовательная функция — проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества — экономической;
  • идеологическая функция — заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый — возможно добавить и другие функции экономики как науки. 6

Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением. 7

Источник

Экономические цели общества

Экономика –особый мир со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Притягательность экономики в том, что, как выразился Дж.М. Кейнс, «…в действительности именно экономисты и политические мыслители правят миром». Экономика, по утверждению Д. Милля, «…имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех нас без исключения». По мнению П. Самуэльсона, человек, систематически не изучающий экономику, «…подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению». Овладение знанием экономики предполагает переход от обыденного (повседневного, на базе жизненного опыта) к научному экономическому мышлению, позволяющему создать целостное представление об экономической жизни общества, сформировать экономический образ мышления, необходимый для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений, для реализации себя как личности (сделать карьеру).

Читайте также:  Вопросы политической экономии Россия Печатная версия

Экономикаобразует каркас цивилизации, поскольку она держит на себе все остальные институты человеческого общества (науку, культуру, образование, государство и т.д.). Экономику можно сравнить со сложным живым организмом, состоящим из «кровеносной и нервной систем», питающих и информирующих все экономические процессы, со своими «болезнями» – безработицей, инфляцией, кризисом и др.

Современная экономика – это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха. Мощь человека на Земле, согласно учению В.И. Вернадского о ноосфере, связана с его мозгом, разумом и направленным разумом его трудом.Экономика– это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества.

Экономическая жизнь общества состоит из разнообразных явлений и процессов, сущность которых не лежит на поверхности их восприятия. Она непосредственным образом связана с целесообразной хозяйственной деятельностью, т.е. с усилиями людей в процессе хозяйствования, основанными на известном расчете и направленными на удовлетворение их разного рода возрастающих потребностей.

Окружающий нас мир можно условно разбить на две части: то, что создано исключительно природой, и то, что создано человеком в его производственной деятельности из материалов природы (материальные блага). И чем больше развивается человечество, тем больше становится вторая часть, что обусловлено объективными законами жизнедеятельности человеческого общества.

Экономика совокупность отраслей и сфер народного хозяйства. Различают сферы материального и нематериального производства. Материальное производство лежит в основе человеческого общества и связано с удовлетворением материальных потребностей людей. К нему относятся: промышленность, строительство, грузовой транспорт, связь, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство. Сюда также входят производство материальных услуг, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальные услуги.

Нематериальное производство включает в себя производство нематериальных благ и нематериальных услуг. К нематериальным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, научное обслуживание, деятельность общественных организаций, управление. К нематериальным услугам относятся: пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения, культура и искусство. Раньше нематериальное производство относили к непроизводственной сфере.

В современных условиях значительно возрастает роль этой «непроизводственной сферы». Ее приоритетность выступает общей закономерностью социально-экономического развития передовых стран мира. В результате наука становится главной производительной силой общества, а образование – источником ее формирования, возрастает наукоемкость и техноемкость современного общественного производства.

Экономика – совокупность производительных сил и производственных отношений (экономический базис общественного производства). Экономический базис в совокупности с надстройкой представляет общественно-экономическую формацию.

Производительные силы выражают отношение людей к природе, их воздействие на природу с целью приспособления ее элементов для удовлетворения своих потребностей. К производительным силам относятся предметы труда, средства труда и рабочая сила. Предметы труда – это сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и т.д. К средствам труда относятся станки, оборудование, автоматика, робототехника и т.д. Рабочая сила является главным элементом производительных сил общества.

Производственные отношения это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основу производственных отношений составляют отношения собственности.

Экономика сфера общественного производства. Различают производство в узком и широком смысле.Производство в узком смысле – это взаимодействие человека и природы, процесс труда, в ходе которого он приспосабливает вещество природы для удовлетворения своих потребностей. Производство в широком смысле включает собственно производство (в узком смысле), распределение, обмен, потребление. Другими словами, это воспроизводство, связанное с возобновлением и повторением процесса производства.

Различают два уровня производства – «индивидуальный» и «общественный».

Индивидуальное производство – это деятельность в масштабах основной производственной единицы (предприятия, фирмы). Общественное производство означает всю систему производственных связей между предприятиями и соответствующей им «производственной инфраструктурой», т.е. отраслями и предприятиями, не производящими самих продуктов, но обеспечивающими их технологическое движение (транспорт, связь, складские помещения и т.д.).

Производству объективно присуще общественное разделение труда –совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности.

Обычно выделяют три уровня разделения труда: внутри предприятия (единичный), между предприятиями (частный), а также в масштабах общества (общий), т.е. разделение труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный.

На первый взгляд, разделение труда только разъединяет производителей, сужая сферу их производительной деятельности. Эту «разъединяющую» сторону разделения труда принято различать как специализацию труда, т.е. это разъединяющее производителей разделение труда в то же время и объединяет их.

Двойственное содержание разделения труда означает, что производству присущ закон «обобществления труда»: чем глубже специализация труда, тем выше его кооперация. Между этими двумя явлениями существует прямая зависимость.

Обобществление труда – объективный закон производства, т.к. вытекает из объективно присущего производству разделения труда.

Углубление специализации труда не знает пределов. Выделяют три ступени специализации труда: «попредметную», «подетальную» и «пооперационную» (вершину разделения труда). Следовательно, беспредельно и обобществление труда.

Читайте также:  Прикольные загадки для застолья с ответами Советы по организации праздника

Различают два типа развития производства: «экстенсивный» и «интенсивный».Первый происходит за счет количественного прироста уже используемых средств производства; второй – за счет качественногообновления средств производства (в результате внедрения новой более эффективной техники и технологии). В реальности эти типы сочетаются, и поэтому правильнее говорить о «преимущественно экстенсивном» или «преимущественно интенсивном» развитии производства.

В ходе производства предприятия испытывают воздействие двух противоположных тенденций:укрупнения (концентрации) и разукрупнения (деконцентрации). При этом укрупнение может происходить не только путем концентрации, но и централизации производства (объединения как насильственным путем в ходе конкуренции, так и мирным путем).

Концентрация производства это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Оно удешевляет производство и придает выпуску продукции высокую эффективность до определенного масштаба производства. Концентрация производства осуществляется по различным направлениям, таким как: горизонтальная интеграция (объединение предприятий одной отрасли), вертикальная интеграция (объединение предприятий по стадиям технологической обработки) и диверсификация (объединение предприятий как по вертикали, так и по горизонтали).

Сегодня в развитых рыночных странах наблюдается противоположная концентрации производства тенденция – дезинтеграция: дробление предприятий, выделение самостоятельных производственных единиц. Это связано с демонополизацией и автоматизацией производства, широким развитием на этой основе сферы услуг, расширением нематериального производства, ростом мелких предприятий, характеризующихся высокой динамичностью, мобильностью, оперативным реагированием на изменение рыночной конъюнктуры. При этом они более экономичны в расходах на управление.

Жизнедеятельность людей в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в расходовании энергии, ресурсов, а с другой – в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом человек в хозяйственной деятельности (экономический субъект) стремится действовать рационально, постоянно сопоставляя выгоды и затраты.

Экономические цели общества.Ответ на вопрос, для чего функционирует и вообще нужна экономика, не однозначный. Совершенно очевидно, что являясь подсистемой человеческой цивилизации, она обеспечивает производство материальных благ, удовлетворяет потребности человека и общества в пище, одежде, жилье и т.д., объем которых закономерно растет. Число видов благ, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей, превышает 25 млн наименований, удваивающихся каждые 30 лет.

Главной общей целью, к которой стремится общество, с учетом материальных, психологических, гуманитарных и других надежд и идеалов является достижение высокого уровня благосостояния всех его членов. В западной экономической литературе к числу основополагающих относят цели так называемого «магического четырехугольника целей»:

1) Достижение устойчивого и соразмерного экономического роста. Экономический рост – центральная экономическая проблема для всех стран мира, так как он является составным элементом экономического развития. Важно добиваться именно устойчивого экономического роста – когда продукция реализована, а спрос на продукцию полностью удовлетворен, и при этом задействованы все производственные ресурсы страны: труд и капитал. Ключевую роль здесь играет человеческий капитал (способности, талант, приобретенные навыки и уровень образования индивидуума). Экономический рост обеспечивает производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, более высокий уровень жизни. Мерой экономического роста служит темп прироста общественного продукта в целом или на душу населения.

2) Обеспечение высокой степени (полной) занятости населения. Предоставление соответствующей работы всем, кто желает и способен трудиться.

3) Обеспечение стабильного уровня цен, стабильности национальной валюты, т.е. противодействие инфляции и обеспечение финансовой стабилизации. Известно, что низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие цены стимулируют производство, но снижают платежеспособную потребность населения.

4) Торговый баланс, т.е. поддержание разумного внешнеторгового баланса страны и международных финансовых сделок, что особенно важно для открытой экономики.

Другими экономическими целями общества являются: экономическая эффективность(получение максимальной отдачи при минимуме издержек), экономическая свобода (предоставление возможности выбора вариантов поведения экономическим субъектам в хозяйственной практике), справедливое распределение доходов (ни одна группа граждан не должна пребывать в нищете, когда другие граждане купаются в роскоши), экономическая обеспеченность (обеспечение существования хронических больных, нетрудоспособных, престарелых и других иждивенцев), охрана окружающей среды.

Экономические цели общества взаимосвязаны, зависят друг от друга. Более того, они могут конкурировать или даже вступать между собой в конфликт. Например, рост инфляции может вызвать сокращение занятости и падение темпов роста экономики. Особенно острое столкновение целей наблюдается в период кризисного состояния экономики. В связи с этим обычно экономические цели «разносят» по времени и решают на основе иерархии и компромисса.

Источник

Задачи экономики

Понятие «экономика» в древнегреческом языке буквально значит «правила ведения домашнего хозяйства». В современности оно имеет несколько значений.

Прикладная экономика — практическое направление экономической науки, основная задача которого в применении теорий, моделей и законов экономической теории.

Экономическая теория — это общественная наука о том, как оптимально использовать ограниченные ресурсы для максимального удовлетворения безграничных потребностей общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Читайте также:  Женский спорт полон сексизма Девушкам тяжелее чем мужчинам страшно стыдно больше сотрясений а вместо ума

Экономика как наука изучает то, как люди используют ограниченные ресурсы в процессе производства товаров и услуг. На практике это дает человеку, к примеру, представление о том, как принимать решения рационально.

Какие задачи стоят перед современной экономикой

Цель экономики как науки — решать основные экономические проблемы человечества. Стимулом для деятельности индивида в обществе является желание удовлетворить свои потребности. Для этого он использует имеющиеся блага: как материальные, так и нематериальные.

Потребность — это нужда в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности в частности и общества в целом. Является мотивом для осуществления экономической деятельности.

Блага — это средства, с помощью которых удовлетворяются потребности. Приобретение благ в экономике называют потреблением.

Экономические ресурсы — это средства для производства благ.

С понятиями потребности и ресурсов связаны два фундаментальных факта экономики.

  1. Экономические потребности общества как совокупности индивидов безграничны.
  2. Экономические ресурсы относительно ограничены. Это значит, что невозможно одновременно и полностью удовлетворить все потребности всех членов общества.

В связи с этим, экономика постоянно имеет дело с выбором, в процессе которого общество разрешает главные производственные задачи.

  1. Что производить? Необходимо понять, какие из взаимоисключающих товаров и услуг нужно производить и в каком объеме, чтобы не допустить избытка или дефицита.
  2. Как производить? Нужно решить, с помощью каких ресурсов и каким способом необходимо производить товары и услуг. На основе этого формируется ценообразование.
  3. Для кого производить? Стоит выбрать, каким образом распределять произведенные товары и услуги между членами общества.

Ответы на эти вопросы должен соответствовать принципам рационального использования ресурсов и максимизации эффективности производства.

В чем состоит главная задача экономики

Основные вопросы и принципы ведут к определению глобальной проблемы экономики как науки.

Основная задача экономики — удовлетворить неограниченные, постоянно растущие потребности общества в условиях ограниченности ресурсов.

В сущности, достичь идеального баланса экономической системы невозможно. Совокупность материальных потребностей превышает производственные возможности ресурсов.

Что относят к поэтапным задачам экономики

Чтобы приблизиться к выполнению главной задачи экономики, наука разрабатывает поэтапные задачи. К таковым относятся:

Источник

8. Экономические цели общества. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом (Что? Как? Для кого?)

Основные вопросы, которые необходимо решить обществу:

Что, то есть какие товары и услуги и в каком количестве, производить

Первый важнейший выбор — какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Как, то есть с помощью каких ограниченных ресурсов и способов их соединения, производить нужные людям блага.

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Эффективность — это ключевое соображение при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идёт с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето.

Для кого производить эти экономические блага.

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Источник