Викторина по обществознанию для 10 класса на тему ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК материал по обществознанию 10 класс по теме

Викторина по обществознанию для 10 класса на тему: «ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК»
материал по обществознанию (10 класс) по теме

Рогач Ирина Егоровна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 10 КЛАССА НА ТЕМУ: «ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК».

Проверить знания учащихся и владение терминологией по теме: «Общество и человек».

Задачи:
1. Воспитательная – развитие логического мышления, тренировка памяти.
2. Учебная – повторение основных понятий, определений.
3. Развивающая – развитие внимательности, находчивости.

Материалы и оборудование:

1.Презентация. (табло с вопросами).
2. Бумага и ручки.
3. Грамоты для победителей.
4. Грамоты для проигравших. (Участников, набравших меньше всего баллов).
5. Интерактивная доска.

Пояснительная записка.

Учитель здоровается с учениками и предлагает сыграть в игру, касающуюся предмета – обществознания. После объясняет стандартные правила викторины:

Правила:

1. В игре принимают участие команды из учащихся 10 классов. В каждой команде по 5-6 человек.

Команды по жребию определяют, кто первый начинает игру. Если команда не сможет ответить, то ход передается другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Работу команд оценивает жюри по специальной схеме

2. Игра способствует закреплению знаний учащихся об обществе и о человеке, полученных на уроках обществознания.

3. Команды по жребию определяют, кто первый начинает, если команда не сможет ответить, ход передается соперникам.

3. Для учащихся, собирающихся сдавать ЕГЭ по обществознанию, игра является одним из этапов подготовки к этому экзамену.

4. Игра способствует правовому образованию и воспитанию учащихся.

5. Игру желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютером и экраном, выводя вопросы на экран. Удобно и учащимся, и зрителям.

Что такое общество ?

Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включается в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Что возникает в процессе совместной человеческой деятельности ?

Взаимодействие между ее участниками.

Что называется общественными отношениями ?

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности.

Объясните понятие культура .

Все созданное человеком, вторая природа .

На какие классификации делится культура ? (примеры)

1. Материальная . (здания, предметы быта, приборы и оборудование т.д.)
2. Духовная (знания, язык, символы, ценности, правила и т.д.)

Каковы основные характеристики общества как системы?

  1. Имеет сложный характер – суперсистема .
  2. Наличие разнокачественных элементов.
  3. Основной элемент – человек.
  4. Постоянное изменение.

Что такое социальный институт ?

Совокупность лиц занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе удовлетворение значимой для общества потребности.

Объясните понятие антропогенез .

Научное исследование происхождения человека.

Назовите четыре основных измерения сущности человека.

Биологическое, психическое, социальное, космическое.

Что такое духовная жизнь людей?

Все богатство чувств и достижений разума, усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Дайте определение понятию мораль .

Система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Что такое идеал ?

Совершенство, высшая цель человеческого стремления, высшие моральные требования, возвышенное в человеке.

Что такое ценности ?

Все наиболее дорогое, святое, что есть у человека и человечества.

Дайте определение понятию мировоззрение .

Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Какие существуют формы чувственного познания ?

Ощущения, восприятие, представление.

После проведения игры-викторины жюри подсчитывает баллы каждой из команд. Победителем считается группа учеников, набравших больше всего баллов. Учитель поздравляет победителей и вручает всем игрокам грамоты.

Игра-викторина с этого момента считается оконченной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по обществознанию для 10 класса по теме «Общество и человек» (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень).

архив содержит три варианта тестовых заданий по обществознанию для 10 класса по теме «Общество и человек» (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень). тесты составлены по типу ЕГЭ. Архив содержит та.

Материал предназначен для использования в 10 классе после прохождения темы «Общество и человек». Задания расчитаны на 1 урок. Контрольная работа имеет структуру заданий ЕГЭ по обществознани.

Проверочный тест для учащихся 10 класса по теме: «Общество и человек»

Данный тест составлен по параграфам первой главы учебника «Обществознание» (базовый уровень) Боголюбова Л.Н.

Обобщающий урок обществознания по теме «Общество и человек» проводится с применением обучающих структур сингапурской техно.

Контрольная работа в двух вариантах. Расчитана на 1 урок. Состоит из трех заданий,:1) значение термина и составление двух предложений с ним. 2) задача 3 ) текст по теме . Соответствует требовани.

Тесты можно использовать для проверки изученного материала по первым изучаемым темам "Общество" к учебнику Л.Н.Боголюбова, 10 класс.

Читайте также:  Что значит частные вопросы

Данные тесты по обществознанию в 10 классе предназначены для подготовки обучающихся к ЕГЭ по темам об обществе, сферах жизни общества, о деятельности и ее структуре.

Источник

Тест по обществознанию: 10 непростых вопросов

Готовитесь к экзамену по обществознанию и хотите освежить знания? Вы попали по адресу! Мы подготовили для вас несколько вопросов, которые не только помогут вспомнить то, что вы уже знаете, но и заполнят пробелы в знаниях по предмету.

Верны ли эти суждения о социальных конфликтах?

Оба суждения верны

Оба суждения неверны

Какая из перечисленных наук не изучает общество?

Что из перечисленного относится к личной, а не кооперативной собственности?

Верны ли эти суждения о выборах?

Оба суждения верны

Оба суждения неверны

Какая отрасль права регулирует сферу имущественных отношений?

Каким термином можно описать все, что создано руками человека?

Верны ли эти суждения о тоталитарном политическом режиме?

Верно только первое суждение, второе же описывает авторитарный режим правления.

Верно только первое суждение, второе же описывает авторитарный режим правления.

Оба суждения верны

Верно только первое суждение, второе же описывает авторитарный режим правления.

Оба суждения неверны

Верно только первое суждение, второе же описывает авторитарный режим правления.

Имеют ли право иностранные граждане, не имеющие гражданства РФ, постоянно проживающие на территории муниципального образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления?

Имеют, без каких-либо ограничений

Согласно ст. 32 Конституции иностранцы имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Не имеют ни при каких обстоятельствах

Согласно ст. 32 Конституции иностранцы имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Только если это предусмотрено международным договором РФ

Согласно ст. 32 Конституции иностранцы имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Только если это предусмотрено федеральным законодательством

Согласно ст. 32 Конституции иностранцы имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Источник

Сферы общественной жизни

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Сферы жизни общества

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

  • производство — создание материальных благ;
  • распределение — разделение созданных благ между производителями, рынками, потребителями;
  • обмен — торговля, бартер;
  • потребление — использование произведенных продуктов.

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Читайте также:  Статья 228 Вопросы подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу

Таблица с примерами сфер общественной жизни

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Источник

Общественная жизнь: особенности и проявления

Под общественной жизнью понимают все процессы, происходящие в нашем обществе. При этом общество рассматривается как некий организм, жизнедеятельность которого, это процессы, напрямую связанные с социумом и происходящие внутри него. В их числе и социальные взрывы, бунты, войны, революции, крестовые походы, праздники, матчи и другие общественные мероприятия, деятельность органов власти, развитие религии и морали, экономические и политические процессы. Эти процессы не обособлены друг от друга, а находятся во взаимодействии, могут развиваться или угасать, влиять друг на друга. Примеры общественной жизни рассмотрены в этой статье.

Факторы

Общественная жизнь редко бывает статичной. Ведь на нее влияет огромное количество различных факторов (как внешних, так и внутренних), многие из которых мы не в силах изменить. Среди них и такие, казалось бы, далекие от общества явления, как всплески солнечной активности. Каждый человек также вносит определенный вклад в жизнь общества и, так или иначе, оказывает на него какое-то воздействие. Например, простая покупка чего-либо в магазине уже отражается на экономике, а какой-нибудь пост в интернете может повлиять (пускай и незначительно) на общественное мнение по тому или иному вопросу.

Общественная жизнь постоянно находится в движении, и каждый человек вносит в нее определенный вклад, влияет на ее направление и интенсивность. Степень влияния разных людей, разумеется, не одинакова, и может меняться с течением времени. Одни становятся популярными, другие, напротив, уходят в тень. Эти процессы часто бывают непредсказуемы.

Социальные отношения

У разных людей по-разному выражены общественные мотивации. Кто-то хочет быть лидером и управлять общественными процессами. Других это, напротив, тяготит или даже пугает. Кто-то желает быть все время на виду, выставляя напоказ, в том числе, свою личную жизнь. Для других же, это, напротив, крайне неприятно. Кто-то желает иметь много друзей и любит шумные компании, другие предпочитают одиночество.

Несмотря на популярность термина «социальные отношения», у ученых нет единого мнения, что именно данный термин означает. Его синонимом является понятие «общественные отношения». На такие отношения влияют и животные инстинкты, и сформировавшиеся социальные устои, и прочие факторы, в том числе, религиозные. Известно, например, что жажда власти очень характерна для приматов. Желание властвовать над другими, управлять обществом, есть далеко не у каждого человека. Насколько оно полезно или вредно для человеческого общества, сказать сложно. Многое зависит и от того, насколько человек, рвущийся к власти, добропорядочен и честен, чьи интересы он будет отстаивать в первую очередь — личные (корыстные) или общественные и т. д.

Животные так же, как и люди, предпочитают разграничивать свою территорию. Они помечают ее границы феромонами. Люди же огораживают высокими заборами, ставят охрану. Борьба за земли идет и на уровне государств. Она нередко приводит к войнам.

Жажда богатства и ее социальная роль

Некоторые люди стремятся разбогатеть не только вследствие желания быть более значимыми в обществе и доминировать над другими, но и по причине захвата в свои личные владения, как можно больших участков земли (аналог борьбы за территорию у животных). Борьба за ресурсы, деньги, материальное имущество, не всегда преследует только экономические или жизненные цели, которые были бы понятны с точки зрения логики. Часто она является проявлением животного инстинкта борьбы за пищу и ресурсы, которых в природе, как правило, не хватает.

Читайте также:  Презентация Своя игра Овеянные славой флаг наш и герб

Аналогичная ситуация и с борьбой за жилье. Некоторые люди хотят богатеть (разумеется, за счет других) все больше и больше, покупать кучу не нужных, но дорогих вещей, например, картин, или недвижимости. Таким образом, то, что для животного является программой к выживанию и оставлению сильного потомства, у людей становится общественно-вредным явлением, мешающим развитию человечества и ведущим к обеднению большого числа людей. Разумеется, у разных индивидов эти желания выражены в разной мере, а могут и отсутствовать вовсе. Поскольку животные инстинкты, к счастью, не у всех людей являются главным жизненным мотиватором.

Основные сферы общественной жизни

Выделяют несколько сфер жизни общества:

  • Экономическая – производство, потребление и распределение материальных благ. Является наиболее важной.
  • Социальная сфера – различные нормы и устои, нравственные ценности, общественные потребности людей (в образовании, медицине, слугах), социальные программы.
  • Политическая сфера – это все то, что касается отношений между социальными группами, а так же отношения каждого человека к власти.
  • Духовная сфера – это сфера творческой жизни общества, связанная с накоплением культурных ценностей и проведением различных творческих мероприятий (фестивалей, концертов и т. д.).
  • Экологическая сфера – принятие экологических норм и правил, борьба за улучшение окружающей среды, экологические мероприятия. Эту сферу ученые добавили в перечень недавно в связи с ее нарастающей важностью для будущего цивилизации.

Заключение

Таким образом, социально общественная жизнь — это комплексное явление, свойственное любому обществу. У разных ученых имеются разные точки зрения на это явление. Общественно-политическая жизнь имеет как биологические, так и чисто социальные основы. Первые — это животные инстинкты, а вторые были выработаны в процессе развития человечества, появления нравственности, морали, религии, науки и техники, экологического сознания.

Источник



Тест. Тест по теме: «Общественная жизнь и общественное развитие»

Общественная деятельность, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти — это .

Варианты ответов
  • Политическая сфера
  • Политическая культура и идеология
  • Политика
Вопрос 5

Что входит в структуру духовной сферы?

Варианты ответов
  • Политические идеи
  • Искусство
  • Президентство
Вопрос 6

К какой сфере относятся министерства, органы местного самоуправления, президент?

Варианты ответов
  • экономическая
  • социальная
  • политическая
  • духовная
Вопрос 7

К какой сфере относятся религия, искусство, образование?

Варианты ответов
  • экономическая
  • социальная
  • политическая
  • духовная
Вопрос 8

Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • К социальной сфере общества относят семью, нации и другие социальные группы.
  • К политической сфере жизни относят рынок, фирмы, банки.
  • К духовной сфере жизни относят религию, искусство, науку.
  • К экономической сфере жизни относят государство, политические партии.
  • Общество включает в себя различные сферы общественной жизни, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Вопрос 9

Правительство приняло постановление о повышении размера пенсий. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Варианты ответов
  • политической и социально-экономической
  • политической и социально-духовной
  • политической
  • социальной
Вопрос 10

Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Варианты ответов
  • Социальной и политической
  • Экономической и социальной
  • Политической и духовной
Вопрос 11

Коммерческий банк финансировал съёмку цикла телепередач о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Варианты ответов
  • Экономической и социальной
  • Экономической и политической
  • Экономической и духовной
Вопрос 12

Начало Великой Отечественной войны привело к переориентации многих советских заводов с производства мирной продукции на военную. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Варианты ответов
  • Политическая и экономической
  • Политическая и духовной
  • Социальной и духовной
Вопрос 13

Парламент государства X принял закон о понижении налогов на прибыль фирм, что способствовало бурному развитию бизнеса. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Варианты ответов
  • Социальной и экономической.
  • Политической и экономической.
  • Политической и духовной.
Вопрос 14

Государство X провело пенсионную реформу, в результате которой был повышен пенсионный возраст. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Варианты ответов
  • Политической и социальной
  • Социальной и экономической
  • Политической
Вопрос 15

Коммерческий банк финансировал организацию выставки русских художников начала XX века. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример?

Варианты ответов
  • Экономической и духовной
  • Социальной и духовной
  • Политической и экономической
Вопрос 16

Переход от менее совершенных форм организации своей деятельности к более совершенным — это .

Источник

Adblock
detector